На Главную.

 

Розин Александр.

Хроники 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Начало создания.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16

 

11. 1966 год. Второе полугодие.

 

По данным американской разведки в июне 1966 г. число советских боевых кораблей действующих в Средиземном море достигло пика после возобновления постоянного присутствия летом 1964 г. В течение предыдущих двух лет нормальное советское развертывание в Средиземном море состояло приблизительно из 10 надводных судов (2-3 крупных боевых корабля (КР, ЭМ, БРК, БПК), 2 небольших боевых корабля (СКР, ТЩ), 2-3 гидрографических судна и 3 вспомогательных судна) и  от 1 до 4 субмарин. В июне 1966 г. на боевой службе в Средиземноморье находилось 20 кораблей ВМФ: 6 субмарин, крейсер, 4 ракетных корабля (БРК, БПК), измененный эсминец класса KOTLIN, 2 минных тральщика, 2 сторожевика, 3 танкера и океанское спасательный буксир.

В июне 1966 г. отряд кораблей в составе БРК пр.57 «Гневный», крейсера « Михаил Кутузов», БПК пр.61 «Комсомолец Украины», «Проворный», «Отважный» являвшиеся ударной группой 9 (Примерно) смешанной эскадры в связи с обострением напряженности на Ближнем Востоке  возглавлял первый заместитель командующего ЧФ вице-адмирал В.С.Сысоев. Подготавливаемый Главкомом на замену командующего ЧФ адмиралу С.Е.Чурсину, Виктор Сергеевич имел возможность проверить свои теоретические знания на практике в Средиземном море, командуя всеми силами. Под его руководством проводилась огромная штабная организаторская работа по отработке действий сил по различным вариантам обстановки, которая постоянно  менялась.

После двух месяцев боевой службы штаб 8 (Примерно) смешанной эскадры капитана 1 ранга Б.А.Вешпорта перешел на БПК «Отважный» (к-2р. Мурзаев Алексей Максимович) и возвратился в Севастополь, передав эстафету другому такому же штабу.

Весной 1966 г. после ремонта в Лиепае на Балтике, черноморские подводные лодки пр.613 «С-96» и «С-97» отправились обратно на Черное море, с выполнением  БС в Средиземное море. 5-10 июня в составе отряда кораблей осуществили деловой заход в порт Сплит (СФРЮ). В июне 1966 г. вернулись в Севастополь.

Около  трёх месяцев лета БПК  «Комсомолец  Украины»  провёл на боевой службе в Средиземном море. Служба прошла спокойно. Обычные задачи - слежение за авианосцами, поиск подводных лодок и другие. Заходов в иностранные порты не было, и большую часть времени мы простояли на якоре в районе острова Китира.

Адмирал Игорь Владимирович Касатонов, служивший тогда командиром БЧ-2 «Гневного» вспоминал: «Мы находились в точке возле восточной оконечности орит. Длилось это около месяца. Конечно, наши ракетный корабль и крейсер были главными объектами, которые особо обеспечивались всеми видами охраны и обороны. Поэтому большие противолодочные корабли чаще нас снимались с якоря, куда-то уходили, возвращались, маневрировали. Со стороны было видно, как они интенсивно используют свои радиолокационные средства.

Обстановка была очень напряженная. Боевые готовности у нас все время менялись в зависимости от ситуации, которая увязывалась с возможным началом боевых действий. Конечно, наш отряд контролировался всеми средствами разведки НАТО, и правильным было то, что мы своими средствами РЭБ не работали. Основная нагрузка легла на большие противолодочные корабли…

…Ежедневно проводились тренировки по связи с флагманским кораблем, периодически - с КП Черноморского флота и ЦКП ВМФ.

Нередко глубокой ночью в середине якорной стоянки всплывали наши подводные лодки и подходили к крейсерам или танкерам, стоящим здесь же в точке. Тогда практически всю ночь мы находились по боевой тревоге. По сигналу флагмана проводились тренировки управляющих зенитным огнем и ракетным оружием.

Американский воздушный разведчик «Нептун» с завидным постоянством прилетал на нашу стоянку и длительное время летал между кораблями на сверхмалой высоте. Прилетали и боевые самолеты, по которым мы проводили учения по ПВО. Таких тренировок и учений в сутки было не менее десяти.

В этой обстановке вся вахта проявляла бдительность, корабельная служба и наблюдение были отлажены. Флагман постоянно контролировал организацию рейдовой стоянки.

Во всех этих действиях и мероприятиях чувствовались жесткие система и управление, нацеленные на совершенствование боевой организации сил, находящихся в Средиземном море.

Нагрузка на личный состав, технику была высокая. Но люди не жаловались. Было ли у нас тогда чувство военной опасности? В общем-то да, но до конца мало кто понимал, что это такое. Считали, что все образуется …

…Через три дня военно-политическая обстановка, очевидно, немного разрядилась, и нам приказали идти в Югославию, в порт Сплит, но без первого заместителя командующего флотом.»

5 по 10 июня отряд кораблей в составе БРК «Гневный», БПК «Проворный», ПЛ пр.613  «С-96», «С-97» и танкера «Фиолент» осуществили деловой заход в порт Сплит (СФРЮ), где отдыхали пять суток.

18 июня корабли эскадры участвовали в учениях. После проведения учений отряд разделился. Вице-адмирал В.С.Сысоев на крейсере «Михаил Кутузов» с двумя БПК убыл в сирийский порт Тартус.

27-29 июня 1966 г. в Севастополе с первым визитом в СССР  находились египетские корабли - эсминцы «Эль Фатих» и «Эль Кахер»,  отрядом командовал контр-адмирал Мохаммед эль-Макки. В беседе с командующим Краснознаменным Черноморским флотом адмиралом С.Е.Чурсиным, Мохаммед эль-Макки заявил: «Мы счастливы, что прибыли в Советский Союз к своим истинным друзьям с первым визитом наших военных кораблей. Считаем, что наш визит послужит дальнейшему укреплению дружбы между флотами и народами обеих стран. Желаем советским морякам и всем севастопольцам всего наилучшего!» Египетские моряки за время визита побывали на кораблях Черноморского флота, осмотрели достопримечательные места Севастополя. Командир эсминца «Эль-Фатих» капитан 2 ранга Мохаммед Али вспоминал: «Я до сих пор восхищаюсь Панoрамой обороны Севастополя. Это бессмертный памятник мужеству русского народа. Понравился мне и город, и его гостеприимные жители».

В конце июня 1966 г. БРК «Гневный» завершил поход, его в Средиземном море сменил БРК пр.57 «Бойкий».

Летом 1966 года в Тирренском море  дизельная подводная лодка проекта 641 (возможно «Б-98») под командованием капитана 2 ранга Александра Георгиевича Бекетова, при очередном всплытии в перископ командир увидел небольшой баркас, подававший сигналы бедствия. Ситуация складывалась непростая. Всплывешь, чтобы помочь рыбакам, - нарушишь условия выполнения своей задачи, и оценка может быть законно снижена.  С другой стороны, уйти, оставить людей без помощи - это тоже не укладывается в сознании. Подводники всплыли и оказали четырем итальянцам помощь. Оказалось четверо портовых грузчиков из Палермо, вышли  в море порыбачить и отдохнуть, но штормом их унесло в море, судно лишилось хода, и десять дней носилась по волнам в стороне от судоходных путей. Продукты кончились, как и питьевая вода, итальянцы из-за жары и отсутствия воды были в тяжелом состоянии.

На долгий разговор не было времени. Лодочный врач лейтенант Суровкин оказал им помощь. Наш матрос-дизелист перебравшийся на барказ, несколько минут повозился с двигателем, и он затарахтел ровно, уверенно. Рыбакам дали горючего, чтобы хватило до Сицилии, консервов, галет, пресной воды и сухого вина. Реакция командования, по факту нарушения скрытности и притупления бдительности, была скорой и жестокой. Над Бекетовым нависла угроза отстранения от командной должности.  Но произошло неожиданное. Добравшись до родных берегов, спасенные рыбаки со своими чадами, домочадцами, друзьями двинули в Рим и по-итальянски темпераментно устроили у советского посольства демонстрацию благодарности от сицилийских властей и граждан города Палермо. О этом от советского консула  стало известно в Москве. Глава МИД А.А.Громыко в разговоре с Министром обороны А.Гречко, узнав, что такой факт гуманизма проявлен нашими подводниками, просил поощрить командира как настоящего интернационалиста. Теперь уже перед старшими начальниками - дилемма: с одном стороны, надо бы поощрить командира лодки. Но с другой стороны... В общем А.Бекетов продолжил службу на подлодках, был награжден орденом, об этом случае рассказала в 1967 году «Красная звезда». Позднее командовал дизельной ракетной ПЛ пр.651 «К-58», был  заместителем  командира 35 ДиПЛ СФ.

В июле 1966 г. в Средиземное море на БС пришла субмарина пр.641 «Б-103» (к-2р.Э.В.Голованов). Вышла в начале июля.  Капитан 1 ранга Эрик Викторович Голованов вспоминал: «При следовании в Средиземное море мне надлежало, согласно боевому распоряжению, пройти Гибралтар ночью в подводном положении. За сутки до подхода к проливу в районе мыса Сан-Винсенто мне не удалось сделать зарядку АБ. Трижды выходил на I ступень зарядки под РДП и трижды пришлось сниматься с РДП срочным погружением из-за сигналов самолётной РЛС. Днём шёл под водой, а ночью начал форсирование пролива. Утром вошёл в Средиземное море с полуразряженной батареей, и вот тут то я был обнаружен противолодочными кораблями НАТО. Видимо, береговая ГАС на мысе Европа меня обнаружила и навела корабли ПЛО. Я попытался оторваться, но из-за низкой плотности АБ сделать этого не смог. На счастье, в это время года в СРМ местами бывает «жидкий грунт». Мы его обнаружили на глубине 40 - 50 метров. Подифферентовавшись под него с небольшой отрицательной плавучестью, застопорил ход, выключил всё, что было можно, даже один из гирокомпасов, прекратил готовить обед, - всё для экономии электроэнергии. Для соблюдения режима «тишины» личному составу было запрещено даже перемещение между отсеков. Для удержания ПЛ под слоем «жидкого грунта»я использовал воздушную шахту РДП, надеясь при этом, что сальники выдержат нагрузку. Когда ПЛ погружалась до 100 метров, шахту поднимали, плавучесть ПЛ увеличивалась, ПЛ по инерции ещё погружалась до 130 метров, затем медленно начинала всплывать. На глубине 70 метров шахту РДП опускали, - и лодка медленно подходила снизу к «жидкому грунту», некоторое время удерживалась на глубине 40 - 50 метров, а затем снова погружалась. Такие манипуляции мы проделывали много раз. «Жидкий грунт» позволял нам не только держаться без хода, но и не давал кораблям ПЛО точно определить наше место. Через несколько часов такой «игры» действующее в этом районе течение вынесло нас к африканскому берегу. Вскоре ни гидролокаторов, ни шумов винтов кораблей ПЛО не стало слышно. Нас потеряли. Ночью всплыли под перископ, встали под РДП на зарядку АБ. По боевому распоряжению мы должны были следовать в район севернее острова Альборан. Посчитав, что мы были обнаружены и как раз там по маршруту движения могут оказаться корабли ПЛО для нашего перехвата, я принял решение следовать в назначенный район не севернее, а южнее острова Альборан. Начал движение в соответствии с принятым решением, о чём донёс на КП ГШ ВМФ. Моё решение было признано командованием как правильное.» БС завершили в декабре, на базу пришли уже после Нового Года в январе 1967 г. По результатам похода командир был награжден орденом Красной Звезды. 

В июле 1966 г. в Средиземном море на БС находилась плавбаза подводных лодок пр.310 «Магомет Гаджиев» (к-3р. Лев Николаевич Потехин). В море она приняла с борта подводной лодки больного матроса Илью Бортникова. Как это было описал военный журналист капитан 2 ранга Баронов О., побывавший на плавбазе в августе 1966 г.: «Волна перехлестнула через надстройку подводной лодки, ударилась в высокий борт плавбазы, обдала людей каскадом брызг и ушла под киль. Лодка повалилась в образовавшуюся впадину.

-  На кранцах! - загремел голос помощника командира капитан-лейтенанта Буяльского.

Следующая волна отбросила лодку довольно далеко от плавбазы.

- Клеть за борт?

Больному требовался полный покой. А тут такой шторм, что лодку того и гляди разобьет о борт корабля. Решили переносить больного в клети при помощи крана. На кран поставили электрика старшину 2 статья Михаила Борисова. В клеть пошел старший матрос Виктор Федулеев. Остальные его товарищи из боцманской команды стали на оттяжки. Когда очередная волна опять повалила корабли друг на друга, клеть оказалась как раз между бортами. И только чутье и мастерство опытного крановщика и хорошего моряка Борисова спасло Федулеева. С превеликим трудом клеть удалось установить на надстройке раскачивающейся подводной лодки. Со всяческими предосторожностями в не поместили больного подводника Илью Бортникова. На подъеме Федулеев заботливо оберегал его от толчков. Наконец клеть с больным оказалась на палубе «Магомета Гаджиева». Матрос поступил в распоряжение врачей. Медики плавбазы уверенно сделали свое дело.»

Первоначально в ответ на посещение египетскими кораблями Севастополя в июне, СССР обратился к египетским властям с разрешением нанести ответный официальное визит в Александрию  с 23 по 28 июля 1966 г. В нем предполагалось задействовать один эсминец, один сторожевик, одну подводную лодку и плавбазу подводных лодок. Возглавить визит должен был начальник штаба ЧФ вице-адмирал Г.Чернобай. Есть причина полагать, что СССР придавал большое политическое значение своему первому официальному визиту, поэтому время визита совпало с официальным празднованием годовщины египетской Революции, и должно было повысить наш престиж и популярность у египтян. Однако, Египет отклонил запрос и предложил перенести время визита на август 1966 г.

1 августа БРК «Бойкий» вышел из Севастополя на БС в Средиземное море. На борту находился начальник штаба ЧФ вице-адмирал Г.К. Чернобай.

3 августа из Севастополя в Средиземное море вышел учебный крейсер пр.26-бис «Слава» (бывший «Молотов»). На борту находились офицеры штаба вновь созданной 21-ой бригады противолодочных кораблей, куда вошёл и крейсер.

Служивший на «Славе» артэлектриком Изя Иосифович Каргерман вспоминал: «…основной целью этого выхода, (помимо факта присутствия кораблей ВМФ СССР в Средиземноморском бассейне), было пеленгование и слежение за подводными лодками НАТО, оснащёнными ракетами "Поларис", с ядерными боеголовками. Эти подлодки, как нам объяснили, два раза в году выходят и занимают позицию, с которой отрабатывается и может быть осуществлён пуск ракет на заданную цель. Именно поэтому крейсер "Слава" и выполнял это важное задание.

Нам предстояло идти в предполагаемые районы нахождения этих лодок, а там разбросать за борт гидроакустические буи через определённые интервалы, охватывая большие участки моря. …

… Каждое утро крейсер поднимал якорь и уходил в заданный район, в течении 2-3-х часов производил сброс буёв, затем становился и бросал якорь до следующего утра. …

…Выброс буёв в Средиземное море производился на протяжении 20-ти дней. Как происходил весь процесс пеленгования, кто непосредственно выполнял технические функции этой программы, и каковы были результаты? Удалось ли запеленговать? Мне это не известно. Исчерпав весь запас буёв… в конце августа "Слава" взяла курс на базу в Севастополь.

Не обошлось и без неприятности. В одну из ночей августа нагрянул шторм, а корабль стоял на якоре. Огромные порывы ветра сорвали цепь и якорь ушел на дно ещё до того, как крейсер успел лечь в дрейф. Так и вернулись в Севастополь с одним якорем.»

6-11 августа 1966 в  Александрии (АРЕ) с официальным ответным дружественным визитом находился отряд кораблей в составе - 2 подводных лодок пр.641 «Б-36» (к-2р.  Л.М.Судаков), «Б-153» (к-2р. В.Чернышов),  БРК «Бойкий» (к-2р. Георгий Венедиктович Чувашин), СКР пр.50 «Пантера» и ПБПЛ «Магомет Гаджиев». (223.стр337.) Во всех публикациях советского периода, заметка в  «Красной звезде» от 7 августа 1966 г., публикация «Пять дней на арабской земле» в журнале «Морской сборник» № 12 1966 г. и так далее говорится, что визит проходил под флагом начальника штаба ЧФ вице-адмирала Григория Корнеевича Чернобая. А вот в последних российских книгах, в том числе «Штаб Российского Черноморского флота». Симферополь «Таврида» 2002 г. стр337, многочисленных публикациях адмирала И.В.Касатонова в том числе «Командую флотом» Книга первая, 2004 г. стр443, ошибочно говорится, что визит возглавлял  1-й заместитель командующего КЧФ контр-адмирал В.С.Сысоев.

Отряд кораблей участвующий в визите с моря прикрывала подлодка пр.641 под командованием капитана 2 ранга Александра Георгиевича Бекетова (возможно «Б-98»). Лодка встала в полумиле от Александрии и там она находилась около 10 дней. Экипаж на берег не сходил, но командир, старпом и замполит побывали на приеме в советском посольстве.

На подходе к Александрии отряд советских кораблей встретил египетский тральщик «Шаркея» под командованием капитана 3 ранга Гамаля Аббаса. Приняв на борт флагманского корабля офицеров связи и лоцмана, отряд направился в порт. Корабли пришвартовались в Западной гавани у причалов пассажирского вокзала. В порту находились сухогрузы и пассажирские лайнеры из Ливана, Италии, Либерии, Югославии и, что особенно приятно, советский транспорт «Сухона». Между прочим, за пять дней стоянки наших кораблей в Александрийском порту побывало пять советских судов.

Командир отряда с группой офицеров нанес официальные визиты главнокомандующему ВМФ ОАР адмиралу Солиману Эззату, губернатору Александрии  господину Хамди  Ашуру, исполнявшему обязанности командующего Северной военной зоной военной зоной бригадному генералу Гумуа Омар Али, принимал на БРК «Бойкий» ответные визиты. Моряки познакомились с городом, возложили венок к памятнику Неизвестного матроса на площади Эль-Тахрир. Вечером 6 августа в помещении городского яхтклуба арабская сторона устроила прием для советских офицеров. Хозяином на нем был начальник штаба ВМФ ОАР вице-адмирал Мохаммед Нашэт. В один из вечеров состоялась встреча с моряками египетского эсминца «Эль-Фатех».

С середины августа и до начала октября действовала 10 (Примерно) смешанная эскадра.

6 августа  1966 г.  первая подводная лодка с крылатыми ракетами на борту вошла на БС в Средиземное море, это была дизельная ракетная субмарина  пр. 651 «К-85» (бортовой номер 190, к-2р. Склянин Игорь Александрович) из   состава 35 ДиПЛ  1 флотилии АПЛ СФ. 15 июля 1966 г. лодка вышла на БС в Средиземное море. Для обеспечения похода на лодке шли заместитель командира дивизии к-1р. Пироженко А.П., зам командира дивизии по ЭМЧ к-2р. Сверчков Б. и Хризман И.Я. Предполагалось что поход продлится 80 суток и моряки вернутся в базу 5 октября. Но реальность оказалась иной. На лодке помимо множества неисправностей дизелей вместо двух был только один перископ, да и тот постоянно запотевал. Уже после м. Нордкап при всплытии в перископ ничего не было видно из-за сильного запотевания. Всю боевую службу пытались осушить, но ничего не получалось. При ходе под РДП в боевой рубке  в результате аварии  баллона ВВД травму получил несший  вахту матрос Уустал из Эстонии. Врач долго хлопотал над состоянием здоровья Уустала, практически от него не отходил, но в условиях ПЛ матросу становилось все хуже и хуже. Командир доложил на ЦКП (центральный командный пункт) флота, что на борту раненый матрос, и нам была дана команда всплыть в точке и передать матроса на гидрографическое судно «ГС-46» (или «ГС-32»). Ночью 5 августа, перед проходом Гибралтара, успешно прошла операция по передаче. Они же через определённое время должны были передать больного на танкер «Дрезден», который следовал в Одессу. Лодка продолжила поход и 6 августа ночью Гибралтар форсировали на глубине 100 м. скоростью 10 узлов. Являясь ударной лодкой «К-85» действовала в Средиземном море по плану патрулируя в районе Балеарских островов. Однако неисправности скорректировали планы. 31 августа единственный  перископ на лодке  вышел из строя, лопнула сферическая верхняя часть перископа. Корабль ослеп. 1 сентября всплыв в надводное положение по приказу из Москвы пошли в базу. В ночь на 4 сентября в подводном положении форсировали Гибралтар. Поход завершен 23 сентября.  

С 10 августа по 20 сентября 1966 г. РКР пр.58 «Грозный» (к-2р. Боронтов Владимир Николаевич) совершил переход Североморск - Севастополь. Переход был совмещен с одновременным выполнением задач боевой службы в Норвежском, Северном и Средиземном морях. Задачи боевой службы были выполнены. Корабль прибыл в Севастополь и ошвартовался к 12-му причалу. Он был переведен в состав Черноморского флота. К этому времени на корабле полностью сменился личный состав срочной службы, но остались многие из офицеров и мичманов, начинавших служить «с киля». Крейсер прибыл на ЧФ с отработанной организацией, с большим опытом боевой подготовки и эксплуатации техники, с опытом двух боевой служб.

Ребизов Владимир Фёдорович старшина II статьи группы ГУРО служивший на нем вспоминал: «…в августе 1966 года переход через всю Европу в Средиземное море и потом в Черное море, в г. Севастополь.

В Средиземном море встали на якорь и стали заниматься покраской и чисткой всего корабля. Стояла жара. Мы получили летнюю форму одежды: легкую рубашку с короткими рукавами и шорты. На палубе были установлены душевые, где мы могли принять душ из соленой воды. Некоторые из нас, забыв о том, что на солнце находиться можно было недолго, получили солнечные ожоги. Конечно, за это время все хорошо загорели, но это было не основное. Основное то, что благодаря нашим усилиям, корабль выглядел как игрушка. Здесь нас застал выход приказа о демобилизации, которому мы все были очень рады. Продолжив переход через пролив Дарданеллы и Босфор, мимо берегов Турции, вышли в Черное море и встали на рейд у г. Севастополь, где нас встречали корабли Черноморского флота. Заменили ленточки на бескозырках с «Северный флот» на «Черноморский флот». В ноябре месяце 1966 года я демобилизовался. Получилось так, что я начинал службу и оттуда же и демобилизовался.»

1 октября 1966 г. в материале «Молодость выходит в океан» газета «Красная звезда» рассказала о походе, который совершили курсанты четвертого курса Каспийского высшего военно-морского училища имени С.М.Кирова в начале осени 1966 г. Эсминец, на котором они проходили практику вышел из Североморска в Севастополь. 16 сентября вошли в Северное море, 20 сентября прошли траверз полуострова Бретань, 24 сентября вошли через Гибралтарский пролив в Средиземное море. Вечером того же дня впервые за 11 суток плавания, встретили советское судно танкер «Гурзуф». 26 сентября прошли Сицилию и 28 сентября пройдя проливом Босфор вошли в Черное море и 29 сентября прибыли в Севастополь. 

В сентябре-октябре 1966 г. слушатели Штурманского офицерского класса в период учебной практики на новом спасательном судне пр.527П «Алтай» СС-22 выполнили плавание по маршруту Севастополь - Североморск, для постоянного базирования на СФ.

С 1 октября по  13 декабря 1966 г. в Средиземном море действовала 11 (Примерно) смешанная эскадра. Ее возглавлял командир бригады БФ капитан 1 ранга Лапшин И.С.,  обязанности начальника походного штаба исполнял Борис Белов, начальником политотдела был капитан 2 ранга Копытов. В составе были: БРК «Зоркий» БФ, эсминцы «Напористый», «Сознательный», подводные лодки - пр.651 «К-156», пр.641 «Б-25», «Б-103», ПБПЛ «Виктор Котельников», МЗРК «Алидада» (к-3р. Андрюшин Виталий Аркадьевич), «Лоцман», «Магнит», «Бакан» (к-3р. М.Е.Неделин), танкеры «Койда», «Десна» БФ, «Золотой Рог», водолей «Сура», буксиры «МБ-160», «МБ-173». 

В сентябре 1966 г. субмарина пр.641 «Б-25» (к-2р. Акатов А.В.) СФ вышла в Средиземное море. До Гибралтарского пролива шли около трёх недель. Гибралтарский пролив проходили в подводном положении. Весь октябрь прошёл в районе поиска ПЛА. Имели три обнаружения ПЛА, которые были подтверждены данными разведки. Время слежения за ПЛА колебалось от 12 до 25 минут. Обнаружения происходили, как правило, в ночное время, один раз - в дневное время. На поверхности в это время целей не наблюдалось ни визуально, ни технически. В ноябре в составе отряда кораблей выполнили деловой заход в порт Алжир. Возвращались на Север вместе с «Б-103», она шла на сутки хода сзади. Новый Год встретили в море, в подводном положении. Все задачи похода были выполнены, подводная лодка получила отличную оценку.

20 сентября 1966 г. спустя шесть недель после исторического посещения отрядом кораблей под командованием вице-адмирала Г.К. Чернобая Александрии, советские военные корабли выполнили по некоторым сообщениям секретное пятидневное посещение порта Саллум.

Осенью 1966 г. военное руководство стран НАТО было вынуждено констатировать что советские корабли обосновались в Средиземном море видимо надолго. Так 27 сентября 1966 г. в Нолфолке заместитель начальника штаба в Атлантическом штабе НАТО контр-адмирал Р. Г. Колберт (R. G. Colbert) констатировал, что в Средиземноморье несколько лет назад «было редким зрелищем, просто увидеть советский военный корабль. Сегодня они поддерживают постоянную военно-морскую силу из пяти - шести военных кораблей, плюс несколько субмарин с плавбазами  и судами поддержки.» Это  «главное изменениев советской стратегии». Районы действия советского флота «непрерывно расширялись в течение последних пяти лет. Советы - теперь понимание преимущества использования океанов для поддержку их целей.» «В некоторых  районах они могут противостоять нам.»

2 октября 1966 г. британская газета “The Sunday Telegraph  сообщила, что у Советского Союза есть сильный флот постоянно находящийся в Средиземном море, и действующий в районах функционирования 6-го флота США. В его состав входят крейсера и эсминцы вооруженные противокорабельными ракетами, подводные лодки, разведывательные корабли и суда поддержки. Бывший командующий 6-м флотом вице-адмирал Уильям Эллис (William Ellis), в интервью сказал, что СССР создал свой Средиземноморский флот “очень спокойно” за последние три года.

В октябре 1966 г. в Средиземное море пришла вторая вооруженная крылатыми ракетами дизельная подводная лодка пр.651 «К-156» (к-2р. Берковченко Виктор Николаевич) из состава  35 ДиПЛ  1 флотилии АПЛ СФ.  Так как «К-85» из-за неисправности перископа вернулась из похода раньше срока. План подготовки второй ДРПЛ пр.651 «К-156» к автономке был сорван. Кроме того двигатели на лодке были с проблемами. Но комдив, контр-адмирал Егоров, скомандовал, чтобы командир Берковченко отошел от причала в назначенное время. «К-156» дошла до Гибралтара, вошла в Средиземное море, но все же выполнить боевую задачу до конца не смогла. Накладывавшиеся одна на одну неисправности, в конечном итоге привели к полной потере хода лодкой в море, вышел из строя и средний дизель и опять по причине негерметичности воздушного холодильника. ПЛ взяли за «ноздрю», пришвартовали к плавбазе и долгих 4 месяца Коломенский завод модернизировал дизеля в условиях Средиземного моря. Дорого это обошлось для нашего военного бюджета, самолеты сделали много рейсов, чтобы доставить на ПЛ тонны грузов, необходимых для работ, да и рабочих и инженеров было на ПЛ предостаточно. Зато больше ДРПЛ пр.651 с недоработанными дизелями за угол не гнали. К тому же на ПЛ в условиях страшной нервотрепки, морального и физического истощения личного состава не выдержало сердце корабельного врача, майора Алимова. Он умер на ПЛ. Командиру приказали тело доставить в базу, не война ведь. Освободили провизионку 1-го отсека от продуктов, на нее работала холодильная машина УФП-2, и туда положили тело врача. На базу вернулись только в начале 1967 г.

В октябре 1966 г. два СКР пр.50 (класс Riga) ВМС Болгарии посетили с визитом Египет.

9 (примерно) октября 1967 г. прошел черноморскими проливами в Эгейское море ЭМ пр.56 «Напористый» (бортовой номер 253, к-2р. Владимир Ермоленко), командир перехода капитан 1 ранга Степан Степанович Соколан.

15-20 октября 1966 г. в Тулон (Франция) с официальным визитом находился ЭМ «Напористый» (к-2р. Владимир Ермоленко),  руководитель визита капитан 1 ранга Степан Степанович Соколан, командир 150-й отдельной бригады ракетных кораблей ЧФ. А вот в последних российских книгах, в том числе «Штаб Российского Черноморского флота». Симферополь «Таврида» 2002 г. стр337, многочисленных публикациях адмирала И.В.Касатонова в том числе «Командую флотом» Книга первая, 2004 г. стр444, ошибочно говорится, что визит возглавлял  1-й заместитель командующего КЧФ контр-адмирал В.С.Сысоев.

Это было первое в советской истории посещение Франции советским военным кораблем. Визит «Напористого» - ответный на посещение 2-4 мая 1966 г. Севастополя и 5-7 мая 1966 г. - Одессы французским эсминцем «Tartu» D636. Первоначально «Напористого» ожидали в городе Вильфранш-Сюр-Мер около Ниццы 29 мая. По рассказам моряков, к визиту тогда хорошо приготовились: кроме военного оркестра, экипажу придали ансамбль песни и пляски Черноморского флота и артистическую группу. Но тогда визит отложили по просьбе французов. Но спустя несколько месяцев визит состоялся.

В честь прибытия «Напористого» все улицы центральной части Тулона, как в большой праздник, были украшены флагами. Согласно программе визита советские моряки в специально предоставленных для этой цели автобусах  осмотрели город, побывали в курортных местах Лазурного берега. Французские газеты отводили визиту советских моряков целые полосы, напоминали о пребывании русских моряков в Тулоне в 1893 г. Многие французы приходили в порт, чтобы осмотреть советский корабль, встретиться с моряками. Только 16 октября на набережной побывало около 10 тысяч жителей Тулона, Ниццы, Марселя и других городов.

На борту корабля помимо экипажа в 290 человек, находился военный оркестр во главе с капельмейстером-майором, двое поваров, назначенных для приготовления парадных обедов, четверо офицеров штаба командующего походом и  группа курсантов 4-го курса ЧВВМУ им. П.С. Нахимова под руководством капитана 2 ранга Н. П. Серова. Пройдя 3390 миль, отстояв 10 часов дублером вахтенного офицера и 10 часов помощником корабельного штурмана, курсанты получили хорошую практику по кораблевождению. Пребывание в иностранном порту, участие в визитах, прием посетителей на корабле - все это положительно сказалось на приобретении навыков, необходимых офицеру в будущей службе.

Самостоятельный выход моряков в город начался  только 17 октября, после прибытия на корабль советского посла во Франции Зорина, это вызвало предположение, что командование не решалось на увольнение под свою ответственность. Моряки выпускались группами по 5-6 человек до шести вечера. Как отмечали представители НТС «большим сюрпризом было то, что на корабле отсутствовали «няньки» (переодетые в морскую форму агенты КГБ, обычно вливаемые в экипаж для слежки за моряками, выходящими на берег в иностранных портах).» 

На проводах эсминца мэр Тулона отметил, что «пребывание советских моряков во Франции, как и недавнее посещение Севастополя и Одессы французским эскадренным миноносцем, представляет собой новое проявление франко-советского сотрудничества в интересах мира в Европе и во всем мире».

10 ноября эсминец Kotlin-класса номер 296 используя прожектор освещая каждое судно в соединении TF-61 в Средиземноморье.

10-14 ноября 1966 г. в порту Алжир с визитом находился отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга И.С. Лапшина в составе  плавбазы  «Виктор Котельников», БРК «Зоркий» (БФ), 2 ПЛ пр.641 СФ «Б-25» (к-2р. А.В.Акатов), «Б-103» (бортовой 399, к-2р. Э.В.Голованов) и ТН «Десна» (БФ). За время визита привели в порядок материальную часть. Офицеры и личный состав отдохнули, по графику побывали на экскурсиях в городе, в местном зоопарке. Впервые на покупки нам выдали валюту. Командование отряда и командиры кораблей нанесли визиты мэру города, начальнику Генерального штаба страны, Командующему Алжирским флотом, послу СССР в Алжире Пегову Николаю Михайловичу. Приёмы в нашу честь были устроены Главнокомандующим ВМФ Алжира Бен-Мусой в частном французском ресторане, послом СССР - в резиденции советского посла.

Был организован приём и на плавбазе «Котельников». Были выступления нашей художественной самодеятельности в самом крупном кинотеатре Алжира «Сиерра Маэстро». Для поддержания нашего духа нам подбросили на БРК из Севастополя часть ансамбля песни и пляски ЧФ. Деловой заход был завершён успешно. Все командиры кораблей были поощрены командиром отряда, а позднее и Главнокомандующим ВМФ.

Капитан 1 ранга Эрик Викторович Голованов вспоминал: «Не обошлось  и  без пикантных моментов.  Я  с группой моряков  ездил на  экскурсию.  Вернувшись из зоопарка, обнаруживаю у себя в боевой  рубке генерала -- начальника генерального штаба алжирской армии, рассматривающего город в перископ. Я повернул  рукоятку  на   шестикратное увеличение,   так он замычал от удовольствия и представился. Он выразил мне большую благодарность за показ корабля и искреннее изумление, что командир БЧ-5 капитан 3 ранга Пугачев, который его сопровождал, все ему объяснил на французском  языке  (Пугачев  им  увлекался).  «Какие  культурные  советские военно-морские офицеры  --  говорил  генерал.

Но когда мне старпом доложил, что на корабле было еще сорок человек экскурсантов (посол СССР запросил на это «добро» из Москвы), у  меня пошли мурашки по спине. Ведь  на  ПЛ  были торпеды с ЯБП.  Только  сыграв боевую тревогу и осмотрев в течение   полутора   часов корабль,  я успокоился.» 

С 15 ноября по 22 декабря 1966 г. 1-я рота морской пехоты  старшего лейтенанта А.И.Мельникова (командиры взводов лейтенанты Вересовой К. И., Руденко В. И., Цхай Л. И., Яковлев В. А), усиленная разведвзводом несла БС на крейсере «Слава» в Средиземном море.

С конца декабря 1966 г. по середину февраля 1967 г. в Средиземном море действовала 12 (Примерно) смешанная эскадра.

Зимой 1966-1967 гг. в Средиземном море у СССР был один крейсер, три эсминца, четыре субмарины и пять вспомогательных судов. В это число входил крейсер «Слава» вернувшийся на Черное море в конце декабря 1967 г., и видимо ряд кораблей сопровождавших его.

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.