Розин Александр.
Хроники 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Начало
создания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
5. Плавный ход БС.
В начале августа 1964 г. завершили БС и
вернулись на Балтику «С-250» и «С-187». Им на смену пришли две подводные лодки 157 БПЛ БФ, пр.613 «С-374» (к-2р. А.Кожевников) и «С-280»
(к-3р. В.Жуковский), несшие боевую службу с 7 августа по 9 октября 1964 г.
Кроме того в августе 1964 г. для несения БС
в Средиземном море пришла подводная лодка СФ пр.641.
В августе в Севастополь с БС вернулся отряд
кораблей (БРК «Прозорливый» и ЭМ «Благородный») под командованием капитана 1 ранга И.П.Журавлева. В своем
докладе командующему флотом и в Главный штаб он писал: «Боевая служба - дело
новое, за недолгий период вскрыто много вопросов, которые требуют решения.
Нужна база в прилегающих к Средиземному морю государствах, куда бы корабли
могли заходить. Обеспечение воздушного прикрытия кораблей при необходимости.
Ударная, ударно-поисковая группа должна состоять из одного-двух кораблей.
Соединение должно быть с хорошо подготовленным штабом и соответственно
отработанной и четко управляемой организацией. Должны быть продуманы вопросы
обеспечения, отдыха, информации (газеты, письма …сигареты и т.д.). и все это при ограниченном
составе боевых кораблей основного, как следует понимать, Черноморского флота,
при необходимости наращивания сил боевой службы по ситуации. Многое виделось
там, но не виделось возможностей. Не исключаю, что не имел должной информации о
перспективах развития флота и замыслах руководства страны, Вооруженных сил,
Военно-морского флота».
Надводные корабли тоже не простаивали.
Тральщики вели обследование намеченных якорных стоянок почти по всему периметру
средиземноморского театра. Плавбаза обеспечивала подлодки и проверяла
возможность использования якорных стоянок. Разведывательные суда отслеживали
американские ПЛАРБ. 10 августа 1964 г. советское разведывательное судно по
западным сообщениям опасно близко прошло рядом с американской ПЛАРБ «James Monroe» SSBN-622 у ВМБ Рота
(Испания).
18 августа, на семидесятые сутки
«безбрежного» пребывания в Средиземном море отряда подводников, на подошедшем
танкере ЧФ, привезли первую почту и кое-что из свежих продуктов.
В середине августа на смену ПБПЛ
«В.Котельников», пришла ПБПЛ «М.Гаджиев» СФ, на нее перешел штаб отряда. «В.
Котельников» 20 августа ушел на ремонт в Севастополь, за время похода он прошел
8500 миль. Северная плавбаза оказалась менее подготовлена к новой работе, да
еще и серьезно заболел командир, его тоже отправили в Севастополь. Замену
прислали только через месяц, а все это время кораблем командовал командир
отряда капитан 1 ранга В.Козлов.
В августе нашим кораблям вновь пришлось
принять участие в судьбе Кипра. Из-за начавшихся столкновений Турция готовилась
вторгнуться на остров, Греция так же собиралась высадить войска для защиты
греков-киприотов. А президент Кипра архиепископ
Макариос обратился за помощью к СССР и Египту.
Военное столкновение удалось предотвратить, но кризис сохранялся.
Турки-киприоты приступили к созданию собственных органов управления, и остров
фактически разделился на две части. Более подробно ситуация с кипрским кризисом
описана в публикации «Миф о превращении
Кипра в средиземноморскую Кубу.»
В период кипрского
кризиса в восточную часть Средиземного моря, помимо находившихся с июня 1964 г.
дизельных подводных лодок Балтийского и Северного флотов и обеспечивающих их
судов, в том числе ПБПЛ «Магомет Гаджиев»,
был направлен отряд кораблей 150-й бригады ракетных кораблей ЧФ в
составе БРК «Прозорливый» (к-2р. П.Огородников) и ЭМ
«Благородный» (к-3р. Ю.Гришанов), отрядом командовал
начальник штаба бригады капитан 1 ранга И.Журавлев. Наряду с
демонстрацией советского Военно-Морского флага корабли должны были осуществить
поиск иностранных АПЛ и определить их маневренные позиции в этой части
Средиземного моря.
Западный историк Стивен
Киш (Kish S.C.) в работе об использовании советского флота в целях внешней политики
«The development of the political utilization of the Soviet Navy 1953 to 1973» изданной в 1977 г. рассматривал факт появления советской эскадры
там, в качестве первой попытки «использовать флот в Средиземном море в качестве
инструмента внешней политики». Киш писал: «Советский лидер
Н.С.Хрущев предостерег Турцию от военного вмешательства в ход
конфликта… Он делал подобные заявления и раньше, но на этот раз
присутствие советской эскадры в Средиземном море придало его словам
политический вес…». При этом доктор С.Киш
подчеркивал, что «хотя нет свидетельств тому, что это заявление оказало реальное влияние
на турецкое правительство, но факт остается фактом - Турция не предпринимала
активных действий на Кипре… Отчасти этот результат можно отнести на долю
присутствия в этом районе советской эскадры…»
4 сентября 1964 г. штаб американского
Атлантического Флота сообщил это 4 группа ПЛО (A.S.W.) наблюдала в трех различных случаях учебные операции с русскими
субмаринами. В них были задействованы три советских вспомогательных судна,
крейсер, два эсминца, минный тральщик и быстроходный буксир. С субмаринами
связывались и на поверхности и в погруженном положении. Как заявил
представитель штаба: "Несколько раз, когда суда двух флотов были рядом друг с другом,
поздравления были направлены сигнальным огнем. Предложения помощи, если нужно,
были сделаны в соответствии с правилами, действующими на американских судах." К примеру когда в августе
противолодочный авианосец «Intrepid» CV-11 обнаружил в Средиземном море советскую подводную лодку
всплывшую для зарядки аккумуляторной батареи он послал ей запрос: : "Нуждайтесь в
какой-нибудь помощи?"
9 сентября 1964 г. на
месяц вышел следующий отряд в составе крейсера пр.68-бис «Дзержинский» (к-2р. А.И.Мищенко) и эсминец (БРК) «Гневный» (14 крылатых
ракет КСЩ) под флагом контр-адмирала Г.Ф.Степанова. Босфор крейсер с
бортовым номером 159 и ракетный эсминец с бортовым номером 229 прошли в 8.20. В
отличие от задач на боевую службу первых отрядов, следили за авианосцами,
проводили учения по ПЛО, ПВО, взаимные РДУ. Первый авианосец «Franklin D. Roosevelt» CVA-42 удалось обнаружить уже на четвертые сутки похода и затем успешно
организовать его сопровождение выдавая целеуказания
(ЦУ). Через несколько дней отряд стоял на якоре у острова Китира, затем в течение месяца выходил на поиски ударного
авианосца «Forrestal» CV-59, отрабатывал заправку
кораблей топливом и водой, был в готовности оказать помощь в борьбе за
живучесть. Второй «Forrestal» был обнаружен в конце БС, уже на обратном пути, когда тот стоял с
визитом на рейде Стамбула.
25-27 сентября три советских судна, крейсер
«Дзержинский», эсминец «Гневный» и плавбаза «Магомет Гаджиев» в течение трех
дней выполняли приказание по слежению в Ионическом море за АУГ. Как заявляли американцы советские корабли опасно маневрировали
рядом с авианосцем «Franklin D. Roosevelt». 24 февраля 1965 г. США заявили протест. Фактически за «Franklin D. Roosevelt» следили крейсер «Дзержинский» и плавбаза «Магомет Гаджиев», а эсминец
«Гневный» отслеживал авианосец «Forrestal».
Служивший на крейсере «Дзержинский» мичман в
отставке Владимир Сасин вспоминал: «Мы прошли два круга
охранения кораблей и начали сопровождать “Франклина Рузвельта”, двигаясь
параллельным курсом. Дистанция до
авианосца сократилась метров до пятисот. Было видно, как взлетно-посадочная
палуба и многочисленные мостики авианосца заполнились любопытствующим служивым
народом с фотоаппаратами. Мы даже невооруженным глазом видели их и работающий
на ВПП обслуживающий персонал в специальных комбинезонах и шлемах. Командованию
авианосца, по-видимому, не понравилась такая близость кораблей, и вскоре на сигнальной
мачте “Франклина Рузвельта” затрепетал флажный сигнал. По международному своду
он означал: “Отойдите от меня - я буду проводить учения с применением оружия и
авиации”.
Крейсер “Дзержинский” чуть изменил курс и несколько увеличил дистанцию
до авианосца, однако продолжал его сопровождать с прежней скоростью.
Американцы действительно начали учения. “Франклин Рузвельт” выпустил по
корме малоразмерную буксируемую мишень. Взлетели самолеты, которые заходили с
разных курсовых углов и поочередно бомбили эту мишень. Эскортирующие эсминцы
открыли огонь из орудий главного калибра в сторону, противоположную от крейсера
и авианосца. Пальба и карусель в небе продолжались довольно долго.
Такая акция устрашения на экипаж “Дзержинского” особого впечатления не
произвела, и корабль с курса не свернул. Командир крейсера капитан 1 ранга
Мищенко и комбриг капитан 1 ранга Степанов, находясь на мостике, спокойно
отслеживали обстановку в бинокли. Через какое-то время, видя, что учебный бой
на русских не производит никакого воздействия, американская авиация изменила
тактику. Истребители-бомбардировщики начали разворачиваться на горизонте и на
высоте в несколько десятков метров проноситься над “Дзержинским”. Причем
скорость самолетов при прохождении увеличивалась так, чтобы взятие звукового
барьера происходило именно над советским крейсером. От каждого такого
воздушного удара “Дзержинский” вздрагивал, как будто стрелял главным калибром.
В довершение ко всему американский крейсер “Бостон” начал опасное
маневрирование и один раз резко перерезал курс “Дзержинскому”.
Тогда и советские моряки решили провести учение с демонстрацией силы.
Была объявлена учебная тревога. Зазвенели колокола громкого боя, и личный
состав занял свои боевые посты согласно боевому расписанию. Неожиданно для американцев
крейсер “Дзержинский” дал два залпа из носовой башни главного калибра. Стрельба
велась прямо по курсу без поворота башен.
Такое развитие событий явно не устраивало американцев. Палубная авиация
прекратила провокационные атаки, а с авианосца на вертолетах быстро
“разбежались” по своим кораблям командиры и сопровождающие их должностные лица.
Скорее всего, на “Франклине Рузвельте” проходило заседание походного штаба, где
старшие офицеры обсуждали со своим командованием план предстоящих действий по оттеснению
советского крейсера от авианосца. Глазеющие с мостиков “зеваки” и пестрая
“обслуга” в комбинезонах тоже мгновенно исчезли. На “Рузвельте” объявили
повышенную готовность и начали производить отрыв от советского крейсера.
За считанные минуты авианосец развил скорость до 30 узлов и через
несколько часов скрылся за горизонтом. Гонка по Средиземному морю не входила в
наши планы, и скоро визуальный контакт с “Рузвельтом” был утерян.»
По западным данным 25 сентября эсминец
«Гневный» с бортовым номером 085 (по классификации НАТО Krupniy) вышел на авианосец «Forrestal» и сопровождал его до 5 октября
вплоть до его прихода в турецкий порт Стамбул. После этого эсминец через Босфор вошел в Черное море, где видимо,
заправился и отправился обратно. Утром 12 октября он встретил завершивший визит
авианосец «Forrestal» и сопроводил в Эгейское море, оставался рядом несколько дней, после
чего ушел домой.
Слабым местом было информирование моряков о
новостях в стране. Так о снятии Н.С.Хрущева моряки узнали случайно. В один из
октябрьских дней к борту плавбазы «Магомет Гаджиев» подошло черноморское
гидрографическое судно. Судно недавно вышло из Неаполя
и его командир показал газеты с публикациями о снятии Н.С.Хрущева. Официально
это сообщение пришло на плавбазу только через несколько дней.
Впрочем, подобное было повсеместно, особенно
с этим случаем, так по воспоминаниям адмирала А.П.Михайловского находившегося
тогда на БС в Атлантике на ракетоносце «К-170» они об этом тоже узнали из
радиоперехвата, а не от командования. Вот как он это вспоминал: «Сутки катились за
сутками, наматывая на лаг ничем не приметные мили боевого патрулирования, если
бы однажды, после очередного подвсплытия на сеанс
связи, в мою каюту не влетел возбужденный замполит.
- Американцы трубят на весь мир, - шептал он, делая значительное лицо,
- что будто бы у нас в стране дворцовый переворот. Никиту Сергеевича Хрущева
якобы сместили со всех партийных и государственных постов. Вот послушайте-ка! -
протянул он наушники от принесенного с собой магнитофона, лента которого
содержала данные радиоперехвата, записанного в сеанс связи. - А наши молчат!
Что делать-то будем!?
- Пригласите ко мне командира, - ответил я, -
будем по прежнему нести свою боевую службу и содержать в готовности оружие. Все, что нужно, нам
сообщит наше командование. Впрочем дезинформация
маловероятна, да и радиоперехват, наверное, не Вы лично вели. Поди-ка уже весь
экипаж новость знает?
- я против того, чтобы обсуждать эту тему, - вмешался в разговор подошедший вслед за замполитом Иван Аликов. - И
ленту эту надо уничтожить. Представляете, что будет, если в политотделе узнают,
что на боевой службе мы слушаем «Голос Америки»!?
- Шила в мешке не утаишь, - парировал я, - к тому же радиоперехват -
это один из методов радиоразведки. Не надо суетиться. Ведите себя спокойно и
разумно. Наблюдайте за настроениями в экипаже и продумайте меры разъяснительной
работы.
Все же чувство раздражения и недоумения, вызванное молчанием
командования, не оставляло меня до самого возвращения в базу, когда в конце
ноября, после швартовки в Западной Лице, мы окончательно убедились в том, что
Центральный Комитет партии отныне возглавляет Леонид Ильич Брежнев…»
В конце октября 1964 г. проведена смена
командования отряда подводных лодок, капитана 1 ранга В.Козлова сменил капитан
1 ранга Григорий Васильевич Лазарев, командир соединения черноморских подлодок.
9 октября 1964 г. из Североморска в Севастополь вышел эсминец пр.30-бис
«Отчаянный». В походе участвовали курсанты третьего курса Каспийского высшего военно-морского
Краснознаменного училища имени С. М. Кирова, пройдя более 5000 миль. 1 октября
1964 г. он был передан в состав ЧФ.
10 ноября 1964 г.
подводная лодка пр.613 «С-70» (к-2р. В.Бежанов)
первой из субмарин ЧФ вышла в Средиземное море на БС. 11 ноября туда же вышла и
«С-74» (к-2р. В.Федоров). 18 декабря они вышли из
Средиземного моря и совершив переход вокруг Европы 29 декабря 1964 г. прибыли в
ВМБ Лиепая. Там провели навигационный ремонт, докование.
Участник того похода капитан 1 ранга Владимир Евстигнеев вспоминал: «…как только мы прошли
Босфор, нас буквально окружили американские корабли: для них в этом районе большой
диковиной была подлодка под советским флагом. Натовцы фотографировали лодку со
всех сторон. В воздухе постоянно висели самолеты разведки. Целое звено
"Нептунов" сменяло друг друга. Но экипаж с поставленной задачей
справился, от преследования оторвался и ни разу за
время перехода не проводил внепланового всплытия. Помог грозовой фронт и
сильный шторм на входе в Эгейское море. "Нептуны" разлетелись, и
командир бригады приказал погружаться. С этого момента и началась боевая служба
продолжительностью в 45 суток.»
Розин Александр.