На Главную.

 

Розин Александр.

Хроники 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Начало создания.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16

 

4. В разных условиях.

 

У вышедших на просторы Средиземного моря советских кораблей не было баз и портов где они могли бы пополнить запасы, отдохнуть. Попытки договориться о заходе советских кораблей в египетские порты закончились безрезультатно.

 Участник похода на подлодке капитан 1 ранга Роберт Абдулович Янборисов, тогда капитан-лейтенант в своем историко-философском очерке «Румбами тревожных миль» писал: «Все понимают, что базирование флота здесь порождает массу проблем. У нас нет ни одной военно-морской базы, чтобы поддерживать корабли в боевой готовности в ходе многомесячных плаваний. Принимается решение применить челночный метод - через каждые полгода одну группу кораблей сменять другой. Вспоминаю, как штурманы плавбаз подводных лодок искали на картах отмели и банки на территории Средиземного моря для постановки на них кораблей на якоря, причем делать это можно было только в нейтральных водах,  не заходя за двенадцатимильную зону территориальных вод прибрежных государств.»

В середине 60-х годов силами Гидрографической службы Черноморского флота была проделана огромная работа по выбору и исследованию мест стоянки кораблей в бассейне Средиземного моря. По результатам было издано Пособие по режиму плавания кораблей и судов ЧФ с характеристикой мест якорных стоянок и крупномасштабные планшеты с отметкой глубин, пеленгами на приметные ориентиры. Эти планшеты очень помогали штурманам при постановке на якорь в точках с малой площадью.

Якорные стоянки, используемые советскими кораблями были разбросаны по всему Средиземному морю, вне территориальных вод. Например три в Эгейском море - у острова Китира и у острова Астипалея для наблюдения за кораблями Шестого Флота, приходящих в порт Пирей (Греция), и на острове Лемнос у входа в пролив Дарданеллы; две вокруг острова Крит; две около Суэцкого канала, в заливе Саллум и в Рас-аль-Канаис; одна в заливе Манфредония у  входа в Адриатику; одна в заливе Сирт; шесть на линии перехода между Западным и Восточном Средиземноморьем, от Сицилии, на Террибль банке и у мыса Пассеро; стоянки были около Мальты, у Хард банки и на островах Лампедус; в заливе Хаммамет; у  Бизерты у острова Галит; в Западном Средиземноморье местами стоянок были ольборан у побережья Марокко, у Челья банки у побережья Испании, около Гибралтарского пролива и к северу от Балеарских островов, чтобы наблюдать Тулонский эскадрон.

Не все из них заняты постоянно, но чаще других использовались № 3 в заливе Хаммамет, № 5 у острова Китира и в заливе Саллум сперва № 12, а после разрыва с Египтом № 52 вне тервод последней. Вот некоторые из  более 60 точек якорных стоянок 5-й эскадры:

№2 - у острова Пантелерия (Италия);

№3 - побережье Туниса (залив Хаммамет);

№5 - у острова Китира, пролив Антикитира (Греция);

№10 - у острова Лемнос (Греция);

№12 - Эс-Саллум (граница Ливии и Египта, она располагалась в территориальных водах Египта);

№13 -  залив Кенаис;

№15 - у восточной части острова Крит, мыс Плака;

№30 - восточнее Мальты;

№38 - пролив Ла-Галит;

№41-42 -  у Мальты;

№52 - залив Мерса-Матрух, у побережья Египта (перенесена из точки №12, вне тервод Египта - «Акимовка»);

№55 - севернее Кипра;

№64 - у берегов Марокко;

№70 - у побережья Франции.

Так что наши корабли в море находились постоянно, и на дежурстве и отдыхая.

У американцев и их союзников таких проблем не было вовсе, их деятельность в Средиземном море проходила в идеальных условиях, некоторое время они отрабатывали действия в море после чего заходили на отдых в один из портов стран НАТО и так в ходе всего нахождения в регионе.

Вот, к примеру, хроника похода крейсера «LITTLE ROCK» CLG-4. 5 декабря 1964 г. он из Норфолка отправился на службу  в Средиземное море, 14 декабря прибыв в Гибралтар и сменил крейсер «SPRINGFIELD»  CLG-7. 21-27 декабря находился в Неаполе (Италия) где справляли рождественские каникулы, затем прибыл 30 декабря в Ла-Специя где встретили Новый год, порт покинули 3 января 1965 г. 5-11 января участвовал в учениях MEDLANDEX 1-65, после чего 11-15 января находился в Тулоне (Франция), 22 января - 2 февраля посещение Канн (Франция), 12-24 февраля в порту Барселоны (Испания), потом переход к итальянским берегам и 5-11 марта визит в Палермо, а 11-14 марта в Мессина (Италия). Опять в море, и 24-30 марта Валетта (Мальта), 1-5 апреля порт Таранто (Италия). Переход в восточную часть Средиземного моря, 15-20 апреля посещение Стамбула и 22-29 апреля Измира (Турция). Возвращение в центральную часть Средиземного моря, 7-17 мая визит в Неаполь (Италия), после чего двинулись на выход из Средиземного, 29 мая - 1 июня визит в Малагу (Испания) и 2 июня вышли через Гибралтарский пролив в Атлантику, 10 июня прибыли в Норфолк.

И это не какой-то исключительный поход, обычный, рядовой можно сказать, стандартный для кораблей в составе 6-го флота.

Вот список основных портов которые посетил американский авианосец «Shangri-La» (CV 38) в ходе своей службы с 15 февраля по 20 сентября 1965 г. в Средиземном море. 6-9 марта Палермо (Сицилия), 11-14 марта Катания (Сицилия),  24-28 марта Валетта (Мальта), 31 марта - 4 апреля Таранто (Италия), 15-19 апреля Истамбул (Турция), 23-28 апреля Родос (оодос, Греция), 7-16 мая Неаполь (Италия), 28 мая - 7 июня Марсель (Франция), 18-27 июня Ливорно (Италия), 3-14 июля Канны (Франция), 27-30 июля Генуя (Италия), 3-9 августа Барселона (Испания), 14-20 августа Пальма (оальорка, Испания), 23-25 августа мая Неаполь (Италия). 27 августа 1965 г. авианосец «Shangri-La» сталкивается с эсминцем «NEWMAN K. PERRY» DD-883 у о. Сардиния. На эсминце погиб один моряк и еще один ранен. Оба судна отремонтированы в Неаполе и вернулись в строй. Однако к этому времени поход «Shangri-La» подошел к завершению и 20 сентября он прибыл в США.

Для сравнения количество визитов советских ВМФ в средиземноморские порты: в 1964 г. - один, в 1965 г. - три, в 1966 г.  - шесть, в 1967 г.  - восемнадцать. Как говорится, почувствуйте разницу.

И нашим морякам приходилось рассчитывать только на свои силы. Для этого приказом начальника  УВС в АСС от 27 июня 1964 г. сформировано нештатное управление группы судов снабжения.

Тыловые службы совместно с кораблями вспомогательного флота постарались организовать снабжение всеми необходимыми видами снабжения корабли в Средиземном море. Так в 1964 г. для кораблей несущих БС было подано 23800 тонн топлива, продовольствия, технического имущества, других материальных ценностей. А уже в 1965 г. -  32 600 (по другим данным 32.380 тонн) тонн материальных средств, в том числе 20.000 тонн топлива и масел, 12.300 тонн воды, 90 тонн продовольствия и другие запасы. Для этого суда вспомогательного флота ЧФ совершили 40 рейсов в районы боевой службы.

Серьезной проблемой среди моряков было поддержание здоровья у личного состава подлодок и надводных кораблей, из-за того что корабли были слабо подготовлены к многомесячному нахождению вдали от баз. Из-за этого  у многих моряков резко возросло в море количество заболеваний, что доставляло много хлопот. Было большое число аппендицитов, потребовавших хирургического вмешательства. Только за пять месяцев 1964 г. на плавбазах было сделано 16 операций подобного рода. А каждая из них выливалась в серьезную проблему.

Участник похода на подлодке капитан 1 ранга Роберт Абдулович Янборисов, тогда капитан-лейтенант вспоминал о этом своем опыте: «Наши дизель-электрические подводные лодки «613» - го и «641» - го проектов были построены в пятидесятые и шестидесятые годы, предназначались для боевых действий в северных и средних широтах. На них не было кондиционеров охлаждения температуры, воздух очищался через регенеративные пластины, которые поглощали углекислый газ и выделяли кислород, каждые два часа химик замерял наличие газов в воздухе закрытого обьема ПЛ. Нам выпала доля плавать в южных морях. В отсеках температура доходила до +40°С.  Подлинным бедствием для нас был выделяемый организмом пот. Форма одежды трусы и полотенце на теле. Я лично, если удавалось, спал в первом, торпедном отсеке на паелах (металлический настил на палубе) между торпедными аппаратами, здесь было прохладнее, чем в микрокаютах.

Активное выделение пота не осталось без последствий для организма. Три дня мучили боли справа, в районе поясницы. Наш корабельный врач стейтенант Лещинский (сын известного ученого Лещинского) поставил диагноз - аппендицит. Порядок операции был таков - нужно разрешение Москвы и согласие пациента. Согласие было дано. Второй  отсек ПЛ, где находится кают-компания офицерского состава, превращается в операционную, включаются кварцевые  лампы, весь отсек моется дезинфицирующими средствами, он перекрывается, хождение через него запрещено. Врач - выпускник Военно-медицинской академии, ассистент - старшина 2 статьи химик - санинструктор. Лещинский задает вопрос - можно ли приступать к операции? Таков порядок, я  его начальник на ПЛ. Даю разрешение... Сделан первый надрез - вскрытие. Врач делает больно, что-то долго возится. Через полчаса говорит, - не могу найти...  Можно, я расширю полость? Отвечаю - можно... Через полчаса вновь вопрос и вновь расширение раны и так без конца.  Чувствую, по крайней мере, так кажется, что я буду разрезан на две части поперек. Шепчу - сколько же можно? В ответ слышу - обезболивающие препараты кончились. Разрешите прекратить операцию, я не могу найти отросток… Задаю вопрос, что же будем делать?  Не просить же помощи у американцев, которые где-то рядом над нами. Чрезвычайная ситуация. Всплыть - значит □ нарушить скрытность, обнаружить себя, сорвать боевую задачу. Короткий совет с Москвой. Москва разрешает всплыть и рекомендует (все равно будем обнаружены американцами) следовать курсом в точку, дается широта и долгота, где стоит на якоре плавбаза подводных лодок «Виктор Котельников».

Всплыли. Рана на животе закрыта салфеткой и перевязана бинтами. Не думал я, что выпускник Ленинградской военно-морской академии имирова окажется со столь низкой хирургической подготовкой. Обучался шесть лет, а вот надо же, так бездарно не справиться с несложной операцией.

Всплыли. Через несколько минут над нами начал барражировать двухмоторный «Нептун», причем американцы очень экономили, топливо, один двигатель самолета всегда был у них отключен - рачительность во всем. Меня положили на железные носилки (очень удачной конструкции), принайтовали к ним и подняли в ограждение рубки.  Шли мы в точку встречи с плавбазой, где готовились к продолжению злосчастной операции. Я лежал лицом вверх и посматривал на небо. Нас постоянно облетал «Нептун», было видно лицо летчика-негра, при очередном подлете к нашей ПЛ он показал кулак. Это как-то не вязалось с тем, что нам постоянно внушали о бедственном положении негров в США, о необходимости быть  солидарными в их борьбе за "свободу" и отмену дискриминации. Жизнь вносила свои коррективы в миропонимание …

Мы шли в надводном положении около десяти часов. Неожиданно небо затянуло тучами, начался шторм в 5-6 баллов. Все волновались. Подойти к борту плавбазы будет сложно. На горизонте открылась плавбаза своими контурами, а шторм все крепчал. Через час мы пошли на швартовку, но лодку ударяла волна о борт плавбазы. Мы рисковали повредить балластные цистерны погружения. На пятом заходе поняли - швартовка невозможна. Принимается решение - развернуть с плавбазы кран, предназначенный для погрузки торпед, закрепить на крюк крана мои носилки, подтянуть трос и через разворот, крана над палубой плавбазы опустить носилки. Была проблема - закрепить крюк на носилки, после третьего захода - разворота крана это удалось, накат волны то поднимал, то опускал лодку,  периодичность этого качания была частой. Но вот мое "бренное" тело над волнами Средиземного моря.  Носилки со мной, наконец-то, над палубой-спасателем, она кажется твердой землей. Меня встретили, если это можно назвать встречей, командир нашего отряда ПЛПЛ капитан 1 ранга Валентин Козлов и начальник политотдела капитан 2 ранга Николай Косолапов. Меня ждала корабельная операционная и бригада хирургов, через 30 минут  мои страдания кончились  Что стоили организму эта борьба и ошибки врачей, я испытываю сегодня... Возвращался домой на борту крейсера "Михаил Кутузов" через Босфор.»

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.