Розин Александр.
Хроники 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Начало
создания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
3. Начало.
С июня 1964 г. корабли советского ВМФ начали нести постоянную вахту в Средиземном море.
9 июня из Либавы вышли две ПЛ пр.613 БФ «С-250» (к-3р. В.Венидиктов), «С-187» (к-3р. А.Семенов) с ПБПЛ «Виктор Котельников» (к-3р. А.Бурыкин). Основной задачей их был поиск американских ракетных подводных лодок. Отрядом командовал капитан 1 ранга В.Козлов, в его распоряжении находился штаб из 12 офицеров. До выхода в Атлантику шли вместе, далее скрытно через Гибралтарский пролив в Средиземное море. К 22 июня подлодки с интервалом в сутки благополучно вошли в Средиземном море. Первая якорная стоянка была у острова Альборан. Самолеты и корабли стран НАТО пристально наблюдали за отрядом. После того как отряд направился на встречу с черноморскими кораблями 26 июня в заливе Хаммамет у Тунисского побережья. Переход туда прошел в сопровождении двух американских кораблей. Действиями подлодок управлял Главный штаб ВМФ.
Для обеспечения кораблей и подводных лодок на боевой службе, директивой штаба ЧФ от 11 июня 1964 г. создается новая организация тыла флота. Ей ставится конкретная задача по подготовке сил к боевой службе и тыловому обеспечению их в Средиземноморской зоне. Этой же директивой предписывается для организации снабжения всеми видами материальных средств сил боевой службы создать группу судов снабжения в составе танкера «Золотой Рог», рефрижераторного судна «Руза», морского буксира «МБ-16», плавмастерской «ПМ-26» и водолеи «Сура» и «Водолей-19». Приказом начальника УВС в АСС от 27 июня сформировано нештатное управление группы судов снабжения. Командиром группы судов снабжения назначен командир 467-го дивизиона судов снабжения капитан 2 ранга Н.И.Киреев.
Не откладывая дело в долгий ящик, в Средиземное море для обеспечения деятельности подлодок тогда же вышли специально направленные для этого два тральщика ЧФ и ряд судов снабжения (водолей, танкер «Золотой Рог», гидрограф и рефрижератор). Помимо этого в Средиземное море вышел отряд боевых кораблей Черноморского флота, который помимо нанесения визита в Югославию должен был поддержать и деятельность подводных лодок.
14 июня 1964 г. отряд кораблей в составе крейсера пр.68-бис «Михаил Кутузов» (бортовой 131, командир - капитан 1 ранга В. Леоненков) и двух новейших БПК пр.61 «Комсомолец Украины» (бортовой 296, капитан 2 ранга А. Исаев) и «Сообразительный» (бортовой 374, капитан 2 ранга В. Синегубов) под флагом командующего Черноморским флотом адмирала С. Чурсина вышел в Средиземное море. При этом оба БПК еще проходили государственные испытания, «Комсомолец Украины» только 23 ноября 1964 г. официально был включен в состав ЧФ, а «Сообразительный» в январе 1965 г. Главной целью был визит дружбы в Югославию (СФРЮ) и демонстрация миру нашего возрождающегося флота, вместе с уже известным в то время флагманом шли два новейших корабля. Отряд осуществил официальный визит в СФРЮ с заходом 18-23 июня в порт Сплит и 23-25 июня в Дубровник.
Капитан 1 ранга Ф.Нуждин
участвовавший в походе, так описал ход визита: «В Сплит мы пришли рано утром. Встреча наших кораблей получилась весьма
прохладной: ни тебе оркестра, ни скопления народа, ни транспарантов с
приветствиями. Так, несколько человек толкались на причале, они и приняли концы
с «Михаила Кутузова», а мы уже лагом ошвартовались к нему. Да и первые выходы в
город были какими-то робкими.
Но постепенно лед отчуждения таял, начались
обмены дружественными встречами на самых различных уровнях. Тут уж мы в грязь
лицом не ударили, а показали и широту русской души, и расположение к
братьям-югославам. При посещении нашего корабля мы не только с гордостью водили
гостей по верхней палубе (на посты не приглашали), но и угощали флотской чаркой
и добрым харчем. Без излишней похвальбы могу сказать,
что получалось у нас это неплохо. Во всяком случае, искренних слов
благодарности мы наслушались достаточно.
Были и мы у них в гостях большими и малыми группами и убедились, что и выпить, и покушать они могут не хуже нас.»
На траверзе островов Строфадес в Ионическом море американский эсминец радиолокационного дозора «Goodrich» DDR-831 светосемафором запросил по-английски крейсер «Михаил Кутузов», флагманский корабль нашего отряда: «Who are you?» (Кто вы?) На невежливый вопрос не ответили. Давно уже рассвело, и американские сигнальщики не могли не видеть на мачте крейсера военно-морской флаг Советского Союза и флаг командующего Черноморским флотом адмирала С.Е. Чурсина. Завершив визит дружбы в порты Югославии, отряд в составе крейсера и двух сторожевых кораблей на обратном пути совершал учебное плавание в центральной части Средиземного моря. Куда он вышел для встречи с отрядом балтийских кораблей пришедших на БС через Гибралтар. Главком ВМФ специально дал приказание провести показательную встречу.
Черноморские и балтийские корабли встретились в понедельник 29 июня. Накануне был воскресный день, и американцы исчезли, словно бы их и не было. Черноморцы даже смогли провести учебные стрельбы по зенитным целям. В другой, день это просто невозможно было сделать - самолеты появлялись один за одним.
Американцы пристально наблюдали за тем, как наши корабли пополняли запасы топлива и воды, которые доставил танкер «Золотой рог», а затем сопровождали нас до залива Габес. Тунисские пограничники даже в шутку спросили: не проводим ли мы учение вместе с 6-м американским флотом?
После прибытия отряда подлодок в точку рандеву и постановки их на якорь, командир отряда капитан 1 ранга В.Козлов со своим заместителем Н.Косолаповым прибыл на борт крейсера с докладом к командующему флотом. От него они получили необходимую информацию об обстановке на театре, уточнили задачи, сроки подхода кораблей ЧФ для работы с ними. На следующий день адмирал С.Чурсин побывал на плавбазе «Виктор Котельников», встретился с подводниками.
Адмиралы 6-го флота США всполошились с появлением у них под носом смешанной советской эскадры: крейсер, две подлодки, два СКР (БПК) и плавбазы. Американская палубная авиация, если и не заслонила неба, то стала нашим порядком надоедать. Кто только не побывал над нашими кораблями: и палубные штурмовики «Скайуорриор», «Скайрейдер», «Скайхок», и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения «Трейсер», и самолеты противолодочной обороны «Треккер», и вертолеты, и уже хорошо знакомые патрульные самолеты «Нептун».
И вот в этих необычных условиях похода проявились выдержка, достоинство, бдительность наших моряков. Появление любого нового корабля на горизонте не было для них неожиданностью. С насмешливым спокойствием наблюдали они за маневрами американских эсминцев и фрегатов, за полетами американских самолетов, которые иной раз чуть не задевали мачту крейсера. Правда, однажды вечером, когда моряки на юте смотрели кинофильм «Тихий Дон», рев моторов очередного «Нептуна» вызвал несколько крепких матросских выражений назойливых по адресу разведчиков.
Видимо, серьезность, и основательность советских намерений произвели на американцев впечатление. И проявилось это весьма оригинально: корабли 6-го флота внезапно перешли на русский язык. Особенно, старательными учениками в русском показали себя эсминцы «Laffey» DD-724, «Johnston» DD-821, «Cone» DD-866 и «Forrest Sherman» DD-931. Один из эсминцев сигналит: «Я - добрый день, товарищи!». Ему вторит другой: «Доброе утро, оставляю свое уважение». «Долго ли вы еще будете здесь стоять? Куда вы собираетесь идти? Возможно, мы пойдем с вами». И даже передают свое восхищение судостроителями: «Мы думаем, что у вас есть красивые корабельщики». Черноморцы, соблюдая традиционную для военных моряков вежливость, отвечают американцам.
Когда крейсер со сторожевиками (БПК) уходил от берегов Африки, американский эсминец дружески просемафорил вслед: «До свидания! Желаю счастливом пути. Надеюсь, что ваше пребывание здесь предоставило вам удовольствие».
В последние дни похода американские корабли уже не попадались.
- Кажется, закончилось наше «совместное плавание», - шутили моряки.
Но когда корабли шли уже обратным курсом, неожиданно отряд замедлил ход до самого малого. Как потом выяснилось, это потребовалось для сложной операции в корабельном лазарете. Ей могла помешать легкая качка крейсера на ходу. Надо было слышать, с какой заботой и тревогой спрашивали моряки о состоянии больного матроса, которому корабельные медики спасли жизнь.
На кораблях на БС в Средиземном море, различные заболевания моряков подлодок и надводных кораблей доставляли много хлопот. Было большое число аппендицитов, потребовавших хирургического вмешательства. Только за пять месяцев на плавбазах было сделано 16 операций подобного рода.
Перед Севастополем командующий объявил благодарность всему личному составу отряда. Крейсер находился 19 дней на ходу, три дня - на якоре и два - в гавани. По итогам первого похода сторожевых кораблей (БПК) в жарких широтах был сделан подробнейший разбор боевой службы. Оказалось, что все же на них не хватает «холода», в нижних каютах офицеров и мичманов очень жарко. Не выслужив своего срока, летят магнетроны радиолокационных станций и многое другое. К тому же явно неприлично на таких кораблях вместо капроновых швартовых иметь стальные. Зато сторожевики в максимально короткий срок снимаются с якоря, очень экономичны по топливу, способны принять вертолет и устойчивы на большой волне.
19 июля вашингтонская газета «Санди стар» сообщая о различных аспектах похода советского отряда писала: «Скорее всего, русские хотели напомнить западным странам, что Средиземное море не является их собственным озером». Но журналисты заблуждались, советские моряки не «напоминали», они там обосновывались на постоянной основе.
20 июня 1964 г. на два месяца вышел в Средиземное море следующий отряд кораблей ЧФ - БРК пр.56М «Прозорливый» (к-2р. П.Огородников), эсминец пр.56 «Благородный» (к-3р. Ю.В. Гришанов) и танкер «Фиолент». Командовал отрядом капитан 1 ранга Илья Петрович Журавлев - начальник штаба 150-й бригады ракетных кораблей. Походный штаб был организован частично из офицеров штаба бригады и офицеров кораблей. Отряд управлялся с КП Черноморского флота.
В июне 1964 г. на спасательном судне «Жигули» слушателей Штурманского офицерского класса в период учебной практики совершили поход по маршруту Севастополь - Североморск.
Балтийские подводники тоже не скучали. Лодки нуждались в планово-предупредительном ремонте и пополнении запасов. Но штормовое море тормозило работу. Помогли моряки с прибывшего из Севастополя танкера «Золотой Рог». Вскоре подошли с ЧФ два тральщика и морской буксир. С их помощью с суточным интервалом подводные лодки отправились на выполнение заданий.
Первой снялась с якоря «С-250», за ней сразу устремились два эсминца США, через полчаса прилетел противолодочный самолет Нептун. В.С Козлов вспоминал: «По заранее разработанной совместно с командирами схеме начали операцию прикрытия. Ночи южные темные, но от современных радиотехнических средств наблюдения не скроет никакая тьма. ПЛ несколько раз выключала ходовые огни, имитируя погружение, с помощью плавбазы я пытался оттеснить эсминцы. Передал семафор с просьбой не мешать маневрированию подлодке. По особому сигналу, прикрытая с двух сторон тральщиками лодка срочно погрузилась, с самолета посыпались маркерные буйки, их подбирал наш буксир. Все это надо видеть и пережить в течение нескольких часов, беспокоясь за укрывшуюся в толщах воды лодку и за безопасное маневрирование нашей разнокалиберной «армады». Отвлекающие маневры удались, мы увели противника от лодки, и та ускользнула от преследования. Другая ПЛ, воспользовавшись суматохой в районе лодки Семенова, погрузилась вблизи якорной стоянки и пошла по плану.»
Через несколько дней командир «С-187» капитан 3 ранга А.Семенов донес об обнаружении ПЛАРБ и слежении за ней в течении 54 минут. В боевых условиях командир ее мог за это время нанести торпедный удар и тем самым решить сложнейшую задачу противоборства.
5 июля командир «С-187» капитан 3 ранга А.Семенов сообщил о двух неприятностях: серьезно заболел матрос и вышла из строя матчасть - прогорел газоотвод. Командир радировал «погружаться не могу, в отсек поступает вода». Лодка всплыла, ее окружили корабли АПУГ (авианосная противолодочная группа) во главе с авианосцем «Интрепид». Плавбаза и тральщик срочно направились на выручку, к ним же направился и морской буксир.
На следующий день вечером спасательный отряд обнаружил «С-187» в окружении трех эсминцев. Плавбаза провела ночную операцию по оказанию помощи лодке, специалисты провели сварочные работы. Утром корабли помогли лодке погрузиться и уйти от преследования.
Шестой флот для противодействия советским подводным
лодкам еще в июне 1964 г. сформировал противолодочную группу HUK (Hunter-Killer group) с задачей
определить местонахождение советских субмарин. Корабли группы в течение года
доложили о 69 подводных контактах и приблизительно 88 контактах с боевыми и
вспомогательными надводными кораблями.
Первые пришедшие на боевую службу в Средиземное море в 1964 г. подводные лодки Балтийского флота пр.613 «С-250» капитана 3 ранга А. Бенедиктова и «С-187» капитана 3 ранга А. И. Семенова оказались в поле деятельности АУС и сразу двух АПУГ. На каждую нашу подводную лодку приходилось 23 корабля, 180 самолетов (в том числе базовой патрульной авиации), в общей сложности это составило 265 человек на одного нашего подводника. В то же время мировая статистика говорит о том, что в Первую Мировую войну на каждую подводную лодку приходилось 16 кораблей, 7 самолетов, и 70 человек - на каждого подводника, во Вторую Мировую войну эти же цифры составили 25 кораблей, 100 самолетов на лодку и по 100 человек на каждого подводника. Но ведь это на все театры военных действий, а здесь только на одном Средиземное море!
В середине июля радиоразведка определила появление в Мальтийском проливе АУГ в составе атомного ударного авианосца «Enterprise» CVAN-65, атомного крейсера УРО «Long Beach» CGN-9, атомного фрегата УРО «Bainbridge» DLGN-25 и 2 эсминцев. На перехват был направлен отряд в составе плавбазы «В.Котельников» и двух тральщиков. 19 июля в 16.20 они вышли на визуальную связь АУГ, легли в кильватер ордеру. Провели запись шумов винтов, сфотографировали корабли. Сделали в центр донесение.
Адмирал Валентин Козлов возглавлявший отряд подводных
лодок вспоминал: «С авианосца получен
семафор. “Прошу не приближаться, начинаю подъем самолетов". Через
несколько минут наблюдали массовый взлет (парное катапультирование) с
интервалом в 20-30 с самолетов "Виджелент".
Вблизи барражировали два вертолета, судя по маневрам - с аварийно-спасательной
целью».
Зрелище
впечатляющее, немедленно донес в Центр о групповом подъеме авиации, по кораблям
объявил «Боевую тревогу». Такой эпизод как раз из примеров начала развертывания
сил для первого ядерного удара по противнику.
Личное
настроение тревожное. Противостояние США и Советского Союза нарастало, к тому
времени назревал американо-вьетнамский конфликт, вскоре переросший в войну. С
авианосца последовал запрос: «Как Вам нравится подготовка нашей авиации?»,
который я оставил без комментариев.
Продолжали
наблюдать и посадку самолетов, зрелище впечатляющее. Некоторые машины
проскакивали палубу авианосца, делали второй заход. В 21 час начались ночные
взлеты и посадки 30 самолетов. По моим запискам около 40 самолетов днем
взлетали за 27 минут, ночью - 18 единиц за 23 минуты. Так в непосредственной
близости мы наблюдали за авиационной ударной группой (АУТ) до 9 утра следующих
суток.
Внезапно, без
каких-либо сигналов с противной стороны, американские корабли произвели
внезапный поворот «Все вдруг». Я со своей группой из трех разнокалиберных судов
оказался внутри ордера. Корабли развили ход около 24 узлов, авианосец нацелился
прямо на плавбазу и проследовал буквально в нескольких метрах от борта нашего
корабля. Когда плавбаза (водоизмещением около 8000 т) под воздействием в десять
раз большей массы авианосца прилично закачалась, я невольно вспомнил уроки из
морской практики о «притяжении» малотоннажных судов проходящими мимо
большегрузными судами.
К счастью, все
обошлось благополучно, хотя в душе остался неприятный осадок от встречи с такой
атомной армадой и носимой ею угрозой миру.
Поставив свои корабли на якорь в заливе
Сидра (у ливийского побережья, конечно в нейтральных водах), вместе со штабом
произвел разбор нашего участия в том незабываемом контакте с «вероятным
противником», поблагодарив Всевышнего за то, что он окончился бесконфликтно.»
Розин Александр.