Розин Александр.
Хроники 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Начало
создания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
14. А рядом была война.
24 апреля из Севастополя в Средиземное море
вышла очередная 14-я смешанная эскадра. Командовал эскадрой капитан 1 ранга
Н.Д.Солдатов - командир 17-й бригады противолодочных кораблей, заместитель по политической части капитан 3
ранга Н. С. Белоусов. Командир эскадры
вышел на СКР класса Riga
(проект 50), который находился в Средиземное море до 24 июня.
На боевой службе тогда
была плавбаза «Дмитрий Галкин» СФ,
обеспечивавшая дизельные ПЛ. Из
атомоходов в конце апреля 1967 г.
вышла на
БС в Средиземное
море ПЛАРК пр.675 «К-131» (к-1р. В.П.Шеховцев, поход обеспечивал зам. командира 11 ДиПЛ, капитан 1 ранга
В.Н.Поникаровский). Участник похода
«К-131» капитан 1 ранга в отставке Вадим Тимофеевич Кулиниченко
(Кулинченко) вспоминает: «В конце апреля 1967
года, когда на сопках еще лежал снег и заполярное солнце
совсем не грело, мы ночью (обычно в походы уходят без шумихи, без
проводов) тихо снялись со швартовов и начали свою боевую службу. Через сутки мы
узнали наши задачи: предстояло скрытно войти в Средиземное море и осуществлять
там патрулирование с целью обнаружения и слежения за АМГ и ПЛАРБ.
До выхода в море мы не могли знать района несения боевой службы, так
как карты получали на все моря и океаны, а задачи были типовые.
Вот перед нами Гибралтарский пролив, который необходимо форсировать в
подводном положении. Чтобы иметь полную уверенность в
определении места, мы всплыли под среднюю и всеми имеющимися средствами
уточнили свое место. Подводники всегда работают по ночам. И когда меня
спрашивали те, с кем мы делились опытом: "Был ли страх при форсировании
Гибралтара?" - ведь все знают, что
ширина его не так уж велика, к тому же известно, чего там наставили англичане,
хотя пролив и международный, - я отвечал честно: "Да!" Бесстрашных людей нет, всем присущ страх в экстремальных ситуациях,
но вот победить его, не дать завладеть им собой, внешне не показать, что ты
боишься или не уверен в чем-то, - это удел смелых людей, а подводники в
основном такие люди, и за свою службу на флоте я очень мало знал случаев, когда
с лодок уходили люди только из-за того, что боялись.
Гибралтар пройден по боевой тревоге. Всплываем под перископ в расчетной
точке и наблюдаем громаду авианосца, который втягивается в Гибралтарский пролив
со стороны Средиземного моря. Возвращается в США. Ночь. Он весь в огнях. Это
грандиозное зрелище.
С правого борта вся в неоне мерцает Сеута, но
мы ее наблюдаем только через окуляр перископа и фиксируем нужное
в журналы...»
1-29 мая 1967 г. слушатели Штурманского
офицерского класса выполнили плавание на эсминце пр.56 «Несокрушимый» по
маршруту Севастополь - Североморск. Корабль совершал межфлотский переход с Черноморского на Северный флот.
В начале мая 1967 г. по американским данным
14-я смешанная эскадра насчитывала приблизительно семь боевых кораблей: эсминец по классификации НАТО Kotlin,
вооруженный зенитными ракетами, два СКР пр.50 (класс Riga),
один СКР пр.35 (класс Mirka), один СКР пр.159 (класс Petya) и два минных тральщика.
9 мая корабли 14 смешанной эскадры отметили
парадным построением четырех кораблей находившихся в точке сбора. Это был 1
СКР, 2 тральщика «БТЩ-68», «БТЩ-259» и
НИСУ или какой другой гражданский корабль. Сбор кораблей не остался без
внимания, над построением кружил американский самолет «Нептун».
11 мая
2 советских СКР пр.35М (класс Mirka II)
«СКР-6» и «СКР-13» проходят Гибралтарский пролив
вступают в Средиземноморье и остаются там
до 22 июня. 3 мая сторожевые корабли
«СКР-6» (к-3р. А.П.Дядюн), «СКР-13» (к-3р. С.В.Никифоров) только что
принятые от промышленности вышли из Балтийска и совершили межфлотский переход в
Севастополь. Руководил переходом
командир 20 дивизии контр-адмирал Игорь
Николаевич Молодцов. По другим данным, старший
на переходе кораблей - А.Г. Шутов.
12 мая в Средиземное
море из Севастополя прибыл отряд кораблей в составе крейсера пр.26-бис «Слава»
бортовой 159 (класс Kirov, к-1р. Болдырев, в Средиземноморье до 25 июня), БПК
пр.61 «Стройный» (к-2р. А.Матюшинский) бортовой 381 (класс Kashin, в
Средиземноморье до 23 июня) и СКР пр.50 (класс Riga,
в Средиземноморье до 16 июня). Отрядом командовал первый заместитель
командующего ЧФ вице-адмирал В.С.Сысоев. Свой флаг он поднял на крейсере
«Слава».
20 мая в Средиземноморье прибыл один советский
ЭМ пр.56 (класс Kotlin), находился здесь до 16 июля.
На 22 мая 14-я
смешанная эскадра имела в своем составе 10 надводных боевых судов (в том числе
крейсер «Слава», БПК пр. 61 «Стройный» (к-2р. А. Матюшинский) СФ, выполнявший переход с ЧФ
на СФ, 6 сторожевых кораблей - два пр. 50 «Пантера», «Ворон», три пр. 35
«СКР-6», «СКР-13», «СКР-53» и один пр. 159 «СКР-40» (к-3р. Антипов)
и пять подводных лодок, в том числе одну атомную - ПЛАРК пр.675 «К-131» СФ,
дизельные пр.633 «С-38», пр.613 «С-100». 3 разведывательных корабля и 3 судна
вспомогательного флота.
23 мая советское разведывательное судно (AGI) начинает слежение за американским авианосцем
«SARATOGA», и осуществляет его до 7 июня.
28 мая советский сторожевой корабль пр. 50
(класс Riga) с бортовым номером 215 начинает слежение
за американским авианосцем «AMERICA»,
поскольку он перемещался в
восточную часть Средиземного моря. В ходе преследования СКР иногда приближался
к авианосцу на 640-914 метров. Сопровождал его до 1 июня, когда
был сменен БПК пр.61 «Стройный» (к-2р. А.Матюшинский) с бортовым номером 381.
30 мая через
Гибралтарский пролив в Средиземное море вошла ПБПЛ «Виктор Котельников» (к-2р. А.Бурыкин) БФ. Она шла транзитом через
Средиземное море в Индийский океан в состав 8-й эскадры обеспечивающей
космическую программу. 18 мая плавбаза вышла из Лиепаи, но реально в поход
пошли только 21 мая, до этого находились на внешнем рейде. 24 мая из Кронштадта
вышли экспедиционные океанографические суда (ЭОС) пр.850 входившие в состав 8-й
эскадры. 29 мая плавбаза у ВМБ Рота (Испания) обеспечили снабжением наш
корабль разведчик, гидрографическое судно «ГС-55», находящееся там несколько
месяцев. 30 мая вошли в Средиземное море. Но так как Суэцкий канал был закрыт,
поход пришлось скорректировать, она была направлена в Севастополь. В
Средиземноморье она была до 8 июня. Информация что она попутно привела две
балтийские подводные лодки проекта 613 «С-154» и «С-160», не подтвердилась. Эти
лодки видимо прибыли раньше, самостоятельно.
31 мая первый отряд советских кораблей, о
проходе которых Турция была уведомлена 22 мая, проследовал черноморскими
проливами. Отряд состоял из плавбазы подводных лодок «Магомед
Гаджиев» (к-2р. Лев Николаевич Потехин) и танкера «Фиолент» (В.Рутько). «Магомед
Гаджиев» находился в Средиземном море до 3 октября.
1 июня турецкие проливы из Черного моря в
Средиземное прошел вспомогательный корабль ЧФ - морской водоналивной транспорт
пр.561 «Сура» (Sure-86-Y, 1957 г., водоизмещение 2255 т., грузоподъемность 1280
т. воды и грузов).
1 июня советский БПК
пр.61 «Стройный» (к-2р. А.Матюшинский) с бортовым номером 381 вооруженный ракетами земля-воздух
начинает сопровождение американского авианосца «AMERICA» в 50 милях к югу от
острова Крит., сменив сторожевой корабль с бортовым номером 215, который
сопровождал авианосец до этого.
2 июня советский эсминец «Настойчивый» бортовой номер 020, плавбаза
«Виктор Котельников» присоединяются к 2 тральщикам (они пришли за три дня до
этого) у Мальты. Они вели наблюдение за британским авианосцем «VICTORIOUS» с 4
фрегатами его эскорта и прибывшими на
остров кораблями Шестого десантного эскадрона (BLT
1/6) американцев. ЭМ «Настойчивый» (к-3р. Л.Иванов,
старший на переходе И.М.Капитанец) вышел 20 мая с
Северного флота в Николаев на ремонт. 1 июня он прибыл в западную часть
Средиземного моря к о.Альборан,
где пополнили запасы топлива от плавбазы «Виктор Котельников». Управление ЭМ
«Настойчивый» с проходом мыса Сан-Винсенте
(Испания) осуществлялось с КП Черноморского флота. Продолжив путь, 2-3 июня
эсминец подошел к острову Мальта в районе Ла-Валетты, где находились 2
черноморских тральщика «БТЩ-68», «БТЩ-259» и оставался там. 4 июня было
получено приказание привести корабль в полную боевую
готовность и на это отпускалось 12 часов. За это время требовалось произвести
окончательное снаряжение всех боеприпасов. После приведения корабля в полную
боевую готовность была установлена боевая готовность № 2 и 30-минутная
готовность съема с якоря. На всех командных пунктах несли вахту офицеры.
Капитан 1 ранга И.М.Капитанец как старший на рейде,
вызвал командиров тральщиков и поставил им задачи по охране и обороне стоянки,
особенно от средств подводной диверсии, а также согласовал график дежурств
кораблей.
3 июня в Средиземное море из Черного начали
прибывать основные силы из тех, что были подготовлены для усиления эскадры
после запроса на проход проливов 22 мая. В течение дня прошли 3 боевых и 2 вспомогательных судна, двумя отрядами, сперва 4
судна, а потом еще одно. Первый отряд из
трех боевых судов и 1 вспомогательного судна вошел в Босфор на рассвете. Отряд
возглавляло вспомогательное судно с бортовым номером 7011, на борту которого
разместился турецкий лоцман помогавший осуществить проводку кораблей, которые сформировала линию приблизительно в
три мили длиной. За вспомогательным судном следовал БРК
пр.56-М «Прозорливый» (к-3р. К.Жилин) бортовой номер 626 (класс Kildin), за ним эсминец пр.56-ПЛО «Пламенный» (к-3р.
Л.Гордиенко) бортовой номер 514 (класс Kotlin) и
замыкал отряд БПК пр.61 «Отважный» (к-3р. А.Мурзаев) бортовой номер 383 (класс Kashin).
Позже в этот же день проливами прошло еще
одно вспомогательное судно с бортовым номером 7035.
В Средиземном море прошедшие боевые корабли
находились: - БРК «Прозорливый» до 31 августа, БПК «Отважный» до 13 сентября и ЭМ «Пламенный» до 13 августа.
3 июля через Гибралтарский пролив в
Средиземное море вошли идущие с Балтики в Индийский океан ЭОС 8-й эскадры. Но
ввиду закрытия Суэцкого канала их завернули в Севастополь.
4 июня с Черноморского
флота прибыл еще один советский боевой
корабль - БРК пр.57-бис «Гневный» (к-2р. А.Тимошенко) бортовой 295 (класс Krupny).
В 4.45 он вошел в Босфор, в 5.45 вышел в Мраморное море и уже в 9.45 был в
Средиземном море. Там он находился до 31 августа.
В этот же день - 4 июня корабль радиотехнической
разведки - «Угорь» проходит Черноморскими проливами в Средиземное море. МРЗК
«Угорь» относился к типу Логгер, шел что бы заменить
однотипный МРЗК «Краб».) Вооружения не имел и хотя числился как военное судно, ему для прохода проливами разрешение турецкого правительства не требовалось. Шел под «легендой» гидрографического судна,
но о его предназначении иностранцы знали, они отмечали, что этот тип судна
оборудован мощными радио-передатчиками
и часто используется для наблюдения. Количество советских разведывательных
судов в Средиземном море в тот период достигло не менее трех-четырех: два
типа Логгер «Краб» и «Угорь»,
упоминаются еще два МРЗК «Белуга» и «Севрюга», полной ясности с ними нет. Если
предположительно «Белуга» это название МРЗК «Бакан» пр. 393А, то о «Севрюге»
вообще ничего не известно. Упоминаются еще ряд разведывательных судов, так в
книге Isabella Ginor,Gideon
Remez «Foxbats Over Dimona: The
Soviets' Nuclear Gamble in the
Six-Day War» говорится о прошедшем турецкими проливами и
вышедшем 5 июня в Средиземное море «гидрографическом судне» «Магнит»
(переоборудованный венгерский сухогруз «Чиатури», в
1960 г. переданный ВМФ). Так это или нет, подтверждения пока нет. Кроме того
функции разведывательных кораблей выполняли и гидрографические суда флота.
5 июня Начало "шестидневной"
войны.
К началу
"шестидневной" войны 1967 г. в Средиземном море в составе 14-й
смешанной эскадры было 25 боевых судов: 10 подводных лодок, из них две атомные
и 15 надводных судов: учебный крейсер «Слава», четыре эсминца, два больших противолодочных корабля, шесть сторожевиков - два пр. 50 «Пантера»,
«Ворон», три пр. 35 «СКР-6», «СКР-13», «СКР-53» и один пр. 159 и два тральщика
«БТЩ-68», «БТЩ-259». Боевые суда располагали 12 крылатыми
ракетами, предназначенными для поражения кораблей, включая четыре с ядерными
боеголовками, шестьдесят зенитных ракет
и десять торпед с ядерными боеголовками. В составе эскадры был значительный
отряд вспомогательных судов, в том числе три плавбазы подводных лодок. На 5
июня у нас в Средиземном море было 10 подводных лодок: 2 атомных ПЛАРК «К-131»
и АПЛ «К-52», 8 торпедных дизельных: четыре пр.641 в том числе «Б-4»,
«Б-109», одна пр.633 «С-38», три пр.613
- «С-100», «С-154» и «С-160». Американцы оценивали количество советских
субмарин в восточной части Средиземного моря как 8-9 единиц.
6 июня 14-я эскадра получила новое
подкрепление, в Средиземное море прибыла группа из пяти подводных лодок
(четыре пр.641 в том числе «Б-7»,
«Б-31», «Б-34» и одна пр.611 «Б-74) и
плавбаза «Федор Видяев» 179 ДПЛ СФ.
6 июня Главнокомандующий ВМФ своей
директивой поставил перед силами боевой службы в Средиземном море следующие
задачи:
- Точно знать места авианосцев и других сил
США и Англии на Средиземном море.
- Продолжать разведку атомных подводных
лодок США и выявлять их районы боевого патрулирования.
- Сопровождать советские транспорты,
следующие с грузами в порты Сирии и ОАР.
- При нападении на советские суда защищать
их как с воздуха, так и с моря.
7 июня турецкими
проливами прошел четвертый отряд советских боевых и вспомогательных судов из
заявленных 22 мая. Утром в 6.40 они вошли в
Босфор, ледокол «Владимир Русанов» (пр.97А, 1964 г.,
ЧМП) вел на буксире ракетный катер, который как планировалось, будет в
Александрии передан ОАР, за ними следовало
гидрографическое судно пр.391 «ГС-36»-«Атлас» (к-3р. Л.Турский). После обеда они
были уже в Средиземном море.
В Средиземном море в этот момент находился единственный советский десантный
корабль. Новый головной БДК пр. 1171 «БДК-10» - «Воронежский
комсомолец», построенный на Прибалтийском судостроительном заводе “Янтарь” в Калиниграде, был принят в августе 1966 г., включен в состав
Черноморского флота, но оставался на Балтике. 24 мая 1967 г. на его борт осуществили погрузку морские
пехотинцы БФ - 4-я рота 336 полка
морской пехоты БФ и усиленный взвод плавающих танков ПТ-76 (командир роты
гвардии капитан Стебловский В. Д., командиры
взводов гвардии старший лейтенант Севастьянов В. И., гвардии лейтенант Петров
В. А., гвардии лейтенант Струнин Ю. И), командир
десанта гвардии майор Падуков Г. И. 25 мая в 9.00 корабль вышел в море и взял
курс на Средиземное море. Во время
прохождения балтийской проливной зоны и позже корабль постоянно
подвергался облетам самолетами стран
НАТО. В начале июня он прибыл в Средиземное море, как раз в это время
резко обострилась обстановка на Ближнем Востоке. БДК «Воронежский комсомолец» с
десантом на борту, получил боевую задачу следовать в Порт-Саид (Египет). 6 июня
около 16.00 по местному времени корабль вошел в Порт-Саид, который непрерывно
подвергался авианалетам ВВС Израиля, и ошвартовался
напротив администрации канала, борт о борт с фрегатом
ВМС Египта. Морские пехотинцы оказались в центре боевых действий. В это время
авиация Израиля господствовала в воздухе, корабли ВМС Египта интенсивно вели огонь
из всех систем по самолетам ВВС Израиля. Перед личным
составом десанта, была поставлена задача в случае необходимости обеспечить
прием на борт корабля советских военных советников и членов их семей, а также
нести противодиверсионную службу по охране корабля против боевых пловцов с
метанием боевых осколочных гранат в ночное время, а в дневное время нести
службу расчетами водолазов путем осмотра кораблей.
После наступлении
перемирия, с 11 июня активность американского и советского флотов в
Средиземноморье постепенно снизилась. С 12 июня по 16 июня шесть советские
боевых кораблей были расположены около Кипра, видимо имея задачу по защитите советских поставок морем в Сирию. Это была
последняя существенная советская военно-морская операция в ходе войны.
11 июня
гидрографическое судно «ГС-43»-«Океанограф» (к-л. В.Никитин) юго-западнее Крита осуществляло слежение
за поврежденным американским РЗК «LIBERTY» и
группой сопровождавших его кораблей в составе эсминца «DAVIS» DD-937 и
морского буксира «Papago» ATF-160.
12 июня вечером американский минный тральщик
«AGILE» MSO-421 отслеживавший советские корабли, располагавшиеся к востоку от острова Крит, опасно
маневрировал. Советский эсминец класса Kotlin
бортовой номер 020 заправлялся от танкера когда
американский тральщик приблизился на 1000 ярдов (чуть меньше километра). Отойдя
от танкера эсминец развил скорость и прошел в 100
ярдах от тральщика. Последнему пришлось остановиться чтобы избежать столкновения, с эсминца Kotlin запустил красную сигнальную ракету.
15-16 июня вспомогательному флоту удалось
восстановить автономность ПЛ «С-100» (пр.613) и «С-38» (пр.633) соответственно до 30 и
60 суток. В июле «С-38» вместе с «С-100» совершили деловой заход в порт Котор (СФРЮ) для выполнения ремонтных работ на заводе ВМФ Югославии
и отдыха. По итогам боевой службы, за успешное выполнение боевых задач командир
ПБПЛ «Магомет Гаджиев» капитан 2 ранга Л.Н.Потехин, командиры ПЛ «С-38» капитан 2 ранга Л.И.Скипидарников
и «С-100» капитан 2 ранга В.Я.Барановский, а также командир 27 БПЛ капитан 1
ранга В.И.Герасимов были награждены орденом Красного Знамени.
Уже после окончания боевых действий на нашей
ПЛ произошла трагедия, «Б-31» (к-3р. О.Бочкарев) получила приказ следовать в восточную часть
Средиземного моря. На переходе 15 июня в трюме центрального поста по
халатности старшины 2-й статьи Власова произошел пожар. Заживо сгорели четыре
моряка. У борта ПБПЛ «Магомет Гаджиев» в течение месяца подводники и прибывшая
из Североморска бригада ремонтников провела ремонт, после этого в середине июля
по приказу ГК ВМФ «Б-31» вышла на
позицию в залив Сидра.
Во второй половине июня продолжилось
наращивание сил 14 эскадры, надводными кораблями в их числе был крейсер
«Дзержинский» и подводными лодками. В том числе ПЛАРК пр.675
«К-125» (к-2р. Захаров А.И., старший на борту НШ 7 ДиПЛ СФ капитан 1 ранга
В.С. Каравашкин) вышедшая на боевую службу с
базы Северного флота 30 мая 1967 г.
17 июня в 6.30 вошли в
Босфор на пути в Средиземное море учебный крейсер «Дзержинский» (бортовой 145)
и эсминец с бортовым номером 452. Это были первые
советские боевые корабли, прибывшие в Средиземноморье через черноморские
проливы после окончания войны.
22 июня пройдя Гибралтарским проливом вошел в Средиземное море «БДК-6» (с 1970 г.
«Крымский комсомолец», к-2 р. Москалев).
Новый БДК пр. 1171 построенный на
Прибалтийском судостроительном заводе “Янтарь” в Калиниграде,
был принят в 30 декабря 1966 г., включен
в состав Черноморского флота, но оставался на Балтике. В мае 1967 г. выполнили переход на СФ где приняли участие в показательных
учениях для руководства СССР. 13 июня в Лиинахамари принял на борт морских пехотинцев СФ.
30 июня
2 советских СДК класса Polnochny LSMs (пр.770 МА)
выдвигаются из Черного моря.
В целом, в течение периода с 24 мая до 14
июля задачи боевой службы в Средиземном море, включая операции, связанные с
предотвращением и локализацией военного конфликта на Ближнем Востоке, были
выполнены 18 подводными лодками (3 атомные, из них две ПЛАРК с крылатыми
ракетами, девять больших дизельных ПЛ пр.641 и четыре
средних ПЛ, одна пр.633 и три пр.613), двадцать восемь надводных боевых судов
(два учебных крейсера, два ракетных корабля, три больших противолодочных
корабля, четыре эсминца, семь сторожевых кораблей, четыре тральщика, четыре десантных
судна и две плавбазы подводных лодок), четыре разведывательных корабля и
одиннадцать вспомогательных судов. Кроме того, для транспортировки топлива из
Севастополя в Средиземное море были зафрахтованы три танкера Министерства Морского Флота.
14 июля создана 5-я эскадра.
Розин Александр.