Розин Александр.
Хроники 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Начало
создания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
10. 1966 год. Первое полугодие.
В январе - начале марта 1966 г. в
Средиземном море действовала 6 смешанная нештатная эскадра. (Примерно)
7 января 1966 г.
эсминец пр.56 «Пламенный» (к-2р. Ю.Л.Рысс) вышел из Севастополя.
14-18 января пришел в Массауа (Эфиопия) с официальным визитом под руководством
первого заместителя командующего ЧФ контр-адмирала В.С.Сысоева, на празднование
Дня ВМС Эфиопии. На праздновании присутствовали корабли и других стран,
французский фрегат «Commandant Rivière»
F-733, британский фрегат «Eskimo» F-119 и американский эсминец «William C. Lawe» DD-763. После завершения визита в Эфиопию, продолжил плавание в Средиземном
море, в феврале (до 14 февраля) вернулись
в Севастополь.
17 января 1966 г. во время дозаправки в
воздухе над Средиземным морем американский стратегический бомбардировщик B-52G
«Стратофортресс» (сер. номер 58-0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля
капитан Чарльз Вендорф) столкнулся с
самолётом-заправщиком KC-135A «Стратотанкер» (сер.
номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) в районе рыбацкого посёлка Паломарес,
муниципалитет Куэвас-дель-Альмансора. Самолеты
взорвались. Погибли все четыре члена экипажа танкера, а также три члена экипажа
бомбардировщика, остальным четырём удалось катапультироваться. Вспыхнувший
пожар заставил экипаж стратегического бомбардировщика применить аварийный сброс
водородных бомб. Четверо из семи членов экипажа бомбардировщика успели его
покинуть. После этого произошел взрыв. В силу с конструктивных особенностей
аварийного сброса бомб, они должны были спустится на
землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.
Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море.
Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора,
недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые
на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с
домом жителя деревушки Паломарес. Спустя день три
утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал
от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной
массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв.
км. 22 января к операции привлекли ВМС. Для проведения поисковых работ была
сформирована эскадра под командованием контр-адмирала Уильяма Геста. Эскадра
насчитывала до 34 кораблей в том числе подводные
аппараты «Алвин» и «Алюминаут»,
свыше 3 тысяч человек. 15 марта было
установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777
м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось
поднять на палубу спасательного корабля «Петрель».
Через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная
операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили 84 миллиона долларов.
Наши моряки и корабли флота участвовали в
доставке и передаче ВМС Египта боевых кораблей. В феврале 1966 г. Балтийский
флот передал египтянам подводную лодку пр.633 (класс "R"), она и последующие поставки заменили
две субмарины пр.613 (класс "W") которые Египет вернул
СССР. Еще две субмарины пр.633 из состава СФ были поставлены в мае 1966
г. В общей сложности пять современных
подлодок пр.633 были поставлены до конца года. Помимо
подводных лодок, передавались и другие корабли и суда. 4-5 ракетных катеров
пр.183Р (класс Komar) были поставлены к уже переданным трем до конца 1966 г., 10-12 ракетных катеров
пр.206 (класс OSA) были
поставлены в 1966 г. Другие поставки в 1966 г. включали десантный корабль
пр.771 (класс Polnocny), несколько десантных катеров пр.106 (класс SMB 1) и буксиры
класса Okhensky.
10 марта 1966 г. для
несения БС в Средиземное море из
Севастополя вышел крейсер пр.68-бис «Михаил Кутузов» (к-1р. В. Леоненков).
Вернулся 27 июня 1966 г. Он стал флагманом для очередной 7 смешанной нештатной эскадры, действовавшей в
марте-апреле 1966 г. (Примерно)
В марте 1966 г. СКР пр.50 «Куница» начал БС в Средиземном. Поход длился примерно 3 месяца.
Капитан 2 ранга в отставке Анатолий Муленко вспоминал: «…я впервые в марте 1966 года на СКР «Куница»
оказался в Средиземном, по-настоящему ощутил психологическое воздействие от
натовского самолета «Фантом».
Мы совершали одиночное плавание технико-экономическим ходом, погода
стояла прямо-таки курортная. Шло учение по обнаружению подводной лодки
условного противника с фактическим использованием одного снаряда РБУ с каждого
борта. По ходу выполнения учебной задачи меня вызвал на мостик командир корабля
капитан-лейтенант Николай Никитин, выпускник ЧВВМУ 1955 года, ныне капитан 1
ранга в отставке. И внезапно прозвучал доклад сигнальщика:
- Правый борт, курсовой 140, угол места 30, «Фантом»!
Солнце слепило глаза. В нарушение международных правил и элементарных
понятий о безопасности полетов натовский летчик провоцировал атаку со стороны
солнца. «Фантом» вышел на наш траверз на предельно малой высоте.
Я увидел улыбающееся лицо пилота. Подняв левую руку, наглец помахивал
ею - дескать, я здесь хозяин. Это был воздушный хулиган, уверенный в своей
безнаказанности. Он понимал: перед ним одиночный корабль, почему бы и не
показать свое превосходство.
На мостике воцарилась гробовая тишина: летчик, сам того не осознавая,
создал конфликтную ситуацию. Ведь на РБУ по электронной системе прошла команда
на залп.
Отменить ее уже было невозможно - работала электросхема.
И действительно, только «Фантом» поравнялся с гюйс-штоком корабля, как из
правого РБУ вылетела предусмотренная учением “бомбочка”.
Огромный огненный факел вырвался из жерла реактивного двигателя снаряда. Бомба
догоняла «Фантом», да так, что рядом с кабиной был заметен огненный смерч.
Пламя чуть ли не касалось самолета. К счастью нашему и пилота, бомба опережала
«Фантом», устремившись на условную лодку.
Включив форсаж, самолет уходил влево, в это
время пошел второй снаряд. И тогда летчик, почувствовав опасность, ушел от
греха подальше. После этого происшествия никто не испытывал нервы нашего
экипажа в течение трех месяцев.»
20-25 марта пять судов ВМФ СССР - крейсер,
эсминец, две субмарины и танкер находились с визитом в Порт-Саиде (Египет). Крейсер
пришвартовался у здания администрации Суэцкого канала. С визитом был посещен
губернатор Порт-Саида. Советским морякам разрешили посетить город, они участвовали
в различных спортивных состязаниях с египетскими моряками. Этот визит получил освещение в местной прессе.
С 17 апреля 1966 г. очередную 8 (Примерно)
смешанную эскадру возглавил командир 27 БРПЛ капитан 1 ранга Вешторт Борис Адольфович. Этот
факт говорит о высоком уровне профессиональной подготовки комбрига, которому
доверили командовать, кроме подводных лодок, надводными кораблями и судами
обеспечения. Начальником штаба эскадры был капитан 1 ранга С. М. Савицкий -
начальник штаба Николаевской бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей, зам
командира но политчасти капитан 2 ранга П. Р. Дубягин - заместитель начальника политотдела 150-й бригады
надводных кораблей, помощник командира по снабжению подполковник В. Н. Орлов -
зам командира по снабжению 11-го учебного отряда подводного плавания. Все они
выполняли свои задачи без освобождения от основных должностей. Действовала
эскадра до июня, флагманом оставался крейсер «Михаил Кутузов». (Примерно)
В апреле 1966 г. американская газета «Нью-Йорк
Таймс» сообщила, что советские военно-морские суда проводили учения в заливе Саллум и что их командам по завершению учений разрешили
сойти на берег.
Дизельная ПЛ пр.613
БФ «С-268» (к-2р. И.Я.Бардьян) 1 апреля - 17 июня выполнила БС в Средиземное море. 22 апреля
прибыла к Алжиру для захода в порт Оран с дружеским визитом. Совместно с
«С-280» заходила в Оран. После визита продолжила поход. Был скрытный подход к
берегам Испании, где упал в море американский бомбардировщик. После этого был
осуществлен переход к берегам Сирии. Планировался заход в порт Латакия с крейсером «Михаил Кутузов», но он был отменен. В
районе о.Крит была произведена дозаправка и пополнение
запасов, после чего 2 июня начала переход на базу в Лиепаю.
25-29 апреля 1966 г. в
порту Оран (Алжир) находился отряд
кораблей в составе плавбазы «Тобол» -
флагман, эсминца, 2 подводных лодки пр.613 «С-268» (к-2р. И.Я.Бардьян) БФ, «С-280» (к-2р.А.Б.Швайгер) БФ и танкера. Это было
первое посещение советскими боевыми кораблями Алжира. «Тобол» посетил Алжир, на пути из Николаева
на Северный флот. Экипажам подлодок подарили по 1200 кг апельсинов, дали
возможность сойти на берег и осмотреть город.
В марте - июле 1966 г.
несла БС в Средиземном море подводная лодка пр.641 «Б-53» 69 БПЛ СФ (к-2р. С.П.Востриков).
14 мая 1966 г. танкер «Грозный» прошел близко с американской
подводной лодкой «Sea Robin» SS-407 когда она осуществляла поиск торпеды в Средиземноморье.
12-16 мая 1966 г. три наших гидрографических судна находились в
порту Алжир.
В мае 1966 г. адмирал флота С.Г. Горшков в
третий раз посетил Египет. Он прибыл в составе делегации, которую возглавлял
председатель Совета Министров СССР А. Косыгин.
16 мая 1966 г.
ПЛАРК пр.675 «К-22» (к-1р. В.Поникаровский)
СФ вышла на первую БС в Средиземное море. БС продолжалась 49 суток.
В конце весны
1966 г. с Севера в Средиземное море на боевую службу отправились 3 дизельных подводных лодки проекта 641, одна под командованием капитана
2 ранга Александра Георгиевича Бекетова (возможно «Б-98»), две остальные вероятно «Б-36» (к-2р. Л.М.Судаков) и «Б-153» (к-2р. В.Чернышов).
Переход в надводном положении через Баренцево, Норвежское и Северное моря,
через Ла-Манш, в Бискайском заливе погрузились и пошли под водой. Всего поход
длился более 3 месяцев, и видимо завершился в сентябре.
Розин Александр.