Розин Александр.
Операции ВМС Франции по блокированию
морских поставок алжирским патриотам в 1954-1962 гг.
4. Операции 1956 и 1957 гг.
Действия ВМС в 1956 г.
Поскольку
прибрежные патрули были достаточно эффективны, чтобы препятствовать выгрузке
оружия и оборудования непосредственно на алжирском побережье, все грузы,
посылаемые, чтобы поддержать восстание, направлялись в Марокко, Тунис или
Ливию. А это означало, что они должны были перехватываться в открытом море, вне
территориальных вод этих стран. Что в свою очередь вело к протестам в связи с
нарушением свободы мореплавания. Так что задержания судов могли выполняться
только на основе достоверной информации, для избегания обвинений в нарушениях.
И в этих условиях эффективность морского патруля по существу зависела, от
активной работы разведывательных служб.
Начавшаяся
в ноябре 1954 г. война в Алжире подтолкнула Париж к более тесному
сотрудничеству с Тель-Авивом. Причиной тому стало решение Насера о поставках
египетского оружия Армии национального освобождения Алжира (АНОА). Поставки
начались в конце 1954 г., и во многом благодаря им алжирские повстанцы успешно противостояли французским
войскам.
С 1
ноября 1954 г. по 31 октября 1956 г. французские войска и «силы безопасности»
потеряли почти 3 тыс. человек только убитыми и более 8 тыс. единиц оружия.
В
1956 г. все вооруженные формирования ФНО имели в общей сложности около 50 тыс.
единиц различного оружия, в том числе 20 минометов калибром от 40 до 60 мм, 200
станковых и ручных пулеметов, 1,5-2 тыс. автоматов, 12 тыс. боевых винтовок и
карабинов, 35 тыс. охотничьих ружей и пистолетов.
За
1956 г. патриоты провели 30 450 различных операций - больше, чем за любой
другой год войны. Только за последние три месяца власти зарегистрировали 8888
«инцидентов» - всего на 20% меньше, чем за весь предыдущий год.
По
французским данным в 1956 г. партизанам оружие было отправлено, по меньшей мере,
на четырех судах. 27 апреля венгерское судно «INTISSAR» выгрузило в заливе Габес 50 тонн
вооружений отправленных из Александрии. В мае датский корабль «Emma» доставил в Марокко
50 тонн взрывчатки и 500 000 детонаторов, из Бельгии. 18 сентября западногерманское судно «GERTRUD»
доставило 20 тонн вооружений из Гамбурга в Триполи (Ливия). В сентябре 1956 г. египетское судно «DINA» доставило 314
тонн вооружения из Александрии в Надор (Марокко).
Но
военная и гражданская администрация Франции в Алжире не оставляла настойчивых
попыток овладеть положением и
перехватить стратегическую инициативу. В 1956 г. ей удалось нанести
алжирской революции и ее вооруженным силам два
серьезных удара.
В
1956 г. начальник израильской военной разведки «Аман» Харкаби
через военного атташе во Франции полковника Нирши
установил прямой контакт с генеральным директором Службы внешней документации и
контрразведки (SDECE) Пьером Бурсико. В результате
между ними была достигнута договоренность об обмене информацией по Египту,
Алжиру и другим арабским странам. Уже в мае 1956 г. израильтяне передали SDECE
материалы о лидере алжирских повстанцев Ахмеде Бен-Белле, маршрутах передвижения его людей и каналах
доставки египетского оружия. На основе израильской информации в середине октября 1956 г. французы
перехватили в Средиземном море, следующее из Александрии судно «Athos» (в советской литературе судно называют как «Афон», «Атос»), на борту которого находилось 70 тонн оружия,
предназначавшегося АНОА.
16 октября 1956 г. на траверзе Орана у алжирского побережья
корабль французского ВМС - шлюп «Commandant de Pimodan» F-739 остановил и
задержал в международных водах судно «Suint-Briuvrls»
не имевшего никакого флага, ни судовых бумаг на обнаруженное на борту оружие. Как
оказалось, это была 400-тонная яхта «Athos»,
владельцем яхты был Ибрахим Бен Мохамед
(Ibrahim Ben Mohamed), на следствии он сказал, что яхта является
собственностью египетского правительства.
Яхта
«Suint-Briuvrls»
- старый английский минный тральщик приобретена в июле 1956 г. у греков,
подставным лицом, выбранным египетским майором Fethi Dib, суданским предпринимателем Ибрахимом
Нэаль (Ibrahim Nayal). «Suint-Briuvrls» 12 сентября была принята в Бейруте и оттуда
переведена в Александрию 13 сентября, где получила наименование «Athos». Экипаж завербованный
египетским майором Fethi Dib
состоял из грека Вассилев (Vassiliev)
в качестве капитана, итальянца Сартори (Sartori) в качестве старпома, киприота Каковени
(Cacovenis) - радиста.
Сделка
не прошла мимо внимания израильской разведки Мосад, который сообщил об этом
SDECE.
Количество
груза, которое предполагалось перевезти партизанам ФНО, используя
новоприобретенную яхту, за несколько рейсов составляла приблизительно 450 тонн,
в том числе 2000 ружей Enfield 303, 190 ружей Mauser, 100 ружей Hown, 250
автоматов Beretta, 250 автоматов BREN, 20 пулеметов Vickers, 1 миллион патронов, 500 гранат, 100 минометов с их минами.
В
ночь с 3 на 4 октября она покинула порт Александрии, имея на борту 70 тонн
оружия и боеприпасов, и 6 алжирцев шедших в качестве пассажиров. Оружие 1.997
канадские винтовки, 152 штыка, 242 9-мм
автомата, 276.000 патронов, 75 минометов и 1.860 ручных гранат, предназначавшихся
подразделениям пятого округа. Грузили 159 египетских военных. Как на следствии признался владелец яхты, оружие предназначалось
алжирским патриотам, его они должны были передать на рыбацкие лодки у границы
Марокко и Алжира.
Захват
«Athos» французским флотом Бен Белла потом считал
наиболее катастрофической из всех неудач в деле переброски оружия в Алжир. Дело
«Athos» было использовано Францией для обвинения
Египта в ООН. 23 октября премьер-министр Франции Ги Молле объявил, что Франция отзывает своего посла из Каира и
подает на Египет жалобу в Совет Безопасности. После этого оружие АНО получала
главным образом из социалистических стран, используя морские суда Египта,
Болгарии и Югославии.
22
октября французская секретная служба провела против зарубежного центра ФНО
наиболее провокационную из своих операций «Тэнтэн». Был захвачен самолет марокканской линии Рабат
- Тунис, на котором находились пять
членов НСАР: Бен Белла, Хидер, Аит
Ахмет, Лашраф и Будиаф. Французский экипаж по приказанию из Алжира изменил
курс и приземлился на алжирском аэродроме где члены
НСАР были арестованы и препровождены в тюрьму. Арест руководителей НСАР, гибель
многих полевых командиров, героев освободительного движения, значительно
осложнили положение АНО. В рядах АНО, особенно среди ее командиров, обострились
разногласия вызванные политическими, религиозными противоречиями.
В
течение октября 1956 г. французские корабли и самолеты отследили 600 судов,
перехватили 285 из них, обыскали 69 и 21 судну вынудили изменить порт прибытия.
Удар
французов по сопротивлению, был ощутим, но он не прервал снабжение.
В
ноябре 1956 г. египетское судно «AL KAHIRA» выгрузило в Сеуте
(Испанское Марокко), груз оружия.
21
декабря 1956 г. Абдельхамид Буссуф
(Boussouf) организовал доставку из Кадиса (Испания) в
Марокко 70 тонн взрывчатки, детонаторов и запальных шнуров на судне.
Действия ВМС в 1957 г.
В
июне 1957 г. после давления французского правительства на испанцев, с целью что бы они пресекли использование своей территории для
транспортировки оружия повстанцам. 15 июня в Сеуте -
Испанское Марокко, испанские власти захватили 300 (по другим данным 80) тонн
египетского оружия (6.000 единиц оружия) отправленного из Александрии на
испанском судне «Don Juan Illueca».
В
1957 г. значительно активизировались разного рода террористические организации,
вдохновляемые французской секретной службой. Их агентами были убиты несколько
ответственных работников ФНО, занимавшихся закупками оружия в Италии, ФРГ
и Швейцарии. В декабре 1956 г. в
результате взрыва бомбы в офисе Отто Шлютер (Otto Schlüter)
погиб один из его помощников норвежский торговец оружия Уильям Лопанзан (William Lorenzen). На самого Шлютера было
организовано три покушения, в апреле, июне и октябре 1957 г. Это привело к
прекращению его сотрудничества с ФНО. Было организовано и несколько покушений
на членов Национального совета алжирской революции, находившихся в эмиграции.
Более
того французская разведка уничтожает два судна компании Георгии Пушерта (Georg Puchert) - 18 июля 1957 г.
судно «Bruja Rojà» разрушено
миной в порту Танжера, а 20 июля там же
был уничтожен и второй его корабль «Sirocco».
16
июня 1957 г. датское судно «ANDROS» доставило в Танжер 20 тонн вооружений
отправленных из Гамбурга, фирмой Отто Шлютера.
26
июня 1957 г. в Средиземном море
французские корабли перехватили судно «Swanée»
с 150 тоннами вооружения на борту.
7
августа 1957 г. с югославского судна «Srbrija»
(SRBIJA) в Касабланке было выгружено 7 тонн вооружений и 70 тонн боеприпасов,
отправленных фирмой Felix (Швейцария) из порта Риека (Югославия) и предназначенных якобы для Саудовской
Аравии, а фактически ФНО. Французские власти вмешались и под
их давлением марокканское правительство конфисковало груз. Несколько
месяцев спустя, часть оружия все же попала в отряды ФНО, но большая часть так и
осталась у марокканцев.
2
сентября 1957 г. финское судно «KORSOE» доставило в Танжер из Финляндии 20 тонн
вооружений предназначенных ФНО. Однако груз был задержан и конфискован
марокканским правительством.
17
октября 1957 г. (или 1958 г.) западногерманский грузовой корабль «Helga Böge» останавливается
к северу от алжирского побережья и принуждается прибыть в порт Алжира. Груз был
проверен, никаких военных грузов не найдено. Судовладельцы обратились в суд и
выиграли его, и спустя 15 месяцев французское правительство не выполнило
решение суда о возмещении ущерба.
27
ноября египетское судно «AL KAHIRA» выгрузило в Триполи (Ливия) 100 тонн
вооружений.
В
период с 3 декабря 1957 г. по 10 января 1958 г. французские ВМС отследили
более 300 судов, приблизительно 40 судов
были перехвачены, 30 судов обысканы, из
них приблизительно 10 были отклонены к другим портам.
Розин Александр.