На Главную.

 

Розин Александр.

 

Операции ВМС Франции по блокированию морских поставок алжирским патриотам в 1954-1962 гг.

 

                                                               1  2  3  4  5  6  7

 

5. Операции 1958 и 1959 гг.

 

Действия ВМС в 1958 г.

 

18 января 1958 г. эсминец «Cassard» D-623 и фрегат «Le Kabyle» F-718 в Средиземном море в 45 милях от Алжира задержали югославское грузопассажирское судно «Словения» (Slovenija, водоизмещение 5800 тонн), которое шло в Касабланку (Марокко). Судно было эскортировано в Оран и весь груз 151 тонн боеприпасов и оружия выгружен и конфискован. После этого судно отпущено.

На борту находилось 95 тонн боеприпасов и 56 тонн оружия - 4000 винтовок Mauser, 1500 пистолетов, 1000 автоматов, 200 пулеметов MG 34, 48 базук и 15 81-мм минометов прибывших из Чехословакии. Стоимость груза оценивалась приблизительно в два миллиона долларов. Оружие являлось частью чехословацкого контракта, транспортировалось в 14 фургонах из Братиславы до югославского порта Риека где и было загружено на судно. 15 января «Словения» покинула порт выполняя регулярный рейс в Марокко и США. В море капитан предупредил своего марокканского агента, что он сделает там короткую остановку, после которой у него освободится 200 тонн, и он может взять дополнительный фрахт.

Югославы утверждали, что оружие было отправлено в Марокко для более поздней переправке в Йемен. Марокканские официальные источники утверждали, что они ничего не знали о грузе. В Касабланке дилер, которому предназначался перехваченный груз оружия Мохамед Лэрэки (Mohamed Laraki), сказал французским корреспондентам, что оружие было для Йемена. Однако, он не сказал как он дальше планировал перетравить его. Ведь как заявил на это сообщение один из французских чиновников, судно шло в противоположном направлении от Йемена.

20 января югославский посол вручил ноту протеста французскому правительству из-за задержания югославского судна и конфискации корабельного груза предназначавшегося армии Йемена. Представитель МИД Франции на это заявил что груз не вернут, так как у французского правительства есть доказательства что изъятое оружие было куплено в Праге представителем НФО Алжира.

3 февраля  в Атлантике в 22 милях от марокканского побережья, три корабля  ВМС Франции задержали и обыскали шедшее в Касабланку польское судно «Висла» (Wisla, водоизмещение 10.000 тонн). Досмотр груза проводили офицер и 4 матроса. Никакого оружия на борту не обнаружено.

10 апреля 1958 г. французы задержали британское грузовое судно «Baltic Exporter» доставили его в порт Бон (ныне Аннаба) и там и обыскали. Изъято 86 ящиков оружия загруженного в Ливорно (Италия) и идущее  в Гамбург.

22 мая 1958 г. французские корабли задержали напротив тунисского побережья  итальянский корабль «Messina» (или «Missioa»), и привели его в город Филиппвиль. Груз корабля включал 9 тонн оружия, в том числе и производства США, все обнаруженное на борту конфисковано.

С 18 июля по 31 августа 1958 г. французский флот отследил  886 судов, 246 были перехвачены, 118 обысканы и 1 направлен в французский порт для дальнейшего досмотра.

В сентябре 1958 г. французский флот задержал польское судно «Oksywie».

В октябре-ноябре 1958 г. французские спецслужбы провели несколько  акций направленных против представителей ФНО за рубежом, ликвидировав их. Кроме того было подорвано судно предназначавшиеся для транспортировки оружия. 1 октября в порту Гамбург с помощью двух магнитных мин был подорван теплоход «Atlas» (2700 тонн). Получив две пробоины, судно затонуло в гавани, никто не пострадал. Судно получило значительные повреждения  и ремонт обошелся в круглую сумму. Полицейское расследование показало, что судно было заминировано  в Антверпене с привлечением аквалангистов установивших магнитные мины.

12 декабря западногерманское судно «RAVENSBERG» выгрузило 70 тонн боеприпасов в Касабланке. Груз был доставлен из Гамбурга -  более 2 миллионов магазинов 7,9-мм. Экспортирующая фирма - Maison Genshow.

24 декабря 1958 г. французские ВМС вблизи от Португалии задержали датский грузовой корабль «Granita» вышедший из шведского порта, зафрахтованный Пушертом (Puchert) с грузом 40 тонн взрывчатки. Корабль шел в Касабланку, в накладной на взрывчатку указывалось, что груз предназначен для взрывных работ с целью удаления последствий кораблекрушений в порту Монровия, Республики Либерия.

 

Действия ВМС в 1959 г.

 

В течение десяти месяцев 1959 г.- с 1 января по 31 октября - французские патрульные корабли осмотрели 2,5 тыс. судов и захватили несколько крупных транспортов оружия и боеприпасов.

2 января 1959 г. в Касабланку (Марокко) на борту западногерманского грузового судна «Mönkedamm» (MONKEDAMM) из Гамбурга, оружейный дилер С. Штейна (S. Stein) доставил для ФНО, около 900 тонн оружия в основном из военных излишков немецкой армии на сумму  800 000 фунтов стерлингов.

13 января 1959 г. западногерманское судно «Bonita» остановлено и осматривается к северу от алжирского побережья французскими ВМС, никаких военных грузов обнаружены не были.

В течение первого полугодия 1959 г., некоторые поставки ФНО благополучно избежали внимания французских спецслужб и прибыли к заказчикам как на востоке как и на западе. Это было оружие приобретенное датчанином Вильамстеен (Wilhemstein) в Триесте (Италия) и отправленное в Александрию (Египет) и базуки отправленные самолетом из  Швеции в  Бейрут (Ливан).

В ночь с 12 на 13 марта 1959 г. в гавани Остенде был взорван египетской пароход «Al Kahira» (1944 г., 2704 тонны, встречаются названия Alkahira или Elkahira). Предполагается что это результат операции французских спецслужб, так как корабль должен был транспортировать оружие на борту. Официальная версия судоходной компании, взрыв котла, судно сдано на слом  в 1960 г. в Брюге.

 

Как происходили задержания и  досмотр кораблей наглядно видно на примере чехословацкого судна «Лидице» (Lidice) с 581 тонной оружия и боеприпасов на борту. 7 апреля 1959 г. в 6.00 «Лидице» находилось в нейтральных водах Атлантического океана, приблизительно в 20 милях от марокканского порта Касабланка, к нему стремительно приблизились два французских военных корабля, выбросивших сигналы «Стой!».

Капитан судна проигнорировал сигнал и в 6.14 сторожевой корабль «Le Bearnais» F-775 произвел предупредительный выстрел из 57-мм орудия по курсу, судно продолжало маневрировать. Французы сделали еще несколько предупредительных выстрелов.  «Лидице» остановилось, в 6.45 к нему тут же подошла шлюпка. Два французских офицера в сопровождении 8 вооруженных матросов поднялись на палубу. Они приказали капитану следовать в алжирский порт Оран.

Капитан отказался выполнять приказ, заявив, что чехословацкое судно находится в нейтральных водах, документы и груз в полном порядке. Французы усомнились в подлинности документов, заявив что идущему во Вьетнам судну, нет нужды идти в Касабланку и силой овладели радиорубкой чехословацкого судна. Под угрозой пушек «Лидице» пришлось изменить курс.

Двадцать четыре часа длился вынужденный рейс под конвоем «Le Bearnais». На «Лидице» собрался судовой комитет обсудить возникшую ситуацию. Все члены экипажа - и чехословаки и поляки - высказали единое мнение: невзирая на угрозы, сохранить судно и груз.

8 апреля, в 11 часов местного времени, «Лидице» бросило якорь в порту Мерс-эль-Кебир, у Орана.

Совершенно очевидно, что задержание планировалось заранее, по видимому французская разведка получила информацию о грузе в порту Гдыня (Польша) где  на борт был принят груз оружия. В порту уже собрались кинооператоры, фоторепортеры и журналисты. На палубу судна тотчас же хлынули морские офицеры, офицеры Иностранного легиона и французской тайной полиции.

«Лидице» подвергли тщательному осмотру. Вскрылись неожиданные подробности рейса. На борту находилась 581 тонна оружия и боеприпасов - 12.000 винтовок vz.98N (Mauser), 2000 пулеметов vz.42N,  2000 запасных стволов к пулеметам vz.42N, 10 млн. 7,92-мм vz.47 патронов и 2 млн. 9 мм vz.48 патронов. Кроме того, на борту были грузовые автомобили и медикаменты. 

Грузовое судно вышло из порта Гдыня 1 апреля, ночью 2 апреля оно прошло Кильским каналом. Капитан судна Ladislav Makový  имел двойной набор документов. Один (предназначен для целевого клиента) сообщили о фактической стоимости судна в виде оружия, указывая  Марокко, в то время как под чужим коносамента (таможенный контроль) судно перевозило генеральный груз во Вьетнам  - Хайфон. 

Французы заявили, что их спецслужбы знали, что ФНО должен был получить из Чехословакии, в начале апреля, важный корабельный груз - оружие.

Были открыты трюмы и отдан приказ выгрузить груз. Капитан чехословацкого судна выразил резкий протест. Однако полицейские загнали экипаж в кают-компанию и начали унизительную проверку документов. Они отобрали судовой журнал, извлекали пленки из фотоаппаратов, чтобы скрыть следы своего преступления. Но чехословацким морякам все-таки удалось сохранить часть изобличающих фотодокументов.

Четыре дня чехословацкое судно «Лидице» находилось в плену у военных кораблей. Его экипаж подвергался грубому нажиму и провокациям со стороны французской полиции и военных учреждений. Но вся команда как один человек оказала им решительное сопротивление. (Зденек Иогач «Пираты в открытом океане» Журнал «Огонек» 17 мая 1959 г.)

Чехословацкое правительство предприняло решительные шаги к освобождению «Лидице» и возвращению отобранного груза. В ноте, предъявленной 10 апреля французскому послу в Праге, был заявлен резкий протест против самоуправства французских властей, которые грубо нарушили элементарные основы международного права и пытались расстроить нормальные торговые отношения между суверенными государствами. Французское правительство не реагировало на протест. Наоборот, был дан приказ конфисковать груз, предназначенный для марокканской королевской армии. Посол ЧССР в Париже передал министерству иностранных дел Франции вторую ноту, в которой поведение французских властей квалифицируется как попытка похищения задержанного груза. Чехословацкое правительство самым решительным образом потребовало немедленного освобождения груза и обеспечения доставки его в место назначения, то есть в Касабланку.

11 апреля, а 10 часов утра, к судовому винту спустились два французских водолаза. Капитану «Лидице» никаких объяснений по этому поводу дано не было. Командование судна снова подало резкий письменный протест против незаконных действий французских властей и повторило свое требование: предоставить возможность экипажу связаться с чехословацким дипломатическим представителем. Поздним вечером закончилась разгрузка захваченного судна, а около полуночи 12 апреля «Лидице» выпустили из порта. Корабль направился в Средиземное море, в сторону Порт-Саида. 

 

3 мая 1959 г. французские корабли задержали итальянское судно «Aron» (по другим данным «Duizar») в море между Генуей и Тунисом.

8 мая в Бенгази (Ливия) прибыло судно Саудовской Аравии «OMMALGORA», вышедшее 30 апреля из Персидского залива с грузом 270 тонн вооружений для ФНО.

15 июля 1959 г. французские корабли у алжирского побережья задержали польское торговое судно «Monte Cassino» шедшее из Гдыни на Дальний Восток. Судно привели в Оран там с него было выгружено и конфисковано 60-100 тонн оружия. После выгрузки оружия торговец с углем и общим грузом продолжил рейс.

13 сентября 1959 г. бомба взрывается на борту немецкого судна «Brussard» у голландского побережья. Французские спецслужбы подозревают что судно перевозило оружие ФНО в Алжир.

4 ноября 1959 г. утром западногерманское судно «Bilbao» (2250 тонн водоизмещения) останавливается ВМС Франции в Ла-Манше в 17 милях от французского побережья. Остановившие торговца два эсминца дают ему указание следовать в французский порт Шербур. Капитан сообщил о действиях французских кораблей и получил распоряжение из Гамбурга «Продолжайте вашу поездку». Пунктом назначения был порт Касабланка (Марокко).  Французы преграждают дорогу кораблю и высаживают на борт группу моряков, которая доставляет судно  в Шербур. Груз досматривается, и часть его 100 ящиков охотничьих патронов и 73 ящика ручных фонарей выгружаются французами и конфискуются как боевая техника. В конце 1959 г. часть груза была возвращена.

12 декабря 1959 г. французскими ВМС задержано голландское судно «Bjess-Bosh» (BIESBOCH). Транспортировало 262 тонны взрывчатки TNT  через Ливию, отрядам ФНО. Информацию о судне передал 8 декабря в SDECE агент из Малаги.

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

                                                                        На Главную.