На Главную.

 

Розин Александр.

 

Операции ВМС Франции по блокированию морских поставок алжирским патриотам в 1954-1962 гг.

 

                                                               1  2  3  4  5  6  7

 3. Организация морского патруля со стороны Франции.

 

Первые  задержания двух грузовых судов подозреваемых в причастности к контрабанде оружия были проведены в портах Алжир и Филиппвиль 11 июня 1954 г. когда они прибыли туда с грузами.

А первое оружие для повстанцев, 9 ноября 1954 г. французские власти захватили на рейсовом французском пароходе «Gouverneur Général CHANZY» которое выполняло обычный рейс. Оружие было  приобретено в Тулоне и Марселе представителями ФНО.

Напуганное размахом восстания, французское правительство распространило осадное положение на всю территорию Алжира. Для борьбы с отрядами ФНО в прибрежных районах были задействованы ВМС. Чтобы не допустить доставку повстанцам оружия из-за границы морем, французский флот начал блокаду побережья  Алжира, стараясь перехватить в открытом море корабли, с оружием, шедшие в страны, граничащие с Алжиром.

Первый отряд судов, задействованный в патрулировании побережья  в составе 3 прибрежных эскортных судов  и 1 патрульного судна начал свою деятельность  в ноябре 1954 г. В конце года морская система наблюдения была усилена тремя эсминцами из Тулона посланных в Оран. В 1955 г. патрульные силы были усилены четвертым эсминцем, двумя прибрежными эскортными судами из Тулона и пятью 600-тонными патрульными судами.

В ноябре 1956 г. французское правительство выпустило декрет, согласно которому Франция зарезервировала за собой право проверять суда в пределах 50 километров от  алжирского побережья.

В 1956 г. и 1957 г., число судов, участвующих в морском патрулировании увеличилось до 17 единиц. Минные тральщики базирующиеся на французской ВМБ Бизерта (Тунис) отвечали за наблюдение в области Константина, граница с Тунисом. Число участвующих в патрулировании судов постоянно росло -  24 в 1958 г.,  30 в 1959 г., благодаря привлечению новых 15 прибрежных судов эскорта, построенных во Франции по военно-морской программе и 12 80-тонных прибрежных патрульных судов развивающих скорость в 28 узлов и вооруженный двумя 20-мм орудиями и специально разработанным для этой миссии. В 1959 г. и 1960 г. эсминцы, которые участвовали в патрулировании, были заменены на новые быстроходные эскортные суда, посланные из Тулона.

Для дополнительной помощи морским патрулям, в 1956 г. было сформировано шесть Прибрежных Патрульных Отрядов (SPLs) для наблюдения за  прибрежными районами и контролем рыбацких судов. При этом SPLs активно использовали местные рыбацкие катера, нанимая их за 1500 франков в день, и оснащая их своим оружием.

С июня 1956 г. к ведению морского патрулирования были задействованы ВВС.

В среднем из 20 судов которые ежедневно участвовали в патрульных операциях, 10 постоянно находились в море, а два были в готовности к выходу в базах. В ходе патрульного похода, который обычно длился месяц, суда выполняли 4-5 дневные рейды в море, перемежаемые на 24-36 часовые стоянки для дозаправки в небольших портах алжирского побережья.

Воздушные и морские патрули ежедневно выполняли, по крайней мере четыре рейда  вдоль всего североафриканского побережья от Гибралтара до мыса Бон.

Встречая в море торговые суда, патрульные корабли старались действовать в соответствии с международными инструкциями, для их идентификации. От торговцев требовали указать флаг, назвать пункт отправления и предназначения - 'Чье судно?', 'Чей флаг?', 'Откуда?', 'Куда направляется?'. При этом после идентификации судов они проверялись на вхождение в 'черные' и 'красные' списки.

Огромную помощь ВМС оказывала французская разведка SDECE, которая наводила французские корабли на суда заподозренные в транспортировке оружия.

 

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

                                                                        На Главную.