Розин Александр.
Операции ВМС Франции по блокированию
морских поставок алжирским патриотам в 1954-1962 гг.
3. Организация
морского патруля со стороны Франции.
Первые
задержания двух грузовых судов подозреваемых в причастности к
контрабанде оружия были проведены в портах Алжир и Филиппвиль
11 июня 1954 г. когда они прибыли туда с грузами.
А первое оружие для повстанцев, 9 ноября
1954 г. французские власти захватили на рейсовом французском пароходе «Gouverneur Général
CHANZY» которое выполняло обычный рейс. Оружие было приобретено в Тулоне и Марселе
представителями ФНО.
Напуганное размахом восстания, французское
правительство распространило осадное положение на всю территорию Алжира. Для
борьбы с отрядами ФНО в прибрежных районах были задействованы ВМС. Чтобы не
допустить доставку повстанцам оружия из-за границы морем, французский флот
начал блокаду побережья Алжира, стараясь
перехватить в открытом море корабли, с оружием, шедшие в страны, граничащие с
Алжиром.
Первый отряд судов, задействованный в
патрулировании побережья в составе 3
прибрежных эскортных судов и 1
патрульного судна начал свою деятельность
в ноябре 1954 г. В конце года морская система наблюдения была усилена
тремя эсминцами из Тулона посланных в Оран. В 1955 г. патрульные силы были
усилены четвертым эсминцем, двумя прибрежными эскортными судами из Тулона и
пятью 600-тонными патрульными судами.
В ноябре 1956 г. французское правительство
выпустило декрет, согласно которому Франция зарезервировала за собой право
проверять суда в пределах 50 километров от
алжирского побережья.
В 1956 г. и 1957 г., число судов,
участвующих в морском патрулировании увеличилось до 17 единиц. Минные тральщики базирующиеся на французской ВМБ Бизерта (Тунис) отвечали за наблюдение в области
Константина, граница с Тунисом. Число участвующих в
патрулировании судов постоянно росло -
24 в 1958 г., 30 в 1959 г.,
благодаря привлечению новых 15 прибрежных судов эскорта, построенных во Франции
по военно-морской программе и 12 80-тонных прибрежных патрульных судов
развивающих скорость в 28 узлов и вооруженный двумя 20-мм орудиями и специально
разработанным для этой миссии. В 1959 г. и 1960 г. эсминцы, которые
участвовали в патрулировании, были заменены на новые быстроходные эскортные
суда, посланные из Тулона.
Для дополнительной помощи морским патрулям,
в 1956 г. было сформировано шесть Прибрежных Патрульных Отрядов (SPLs) для наблюдения за
прибрежными районами и контролем рыбацких судов. При этом SPLs активно использовали местные рыбацкие катера, нанимая
их за 1500 франков в день, и оснащая их своим оружием.
С июня 1956 г. к ведению морского
патрулирования были задействованы ВВС.
В среднем из 20 судов
которые ежедневно участвовали в патрульных операциях, 10 постоянно находились в
море, а два были в готовности к выходу в базах. В ходе патрульного похода,
который обычно длился месяц, суда выполняли 4-5 дневные рейды в море,
перемежаемые на 24-36 часовые стоянки для дозаправки в небольших портах
алжирского побережья.
Воздушные и морские патрули ежедневно
выполняли, по крайней мере четыре рейда вдоль всего североафриканского побережья от
Гибралтара до мыса Бон.
Встречая в море торговые суда, патрульные
корабли старались действовать в соответствии с международными инструкциями, для
их идентификации. От торговцев требовали указать флаг, назвать пункт
отправления и предназначения - 'Чье судно?', 'Чей флаг?', 'Откуда?', 'Куда
направляется?'. При этом после идентификации судов они проверялись на вхождение
в 'черные' и 'красные' списки.
Огромную помощь ВМС оказывала французская
разведка SDECE, которая наводила французские корабли
на суда заподозренные в транспортировке оружия.
Розин Александр.