На Главную.

 

Розин Александр.

 

                 Операции ВМС Франции по блокированию морских поставок алжирским патриотам в 1954-1962 гг.

 

                                                               1  2  3  4  5  6  7

 

Одним из основных принципов современного международного права является принцип свободы открытого моря. Свое кодифицированное выражение этот принцип впервые нашел в Женевской конвенции об открытом море 1958 г., вступившей в силу 30 сентября 1962 г. В ст. 2 конвенции устанавливается: «Открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету». Комиссия международного права, ООН в комментариях к этой статье особо подчеркивала, что «государства обязаны воздерживаться от каких бы то ни было действий, которые могут неблагоприятно отражаться на пользовании открытым морем, гражданами других государств».

Содержанием свободы открытого моря являются свобода судоходства, свобода рыболовства, свобода прокладки кабелей и трубопроводов, свобода полетов над открытым морем.

Из свободы судоходства проистекает принцип исключительности государства флаг. Судно, по общему правилу, не может быть остановлено, задержано, атаковано, захвачено или подвергнуто каким-либо иным насильственным действиям со стороны любого иностранного судна или летательного аппарата. Международное право признает лишь некоторые изъятия из этого правила, а именно: если имеются достаточные основания подозревать, что торговое судно занимается пиратством, работорговлей или несет флаг незаконным образом (ст. 22 конвенции). Кроме того, судно может подвергнуться преследованию в открытом море, если оно только что вышло из вод заинтересованного государства, совершив там какое-либо правонарушение. Наконец, вмешательство может быть основано на соглашении, когда его участники разрешают задерживать свои торговые суда при наличии точно установленных условий (например, конвенция 1884 г. предусматривает право задержания судна, подозреваемого в повреждении подводных кабелей). Других изъятий в период мира международное право не знает.

Но, как известно западные страны, на словах заявляющие о приверженности к принципам свободы открытого моря на деле бесцеремонно попирают этот принцип, прикрываясь выдуманными для оправдания «мирной блокадой» или «самообороной». Показательно в этой связи действия ВМС Франции по блокированию побережья Алжира с целью не допустить снабжения Фронта Национального Освобождения Алжира (ФНО).

 

Содержание:

1. Фронт Национального Освобождения Алжира и его армия.

2. Оружие для ФНО.

3. Организация морского патруля со стороны Франции.

4. Операции 1956 и 1957 гг.

5. Операции 1958 и 1959 гг.

6. Операции 1960 - 1962 гг.

7. Итоги.

 

 

1. Фронт Национального Освобождения Алжира и его армия.

 

В июле 1954 г. группой молодых патриотов, принадлежавших ранее к партии "Движение за торжество демократических свобод", был создан "Революционный Комитет единства и действия", поставивший своей задачей объединить всех борцов за независимость Алжира и организовать вооруженное восстание против французского колониального господства. Отмежевавшись от всех соперничавших между собой националистических групп, члены "Революционного Комитета" сумели подготовить и осуществить это вооруженное восстание в ночь с 31 октября на 1 ноября 1954 г. Восставшие располагали приблизительно 400 единицами оружия, большинство из которых были спортивные пистолеты.

Впоследствии к восстанию примкнули все честные алжирские патриоты, независимо от партийной принадлежности, и оно приняло характер национальной революции алжирского народа. "Революционный Комитет единства и действия" преобразовался во Фронт Национального Освобождения Алжира. Длившаяся 8 лет борьба завершилась предоставлением Алжиру государственной независимости.

Со временем фактическим лидером ФНО стал 35-летний Ахмед Бен Белла, ветеран Второй Мировой войны, большой поклонник идей Г.Насера, организовавший нелегальную доставку в Алжир большого количества оружия из Египта и других арабских стран.

Вооружённое крыло ФНО называлось Армией национального освобождения (АНО). Она состояла из шести Вилайетов  (автономных региональных командований). Борьба велась в основном в сельской местности, в горах Кабилии (центр, на севере Алжира) и Ауреса (восток, недалеко от границы с Тунисом), где партизаны организовывались в фауджи (взводы), катиба (роты) и фаилеки (батальоны). Крупные очаги сопротивления существовали в городах Оран и Алжир.

Постоянные бойцы назывались муджахедами (Moudjahidines), временные (например, крестьяне, привлекавшиеся к выполнению заданий время от времени, но большую часть времени ведущие свой обычный образ жизни - работавшие в поле) - мусабилеями (Moussehilines). Имелись и вспомогательные «служащие», занимавшиеся сбором разведывательных данных, передачей информации и материальным обеспечением бойцов.

В сентябре 1958 г. было создано министерство обороны, а в январе 1960 г. - генеральный штаб АНО.

Численность Армии национального освобождения (АНО, АНОА) ФНО постоянно росла. В ноябре 1954 г. всего 3 тыс. бойцов, в 1956 г. уже  60 тыс., а к 1958 г. - до 130 тыс. - 60 тыс. моджахедов («бойцов священной войны») и 70 тыс. «вспомогательных воинов», т. е. ополченцев. 

По французским данным на середину 1960 г. АНО имело в своем составе 32500 бойцов. Во внутренних районах Алжира 15500 бойцов:  Вилайет I (Aurès) - 3500 бойцов; Вилайет II (Nord-Constantinois) -  4000 бойцов; Вилайет  III (Kabylie) - 3000 бойцов; Вилайет IV (Algйrois и Ouarsenis) - 2500 бойцов; Вилайет V (Oran) - менее 1500 бойцов; Вилайет VI (Sud Algйrois) - 1000 бойцов. Во внешних лагерях вне территории Алжира 17 тысяч бойцов: 12 тысяч в Тунисе (в 1957 г. их было 5-6 тысяч) и 5 тысяч бойцов в Марокко (в 1957 г. их было 2-3 тысячи).

Первые же вооружённые акции обнаружили слабости повстанцев. На начальном этапе у партизан и подпольщиков не было надёжных источников финансирования, им не хватало вооружения и боеприпасов и, наконец, у них не было опыта борьбы в Индокитае, который имелся у французских военных. Основным оружием в начале войны были пистолеты, старые винтовки и охотничьи ружья. Спустя некоторое время появились полуавтоматические винтовки и пистолеты-пулеметы. На вооружении отрядов АНО находилось оружие всевозможных марок и калибров, в основном времен Второй Мировой войны, так как оно добывалось где только была возможность. Но основными видами боевого оружия находившегося на вооружении бойцов АНО были: ружья - немецкие "Mauser", английские "303"; автоматические пистолеты - американские, чехословацкие, итальянские "Beretta" и немецкие; автоматы - чехословацкие "F. M.", английские и американские "Been"; пулеметы - немецкие "MG. 34" и "MG. 42" и английские "Vickers"; базуки и 75-мм безоткатные орудия американские,  последние были на вооружении только некоторых подразделений базирующихся в Тунисе; минометы 80-мм и 120-мм имели различное происхождение, но на первом месте чешские "Skoda". 

Следует учитывать, что Тунис и Марокко где располагались основные базы снабжения, ограничивали рост численности и оснащения отрядов тяжелым оружием. Так марокканцы запретили использование отрядами АНО на своей территории тяжелыми вооружениями, сделав исключение для зениток калибра 12,7-мм и 20-мм Flack, и минометов от 45-мм до 82-мм. В Тунисе было не так строго, но тоже власти не давали расти численности АНО, опасаясь что они могут представлять угрозу для руководства страной.

По состоянию на апрель 1962 г. отряды АНО в Тунисе имели на вооружении: 8 105-мм SR орудий, 120 75-мм SR орудий, 20-40 120-мм и 106-мм минометов, 8-12 122-мм гаубиц, 8-12 85-мм AC орудий, 40 37-мм орудий, 6 76-мм пушек, 20 20-мм зенитных орудий Flack, 70 тяжелых пулеметов DCA, 500 легких минометов, 250 LRAC, 1200 пулеметов FM, 15000 PM и FG, 50 радиостанций типа С9, 150 позиции ANPR CIO.

Для транспортировки грузов подразделениям ФНО использовались закупленные для этих целей грузовики Lancia, Mercédes, полуприцепы Bertoga, Unimog. За два года транспортная служба движения перевезла 25.000 тонн вооружения и снаряжения.  

К концу войны ФНО начало подготовку целого ряда военных специалистов по многим родам войск, в том числе в авиация, парашютисты, моряки, боевые пловцы, полиция. Были направлены молодые специалисты для обучения в военные училища в Египте, Сирии, Ирака, СССР, Китая. Целый ряд  алжирцев обучались пилотировать самолеты в Египте, Китае. В 1961 г. один из руководителей ФНО отвечающий за организацию снабжения партизан полковник Абдельхамид Буссуф (Boussouf) направил на обучение пилотами вертолетов 8 человек, в дальнейшем они должны были участвовать в операциях по транспортировке грузов в глубь Алжира. В тоже время 4 вертолета в разобранном виде были доставлены СССР в Марокко, были собраны и готовы к использованию. Но прекращение войны остановило эту операцию.

 

 

Розин Александр

 Оглавление. Вперед.

 

                                                                        На Главную.