На Главную.

 

Розин Александр.

 

Операции ВМС Франции по блокированию морских поставок алжирским патриотам в 1954-1962 гг.

 

                                                               1  2  3  4  5  6  7

 

6. Операции 1960 - 1962 гг.

 

Действия ВМС в 1960 г.

 

9 января 1960 г. французские корабли у алжирского побережья остановили и досмотрели западногерманское судно «Sonneck», запрещенных грузов не обнаружили.

15 января 1960 г. французские спецслужбы осуществили взрыв и повредили судно «Marmara».

25 февраля западногерманское судно «Ruhr» было остановлено французскими кораблями с использованием артиллерии. На борту были обнаружены 2 солдата (немец и итальянец)  дезертировавших из иностранного  легиона, которых подобрали вне территориальных вод с потерпевший крушение лодки.

26 февраля западногерманское судно «Lindenfels» досматривалось к северу от алжирского побережья.

29 марта 1960 г. французский фрегат «Le Savoyard» F-771 в 21 миле от алжирского побережья остановил югославское грузовое судно «Slovenija». Капитан судна согласился показать бумаги своего судна только после того, как французские чиновники согласились подписать документ с точным местом где «Slovenija» был остановлен.

3 апреля другое югославское грузовое судно «Риека» (Rijeka), было остановлено в международных водах в  32 милях от алжирского побережья, в точке 37°5' северной широты и 1°40' западной долготы. 

15 июня 1960 г. очередной югославский пароход «Srbija» (6.634 тонны), был перехвачен в 11 милях  от западного побережья Марокко французским фрегатом «Le Gascon» F-767, при этом фрегат сделал выстрел из зенитного орудия по курсу «Srbija». 

11 сентября 1960 г. в Атлантике западногерманское судно «Las Palmas» было задержано французскими ВМС у португальского побережья и насильно приведено в Оран. Шло в Марокко. При этом для остановки судна был произведен предупредительный выстрел. Часть груза конфискуется (20 огнеметов и 105 резервуаров для напалма), в начале октября часть груза была возвращена. Судовладелец был застрелен шесть месяцев спустя в Карлсруэ, возможно французскими агентами.

(11) сентября французскими кораблями задержано югославское судно «Zadar» и приведено в Оран. Там с него изъяты 13 тонн сухих радио-батарей.

23 сентября 1960 г. пара истребителей «Мистери» из состава эскадрильи ЕС 7, в составе су-лейтенанта Лесо и сесхата Мело была наведена на нарушителя, залетевшего в запретную воздушную зону Константины. Им оказался Ил-14 Аэрофлота, невесть откуда там взявшийся. Лесо занял позицию для стрельбы, а Мело маневрами приказал экипажу «Ила» следовать за ним. Лайнер совершил посадку на аэродроме Буфарик, где быстро выяснилось, что открой французы огонь, и разразился бы крупный международный скандал: на самолете после серии визитов в Восточную Европу возвращался Президент Гвинеи Ахмет Секу Туре. 

27 октября западногерманское судно «Phönizien» остановлено и досмотрено французскими кораблями к северу от алжирского побережья.

9 ноября 1960г. французские ВМС задержали в Средиземном море болгарское торговое судно «Васил Левский»  и провели его обыск.

25 ноября западногерманское судно «Levante» досмотрено к северу от тунисского побережья.

4 декабря французские корабли задержали болгарское судно «Никола Вапцаров» (Nikola Vaptzarof) и принудили его зайти в военный порт Мерс-эль-Кебир где провели его обыск.

4 декабря западногерманское судно «R. C. Rickmers» досматриваются в 10,5 милях от северного  побережья Алжира.

5 декабря западногерманское судно «Erika» дважды досматривается к северу от алжирского побережья. На судно высаживаются французские моряки и приводят судно в ВМБ Мерс-эль-Кебир.

5 декабря западногерманское судно под греческим флагом «Morsum» транспортировало 700 тонн боеприпасов из Греции в ФРГ. У алжирским побережьем оно было остановлено французскими судами и под конвоем приведено в Мерс-эль-Кебир. Корабль освобождают через 7 дней - 12 декабря, после того как представители ФРГ подтвердили что груз боеприпасов направляется им.

8 декабря западногерманское  судно «Weissesee» Гамбургской судоходной фирмы выполняло рейс из советского порта в Англию с 9.000 тонн зерна. В Средиземном море судно остановили французские корабли с применением артиллерии и под конвоем военного корабля и самолета доставили в Мерс-эль-Кебир. Груз там внимательно досматривается, ничего запрещенного не обнаружено, корабль через один день освобожден.

8 декабря западногерманское судно «Alcyone» выполняло рейс из Греции в Гамбург с 3.000 тонн руды и упакованных товаров. В Средиземном море французский военный корабль, остановил его и привел в Мерс-эль-Кебир. Груз досматривают, корабль через один день освобожден.

12 декабря в районе Гибралтара французские суда остановили и досмотрели югославское торговое судно «Podgora». 

15 декабря западногерманское судно «Archsum»  останавливается в 54 милях к востоку от Гибралтара французским военным кораблем. Французские моряки прибывают на борт и проверяют манифесты груза. Досмотр длится несколько часов.

15 декабря западногерманское судно «Syrte» останавливается французским эсминцем для проверки документов груза. Досмотр длится 1 час.

18 декабря французские военно-морские суда остановили югославское грузовое судно «Srbija» у алжирского побережья и сопроводили его в Мерс-эль-Кебир для досмотра.

20 декабря западногерманское судно «Paul Rickmers» из Гамбурга, выполняло рейс из Китая  с грузом чая, шелка и мазута для марокканского порта Касабланка. Остальная часть его груза состояла из сои, арахиса и другой китайской сельскохозяйственной продукции. Судно останавливается около 12.00  в западной части  Средиземного моря французским боевым кораблем и получает  по радио приказ следовать в Мерс-эль-Кебир. Примерно через 4 часа сопровождающий судно  французский военный корабль разрешает им продолжить свой путь. Капитан «Paul Rickmers»  берет курс на Касабланку (Марокко). Общее число инцидентов с западногерманскими судами достигло 17. При этом речь идет исключительно о тех случаях, когда они происходили в открытом море. 

20 декабря 1960 г. французскими кораблями был захвачено  югославское грузовое судно «Мартин Копан» (Martin Kzpan) имевший на борту груз 53 тонны боеприпасов, предназначавшихся по заявлению представителей Югославии для туниской армии. Оно было отведено в один из французских портов и часть груза, подлежавшего доставке в Тунис, была французскими властями конфискована.

26 декабря 1960 г. французскими кораблями вблизи порта Бон (ныне Аннаба) задержали итальянское судно «Minima S». На борту было 4,65 тонн обмундирования и военного снаряжения.

 

Действия ВМС в 1961-1962 гг.

 

18 января 1961г. в проливе Ла-Манш недалеко от Бреста ВМС Франции остановили и препроводив в порт Брест двое суток досматривали груз на болгарском торговом судне  «Шипка» (Chipka). Это уже четвертое  болгарское судно, задержанное Французскими ВМС в море за последние два месяца.

22 января в Средиземном море французские боевые корабли открыли огонь при остановке польского судна «Олива» (Oliwa) шедшее на Ближний Восток. На насильственно остановленное в открытом море судно прибыл отряд французских моряков во  главе с офицером и задержанное судно подверглось обыску.

В феврале 1961 г. французский флот задержал польское судно «Gdansk».

9 февраля 1961 г. в 14.25 над Средиземным морем в 130 км от побережья Алжира французский истребитель «Мистер-4» произвел несколько выстрелов рядом с советским самолетом Ил-18 который пилотировал Б.П.Бугаев, будущий министр Гражданской авиации СССР, летевший в Марокко с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежневым на борту.   

Участниками инцидента были французские самолеты эскадрильи ЕС 1/7, осуществляющие патрулирование. В 13.48 радарный пост в Константине обнаружил крупную цель, которая шла на Запад вдоль алжирского побережья внутри закрытой воздушной зоны. Через 10 мин с аэродрома Блида наперехват ушла пара «Мистралей» л-та Лапласа. Вскоре она вышла на цель, и ведущий увидел советский Ил-18. По приказу с «земли» летчик связался с экипажем на международной частоте и предложил совершить посадку в Мэсон-Бланш. Однако со стороны «Ила» никакого ответа не последовало. Лаплас зашел с левого борта и в течение восьми минут выполнял общепринятые маневры, которыми пытался показать советским пилотам, что от них требуется. И снова «ноль эмоций». Затем пара французских истребителей выполнила несколько виражей в сторону, куда следовало повернуть советскому самолету, но тот невозмутимо продолжал идти прежним курсом. Тогда поступил новый приказ: указать требуемое направление трассирующими очередями. Лаплас тут же выполнил его, после чего «Ил» резко отвернул в противоположном, северном, направлении. Лаплас собрался повторить стрельбу, но поступил приказ немедленно прекратить перехват и срочно возвращаться на базу.

Вот как передает рассказ Брежнева об этом полете маршал Куликов, который встречал Леонида Ильича в Гане: «Летим мы, - говорит, - над Алжиром на Ил-18. И вдруг вокруг нас появляются истребители. Ну, думаю, почетное сопровождение мне как гостю Африки устроили. На высшем уровне. У нас почетный эскорт из мотоциклистов, а они, думаю, решили класс показать и сделали почетный эскорт из истребителей. И так на душе сразу хорошо стало. Но тут вдруг вбегает командир нашего корабля Бугаев и кричит: «Они же нас не сопровождают! Они стреляют параллельно нашему курсу!.. Леонид Ильич, что делать будем?» А я ему отвечаю: «Я спать буду, а что ты будешь делать, решай сам!» Так и долетели…»

Советская сторона выразила протест по поводу «неспровоцированной атаки». Париж отнекивался. Лаплас получил приказ отрицать всякое участие в боевых вылетах 9 февраля, а на следующий день из эскадрильи были изъяты «Мистери». Французская пресса не отрицала факт инцидента, но пыталась «перевести стрелки» на Испанию, где в то время правил ненавидимый Москвой каудильо Франко. Но СМИ других стран уведомили общественность «кто есть ху…».

Тем более, что это был уже второй случай нападения французских самолетов в Средиземном море на гражданские авиалайнеры в течение месяца. За несколько недель до этого французский самолет открыв огонь заставил приземлиться шведский самолет.

Поняв что «отмазаться» не удастся, французские власти заявили, что Ил-18 отклонился от заданного курса и не отвечал на радиозапросы, в связи с чем французский истребитель произвел два выстрела, «не представлявших угрозу безопасности». По этому поводу французская сторона «выразила сожаление». Газета «Правда» 12 февраля назвала инцидент «актом международного бандитизма». МИД Франции отреагировал на это очень болезненно, но дальше взаимных обвинений дело не пошло.

 

14 февраля 1961 г. французские корабли задержали шедший в Тунис итальянский корабль «VITTORIA' S». Он транспортировал военное снаряжение из  Югославии и  Италии, в том числе радиотехнику, 3 000 парашютных касок США, 6 ящиков и 37 вещевых мешков для парашютистов.

23 февраля утром французские военные корабли в Средиземном море напротив Орана задержали британский торговый корабль «West Breeze» (Уэст Бриз, 6275 тонн водоизмещения), зафрахтованный Китаем. После того как груз его был проверен, вечером оно продолжило путь.

23 февраля французские военные корабли в Средиземном море напротив Орана задержали панамское грузовое судно  «Anastasia». 

15 марта 1961 г. в 8.30 югославское грузовое судно «Srbija» было остановлено в Средиземном море, в нейтральных водах в 50 милях к северу от алжирского побережья, французским флотом. Судно отконвоировано в Оран, где его груз  проверили.

24 апреля 1961 г. французские суда задержали и досмотрели западногерманское судно «RAVENSBERG». Транспортировало 8 грузовиков.

28 мая 1961 г. французские суда задержали датское судно «MARGOT HANSEN». Оружие загрузили в Роттердаме, официально для Акабы, в действительности для Танжера.  200 ружей и 500.000 7,62-мм патронов.

29 сентября 1961 г. два французских эсминца перехватили панамский грузовой корабль «Tigrito» «который, приносил груз корабля оружия и боеприпасов, предназначенных для алжирской Армии национального освобождения с базированием в Марокко». Официально груз предназначался для Алжира. Груз корабля включал 300 станковых пулеметов, 600 ручных пулеметов и три миллиона 9-мм патронов. Корабль приведен в  Мерс-эль-Кебир  и там разгружен, оружие конфисковано.  

В середине декабря 1961 г. корабли французских ВМС в Атлантическом океане у юго-восточной оконечности Португалии  задержали учебное судно ГДР «Heinrich Heine».

В 1961 г. французские корабли задержали к западу от Гибралтара югославское судно «Blato», загруженный древесиной для Великобритании, и несколько часов проверяли груз. Это было 12-ое югославское судно, остановленное с 1958 г.

 

 

Розин Александр

Назад. Оглавление. Вперед.

 

                                                                        На Главную.