На Главную.

 

Розин Александр.

Создание советской военно-морской базы в Албании.

 

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

 

Часть 2 – Плодотворное сотрудничество.

 

Расширение базы.

В апреле 1958 г. командующий ЧФ адмирал В.А.Касатонов принял участие в оперативно-стратегической игре “Подготовка и ведение стратегической операции на ЮЗН силами ОВС государств Варшавского Договора”, которой руководил первый заместитель министра обороны маршал А.А.Гречко. В ходе игры Владимир Афанасьевич еще не раз убедился в необходимости систематических действий нашего флота в Средиземном море и иметь там группировку подводных лодок. Во время военной игры Касатонов доложил Главнокомандующему ВМФ целесообразность организации такой группировки лодок, главком С.Г.Горшков и сам не раз думал об этом понимая что это заставит американцев отвести свои авианосцы в западные районы Средиземноморья, и тем самым увеличится время их подлета к нашим границам.

Как писал Игорь Владимирович Касатонов в книге «Флот вышел в океан» про своего отца: «Касатонов доложил также, что, конечно, группировку наших лодок следует всесторонне обеспечить. В месте базирования соединения подводных лодок необходимо иметь корабли ОВР, береговые ракетные части и вспомогательный флот. Необходимо решить проблему прикрытия с воздуха...

Сказанное Касатоновым нашло свое воплощение в ходе военной игры. Штаб Черноморского флота подготовил для командующего расчеты, ставшие основой его решения на действия сил флота в Средиземном море. Во время игры были показаны возможные варианты использования сил флота, предложенные Касатоновым в ноябре 1957 года начальнику Главного штаба ВМФ адмиралу В.А.Фокину. Тогда Касатонов предложил базировать в Албании, во Влерском заливе – в бухте Паша-Лиман, бригаду подводных лодок из 10-12 единиц, часть из которых позже передать албанскому флоту. Для обороны баз предполагалось передать албанцам четыре дивизиона противокорабельных ракет «Стрела». Вход в бухту Паша-Лиман закрыть боно-сетевыми заграждениями. Для охраны базы иметь дивизион противолодочных кораблей и противолодочные вертолеты. Тогда же Касатонов поставил вопрос о создании сильной ПВО будущей базы. Обосновал он и целесообразность базирования на аэродроме в Албании полка самолетов «Ту-16» - в ударном варианте.

После оперативно-стратегической игры Генеральный штаб вышел в правительство с предложениями о базировании сил нашего флота в Албании. Были заключены соответствующие соглашения с Тираной.»

8 апреля 1959 г. был подписан протокол о возвращении базы Влера в рамках Варшавского договора.

Все это привело к тому, что возможности базы в заливе Влера расширялись сверх соглашения заключенного в сентябре 1957 г., и чему албанские руководители были только рады. Официально это решение советского партийно-государственного руководства дополнило постановление Совмина СССР от 22 апреля 1959 г. закрепившее расширявшееся строительство советской базы.

Новое соглашение “об усилении защиты военно-морской базы в бухте Влера" включающее 12 пунктов было подписано, как везде пишут 3 мая 1959 г. министром обороны НРА генерал-полковником Бекиром Баллуку и министром обороны СССР маршалом Советского Союза Р.Малиновским. Вот только Р.Малиновский прибыл в Тирану с делегацией Н.Хрущева 25 мая.

Как это возможно мне не совсем понятно, видимо каждая из сторон подписала договор 3 мая у себя, а по прибытии советской делегации в Тирану стороны подтвердили подписи.

Соглашением предусматривалось, что в период 1959 - 1962 годов будут приняты меры для завершения строительства албанской ВМБ в бухте Влера, для укрепления существующей системы обороны, необходимой для обеспечения базирования подводных лодок, надводных кораблей и самолетов, которые были бы переданы НРА. В пункте 2 статьи II этого соглашения было определено количество кораблей, которые должны были быть переданы Албании и которые временно использовались советскими экипажами, до подготовки албанской команды. Окончательная передача кораблей в состав албанского флота предполагалась до 1965 года по мере подготовки албанских кадров по всем военно-морским специальностям и освоения ими кораблей.

Корабли и суда которые планировалось поставить в рамках соглашения мая 1959 г.

Тип кораблей

1959

1960

1961

1

Подводныая лодка

4

4

-

2

Торпедный катер

-

-

6

3

Большой тральщик

-

2

-

4

Малый тральщик

2

2

-

5

МПК

-

2

2

6

Вспомогательное судно (танкер)

1

-

-

7

Плавучая база

1

-

-

8

Спасательное судно

-

1

-

9

Морское водолазное судно

1

-

-

10

Рейдовое водолазное судно

1

-

-

11

Плавучий док

-

-

1

12

Судно снабжения (водовоз)

1

-

-

13

Торпедолов

1

-

-

14

Плавмастерская

-

1

-

 

Следует учитывать что понятие «военно-морская база Влера» гораздо шире, чем портовая база. Так по деталям соглашений сентября 1957 г. и мая 1959 г. в этот комплекс входили:

- Строительство базы подводных лодок в Пашалимане, с ремонтным комплексом подводных лодок.

- Строительство пунктов базирование подводных лодок и военных кораблей в бухте Рагузо (Raguza) - Рагузе 1 и Рагузе 2.

- База острова "Сазан".

- База Святого Яна (Shën Janit) в Карабуруне являющаяся пунктом снабжения и распределения.

- Подводные точки доступа к заливу Влера с мощным центром оборудования в Сазане. - Топливная база для полевых и военно-морских военных складов Радхимы (Radhimës).

- Точки складирования морских мин, размещены по всему региону.

- База топливо и водоснабжения вспомогательных судов в Ujëtë Ftohtë.

- Сигнальная система в точках по всему побережью.

- ПВО по всему региону.

- Авиабазу в Дукате (Dukatit) (недалеко от Пашалимана) для бомбардировочной авиации ВМС.

- Противолодочные вертолеты, входящие в состав ВМС.

- Система береговой охраны всего региона.

- База для запуска ракет на горном плато Шашица (Shashicës).

- Высшие учебные заведения военно-морского флота и авиации.

- Флотская школа обучения.

- Строительство портов и пунктов размещения ВМС.

И еще много чего.

Как уже сказано выше подписание нового соглашения было осуществлено во время единственного визита Н.С.Хрущева в Албанию. Как он сам вспоминал: «Мы хотели помочь перестроить албанское хозяйство на современном уровне, сделать из Албании как бы жемчужину, которая притягивала бы к ней мусульманский мир, особенно Ближний Восток и Африку, притягивала бы к коммунизму. Вот, собственно, каковы были наши намерения и какую политику мы там проводили».

25 мая 1959 г. в Тирану на самолете «Ту-104» прибыл с официальным визитом генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев, его сопровождал министр обороны СССР Р.Малиновский, заместитель министра иностранных дел Н.П.Фирюбин (бывший советский посол в Белграде во время примирения Хрущева с Тито). В начавшейся кампании по разоблачению культа личности Сталина Хрущев наткнулся на нежелание ряда коммунистических лидеров идти его путем. С намерением донести свою позицию до албанского лидера Э.Ходжу он и прилетел в Албанию, кроме того, он хотел лично убедиться в состоянии дел в стране.

В отношении Албании у Хрущева были большие планы, он хотел в противовес американским ракетам, развернутым в Италии установить здесь наши ракеты: «… если в Албании поставить ракеты средней дальности или даже ракеты ближнего боя, то они могут накрыть всю Италию». В ряде источников указывают и место возможного размещения ракетной базы для ракет средней дальности (1000 км) на перешейке Равенны (Ravenës) над Паша-Лиманом, хотя по другим источникам там планировалось разместить ракетные комплексы ПВО.

30 мая после нескольких дней переговоров, советская делегация во главе с Н.С.Хрущевым отправилась во Влеру, их сопровождали албанские руководители Э.Ходжи, М.Шеху, Р.Алии и С.Френдса, а также находящиеся на отдыхе в Албании премьер-министр ГДР Отто Гротеволь.

Утром 1 июня встреча прибывших руководителей началась с ритуала приветствия и обхода строя моряков, выстроившихся на плавпричале, где стояли подводные лодки. В тени у борта плавбазы «Владимир Немчинов» - «Tomori» (советский командир к-3р. Юрий Александрович Максимов, албанский - Ставри Чика (Stavri Çika)) Никита Сергеевич пообщался несколько минут с командирами лодок. Затем Н.С.Хрущев и Р.Малиновский совершил прогулку по озеру Дукати на шлюпке-шестёрке. Гребцами на шлюпке были моряки с подводной лодки «С-358» во главе с командиром шлюпки, штурманом этой же лодки Витольдом Кутэном (между прочим, – зятем академика М. В. Келдыша). После катания на озере Дукати Н. С. Хрущёв пересел на катер командира бригады, направился во Влеру. К этому времени плавбаза с албанскими руководителями отошла от причала и на рейде ожидала прибытия советского лидера. По прибытии скоростного катера и переходе на борт Н.С.Хрущева, Р.Малиновского и их спутников плавбаза взяла курс на выход из залива Влера. К вечеру подошли к порту Саранде. Там гости сошли на берег, полюбовались прибрежной природой и продолжали деловые разговоры. Потом они вернулись на плавбазе в бухту и заночевали на ней.

В своих мемуарах Энвер Ходжа рассказал, в какой восторг пришел Хрущев от Влерской базы: «- Великолепно, великолепно! - воскликнул Хрущев и повернулся к Малиновскому. Я подумал, что это он говорил о действительно замечательном пейзаже нашей Ривьеры. Но у них совсем другое было на уме. - Какая надежная бухта у подножия этих гор! - говорили они. - Если разместить здесь мощный флот, все Средиземное море от Босфора до Гибралтара будет в наших руках! Мы любого можем зажать в кулак.»

Тогда же была выдвинута идея строительства еще одной базы для подводных лодок – на о. Бутринто (Butrintit), отделенном от моря небольшим перешейком.

На следующий день Н.Хрущев был не в настроении, как оказалось Э.Ходжа, боготворивший Сталина не собирался следовать курсом советских товарищей, кроме того, его раздражал поучительный тон советского лидера. В заключении пребывания у моряков Хрущев сфотографировался с моряками, принял в подарок макет подводной лодки, сделанный руками флотского умельца и, отбыл в Тирану, а оттуда 4 июня в Москву.

Руководители Албании были недовольны, Хрущев не дал необходимых кредитов, а бесплатно обещал построить только Дворец культуры да две небольшие радиостанции. Тогда албанцы сделали ставку на китайцев, с октября 1959 г. албанская печать заняла четкую прокитайскую позицию. Наметившееся политическое разногласие в верхах начало исподволь сказываться на отношениях советских и албанских моряков.

 

Боевая учеба.

Советскими экипажами подлодок велась подготовка албанских экипажей - дублеров, а офицеры командования и штаба бригады готовили албанских офицеров, занимавших аналогичные должности в албанской бригаде подлодок.

В первом квартале 1959 г. албанский экипаж второй лодки («С-242») под командованием Шезай Касай (Shezai Kasaj) выполнил нормативы задачи N 2 (плавание в море в надводном и подводном положении), советские моряки были в роли инструкторов на корабле. Выполнение задачи № 2 совпало с прибывавшей в Албанию с визитом китайской делегации, и албанцы планировали им показать каких успехов добились их подводники. Поэтому албанскому экипажу дали дополнительные часы плавания, чтобы выполнить эту задачу как можно скорее. В этом так же были заинтересованы и советские подводники. В первом квартале 1959 г. партийные организации экипажей советских подводных лодок направили своих делегатов на партконференцию Черноморского флота, так что и советские делегаты хотели прийти на партконференцию, имея весомый результат, а лучшим результатом было бы сдача задачи № 2 албанским экипажем.

По данным “Jane's Fighting Ships” в феврале 1959 г. из СССР в Албанию был поставлен нефтяной танкер пр.437К (НАТО - KHOBI), в албанском флоте он получил наименование «Semani».

В марте 1959 г. в Тирану с визитом прибыл Главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков. Вот как он описал этот визит в своих воспоминаниях: «В аэропорту с положенным по протоколу церемониалом, нас встречал министр обороны генерал - полковник Бекир Балуку и командующий ВМС капитан 1 ранга Тиме Сейку.

Министра обороны я знал еще по первому посещению Албании. Генерал, с внушительной фигурой, располагающей внешностью, прошедший школу партизанской борьбы, как свидетельствовала молва, отличался большой храбростью. Командующий ВМС имел морское образование и некоторое время служил на итальянских кораблях.

О прошедших в стране изменениях за последние годы свидетельствовали ухоженные улицы столицы, заполненные к вечеру веселой молодежью, и кофейни с чинно попивающими кофе мужчинами. На центральной площади возвышался монументальный памятник «вождю всех народов» И.В.Сталину.

Помощь, оказываемая албанскому народу Советским Союзом, была видна везде. По дорогам мчались автомашины советских марок, в портах разгружались суда под красным флагом. Наших специалистов можно было встретить в больницах, школах, на заводах и, конечно, в армии и военно-морских силах. Нам показали несколько воинских частей. В соединении охраны морского побережья находились знакомые большие охотники, торпедные катера, тральщики, недавно поступившие с Балтики и Черноморского флота. Сейчас их осваивали с помощью наших специалистов албанские моряки. О дальнейшем развитии вооруженных сил мы вели разговор во время официальной встречи с первым секретарем Албанской Партии труда Энвером Ходжей. После предыдущей встречи албанский лидер внешне почти не изменился. Все тот же интеллигентный вид симпатичного человека, мало напоминавшего недавнего руководителя движения сопротивления, которым он являлся в годы борьбы за независимость.

Почти сутки удалось выкроить из плотной программы визита на посещение Влёры большого, в масштабе Албании, портового города. Вблизи него, в удобной бухте, находился совместно созданный пункт базирования подводных лодок. Их число несколько увеличилось за счет подошедшей второй группы. Командир недавно образованной бригады капитан 1 ранга С.Г.Егоров сделал обстоятельный доклад о состоянии соединения. Хорошо налаженной службой у подводников, организованной боевой подготовкой я остался доволен.»

С 16 по 25 марта 1959 г. место базирования кораблей в бухте Паши-Лиман Влерского залива посетил командующий ЧФ адмирал В.А.Касатонов, прибывший в Албанию на эсминце пр.56 «Благородный» в ходе делового визита. В составе походного штаба были начальник штаба эскадры ЧФ контр-адмирал Виктор Сергеевич Сысоев, капитаны 1-го ранга – начальник организационно-мобилизационного управления Петр Иванович Овчаров, флагманский штурман Черноморского флота Александр Никанорович Мотрохов, начальник отдела оперативного планирования Борис Ефимович Ямковой.

Следует отметить, что в ряде источников есть и другая дата похода в Албанию в 1959 г. эсминца «Благородный». Так в книге Игоря Касатонова «Флот выходит в океан» 1995 г. издания он пишет, что поход был в августе – «1959 год, август. Я только что окончил 3-й курс Черноморского высшего военно-морского училища. Как-то отец сказал мне: “Я иду в Албанию. Надо проверить бригаду наших лодок, которая там базируется. Если хочешь – пойдем со мной”. Конечно, я немедленно согласился.» Эту же информацию видимо взятую в книге И.В.Касатонова в своей книге «Эскадренные миноносцы проекта 56.» изданной в 1999 г. поместил и А.С.Павлов, в разделе посвященной подробностям службы эсминца «Благородный» говорилось: «В августе 1959 поход в Средиземном море с заходом во Влеру (Албания) под флагом Главкома С.Г.Горшкова, рекогносцировка албанских берегов для организации баз.» Не так однозначно время визита обозначил доктор исторических наук М.С.Монаков в книге «Главком. Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова2008 г.: «Летом 1959 г. В.А.Касатонов прибыл в Албанию на эскадренном миноносце «Благородный». Здесь он встретился с главнокомандующим ВМФ: Сергей Георгиевич находился в Албании неофициально – «на отдыхе».» О визите в Албанию летом в своей книге «О службе флотской в шутку и всерьез. Записки штурмана ВМФ» пишет и участник того похода Александр Никанорович Мотрохов, но он о встрече с С.Горшковым не упоминает.

Однако сам С.Г. Горшков в своей книге «Во флотском строю» изданной в 1996 г. пишет, что он был с визитом в Албании весной – «Прибыв с визитом в Тирану весной 1959 года, я имел намерение ознакомиться с положением дел у наших подводников, которые к тому времени освоили новое место базирования и начали выходить в Адриатику.»

Были проведены учения 40-й бригады ПЛ. Четыре субмарины должны были воспрепятствовать прорыву в центральную часть Адриатического моря отряда боевых кораблей (ОБК) «противника». Лодкам нарезали одиночные позиции, ОБК изображал эсминец, старшим на ОБК был назначен командир 40 ОБПЛ С.Егоров, а адмирал Касатонов вышел в море на ПЛ «С-360». Учения прошли неплохо.

Командующий Черноморским флотом после разбора учения потребовал, чтобы лодки бригады смелее сближались с натовскими кораблями, тренировались в определении их курса и скорости, отрабатывали торпедные атаки, уклонение и отрыв от преследования. «У вас прекрасные условия для боевой подготовки в море, - пошутил тогда Владимир Афанасьевич. – Вы можете отрабатывать корабельные боевые расчеты на своих лодках, можно сказать, в реальных условиях. Объекты атак ходят по Средиземному стаями! И если уж Ушаков и Сенявин здесь занимались боевой подготовкой, то нам и сам Бог велел…»

Аналогичное распоряжение подводники получили и от С.Горшкова, в дополнение к подлодкам Главнокомандующий планировал разместить здесь и другие ударные части флота. Он на ЭМ «Благородный» вместе с Касатоновым вышел в бухту Сарандо у самой границы с Грецией для изучения возможности базирования там ракетных катеров, которые должны были вскоре поступить на вооружение. Ракетные катера вместе с подлодками могли бы в случае необходимости воспрепятствовать проходу кораблей НАТО из Средиземного флота в Адриатическое.

Отношения с албанцами тогда были прекрасными, и расставание прошло на позитивной ноте. Александр Никанорович Мотрохов вспоминал: «Албанцы проявили особое гостеприимство. Они устроили грандиозный ужин непосредственно на берегу моря, невдалеке от так называемых “домиков ЦК АПТ”. Столы ломились от выпивки и закуски. Кроме Касатонова в походе были В.С.Сысоев, Б.Е.Ямковой и П.И.Овчаров. Все они изрядно “нагрузились” за ужином и с трудом, не без помощи матросов, поднялись на корабль (эсминец проекта 56). Поднявшись на мостик, Касатонов, как бы вступив в командование кораблем, скомандовал: “Сниматься с якоря и следовать в Севастополь!”. После того как эсминец снялся с якоря, Касатонов с тремя адмиралами спустился в каюту командира корабля и решил продолжить ужин.»

Из-за того что албанский флот получил и продолжал получать от СССР довольно продвинутое военно-морское оборудование и корабли, ему стало катастрофически не хватать подготовленных специалистов и для решения этой проблемы албанцы опять обратились к СССР. 28 марта 1959 г. премьер-министр Мехмет Шеху обратился с просьбой непосредственно к Н.С.Хрущеву, направить 9 советских военных советников для ВМС - для командующего флотом, для начальника управления оперативной и боевой подготовки, для начальника связи, для начальника гидрографического отделения, для начальника вооружения, для командира бригады обороны водного района, для командира группы тральщиков, для начальника химической службы, для командира школы флота), а также 6 инструкторов в Школу флота (для рулевых и сигнальщиков, для минно-торпедного дела, для связистов, для радиолокаторщиков, для гидроакустиков и инженера-электромеханика).

Реакция на просьбу была быстрой. В июле 1959 г. в Албанию прибыл контр-адмирал Загребин Анатолий Васильевич, назначенный представителем Главного командования ОВС по военно-морским вопросам при Генштабе Албанской народной армии. Он имел боевой опыт, руководил тралением вод Черного моря, был начальником Оперативного управления ЧФ и одновременно с февраля 1958 г. военно-морским советником в Сирии, затем в Египте, находясь там, в длительных командировках. В Албании он наблюдал за ходом строительных работ в заливе Влера и развертыванием соединений и частей. Выполнял обязанности по ноябрь 1961 г. В августе 1959 г. в Албанию с Черноморского флота были направлены Кириллов Мануил Михайлович, Лентовский Валентин из состава 11-го Учебного отряда подводного плавания и Олехнович Юрий. Инструкторами учебного центра Албанской народной флотилии - М.Кирилова который возглавил цикл кораблевождения и электронавигационных приборов, Ю.Олехнович – цикл радиотехнической службы, а вот В.Лентовский был назначен помощником начальника штаба бригады по оперативной работе. Как вспоминал Мануил Михайлович Кирилов: «В Албании пришлось поплавать по Адриатике вдоль албанских берегов от Саранды на юге до Шенгини на севере в качестве руководителя практики курсантов.» В 1960 г. прибыл назначенный советником командующего албанским флотом капитан 1 ранга Петр Петрович Кулик.

11 апреля (по другим данным в июле) 1959 г. в бухте Влера была обнаружена иностранная подводная лодка. Бывший начальник оперативного отдела бригады подводных лодок Хафер Ррокадж (Xhafer Rrokaj) вспоминал: «Наши четыре подводные лодки вместе с их плавучей базой находились у плавпричала в Пашалимане. Офицеры и члены их семей, живущие в Орикуме, направляясь утром на работу на базу, случайно заметили перископ, который выступал над водой. Сначала они подумали, что это одна из наших подводных лодок, выходящих в море в тот день. Но когда они подошли ближе, то увидели, что наши подводные лодки у причала в готовности, они забили тревогу. Советский командир подводной лодки вместе со своим албанским коллегой охотился за иностранной подводной лодкой... благодаря готовности албанского офицера-подводника иностранная подводная лодка была обнаружена и получила сигнал к всплытию. Они использовали гидроакустическую станцию Тамир-5, чтобы заставить её всплыть … но её командир отказался отвечать на наши сигналы.»

Между тем, согласно документам министерства обороны, с острова Сазан туда были отправлены и быстро прибыли малые противолодочные корабли пр.122бис предназначенные для обнаружения и уничтожения вражеских подводных лодок глубинными бомбами и реактивными снарядами. К тому времени МПК были на сто процентов укомплектованы албанскими экипажами, и ими руководили Кемаля Хейта (Qemal Hate), Петро Трени (Petro Treni) и Петрит Хиси (Petrit Hysi), а подразделением командовал капитан 2 ранга Азиса Хасы (Azis Hasa). Имея приказ применять оружие по нарушителю, экипажи в течение нескольких часов выпустили по иностранной подводной лодке множество снарядов, но без результата и она смогла выйти из албанских вод, не получив повреждений.

В июле 1959 г. подводная лодка «С-242» (к-3р. Ю.А.Емельянов) с албанскими моряками на борту первой в бригаде совершила по одним данным 7 суточный  по другим 10-дневный поход в Адриатическое море до берегов итальянского острова Сицилия и обратно исключительно в подводном положении, произведя погружение и всплытие внутри Влёрского залива, выход из залива подлодка проходила, ориентируясь по сигналам береговой радиодальномерной гидрографической станции. С албанской стороны в походе находились заместитель командира 1-й бригады Дашамир Охри (Dashamir Ohri) он же одновременно являлся командиром первой ПЛ, и члены экипажа которыми командовал лейтенант Шезай Каса (Shezai Kasa): заместитель командира лейтенант Скендер Дочи (Skënder Doçi), инженер-механик младший лейтенант Кораб Мейдани (Korab Mejdani), а также командиры групп - рулевых и связистов унтер-офицер Виктор Фуркеза (Viktor Furkëza), мотористов унтер-офицер Мехмет Кожани (Mehmet Kojani), движения унтер-офицер Кристак Тенекеджиу (Kristaq Teneqexhiu), радиотехнической службы унтер-офицер Фахри Перона (Fahri Perona), торпедной группы Агрон Рок (Agron Shkëmbi), командир радиолокационной группы Козьма Чимбидхи (Kozma Cimbidhi).

Быть первыми всегда не просто. Вот как Ю.А.Емельянов впоследствии вспоминал об этом: «Весь режим плавания был подводный, погрузились недалеко от причала в заливе. В открытом море ходили днем под электромоторами на безопасной глубине, ночью под РПД с подзарядкой батареи. За недельный поход мы вкусили все "прелести" плавания в теплых и соленых водах. Высокая температура в отсеках, почти стопроцентная влажность воздуха в отсеках. Форма одежды – трусы и сандалии. Передохнуть можно было только под струями переносных вентиляторов. Сложности с зарядкой батареи – температура электролита доходила до 40 градусов. Подзарядку пришлось вести малыми токами».

Для эффективного функционирования базы и скоординированного осуществления ее деятельности в августе 1959 г. было разработано общее положение об обязанностях советских инструкторов оказывающих помощь албанскому персоналу. Согласно этому положению, утвержденному министром обороны Бекиром Баллуку и Главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом С.Г.Горшковым, было определено, что подводные лодки и другие суда, переданные Албании, укомплектовываются албанскими военнослужащими. Но до завершения подготовки албанских экипажей вышеупомянутые подводные лодки, плавучая база и другие корабли временно комплектуются советскими военнослужащими, при этом офицеры которые носят свою форму, в то время как матросы и старшины срочной службы носят форму и отличительные знаки албанской армии.

Летом 1959 г. в интересах подготовки албанских и советских моряков состоялся 5-дневный поход в Средиземное море на плавбазе «Владимир Немчинов» - «Tomori» по маршруту ПашалиманКрит-Кипр - Александрия (Египет) –Пашалиман. На борту было много офицеров подводных и надводных кораблей, был и командующий флотом Теме Сейко.

В ноябре-декабре 1959 г. «С-360» (к-3р. В.С.Козлов) выполняя указание Главкома ВМФ совершила первый среди лодок бригады поход в Средиземное море до Гибралтара. Этот первый поход достаточно подробно освещен в литературе не только по тому, что он был первым, а и по тому, что именно этот поход заставил американцев считаться с возможным присутствием советских подводных лодок в Средиземном море.

В поход вышли 30 ноября 1959 г. («Si u fotografua kryqëzori ku ndodhej presidenti amerikan Ajzenhauer nganëndetësja 105» 13.03.2014 с сайта <https://durreslajm.al/si-u-fotografua-kryqezori-ku-ndodhej-presidenti-amerikan-ajzenhauer-nga-nendetesja-105/>) в составе экипажа в этом походе вместе с советскими моряками были 4 албанских подводника - албанский командир подводной лодки Шыкири Чука (ShyqyriÇuka), механик А.Попа (A.Popa), рулевой Г.Ррита (G. Rryta) и моторист А.Катро (A. Katro). Поход проходил без открытия рубочного люка. Днем шли на тактически выгодной глубине, соблюдая утвержденный Центром четырехчасовой график подвсплытия на сеанс связи, ночью шли под РДП (работа дизеля под водой). Для проверки условий обитания экипажа при плавании в Средиземном море в поход специально пошел флагманский врач майор Рогалев. Несмотря на осеннее-зимнюю погоду, температура забортной воды оставалась в пределах 20 градусов, а отсечная доходила до 40 градусов и выше, особенно в 5-м и 6-м отсеках, плюс к этому высокая влажность и высокая загазованность отсеков.

Переход до Гибралтара прошел вполне благополучно. Но на обратном пути находясь в узкой части Тунисского пролива, подлодка обнаружила отряд боевых кораблей 5-6 единиц. Командир имел информацию из центра о переходе отряда кораблей ВМС США во главе с крейсером «Де-Мойн» из Афин в один из европейских портов. В.Козлов лег на сближение, с отрядом кораблей используя данные своей гидроакустической станции. Неожиданно корабли легли на новый курс, и «С-360» оказалась почти в центре ордера. Среди шумов винтов гидроакустик сумел выявить шумы крейсера. Командир решил убедиться в правильности классификации и поднял перископ, что бы провести опознавание и фотографирование. Это оказался американский тяжелый крейсер «Де-Мойн» на борту, которого находился президент США Эйзенхауэр, возвращавшийся после визита в Грецию.

В своих воспоминаниях Валентин Степанович Козлов командовавший тогда субмариной «С-360» ошибочно сообщает что это произошло днем 14 декабря. Все это было несколько позднее так как 15 декабря Эйзенхауэр доставили на вертолете из Афин на борт крейсера, а 17 декабря президент прибыл с кратковременным визитом в Тунис, и 18 декабря он на крейсере прибыл в французский порт Тулон. Так что все было видимо 16-17 декабря.

Корабли охранения обнаружили перископ и начали преследование, привлекая авиацию. В течение трех суток подводники отрывалась от погони. И только когда лодка оставила к северу Мальту и, соблюдая скрытность, дважды не вышла на положенные сеансы радиосвязи, американцы ее потеряли. Уйдя в Ионическое море, В.Козлов донес по радио о своем месте. В канун Нового года – 30 декабря «С-360» благополучно вернулась, ошвартовавшись к плавбазе в бухте Паша-Лиман.

В Москве посчитали что командир «С-360» виновен в нарушении скрытности, перископ видели американцы. В Главный штаб ВМФ срочно вызвали комбрига капитана 1 ранга С.Г.Егорова, позже он рассказывал о начальственном гневе в адрес В.Козлова и указании Министра обороны о снятии его с должности. Как итог через два месяца после возвращения В.Козлов был отстранен от командования подводной лодкой. И это притом, что командующий ЧФ адмирал В.А.Касатонов сделал все, что только возможно, чтобы снять обвинения с командира лодки. В течение апреля-мая был проведен анализ похода. Все это время Валентин Степанович Козлов находился в доме отдыха в Lezhë играл в карты и шахматы, общение его было ограничено. Спасение, как вспоминал контр-адмирал В.Козлов, пришло от Н.С.Хрущева. Ему понравилось, что президент США почувствовал беспокойство, узнав о присутствии советской подлодки рядом с его кораблем, - об этом сообщила заграничная пресса. Хрущев приказал поощрить подводников. И весной 1960 г. В.Козлов был назначен заместителем командира 40-й ОБПЛ.

Для дальнейшего развития базы, при непосредственном участии Отдела капитального строительства Черноморского флота были приведены необходимые работы. К ним привлекли флотских строителей из Севастопольвоенморстрояи специалисты 54 Мехстройзавода. В декабре 1959 г. туда направилась группа специалистов. В их числе машинист крана А. Брайло, машинист электростанции Д. Парфенов. Руководили работами старший инженер-лейтенант Ю.К. Дьяков и инженер-капитан Самоходкин. Работы в Албании были закончены в 1960 году. С их участием было построено множество объектов базы - бетонные причалы, торпедная техническая база, компрессорная и аккумуляторная станции. Строить во Влере и ее окрестностях предстояло много, в том числе было целесообразно оборудовать подземные укрытия для лодок в бухте Рагузо, у подножья Карабуруна. Рельеф берега давал такую возможность. Однако для подобных работ требовались значительные средства и их об их выделении надо было еще договориться, но в работу вмешалась политика и этим планам не суждено было сбыться.

Естественно в связи с значительным объемом работ по обустройству базы возникало множество вопросов по снабжению как самой базы так и работ вокруг нее. И хотя вспомогательный флот, подчинявшийся начальнику тыла Черноморского флота, был еще слаб, он активно задействовался в снабжении базы, ведь снабжать наших моряков в Албании требовалось постоянно. Так танкер «Истра» (водоизмещение 1200 т (638 брт), грузоподъемность 973 т, с 1941-1945 гг. немецкий «Else- Т 13», с 1945-1946 гг. британский «Empire Tigina», и с 1946 г. советский, до 1948 г. - «Эльза») Черноморского флота использовавшийся для перевозки бензина и технических масел для кораблей и судов ЧФ с дизельными установками, в 1958 г. обеспечивал наши боевые корабли и подводные лодки в Албании.

О том как это было можно судить по интенсивности движения кораблей вспомогательного флота через Босфор и обратно.

Класс судна

 

1957

1958

1959

1960

1961

Военный транспорт

ЧМ  - СМ

-

3

19

21

8

            СМ - ЧМ

-

1

21

10

4

Танкер

ЧМ  - СМ

-

2

7

18

14

            СМ - ЧМ

-

1

9

18

10

Буксир

ЧМ  - СМ

-

3

2

5

4

            СМ - ЧМ

-

2

2

9

3

Другие вспом. суда

ЧМ  - СМ

-

3

3

5

1

            СМ - ЧМ

-

2

-

9

1

Всего туда и обратно за год

ЧМ  - СМ

-

15

35

52

32

            СМ - ЧМ

-

9

37

50

20

Всего проходов Босфора

 

 

-

24

72

102

52

 

Не все они, конечно, были задействованы на линии снабжения нашей базы в Албании, но, то, что большая часть их это точно. Но этого явно не хватало и тогда нашли выход стали фрахтовать суда у Одесского морского пароходства, и они доставляли нашим в бухту Влеру необходимые грузы.

 

Прибытие новых кораблей.

 

В то время когда лодка «С-360» вышла в поход, бригада подводных лодок получила очередное пополнение.

Их, так же как и первый отряд тщательно готовили. Как вспоминал Аркадий Иванович Семенов, назначенный с должности старпома подлодки пр.613 «С-62» ЧФ на однотипную балтийскую лодку: «Осенью 1959 года я был затребован в Лиепаю (37 Дипл) на должность старшего помощника командира пл С-250 БФ (командир капитан 2 ранга А. Богданов), которая готовилась к переходу в Албанию в составе 40-й обрпл ЧФ, куда незамедлительно и прибыл.

Подготовка проводилась в условиях, приближенных к боевым, и была успешно завершена в назначенный срок.»

Второй отряд 4 ПЛ пр.613 «С-191» (В.Прокофьев), «С-250» (к-2р.А.Богданов), «С-280» (Л.К.Савинов), и «С-374» (к-3р. А.Кожевников) в сопровождении тральщика пр.254 (НАТО - T-43) вышел 3 декабря 1959 г., 5 декабря отряд вышел из Балтийского моря. В Албанию пришли-18 декабря 1959 г., тральщик проследовал дальше и 26 декабря вошел в Черное море.

Во многих публикациях особенно 90-х годов и начала 2000-х ошибочно называются сроки прибытия подводных лодок в Албанию, в основном это касается второго и третьего отрядов – «В 1958-1959 гг. в порт Влёра перешли 12 средних подводных лодок…» В публикации контр-адмирала Анатолия Штырова «Дизельная подводная эпопея» опубликованной в журнале «Воин» за 1997 г. он писал, что первый отряд прибыл в июне 1957 г., второй в июне 1958 г. а третий в августе. В воспоминаниях Главкома ВМФ СССР С.Г.Горшкова, изданных в 1996 г. «Во флотском строю», он рассказывая о своем визите в Тирану «весной 1959 года», говорит что к этому времени уже пришел второй отряд: «Почти сутки удалось выкроить из плотной программы визита на посещение Влёры большого, в масштабе Албании, портового города. Вблизи него, в удобной бухте, находился совместно созданный пункт базирования подводных лодок. Их число несколько увеличилось за счет подошедшей второй группы. Командир недавно образованной бригады капитан 1 ранга С.Г.Егоров сделал обстоятельный доклад о состоянии соединения.» А в упомянутых выше воспоминаниях Аркадий Иванович Семенов он тоже ошибочно писал: «В декабре 1959 года отряд в составе восьми лодок 613 проекта и плавбазы или иначе – плавучей базы самоходной (пбс) «Котельников» перешёл в порт базирования Влёра, в котором с 1958 года уже находились и осваивали пункт базирования четыре подводных лодки и пбс «Немчинов».» Все эти ошибки и неточности являлись следствием только недостатка информации в открытом доступе.

В конце 1959 г. произошла смена албанского командира бригады подводных лодок вместо первого комбрига капитана 2 ранга Джемала Шани (Xhemal Shani) был назначен капитана 3 ранга Дашамир Охри (Dashamir Ohri). На его примере наглядно видно, что албанское руководство пока отношения с Москвой были деловыми и выгодными для Тираны, не допускало каких либо проявлений нетерпимости от своих граждан даже находящихся на солидных постах в отношении советских специалистов.

Джемал Шани (Xhemal Shani), был в числе первых албанцев которые учились в СССР, с сентября 1945 г. по 1949 г. он обучался в Военно-морском училище в Баку, а в 1949-1952 гг. в военно-морской академии в Ленинграде. В 1957 г. он был назначен командиром бригады подводных лодок, проявил себя как талантливый организатор, неустанно трудившийся над строительством современной базы и подготовкой ее кадров. Его отношения с русскими были напряженными, и он часто заявлял "Вы здесь коллеги, инструкторы, а мы хозяева этой базы” или "Это флаг моей Родины. Мы хозяева базы!". (Mark Brunga «Durrsaku Xhemal Shani, Komandanti i Parë i Brigadës Nëndetëseve Shqiptare» S.Ll 28 April, 2021 с сайта <https://bulevardionline.com/durrsaku-xhemal-shani-komandanti-i-pare-i-brigades-se-nendeteseve-shqiptare/>) Разногласия командира Джемала Шани обострились с командиром советских кораблей капитаном 1 ранга Егоровым и в конце 1959 г. по настоянию советского командования бригады Джемал Шани был снят с должности командира бригады и назначен заместителем командующего Военно-морским боевым флотом. «Советская сторона смотрела на Джемали как на хорошего командира албанских подводных лодок, но не подчиняющегося требованиям советского штаба». Но и на новой должности он продолжал конфликтовать и в 1960 г. советский советник командующего флотом капитан 1 ранга П.П.Кулик и советник министра обороны контр-адмирала А.В.Загребин объявили капитана 2 ранга Джемаля Шани «антисоветчиком», и после этого албанское руководство сняло его с должности отстранив от службы. Разрыв отношений с бывшим Советским Союзом в середине 1961 года повлек за собой пересмотр оценки капитана 2-го ранга Джемала Шани (Xhemal Shani) как «антисоветского». 28 августа 1961 г. его назначили заместителем командира бригады подводных лодок и 5 декабря 1961 г. командиром бригады подводных лодок, с капитаном 3 ранга Дашамиром Охри в качестве заместителя командира. Но в сентябре 1965 г. его снова увольняют с должности в результате интриг.

В конце 1959 г. два МПК пр.122бис «501» (б. «МПК-345») и «503» (б. «МПК-346») с командирами Кемаль Хатен (Qemal Haten), Петро Тренин (Petro Trenin) и комиссаром Дхори Йорджин (Dhori Jorgjin) ушли на капитальный ремонт в Севастополь. Для того времени это было нормальным явлением. Из-за отсутствия развитой ремонтной базы в Албании, корабли, поставляемые нами, ремонтировались в случае необходимости в СССР. Так, к примеру, в конце апреля 1960 г. в Севастополь из Влеры на ремонт пришел албанский буксир.

На замену МПК убывшим на ремонт из СССР в Албанию прибыли в начале 1960 г. два других МПК пр.122бис «МПК-394» и «МПК-450». Оба в состав Черноморского флота не входили, первый прибыл на Черное море с Каспийской военной флотилии, а второй с Северного флота. 27 марта 1960 г. проданы в Албанию и 23 ноября 1960 г. исключены из состава ВМФ в связи с продажей Албании. В Албании приняты албанскими экипажами получили номера и наименования «502» - «Vjosa» (б. «МПК-450») и «504» (б. «МПК-394»).

В 1959 – 1960 гг. в Албанию были переведены корабли, вошедшие в состав дивизиона тральщиков. В течение 1959 года, согласно соглашению албанского правительства и СССР, были переведены два рейдовых тральщика (РТЩ) пр.255К (НАТО - Т-301) на которых 25 октября был поднят албанский флаг. В течение 1960 г. были поставлены еже два РТЩ пр.255К (НАТО - Т-301). После прибытия этих четырех тральщиков, все шесть тральщиков пр.255К были разделены между 52 флотилией в ВМБ Сазане и 66 флотилией в Дурресе.

Летом 1960 г. пришли также два морских тральщика пр.254К (НАТО - Т–43) «Т-484» и «Т-495». МТЩ были немедленно приняты албанским экипажем которые возглавляли Алеко Столин (Aleko Stolin) и Зизи Анастасин (Zisi Anastasin). 23 августа 1960 г. на них был поднят албанский флаг. С их прибытием было завершено формирование созданной 8 января 1959 г. бригады охраны водного района (БрОВР) с центом на острове Сазан. В нее помимо четырёх МПК входили уже базировавшийся на острове дивизион торпедных катеров из 6 ТКА, а также дивизион базовых и рейдовых тральщиков - 2 МТЩ и 6 РТЩ.

Продолжались поставки дополнительных вспомогательных судов для базы. По данным справочника “Jane's Fighting Ships” в 1960 г. из СССР в Албанию был целый ряд кораблей, в том числе судно размагничивания пр.220 (НАТО - SEKSTAN) в албанском флоте он получил наименование «Shëngjin», пять катеров пр. 376 тип “Ярославец” (НАТО - PO 2), до этого по одним сведениям 3 таких катера были переданы в 1957 г. и 3 в 1958-1959 гг., а по другим все 6 единиц в марте 1958 г., два маслозаправщика - один водоизмещением в 275 тонн (НАТО - TOPLIVO 3) и второй в марте 1960 г. водоизмещением в 280 тонн (НАТО - TOPLIVO1).

В 1960 г. опираясь на базу в Албании Черноморский флот активизировал ведение разведки против потенциального противника. Первым в январе с ЧФ туда вышел малый корабль радиотехнической разведки (МРЗК) «Угорь» оборудованный из рыболовного траулера типа «СРТ-300-400» класса «Логгер» построенного в ГДР. Он имел тогда наименование прикрытия «ЛОЦ-97» ("Lots 97"). 15 января 1960 г. «ЛОЦ-97» миновав Дарданеллы, направился к советской базе подводных лодок в Влера в Албании, по пути внимательно осматривая южное и западное побережья Греции. Заправившись на базе, он в феврале работал в Западном Средиземноморье, осматривая Балеарские острова, Гибралтар и районы патрулирования американского 6-го флота, базирующегося в Вильфранш-сюр-Мер (Франция). Затем он вернулся в Влеру, заправился топливом, снова обошел Южную Грецию и направился к турецкому побережью у самой восточной штаб-квартиры НАТО в Измире. Затем «ЛОЦ-97»-«Угорь» зигзагообразно прошел мимо островов Додеканес и Родос, прежде чем отправиться в Албанию для третьей дозаправки. 1 мая, он опять покинул свою албанскую базу и провел две недели, курсируя вокруг Сицилии, куда в Катанию с Мальты была переведена база патрульных самолетов американского военно-морского флота. Его деятельность не осталась без внимания в июне 1960 г. в западных газетах появилась информация об его деятельности под громкими заголовками суть которых сводилась к постулату «Средиземное море подвергается жестокому нашествию "рыбаков", которые никогда не опускают свои сети, но тем не менее ловят много.» Как отмечали журналисты базирование корабля на албанский порт примерно в 20 раз превысило продолжительность его нахождения в море по сравнению с однотипным ему рыбацким кораблем.

Результативность МРЗК «Угорь» была по достоинству оценена и командованием флота и осенью того же года в Албанию пришел второй разведывательный корабль однотипный первому класса "Логгер" «Краб». Кроме того на ЧФ был сформирован морской радиоотряд, который до декабря 1960 г. базировался на албанском острове Сазан.

Чтобы скрепить Варшавский договор, в феврале 1960 г. был подписан протокол о согласовании изменений в составе Вооруженных сил Албании между Объединенным командованием Варшавского договора и Министерством обороны Албании, согласно которому албанский военно-морской боевой флот после завершения пополнения будет состоять из: бригады подводных лодок - 12 подводные лодки, дивизиона торпедных катеров - 12 катеров, дивизиона тральщиков - 8 тральщиков, дивизиона противолодочных кораблей - 8 МПК, дивизиона вспомогательных судов, эскадрильи противолодочной авиации и вертолетной противолодочной эскадрилья. Таким образом, основываясь на соглашениях и протоколах, подписанных обеими сторонами, база Влера превращалась в одну из самых мощных баз региона, в то время как последний протокол, без всякого сомнения, превратил ее в самую полную и современную базу в Средиземноморье. 

В апреле-мае 1960 г. в Пашалиман прибыл командующим Черноморским флотом адмирал В.А.Касатанов вместе с группой штабных офицеров, в своих выводах они высоко оценили большую двустороннюю работу, и неплохие фактические результаты.

В конце мая 1960 г. учебный крейсер пр.68-К «Куйбышев» под флагом 1-го заместителя командующего ЧФ вице-адмирала С.Е.Чурсина (по другим данным под флагом командующего Черноморской эскадрой вице-адмирала В.Ф.Чалого) в сопровождении двух ЭМ пр.30-бис вышел в Средиземное море для выполнения делового визита в Албанию. В условиях плотного сопровождения кораблями и авиацией НАТО, корабли отряда выполнили поставленные задачи, включая демонстрацию флага у албанского побережья. В заливе Влера крейсер швартовался лагом к борту плавбазы. Моряки на берег не сходили.

Затем в июне после выхода отряда кораблей из Влеры было проведено двустороннее оперативно-тактическое учение в Ионическом море. В Центральной части Средиземного моря прошло учение по поиску и атаке силами шести дизельных торпедных подводных лодок пр.613 40-й ОБПЛ, в том числе «С-360» (к-3р. В.Хлопунов, старшим на борту зам. комбрига В.Козлов) отряда кораблей условного противника, который обозначал «Куйбышев» с сопровождавшими его эсминцами. Лодки располагались двумя завесами, поочередно отрабатывая скрытный выход в атаку на ОБК. Уже при подходе «Куйбышева» к последней завесе ПЛ за ним в кильватер пристроились два американских фрегата. Смешанный ОБК едва не был атакован – практическими торпедами. Избегая нежелательного инцидента, флагман отвернул от генерального курса. В этом учении учебные торпеды, выпущенные с подводных лодок по крейсеру, после прохождения предельной дистанции всплывали. Всплывшие торпеды эсминцы подымали на борт. Одну из всплывших торпед подняли американцы, и уже в сентябрьских учениях, устройство продувки практического зарядного отделения (ПЗО) стали отключать, и торпеды после прохождения дистанции тонули. Демонстрацией силы явилось прохождение всплывших ПЛ вблизи американских кораблей и их следование строем в двух кильваторных колоннах в направлении пролива Онтарио.

В сентябре 1960 г. в Албанию прибыл третий отряд  в составе 4 ПЛ «С-71» (А.Коваленко), «С-95» (В.И.Марков), «С-356» (К.А.Могилюк) и «С-357» (А.Бенгард) и плавбаза «Виктор Котельников». (информация что переход был в период 5 декабря 1960 г. – январь 1961 г. - ошибочна) В Средиземном море отряд попал в сильный шторм.

На церемонии после прибытия последней группы подводных лодок и плавучей базы «Виктор Котельников» министр обороны Бекир Баллуку сказал: «По этому случаю я приветствую всех матросов, унтер-офицеров и старшин нашего военного флота за то, что они приняли эти корабли и подняли на них флаги военно-морской нашего флота и албанский... наш военно-морской флот стоит в мощном и нерушимом лагере социализма, возглавляемый славным Советским Союзом... Мы, дорогие друзья и близкие знакомые, благодарны вам за все, что вы сделали и делаете для нашей народной армии...»

Кстати ходящая до сих пор информация, что часть из прибывших в Албанию подлодок пришли с Черноморского флота, является следствием того что часть лодок развернутых в Албании в том числе «С-71», «С-95», «С-374» незадолго до этого в 1959 и 1960 гг. по внутренним водным путям были переведены с Черного моря на Балтику.

Четыре лодки из состава первой группы и плавбаза «Немчинов» принявшие экипажи албанских моряков для их отработки стояли у причалов в бухте Паши-Лиман. Остальные восемь перволинейных подводных лодок второй и третьей группы бригады с советскими экипажами и плавбазой «В. Котельников» стояли на рейде Влёрского залива.

Боевая подготовка подводников в течение 1960 года шла интенсивно. В период 1958-1961 гг. при базировании подводных лодок 40 обпл в Албании (бухта Паша-Лиман) были проведены практические стрельбы торпедами САЭТ-50 в Адриатическом море. Приготовление торпед к стрельбам производилось на плавбазе подводных лодок «Владимир Немчинов» (командир БЧ-3 - капитан-лейтенант А.В. Тереховкин, старшина торпедного расчета - старшина 1-й статьи Н.В. Токарь). Опыт приготовления торпед к практическим стрельбам был передан на плавбазу «В. Котельников». Факт проведения практических торпедных стрельб советскими подводными лодками в Адриатическом море не остался незамеченным командованием силами ВМС США в Средиземном море и способствовал, в меру своей значимости, в совокупности с другими фактами, стабилизации обстановки в этом районе.

Осенью 1960 г. в Адриатическом море при выполнении ПЛ «С-374» (к-3р. Анатолий Кожевников) курсовой задачи № 2 ударилась в подводном положении носовой оконечностью о подводную скалу острова Сазан. ПЛ получила легкие повреждения, которые исправили в недельный срок. За три года пребывания в заграничном плавании и базировании это был первый серьезный случай, связанный с навигационным происшествием. В своих воспоминаниях «Подводная война. Горизонты великого противостояния сверхдержав» В.С.Козлов описывая этот случай написал: «На следующий день прибыл генерал-полковник Андреев, наш начальник по ставке Варшавского Договора. Боевой генерал, да еще и Герой Советского Союза сразу же начал с репрессивных мер. Как же, на виду у союзников, да еще и за рубежом, такой ляпус, недостойный советского корабля. Командира снять и судить, штурмана тоже и т. д.» Выручили албанцы – министр обороны Албании и командующий ВМС, не согласилась с генералом. Кроме того комбриг С.Егоров доложил что повреждения на лодке не так уж серьезны и их можно устранить в недельный срок при помощи береговой мастерской и плавдока. Прилетевшие через два дня из Москвы комиссия во главе с адмиралом Н.Виноградовым провела разбор происшествия. Командиру и старпому Шебанину объявили выговор, а штурмана Матвеева сняли с должности. В том же году в бригаде случилось и другое ЧП, по неосмотрительности и нарушения корабельных правил погиб недавно прибывший командир «С-242» капитан 3 ранга Б.Землянкин, он упал с плавбазы.

 

Литература.

 

 

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

 

Розин Александр.

 

На Главную.