Розин Александр.
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1974 г. - 1978 г.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21.
13. Хроника БС в 1977 г.
Новый 1977 г. эскадра
встречала в таком составе 6 надводных боевых кораблей: 1 РКР пр.58 (НАТО - Kynda) «Адмирал Фокин» (бортовой 822, к-2р. В.И.Дарнопых), 1 БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Одаренный» (бортовой 143, к-2р. Л.П.Прокофьев), 1 СКР пр.159А (НАТО
- Petya) «СКР-92» (Н.Н.Шельменков),
2 СКР - МТЩ пр. 264 (НАТО - Т-58)
«СКР-137» («МТ-5», к-л. В.С.Часовских)
и «Приморский комсомолец» (к-3р. В.М.Мартирасян), 1
БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (бортовой
354, к-2р. Э.М.Борисов); 2 подводных лодки: 1 АПЛ пр.659Т (НАТО - Echo) «К-45» (к-2р Г.М. Заварухин) и 1 ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-213» (к-2р. Д.И. Герасимов), 10 вспомогательных судов и несколько
океанографических и космического флота.
В январе-феврале 1977 г. БДК «Александр Торцев» занимался перевозками для вооруженных сил НДРЙ. 11
января пришли в Аден. 15-16 января грузили грузы около 1000 тонн для перевозки на о.Сокотра. 17 января вышли из Адена на борту 16
йеменцев, экипажи танков. 20 января пришли к о.Сокотра,
20-23 января выгрузили 750 тонн цемента, 3 средних танка Т-34, лес, бензин. 25
января вернулись в Аден. 27- 29 января вновь принимали грузы для Сокотры. 1 февраля пришли на Сокотру,
штормило к выгрузке приступили 5 февраля, завершили 6 февраля. 6 февраля в
16.00 снялись с якоря и пошли в Аден взяв на буксир их
МДК. 8 февраля пришли в Аден стали под погрузку продовольствия и 4 ЗиЛа которую завершили 10 февраля. 12 февраля взяв на буксир МДК двинулись к Хар-Хальфуту
у границы с Оманом. 15 февраля пришли туда, разгружались до 17 февраля, в 19.00
взяв на буксир МДК отправились в Аден. 19 февраля прибыли в Аден. 20-21 февраля
грузились в последний рейс, загрузили 5 танков Т-34, 6 зенитных орудий, цемент
и бензин. 24 февраля в двинулись к Хар-Хальфуту, 26
пришли туда начали разгрузку, 28 февраля закончили
разгрузку в 24.00 взяв МДК на буксир отправились обратно. 4 марта пришли
в Аден.
20-24 января 1977 г. в Мапуту (Мозамбик) с
официальным визитом пришел отряд кораблей
в составе БПК «Одаренный» и танкера «Фрунзе».
28 января 1977 г. АУГ с атомным авианосцем «Enterprise»
CVAN-65, атомным ракетным крейсером «Long Beach» CGN-9 и
атомным ракетным фрегатом «Truxtun» CGN-35 прошли Малаккский пролив. Войдя в Индийский
океан к ним присоединилась АПЛ «Tautog» SSN-639. В первые со времени операции “Sea Orbit” 1966 г. вся
целевая группа имела ядерные установки в
водах Индийского океана. АУГ действовала по 7 марта 1977 г.
Американские корабли являлись главной целью
слежения флагманского корабля эскадры РКР пр.58 (НАТО - Kynda)
«Адмирал Фокин» (бортовой 822, капитан 2 ранга В.И.Дарнопых,
старшим был начальник штаба бригады капитан 1 ранга Р.В.Паромов). Ракетный
крейсер начал преследовать АУГ 8 февраля 1977 г. Это преследование было больше
чем простое наблюдение, поскольку крейсер непрерывно всеми правдами и
неправдами старался занять самую выгодную позицию, чтобы атаковать «Enterprise» как если бы начались военные действия. Меньше
чем неделю спустя, 14 февраля два советских разведывательных самолета Ил-38 с авиабазы на территории Сомали, вышли
с юга на перехват авианосца и его сопровождения. В течение четырех часов, Ил-38
в точке Ш=9,5 гр.с.ш. Д=53 гр в.д. сделали три
отдельных облета АУГ, будучи перехваченным самолетами авианосца. Два дня спустя
- 17 февраля TF 77 начал операцию,
направленную на уклонение от слежения со стороны советского крейсера. Сперва АУГ развил
высокую скорость, чтобы советский корабль, следуя за ним, быстро
израсходовал свое топливо, это намерение достигло успеха - к нему отправили танкер «Владимир Колечицкий»
(Vladimir Kolyechitskiy). И
пока «Адмирал Фокин» заправлялся, авианосец скрылся. Американский ракетный крейсер «Long Beach» оставаясь позади советского крейсера, фиксировал
неудачу последнего вновь обнаружить и возобновить слежение за авианосцем в
течение трех дней.
Как вспоминал участник тех событий: «…он нас выматывал: на
больших скоростях, которыми он ходил, а нам надо было за ним поспевать, и
расход топлива был приличный, что через 3-5 суток нам надо было заправляться.
Танкер "Вл.Колечицкий"
имел парадный ход всего 13 узлов. Авианосец действительно выжег нам топливо,
дождался, когда мы начали заправляться и рванул в отрыв на скорости более 25
узлов. Пока хоть чуть-чуть приняли топлива, пока отвязались - его и след
простыл.
А "Лонг Бич" все это время у нас на хвосте висел и под ногами
путался. "Тракстан" держался в стороне. Так
и ушел авианосец в отрыв. Нам тогда на орехи досталось за то, что упустили.
В погоне за ним, мы дважды пересекали экватор, но принять крещение
стало возможным только после второго пересечения, когда цель была упущена и все
слоны розданы - 18 февраля 1977 года.»
Помимо АУГ у американцев в этот период в
Индийском океане были на постоянной основе отряд кораблей в составе командное
судно «La Salle» AGS-3,
фрегат «PHARRIS» FF-1094 и эсминец «DU PONT» DD-941, последние два в апреле
отправились домой и их сменили другие корабли.
С 4 по 20 марта БДК
пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (бортовой
354, к-2р. Э.М.Борисов) находилась в
Адене. 14 марта туда пришла плавбаза «Иван Кучеренко» и на БДК перешел командир
эскадры адмирал Ясаков Николай Яковлевич, он должен лететь в Москву
самолетом, 16 марта он и улетел.
10-14 марта 1977 г. официальный визит в
Порт-Луи ОБК в составе РКР «Адмирал Фокин», БПК «Одаренный» и танкера «Владимир
Колечицкий» под флагом старшего помощника
начальника штаба эскадры капитана 1 ранга Г.А.Кузнецова. Отряд 8 марта
подошел к о.Маврикий, в порт вошли 10, 14 марта
покинув порт направились на банку Фортюн.
20 марта БДК
«Александр Торцев» вышел из Адена на банку
«Араб» в 30 милях от Джибути для ведения разведки на якоре. 21-27 марта на
банке. 30 марта вышли в Берберу на встречу с ПЛ и
танкером «Колечицкий». 1 апреля сопровождали лодку и
танкер к мысу Гвардафуй, здесь оставили ПЛ она ушла
на дежурство. Заправили топливом СКР и опять пошли на Сокотру.
22 (или 26) марта 1977 г. в Индийский океан
пришли на БС 2 СКР пр.159 (НАТО - Petya) «СКР-46»
и «СКР-130» (командир Ширяев), бортовые
номера 844 и 842, но кто
какой не известно, и МТЩ пр. 264 (НАТО -
Т-58) «Тимофей Ульянцев» (бортовой 801, к-л. Сорока Пётр Захарович).
4 апреля 1977 г.
завершила свою деятельность в Индийском океане АПЛ пр.659Т «К-45» (к-2р. Г.М.Заварухин). В индийском океане она с
5 декабря 1976 г. 1 мая 1977 г.
вернулась в вмб Павловского.
5 апреля покинули Индийский океан завершив там свою службу БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Одаренный» и СКР пр.159А (НАТО - Petya)
«СКР-92».
К 12.00 4 апреля
БДК «Александр Торцев»
подошел к острову Сокотра
и заправился от танкера. 6 апреля туда пришла плавбаза «Иван Кучеренко» со
штабом эскадры, командир начальник штаба 8-й ЭскСН адмирал Яровой Пётр
Максимович. 16 апреля утром ушел штаб эскадры и с ним прибывшие корабли, так РКР
«Адмирал Фокин» пошел в Берберу, а часть кораблей домой. 18 апреля встретились
с ПЛ и пошли с ней в Берберу, 23 апреля прибыли
в порт. Там приняли на борт 65 человек с плавмастерской,
дока, ПМТО для доставки домой. 26 апреля двинулись к банке «Араб». 30 апреля
доктор сделал операцию аппендицита матросу с десанта, из-за осложнения пошли в Берберу где передали его на «ПМ-156» и вернулись на банку.
29 апреля - 6 мая 1977 г. в Мапуту
(Мозамбик) зашел БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)
«БДК-181» (бортовой 551, к 3 р. Щетинин В.П.) Он выполнял межфлотский переход с
БФ на ТОФ вокруг Африки, на борту батальон морской пехоты 106 ПМП, под командованием майора Джерихов В.
Б.
Весной 1975 г. Франция признала право на
независимость Джибути, организация референдума о самоопределении министерством
обороны готовилась в строжайшей тайне, для обеспечения безопасности с 1976 г.
французским флотом было увеличено количество кораблей там. До мая 1977 г. там
находилась группа с авианосцем «Foch», а перед самым
провозглашением независимости флот в ходе операции “Saphir
II” весной 1977 г. развернул невиданную воздушно-морскую силу 18 кораблей ВМС
во главе с авианосцами. Эта операция как раз совпала с агрессией Сомали на
эфиопскую территорию в Огадене с лета 1977 г. по весну 1978 г.
5 апреля 1977 г. авианосец «Clemenceau»
выходит в поход, его сопровождают противолодочный фрегат «Tourville»
D-610 и танкер «Saône», вместе они формируют Task Group 423.1. 16 апреля они
прошли Суэцким каналом в Красное море, согласно инструкциям самолетам и
вертолетам велено держаться в 50 километрах от берегов Йемена и Эфиопии. Спустя
время этот отряд был усилен кораблями действующими в
Средиземном море, ракетные эсминцы «Dupetit-Thouars»
D-625, «Kersaint» D-622, десантные суда «Ouragan» L9021, «Edic 9094»,
танкер «Lac Tonle Sap». Кроме того в состав отряда вошли эскортные корабли (в
том числе «Commandant Bory»
F-726, «Protet» F-748, «Victor
Schoelcher» F-725) постоянно расквартированные в
Джибути.
Эта немалая сила дважды устроила
демонстрацию своих сил, первые учения прошли 25-29 апреля 1977 г., в них
участвовали 7 кораблей и самолет Atlantic, вторые
учения прошли 6-12 мая 1977 г. во время референдума 8 мая, в них участвовали 10
кораблей и самолет Atlantic.
Советское присутствие в районе было
небольшим, они проявили интерес к присутствию группы только в начале, с 30
апреля число советских кораблей здесь сильно сократилось. Подводная
деятельность была обозначена деятельностью одной подводной лодки класса Foxtrot. Так в районе
банки «Араб» в 30 милях от Джибути дважды вел разведку БДК «Александр Торцев»
21-27 марта и с 30 апреля по 10 мая. 6 мая рядом появился авианосец «Клемансо», был там до 8 мая.
Единственный инцидент был 7 мая между двумя
йеменскими истребителями МиГ-21 и двумя
французскими Crusader.
После успешно проведенного референдума 11
июня авианосец «Clemenceau» в одиночку оставляет
Джибути и 21 июня прибывает в Тулон. В Красном море его 14 июня сменил авианосец «Foch» который выполнял задачи до 3
декабря 1977 г. С ним прибыли ракетный эсминец «Bouvet»
D-624, десантное судно «l’Orage» L-9022, танкер («l’Aberwrac’h»)
27 июня 1977 г. была провозглашена
независимость Джибути.
В июле 1977 г. разразилась война между
Сомали и Эфиопией, обе страны были в дружественных отношениях
с СССР, что осложняло советскую реакцию на происходящее. Еще в январе 1977 г. в эфиопской провинции Огаден
Освободительный фронт западного Сомали (WSLF) начал боевые действия против
эфиопских властей. Эфиопские силы в провинции были вынуждены отступать
и укрепились на базах Джиджига, Харэр
и Дыре-Дауа. Все это усугублялось нестабильной
обстановкой в Эфиопии. В мае отряды в
3000 и 6000 подготовленных в Сомали бойцов WSLF пересекли границу, чтобы присоединиться к
силам местных лидеров сопротивления. В составе отрядов было 3000 солдат
сомалийской армии в большинстве своем являвшихся выходцами из Огадена, именно им поручили стать основной силой WSLF. Солдаты сняли свою униформу и надели рваную одежду партизан, их вооружение
состояло из легкого оружия. Это вторжение не было просто стихийным эпизодом
партизанской войны, а являлось хорошо запланированной стратегической кампанией.
Их непосредственной целью было нанесение вреда тому, что осталось от
экономики Эфиопии, и перерезать единственную железнодорожную линию страны,
которая связывает Аддис-Абебу с Джибути. В июне партизаны напали на поезд и
вскоре после этого взорвали пять мостов, остановив все движение. Гарнизоны были
также атакованы, особенно авиабаза в Годе, и близлежащие казармы 5-ой бригады
4-й армии. Это действовали под командой старших офицеров "армейские"
единицы WSLF, в то время как существующие
ранее отряды WSLF предпочитали
партизанскую тактику - засады, саботаж и установку мин. Однако план сомалийского
руководства не преуспел. Солдаты не были обучены для ведения партизанской
войны, да и офицерам не нравился этот метод войны, который находился
в противоречии с тем чему их учили. Когда нападение на эфиопский
гарнизон в Годе (Gode) в мае 1977г. было отражено с потерей более чем 300 убитых, включая 14
средних и высших офицеров, протесты в армейской среде стали звучать все чаще. По этому в июне было принято решение, задействовать в
ближайшее время сомалийскую армию для «освобождения» Огадена.
13 июля 1977г. в боях на территории Эфиопии стали принимать участие первые
регулярные соединения армии Сомали. Началась полномасштабная война между Сомали
и Эфиопией.
Состав ВМС Сомали и Эфиопии в 1977 г.
|
Сомали |
Эфиопия |
Ракетные катера |
3 |
- |
Торпедные катера |
8 |
- |
Сторожевые суда |
5 |
6 |
Десантные корабли |
1 |
2 |
Учебные суда |
- |
1 |
В виду незначительных сил сторон ВМС стран в
войне участия не принимали. Корабли советской 8-й эскадры продолжали
базироваться на порты Сомали и оставались нейтральными до осени 1977 г.
10 мая в 14.00 БДК
пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (бортовой
354, к-2р. Э.М.Борисов) взяв на буксир подводную лодку
«Б-213» (к-2р. Д.И.Герасимов) пошли домой.
17 мая встретились с тральщиком «Тимофей Ульянцев»
который прибыл на службу, забрали у них лейтенанта который тронулся умом. 24
мая подошли к Малакскому проливу с ПЛ
на буксире и легли в дрейф. 27 мая заправились от танкера «Молодечено»,
28 мая прошли через Малакский пролив. 14 июня пришли
во Владивосток.
В мае 1977 г. в Индийский океан на БС
прибыла подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot). В регионе находилась по ноябрь 1977 г.
В
середине мая в Индийский океан прибыл очередной отряд 7-го флота
США в составе ракетного крейсера
«STERETT» CG-31, фрегата «BRADLEY» FF-1041, эсминца «MORTON» DD-948 и
транспорта снабжения «MISPILLION» TAO-105. Действовали до середины июля 1977
г.
10 августа 1977 г. советский танкер «Инкерман» зашел в порт Момбаса (Кения) чтобы взять топливо.
Как сказал капитан топливо для советских рыболовецких траулеров, но портовые
власти предполагали, что топливо предназначено для кораблей ВМФ, как это было
раньше.
21 августа группа
кораблей, совершающая межфлотский переход с Балтики на ТОФ в составе БПК пр.
1134А (НАТО - Kresta-II) «Василий Чапаев» (бортовой
239, к-1р. Л.А.
Агаджанов) и 2
СКР пр.1135 (НАТО - Krivak-II) «Резкий» (бортовой 212), «Ретивый» (бортовой 217, к-3р. Рыжиков Ю.М.)
пройдя мимо мыса Доброй Надежды вошли в Индийский
океан. Командиром перехода был капитан 1 ранга Коновалов
с ТОФ. 24 августа - 1 сентября они находились с визитом в Мапуту (Мозамбик). С 10 сентября группа
находилась в районе Африканского Рога и вошла в состав эскадры.
В конце сентября участие советских
военно-морских кораблей в доставке грузов в эфиопские порты стало свершившимся
фактом. Так 24 сентября и 7 октября БДК
пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-181» (бортовой 551, к 3
р. Щетинин В.П.) принял активное участие
в перевозках из Адена в эфиопские порты. Им была доставлена мука и цемент, и
хоть это были не военные грузы, но это было первым использованием кораблей
эскадры в конфликте между Эфиопией и Сомали.
В октябре 1977 г. в Индийский океан на БС
прибыл СРЗК «Семен Челюскин» (тип «Харитон Лаптев», пр.850), бортовой номер
ССВ-469, командир к-3р. В.Ф.Левых. Из Владивостока вышли в конце сентября. На
борту находился командир 38-й БРКО 128 Центра РЭР ТОФ капитан 1 ранга Лукаш
Дмитрий Тимофеевич. Как он вспоминал: «В
походе я проверял подготовку к самостоятельному решению разведывательных задач,
вновь назначенного командира корабля срзк «Семен
Челюскин» капитана 3 ранга Левых В.Ф. Этот поход был моей «лебединой песней» в
военно-морской службе. Я доложил командующему флотом о готовности командира
корабля к самостоятельному решению задач, оставил в районе деятельности эскадры
срзк «Семен Челюскин»…» БС завершили в марте 1978
г.
18 октября 1977 г.
пройдя Малаккским проливом на БС в Индийском океане прибыл отряд кораблей в
составе БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «50 лет
шефства ВЛКСМ» (бортовой 386, к-3р. Маркин А.С. , на борту
бмп 390 пмп, командует м-р
Ушков В.К.) и ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot). БДК вышел из Владивостока 29 сентября,
подводную лодку он вел на буксире до Малаккского пролива, его она форсировала
самостоятельно.
После того, как БДК «50 лет шефства ВЛКСМ»
прошел Андаманское море и вошел в
зону ответственности 8-й оперативной эскадры на БДК перешёл штаб эскадры
во главе с контр-адмиралом Ясаковым. Экипажу
объявили, что корабль идёт на Сейшельские острова с первым официальным визитом.
Заход планировался на ноябрьские праздники. Перед БДК дней пять стоял в море на
какой-то банке, чистились-красились, наводили марафет, готовились. И в это же
время контр-адмиралу Ясакову присвоили звание
вице-адмирала, так что на Сейшелах он уже был
вице-адмиралом.
21 октября 1977 г. два советских эсминца (скорей всего СКР) и
плавбаза прибывают в порт Басра (Ирак) с визитом. Перед этим эсминцы в море
участвовали в непродолжительных маневрах с несколькими патрульными и ракетными
катерами ВМС Ирака.
12 октября 1977 г. с востока в Индийский океан прибыл отряд американских кораблей в составе авианосца «Midway»
CV-41, крейсера «WORDEN» CG-18, ракетного эсминца «PARSONS» DDG-33, фрегатов «FRANCIS HAMMOND» FF-1067, «LOCKWOOD» FF-1064, танкера «PONCHATOULA»
AO-148 и судна снабжения «NAVASOTA» TAO-106. В Индийском океане они
действовали с 12 октября по 3 декабря 1977 г. Это было четырнадцатое
развертывание кораблей Тихоокеанского флота с 1972 г., предыдущее было с
середины мая по середину июля 1977 г.
Одновременно с запада в
Индийский океан прибыла тактическая группа британского флота TG 317.6 под командованием контр-адмирала Вемисса (Wemyss) в составе
вертолетоносца «Tiger» несших 826 эскадрон вертолетов Sea King, 5 фрегатов 4-го
эскадрона фрегатов «Cleopatra», «Amazon», «Mohawk», «Zulu» и «Rhyl», 2 танкеров «Tidepool», «Grey Rover» и 2 кораблей
снабжения «Regent» и «Tarbatness». Из Англии с ними шла атомная субмарина «Dreadnought» но ее египетские
власти не пропустили через Суэцкий канал и она была
отправлена в Южную Атлантику. 17 октября транзитом через канал прошли первые
корабли группы - крейсер «Tiger» и фрегат «Amazon», остальные за ними
несколько дней спустя. В Красном море суда группы рассеялись для различных
посещений портов стран Красного моря, прежде чем направиться в Пакистан. 7
ноября крейсер «Tiger» прибыл в Карачи и спустя несколько дней TG 317.6 приняла участие в учениях MIDLINK-77.
В свою очередь 28 октября 1977 г. на БС в Индийский океан
прибыл второй отряд кораблей ТОФ - эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin)
«Веский» (бортовой 430, капитан 2 ранга Литвинов) и 2 СКР пр.159 (НАТО - Petya) «СКР-128» (к-л. Евгений Чертовиков), «СКР-23» (бортовой 845, командир к-л. Сайк Павел Иванович) и танкер «Егорьевск». Большую часть пути
эсминцы шли на буксире у эсминца и танкера.
С 3 по 8 ноября порт Виктория (Сейшельские
острова) с визитом посетил БДК пр.1171 (НАТО - Alligator)
«50 лет шефства ВЛКСМ» (бортовой 386, к.3 р. Маркин А.С.), визит возглавил
командующий эскадрой вице-адмирал Николай Яковлевич Ясаков. Это был первый
визит боевого корабля ВМФ СССР на острова.
В ноябре 1977 г. распался отряд кораблей совершавший межфлотский переход вокруг Африки из
Балтийска во Владивосток с несением боевой службы в Индийском океане. БПК пр. 1134А (НАТО - Kresta-II) «Василий Чапаев» (бортовой 239, к-1р. Л.А. Агаджанов)
находится в Аденском заливе, СКР пр.1135 (НАТО - Krivak-II) «Резкий»
(бортовой 212) находился в Персидском заливе и выполнял наблюдение за
американским авианосцем «MIDWAY» который участвовал в ежегодных учений
MIDLINK-77. Второй СКР пр.1135 (НАТО - Krivak-I) «Ретивый»
(бортовой 217, к-3р. Рыжиков Ю.М.) направился к месту базирования на
ТОФ.
14-15 ноября завершив свою
БС Индийский океан покинули 2 СКР пр.159 (НАТО - Petya)
«СКР-46», «СКР-130», 1 СКР пр.1135 (НАТО - Krivak-I) «Ретивый», МТЩ пр. 264 (НАТО - Т-58) «Тимофей
Ульянцев», БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)
«БДК-181» и 1 дизельная подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot).
В ноябре завершив БС в
Индийском океане продолжил межфлотский переход с БФ на ТОФ БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-181» (бортовой 551, к-3р. Щетинин В.П., на борту бмп 390 пмп, командует капитан Иванов В. В.). Во Владивосток на его
борту возвращался командир 38-й БРКО 128 Центра РЭР ТОФ капитан 1 ранга Лукаш Дмитрий
Тимофеевич, он вспоминал: «…на СДК-51, от берегов Северо-восточной Африки
через Малаккский пролив, должен был возвратиться во Владивосток.
Для повышения эффективности решения оперативных задач, поставленных
перед соединением, я пытался использовать все возможные пути вплоть до
привлечения личного состава, уволенного в запас и отправленного морем на
попутных кораблях на Родину.
На переходе через Индийский океан в Тихий океан силами группы,
уволенных в запас матросов и старшин специалистов ОСНАЗ, я организовал ведение
разведки.
В связи с тем, что в составе группы, не было офицера или мичмана,
которые могли бы обрабатывать информацию, эту функцию пришлось выполнять мне.
По моей просьбе командир СДК-51 выделил разведчикам несколько радиоприемников,
а также разрешил использовать корабельный радиопеленгатор и телетайп, что
позволило открыть четыре боевых радио разведывательных поста. Мне же, не имея
справочных материалов, пришлось принимать посильное участие в первичной
обработке разведывательных материалов, здесь пригодился многолетний опыт службы
в информационном отделе Разведки ТОФ. Через корабельные средства связи
ежедневно передавали в штаб ТОФ разведывательные донесения и сводки. »
13-25 ноября состоялись военно-морские
маневры блока СЕНТО “MIDLINK-77”, в нем участвовали ВМС США во главе с
авианосцем «Midway» CV-41, отряды кораблей ВМС Великобритании, Ирана и Пакистана. По завершению учений американский и британский отряды отправились
на учения “Sindex
77” с ВМС Австралии, которые закончились 9 декабря.
Естественно оставить без внимания такое
скопление потенциальных противников без внимания наши не могли, наблюдение за
ним вел и несколько кораблей, из боевых СКР пр.1135 (НАТО - Krivak-II) «Резкий» (бортовой 212). Позже в район
Персидского залива подошел прибывший 20 октября в Индийский океан эсминец пр.56
(НАТО - Kotlin) «Веский» (бортовой 430, капитан 2
ранга Литвинов). 25 ноября 1977 г. американский авианосец «MIDWAY» подвергся
разведывательному облету двух советских разведчиков Ту-95 в южной части
Аравийского моря.
12 ноября в Индийский
океан пришла ПБПЛ пр.310 (НАТО - DON) «Магаданский комсомолец» (бортовой 941),
и АПЛ пр.659Т (НАТО - ECHO-I) «К-151» (к-2р. В.В.Колесников, старший на борту адмирал
А.С.Берзин). В последний раз АПЛ пр.659Т
(НАТО - ECHO-I) «К-45» находилась
в регионе в период с 5 декабря 1976 г. по 4 апреля 1977 г.
13 ноября 1977 г. в 17.00 президент
Сомали Сиад Баре по национальному радио обьявил
о прекращении действия
советско-сомалийского Договора
о дружбе и сотрудничестве от 11 июля 1974 г. Страну
до 20 ноября должны были покинуть
2 тысячи советских военных и
гражданских специалистов и членов их семей всего примерно 5-6 тысяч человек.
Игорь Георгиевич Пенков вспоминал: «...нам милостиво дали целую неделю на то, чтобы покинуть страну. Советская колония оказалась на положении заложников. Кроме того, там была масса советского имущества. Как все это вывезти за неделю? Сомалийцы решили проблему просто, взяли и все конфисковали. Но как за неделю вывезти тысячи советских специалистов с семьями? Я обратился к командующему сомалийским флотом с просьбой разрешить заход в порт наших десантных кораблей из Аденского залива для эвакуации нашего имущества. Но Сиад Барре запретил: «эвакуировать из Сомали нечего».»
Эвакуацию техники и людей из Могадишо морским путем осуществляли три грузовых корабля теплоходы «Сочи» (пр.1563, ЧМП), «Брянский рабочий» (пр.595, ЧМП), «Пятидесятилетие комсомола» (пр. 1562, АМП) и буксир-спасатель пр.843 «Атлант» Одесского экспедиционного отряда АСПТР, но их сомалийские власти не допускали в порт для загрузки, по этому для их поддержки пришлось задействовать морских пехотинцев направив туда океан БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «50 лет шефства ВЛКСМ» (бортовой 386, командир капитан 3 ранга Маркин Анатолий Семенович, на борту БДГ 390 ПМП, командует м-р Ушков В.К.)
Цыпылов Сергей Иванович находившийся на БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» вспоминал: «При подходе к Могадишо нас никто не встретил, и командиру БДК капитану 3 ранга Маркину пришлось подходить к берегу самостоятельно, без лоцмана. После того, как открылись носовые створки и была опущена носовая аппарель, на берег вышли танки и взвод морской пехоты л-та Бернавского. Морпехи были в своей чёрной форме, вооружены автоматами, рукава закатаны, танки рычат, стволы поворачиваются и т.д. Нам потом старший по аэродромной технике рассказал, что до этого сомалийцы никого к морю не пропускали, наша колонна стояла заблокированная, ни вперёд ни назад. А тут, когда они увидели, что на берег выходят танки и морские пехотинцы в какой-то чёрной страшной форме, они подумали, что мы собираемся атаковать город и моментально очистили дорогу к морю. Техника без задержек была загружена на корабль и мы не задерживаясь вышли в море. Когда мы отходили от берега на посадку заходил американский самолёт. Нам повезло, что на переходе до Адена на море был штиль, корабль был сильно перегружен. В Адене техника была сгружена на пирс и оттуда мы пошли в Эфиопию, в порт Массауа.»
Для обеспечения эвакуации из Берберы нашего пункта-материально технического обеспечения (ПМТО) подтянули незадействованные в боевых задачах немногочисленные корабли 8-й эскадры, эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Веский» (бортовой 430, командир капитан 2 ранга Литвинов) из района Персидского залива он прибыл за три дня, БПК пр. 1134А (НАТО - Kresta-II) «Василий Чапаев» (бортовой 239, командир капитан 1 ранга Людвиг Аветисович Агаджанов).
Имущество ПМТО, узла связи «Палас» грузили на сухогруз «Полоцк» Ждановского морского пароходства, их потом разгрузили в Адене. А плавучий док «ПД-66» после подрыва якорных цепей был выведен за пределы территориальных вод спасательным судном пр. 527М «СС-21» (капитан 3 ранга В.Асламов). Здесь их встретили и сопроводили в Аден, вместе с плавмастерской «ПМ-156». За это командир «СС-21» В.Асламов был награжден орденом Красной Звезды. История советского базирования в портах Сомали завершилась.
В дальнейшем наши корабли с ноября участвовали в конвоировании наших гражданских судов доставлявших грузы в том числе и военные в порты Эфиопии. Более подробно все перипетии этого изложены в материале «Горячее Красное море. Советский ВМФ у берегов Эфиопии, боевые действия 1977-1978 гг.».
11-12 декабря 1977 г.
на БС в Индийский океан пришли БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)
«БДК-63», МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Запал» (командир капитан - лейтенант
В.Г.Степанов) и вспомогательное судно.
28 ноября 1977 г. в связи с необходимостью в срочном порядке доставить
эфиопской стороне танки, другое вооружение и боеприпасы корабли буквально
вытолкнули в поход, старшим на переходе был капитан 2 ранга Зозуль Александр
Григорьевич. На борту БДК находился танковый батальон 150 танкового полка морской пехоты, командиром батальонной группы был командир
танкового батальона капитан Н.И.Романенко, командиром танковой роты старший
лейтенант Бардин, начальником штаба десантной группы капитан Бокарев, командирами взвод старший лейтенант Чеботарёв,
лейтенант Лукашенко, командир хозяйственного взвода прапорщик Семахин и с ними 25 матросов и сержантов.
16-21 декабря 1977 г. в Бомбей (Индия) с
официальным визитом пришел отряд кораблей
в составе БПК «Василий Чкалов» и СКР «Резкий».
В декабре с
Черноморского флота через Суэцкий канал в регион пришли два десантных корабля,
сперва БДК пр.1171 (НАТО - ALLIGATOR) «БДК-69» (бортовой 413) вышедший
первоначально на БС в Средиземное море с
4 ротой 336 отдельного Гвардейского Белостокского
орденов Суворова и Александра Невского полка морской пехоты БФ, усиленная
взводом плавающих танков. Командир десанта
гвардии капитан Тугов В.М., начальник штаба - гвардии
старший лейтенант Кочешков А.Н., зам.командира по политчасти
- гвардии капитан Комарецкий Ю.Д. Позже СДК
пр.771 (НАТО - Polnocny-В) «СДК-109»
(к-3р. А.А.Охрименко), старшим на борту был
командир 147-го дивизиона десантных кораблей ЧФ капитан 1 ранга Геннадий
Спиридонович Верич.
18 декабря в Индийский океан для несения БС
прибыл БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Строгий» (бортовой
100, к-3р Л.Кулик).
26 декабря в свою
очередь Индийский океан покинули БПК пр. 1134А (НАТО - Kresta-II)
«Василий Чапаев» (бортовой 239, к-1р. Л.А. Агаджанов)
и СКР пр.1135 (НАТО - Krivak-II) «Резкий» (бортовой 212) направившись к месту постоянного базирования
на ТОФ.
К концу декабря в корабельном составе
эскадры рост был только в количестве десантных кораблей и вспомогательных
судов. Если обычно на БС находился один БДК то тогда их число
достигло 4: 2 ALLIGATOR, 1 ROPUCHA и 1 POLNOCNY в Аденском
заливе. Вспомогательный флот возрос на спасательное судно «СС-21», килекторское судно «КИЛ-33»
и 2 дополнительных буксира («МБ-19»). Весь этот рост был связан с вынужденной эвакуацией из
Берберы (Сомали) и снабжением Эфиопии в ходе ее
конфликта с Сомали.
Количество дней проведенных кораблями ВМС СССР, США, Великобритании и
Франции в Индийском океане в 1977 г.
СССР |
6736 |
США |
1850 |
Англия |
1100 |
Франция |
6098 |
При этом следует помнить что почти 65-70% времени в данных у СССР приходится на вспомогательные суда.
Присутствие ВМС США, Великобритании и
Франции в Индийском океане в 1977 г.
Тип/класс |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
|
ВМС США |
|||||||||||||
Авианосец |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 (20) |
1 (30) |
1 (3) |
|
Крейсер |
2 |
2 |
2 |
- |
1 (18) |
1 (30) |
- |
- |
- |
1 (20) |
1 (30) |
1 (3) |
|
Эсминец/Фрегат |
4 |
2 |
4 |
2 |
4 (98) |
4 (120) |
4 (70) |
2 (62) |
5 (93) |
5 (122) |
7 (158) |
5 (71) |
|
Субмарина |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Универсальное командное
судно |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 (31) |
1 (30) |
1 (21) |
- |
1 (15) |
1 (31) |
1 (30) |
1 (31) |
|
Эскадренный танкер |
- |
- |
- |
- |
1 (18) |
1 (30) |
|
|
|
|
|
|
|
ВМС Великобритании |
|||||||||||||
Крейсер |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 (14) |
1 (30) |
1 (12) |
|
Эсминец/Фрегат |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 (55) |
5 (150) |
3 (38) |
|
Десантный корабль |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 (6) |
1 (6) |
1 (19) |
|
Грузовое судно |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 (38) |
2 (62) |
|
Танкер |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 (47) |
2 (39) |
1 (2) |
2 (34) |
1 (10) |
2 (19) |
3 (84) |
2 (21) |
|
Плавбаза |
- |
- |
- |
- |
1 (17) |
1 (6) |
1 (8) |
1 (4) |
1 (11) |
2 (19) |
2 (60) |
2 (24) |
|
ВМС Франции |
|||||||||||||
Авианосец |
- |
- |
- |
- |
1 (31) |
2 (35) |
1 (31) |
1 (31) |
1 (30) |
1 (31) |
1 (30) |
1 (5) |
|
Крейсер |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 (8) |
1 (31) |
|
Эсминец/Фрегат |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 (217) |
7 (210) |
7 (217) |
6 (186) |
7 (182) |
7 (186) |
8 (218) |
8 (222) |
|
Десантный корабль |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 (31) |
2 (38) |
1 (31) |
1 (31) |
2 (42) |
2 (62) |
3 (68) |
3 (70) |
|
Патрульный катер |
5 |
5 |
2 |
2 |
5 (155) |
5 (150) |
5 (145) |
4 (124) |
4 (120) |
4 (124) |
4 (120) |
4 (124) |
|
Вспомогательные суда |
2* |
3* |
4* |
4* |
3 (69) |
3 (74) |
2 (62) |
2 (62) |
2 (60) |
2 (62) |
2 (60) |
3 (93) |
|
Танкер |
* |
* |
* |
* |
1 (31) |
2 (43) |
2 (62) |
2 (43) |
2 (32) |
3 (66) |
4 (58) |
1 (5) |
|
Командное судно |
* |
* |
* |
* |
1 (31) |
1 (30) |
1 (24) |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
|
* Январь-апрель все идут как вспомогательные суда.
Розин Александр.