Розин Александр.
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1974 г. - 1978 г.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21.
9. Хроника БС в 1976 г.
В составе эскадры находились боевые корабли прибывшие на службу в основном в декабре 1975 г. -
эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Вдохновенный»
(бортовой 400, командир к-2р. Литвинов), 2
СКР пр.159А (НАТО - Petya) «СКР-43» (бортовой
831, командир Казуров В.М.) и СКР с бортовым 826, 2
тральщика пр. 264 (НАТО - Т-58) «Павел
Хохряков» (бортовой 853, командир к-3р. С.Н.Козлов), «Федор Митрофанов» (бортовой 854, командир к-л. Ю.К.Мурсалимов), 1 БДК
пр.1171 (НАТО - Alligator) «Сергей Лазо» (бортовой 356, командир к-2р.
Поздняков В.А.) и дизельная подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot)
«Б-8» (на борту 332-й резервный экипаж, командир к-2р. Ю.П.Доценко, старший -
ЗКБ к-1р. В.А.Сенькин). Помимо них там с октября 1975
г. находился СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Разящий»
(бортовой 209) выполнявший межфлотский переход с БФ на ТОФ через Суэцкий канал
с несением БС в Индийском океане. И завершавшие свою службу
МТЩ пр. 264 (НАТО - Т-58) «МТ-5» (бортовой 306, командир к-3р. Зозуль
А.Г.), БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-63» (бортовой
514, командир к-3 р. Гороховский) и ПЛАРК пр.675 (НАТО - Echo
II) «К-189».
Последние три корабля («К-189», «МТ-5»,
«БДК-63») в первой декаде января покинули
Индийский океан направляясь домой, куда «МТ-5» и «БДК-63» пришли 28 января 1976 г.
Американские корабли в
Индийском океане помимо Ближневосточного отряда кораблей США (MidEastFor) состоящие из командного корабля «LA SALLE»
AGF-3 и 2-3 эсминцев-фрегатов сменяемых каждые 6 месяцев, были представлены
TASK GROUP 75.1 в составе 4 кораблей - ракетный крейсер «Fox»
CG-33, фрегаты «Gray» FF-1054, «Hepburn»
FF-1055 и танкера «Passumpsic» приплывших из залива Субик
(Филиппины) в декабре 1975 г. Действовали по март 1976 г.
У MidEastFor в
январе произошла очередная смена фрегаты «JESSE L . BROWN» FF-1089 и «Valdez»
FF-1096 в конце января 1976 г. через Суэцкий канал отправились в США, а их заменили прибывшие через Суэцкий канал
ракетный эсминец «Semmes» DDG-18 и фрегат «GARCIA»
FF-1040.
В январе 1976 г.
прибывший на БС БДК «Сергей Лазо» пришел в Берберу на борту БДГ под
командованием майора В. Б. Джерихова, НШ - капитан
Игнатьев Валерий, в составе рота средних танков Т-55 - капитан Савченко, взвод плавающих танков
ПТ-76, рота МП - старший лейтенант Басс, минометная батарея - Александр Кравчук, взвода ПВО -
лейтенант Шапоренко,
взвод обеспечения - прапорщик
Мартынюк. Там силами плавмастерской и заварили и
закрасили пробоину в обшивке, которую на переходе сделал тральщик. Тральщики во
время перехода периодически брали на буксир в целях экономии моторесурса тральщиков. Для этого проводились практические
занятия по постановке на буксир на ходу. Во время одного из таких учений командир тральца не
учел силу ветра и течение, при подходе на дистанцию выброски навалился на корму
БДК и форштевнем прорубил обшивку значительно выше ватерлинии в районе душевых. Так и шли до
Берберы с дырой 2х2м. Ее кувалдами под автогеном заровняли. Командир тральца получил выговор за слабую морскую выучку. На ПМТО
на БДК было доставлено пополнение. В Бербере простояли около 10 дней, уходя забрали группу военнослужащих, их потом на одном из
переходов пересадили на сухогруз,
который шел на Союз.
Из Берберы БДК «Сергей Лазо» выполнил
переход в порт Кисимайо,
при этом перевозили группу сомалийских
офицеров армии и флота. На переходе выполняли боевые стрельбы из КПВТ,
минометов и СПГ по надводным и береговым целям. Выполняли вместе с командой БДК
гидрографические работы - на барказе, ручным лотом
промеряли через каждый кабельтов глубины в определенных районах Индийского
океана. В Кисимайо простояли несколько суток.
В феврале 1976 г. произошел серьезный
инцидент на границе Французского Сомали (ныне Джибути) и Сомалийской
Республикой. Боевики выступающие за присоединение
Французского Сомали к Сомали недалеко от границы захватили автобус с 30
французскими детями в заложники. Французская армия задействовав части спецназа и бронетехнику 4 февраля
1976 г. атаковала сомалийскую деревню Loyada, где удерживались заложники. Французские снайперы
убили 6 боевиков, однако перед тем как быть застреленным один из боевиков огнем
из автомата убил французскую девочку и ранил еще 6 других заложников. В конце
операции появились сомалийские солдаты и вступили в перестрелку с французами,
был ранен французский лейтенант и убит сомалийский солдат. По завершению
операции французская полиция обьявила что один
7-летний мальчик числится пропавшим без вести, он
вероятно был увезен вглубь Сомали и Франция потребовала от правительства Сомали
вернуть ребенка. Инцидент привел к обострению ситуации в регионе что не
оставило в стороне и военно-морские силы находящиеся здесь.
Французский флот помимо
кораблей постоянно находящихся в Джибути был усилен двумя группами судов -
первая “Aurore” в составе вертолетоносца «Jeanne d’Arc» R-97 и эсминца «Forbin»
D-635 действовала в
декабре 1975 г. - марте 1976 г. и вторая
“Orion” в составе 2 дизельных подводных лодок
«Junon» S-648, «Marsouin» S-632 и плавмастерской
«Rhône» А-622 действовала в феврале-апреле 1976
г.
Сомалийский посол выступил с утверждениями
что «силы НАТО» планируют вторгнуться в Сомали и это подтверждается наличием
американских кораблей во время инцидента. 3 февраля ракетный эсминец «Semmes» DDG-18 и фрегат «GARCIA» FF-1040 прибыли в порт
Джибути с деловым визитом. Планировалось что они пробудут там до 6 февраля, но
по требованию местных властей они после инцидента 5 февраля отбыли из порта,
действуя по установленному плану, так на 17 февраля
фрегату «GARCIA» был запланирован заход в порт Момбаса (Кения), а эсминцу «Semmes» на 25 февраля в порт Виктория (Сейшельские
острова). Находящаяся в океане американская CTG 75 во
время инцидента находилась в Аравийском море, а 7 февраля командующий 7-м
флотом отдал приказ своим силам не работать к западу от точки с координатами 13
N, 52 E.
Наши корабли естественно не могли оставить
без внимания силы потенциального противника. Так «СКР-43» в Аденском
заливе работал буксируемой гидроакустической станцией “Вегa” по французским
подводным лодкам. В свою очередь американские корабли, входившие в состав TASK
GROUP 75.1 провели слежение за советскими кораблями
находившимися в море и у острова Сокотра, в том числе
за сторожевиком класса Krivak (пр.1135) - «Разящий» (бортовой 209, командир
к-3р. И.Б.Воробьев).
Весной 1976 г. БДК «Сергей Лазо» прибыл в Аден, там встречались с руководством ВМС НДРЙ.
Участвовали в перевозке на о. Сокотра
продовольствия, автотранспорта, боеприпасов. Все это загрузили сверх нормы "под завязку". Пришли
на Сокотру, разгрузились. Потом произвели
показательную высадку на плав
взвода ПТ-76 и взвода на БТР. Когда техника вышла на плав и танки на берегу сделали поворот на 90
градусов одновременно «все вдруг» йеменское руководство было потрясено
слаженностью действий.
10-17 марта 1976г. Порт-Луи (Маврикий) с
официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала Н.Я.Ясакова в составе 1 ЭМ и военный транспорт.
В марте 1976 г. в Аденский
залив прибыл еще один СКР пр.159А (НАТО - Petya) который перегонялся для передачи ВМС Сирии.
Старшим перехода был капитан 1 ранга П.И.Довбня,
командиром экипажа (старшим инструкторской группы) - капитан 3 ранга В.А.Нонкин. Помимо 196-го экипажа сторожевого корабля и
гражданских специалистов на переходе было несколько арабских офицеров и старшин в том числе и командир корабля - мукаддам
бахри Шаабан Хаттаб.
Переход длился три месяца - сторожевик "за ноздрю" тянули два морских
буксира, приписанных к Ильичёвску. Крались кривыми путями в стороне от
проторённых морских маршрутов, так как боялись израильской диверсии, о
возможности которой, якобы предупредила разведслужба. И вот в Аденском заливе стало известно что
Египет в одностороннем порядке разорвал с СССР, заключенный ранее договор о
дружбе и взаимопомощи. Проблемы начались на рейде Суэца - шли под советским
флагом и египтяне не хотели пропускать наш корабль через канал. Проторчали там несколько суток, пока Сирия ни
договорилась. СКР прибыл в Сирию в конце марта - начале апреля.
В апреле 1976 г. из
Средиземного моря в Индийский океан Суэцким каналом прошел ОБК выполнявший
межфлотский переход с БФ на ТОФ в составе СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Сторожевой» (бортовой 220, к-2р. А.Дмитриевич Печкорин), БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-90» (бортовой 561, к-3р. В.П.
Дубасов) у него на борту танковая рота 390 ПМП под
командованием майора Г. Н. Рукосуева и СМТ тип
“Дубна” «Иркут». «Сторожевой» 1 мая встречал в Бербере, а Индийский
океан покинул в июне. «БДК-90» нес службу
здесь дольше, и покинул Индийский океан 6 сентября.
В апреле завершив свою
БС Индийский океан покинули СКР пр.1135 (НАТО - Krivak)
«Разящий» (бортовой 209, к-3р. И.Б.Воробьев) прибыл в базу 26 апреля и БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Сергей
Лазо» («БДК-66», бортовой 356, к-2р. В.А. Поздняков) прибыл
на базу 5 мая.
Весной 1976 г. МРЗК 3 ранга пр.861М «Ильмень» под командованием капитана 3 ранга
Сергея Петровича Бодрикова, выполняя межфлотский
переход, стал первым из кораблей такого типа, который прошел через Суэцкий
канал, Красное море и Индийский океан. Корабль передавался из состава разведки
Северного флота - 159 бригады кораблей ОСНАЗ, переход выполнял под номером
«ГС-117». В начале апреля 1976 г. на переходе в Средиземном море вел слежение
за американским авианосцем «Saratoga». Пройдя Суэцким каналом в Красное море вошел 27 апреля,
Индийский океан покинул в августе 1976 г. Встречающиеся данные, что он якобы 23
марта 1976 г. прибыл во Владивосток несколько не точны.
16-21 июня 1976 г. в Аден (НДРЙ) с
официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала Н.Я.Ясакова в составе 1 СКР и военного транспорта.
В конце июня начале августа 1976 г. три
советских экспедиционных судна нанесли визит в индийский порт Бомбей в ходе
своих исследовательских походов. Первый 25-27 июня выполнил ЭОС пр. 850 «Фаддей Беллинсгаузен». 23 августа 1976 г. он прошел Суэцким
каналом из Красного в Средиземное море. Второй 22-25 июля - заходил ЭОС «Каллисто»
принадлежащий Тихоокеанскому океанографическому институту Дальневосточного отделения
АН СССР, это был его второй рейс. Его возглавлял к.г.-м.н.
Ю.С. Липкин. Проводилось комплексное геолого-геофизическое изучение важнейших
структурных звеньев переходной зоны в Японском, Филиппинском, Южно-Китайском
морях. И третий 29 июля-2 августа ЭОС пр. 850
«Василий Головнин».
В июне 1976 г. произошла очередная смена
Ближневосточного отряда кораблей США (MidEastFor)
ракетный эсминец «Semmes» DDG-18 и фрегат «GARCIA»
FF-1040 были сменены фрегатами «Donald B. Beary» FF-1085 и «Capodanno»
FF-1093.
Американские корабли сыграли определенную
роль в прикрытии операции израильских коммандос в Уганде. 27 июня пропалестинские боевики захватили пассажирский самолет
компании «Эйр Франс», следовавший рейсом Тель-Авив - Париж и посадили его в
аэропорту Энтеббе близ столицы Уганды Кампалы. Там они оставили 83 заложников с израильскими
паспортами, а остальных освободили. Израильские спецслужбы решили провести
операцию по освобождению заложников несмотря на то что
угандийское руководство симпатизировало террористам и в районе аэропорта было
размещено большое число воинских подразделений. Кения предоставила воздушный
коридор для израильских самолетов. 4 июля израильские коммандос успешно провели
операцию по освобождению. 102 заложника были освобождены и доставлены в
Израиль, у коммандос погиб
командир группы и 5 были ранены, погибло 3 заложников, 7 террористов и 24-45 угандийских солдата. После
освобождения заложников специальный отряд ВВС уничтожил на аэродроме 8 угандийских
самолётов-истребителей МиГ-17 (по другим оценкам 30 истребителей Миг-17 и
Миг-21 советского производства) и радарную вышку из опасения возможного
преследования.
Реакция угандийских властей была жестокой,
24 часа спустя угандийские офицеры убили заложницу, доставленную ранее в
госпиталь Кампалы. Иди Амин приказал перебить сотни
кенийцев проживающих в Уганде, в отместку за помощь Кении,
оказанную Израилю в проведении операции и грозился вторгнуться в Кению.
В связи с этими угрозами 12-17 июля американский фрегат «Donald B. Beary» находился с
визитом в кенийском порту Момбаса. И именно с операцией в Уганде связывают
развертывание очередного отряда кораблей 7-го флота США во главе с авианосцем «Ranger» CV-61, в Индийском океане.
12 июля Task Force 77.7 в составе авианосца «Ranger»
CV-61, 3 надводных боевых кораблей и 2 вспомогательных судов через Малаккский
пролив вошли в Индийский океан. АУГ была направлена к берегам Кении в ответ на
угрозу военных действий армии Уганды против Кении, через несколько дней после
израильской операции по спасению захваченных заложников в аэропорту Энтеббе в Уганде.
В августе на БС в
Индийский океан прибыл новый отряд ставший костяком эскадры на 9 месяцев,
корабли пришли двумя отрядами 27 и 31 августа 1976 г. среди них были БПК пр.61
(НАТО - Kashin) «Одаренный» (бортовой 143, к-2р. Л.П.Прокофьев) 31 августа, 2 СКР пр.159А (НАТО - Petya)
«СКР-92» ( Н.Н.Шельменков),
второй неизвестен, 2 МТЩ пр. 264 (НАТО - Т-58) «Приморский комсомолец»
(бортовой 835, к-3р. В.М.Мартирасян) 27 августа
и «МТ-5» («СКР-137», бортовой 836,
командир к-л. В.С.Часовских),
1 БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (бортовой 354, к-2р. Э.М.Борисов)
27 августа.
БПК пр.61 (НАТО - Kashin)
прибыл в Индийский океан впервые с 1974 г. На борту БДК «Александр Торцев» находился батальон 390 ПМП под командованием капитана
Иванова Виктора Васильевича. Десантная группа состояла из рота МП на БТР-60 ГШ, танковая рота Т-55,
взвод плавающих танков ПТ-76, минометно-артиллерийская батарея со взводом полковых минометов и взводом реактивных минометов
«Василек», отделение ПЗРК «Стрела», инженерно-саперный взвод с отделением
водолазов, хозяйственное отделение, всего более 400 человек.
30 августа в центре Андаманского
моря встретились с кораблями эскадры которые
заканчивают БС и возвращаются домой. На БДК перешел штаб эскадры. 2 сентября
«Александр Торцев» заправился от танкера
«Ахтуба», разошлись с эскадрой, они
должны прибыть во Владивосток 15 сентября.
6 сентября покинули Индийский океан отряд действовавший здесь с декабря 1975 г. - эсминец пр.56
(НАТО - Kotlin) «Вдохновенный», 2 СКР пр.159А (НАТО - Petya)
«СКР-43» и СКР с бортовым 826, 2 тральщика
пр. 264 (НАТО - Т-58) «Павел Хохряков»,
«Федор Митрофанов», 1 БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)
«БДК-90».
Корабли эскадры работали по своим планам. Так БДК пр.1171 (НАТО - Alligator)
«Александр Торцев» (бортовой 354, к-2р.
Э.М.Борисов) со штабом эскадры на борту 6 сентября пересек экватор в районе
Мальдивских островов. 9 сентября от БДК
ушел тральщик который они на буксире вели на БС в океан. 11 сентября над БДК
пролетели два наших «ИЛ-38». 12 сентября
перешли на банку Фортюн (Сейшельские острова). 14-20
сентября стоят у о.Коэтиви.
27 сентября прибыли в порт Кисимайо с тральщиком «Приморский комсомолец». 1 октября на БДК прибыл
губернатор, командование дивизиона ТКА. 14 октября БДК завершил визит в Кисимайо. 25 октября
прибыли на рейд Могадишо, 27 октября на корабль прибыл командующий ВМС Сомали,
28 октября вышли в море. 31 октября прибыли к мысу Гвардафуй.
3 ноября ночью пришел БПК «Одаренный», на него перешел штаб эскадры.
В начале октября командование эскадрой
принял начальник штаба 8-й ЭскСН адмирал Яровой Пётр
Максимович, заменивший на время командующего эскадрой адмирала Ясакова Николай Яковлевича.
30-31 октября 1976 г. в Индийский океан
через Малакский пролив прибыл очередной отряд
кораблей 7-го флота США под командованием адмирала S.T. COUNTS, в составе
атомный ракетный крейсер «TRUXTUN» CGN-35, ракетный эсминец «TOWERS» DDG-9,
ракетный фрегат «RAMSEY» FFG-2 и танкера «PASSUMPSIC» TAO-106. Предыдущее
развертывание кораблей 7-го флота было в июле 1976 г.
2 ноября 1976 г. по американским данным
советский военный корабль «RS 68» прошел Суэцким каналом из Средиземного в
Красное море. Что это за корабль непонятно, но
он обозначен как “NAVY”.
В ноябре в центре внимания эскадры было
ежегодное военно-морское учение блока CEHTO -
MIDLINK 76 в Аравийском море и Персидском заливе. Для отслеживания
маневров было задействовано 5 кораблей и судов эскадры. Среди них был и
БДК «Александр Торцев»,
6 ноября он получил приказ следовать в Аравийское море за наблюдения за
учениями. 9 ноября начались учения «Мидлинг-76» 16 кораблей ВМС США, Англии,
Ирана и Пакистана. Командир группы морских пехотинцев Иванов Виктор Васильевич
вспоминал: «…отрабатывают
задачи по охране побережья, совместные действия по проводке караванов, поиск
подводных лодок противника. Ну, а наша задача следить за ходом учений, так как
они отрабатывают задачи в нейтральных водах, то мы вокруг них и крутимся… С их кораблей нам также приветствия семафорят, но
вообще-то, внимания на нас обращают мало, занимаются своими делами… 15.11.76 г.
…Американские «Фантомы» прямо над нашей палубой проносятся со страшным ревом,
на высоте метров 30. Мы в холостую зенитным взводом
отрабатываем их захват зенитным переносным комплексом «Стрела-2». Но вообще-то
американцы ведут себя нормально… » 17 ноября корабли
ушли к Карачи. 18-21 ноября вновь следили за учениями, 21 вечером они ушли к
Карачи. 24 ноября корабли начали расходится, БДК
сопровождает американский крейсер «TRUXTUN» CGN-35 с кораблями сопровождения.
Они оторвались, получили команду идти к о.Сокотра,
где должны были стоять неделю, но получили приказ идти к Карачи и забрать с
танкера штурмана с аппендицитом, 26 ноября встретились с танкером и забрали
больного, операция шла 3 часа. Медик БДК ничего не обнаружил. 29 ноября подошел
СКР и врач с него все вделал как надо. 1 декабря подошли к
Бербере.
18-23 ноября 1976 г. в
Басра (Ирак) с официальным визитом пришел отряд
кораблей под командованием контр-адмирала П.М.Ярового в составе БПК «Одаренный»
и 1 СКР «СКР-137» (СКР - МТЩ пр. 264 (НАТО - Т-58) «МТ-5»).
1 декабря 1976 г. через Суэцкий канал для
службы в Индийский океан прибыл американский вертолетоносец «GUAM» LPH-9 и
ракетный эсминец «CLAUDE V. RICKETTS» DDG-5. Группой командует командир
вертолетоносца капитан T.A. STANLEY. Развертывание будет включать посещение
порта Момбасы (Кения) в связи с 13-ой годовщиной независимости и
демонстрационные полеты самолета AV-8 HARRIER там 12 декабря.
В конце ноября начале декабря эскадра была усилена пятью кораблями ТОФ -
ракетным крейсером «Адмирал Фокин», плавбазой «Иван Кучеренко», двумя танкерами
и АПЛ пр. 659Т (НАТО - Echo I). Это усиление среди
прочего было связано с присутствием американского вертолетоносца «GUAM». Однако
это было незначительное увеличение количества кораблей эскадры - 23 единицы против в среднем 19 в течение 1976
г.
29 ноября 1976 г. через
Малаккский пролив на службу в Индийский океан прибыл ракетный крейсер пр.58
(НАТО - Kynda) «Адмирал Фокин» (бортовой 822,
командир (капитан 2 ранга В.И.Дарнопых, старшим на
борту НШ бригады капитан 1 ранга Р.В.Паромов), с ним же прибыл и большой
морской танкер пр.1559В (Chilikin) «Владимир Колечицкий», на протяжении всей боевой они почти так вместе и ходили.
5 декабря 1976 г. на БС в Индийский океан пришла АПЛ пр.659Т
(НАТО - Echo) «К-45» (к-2р. Г.М.Заварухин) совместно с ПБПЛ пр.1886 (НАТО
- Urga) «Иван Кучеренко» (к-2р. Зайцев Иван Николаевич).
1-5 декабря 1976 г. в Бендер-Аббас
(Иран) с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала
П.М.Ярового в составе БПК «Одаренный» и 1 СКР «Приморский комсомолец».
5 декабря 1976 г. ЭОС «Фаддей
Беллинсгаузен» через Суэцкий канал
вернулся в Индийский океан.
13 декабря Суэцким каналом прошел выполняя межфлотский переход с БФ на ТОФ ЭОС пр.852
«Леонид Соболев».
9 декабря в Бербере к БДК «Александр Торцев» подошли РКР «Адмирал Фокин» и танкер «Иркут»
передали почту. 16 декабря «Александр Торцев» вышел
из Берберы. 17 декабря встретили вертолетоносец «Гуам» начали его сопровождать
до входа в Красное море, потом направились к о.Сокотра. 20 декабря у Сокотры
«Александр Торцев» пришвартовался к ПБПЛ «Иван
Кучеренко», на борт опять перешел штаб эскадры, на корабле
он был по 1 января 1977 г.
В декабре Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал
Флота Советского Союза С.Г.Горшков
посетил Шри-Ланку и Индию.
Визит в Индию состоялся 11-14 декабря 1976
г., при этом главком был вместе с женой. В ходе визита он имел встречи с
министром обороны и руководством ВМС,
были посещены порты Вишакхапатнам и Кочин. Специально к визиту Адмирала Флота Советского Союза
С.Г.Горшкова впервые в порт Кочин 11 декабря прибыл с
официальным визитом отряд советских боевых кораблей под командованием
контр-адмирала П.М.Ярового в составе БПК «Одаренный» (бортовой 143) и СКР-МТЩ
пр. 264 «Приморский комсомолец»
(бортовой 835). Корабли находились в порту до 15 декабря.
Результатом визита было продолжение
военно-технического сотрудничества в военно-морской области, хотя и не в тех объемах которые нам бы хотелось. Так по данным иностранных
источников не удалось продлить разрешение на использование объектов в порту Оха
(штат Гуджарат) на берегу Аравийского моря и
Порт-Блэр на Андоманских островах напротив
Малаккского пролива, были завершены работы в ВМБ Вишакхапатнам,
где они велись с помощью наших специалистов. В свою очередь,
индийский адмирал Ранджит Б.Рай сопровождавший нашего главкома во время его
визита констатировал: «Визит господина и госпожи Горшковых прошёл хорошо, они посетили Кхаджурахо, Вишакхапатнам, Кочин и Бомбей.
Обстановка была сердечной и, естественно, новые русские корабли,
подводные лодки и самолёты присоединились в последующие годы к Индийскому флоту.»
Командующий ВМФ СССР С.Г.Горшков 14 декабря
отбыл с визитом в Коломбо (Шри-Ланка) через Мадрас. Там
он имел ряд важных встреч с руководством армии и флота. К
визиту был приурочен заход в порт Коломбо нашего балтийского ЭОС пр.1537.1
«Полюс» (к-2р. Шпиталев Виктор Васильевич). На борту судна С.Г.Горшков дал
праздничный обед. «Полюс» вышел в поход из Кронштадта в августе 1976 г. маршрут
пролегал вокруг Африки, при этом зашли в
Луанду (Ангола), потом обогнув мыс Доброй Надежды работали в районе о.Кергелен. Когда уходили от о. Кергелен попали в 12 бальный шторм
3 суток корабль неслабо "мотало". Потом мимо о.Маврикий,
переход в Коломбо (Шри-Ланка) на маршруте встретились с РКР «Адмирал Фокин».
Визит в Коломбо (Шри-Ланка) был приурочен к посещению страны Главнокомандующим
ВМФ Адмиралом флота Советского Союза С.Г.Горшкова. Потом был визит в Мале (Мальдивская республика), возвращение в Коломбо, а
оттуда опять в район о.Кергелен,
потом визит в Порт-Луи (Маврикий) и после него домой вокруг Африки с вторичным
заходом в Луанду (Ангола). В Кронштадт вернулись в марте 1977 г. проведя в море
309 суток, и пройдя 47000 миль.
27 декабря 1976 г. Индийский океан
покинул СКР пр.159А (НАТО - Petya) номер которого неизвестен и который прибыл на БС в
конце августа. Причины раннего
оставления неизвестны. На БС
остался второй СКР пр.159А (НАТО - Petya) «СКР-92» ( Н.Н.Шельменков).
Количество дней проведенных кораблями ВМС
СССР, США, Великобритании и Франции в Индийском океане в 1976 г.
СССР |
7243 |
США |
1500 |
Англия |
1030 |
Франция |
4300 |
При этом следует помнить, что почти 65-70% времени в данных у СССР приходится на вспомогательные суда.
Присутствие ВМС США, Великобритании и
Франции в Индийском океане в 1976 г.
|
1976 |
|||||||||||
Тип/класс |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
ВМС США |
|
|||||||||||
Авианосец |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Крейсер |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Эсминец/Фрегат |
6 |
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
5 |
5 |
2 |
6 |
4 |
4 |
Субмарина |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Вспомогательные суда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Универсальное командное
судно |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Эскадренный танкер |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Плавбаза |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Универсальный танкер |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Танкер |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
ВМС Великобритании |
||||||||||||
Эсминец/Фрегат |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
5 |
5 |
Субмарина |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Десантный корабль |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Вспомогательные суда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Универсальный танкер |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Грузовое судно |
- |
1 |
2 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
Исследовательское судно |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Танкер |
- |
- |
- |
1 |
3 |
- |
2 |
1 |
- |
4 |
3 |
5 |
Плавбаза |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
ВМС Франции |
|
|||||||||||
Авианосец |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Эсминец/Фрегат |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
7 |
6 |
Субмарина |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Десантный корабль |
1 |
1 |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Патрульный катер |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Вспомогательные суда |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Розин Александр.