На Главную.

 

Розин Александр.

 

Горячее Красное море. Советский ВМФ у берегов Эфиопии, боевые действия 1977-1978 гг.

 

1  2  3  4

 

Глава 4.

На боевой вахте.

 

К сожалению очень мало сведений о деятельности в Красном море десантных кораблей помимо БДК «50 лет шефства ВЛКСМ», а ведь там с декабря 1977 г. по лето 1978 г. действовали еще 5 десантных кораблей:

С 5 декабря 1977 г. по апрель 1978 г. действовал БДК пр.1171 (Alligator) «БДК-69» (бортовой 413) с ЧФ, на борту была  4 рота 336 отдельного Гвардейского Белостокского орденов Суворова и Александра Невского полка морской пехоты БФ, усиленная взводом плавающих танков, командир десанта гвардии капитан Тугов В.М., начальник штаба - гвардии старший лейтенант Кочешков А.Н., замомандира по политчасти - гвардии капитан Комарецкий Ю.Д.

С 11-12 декабря 1977 г. по 7 июля 1978 г. БДК пр.775 (Ropucha) «БДК-63» (бортовой 383) ТОФ, на борту танковый батальон 150 тп, командует капитан Романенко Н. И.

С 12 декабря 1977 г. по 28 мая 1978 г. СДК пр.771  (Polnocny-В) «СДК-109» (к-3р. А.А.Охрименко)  ЧФ

С апреля  по 3 сентября 1978 г. БДК пр.1171 (Alligator) «Крымский комсомолец» ЧФ

С мая 1978 г. по 6 января 1979 г. БДК пр.1171 (Alligator) «Николай Вилков» (бортовой 075) ТОФ, на борту усиленная танковая рота 165 пмп, командир боевой группы майор А. А. Селедцов.

Сведений о их деятельности почти нет, те что есть довольно неточны. Так в публикации журнала «Тайфун» «30-я дивизия надводных кораблей Черноморского флота» в 2001 г. говорилось что десантные корабли черноморцев из состава 197-й бригады десантных кораблей ЧФ, летом 1978г. в течение 180 суток выполняли специальное задание по оказанию интернациональной помощи народу Эфиопии в районе Красного моря, перевезя за это время 576 тонн боезапаса и 350 человек раненых. А в более поздних публикациях Владимир Пасякин «Место приписки - море» «Флаг Родины» 16 июля 2011 г. уже «А в июне 1978 года корабли десантной бригады впервые выполнили задание по оказанию интернациональной помощи Эфиопии. В течение 180 суток черноморские десантники перевезли почти 600 тонн боеприпасов и 3500 раненых. Задача была не из легких.»

Кроме того нет ясности еще с одним десантным кораблем. В журнале «Страницы  морской истории» № 3 (1998) на 51 странице приведен «Перечень десантных кораблей воинских частей ЧФ выполнявших задачи боевой службы за рубежом», в нем помимо БДК «Крымский комсомолец» и «СДК-109», упомянут как действовавший у Эфиопии и  «СДК-82» (01.05.-31.08.1978) из  состава ЧФ. Но в зарубежных данных о развертывании наших кораблей с конца 1977 г.  по конец 1978 г. о нем сведений нет, да и СДК упомянут только один («СДК-109»).

Так что эти белые пятно еще ждут своего освещения.

 

В виду того что контингент боевых судов эскадры был ограничен и задействован во многочисленных миссиях, в операциях были активно задействованы суда обеспечения 8-й оперативной эскадры. Когда на эсминце «Веский» вышел из строя главный двигатель, его из района боев буксировал танкер «Владимир Колечицкий», он же потом довел его на буксире до Владивостока.

При этом вспомогательные суда, подвергались не меньшей опасности, чем боевые корабли. В 1978г. большой морской танкер «Алатырь» (капитан Киреев Геннадий Иванович) выполнил заход в порт Массауа. Дело было так. В окруженном сепаратистами городе скопилось несколько тысяч беженцев и раненых. Подразделения Народного Фронта Освобождения Эритреи (EPLF) захватили господствующие высоты и взорвали водопровод, из-за этого в городе к концу подошли запасы воды. Для прикрытия эвакуации беженцев были посланы боевые корабли и с ними танкер «Алатырь»,  на котором помимо горючего находилось несколько тысяч тонн питьевой воды. Подойти к причалу и отдать воду для населения и госпиталей ему мешал огонь артиллерии. По договоренности с осажденным гарнизоном корабли открыли огонь по высотам, заставив замолчать полевые пушки. Под прикрытием корабельных орудий танкер, подойдя к причалу, начал перекачивать воду в береговые цистерны и одновременно, вместе с другими судами, принимать эвакуируемых. Это заняло несколько часов, и все время гарнизон из установок «Град» и корабли вели массированный огонь по высотам. Перекачав всю воду, танкер  отошел от пирса, оставив на берегу  группу моряков для сворачивания оставшихся шлангов. Они должны были вернуться на рабочем катере. Работу заканчивали уже под обстрелом, а когда катер шел к танкеру его обстреляли из минометов, в результате чего несколько осколков пробили борт и ранили двух человек, одним из них был четвертый штурман танкера Денисов А.М.

Техническую поддержку действий наших судов оказывали выведенные после разрыва с Сомали из ПМТО Бербера  в Аден (НДРЙ) плавучий док «ПД-66» и плавмастерская «ПМ-156» (капитан 3 ранга Яценко). Так экипаж плавмастерской ремонтировал эсминец «Веский» (меняли трубки охлаждения котлов). В ходе ремонта от моряков эсминца ремонтники слышали об артиллерийской поддержке в районе порта Массауа, о кубинском десанте в Эфиопии. Кстати у дока якорей после спешной эвакуации из Берберы  не было по этому  несколько месяцев на рейде Адена стояло крупнотоннажное судно Черноморского пароходства, а за него удерживался док. 

В советской прессе того времени почти ничего об этом не было, и только в заметке о визите ГК ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза С.Горшкова в Эфиопию на страницах журнала «Морской сборник» № 10 1980г. было в нескольких строках упомянуто о советской помощи осажденному порту Массауа: «В 1978г. сепаратисты подошли вплотную к порту, перерезали дорогу с Асмарой. Население города лишилось воды и продуктов. В то тяжелейшее время на помощь жителям Массауа пришли далекие, но надежные друзья. Воду и продукты в осажденный порт доставляли советские суда. Мужественно сражался гарнизон, отбивая многочисленные атаки. С подходом правительственных войск группировка сепаратистов была разгромлена».

А ведь именно тогда в Эфиопии ВМФ понес первые потери. 5 мая 1978 г. от болезни умер  советник начальника управления тыла ВМФ вооруженных сил Эфиопии, капитан 1 ранга И.П.Лопатин.

 

Помощь эфиопскому флоту.

 

Эфиопский флот, крайне нуждался не только в боеприпасах но также и в судах для двух главных портов Массауа и Асэб. Асэб являлся  жизненно важным портом для товаров, импортируемых в центральную и южную часть Эфиопии. Так как эритрейские мятежники ранее - 21 апреля 1977 г. обстреляли завод по очистке нефти в порту, в результате чего было потеряно 4 миллиона литров бензина. Эфиопии требовались катера которые могли патрулировать вход порт, так как основные силы флота были задействованы в обороне Массауа. И СССР послали в Эфиопию своих военно-морских специалистов и первые два катера.

В конце 1977 г. военным советником командира военно-морской базы в городе Асэб был направлен заместитель начальника штаба Крымской военно-морской базы Черноморского флота капитан 1 ранга Виктор Иванович Пиков.

В 1978 г. в Эфиопию прибыли и первые советские боевые катера. 31 декабря 1977 г. из Севастополя вышел ракетный катер пр.205ЭР (классификация НАТО Osa II).   2 января 1978 г. он прошел черноморскими проливами и спустя пару недель прибыл в порт Асэб.

11 февраля 1978 г. в порту Асэб советский посол передал эфиопской стороне, которую представлял представитель министерства обороны Эфиопии от флота  коммодор Хэйла Уолдемэриэма (Haile Woldemariam), два катера - ракетный и торпедный. Всего в 1978 г. были переданы 3 боевых катера, в том числе один ракетный. Наших сведений о этом почти нет, западный справочник «Jane’s fighting ships 1981-82» сообщает что в  январе 1978 г. были переданы 2 ТКА пр.206МР (классификация НАТО MOL), а РКА пр.205ЭР (классификация НАТО Osa II)  «FMB-160» весной 1978 г.

Но эфиопам предстояло еще научиться  управлять советскими катерами. Опытные советские офицеры-моряки организовали систему подготовки эфиопских моряков для этих кораблей. Для этого были задействованы и советские моряки перегонявшие ракетный катер в Эфиопию до своего возвращения домой, в Севастополь прибыли  14 июля 1978 г.   Человеку, когда-либо общавшемуся с африканцами и азиатами, понятны трудности связанные с их обучением владению сложной современной техникой: языком общения, уровнем общей и технической подготовки, прилежностью в овладении новыми знаниями.

Побывавший в стране в 1977-1978гг. капитан 1 ранга Олег Дунаев вспоминал: «В Эфиопии нас встретили далеко не с распростертыми объятиями: командование эфиопских ВМС состояло сплошь из офицеров, получивших подготовку на Западе, и относились они к нам, мягко говоря, недоверчиво.» 

Особенность  работы  специалистов  заключалась  в  том, что  все девятнадцать  лет  после  революции 1974 г. страна  находилась  на  военном  положении. А большинство постов в командовании ВМС, береговой инфраструктуре занимали офицеры прошедшие обучение на западе. Среди них были командующий ВМС, начальник штаба ВМС, руководители технической службы, связи и медслужбы флота. И хотя командирами новых судов, таких как ракетные катера назначались обучавшиеся в СССР эфиопские офицеры, приказы и распоряжения они тем не менее получали от своего руководства, которое в силу своих взглядов считало советское военно-морское образование недостаточным и узконаправленным.

Так было в течение всего времени сотрудничества, что естественно не могло накладывать определенный негативный отпечаток на взаимоотношения между нашими и эфиопскими моряками.  Адмирал В.Козлов, сопровождавший в июле 1980г. Главкома  ВМФ С.Г.Горшкова  во время его визита в Эфиопию, вспоминал: «… командующий ВМС Т.Берхану - полковник (звания общие в армии и флоте), офицер лет сорока, довольно самонадеян, несколько раз подчеркивал, что трижды учился в США, расхваливал американские катера».

Командировка капитана 1 ранга Пикова успешно закончилась в 1978 году. В этом же году за проявленное при исполнении служебных обязанностей мужество капитан 1 ранга Пиков Виктор Иванович был награждён орденом Красной Звезды и Почётной грамотой воину-интернационалисту Президиума Верховного Совета СССР.

 

Удар по эритрейским сепаратистам.

 

Несмотря на то что в январе 1978 г. стало ясно что Массауа удалось отстоять, ситуация продолжала оставаться серьезной так как наиболее боеспособные части все еще были заняты в боях с армией Сомали в Огадене, а расквартированные в Эритрее подразделения продолжали сдавать позиции. В начале февраля EPLF захватили шесть эфиопских правительственных постов Dongolo, Ginda, Embatkala, Nefasit, My Haber и Shengireni вдоль жизненно важного шоссе, которое связывает Массауа с Асмарой, и как заявили представители фронта теперь вся 69-мильная  дорога в руках повстанческих сил. Более 5000 правительственных солдат были захвачены или убиты, на этих заставах.  Помимо этого партизаны отразили одно эфиопское нападение. Кроме того, 4 танка были разрушены, и сотни эфиопских солдат были убиты в боях в портовом городе Массауа.

Весной 1978 г. Москва окончательно определилась в своем отношении к эритрейским партизанам. В статье опубликованной в газете «Правда» 15 марта 1978 г. было ясно дано понять, что СССР поддержит эфиопские силы против "мятежников" в Эритрее, потому что западная и арабская поддержка сепаратистов была нацелена на ослабление Эфиопии и лишения его выходов к Красному морю, и потому что сепаратисты "объективно помогали реализации империалистических проектов".

Как только боевые действия в Огадене были заключены, в середине марта 1978г. эфиопское руководство используя советские и эфиопские  транспортные самолеты начали перемещать войска в Эритрею.

Кубинские подразделения тоже подключились к решению этой проблемы, 16 марта 1978 г. дипломатические источники в Аддис-Абебе подтвердили информацию,  что кубинские войска прибыли в Асмару.

В течение апреля была собрана в Асмэре и Асэбе 2-ая эфиопская армия в составе приблизительно 75000 солдат, оснащенная дополнительным количеством танков  T-55, бронемашинами БТР-40 и БТР-152, артиллерийскими орудиями - советскими Д-30 122-мм и американскими  М. 46 130-мм, установками залпового огня БМ-21 и сотнями грузовиков.

Как раз в это время опять активизировались ВМС западных стран, фактическое развертывание группы из 14 боевых кораблей ВМС США, Великобритании и Франции в Красном море являлось  выразительным показом силы. В начале апреля 1978 г. ВМС западных стран развернутые в регионе провели военно-морские учения, в них участвовали пять британских фрегатов, четыре британских судна поддержки, два американских эсминца и два французских фрегата. Со стороны Королевского флота это была тактическая группа британского флота TG 317.6  в составе вертолетоносца «Tiger» несших 826 эскадрон вертолетов Sea King, 5 фрегатов 4-го эскадрона фрегатов «Cleopatra», «Amazon», «Mohawk», «Zulu» и «Rhyl», 2 танкеров «Tidepool», «Grey Rover» и 2 кораблей снабжения «Regent» и «Tarbatness». Прибыла в начале апреля 1978 г. в Красное море для возвращения в Англию, после визитов в австралийские порты и других стран, Гонконг, Сингапур, Бангкок, Бомбей. 6 апреля  они прошли каналом и 19-20 апреля пришли в свои пункты базирования. Эфиопское правительство осудило их проведение назвав «провокационными и запугивающими», в то время как “Правда” 6 апреля осудила учения, которые продемонстрировали, что «Западные военные круги» «не оставили попытки оказать давление на Эфиопию  при изобретении новых предлогов для вмешательства в Африканском Роге». Но присутствие советских боевых  корабли сковывали  военно-морские  силы США, Великобритании и Франции  в  Красном  море.

Наступление эфиопской армии было начато 15 мая 1978 г. когда четыре пехотных дивизии по  12000 солдат в каждой, поддержанные 300 танками начали продвигаться от порта Асэб к северу. В южной Эритрее  подразделения ELF в течение нескольких недель потеряли большинство контролируемых городов. В конце июля 1978 г. эфиопские войска одержали свою первую главную победу освободив город Tessenei около Судана через который шло снабжение партизан. На севере части EPLF просто ушли в горный район вокруг своей цитадели в городе Накфа (Nakfa).

ВМС Эфиопии также были задействованы в наступлении, проведя операции по блокированию побережья которое контролировали партизаны с целью прекращения их снабжения по морю. 19 мая эфиопские корабли обстреляли побережье контролируемое партизанами и потопили целый ряд рыболовецких судов там.

Эфиопская армия усиленная советскими военными советниками действующими непосредственно в наступающих частях, вновь занимала территорию Эритреи - в августе 1978 г. они заняли Акордат (Agordat), в октябре Тийо (Thio), Эдд (Edd) и Бейлуль (Beilul) на побережье, а в ноябре Керен. Успехи эфиопской армии позволили правительственным войскам снять осаду порта Массауа. Эритрейские мятежники оказались плохо подготовленными, чтобы противостоять воздушным налетам, после того как ВВС были укреплены поставками советских самолетов и новыми пилотами которых подготовили кубинцы. Скоро все что завоевали  сепаратисты в 1977 г. было вновь под контролем эфиопских войск.

Наибольшие потери понес Фронт Освобождения Эритреи (ELF). Правительственные войска разгромили большинство подразделений ELF, вынудив оставшихся бежать в восточный Судан, где многие из них и остались. В 1981г. остатки подразделений ELF ушли в Судан, где правительственные силы разоружили его последних борцов.

Помимо силового способа Советский Союз старался содействовать решению эритрейской проблемы и политическими средствами. Так, в июне 1978 г. главу организации Фронта освобождения Эритреи пригласили в Москву. Ему предложили создать в районе Красного моря федерацию африканских государств, но этот проект реализован не был.

Война с эритрейскими партизанами продолжилась.

 

Литература.

 

Назад.  В начало.

 

Розин Александр.

На Главную.