Розин Александр.
Горячее Красное море. Советский ВМФ у берегов Эфиопии,
боевые действия 1977-1978 гг.
Глава
2.
ВМС
различных стран в районе Африканского Рога 1977-1978 гг.
Советские
моряки, сыграли немаловажную роль в сдерживании действий флотов западных стран
во время войны между Эфиопией и Сомали в 1977-1978 годах.
Весной-зимой
1977 г. необычно высокую активность в регионе продемонстрировал французский
военно-морской флот.
Весной
1975 г. Франция признала право на независимость Джибути, организация
референдума о самоопределении министерством обороны готовилась в строжайшей
тайне, для обеспечения безопасности с 1976 г. французским флотом было увеличено
количество кораблей там. До мая 1977 г. там находилась группа с авианосцем «Foch», а перед самым провозглашением независимости французы
в ходе операции “Saphir II” в 1977 г. развернул
невиданную морскую силу в общей сложности из 18 кораблей во главе с двумя
авианосцами. Эта операция как раз совпала с агрессией Сомали на эфиопскую
территорию в Огадене с лета 1977 г. по весну 1978 г.
5 апреля 1977 г.
авианосец «Clemenceau» R 98 выходит в поход,
его сопровождают противолодочный фрегат «Tourville»
D-610 и танкер «Saône», вместе они формируют Task Group 423.1. 16 апреля они
прошли Суэцким каналом в Красное море, согласно инструкциям самолетам и
вертолетам велено держаться в 50 километрах от берегов Йемена и Эфиопии.
Спустя время этот отряд был усилен кораблями
действующими в Средиземном море, ракетные эсминцы «Dupetit-Thouars»
D-625, «Kersaint» D-622, десантные суда «Ouragan» L9021, «Edic 9094»,
танкер «Lac Tonle Sap». Кроме того в состав отряда вошли эскортные корабли (в
том числе «Commandant Bory»
F-726, «Protet» F-748, «Victor
Schoelcher» F-725) постоянно расквартированные в
Джибути.
Этот
немалый отряд дважды устроил демонстрацию своих сил. Первые учения прошли 25-29
апреля 1977 г., в них участвовали 7 кораблей и самолет Atlantic,
вторые учения прошли 6-12 мая 1977 г. во время референдума 8 мая, в них
участвовали 10 кораблей и самолет Atlantic.
Советское
присутствие в районе было небольшим, они проявили интерес к присутствию группы
только в начале, с 30 апреля число советских кораблей здесь сильно сократилось.
Подводная деятельность была обозначена деятельностью одной подводной лодки
класса Foxtrot. Единственный инцидент был 7 мая между
двумя йеменскими истребителями МиГ-21 и
двумя французскими Crusader.
После
успешно проведенного референдума 11 июня авианосец «Clemenceau»
в одиночку оставляет Джибути и 21 июня прибывает в Тулон. В Красном море его 14
июня сменил авианосец
«Foch» R 99 который выполнял
задачи до 3 декабря 1977 г. С ним прибыли ракетный эсминец «Bouvet»
D-624, десантное судно «l’Orage» L-9022, танкер («l’Aberwrac’h»)
27
июня 1977 г. была провозглашена независимость Джибути.
В
дальнейшем французский флот, опасаясь за свою бывшую заморскую территорию
получившую независимость, находился там значительными силами до середины 1978
г.
Не
стоило сбрасывать со счетов и деятельность американцев. Даже
после свертывания военного присутствия США в Эфиопии и обострения эфиопо-американских отношении, представители посольства США
говорили, что «Америка не намерена ухолить из Эфиопии», что она тоже
поддерживает территориальную целостность Эфиопии, выступает против отделения
Эритреи и за свободу судоходства в Красном море, готова продолжать оказание
Эфиопии гуманитарной и технической (кроме военной) помощи. В их
высказываниях проскальзывала заметная нотка сомнения в том, что «Советский Союз может в одиночку потянуть
эфиопский воз».
Несмотря
на заверения американцев, в СССР понимали, что ни Запад в целом, ни США в
первую очередь, отнюдь не собирались сидеть, сложа руки не вмешиваясь по
внутренние дела Эфиопии, а попытаются так или иначе
ослабить или подорвать новый режим в стране, который им представлялся, прежде
всего, «проводником советского экспансионизма». 10 сентября 1977 г. эфиопское
руководство информировало послов СССР и других стран социалистического
содружества о перехваченных документах, которые свидетельствовали о том, что
начиная с февраля 1977 г., ЦРУ проводило подготовку операции «Факел», где
предусматривалось физическое устранение Менгисту,
дестабилизация обстановки в стране и интервенция в Эфиопию «оппозиционных сил»
при поддержке соседних с Эфиопией стран. Как бы там ни было, в тот период такой
план не удался, однако, подрывные действия против существующей власти,
продолжались. По сведениям газеты «Нью-Йорк Таймс», между сентябрем 1977 г. и
июнем 1978 г. на Менгисту было сделано не менее
девяти попыток убийства.
Так
что любые активные действия ВМС американцев в регионе не могли не привлечь
нашего внимания, тем более что их активность совпала с нашей эвакуацией из
Сомали.
12
октября 1977 г. с востока в Индийский океан прибыл отряд американских кораблей
в составе авианосца «Midway» CV-41, крейсера «WORDEN» CG-18, ракетного эсминца
«PARSONS» DDG-33, фрегатов «FRANCIS HAMMOND» FF-1067, «LOCKWOOD» FF-1064,
танкера «PONCHATOULA» AO-148 и судна снабжения «NAVASOTA» TAO-106. В Индийском океане
они действовали с 12 октября по 3 декабря 1977 г. Это было четырнадцатое
развертывание кораблей Тихоокеанского флота с 1972 г., предыдущее было с
середины мая по середину июля 1977 г.
Одновременно с запада в Индийский океан прибыла тактическая
группа британского флота TG 317.6 под командованием контр-адмирала Вемисса (Wemyss) в составе
вертолетоносца «Tiger» C-20 несших 826 эскадрон
вертолетов Sea King, 5
фрегатов 4-го эскадрона фрегатов «Cleopatra» F-28, «Amazon» F-169, «Mohawk» F-125, «Zulu» F-124 и «Rhyl» F-129, 2
танкеров «Tidepool» A-76, «Grey
Rover» А-269 и 2 кораблей снабжения «Regent» A-486 и «Tarbatness»
A-345. Из Англии с ними шла атомная субмарина «Dreadnought»
S-101 но ее египетские власти не пропустили через
Суэцкий канал и она была отправлена в Южную Атлантику. 17 октября транзитом
через канал прошли первые корабли группы - крейсер «Tiger» и фрегат «Amazon»,
остальные за ними несколько дней спустя. В Красном море суда группы рассеялись
для различных посещений портов стран Красного моря, прежде чем направиться в
Пакистан. 7 ноября крейсер «Tiger» прибыл
в Карачи и спустя несколько дней TG
317.6 приняла участие в учениях MIDLINK-77.
13-25
ноября состоялись военно-морские маневры блока СЕНТО “MIDLINK-77”, в нем участвовали
ВМС США во главе с авианосцем «Midway» CV-41, отряды
кораблей ВМС Великобритании, Ирана и Пакистана. По завершению
учений американский и британский отряды отправились на учения “Sindex 77” с ВМС Австралии, которые закончились 9 декабря.
Естественно
оставить без внимания такое скопление потенциальных противников без внимания
наши не могли, наблюдение за ним вели несколько кораблей, из боевых СКР пр.1135
(НАТО - Krivak-II)
«Резкий» (бортовой 212). Позже в район Персидского
залива подошел прибывший 20 октября в Индийский океан эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Веский» (бортовой 430, капитан 2 ранга Литвинов),
но после объявления о разрыве с Сомали он был направлен к Бербере. 25 ноября
1977 г. американский авианосец «MIDWAY» подвергся разведывательному облету двух
советских разведчиков Ту-95 в южной части Аравийского моря. Кроме того
для контроля американской АУГ и британского отряда 12 ноября в Индийский океан
пришла АПЛ пр.659Т (НАТО - ECHO-I)
«К-151» (старший на борту адмирал А.С.Берзин).
Помимо
этого в Индийском океане и в частности в Красном море функционировал постоянный
Ближневосточный отряд кораблей США (MidEastFor). 27
ноября 1977 г. пройдя Суэцкий канал в Красное море прибыл эсминец «Davis» DD-937, несколько позже тем же путем пришел ракетный
фрегат «Julius A. Fure»
FFG-6. 2 декабря в порту Акаба (Иордания) они сменили
завершившие службу в Индийском океане
ракетный эсминец «Sellers» DDG-11 и фрегат «Bowen» FF-1079 и стали частью Ближневосточного отряда
кораблей США (MidEastFor).
Они
активно действовали в районе конфликта. К примеру, эсминец «Davis» до
середины декабря находился в Красном
море, совершая заходы в Джибути (5 и 8 декабря) и в Ходейду
(ЙАР) (10-12 декабря). После третьего посещения Джибути для приема топлива (14
декабря), «DAVIS» направился в Момбасу (Кения) куда прибыл 20 декабря и находился там более чем две
недели. После этого он вновь действовал в Красном море и Аденском
заливе до конца февраля 1978 г. заходя время от времени в Джибути и посетив
порт Маскат в Омане (25-28 января). После периода
стоянки в Бахрейне эсминец был сменен 9 апреля ракетным эсминцем «Barney» DDG-6 и фрегатом «Glover»
FF-1098 в порту Джидда
(Саудовская Аравия) и 13 апреля убыл через Суэцкий канал.
2
февраля 1978 г. из состава Шестого флота в район конфликта
через Суэцкий канал сюда прошел фрегат «Truett»
(FF-1095) который также вошел в состав MidEastFor и в
течение 56 дней непрерывно находился там до своего возвращения в апреле в
Средиземное море. Он присоединиться к 2 боевым кораблям
(ракетный фрегат «Julius A. Fure» FFG-6,
эсминец «Davis» DD-937) которые уже курсировали у
побережья Эфиопии. Флагманский корабль «LaSalle»
AGF-3, на ремонте в Италии.
20
февраля 1978 г. усиливая свое военное присутствие в Индийском
океане США перебросили туда из Тихого океана отряд из четырех
кораблей - ракетный крейсер «Fox» CG-33, фрегаты «Ouellet»
FF-1077, «Stein» FF-1065 и танкер «Hassayampa» T-AO 145. Эти корабли дополнили отряд
американских кораблей: эсминец «DAVIS» DD-937, фрегаты «Julius A. Furer» FFG-6 и «Truett» FF-1095,
которые курсировали вдоль северо-восточного побережья Африки.
В
дополнение к ранее направленным кораблям в конце февраля 1978 г. в виду краха армии Сомали в Огаден,
американцы решили направить в район АУГ во главе с авианосцем «Kitty Hawk» CVA-63, из района
Сингапура. Но уже 15 марта правительство Сомали объявило о полном выводе своих
войск из Эфиопии. В результате успешных действий эфиопских войск уже к 16 марта
вся территория Огадена, оккупированная сомалийцами,
была освобождена. 23 марта 1978 г. решение послать туда «Kitty
Hawk» (CVA-63) было отменено.
Помимо
флотов стран НАТО в Красном море свои ВМС развернули и арабские страны, имеющие
свои интересы в регионе и поддерживающие в той или иной мере сомалийские
власти.
Свою
активность Анвар Садат
маскировал заботой о суверенитете стран расположенных в регионе и угрозой
идущей от СССР. В начале 1978 г. египетские
газеты заявили, что
СССР помогая Эфиопии,
стремится установить свое «господство
над южными воротами Красного моря и
оказать тем самым
давление на Судан
и Египет, а также создать
угрозу для нефтедобывающих стран
в районе Персидского залива».
Кроме этого, по
словам газет действия
Советского Союза в районе Африканского Рога направлены
на то, чтобы «оторвать
от Сомали его
северную часть с
портом Бербера».
При
этом Египет организовал поставки боеприпасов и военной техники в Сомали. Часть
грузов была перевезена грузовыми самолетами, а часть морским путем на
египетских кораблях, в том числе 35 танков Т-54 в конце 1977 г. Планировались и
иные шаги для помощи сомалийцам. Встречаясь с Шахом Ирана в начале января 1978
г. Садат сказал ему что Нумейри обязался послать суданскую бригаду в Берберу, при
этом войска перевезут египетские суда, а вся экспедиция будет профинансирована
Саудовской Аравией. Кроме того Египет направит в Сомали расчеты для зенитных
комплексов С-75 «Двина» (НАТО - SA-2 Guideline).
Иран
также не остался в стороне. 3 января 1978 г. Иран обещал военную помощь Сомали,
в случае если эфиопская армия пересечет границу. Предупреждение Шаха прозвучало
после посещения Тегерана президентом
Сомали и сообщений, что эфиопские самолеты бомбили и обстреляли две
сомалийские базы вблизи с восточной границей Эфиопии. 7 февраля 1978 г. два иранских эсминца
прибыли с визитом в египетский Порт-Саид. Иран был вторым по значимости поставщиком вооружений в Сомали и что за
первые две недели февраля Иран послал 10 грузовых судов с грузом минометов,
снарядами для артиллерии и ракетами земля-воздух.
15
января Саудовская Аравия заявила, что в случае вторжения эфиопских войск в
Сомали она также окажет последней военную помощь.
Кстати
3 апреля 1978 г. завершив 5 месячное плавание, члены экспедиции "Тигрис" во главе с Туром Хейердалом в знак протеста
против военного конфликта между Эфиопией и Сомали при участии третьих
государств, в Джибути сожгли свой 11 метровый тростниковый корабль.
Снабжение.
Снабжение
Эфиопии в мирное время осуществлялось через два ее порта Массауа
и Асэб и через порт Джибути. И если маршрут из
Джибути был перерезан весной 1977 г. отрядами
действовавшими в провинции Огаден, то на деятельность
портов Массауа и Асэб
оказывали влияние действия эритрейских партизан.
В
начале 1977 г. эритрейские партизаны начали проводить
свои операции в районе порта Массауа, пытаясь парализовать его работу. Эксплуатация
порта Массауа и так после 1975 г. резко сократилась.
31 декабря 1976 г. партизаны ракетой с окрестных холмов поразили топливный
склад в порту, один из резервуаров горел в течение 24 часов, а в начале января 1977 г. повстанцы заявили что они в порту Массауа
потопили один буксир и второй повредили. Утверждения о потоплении буксира было
не более чем громким заявлением, реально ими был легко поврежден один из
патрульных катеров, на борт которого принесли взрывное устройство. Порт
продолжал работать, хотя ситуация постоянно осложнялась, в том числе и из-за
чисток на флоте. 1 января 1977 г. в Асмэре был
расстрелян эритреец, Главный военно-морской старшина Michael Asgedom, являвшийся
заместителям председателя временного военного совета. После этого большинство
из немногочисленных представителей Эритреи входивших в
новые структуры власти перешли к EPLF.
В
конце января 1977 г. эфиопский флот потерял
свой первый боевой корабль, патрульный катер «PC-12». Тогда два
эфиопских бомбардировщика по неизвестной
причине, видимо ошиблись, атаковали судно, которое осуществляло патрульную
службу у порта Массауа. Команда, среди которых были
два класса - 76 дипломированных
специалистов военно-морского училища, высадившаяся на берег после гибели судна,
была захвачена эритрейскими
сепаратистами и переведена на их базы, которые впоследствии часто менялись.
Только спустя 11 лет они были освобождены и вернулись к своим семьям в Эфиопии.
На данный момент нет никакого официального
или неофициального подтверждения этого
инцидента от эфиопских ВВС. В отчетах американских дипломатов предполагалось что команда судна 13 моряков, хотела
дезертировать.
Работа
порта Массауа осложнилась из-за активных действий
партизан, которые вначале нападали на грузовой транспорт, а потом и вовсе
перекрыли движение по дорогам, сделав его возможным только под значительной
охраной. Вследствие этого грузы для отправки из Массауа
перестали поступать, а из порта в Асмэру шли только
жизненно необходимые грузы. Это привело к сокращению работы порта. Так уже
после снятия блокады в 1978 г. в Массауа зашло всего
83 судна (в 1973г. их было 800 судов), для сравнения в Асэб зашли 488
судов. Грузооборот порта в 1978 г.
составил всего - 125 тысяч тонн, в то же время асэбского
порта - 1,8 млн. тонн.
Фактически
для снабжения Эфиопии мог использоваться только порт Асэб.
Он был основан итальянцами в 1869 г. Долгое время он не имел сколько-нибудь
значительного коммерческого значения. В 30-е годы в Асэбе
начинается промышленное производство поваренной соли, в том числе для экспорта,
которое обусловило расширение внешнеторговых операций через порт. Тем не менее,
до конца 50-х годов Асэб оставался небольшим
рыболовецким бункеровочным портом, а его
хозяйственная деятельность ограничивалась производством и экспортом соли. В
конце 50-х он реконструирован при содействии югославских специалистов.
Значительным стимулом к развитию порта послужило строительство и ввод в
эксплуатацию в 1967 году при техническом содействии СССР нефтеперегонного
завода в комплексе с крупным танкерным причалом. В начале 70-х годов общая
длина причалов в порту составляла около 1,5 км, появилась возможность
одновременно обрабатывать 6 судов с осадкой до 9,9 м и пять судов с осадкой до
7 м. С февраля 1978 г. содействие в модернизации этого порта оказывает ГДР. В
1979-1980 гг. были удвоены площади складских помещений, смонтированы
транспортеры для разгрузки сыпучих грузов. Кроме того в 1978 г. отдельный
мобильный инженерный батальон - ОМИБ ЧФ
выполнил работы по созданию пункта маневренного базирования в порту Асэб.
В
течение марта-июля 1977 г. в порт Асэб прибыло 36
грузовых судов из СССР и стран восточного блока. В этот же период в порт Массауа из СССР и стран восточного блока пришло только одно
судно ГДР «LEIPZIG» доставившее 28 июля
из Асэба 100 армейских грузовиков и покинувший порт
29 июля.
Часть
грузов судов была военными поставками. В марте 1977 г. советский грузовой
корабль доставил в порт Асэб первый груз вооружений,
в том числе танки Т-34 и бронемашины БТР-152. В мае во время
визита в Москву эфиопское руководство подписало соглашение о поставках
вооружений из СССР на 400 миллионов
долларов.) Советский Союз в мае доставил
20-40 танков «Т-34», столько же бронемашин и орудий, а в июне еще 80 танков
«Т-54». Военные грузы доставляли и другие социалистические страны. Так в мае
1977 г. югославы послали в Эфиопию 30 танков M46 Patton
и большой запас боеприпасов и запасных частей.
Советские
и восточноевропейские суда прибывшие в порт Асэб в течение марта-июля 1977 г.
Название, тип. |
Принадлежность |
Прибытие |
Отбытие |
Количество груза, тонн |
Вид груза |
KRYNICA |
Польша |
09.03. |
12.03. |
268 |
Генеральный груз |
Смена |
СССР, АМП |
11.03. |
12.03. |
433 |
Генеральный груз |
Комсомолец Молдавии |
СССР, АМП |
13.03. |
27.03. |
1741 |
Генеральный груз |
BUSTENI |
Румыния |
21.03. |
29.03. |
1004 |
Генеральный груз |
Юрий Гагарин |
СССР, ЧМП |
25.03. |
27.03. |
Неизвестно |
Военный груз |
CARVIL KIRDISCHMEN |
СССР |
25.03. |
26.03. |
106 |
Генеральный груз |
OLESNICA |
Польша |
30.03. |
04.04. |
105 |
Генеральный груз |
MARKO POLO |
Югославия |
08.04. |
12.04. |
796 |
Груз из Италии |
GEORGE SCHUMANN |
ГДР |
21.04. |
23.04. |
Неизвестно |
Загружен груз для
Великобритании |
EDGAR ANDREG |
ГДР |
25.04. |
26.04. |
100 |
Генеральный груз |
Ленинский Пионер |
СССР, ЧМП |
28.04. |
01.05. |
1441 |
Генеральный груз |
FILIASI |
Румыния |
01.05. |
04.05. |
575 |
Генеральный груз |
ZHARI STOIANOV |
Болгария |
01.05. |
02.05. |
96 |
Генеральный груз |
DAIHADE COCHINOS |
Куба |
05.05. |
16.05. |
Неизвестно |
Военный груз |
TOPUSKO |
Югославия |
09.05. |
11.05. |
1540 |
Армейский груз из Плоче |
PLATAK |
Югославия |
10.05. |
16.05. |
1726 |
Армейский груз из Плоче |
Академик Стечкин |
СССР, ЧМП |
11.05. |
12.05. |
540 |
Грузовики из СССР |
DRAVAR |
СФРЮ |
22.05. |
24.05. |
1761 |
Армейский груз из Плоче |
Академик Купревич |
СССР, ЧМП |
23.05. |
24.05. |
191 |
Генеральный груз |
DAIHA DE COCHINOS |
Куба |
26.05. |
28.05. |
Неизвестно |
Военный груз |
Одесский комсомолец |
СССР, АМП |
31.05. |
02.06. |
1904 |
Генеральный груз |
SUMADIJA |
Югославия |
02.06. |
10.06. |
6500 |
Удобрения из Голандии |
Академик Стечкин |
СССР, ЧМП |
04.06. |
05.06. |
Неизвестно |
Военный груз |
TATA |
Венгрия |
12.06. |
14.06. |
Неизвестно |
Генеральный груз из Плоче |
JELSA |
Югославия |
14.06. |
17.06. |
Нет |
Загрузил бобы для Порт-Луи |
ZYGMUNT STARY |
Польша |
13.06. |
17.06. |
1383 |
Генеральный груз |
Академик Купревич |
СССР, ЧМП |
17.06. |
18.06. |
355 |
Грузовики из СССР |
MIR |
Чехословакия |
24.06. |
26.06. |
500 |
Армейский груз из Плоче |
Валентина Терешкова |
СССР, ЧМП |
07.07. |
15.07. |
Неизвестно |
Военный груз |
ANTON AEFKON |
ГДР |
14.07. |
15.07. |
187 |
Генеральный груз |
WISMAR |
ГДР |
15.07. |
30.07. |
1776 |
Военный груз из Ростока |
BROCKEN |
ГДР |
21.07. |
22.07. |
212 |
Генеральный груз из Ростока |
FREDERICK ENGELS |
ГДР |
22.07. |
23.07. |
985 |
Генеральный груз из Ростока |
LEIPZIG |
ГДР |
26.07. |
27.06. |
110 |
Генеральный груз из Ростока |
MITTENWALDE |
ГДР |
27.07. |
30.07. |
679 |
Генеральный груз из Ростока |
IVAN VAZOV |
Болгария |
29.07. |
30.07. |
200 |
Генеральный груз из Бургаса |
В
дальнейшем количество грузовых судов из СССР и стран восточного блока прибывших с грузами в порты Эфиопии только возрастало
вплоть до весны 1978 г. Так по иностранным данным в августе 1977 г. прибыли 7
судов, в сентябре - 12, октябре - 14, ноябре - 7, в декабре - 9. В январе 1978
г. пришли 22 судна, в феврале - 16, марте - 19, апреле - 9, в мае - 7 и в июне
- 5 судов.
В
конце сентября 1977 г. в доставке грузов в эфиопские порты стали принимать
участие советские военно-морские корабли. Так
24 сентября и 7 октября БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)
«БДК-181» (бортовой 551, к 3 р. Щетинин В.П.) принял активное участие в перевозках из Адена в
эфиопские порты. Им была доставлена мука и цемент, и хоть это были не военные
грузы, но это было первым использованием кораблей эскадры в конфликте между
Эфиопией и Сомали.
После целого ряда поражений осенью 1977 г. от армии Сомали
глава Эфиопии Менгисту Хайле
Мариам отправился в Москву, визит проходил 30-31 октября 1977 г. Его встретили как
лучшего союзника, были обещаны не только обширные военные поставки на сумму 385
миллионов долларов, но и содействие в получении согласия Ф. Кастро на отправку
кубинских добровольцев в Эфиопию.
Разорвав отношения с
Москвой Могадишо подстегнул выполнение соглашений
о поставках оружия Аддис-Абебе. С 25
ноября 1977 г. советские ВВС организовали воздушный мост в Эфиопию,
задействовав не меньше, 225 самолетов Ил-18, Ан-12B, Ан-22 и Ил-76, чтобы
доставить установки залпового огня «BM-21», танки T-55 и T-62, «БМП-1», 130-мм,
155-мм артиллерию, боеприпасы и прочие запасы. В течение следующих двух недель,
советские транспортные самолеты приземлялись и разгружались в Аддис-Абебе
каждые 20 минут. К примеру
в ноябре - декабре 1977 г. самолеты Ан-22 8-го и 81-го ВТАП выполнив 18 рейсов,
перевезли 455 т. грузов, в том числе 37 единиц боевой техники.
При
организации воздушного моста использовались разнообразные маршруты полета
самолетов, в том числе из Ташкента, через Багдад, на Аден к Аддис-Абебе, другой
из черноморских аэродромов используя
турецкие воздушные коридоры. Конечная цель перелета маскировалась, так порой ею
объявлялся Аден, кроме того военно-транспортные самолеты заявлялись как
гражданские транспортные самолеты, для которых было предоставлено разрешение на
пролет. Из-за этого едва не произошел скандал, когда 11 января 1978 г.
транспортный самолет «Ан-22» совершавший транзитный перелет был задержан
пакистанскими властями в Карачи после приземления для дозаправки. Пакистанцы
потребовали разрешить им провести досмотр самолета, но его удалось избежать
после вмешательства советского посла.
Помимо
доставки грузов непосредственно в Адисс-Абебу,
тяжелое оборудование перебрасывалось по воздуху в Аден на транспортных
самолетах Ан-22 и Ил-76, и дальше переправлялось десантными судами через Баб-эль-Мандебский
пролив к пристаням к югу от Массауа. Как сообщали,
два южнойеменских средних десантных корабля пр.770 (НАТО - POLNOCHNY) интенсивно использовались
для этого.
К
транспортировке военных грузов в Эфиопию по американским данным
привлекалось 36 грузовых судов, и 59
самолетов, вместе они к июню 1978 г.
доставили 61000 тонн военного оборудования в Эфиопию.
24 февраля 1978 г.
командующий войсками НАТО в Южной Европе адмирал Гарольд Шером (Harold Shear) сообщил что "большие количества" оружия и
военного оборудования доставлялось в Эфиопию на самолетах гражданской авиации, маршрут которых проходил
через турецкое воздушное пространство и на торговых судах (через Босфор и
Суэцкий канал), в то время как другой советский военный материал послали в
Эфиопию морским путем из Дальнего Востока.
В доставке военного снаряжения помимо грузовых судов были
задействованы и десантные корабли Черноморского и Тихоокеанского флотов. 28
ноября 1977 г. из Владивостока в Индийский океан вышел отряд кораблей в составе
БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-63» (бортовой 383,
на борту тб 150 тп,
командует к-н Романенко Н. И.), МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Заряд» (к-л. Шиманский
В.Р.) и вспомогательного судна. Командиром отряда на переход назначили
командира 146 ДТЩ капитана 2 ранга Зозуль Александр Григорьевич, он вспоминал:
«Во время боевых действий в районе так
называемого Африканского Рога между Сомали и Эфиопией в срочном порядке нужно
было доставить эфиопской стороне танки , другое
вооружение и боеприпасы. Сборы проходили в ужасной спешке. Нас буквально
вытолкнули из базы.» 11-12
декабря отряд вошел в Индийский океан.
24
декабря 1977г. в порту Асэб советский БДК выгрузил технику танкового батальона (31
танк, машины технического и тылового обеспечения, топливо и боеприпасы),
который сопровождало около 50 офицеров и прапорщиков Советской Армии. Танки
предназначались для кубинских экипажей которые должны
были вступить в бой на стороне эфиопской армии.
Ясное
дело, что это были не единственный груз танков. Мураховский
В.М. в своей статье «Тотальная социалистическая война» приводит воспоминания
некого советского специалиста (полковник запаса М., закончил Казанское высшее
танковое училище, Военную академию бронетанковых войск. В 1977 году -
лейтенант, командир взвода. С декабря 1977 года по март 1978
- специалист при кубинской танковой бригаде в Эфиопии.): «В 1976 году наша часть в ПрибВО
получила танки Т-64А. Прежние танки Т-62 долго оставались в полку, они стояли
на открытых площадках в парке боевых машин. Весной 1977 года передали один батальон
Т-62 представителям САВО, затем летом еще один батальон. В середине ноября 1977
года вдруг поступила команда срочно подготовить к отправке полный комплект
танкового батальона Т-62. С бронетанковых складов армии и округа мгновенно
выдали все необходимые запчасти, комплекты ЗИП. Тут же стали формировать группу
для сопровождения техники. Говорили, что группа должна передать технику
Болгарии, а доставка будет по морю с погрузкой в Балтийске и разгрузкой в
Варне. Я в числе еще около 50 офицеров и прапорщиков, собранных со всей
дивизии, попал в эту «группу сопровождения».
Мы конечно подозревали,
что от нас что-то скрывают. Во-первых, зачем плыть вокруг всей Европы в
Болгарию, если по железной дороге короче и быстрее? Во-вторых, нам приказали
взять личные вещи из расчета на месяц, а до Варны плыть несколько дней.
Наконец, вызывал подозрение полный комплект боеприпасов в танках и на
автомобилях, полная заправка ГСМ в баках и топливозаправщиках. Что, в Болгарии
солярка кончилась? С другой стороны, экипажами батальон не комплектовали, в
сопровождении - меньше полусотни человек. В общем, мы недоумевали.
За пару ночей танки
доставили трейлерами из полка в Балтийск, там мы погрузились на корабль и 2
декабря вышли в море. Танки закрепили в трюмах, автомобили - на палубах под
брезентом. Один трюм был забит ящиками с боеприпасами для стрелковки
и артиллерии. Нас разместили в кубриках по 8-12 человек. В море объявили, что
следуем в Эфиопию, где будем передавать технику местным военным. До порта Асэб шли десять суток. После Гибралтара судно непрерывно
сопровождали корабли советского ВМФ. Мы по пути в основном отсыпались, играли в
преферанс, в Средиземном море загорали. На время прохождения проливов и
Суэцкого канала выход на палубу запрещали. В ночь с 12 на 13 декабря разгрузились
в порту Асэб. Здесь выяснилось, что технику должны
передать кубинцам в районе Диредава, а затем мы
остаемся при кубинских частях «техническими специалистами» до особого
распоряжения. Танки перегнали на трейлерах в городишко Урсо
вблизи Диредава, где на окраине был
развернут лагерь.
18-20 декабря на
самолетах из Анголы прибыло около 500 кубинских военнослужащих, в том числе
личный состав танкового батальона, который под нашим руководством приступил к
освоению Т-62. Кубинцы оказались грамотными ребятами и уже 28
декабря первый в истории кубинский батальон на Т-62 был готов к боевому
применению. В начале января большая часть нашей группы убыла в СССР, в
кубинской бригаде оставили 11 советских танкистов и придали нам двух
переводчиков.
Замечу, что при отправке
из СССР единственным документом, который мы получили, были командировочные
предписания с указанием номера приказа главнокомандующего Сухопутными войсками
и номера войсковой части, в которую мы откомандировывались. Зарубежных
паспортов нам не оформляли, таможенный досмотр и пограничный контроль в
Балтийске ни люди, ни техника не проходили. В Эфиопии также не было никаких
пограничных и таможенных формальностей. По возвращении мы сдали командировочные
предписания и взамен помимо обычных командировочных в рублях получили чековые
валютные книжки, которые могли «отоварить» в специальных магазинах. Помню, что
на эти деньги я купил чудо чешской техники - мотоцикл Ява-350, ставший
предметом зависти других молодых офицеров, поскольку в обычных магазинах приобрести
его было невозможно.»
Для
переброски кубинских войск 22 декабря 1977 г. был установлен воздушный мост с
Гаваной, Анголой и Народной Республикой Конго. Аэропорт Аддис
Абебы был закрыл на 24 часа для приема самолетов с кубинцами.
По
западным даны из Анголы были переброшены два кубинских танковых батальона
принявшие доставленные танки и один пехотных батальон.
Кроме
грузов советский пассажирский флот участвовал в переброске кубинских частей в
порт Асэб. В перевозках помимо
упомянутых пассажирских лайнеров «Адмирал Нахимов» (бессменный капитан судна с
1957 г. по 1978 г. Николай Антонович
Соболев) и «Александр Пушкин»,
участвовал и новый пассажирский теплоход «Азербайджан», бессменным капитаном
судна с 1975-го по 1992 год был опытный судоводитель, отличный моряк, ветеран
Черноморского пароходства, капитан дальнего плавания Л. Ф. Кравцов.
В
феврале 1978 г. советские пассажирские суда, по прикидкам западных разведок,
несли 3000-5000 кубинских солдат, причем как с Черного моря
так и непосредственно с Кубы. В том числе, по крайней мере, один артиллерийский
батальон с Кубы на корабле.
Именно
в двадцатых числах февраля 1978 г. иностранные специалисты по их вычислениям
отметили увеличение в три раза кубинского контингента в Эфиопии, с примерно 3
тысяч на 1 февраля до 10 тысяч на 24 февраля.
Начальник
Управления военных сообщений на Черноморском бассейне ВМФ СССР в 1976 - 1984 годах, капитан 1 ранга
Владимир Ананьев вспоминал: «Неоднократные
высказывания о том, что Советский Союз не принимает участия в эфиопской войне,
мягко говоря, не совсем точны. Кстати, наиболее яркое отмежевание нашего
правительства от нее произошло 4 февраля 1978 года. В этот день было
опубликовано категорическое заявление ТАСС. Мы слушали его в первом рейсе
"Адмирала Нахимова" в Красном море. Утром следующего 5 февраля мы
высадили танковую бригаду Мануэля в Асэбе. Одновременно, как мне рассказывал местный советник,
с десантных кораблей ВМФ СССР, высадили морской десант. Не странное ли
совпадение в датах? Танкисты Мануэля на пляже Асэба сели за рычаги советских танков, заблаговременно
доставленных туда на судах типа "Ленинский комсомол" и ро-ро типа "Академик Туполев". К началу активных
военных действий в Эфиопию было доставлено и все прочее, необходимое для
ведения войны. Даже походные армейские кухни. По мере расхода боеприпасов и
прочего военного имущества оно пополнялось нами. Участие в войне - это не
только солдаты, идущие в атаку.»
Всего за 1977-1978 гг. морским и воздушным путем в Эфиопию
по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) было
поставлено: 20 истребителей “МиГ-17”, 12 истребителей “МиГ-21МФ”, 36
истребителей “МиГ-21ПФ” и 350 авиационных ракет K-13M (НАТО AA-2C) для
них, 6 ударных вертолетов “Ми-24А”, 2
транспортных вертолета “Ми-6Т” (еще 2 “Ми-6Т” в 1976 г.), 30 транспортных
вертолетов “Ми-8Т” (еще 2 в 1976 г.), 2
транспортных самолета “Ан-12”, 4 транспортных самолета “Ан-26”.
25
ЗРК “С-125М” (НАТО SA-3B) и 900 ракет “В-600П“, 1500 ПЗРК “Стрела-2” (НАТО
SA-7), 60 “ЗСУ-23-4”-“Шилка”, 10 “ЗСУ-57-2”
Танки
- 56 “Т-34/85”, 200 “Т-54”, 200 “Т-55”, 20 “Т-62”, 25 плавающих танков “РТ-76”.
Бронемашины
- 25 “БМД-1”, 70 “БМП-1”, 50 “БРДМ-1”, 100 “БРДМ-2”, 100 “БТР-152”, 100
“БТР-40”, 100 “БТР-60ПБ”, 25 самоходных противотанковых орудий авиадесантного
назначения “АСУ-57”.
58
реактивных установок залпового огня “BM-21” (НАТО Grad),
20 реактивных установок залпового огня “БMД-20”, 20 152-мм гаубиц “Д-20”, 250
122-мм гаубиц “М-30”, 34 130-мм гаубицы “М-46”, 50 100-мм противотанковых пушек
“МТ-12”, 1000 ПТУР “9M14M” (НАТО AT-3).
2
торпедных катера пр.206 (НАТО Shershen), 4 ракетных
катера (в 1978-1981 гг.) пр.205 (НАТО Osa) и 30
корабельных ракет P-15У (НАТО SS-N-2B) в 1978-1981 г.
По
оценке западных стран вся помощь оценивалась примерно в один миллиард долларов,
при этом четвертая часть из поставленных была передана безвозмездно. Вооружение и
снаряжение для эфиопской армии поставляли
ГДР (дизельные грузовики «ИФА»), Чехословакия (стрелковое оружие), Южный
Йемен (танки Т-34, реактивные системы залпового БМ-21 «Град» с расчетами), КНДР
(обмундирование), помощь и поддержку Эфиопии оказала Ливия оплатившая часть
поставок оружия.
Уже
потом нашим гражданским морякам с лайнеров «Адмирал Нахимов» и «Леонид Собинов»
(капитан Степанов) пришлось осуществлять перевозки кубинских войск отвоевавших
свой срок в Эфиопии, и их сменщиков с Кубы. Начальник Управления военных
сообщений на Черноморском бассейне ВМФ
СССР в 1976 - 1984 годах, капитан 1 ранга Владимир Ананьев вспоминал: «Солдаты, обученные и воспитанные армией,
пришли в Эфиопию бескорыстными и самоотверженными интернационалистами. Я уже
рассказывал о восхитившей меня дисциплине в бригаде Мануэля.
Следующими рейсами "Адмирала" мы привозили в Эфиопию замену солдат,
но уже обученных заметно проще. Домой отвозили отслуживших, молодых хороших
ребят. Побывав на фронте, они стали серьезней, настоящими мужчинами. Они
гордились выполненной миссией интернационалистов.
После шестимесячной
работы "Нахимова" довелось мне участвовать в перевозках на
"Леониде Собинове". Дважды по три с половиной месяца. С Кубы возили
вчерашних выпускников школ, обратно - отбывших свой военный срок
демобилизованных.
Когда я на
"Собинове" удивлялся, что воевать посылают совершенно не обученных
мальчишек, не воспитанных в армии, не знающих дисциплины, мне отвечали:
"Приедут - научатся". Но ведь приезжал школьник, который вчера
кулаком разбивал нос парню с соседней парты, а сегодня ему дали автомат и он
стал "человеком с ружьем"! Неужели о последствиях этого не
задумывались те, кто отправлял на войну?
Шли годы, лилась
кровь. Кубинско-советский "афганистан"
затянулся. Девиз интернационализма начал тускнеть, расплылся облик врага.
Новобранцы набирались ума у старшего поколения, узнавали, что к местным жителям
можно относиться как заблагорассудится. "В нашей игре они второстепенная
помеха". Обещанной и ожидаемой победы не было. Постепенно война
превратилась в бессмысленную жестокую мясорубку, перемалывающую всех. Цель
войны стала очень ясной - убивать. На досуге "простые крестьянские
солдаты" стали искать "помещиков".
Увидел я и последствия
всего этого бездумия. Была работа
"Собинова", потом вторая. С каждым рейсом наши новые пассажиры из
Эфиопии менялись и внешне, и в поведении. В одном из рейсов, например,
обнаружили с полсотни венерических больных. А сколько их было в
действительности? Ежедневно офицеры вылавливали солдат, одурманенных накуренным. По просьбе командира пришлось оборудовать
гауптвахту. Несмотря на тщательный обыск перед посадкой, дошли и до этого,
откуда-то появлялись бутылки рома. Самое ужасное: в спортзале, оборудованном
под тюрьму, сидело под охраной больше десятка бывших школьников, осужденных
военным трибуналом за покушение на убийство командира, мародерство, насилие,
пьянство и воровство. Я потребовал от командира доклад: кого мы будем везти на
судне под охраной. Он доложил, убедил меня и капитана взять их. Они ехали на
Родину не за медалью интернационалистов, а отбывать срок в тюрьме.».
Маршрут
проходил по Суэцкому каналу Египта. Запланированы были заходы для снабжения в
порты Испании. Скрыть чем реально занимались лайнеры, было не возможно.
Начальник Управления военных сообщений на Черноморском бассейне ВМФ СССР в 1976 - 1984 годах, капитан 1 ранга
Владимир Ананьев вспоминал: «В странах,
куда мы заходили, отлично знали, какими перевозками мы занимаемся. Но даже в
Египте не было провокации. В Порт-Саиде лоцмана не раз, похлопывая капитана по
руке, полуспрашивали-полуутверждали: "Ну что,
капитан, опять за кубинскими войсками?" Связанный инструкцией, обетом
молчания, капитан отрицательно качал головой: "Нет, в круизы по Индийскому
океану". Оба многозначительно молчали. Капитан узнал, что через
семь-восемь дней он будет проходить Порт-Саид на север, и у него на судне будет
тысяча "рыбаков"….
До сего времени не
пойму, почему нас не арестовали в канале. Хотя бы ненадолго, только подпитать прессу. Большая часть перевозок на
"Собинове" проходила в период разгара конфронтации между нами и США.
В американских портах бойкотировали советские
суда. Поводом был "афганский вопрос". Наш арест, даже с полураскрытием "тайны перевозок" дал бы взрыв
"паблисити" о нашей агрессивности. Сколько могла бы навернуть вокруг
него западная пресса!
Мир почему-то думал о
нас совсем не так, как мы сами о себе. Слегка нас лягнула испанская пресса:
"Опять в наш порт прибыл советский военный транспорт, замаскированный под
пассажирское судно. И опять ни один пассажир не сойдет на берег, ни одного
представителя прессы не пустят на судно. Чем он занят: новой формой
работорговли? Или это очередная военная экспансия Советов?" - из Санта-Крусской газеты. "Почему правительство позволяет
заходить в наши порты советскому военному транспорту? Решили содействовать
агрессивной политике русских? А может быть наш парламент перешел на содержание
Москвы?" - Мадридский "Камбио-2". Я выбрал самые "агрессивные"
сообщения о нас в испанской прессе. Мир не баловал нас вниманием.»
Розин
Александр.