Розин Александр.
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1974 г. - 1978 г.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21.
5. Хроника БС в 1975 г.
В начале 1975 г. боевую
службу продолжал первый отряд кораблей 8-й оперативной эскадры ВМФ, заступивший
на нее в мае 1974 г., почти в том же составе (2 СКР пр.159 «СКР-18», «СКР-36»,
2 МТЩ пр.264А «Тимофей Ульянцев», «Василий Громов», 1
БДК пр.1171 «50 лет шефства ВЛКСМ» и 1
ДПЛ пр.641 «Б-85»), за исключением эсминца «Влиятельный» который в декабре 1974 г. вернулся во Владивосток. И
прибывшие на БС в ноябре 1974 г. крейсер пр. 68бис «Дмитрий Пожарский», АПЛ пр.659Т «К-59»
и МРЗК «Дефлектор».
Продолжали работу в Индийском океане
научно-исследовательские суда и корабли космического флота. Так НИС «Боровичи»
с 5 января базируясь на о.Кергелен принимал участие в советско-французских
исследованиях. НИС «Невель» 6-8 января нанес визит в Порт-Луи (Маврикий).
Действующий с июня 1974 г. в Индийском океане ЭОС пр.596П «Апшерон» завершил свой поход и 20 января
отправился обратно на Черное море вокруг Африки. А другой ЭОС пр.596П «Севан» после докования
в Сингапуре 28 января отправился обратно в Индийский океан.
С 30 декабря 1974 г. в порту Бербера
находилась на отдыхе АПЛ пр.659Т «К-59». Кроме нее там находились плавбаза
«Иван Кучеренко», дизельная подводная
лодка 641 проекта, сторожевой корабль, морской тральщик, плавучая казарма,
плавучий док для докования кораблей водоизмещением до
5000 тонн и несколько катеров для обслуживания кораблей. Являвшийся тогда вторым командиром на «К-59»
капитан 1 ранга в отставке Виктор Васильевич Коротких
вспоминал: «После празднования Нового
1975 года начали планово-предупредительный ремонт тех механизмов, по работе
которых были замечания в море. Работы проводились силами подводников.
Намеченные работы закончили к вводу реакторных установок. Не забывали об
отдыхе, после обеда обязательно двумя боевыми сменами выезжали на автобусе на
пляж, где играли в волейбол, футбол, купались в море и загорали. Температура
воды в море +34˚С, купание мало приносило
удовольствия, хотелось купаться в российских морях, где температура намного
ниже. 18 января ввели установки обоих бортов, заработала система
кондиционирования, но еще долго держалась высокая температура в отсеках, пока
не установилась + 22˚-+28˚С.
19 января 1975 г.
снялись со швартовых, легли на створы для выхода из порта Бербера, настроение
было радостное, все-таки идем назад, ближе к дому, хотя еще предстоят боевые
задачи. На выходе из порта Бербера
получили радиограмму от Главного штаба ВМФ с разрешением погружения и
следования в район в 100 милях восточнее острова Сокотра,
размером 300х200 миль.»
С 12 января по 21 февраля 1975 г. в
Индийском океане действовала американская АУГ в
составе: атомный авианосец «Enterprise» CVAN-65,
ракетный крейсер «Long Beach»
CGN-9, ракетный эсминец «B. Stoddert» DDG-22, фрегат
«Rathburne» DE-1057 и вспомогательные суда «Camden» AOE-2 и «Passumpsic»
TAO-107. За время нахождения там они выполнили 3 визита: в порт Момбаса (Кения)
5-8 февраля, Сейшельские острова и в Порт-Луис (Маврикий) 12-15 февраля.
В связи с появлением 11 января американской
АУГ во главе с авианосцем «ENTERPRISE» в Индийском океане, в середине января
пять советских кораблей из Аденского залива
переместились в центральную часть Аравийского моря для
наблюдение за АУГ. Этими кораблями были: БДК «50 лет шефства
ВЛКСМ» (бортовой 397, командир к-3р. Запутряев
А.Ф.) , ПБПЛ «Иван Кучеренко»(бортовой 970), разведывательное судно «Дефлектор» и
танкеры «Алатырь» и «Горький».
Помимо надводных судов для слежения за
авианосцем был направлен атомоход пр.659Т «К-59» вышедший из порта Бербера. Являвшийся тогда вторым
командиром на «К-59» капитан 1 ранга в отставке Виктор Васильевич Коротких вспоминал: «Район
поиска и слежения за «Энтерпрайзом» был определен тот же у западного побережья
Индии, как будто Главный штаб ВМФ располагал информацией о том, что авианосец
следует в Персидский залив в зону досягаемости палубной авиацией территории
СССР. Все было так же, как при слежении за «Констеллейшн»,
но отличие состоялось в том, что 8 суток мы ходили со скоростью от 8 до 32
узлов, измотались порядочно! Авианосец «Энтерпрайз» не дошел 50 миль до входа в
Персидский залив и повернул на юг. После того, как «Энтерпрайз» прошел траверз
острова Сокотра, нам было приказано возвратиться в
назначенный прежде район поиска и слежения (восточнее о. Сокотра).
Началось спокойное плавание.»
Из Аравийского моря АУГ направился в
кенийский порт Момбаса с визитом, где пробыл 5-8 февраля. Потом случился ураган
нанесший ущерб о.Маврикий. К прибытию наших кораблей
АУГ покинул остров, направившись на выход из Индийского океане,
22 февраля он уже прибыл в Сингапур.
20 января 1975 г. у
входа в Ормузский пролив начал патрулирование МТЩ «Тимофей Ульянцев» (бортовой
304, командир к-3р. Г.Г.Галюк).
23 января 1975 г. из
иракского порта Басра вышла находившаяся там с 27 апреля 1974 г. для выполнения
ремонта поставленных ранее тральщиков, плавмастерская
«ПМ-129» (к-л. Суровиков Виктор Егорович).
Она направилась в Аденский залив.
Наши моряки в ликвидации последствий урагана на о.Маврикий.
6-7 февраля 1975 г. два дня и три ночи над
островом Маврикий бушевал сильный тропический ураган «Жервез»
(Cervaise). Скорость ветра порой достигала 174 миль в
час, стране был причинен колоссальный ущерб. Погибли десятки люди, многие были
ранены, полностью были уничтожены сотни домов и десятки кораблей, были
повреждены морские причалы. 10 тысяч человек остались без крова, были разрушены
и завалены вырванными с корнем деревьями сотни километров дорог, линий
электропередач. Вышло из строя водоснабжение и телефонная связь. Остров замер в
руинах, жизнь на нем почти остановилась.
На Маврикии тогда работало восемь иностранных дипломатических миссий, и
свою помощь в ликвидации последствий урагана предложили СССР, Франция и США.
Это была видимо одна из первых совместных гуманитарных операций военно-морских
флотов противостоящих блоков, хотя они и действовали по отдельности.
Американские и французские корабли, находились в период циклона в районе
Мадагаскара и оттуда направились к острову. 9 февраля 1975 г. американский
быстроходный универсальный транспорт снабжения «Camden»
AOE-2 прибыв первым в Порт-Луи приступил к оказанию
помощи жертвам бедствия. 10 февраля на
остров прибыл французский авианосец «Клемансо» (Clemenceau). Атомный ударный авианосец «Enterprise»
CVAN-65, атомный ракетный крейсер «Long Beach» CGN-9 и эскадренный транспорт снабжения «Mars» AFS-1 присоединился к спасательным операциям на
следующий день - 11 февраля. Персонал кораблей провел более 10000 человек-часов
на работах по восстановлению подачи воды, электричества, телефонной связи, на
расчистке дорог и развалин. Были выделены вертолеты для доставки медицинского
оборудования, продовольствия, в том числе 10000 фунтов сухого молока, 60000
галлонов питьевой воды, в пострадавшие районы. Сумма
на которую американцы оказали помощь составила более чем 300.000 долларов.
Кроме того США передали 25.000 долларов на помощь жертвам циклона.
Прибытие отряда американских боевых кораблей
расценивалось правительством Маврикия как демонстрация силы. Следуя политике
стран Индийского океана, стремящихся к превращению этой зоны в мирную и
безъядерную, правительство Маврикия предложило американскому отряду покинуть
территориальные воды страны. «Enterprise» отбыл 16
февраля, а 17 февраля ушел и французский авианосец «Клемансо».
СССР также не остался в стороне от помощи.
Находившийся в это время в северной части Индийского океана отряд советских
кораблей из состава 8-й оперативной эскадры, которой командовал контр-адмирала
Николай Яковлевич Ясаков, поспешил на помощь пострадавшим, хотя находились в
2400 милях от острова. 11 февраля крейсер «Дмитрий Пожарский» снялся с якоря и
направился к острову Маврикий. На переходе состоялось общекорабельное партийное
собрание, на котором говорили о том, как обеспечить безаварийный ход до
постановки на якорь в Порт-Луи, сформировать ремонтно-восстановительный отряд
из лучших специалистов, подготовить личный состав к выполнению
интернационального долга в незнакомой стране. Ремонтно-восстановительный отряд
имел пять взводов по 35 человек в каждом. Партийная прослойка в нем составляла
25%. Взвод разбили на пятерки, поставив во главе офицера или хорошо
подготовленного старшину. Командир одобрил предложение - прибыть в пункт
назначения на день раньше. Обеспечить выполнение этой задачи можно было при
условии развития максимального возможного хода и строгой экономии запасов
топлива: корабль-заправщик не успел выйти в точку встречи.
Вечером 15 февраля на рейде у острова встал
крейсер «Дмитрий Пожарский» (бортовой № 837, капитан 2 ранга Ф.Н.Громов), 16
февраля моряки уже приступили к работе. Кстати, во многих упоминаниях об
участии советских моряков в помощи говорится, что они пришли на остров 11
февраля, эта ошибка идет с публикации в книге Г.Аммон
«Морские памятные даты». М. 1987 г. стр370.
18 февраля подошли ЭОС пр.596П «Севан» и
танкер «Полярник» (в ряде
публикаций его ошибочно называют «Полярный»). А 26 февраля подошли ЭОС пр.
пр.596П «Ямал» и танкер «Рослав». Никаких других
советских судов в тот момент там не было. Корабли покинули Маврикий 1 марта.
Многое успел сделать аварийно-спасательный
отряд за 12 дней. Корабельные электрики смотали свыше 200 километров оборванных
проводов, заменив их новыми. Было восстановлено 106 километров линий
электропередач (из них высоковольтных - 62 километра), 126 километров линий
телефонной сети. Наши моряки очистили от завалов 12 километров дороги, укрепили
дамбу на реке Литл-Ривьер, расчистили от завалов
большое количество домов, из них 423 подключили к электропитанию. Полностью
восстановили два населенных пункта, пустили в строй холодильник министерства
рыбного хозяйства, трансформаторную подстанцию. Руками наших ребят был
полностью восстановлен гражданский госпиталь. На крейсере организовали безвозмездную
передачу 32 литров крови сданных 130
советскими моряками органам здравоохранения Маврикии. В качестве единовременной
помощи остров получил в дар от нашей страны 25 тонн рыбы и большую партию
медикаментов.
Другие корабли эскадры занимались своими
задачами.
3 - 5 февраля танкер «Горький» нанес визит в порт Карачи. Это был первый
визит советского "военно-морского судна" в Пакистан с июня 1970 г.
С 12 февраля по 1 марта 1975 г. находились в
порту Умм-Каср (Ирак) тральщик «Тимофей Ульянцев» (бортовой 304) и БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» (бортовой
397).
18 февраля завершив советско-французские исследования
о.Кергелен покинул НИС
«Боровичи».
В середине февраля 1975 г. произошла
частичная смена находящихся на БС кораблей. Действующие с прошлого года в
Индийском океане АПЛ пр.659Т «К-59» и ПБПЛ пр.1886 «Иван Кучеренко» завершили
БС и 17 февраля через Малаккский пролив покинули Индийский океан
направляясь во Владивосток.
В свою очередь оттуда
23 февраля в Индийский океан прибыл БРК пр.57
«Гневный» (бортовой 998, командир к-3р. Водолеева П.П.) и морской рефрижераторный транспорт пр.502Р
«Ульма».
21 февраля 1975 г. военно-морские суда СССР
и США оказались вовлечены в инцидент. Американский фрегат «JOSEPH HEWES»
FF-1078 (командир Буелл (Buell))
патрулировал возле острова Сокотра, где постоянно
находились советские военно-морские суда с задачей отслеживать их действия. В
тот момент там как раз находился сторожевой корабль пр.159А (НАТО - Petya) «СКР-18» бортовой 801, командир к-3р. Тесленко и
танкер, с которого СКР получал топливо. В небе находился взлетевший с фрегата
вертолет. Вертолету было предписано сфотографировать советские суда и направившись на восток от якорной стоянки попытаться
определить местонахождение любой субмарины, которая, возможно, там
присутствовала. Американский фрегат оснащенный новым
типом гидролокатора тоже решил приблизиться к советским кораблям с целью
собрать дополнительные данные о них. Когда американский фрегат приблизился к советскому кораблю на 3,5 мили на нем услышали
грохот и почти сразу засекли падение снаряда в воду в миле от корабля. Падение
снаряда зафиксировали и пилоты вертолета, хотя вспышку выстрела они не
наблюдали. Сразу после инцидента американский фрегат ушел из района и сообщил
об этом руководству. Командир американского военного корабля заявил, что его
судно работало в соответствии с установленными законом правилами во время
инцидента. Состоялся обмен заявлений, в
которых Москва отрицала стрельбу со своего корабля по американскому судну.
«JOSEPH HEWES» было предписано продолжить операции наблюдения у Сокотры, но не предпринять каких либо действий, которые
могли быть рассмотрены советскими кораблями как беспокойство, угроза, или
провокацию.
Несмотря на предписание, командир
американского корабля продолжил вести себя бесцеремонно и не удивительно, что
он нарвался на симметричный ответ от советских моряков. По воспоминаниям
находившегося там американского моряка Чака Митчелла
(Chuck Mitchell) капитан Буелл: «…возвратились обратно и медленно приблизились к
фрегату снова. Он решил спустить буй
гидролокатора в воду и позволить ему
плавать у фрегата и собирать информацию. Именно это мы и сделали. Мы
спустили буй, и водный поток понес его к фрегату. Собирая
информацию мы заметили, что буй плавал достаточно близкий к русскому, и
капитан Буелл был рад, что мы получим такие хорошие
данные. Внезапно, с невидимой стороны
фрегата, прибыла маленькая моторная лодка, и они
зацепив подняли наш совершенно секретный новый буй и принесли его на свое
судно. Капитан Буелл был разъярен.»
24-27 февраля 1975 г. в Индии с визитом находился МО СССР маршал
А.А.Гречко, его сопровождали Главком ВМФ адмирал С.Горшков и командующий ВВС
маршал Кутаков.
27 февраля
в Оманском заливе начались американский упражнения ARYAN-75 за которыми наблюдал советской МРЗК
«Дефлектор», находящийся там с 25 февраля.
На 5 марта 1975 г. у СССР в Индийском
океане находилась 1 подводная лодка, 7
надводных боевых кораблей, 1 разведывательное судно и 6 вспомогательных судов.
В марте-апреле на БС
прибыл очередной отряд кораблей 2 СКР пр.159А «СКР-21» (бортовой 811, командир Деренков) и «СКР-141» (бортовой 812, командир Феськов), 2 МТЩ пр. пр. 264 «Павлин Виноградов» (командир к-л. А.В.Онищенко) и «МТ-5»
(с 1976 г. «СКР-137», командир к-3р. А.Г. Зозуль).
В апреле 1975 г. на БС в Индийский океан
прибыл второй МРЗК пр.502 «Курсограф» командир капитан-лейтенант А. Горницкий, командир группы разведки Алентьев. В апреле-мае
в регионе действовали сразу два разведывательных корабля «Дефлектор» и
«Курсограф», пока в мае «Дефлектор» не вернулся во Владивосток. С «Курсографа»
на «Дефлектор» перешел начальник штаба 38 бригады ОСНАЗ капитан 2 ранга
Э.П.Лопатин.
Так же в конце марта
начал БС в Индийском океане БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Вилков» (бортовой 554, командир
к-3р. Загоруйко Алексей Ильич). Он выполнял межфлотский переход с БФ из
Балтийска на ТОФ вокруг Африки с несением БС в Индийском океане с марта по
ноябрь, во Владивосток прибыли в декабре 1975 г.
На «СКР-18» в 1975 г. имело место
чрезвычайное происшествие связанное с попыткой побега
матроса с корабля. Сторожевик вместе с «СКР-36» стоял в Бербере, матрос Козлов
по религиозно-политическим соображениям тайно покинул корабль
и пробрался на одно из арабских судов в
порту намереваясь на нем уйти за границу. Но так как корабль ждал таможенников беглеца выдали сомалийской полиции, после
чего его вернули на корабль. В дальнейшем как писал очевидец этих событий
Андрей Зуев: «был возвращен на
корабль и заперт в мичманской каюте. Затем этапирован
в Советский Союз. Где, по слухам, был признан невменяемым и помещен в
психбольницу.».
С 3 по 21 апреля 1975 г. корабли эскадры
приняли участие в военно-морских учениях «Океан-75». 23 советских корабля
различных типов действовали в Индийском океане. Первоначально все находящиеся в
Индийском океане были разделены на три группы. Первая в Аденском
заливе - СКР класса Petya (пр.159А) и тральщик,
вторая - тральщик и 2 БДК класса Alligator (пр.1171)
находилась в Аравийском море. Туда же направлялись БРК «Гневный» и 2 подводных
лодки класса Foxtrot (пр.641) «Б-8», «Б-833». Третья
группа в составе крейсера класса Sverdlov (пр.68бис)
«Дмитрий Пожарский», 2 эскортных судов и 2 танкеров в южной части Аравийского
моря. В последующих стадиях учений эти группы объединились для действий в южной
части Аравийского моря. В маневрах по западным данным впервые были
задействованы противолодочные самолеты Ил-38 (НАТО - MAY) с аэродромов в
Сомали, куда они для этого прилетели. Кроме того 19 апреля разведывательный
полет над районом учений в Индийском океане выполнили 2 бомбардировщика Ту-95РЦ
(НАТО - BEAR DELTA) вылетевшие с баз в СССР и
прошедшие через коридор в иранском воздушном пространстве.
Американцы не могли оставить без внимания
маневры такого масштаба и использовали для наблюдения свои имеющиеся силы. Так
фрегат «Trippe» DE-1075 с 16 апреля вел наблюдение за кораблями участвующими в учениях.
После завершения учений он 30 апреля посетил с визитом Бендер-Аббас
(Иран).
По завершению учений 3 мая крейсер «Дмитрий
Пожарский» и «СКР-36» (бортовой 804), под флагом командующего эскадрой
контр-адмирала Н.Я. Ясакова прибыл с визитом в
индийский порт Мадрас.
После окончания визита крейсер «Дмитрий
Пожарский» и «СКР-36» отправились домой.
Также с завершением учений вернулись на базу
«СКР-18», МТЩ «Тимофей Ульянцев» и «Василий Громов», БДК «50 лет шефства ВЛКСМ», МРЗК «Дефлектор».
На МТЩ «Тимофей Ульянцев»
из Берберы во Владивосток из состава ПМТО и кораблей там базирующихся везли
десяток дембелей срок службы
которых закончился в декабре 1974 г., то есть ребята служили не 3 а 3,5 года. Длительная БС тральщика не обошлось без горьких потерь, в Аденском заливе похоронили моториста матроса Николая Половайкина погибшего от поражения электротоком при
выполнении сварочных работ в масляной цистерне, получил пулевое ранение в
область живота матрос из БЧ-5 стоящий в строю на юте корабля при разводе на
дежурство и вахту в Бербере. Выстрел случился при неосторожном обращении
с пистолетом Макарова мичмана соседней плавмастерской,
который в каюте разбирал пистолет и пуля вылетев через открытый иллюминатор попала в матроса, повезло что не задела жизненно
важные органы. За время похода у моряков корабля вырезали 13 аппендицитов и это
при том что своего хирурга на корабле не было и для
операций приходилось идти к ближайшему советскому кораблю или в Берберу.
После ухода крейсера «Дмитрий Пожарский» с
25 мая флагманским кораблем эскадры стал
БРК «Гневный».
В мае начал свою БС в
Индийском океане СКР пр.1135 «Разумный» (бортовой 201, к-3р. Кулик В.В.). В марте 1975 г. он вышел из Балтийска в межфлотский
переход вокруг Африки во Владивосток с участием в апреле в маневрах «Океан-75»
в Атлантике. В конце мая 1975 г. подошли к о.Маврикий
постояли пару дней на рейде Порт-Луи, но визит отменили и сторожевик пошел
дальше в Сомали.
Также в мае начал БС в Индийском океане БДК
пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Вилков».
В течение первой недели июня 1975 г.
советское присутствие в Индийском океане состояло из двух крупных надводных
кораблей (БРК и СКР пр. пр.1135 «Разумный») оснащенных ракетами, двух сторожевых кораблей, торпедной подводной
лодки, двух минных тральщиков, десантного судна, пяти вспомогательных судов,
корабль космического флота, двух океанографических судов и двух танкеров.
Благодаря деятельности ВМС различных стран,
в том числе и СССР в 1974-1975 гг. было проведено разминирование Суэцкого
канала и подходов к нему в Красном и Средиземном морях, а также осуществлен подьем затонувших
судов в канале.
До официального открытия канала в ноябре
1974 г. по нему прошли небольшие египетские суда, в марте 1975 г. два
египетских эсминца.
5 июня 1975г. Суэцкий канал был вновь открыт
для судоходства. На церемонии открытия от ВМФ СССР было всего два морских
офицера, в том числе командир отряда траления капитан 1 ранга Александр Николаевич
Аполлонов был личным гостем президента Египта Анвара Садата. Под блеск фотовспышек он пожал руку Аполлонову и по-русски сказал: «Спасибо». Впрочем, Садат при открытии церемонии
обменялся рукопожатиями со всеми главами военно-морских контингентов
участвовавших в открытии канала, включая американских адмиралов - командующего
6-м американским флотом вице-адмирал Стэнсфилда
Тёрнера (Stansfield M. Turner)
и командующего Task Force 65 контр-адмирал Кент Кэрролла (Kent J. Carroll). Первый конвой в составе египетского эсминца «October 6» с президентом Садатом
на борту, президентской яхтой «MAHROUSA», американским крейсером «LITTLE ROCK»
и двумя египетскими моторными судами выполнили шестичасовой рейс от Порт-Саида
до Исмаилии. Присутствие в составе конвоя американского крейсера было
неожиданным, и естественно расстроило советских представителей, так как этим
они были явно отодвинуты на второй план. Первыми проследовали через канал три
египетских судна «Звезда Асуана», «Сирия» и «Египет».
Открытие канала открывало новые возможности в обеспечение деятельности
8-й эскадры в Индийском океане. Расстояние между черноморскими базами и Аденским заливом при движении через Суэцкий канал
составляло 2500 миль, в отличие от 11500 миль при маршруте вокруг Африки. Или
от 7700 миль от Владивостока. Если предположить среднюю скорость в 15 узлов, то
время перехода из Севастополя до порта Бербера (Сомали) составляет 8 дней, а до
американской базы на Диего-Гарсия 13 дней.
Используемый до открытия маршрут снабжения от Владивостока составляет 17 дней
до Берберы и 14 дней до Диего-Гарсия. Однако СССР не
спешил пользоваться каналом, 10 июля 1975 г. американская газета “Washington Post” сообщила что только
спустя шесть недель после открытия Суэцкого канала по нему прошел первый
советский военный корабль, к этому времени транзитом канал прошел целый ряд
боевых кораблей ВМС США (первым в июне из Индийского канала прошел фрегат «Joseph Hewes» FF-1078),
Великобритании, Франции, Ирана и даже Омана.
В июле корабли эскадры в основном вели
наблюдение в Аденском заливе и у Ормузского пролива.
Штабной корабль «Тамань» какое-то время находился рядом с Диего-Гарсия
наблюдая за американской базой.
17 июля в Индийский океан через Малаккский
пролив прибыл отряд американских кораблей в составе ракетного крейсера «Reeves» CG-24, 2 фрегатов «Badger»
FF-1071, «Harold E. Holt»
FF-1074 и танкера «Mispillion» AO-105. Действовал в Индийском океане он приблизительно 50 дней, за это
время их корабли посетили порты - Сингапур, Пинанг (Малайзия), Порт-Луи
(Маврикий), Виктория (Сейшельские острова), Момбаса (Кения), Карачи (Пакистан)
и Коломбо (Шри-Ланка). Не считая постоянного отряда 1 штабной корабль и
2 эсминца действующих в Персидском заливе, это второе в течение года
развертывание американских кораблей в Индийском океане.
12-16 июля в порт Могадишо (Сомали) нанесли
визит БРК «Гневный», СКР класса Petya (пр.159А) и танкер «Владимир Колечицкий».
Визит был нанесен после учений в районе Сейшельских островов, в которых также
была задействована подводная лодка класса Foxtrot
(пр.641). Обычный, в общем, то визит, но вот что интересно БРК «Гневный» нес
бортовой номер 561, и это при том что в начале БС
бортовой у него был 998. Более того иностранные дипломаты отметили факт что на
месте последней цифры просматривалась другая, которую они приняли за букву Б или В. Это насколько я знаю уже второй случай когда
бортовой номер меняли у корабля за время
БС, первый был у «БДК-66» в период его БС в составе экспериментальной 1-й
смешанной бригады ТОФ в Индийском океане
с 28.04.1973 г. по 11 июня 1974 г.
В 20-х числах июля советские боевые корабли
впервые после открытия прошли Суэцким каналом в северном и южном направлении.
23 июля в северном направлении из
Красного в Средиземное море по каналу
прошел первый советский боевой корабль СКР
класса Petya (пр.159А), он шел на буксире у
гражданского буксира. Этот же буксир 6 июля привел его из Владивостока к мысу Гвардафуй, он предназначался для передачи ВМС Сирии, в Тартус его привели 27 июля.
24 июля в южном направлении из Средиземного
в Красное море прошел первый советский боевой корабль БДК класса Alligator (пр.1171) с бортовым 412
направлявшийся из Черного моря в порт Бербера. На борту БДК находился
комплект трубопровода ПМТ-100 и 50 тонн
автобензина в металлических бочках. Для обеспечения руководства погрузкой
ПМТ-100, и автобензина, размещения и сопровождения груза на корабле, а также
для прокладки и эксплуатации трубопровода в Сомали, была сформирована группа
военнослужащих-специалистов службы горючего ЧФ, в составе 5 офицеров и 30
матросов. Руководство группой было возложено
на заместителя начальника службы горючего полковника Олега
Алексеевича Боговича. Корабль загрузился в Севастополе и в 17.00 17 июля 1975 г. вышел
в поход. Транспортировка была нелегка. С продвижением корабля на юг температура
в трюме начала расти. При подходе к Красному морю наблюдаемые
показатели достигли значений: воздуха в трюме +33°, у поверхности бочек +36°,
забортной воды +26°С. После пересечения кораблем северного тропика Рака и
вхождения в тропический пояс в 16.00 27 июля
эти показатели достигли: воздуха в трюме +42°, бочек + 46°, воды
+29", а в 20.00 трюм нагрелся до +48°, бочки до +53°, забортная вода была
+29-30°. Отдельные бочки вспучились, прокладки пробок разбухли, на верхних
торцах начал выступать бензин. Для предотвращения возгорания паров бензина,
пришлось включить систему орошения забортной водой. Орошение продолжалось
вплоть до швартовки БДК к причалу порта Бербера. Корабль подошел в порт Бербера
29 июля, но только 30 июля в 3.00 и после непонятных проволочек был поставлен к
причалу. Утром 30 июля началась
разгрузка бочек с бензином и передача их тыловому пункту ЧФ в Бербере. 1
августа войны трубопроводчики вдоль шоссейной дороги провели рекогносцировку по
планируемому маршруту прокладки трубопровода Бербера-Харгейса.
Но к этому времени стало ясно что необходимость в
прокладке трубопровода отпала. Так трубопроводчики на этом же БДК 7 августа
отправились обратно. БДК 13 августа прошел Суэцким каналом в северном
направлении и 17 августа прибыл в Севастополь.
В конце июля большая часть подразделений
эскадры сосредоточилась в Аденском заливе, в районе
мыса Гвардафуй и у острова Сокотра.
В августе вспомогательный флот эскадры
испробовал новый способ снабжения кораблей эскадры топливом. 7 августа морской танкер «Певек»
прошел Суэцким каналом в северном направлении, в Средиземном море к северу от
залива Саллум он заправился от двух танкеров и через
канал 16 августа вернулся в Индийский океан. Таким образом
рейс танкера сократился на 2/3.
В мае-августе 1975 г. советские корабли
регулярно несли патрульную службу в Ормузском проливе. Эту задачу частично
выполняли разведывательный корабль «Курсограф», частично тральщиком.
В сентябре завершил свою
БС в Индийском океане МРЗК «Курсограф». Разведчик перед своим возвращением во
Владивосток был замечен у о.Диего-Гарсия. Так
завершилось первое развертывание МРЗК в регионе с момента окончания войны Индии
и Пакистана в декабре 1971 г. С его уходом других разведывательных судов в
регионе не осталось. Их функцию вероятно будет исполнять ПСК «Тамань».
20 сентября 1975 г. второй раз в этом году
на аэродром возле порта Бербера прилетели два советских противолодочных
самолета Ил-38 (НАТО - MAY). Обратно они улетели 29 сентября. Первый раз эти
самолеты прилетали в апреле для участия в учениях Океан-75.
В сентябре МТЩ «МТ-5» (к-3р. А.Г. Зозуль) выполнил деловой заход в порт Умм-Каср (Ирак).
В октябре через Суэцкий канал в состав
эскадры прибыли выполняющие межфлотский переход с Балтики СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Разящий» и 2 БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-48» (бортовой 507, к-3 р. Вавилов В.М.) и
«БДК-63» (бортовой 514, к-3 р. Гороховский).
БДК прибыли во Владивосток в январе, а СКР в апреле. Переход БДК
возглавлял командир дивизиона десантных кораблей Козин Борис Васильевич.
В октябре 1975 г. от ТОФ в Индийский океан
пришла плавбаза пр.1886 (НАТО - Ugra) «Иван
Вахрамеев» (бортовой 968) и ПЛАРК пр.675 (НАТО - Echo
II) «К-189».
27 октября через Малаккский пролив в
Индийский океан прибыл третий в течение года
отряд американских кораблей в составе авианосца «Midway» CV-41,
ракетного крейсера «Worden» CG-18, эсминца «Turner Joy» DD-951, фрегата «Fanning» FF-1076, судна поддержки «Sacramento»
AOE-1 и танкера «Mispillion» AO-105. АУГ после захода в Карачи (Пакистан) в
Аравийском море в период 15-29 ноября примет участие в военно-морских учениях
MIDLINK 75 совместно с ВМС Великобритании, Ирана и Пакистана.
В октябре 1975 г. СКР «Разумный» действующий
в Индийском океане с мая совместно с
танкером отправился во Владивосток. Но к югу от Шри-Ланки его путь домой был
прерван и он был направлен на перехват американского отряда кораблей вошедшего
в Индийский океан.
С открытия Суэцкого канала и по 1 октября
1975 г. им прошли 10 советских военно-морских кораблей и 348 торговых судов. А
на 1 ноября каналом прошли 11 советских военно-морских судов. В южном
направлении из боевых кораблей прошли 5 кораблей: 1 СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Разящий», 3 десантных корабля (БДК класса Alligator (пр.1171) ЧФ с бортовым 412 - 24 июля, «БДК-48» и
«БДК-63») и 1 ракетный катер класса
OSA-II (пр.205), который буксировался в Сомали. В северном направлении из
боевых кораблей прошли 2 корабля: 1 СКР класса Petya
(пр.159А) 23 июля шедший под буксиром в Сирию и 1 БДК
класса Alligator (пр.1171) с бортовым 412, 13 августа
в обратном направлении. Остальные транзиты были выполнены вспомогательными
судами и танкерами ВМФ.
В ноябре 1975 г. в Шри-Ланку был доставлен
первый и единственный советский боевой корабль
переданный этой стране. Большой торпедный катер пр.205ЭТ (НАТО - MOL) «Т-233»
(заводской 451, в строй 1974 г.) из состава ЧФ был взят на буксир гражданским
буксиром и 28 октября покинул Черное море, 3 ноября его провели через Суэцкий
канал. В ноябре он был приведен в Шри-Ланку, ракетное и торпедное оружие на нем
отсутствует, есть только палубная артиллерия, он займется борьбой с
контрабандой между Индией и Шри-Ланкой, дополнив 5 китайских сторожевых катеров
типа Shanghai. ВМС Шри-Ланки передан
31 декабря 1975 г. и получил наименование «Samudra Devi» Р 3250. В январе 1976 г. после обучения в
СССР на него прибыли 7 ланкийских моряков, советская
команда оставалась на судне примерно до
середины 1976 г. Был списан в 1983 г.
В ноябре в общей сложности 8 кораблей
эскадры отслеживали ход военно-морских учений
"MIDLINK 75" в рамках блока СЕНТО, в которых участвовали ВМС
США, Великобритании, Ирана и Пакистана. В их числе была ПЛАРК пр.675 (НАТО - Echo II) «К-189» и 2 оснащенных ракетами корабля. Среди кораблей был и тральщик пр. 264 (НАТО - Т-58) «МТ-5» (с 1976
г. «СКР-137», к-3р. Зозуль А.Г.). Капитан 1 ранга в отставке Зозуль Александр Григорьевич вспоминал: «Корабль принимал самое
активное участие в слежении и разведке учений ВМФ США совместно с флотами Ирана
и Пакистана на подходах к Ормузскому проливу под кодовым названием «Мидлиг-75».
Мы так увлеклись слежением, что едва не вошли в терводы
Пакистана, уточняя место авианосца ВМС США. И когда к нам начал приближаться
катер ВМС Пакистана (типа нашего «Ярославца») с достаточно большим количеством
личного состава на верхней палубе с явным намерением подойти к нашему борту, я,
от греха подальше, сыграл учебную тревогу с проведением учения по борьбе с
ПДСС. Задвигались арт.установки, автоматчики заняли
места согласно расписания. Только после этого пакистанцы отказались от своего
намерения подойти к нашему борту.»
Кроме того 17 ноября два дальних
бомбардировщика Ту-95РЦ (НАТО - BEAR DELTA) вылетевшие с баз
в СССР и прошедшие через коридор в иранском воздушном пространстве
провели в Индийском океане поиск американского авианосца «Midway».
Не обошлось без инцидентов. Американский моряк служивший на эсминце «Turner
Joy» DD-951 рассказал как «советский крейсер почти
протаранил нас за притеснение одной из своих подлодок пытавшихся проникнуть к
флотилии». Акустики «Turner Joy»
обнаружив советскую подлодку у югу,
два часа гоняли ее, пока не подошел советский корабль с ракетами, которые он
навел на американский эсминец. Американцы в свою очередь навели на советский
корабль свои 5 дюймовые орудия, кроме того после сигнала о помощи авианосец «Midway» направили два F-4 в поддержку. После этого
советский корабль ушел.
25 ноября на авианосце «Midway»
во время маневров при посадке самолет задел мостик и врезался в другой самолет,
пострадали два члена экипажа.
МТЩ «МТ-5» после полуторамесячного дозора в
Ормузском проливе, совпавшего с американскими учениями «Мидлиг-75» выполнил
деловой заход в порт Умм-Каср. Через какое то время после «МТ-5» в порт Умм-Каср
заходил тральщик «Павел Хохряков».
22-27 ноября 1975г. в Бомбей (Индия) с
официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга
В.Х.Коновалова в составе БРК «Гневный», 1 СКР «СКР-141» и танкера. После визита
БРК «Гневный» отправился домой во Владивосток, он с 25 мая являлся флагманским
кораблем эскадры.
15 декабря 1975 г. в
Индийский океан через Малаккский пролив вошел новый отряд кораблей - 2 СКР пр.159А (НАТО - Petya)
«СКР-43» (бортовой 831, командир Казуров В.М.) и СКР
с бортовым 826, 2 тральщика пр. 264
(НАТО - Т-58) «Павел Хохряков» (бортовой 853, командир к-3р. С.Н.Козлов), «Федор Митрофанов»
(бортовой 854, командир к-л. Ю.К.Мурсалимов),
1 БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Сергей Лазо» (бортовой 356, командир к-2р.
Поздняков В.А.) на борту БДГ под командованием майора В. Б. Джерихова,
1 танкер «Ахтуба» и 1 вспомогательное судно- буксир. На борту БДК находились
командующий 8 ОПЭСК контр-адмирал Николай Яковлевич Ясаков и группа офицеров
вновь назначенного штаба 8 ОПЭСК, которые следовали в зону Индийского океана к
месту службы. На 98 меридиане встретились с кораблями возвращавшимися домой.
Новый год встречали на переходе к о.Сокотра.
В декабре после
прибытия смены завершили свою БС в Индийском океане 2 СКР пр.159А «СКР-21» (бортовой
811, командир Деренков) и «СКР-141» (бортовой 812,
командир Феськов), 2 МТЩ пр. пр. 264 «Павлин
Виноградов» (командир к-л. А.В.Онищенко), «МТ-5» (с 1976
г. «СКР-137», командир к-3р. А.Г. Зозуль) и ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-833» (б. «Б-133»,
командир к-2р. В.И.Шестаков). Подлодку вели на
буксире. Во время БС на «СКР-141» от поражения током погиб старшина команды
электриков мичман Мельников, его похоронили
в море.
В декабре 1975 г. советские корабли четыре
раза нанесли визит в порт Коломбо, для сравнения в течение остальной части года их было всего 2
кораблями космического флота (ПСК). В декабре в начале и конце месяца дважды
Коломбо посетил ПСК «Диксон», 14-16 декабря туда заходил танкер флота, а
16-30 декабря «БДК-63» (бортовой 514)
выполнял дипломатическую миссию, доставив советского посла на Мальдивы.
В последние дни декабря 1975 г. в Индийский океан через Малаккский
пролив на БС прибыли эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin)
«Вдохновенный» (бортовой 400, командир к-2р. Литвинов) и дизельная подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-8» (на борту 332-й
резервный экипаж, командир к-2р. Ю.П.Доценко, старший - ЗКБ к-1р. В.А.Сенькин) которую он привел на буксире для экономии моторесурса.
Розин Александр.