На Главную.

 

Розин Александр.

 

Освоение Средиземного моря на первом этапе, с окончания войны до начала 60-х.

 

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Приложение.

Часть 2 – 1958-1960 гг.

 

1958 год.

 

В начале 1958 г. (до конца февраля) в Албанию из СССР был приведен плавучий док, получивший имя «Biba Kola».

В Средиземном море было неспокойно. В Алжире шла народно-освободительная борьба против французских колониалистов, некоторые базы партизан находились на территории Марокко, которая получила независимость в 1956 г. Флот Франции в Средиземном море и Атлантике осуществлял задержание кораблей, которые, по его мнению, везли грузы для алжирского сопротивления. И хотя кораблей под советским флагом это не коснулось, торговые суда Польши, Югославии подвергались задержаниям. Так 18 января 1958 г. эсминец «Касар» и фрегат «F-718» в 45 милях от Алжира задержали югославское судно «Словения», на борту которого было оружие для Марокко. Судно было эскортировано в Оран и весь груз 148 тонн боеприпасов и оружия выгружен и конфискован. После этого судно отпущено. 3 февраля уже в Атлантике суда ВМС Франции задержали и обыскали шедшее в Касабланку польское судно «Висла».

2 марта 1958 г. 12 советских кораблей - 2 тральщика, 4 МПК и 6 небольших моторных катеров прошли через Дарданеллы направляясь в Средиземное море. 5 марта эти корабли в сопровождении 2 советских тральщиков прибыли из Севастополя в порт Дуррес. 15 марта на 4 МПК пр.122бис (НАТО - Kronstadt) «МПК-345», «МПК-346», «МПК-388» и «МПК-389» был поднят албанский флаг, они получили новые номера "501" (б. «МПК-345»), "503" (б. «МПК-346»), "191" (б. «МПК-388») и "192" (б. «МПК-389»),  и наименования "Vjosa", "Semani", "Buna" и "Drini". С тех пор 15 марта считается Днем боевых надводных кораблей Военно-морских сил Албании. 25 марта 1958 г. они отправились на базу Сазан. Советские тральщики с большей частью наших моряков участвовавших в переходе вернулись в Севастополь. 22 мая 1958 г. эти МПК исключены из состава ВМФ СССР в связи с передачей в состав ВМС Албании. 6 небольших моторных катеров, были видимо пр. 376 - тип "Ярославец" (НАТО - PO 2), хотя по данным Jane's Fighting Ships 3 катера этого типа были переданы в 1957 г. и 3 в 1958-1959 гг.

В марте 1958 г. Египет получил от СССР один плавучий док и четыре буксира доставленные с Черного моря.

2 апреля 1958 г. В Александрию (ОАР) из СССР прибыли 3 подводные лодки пр.613 (НАТО - W) из состава КБФ «С-180», «С-193» и «С-184», во исполнения соглашения за март 1957 г. Подлодки сопровождал из Балтики тральщик. По данным газет лодки вышли из польского порта Гданьск в марте 1958 г. Экипажи лодок проходили обучение там же. 19 марта отряд из трех подлодок и тральщика вышел из Скагерлака в Северное море. Первые две («С-180», «С-193») 22 апреля 1958 г. исключены из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Египта с присвоением номера «S-3» и «S-4». Третья («С-184») 24 апреля 1958 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей в аренду ВМС Египта, и переименована в «S-5».

Летом 1958 г. на Ближнем Востоке разгорелся очередной кризис, но в отличие от Сирийского кризиса 1957 г. ВМФ СССР в нем в Средиземном море не был задействован.

В мае 1958 г. началось восстание ливанцев против реакционного режима в Ливане оно привело к очередному противостоянию СССР и западных стран. Столкновения продолжались несколько месяцев, оппозиция нашла поддержку у ОАР, а правительственные силы у США, Англии, Турции, Ирака и Иордании. Но по мере того, как военно-морские силы США и Великобритании активизировали свои действия в восточном Средиземноморье египетские СМИ начали выказывать озабоченность возможным вмешательством западных стран. Но как и во время тройственной агрессии против Египта, или во время сирийского кризиса 1957 г., арабские страны расщипывали на активную помощь СССР. Тем более что 24 июня агентство ЮПИ (UPI) выдало сенсационную новость о движении советского флота с Балтики на запад: «ДАТСКИЕ военно-морские источники сообщили вчера, что оперативная группа советского ВМФ в составе 12 кораблей, включая тяжелый крейсер и четыре большие подводные лодки, направляется на запад через Северное море с советских баз на Балтике.

Этот шаг совпадает со сбором Шестого флота Соединенных Штатов у берегов Ливана.»

Египетская пресса подхватила эту новость подавая ее в приятном для себя ключе «Передвижения российского флота в ответ на маневры Шестого флота» и «Управляемый ракетоносец движется с частями флота». Радио Каира заявило: «Когда западные флоты находятся в Средиземном море, восточные флоты тоже двигаются, чтобы поддерживать баланс силы». Но в реальности новость не имела ничего общего с желаемым. Передвижения ВМФ СССР с Балтийского моря были связаны с учениями на Северном флоте.

Ситуация еще более усугубилась после того как в ночь с 13 на 14 июля в Ираке произошла революция и был свергнут проамериканский монархический режим. Новая власть провозгласила страну республикой, и  объявила о выходе из военного Багдадского пакта и признании ОАР.

Не желая мириться с возможной потерей позиций в этом регионе, западные страны организовали ответные шаги. В начале июля из Неаполя "в неизвестном направлении" вышли 15 кораблей 6-го флота во главе с авианосцем «Уосп», 3 эсминца покинули Геную,  11 кораблей отдыхавшие в портах французской Ривьеры также вышли в море. Вскоре выяснилось, что они движутся к берегам Ливана. Где 15 июля как заявили американцы, они по просьбе ливанского правительства высадили десант, состоящий из трех групп морской пехоты 6-го флота и насчитывающий 5 тысяч человек. Морская пехота оказала помощи ливанской реакции в расправе над прогрессивными силами страны.

Великобритания также привела свою Средиземноморскую эскадру в состояние боевой готовности. Её корабли, имея на борту части третьей десантной бригады, и подразделения морской пехоты покинули Мальту и двинулись по направлению  к острову Кипр. 17 июля английские десантники высадились в Иордании.

Советский Союз как мог, организовал ответные шаги. Под видом учений, большие силы были сосредоточены на южных границах страны. 17 июля было опубликовано заявление Министерства обороны СССР, в котором заявлялось, что в соответствии с планом боевой подготовки Вооруженных Сил СССР с 18 июля 1958 года в Закавказском и Туркестанском военных округах будут проведены войсковые учения сухопутных войск и ВВС. К учениям Закавказского военного округа привлекаются силы Черноморского флота. Учениями в Закавказском военном округе будет руководить Маршал Советского Союза А.А.Гречко, а в Туркестанском - Маршал Советского Союза К.А.Мерецков. Кроме того, через два дня было опубликовано заявление, что Болгария с 18 июля начинает проведение учений сухопутных войск, ВМС и ВВС. Вместе с болгарами в учении примут участие авиационные дивизии ВВС СССР под руководством Маршала авиации Н.С.Скрипко. 7 августа было объявлено о завершении учений.

В июле 1958 г. в связи с высадкой американских и английских войск в Ливане и Иордании дозор на позициях в Черном море несли «С-65», «С-88», «С-95», «С-97». Ясно, что они ничем не могли противодействовать десанту, но планы повышения готовности на флоте в подобных случаях требовали развертывания ПЛ на позиции. То обстоятельство, что не имелось возможности быть там, где требовала обстановка на театре, а также проведенные в 1958 г. на флоте исследования проблемы борьбы с авианосными соединениями в Средиземном море показали, что там необходимо иметь силы флота, и прежде всего подводные лодки.

А западные власти, поднимали градус напряжения. Сразу после начала десантной операции, американские военные власти заявили, что торговые суда любых стран могут быть задержаны и осмотрены ВМС США в пределах 150 миль от побережья Ближнего и Среднего Востока. На этот момент здесь находилось 44 американских боевых корабля во главе с авианосцами «Саратога» и «Уопс», 5 боевых французских кораблей и значительное число британских. Причем эти силы увеличивались за счет направляемых в регион судов, так из Портсмута в Средиземное море вышел английский авианосец «Альбион» с 600 морскими пехотинцами. В период высадки американских войск в Ливане с 15 июля по 4 августа палубная авиация с ударных авианосцев «Саратога» и «Эссекс» совершила 3020 дневных и ночных вылетов. Одновременно палубная авиация обеспечивала прикрытие вторжения англичан в Иорданию. В начале ноября 1958 г. все американские войска были выведены из Ливана, а английские из Иордании.

 

12 августа 1958 г. агентство Рейтер сообщило что «Три советских тральщика прошли прошлой ночью через Босфор в Черное море. Они, по видимому, прибыли из Средиземноморья.» Никакой информации куда и зачем черноморские тральщики тогда ходили у меня нет. Можно предположить, что в Албанию, или в Сирию. Тем более что о последней есть непонятная информация из книги Bradford Dismukes, James M. McConnell «Soviet Naval Diplomacy» 1979 г. в которой говорится про шестидневный визит в Сирию, в июне-июле 1958 г. трех советских военных судов, правда там говорится про два эсминца и учебный корабль. По его данным это был второй визит советских кораблей в Сирию. И найти информацию об этом мне не удалось.

Как бы там не было, но фактически с середины 50-х годов и до середины 60-х годов боевыми кораблями, которые чаще других оперировали на просторах Средиземного моря, были минные тральщики. Так согласно материалам публикации RobertG. Weinland «SOVIET TRANSITS OF THE TURKISH STRAITS: 1945-1970 - AN HISTORICAL NOTE ON THE ESTABLISHMENT AND DIMENSIONS OF THE SOVIET NAVAL PRESENCE IN THE MEDITERRANEAN» 1972 года, первый раз наши ТЩ выходили в Средиземное море в 1955 г., две единицы туда и обратно, следующий раз в 1957 г. 6 ТЩ из Черного моря и два вернулись обратно, в 1958 г. выходили 5 ТЩ туда и обратно, в 1959 г. 3 ТЩ туда и два обратно, в 1960 г. вышло из Черного моря 4 единицы и один вернулся обратно.

Данных об этих походах почти нет, и эта тема еще ждет своего исследования. Какая то часть в 1957 г. и 1960 г. видимо ушла к иностранным заказчикам, два в 1957 г. переданы из состава ЧФ в состав ВМС Албании. Кроме того ряд черноморских тральщиков привлекался для эскортирования судов и работы в Албании, два тральщика в 1955 г., один в 1957 г., известно о двух в марте 1958 г. когда они сопровождали корабли в Албанию. Но подробностей нет, нашел только небольшой намек об одном из этих походов в описании о службе Станислава Ивановича Берегова. Он с 20 августа 1955 г. служил на линкоре «Новороссийск», после гибели корабля его направили служить на тральщик пр.254К «ТЩ-822», и на нем он три месяца был в Албании «тралили», на дембель ушел в ноябре 1958 г.  Кроме того дважды в Черное море заходили и уходили  балтийские тральщики которые перед этим эскортировали подводные лодки в Египет, в 1957 и 1958 гг.

В августе 1958 г. научно-исследовательское судно  «Академик А. Ковалевский» (переоборудованный СРТ, б. СРТ-116 "Кречет") совершает свою первую экспедицию в Средиземное море, на долгие годы ставшее одним из основных районов его исследований. В 4 лабораториях судна напряженно работали 15 научных сотрудников. Это был переломный момент в работе Севастопольской биологической станции. До этого за 87 лет существования лишь пятеро ее сотрудников вели работы на Средиземном море, причем в те времена, когда проблема продуктивности морей еще не стояла на повестке дня. Собственно, экспедиция на НИС «Академик А. Ковалевский» может считаться первой отечественной гидробиологической экспедицией в Средиземном море. Ученые работали в Эгейском, Ионическом и Адриатическом морях. Были выполнены важные исследования по гидрологии, гидрохимии, изучению планктона, бентоса (обитатели морского дна), ихтиологии и паразитологии. Удалось провести комплексные работы на нескольких круглосуточных станциях с постановкой судна на якорь на больших глубинах. Результаты этих изысканий, проводимых СБС в рамках участия СССР в программах Международного Геофизического года и Международного года геофизического сотрудничества, были высоко оценены на 1-м Международном Океанографическом конгрессе в Нью-Йорке в 1959 г.

31 августа 1958 г. отряд подводных лодок предназначенный для поставке ВМС Албании по соглашению от 12 августа 1957 г. о создании ВМБ в заливе Влера завершили поход, прибыв в Албанию. 14 августа отряд в составе 4 ПЛ пр.613 «С-241» (к-3р. В.Гребенщиков), «С-242» (к-3р. Ю.А.Емельянов), «С-358» (к-3р. Игорь Борисович Комаров), «С-360» (к-3р. Валентин Степанович Козлов) и плавбазы «Владимир Немчинов» (к-3р. Ю.Максимов) под командованием капитана 1 ранга Сергея Григорьевича Егорова, назначенного командиром отряда, вышел из Балтийска в поход. На борту подлодок во время перехода находились 12 албанских моряков. Помимо лодок и плавбазы по албанским данным переход обеспечивали танкер для снабжения их топливом и транспортный корабль с необходимыми материалами и запасом продовольствия. 16 августа отряд покинул Балтийское море. На переходе группа лодок шла только в надводном положении, несмотря на ненастную погоду, и то что разнородные силы ОВМС НАТО вели постоянный контроль, сопровождая строй и довольно опасно маневрируя. 19 августа прошли Ла-Манш, в Бискайском заливе попали в шторм. Во время прохода Гибралтарского пролива отряд несколько раз прожекторами вызывали английские посты связи, но на наших кораблях их запросы проигнорировали.

Козлов Валентин Степанович, командовавший тогда субмариной «С-360» вспоминал: «Особую неприязнь к нам супостаты (так среди моряков называли силы "вероятного противника") начали проявляться с заходом в Средиземное море. Здесь с воздуха над плавбазой и лодками зависали вертолеты, с них стрекотали кинокамеры, блестели фотообьективы. Авианосные и береговые самолеты пролетали почти в нескольких метрах от мачт, зачастую заходя с разных сторон, имитировали атаки и бомбометание. Фрегаты и миноносцы нагло пересекали кильватерную колонну.

Такие "негостеприимные" приемы, в расчете на слабонервных, с попыткой запугать, демонстрируя силу и нахальство, требовало командирской выдержки и слаженности действий экипажей наших кораблей. Иногда по приказанию флагмана капитана 1 ранга С.Г.Егорова (позднее он стал контр-адмиралом) на плавбазе игралась "Боевая тревога", прокручивались арт-установки, в сторону воздушных наглецов выпускались световые ракеты, охлаждая слишком горячих летунов.

Так, при воздушном и морском эскорте до трех-четырех кораблей, проследовали мы в Адриатическое море.»

Утром 15 сентября 1958 г. в присутствии командующего военно-морским флотом Албании капитана 1 ранга Тиме Сейко на подводных лодках и плавбазе был спущен советский флаг и торжественно подняты албанские флаги. На церемонии также присутствовал министр обороны Бекир Балуку в сопровождении других государственных руководителей и дипломатов посольства СССР в Тиране. С поднятием флагов "де-юре" переход права собственности на военные корабли произошел от СССР к Албании, но согласно соглашению в рамках Варшавского договора. Подводные лодки «С-241», «С-242», «С-358» и «С-360» получили албанские наименования - соответственно, 1-я - "Stuhia", 2-я - "Tufani", 3-я "Rrufeja" и 4-я - "VetКtima", но наименования почти не использовались, использовались присвоенные им бортовые номера, но они несколько раз менялись. Плавбаза получила наименование «Tomorri».

Несмотря на смену флага, директивой начальника штаба ЧФ от 27 октября 1958 г. подлодки были определены в 40 ОБПЛ, оперативно подчиненную командующему ЧФ. Командир  бригады - капитан 1 ранга Сергей Григорьевич Егоров, в конце 1960 г.  его  сменил Леонид Филиппович Рыбалко; начальник  штаба - капитан 1 ранга Г.Латухин, затем  в 1959 г. его  сменил М.Салыков; заместитель по политчасти капитан 2 ранга Михаил Александрович Игонин, флагманские специалисты: Г.Шнипко, В.Ушаков, А.Некрасов, П.Петренко, В.Храбров, М.Рогалев, В.Чернявский и др.  Командующий ЧФ старался контролировать и помогать 40 ОБПЛ, хотя она управлялась Главным штабом с ЦКП ВМФ.

В сентябре 1958 г. наши  подводники начали обучение  албанских  экипажей, как и было, запланировано.

В первой декаде сентября 1958 г. в Албанию пришел очередной отряд вспомогательных судов вышедший в конце августа из Севастополя для обеспечения функционирования ВМБ в заливе Влера. В его составе был еще один торпедолов, два рейдовых катера пр.376 (НАТО - PO-2), водолазный бот пр.522 (НАТО - NYRYAT-I) «ВМ-113»  и плавучая зарядная станция для подводных лодок вероятней всего пр.315. С прибытием этих кораблей в рамках организации военно-морских сил, 30 октября 1958 г.  был издан приказ о создании отряда вспомогательных кораблей (ДАН - DAN). Всего по воспоминаниям полковника в отставке Фатош Воштина (Fatosh Voshtina) в рамках соглашения прибыло в общей сложности 13 судов, - семь для ВМБ Пашалиман - плавучая зарядная станция, судно размагничивания, торпедолов, водолазный корабль, рейдовый катер, рефрижераторный корабль (для продовольствия), водолей (в Паша-Лимане воды не было) и шесть для ВМБ на оазан - два буксира, 600-тонный танкер «Patosi», водовоз для снабжения Сазана, небольшой транспортный корабль, рейдовый катер для перевозки людей и грузов. 

В начале октября 1958 г. по данным американской разведки Сирия срочно запросила СССР поставить ей четыре из шести торпедных катеров проекта 123бис из выделенных ей в сентябре 1958 г. До конца года эти четыре ТКА были доставлены в Сирию.

В конце ноября 1958 г. из состава Черноморского флота в Индонезию через Суэцкий канал перегонялись четыре МПК пр.122бис «МПК-424» (до 1956 г. «БО-424», зав.585), «МПК-426» (до 1956 г. «БО-426», зав.587), «МПК-427» (до 1956 г. «БО-427», зав.588) и «МПК-429» (до 1956 г. «БО-429», зав.590). 29 ноября советский отряд из 4 МПК шедших на буксире трех буксиров и сухогруза начали транзит через Суэцкий канал в южном направлении. 1 декабря 1958 г. все четыре исключены из состава ВМФ СССР в связи с продажей Индонезии.

 

 

1959 год.

 

 17 января 1959 г. Черное море покинули два тральщика пр.254 «Т-815» и «Т-825» которые направлялись для передачи ВМС Сирии, через пару дней они пришли в Латакию,  став самыми крупными кораблями сирийского флота на долгие годы. Перед передачей они были отремонтированы, 17 февраля 1959 г. они были исключены из состава ЧФ.

Вполне вероятно, что с тральщиками в Сирию пришел советский военный транспорт, об этом есть информация из книги Bradford Dismukes, James M. McConnell «Soviet Naval Diplomacy» 1979 г. в которой говорится про третий визит советских ВМФ в Сирию в январе 1959г. в котором участвовал военный транспорт - небольшое морское грузовое судно.

24 января 1959 г. в Александрию пришли три советские подводные лодки пр.613 (НАТО - W) «С-167» (Н.Г.Клитный), «С-171» (к-3р. А.Д.Мосичев) и «С-183». Они в сопровождении МТЩ пр.254 (НАТО - Т-43) вышли из Балтийского моря 7 января. Вот только предназначались они не для египтян, а сирийскому флоту. Но из-за отсутствия у Сирии инфраструктуры они базировались в Египте, там и остались после выхода Сирии из ОАР в сентябре 1961 г., хотя в состав египетского флота не включались. 

В феврале 1959 г. по данным "Jane's Fighting Ships" из СССР в Албанию был поставлен нефтяной танкер пр.437К (НАТО - KHOBI), в албанском флоте он получил наименование «Semani».

С 16 по 25 марта 1959 г. место базирования кораблей в бухте Паши-Лиман Влерского залива посетил командующий ЧФ адмирал В.А.Касатонов, прибывший в Албанию на эсминце пр.56 «Благородный»  в ходе делового визита. В составе походного штаба были начальник штаба эскадры ЧФ контр-адмирал Виктор Сергеевич Сысоев, капитаны 1-го ранга - начальник организационно-мобилизационного управления Петр Иванович Овчаров, флагманский штурман Черноморского флота Александр Никанорович Мотрохов, начальник отдела оперативного планирования Борис Ефимович Ямковой. Ими были проведены учения 40-й бригады ПЛ. Четыре субмарины должны были воспрепятствовать прорыву в центральную часть Адриатического моря отряда боевых кораблей (ОБК) "противника". Лодкам нарезали одиночные позиции, ОБК изображал эсминец, старшим на ОБК был назначен командир 40 ОБПЛ С.Егоров, а адмирал Касатонов вышел в море на ПЛ «С-360». Учения прошли неплохо. В это время в Албании с визитом находился Главнокомандующий ВМФ СССР С.Горшков, он так же посетил базу подводников и на ЭМ «Благородный» вместе с Касатоновым вышел в бухту Сарандо у самой границы с Грецией для изучения возможности базирования там ракетных катеров которые должны были вскоре поступить на вооружение. Ракетные катера вместе с подлодками могли бы в случае необходимости воспрепятствовать проходу кораблей НАТО из Средиземного флота в Адриатическое.

Следует отметить, что в ряде источников есть и другая дата похода в Албанию в 1959 г. эсминца «Благородный». Так в книге Игоря Касатонова "Флот  выходит  в  океан" 1995 г. издания он пишет, что поход был в августе - "1959 год, август. Я только что окончил 3-й курс Черноморского высшего военно-морского училища. Как-то отец сказал мне: "Я иду в Албанию. Надо проверить бригаду наших лодок, которая там базируется. Если хочешь - пойдем со мной". Конечно, я немедленно согласился." Эту же информацию видимо взятую в книге И.В.Касатонова в своей книге "Эскадренные миноносцы проекта 56." изданной в 1999 г. поместил и А.С.Павлов, в разделе посвященной подробностям службы эсминца «Благородный» говорилось: "В августе 1959 поход в Средиземном море с заходом во Влеру (Албания) под флагом Главкома С.Г.Горшкова, рекогносцировка албанских берегов для организации баз." Не так однозначно время обозначил М.С.Монаков в книге "Главком. Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова." 2008 г.: "Летом 1959 г. В.А.Касатонов прибыл в Албанию на эскадренном миноносце "Благородный". Здесь он встретился с главнокомандующим ВМФ: Сергей Георгиевич находился в Албании неофициально - "на отдыхе".

По свидетельству В. А. Касатонова, Главком на эсминце " Благородный " посетил б. Сарандо, находящуюся у границы Албании с Грецией: там намечалось развертывание соединения ракетных катеров." Однако сам С.Г. Горшков в своей книге  "Во флотском строю" изданной в 1996 г. пишет, что он был с визитом в Албании весной - "Прибыв с визитом в Тирану весной 1959 года, я имел намерение ознакомиться с положением дел у наших подводников, которые к тому времени освоили новое место базирования и начали выходить в Адриатику." 

 

В апреле 1959 г. из Севастополя в межфлотский переход вышел эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Бывалый» ЧФ. 25 мая он пришел в Североморск и  24 июня 1959 г. был перечислен в состав СФ и включен в 120-й БЭМ эскадры СФ.

3 мая (25 мая) 1959 г. министром обороны НРА генерал-полковником Бекиром Баллуку и министром обороны СССР маршалом Советского Союза Р.Малиновским было подписано новое соглашение "об усилении защиты военно-морской базы в бухте Влера". По нему на ВМБ перебазировались дополнительные подводные лодки, боевые корабли и вспомогательные суда.

10 мая 1959 г. из Севастополя для празднования 250-летия Ленинграда на Балтику вышел отряд черноморских кораблей – крейсер пр.68К «Фрунзе» (командир капитан 1 ранга В. Серов, вторым командиром на крейсере шел командир крейсера «Куйбышев» 2 ранга А. Коротеев.) и два эскадренных миноносца проекта 30-бис. Командиром перехода был назначен командир 44-й дивизии крейсеров капитан 1 ранга Валентин Васильевич Соловьев. В состав походного штаба включили: начальник штаба - заместитель начальника штаба дивизии капитан 1 ранга И. Меняйленко, флагманский штурман - капитан 2 ранга А. Апрелев, флагманский артиллерист - капитан 2 ранга Е. Евсиков, связист - капитан 2 ранга А. Тюкаев, инженер-механик - капитан 1 ранга Н. Москвин. 11 мая этот отряд пошел Босфор и Дарданеллы выйдя в Средиземное море. Двигаясь в зоне проливов, крейсер и эсминцы выдерживали дистанцию в пределах визуальной видимости. На траверзе Бизерты с кораблей наблюдали огромное число больших морских черепах. Моряки с «Фрунзе» поймали одну из черепах и поместили ее в стоведерную бочку и усердно кормили рыбой. По возвращению в Севастополь, передали черепаху в Институт биологии южных морей. Бискайский залив пошли 22-узловым ходом, воспользовавшись спокойной погодой. Затем без помех прошли через Северное и Балтийское моря. В Кронштадте уже стояли крейсер «Железняков» и два эсминца проекта 30-бис Северного флота. На следующий день в Кронштадте на Якорной площади состоялся грандиозный митинг представителей трех флотов - Балтийского, Черноморского и Северного. На обратном пути в Кронштадте в июне на борт крейсера приняли слушателей и преподавателей ВОЛСОК, старшим на переходе был начальник ВОЛСОК вице-адмирал П.П.Михайлов, руководили учебной практикой начальник штурманского факультета В.П.Морозов и преподаватели кафедры навигации Е.П.Соломатин, Л.П.Новоселов, Г.П.Попеко, А.Б.Варлыго, Т.И.Карагодин и А.Д.Марченко. Идя домой корабли прошли через штормовой Бискай. Шестибалльные волны достигали второй башни главного калибр, обдавая брызгами и пеной мостик крейсера. Эсминцы "зарывались" в набегавшие волны по мачты. Отряд кораблей в условленное время возвратился в Севастополь. Всего кораблями отряда было пройдено 10 210 миль.

В июне 1959 г. два торпедных катера были доставлены на борту сирийского судна в Латакию. На переходе сирийское судно потеряло ход и ему на помощь пришел греческий буксир, но трос оборвался и тогда 16 июня на выручку отправилось израильское грузовое судно "Eyal" шедшее из Турции в Хайфу. Скорей всего эти два ТКА были последними из  шести торпедных катеров проекта 123бис выделенных СССР Сирии в сентябре 1958 г.

19 июня 1959 г. из Черного моря в Средиземное вышли два эсминца пр.30 бис «Беззаветный» и «Беспокойный» предназначенные для передачи ВМС Индонезии. Отрядом командовал капитан 1 ранга И.В.Молодцов. На борту находились представитель Главного инженерного управления (ГИУ) капитан 3 ранга Г.Б.Харитонов и три индонезийских флотских офицера - командир корабля, штурман и инженер-механик. Корабли прошли Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море и сделали остановку в районе мыса Гвардафуй. Пятисуточный переход Индийским океаном проходил при штормовой погоде, сменившейся на нормальную только в районе о. Цейлон. 8 июля пресекли экватор. Миновав Суматру, отряд изменил курс и, пройдя в Зондским проливом, вошел в Яванское море, вскоре достигнув цели - ВМБ Сурабая. Еще при подходе к индонезийским водам военно-морской флаг СССР заменили на польский (интересно, что на обоих кораблях не было ни одного официального представителя польского флота). Церемония спуска польских и подъема индонезийских флагов прошла в торжественной обстановке. «Беззаветный» стал «Singamangaradja» 202, а «Беспокойный» - «Sandjaja» 203.

 

В июле 1959 г. подводная лодка «С-242» (к-3р. Ю.А.Емельянов) с албанскими моряками на борту первой  в  бригаде  совершила  по одним данным 7 суточный  по другим 10-дневный поход  в Адриатическое  море до берегов итальянского острова Сицилия и обратно исключительно в подводном положении, произведя погружение и всплытие внутри Влёрского залива, выход из залива подлодка проходила, ориентируясь по сигналам береговой радиодальномерной гидрографической станции.

Летом 1959 г. в интересах подготовки албанских и советских моряков состоялся  5-дневный поход  в Средиземное море на плавбазе «Владимир Немчинов» - «Tomori» по маршруту Пашалиман - Крит - Кипр - Александрия (Египет) - Пашалиман. На борту было много офицеров подводных и надводных кораблей, был и командующий флотом Теме Сейко.

В июле-сентябре 1959 г. в Средиземном море гидробиологи работали уже на двух НИС – «Академик А. Ковалевский» и «Академик С. И. Вавилов». Под руководством профессора В. А. Водяницкого ученые биостанции, а затем Института биологии южных морей в последующие годы провели серьезные исследования в Мраморном, Эгейском, Ионическом, Адриатическом, Тирренском, Лигурийском, Красном морях. А затем севастопольские гидробиологи опустили за борт планктонные сети и глубоководные тралы в Индийском и Атлантическом океанах, в Карибском море. По масштабу и глубине проводимых работ институт действительно стал ведущим центром страны по изучению биологии южных морей.

Осенью 1959 г. согласно соглашению от мая 1959 г. в Албанию с Черного моря были переведены очередные два рейдовых тральщика (РТЩ) пр.255К (НАТО -  Т-301) на которых 25 октября был поднят албанский флаг. Общее число этих кораблей достигло 4 единиц.

В ноябре-декабре 1959 г. «С-360» (к-3р. В.С.Козлов) выполняя указание Главкома ВМФ совершила  первый среди лодок бригады поход  в  Средиземное  море  до  Гибралтара. Этот первый поход достаточно подробно освещен в литературе не только по тому, что он был первым, а и по тому, что именно этот поход заставил американцев считаться с возможным присутствием советских подводных лодок в Средиземном море. В поход вышли 30 ноября 1959 г. в составе экипажа в этом походе вместе с советскими моряками были 4 албанских подводника. Поход проходил без открытия рубочного люка. Днем шли на тактически выгодной глубине, соблюдая утвержденный Центром четырехчасовой график подвсплытия на сеанс связи, ночью шли под РДП (работа дизеля под водой). Для проверки условий обитания экипажа при плавании в Средиземном море в поход специально пошел флагманский врач майор Рогалев. Несмотря на осенне-зимнюю погоду, температура забортной воды оставалась в пределах 20 градусов, а отсечная доходила до 40 градусов и выше, особенно в 5-м и 6-м отсеках, плюс к этому высокая влажность и высокая загазованность отсеков. 

Переход до Гибралтара прошел вполне благополучно. Но на  обратном  пути  находясь в узкой части Тунисского пролива, подлодка обнаружила отряд боевых кораблей 5-6 единиц. Командир имел информацию из центра о переходе отряда кораблей ВМС США во главе с крейсером «Де-Мойн» из Афин в один из европейских портов. В.Козлов лег на сближение, с отрядом кораблей используя данные своей гидроакустической станции. Неожиданно корабли легли на новый курс, и «С-360» оказалась почти в центре ордера. Среди шумов винтов гидроакустик сумел выявить шумы крейсера. Командир решил убедиться в правильности классификации и поднял перископ, что бы провести опознавание и фотографирование. Это оказался американский тяжелый  крейсер «Де-Мойн» на  борту,  которого  находился  президент  США Эйзенхауэр, возвращавшийся после визита в Грецию.

В своих воспоминаниях Валентин Степанович Козлов командовавший тогда субмариной «С-360» ошибочно сообщает  что это произошло днем 14 декабря.  Все это было несколько позднее так как 15 декабря Эйзенхауэр доставили на вертолете из  Афин на борт крейсера, а 17 декабря президент прибыл с кратковременным визитом в Тунис,  и 18 декабря  он на крейсере прибыл в французский порт Тулон. Так что все было видимо 16-17 декабря.

Корабли охранения обнаружили перископ и начали преследование, привлекая авиацию. В  течение  трех  суток подводники отрывалась  от  погони. И только когда лодка оставила к северу Мальту и, соблюдая скрытность, дважды не вышла на положенные сеансы радиосвязи, американцы ее потеряли. Уйдя в Ионическое море, В.Козлов донес по радио о своем месте. В канун Нового года – 30 декабря «С-360» благополучно вернулась, ошвартовавшись к плавбазе в бухте Паша-Лиман.

В Москве посчитали что командир «С-360» виновен в нарушении скрытности, перископ видели американцы. Как итог через два месяца после возвращения  В.Козлов был отстранен от командования подводной лодкой. В течение апреля-мая был проведен анализ похода. Спасение, как вспоминал контр-адмирал В.Козлов, пришло от Н.С.Хрущева. Ему понравилось, что президент США почувствовал беспокойство, узнав о присутствии советской подлодки рядом с его кораблем, - об этом сообщила заграничная пресса. Хрущев приказал поощрить подводников. И  весной 1960 г. В.Козлов был назначен заместителем командира 40-й ОБПЛ.

В конце 1959 г. два переданных албанцам МПК пр.122бис "501" (б. «МПК-345») и "503" (б. «МПК-346») с командирами Кемаль Хатен (Qemal Haten), Петро Тренин (Petro Trenin) и комиссаром Дхори Йорджин (Dhori Jorgjin) ушли на капитальный ремонт в Севастополь. В 1961 г. после разрыва сотрудничества они были оставлены в составе Черноморского флота, вроде компенсации за взятые албанцами наши корабли в том числе четыре подлодки плавбазу и ряд вспомогательных судов.

18 декабря 1959 г. в Албанию в соответствии с соглашением от мая 1959 г. пришел второй отряд из  4 подводных лодок пр.613 «С-191» (В.Прокофьев), «С-250» (к-2р.А.Богданов), «С-280» (Л.К.Савинов), и «С-374» (к-3р. А.Кожевников).  3 декабря 1959 г. он в сопровождении тральщика пр.254 (НАТО - T-43) вышел из Балтийска, 5 декабря отряд вышел из Балтийского моря. После прибытия отряда в Албанию, тральщик проследовал дальше и 26 декабря вошел в Черное море.

 

1960 год.

 

В начале 1960 г. на замену албанским МПК убывшим на ремонт из СССР в Албанию прибыли два других МПК пр.122бис «МПК-394» и «МПК-450». Оба в состав Черноморского флота не входили, первый прибыл на Черное море с Каспийской военной флотилии, а второй с Северного флота. 27 марта 1960 г. проданы в Албанию и 23 ноября 1960 г. исключены из состава ВМФ в связи с продажей Албании. В Албании приняты албанскими экипажами получили номера и наименования "502" - "Vjosa" (б. «МПК-450») и "504" (б. «МПК-394»).

В начале 1960 г. опираясь на базу в Албании Черноморский флот активизировал ведение разведки против потенциального противника. Первым с ЧФ туда вышел малый корабль радиотехнической разведки (МРЗК) «Угорь» оборудованный из рыболовного траулера типа "СРТ-300-400" класса "Логгер" построенного в ГДР, он имел тогда наименование прикрытия "ЛОЦ-97" ("Lots 97"). 15 января 1960 г.  "ЛОЦ-97"  миновав Дарданеллы, направился к советской базе подводных лодок в Влера в Албании, по пути внимательно осматривая южное и западное побережья Греции. Заправившись на базе, он в феврале работал в Западном Средиземноморье, осматривая Балеарские острова, Гибралтар и районы патрулирования американского 6-го флота, базирующегося в Вильфранш-сюр-Мер (Франция). Затем он вернулся в Влеру, заправился топливом, снова обошел Южную Грецию и направился к турецкому побережью у самой восточной штаб-квартиры НАТО в Измире. Затем "ЛОЦ-97"-"Угорь" зигзагообразно прошел мимо островов Додеканес и Родос, прежде чем отправиться в Албанию для третьей дозаправки. 1 мая, он опять покинул свою албанскую базу и провел две недели, курсируя вокруг Сицилии куда в Катанию с Мальты была переведена база патрульных самолетов американского военно-морского флота. Его деятельность не осталась без внимания в июне 1960 г. в их газетах появилась информация об их деятельности под громкими заголовками суть которых сводилась к постулату "Средиземное море подвергается жестокому нашествию "рыбаков", которые никогда не опускают свои сети, но тем не менее ловят много." Как отмечали журналисты базирование корабля на албанский порт примерно в 20 раз превысило продолжительность его нахождения в море по сравнению с однотипным ему рыбацким кораблем.

 

В мае 1960 г. с Черноморского флота на Северный флот  переходил отряд из 5 кораблей под командованием капитана 1 ранга Зуенко, ЭМ пр.56ПЛО «Блестящий» (к-2р. Иван Григорьевич Буйнов), 2 ЭМ пр.30-бис «Безотказный», «Безукоризненный»,2  СКР пр.50 «Норка», «СКР-52» (с 1961 г. – «Туман»). В книге А.С. Павлова "Эскадренные миноносцы проекта 56" изданной в 1999 г. в справке о эсминце «Блестящий» ошибочно сообщалось что в 1960 г. он "Перешел южным путем (через Суэцкий канал, с заходом в Порт-Саид) на восток".  В дальнейшем эту же ошибку повторяли многие, доходило до смешного. Так в публикации газеты "Северная Осетия" "Встреча в океане" от 11 января 2018 г. журналист, повторяя информацию о переходе эсминца на ТОФ южным путем, рассказывает, как во время похода в Арктике моряки встречали атомный ледокол «Ленин» и публикует схему перехода корабля по Северному морскому пути из альбома Казбека Ахметовича Дзиова служившего тогда на корабле. Поход прошёл без заходов в иностранные порты, были только небольшие остановки для заправки топливом в дрейфе. 21 июня эсминцы «Безотказный» и «Безукоризненный» включены в состав 121-й БЭМ СФ, в состав СФ вошли и оба сторожевика, а эсминец «Блестящий» по СМП совершил переход во Владивосток и 20 октября 1960 г. переведен в состав Тихоокеанского флота.

В конце мая 1960 г. учебный крейсер пр.68-К «Куйбышев» (к-2р. А.Н.Коротеев) под флагом 1-го заместителя командующего ЧФ вице-адмирала С.Е.Чурсина (по другим данным под флагом командующего Черноморской эскадрой вице-адмирала В.Ф.Чалого) в сопровождении двух ЭМ пр.30-бис вышел в Средиземное море для выполнения делового визита в Албанию. В условиях плотного сопровождения кораблями и авиацией НАТО, корабли отряда выполнили поставленные задачи, включая демонстрацию флага у албанского побережья. В заливе Влера крейсер швартовался лагом к борту плавбазы. Моряки на берег не сходили.

Затем в июне после выхода отряда кораблей из Влеры было проведено двустороннее оперативно-тактическое учение в Ионическом море. В Центральной части Средиземного моря прошло учение по поиску и атаке силами шести дизельных торпедных подводных лодок пр.613 40-й ОБПЛ, в том числе «С-360» (к-3р. В.Хлопунов, старшим на борту зам. комбрига В.Козлов) отряда кораблей условного противника, который обозначал «Куйбышев» с сопровождавшими его эсминцами. Лодки располагались двумя завесами, поочередно отрабатывая скрытный выход в атаку на ОБК. Уже при подходе «Куйбышева» к последней завесе ПЛ за ним в кильватер пристроились два американских фрегата. Смешанный ОБК едва не был атакован - практическими торпедами. Стараясь избежать нежелательного инцидента, флагман отвернул от генерального курса. В этом учении учебные торпеды, выпущенные с подводных лодок по крейсеру, после прохождения предельной дистанции всплывали. Всплывшие торпеды эсминцы подымали на борт. Одну из всплывших торпед подняли американцы, и уже на сентябрьских учениях, устройство продувки практического зарядного отделения (ПЗО) стали отключать, и торпеды после прохождения дистанции тонули. Демонстрацией силы явилось прохождение всплывших ПЛ вблизи американских кораблей и их следование строем в двух кильватерных колоннах в направлении пролива Онтарио.

На обратном пути войдя в Черное море, отряд осуществил деловой заход в Варну (Болгария), где на борт крейсера «Куйбышев» прибыл командующий ЧФ адмирал В.А.Касатонов, а затем продолжил участие в общефлотских учениях. Отрабатывалась задача нанесения последовательных ударов разнородными силами флота по вошедшей в Черное море корабельной группировке вероятного противника, в составе КРЛ типа "Кливленд" с кораблями охранения, которых обозначал «Куйбышев» с двумя ЭМ пр.30-бис. В ходе учения с учетом сильных и слабых сторон обозначаемого противника и противостоявших ему кораблей пр. 68-бис отрабатывались оптимальные варианты нанесения артиллерийского удара. Главным образом, как считалось, советские крейсера благодаря преимуществу в дистанции стрельбы ГК имели возможность эффективно поражать бронированные цели на дистанциях от 130 до 169 кбт.

В 1960 г. согласно соглашению от мая 1959 г. в Албанию с Черного моря были переведены очередные два рейдовых тральщика (РТЩ) пр.255К (НАТО -  Т-301). Общее число этих кораблей достигло 6 единиц.

Летом 1960 г. согласно соглашению от мая 1959 г. в Албанию с Черного моря пришли два морских тральщика пр.254К (НАТО -  Т-43) «Т-484» и «Т-495». МТЩ были немедленно приняты албанскими экипажами. 23 августа 1960 г. на них был поднят албанский флаг.

Согласно соглашению от мая 1959 г. в Албанию продолжались поставки дополнительных вспомогательных судов для ВМБ в заливе Влера. По данным справочника "Jane's Fighting Ships" в 1960 г. из СССР в Албанию был целый ряд кораблей, в том числе судно размагничивания пр.220 (НАТО - SEKSTAN) в албанском флоте он получил наименование «Shëngjin», пять катеров пр. 376 тип "Ярославец" (НАТО - PO 2), два маслозаправщика один водоизмещением в 275 тонн (НАТО - TOPLIVO 3) и второй в марте 1960 г. водоизмещением в 280 тонн (НАТО - TOPLIVO 1).

С лета 1960 г. отношение в Албании к Советскому Союзу начало ощутимо меняться. Вдохновленный моральной и материальной поддержкой Китая, албанский лидер Э. Ходжа начал все чаще и резче выступать против того, что называл советским ревизионизмом. Советским руководителям все это понравиться не могло и началось давление на Албанию, выразившееся в сокращении помощи, отзыве специалистов и т.д. В сентябре 1960 г. была прекращена поставка определенных материалов и оборудования для строительства основных объектов базы, были приостановлены работы по подводному соединению, береговой артиллерии в Карабуруне, вертолетной эскадрильи на аэродроме Влера, по прокладке высоковольтной линии электропередачи и т.д.

Учения ВМФ "Метеор".

С 4 по 22 августа 1960 г. советский ВМФ провел учение под кодовым наименованием "Метеор". Оно проводилось с целью отработки уничтожения авианосных ударных соединений противника в начальный период войны. Учениями руководил главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков, а начальником штаба был адмирал Ф.В. Зозуля. В учении участвовали силы Северного, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии. Кроме того, к участию в учении были привлечены соединения и объединения сухопутных войск, дальней авиации и войск противовоздушной обороны страны. Фактические действия сил, участвующих в учении, проводились в северной и центральной частях Атлантического океана, в Баренцевом, Балтийском, Средиземном, Черном и Каспийском морях. Это было первое в истории учение с привлечением сил из состава трех флотов. Основные боевые задачи на учении выполнялись подводными лодками и авиацией флота во взаимодействии с соединениями ракетных войск стратегического назначения и дальней авиацией.

По  плану  учения  в  центральной  части Атлантики  были  развернуты 5 ДПЛ в том числе пр.641 «Б-94» и «Б-37», пр.629 «К-79» и 1 АПЛ пр.627А «К-14», они  сформировали  несколько  завес  с  задачей "уничтожения"  ОБК, который  обозначали  КР "Чкалов" и  несколько  кораблей  охранения  БФ. Впервые  советский  атомоход  пр.627А «К-14» (к-2р. Марин Б.К.) вышел  в Атлантику, и в  ходе  учений  дошел  до  берегов  Португалии, в  сильный  шторм  длительное  время  следил  за  ОБК, выходил  в  торпедные  атаки, в  том  числе  со  стрельбой  практическими  торпедами. Не  менее  успешно  действовали  и  дизельные подлодки СФ  в  том  числе головная  на  СФ пр.641 «Б-94» (к-2р. Паргамон И.Н.), которая  по  окончании  учений  совершила  автономный  поход  в  Атлантику  до  широты  мыса Доброй  Надежды. Дизельная ракетная пр.629 «Б-79» (к-2р. Спиридонов Э.Н.) дошла до Канарских островов там в течение 2 суток вела наблюдение, провела предстартовую подготовку и условно произвела старт одной ракетой по намеченной цели. Уклонившись от "условного противника" на глубине и оторвавшись от него, развернувшись на Север взяла курс на базу. В походе погиб старшина команды рулевых-сигнальщиков - старшина 1 статьи Емельянов, был смыт с мостика в сильный шторм на траверзе мыса Ахилл (Ирландия). На траверзе мыса Нордкап ПЛ по недосмотру трюмных машинистов провалилась на 200 метров, штурманский гиропост залило забортной водой на полметра - навигационный комплекс "Плутон-629", гироазимут и другие приборы для ракетной стрельбы были залиты соленой забортной водой.

Средиземное море стало одним из районов учений. Там в конце августа советский военно-морской флот провел свои первые крупные учения. Около 20 судов, включая, по меньшей мере 10 подводных лодок (восемь из базирующихся на Албанию и две из Черного моря), приняли участие в маневрах в районе между Сицилией и Эгейским морем. Британский Средиземноморский флот, так же как и Шестой флот США внимательно следили за маневрами.

В Средиземное море был направлен крейсер пр.68бис «Октябрьская революция» СФ и два эсминца, которые с 18 августа участвовали в учениях. Для этого крейсер под флагом заместителя ГК ВМФ по боевой подготовке вице-адмирала Владимира Никифоровича Иванова подошел к плавмаяку "Галлионер" и приняв на борт командира эскадры ДКБФ контр-адмирала Владимира Павловича Белякова отправился в Средиземное море.

Так же в августе 1960 г. непродолжительный поход в Средиземное море совершил эсминец пр.41 «Неустрашимый». Летом он специально готовился к этому походу. Но участвовал он в учениях или нет, пока информации не нашел. Но в начале сентября он уже вернулся на Балтику и с 9 сентября эскортировал турбоэлектроход "Балтика" с Председателем СМ СССР Н.С.Хрущевым который направлялся с визитом в США. Трое суток «Неустрашимый» вместе с эсминцем пр.56 (какой пока не понял «Спешный» или «Светлый») сопровождал "Балтику" до Британских островов.

24 августа крейсер «Октябрьская революция» и два эсминца прошли мимо Кадиса направившись через Гибралтар в Средиземное море. При этом как сообщили западные газеты, с одного из кораблей в море упал и погиб советский морской офицер. Тело с документами, удостоверяющими личность 26-летнего лейтенанта Стегара Александра Сергеевича (Stegar Allexander Sergeiwich) из Москвы, было найдено плавающим в море у испанского порта Сеута у африканского побережья. При нем было удостоверение личности с подписью "Василий, начальник подразделения" и водонепроницаемый бумажник, в котором было 380 долларов в рублях.

Позже этот инцидент обыграл французский писатель Жерар де Вилье в 1965 г. в своем первом шпионском романе "SAS. В Стамбуле" только перенеся его от Гибралтара в Босфор: "Когда Джон Олтро вошел в кабинет комиссара, тот внимательно рассматривал кинжал или, вернее, кортик. Увидев дипломата, он с улыбкой протянул ему этот предмет.

- Он был у него на поясе, - сказал комиссар.

Джон Олтро сразу же заметил на лезвии морской якорь и регистрационный номер. Но то, что он увидел на рукоятке, заставило его вздрогнуть: рукоятка кортика была декорирована красной звездой, серпом и молотом.

- Русский, - тихо произнес он.

- "Руссо", - подтвердил полицейский. - И еще мы нашли вот это.

Он протянул бумажник. Джон Олтро извлек из него карточку, похожую на русское удостоверение личности. Джон немного знал русский. Он прочел, что неизвестного звали Стегар Александр Сергеевич, личный номер В 282 290, и что этот человек был старшим лейтенантом-канониром на корабле 20 546 советских ВМС.

На фотографии он выглядел молодо, но в карточке значилось, что ему тридцать пять лет.

Джон хотел было убрать карточку в карман, но турок остановил его:

- Я не могу, это наделает много шуму. Мне придется сообщить об инциденте вашему коллеге.

Американец продолжил рыться в бумажнике. Еще он извлек из него фото молодой женщины, несколько других карточек, пачку рублей и желтую бумажку, похожую на билет в кино. Джон Олтро какое-то мгновение держал ее между большим и указательным пальцами. Турок конфузливо опустил глаза, когда он убрал ее в карман. Нужно было считаться с НАТО.

- Хотите увидеть тело?

- Конечно." 

В ходе учения Черноморский флот решал такие основные задачи как - уничтожение ударных авианосных сил в Средиземном море и уничтожение крупных боевых кораблей и десантов в Черном море, прорвавшихся через проливы.

Подготовка к решению этих задач с одновременным рассредоточением сил и развертыванием ударных группировок для нанесения немедленного ответного удара по противнику производилась в сжатые сроки в течение короткого угрожаемого периода. 

Черноморский флот задействовал в учениях учебный крейсер пр.68-К «Куйбышев» (к-2р. А.Н.Коротеев), он под флагом командующего Черноморской эскадрой вице-адмирала В.Ф.Чалого в сопровождении двух эсминцев пр.30-бис (один из них с бортовым номером 270) в двадцатых числах августа вышел в Средиземное море. В учениях были задействованы и разведывательные суда Черноморского флота.

Корабли Северного флота крейсер пр.68бис «Октябрьская революция» с двумя эсминцами хотя и были задействованы по плану учений, но не встречались с черноморскими кораблями - крейсером пр.68-К "Куйбышев" с двумя эсминцами пр.30-бис в Средиземном море, действуя каждый в своем районе.

Почему так было понятно из выступления В.А.Касатонова на разборе учения: «На закрытом театре, как это и было на нашем учении, следует рассматривать два возможных варианта действий АУС: один - когда авианосное соединение еще до начала нападения сосредоточено в районах, откуда обеспечивается досягаемость палубной авиации до возможных объектов удара (на учении таким образом были сосредоточены в районе о. Кипр основные силы 6-го флота); другой вариант-когда АУС уже в ходе военных действий подходит для нанесения удара из удаленных районов морского театра (на учении - АУС, введенное в Средиземное море из Атлантики).

В первом случае авианосная авиация, может быть, в любой момент использована для нанесения первого удара при осуществлении противником внезапного нападения. Основная задача флота будет состоять в том, чтобы отразить силами и средствами ПВО воздушного противника и нанести немедленный ответный удар с целью уничтожения авианосцев и недопущения повторного использования авианосной авиации.

Во втором случае, то есть, когда АУС подходит к рубежу подъема своей авиации из удаленных районов моря, задача заключается в том, чтобы нанести удар по авианосцам до первого выпуска ударной авиации.

Уничтожение авианосных ударных соединений в Средиземном море может быть достигнуто совместными усилиями подводных лодок, авиации флота с дальней авиацией.

Вопрос о наиболее целесообразном сочетании в совместном ударе ракет КС и К-10 заслуживает пристального внимания.

Эффективность действий ударной авиации в Средиземном море в большой мере зависит от того, насколько успешно ей удастся преодолеть противодействие ПВО противника как на маршруте полета к цели, так и в районе удара.»

Отряд, во главе с крейсером «Куйбышев» обозначал АУГ условного противника в районе Кипра, действуя согласно тактике ВМС США. Штаб ЧФ вывел на отряд разведывательный корабль, который сопровождая «Куйбышев» и с заданной периодичностью выдавал по нему данные на Центральный командный Пункт ВМФ и командный пункт ЧФ. Командный пункт ЧФ наводил на отряд подводные лодки. Затем по противнику был нанесен условный удар авиацией ЧФ.

Операциям подводных лодок в Средиземном море отводилась важная роль. Из выступления В.А.Касатонова на разборе учения: «Планируя действия подводных лодок, следует тщательно учитывать специфические условия Средиземноморского театра.

Характер театра и вероятные способы действий АУС диктуют необходимость развертывать подводные лодки таким образом, чтобы обеспечивалось обнаружение противника при прохождении им узкостей и наведение на него ударных подводных лодок.

При организации боевых действий по уничтожению АУС следует стремиться обеспечить наиболее тесное взаимодействие подводных лодок и авиации.

Сущность взаимодействия сводится к упреждению удара подводных лодок ударами авиации и к сокращению до возможного минимума разрыва между ударами тех и других сил.

Однако, учитывая большую маневренность АУС, а также ошибки в определении места противника силами разведки и ошибки в определении своих мест самолетами и подводными лодками, разрыв по времени между ударами авиации и лодок может оказаться на практике все же значительным.

В этом случае целесообразно своевременно осуществить смещение завес подводных лодок навстречу движению АУС.

В использовании подводных лодок в удаленных районах моря большое значение имеет искусство управления и наведения их на противника. Причем управление подводными лодками и наведение должны осуществляться штабом флота по указанию командующего флотом. Штабу флота к этому надо серьезно готовиться и тренироваться.»

В учениях были задействованы четыре подводные лодки пр.613 базировавшиеся в Албании - «С-241», «С-242», «С-358», «С-360», еще четыре подводные лодки пр.613 «С-71» (А.Коваленко), «С-95» (В.И.Марков), «С-356» (К.А.Могилюк) и «С-357» (А.Бенгард) которые с плавбазой «Виктор Котельников» как раз шли с Балтики в Албанию и две подводные лодки пр.633 (НАТО - Romeo) «С-351» и «С-352» которые с 12 августа по 20 октября 1960 г.  совершали  переход  из  Севастополя  в  Полярный  в  надводном  положении с  заходом  в Лиепаю. «С-351» и «С-352» впервые  в  истории  советского ВМФ  в ходе межфлотского перехода прошли через  Черноморские  проливы. В рамках учения "Метеор" они в  течение  двух  недель в августе  находились  на  позициях  у о. Крит.

Использование в Средиземном море новых подлодок проекта 633, показало как положительные так и отрицательные качества их. Как вспоминал капитан 1 ранга Владимир Тихонович Булгаков, в тот период командир группы БЧ-1 "С-351": «Впервые мы почувствовали на себе существенный недостаток конструкции наших ПЛ - отсутствие системы кондиционирования воздуха, необходимой для сохранения нормальной работоспособности членов экипажа и охлаждения электролита аккумуляторных батарей.

В целом ДЭПЛ пр.633 отвечали всем требованиям того времени по боевым качествам. Особенно хочется отметить, что впервые в отечественной практике и, пожалуй, и на единственном проекте ДЭПЛ, конструкторы подумали об обеспечении жизнедеятельности экипажа.»

На этих учениях были введены новые правила при использовании торпедного оружия подводными лодками. Как отмечено выше, после того, как на июньских учениях одну из наших торпед подняли американцы, на выпускаемых торпедах устройство продувки ПЗО стали отключать, и торпеды после прохождения дистанции теперь тонули. В этой связи отпала необходимость сообщать район торпедной атаки подлодок для эсминцев, чтобы они могли обнаружить всплывшую торпеду. Поэтому только адмирал В. Чалый знал, где и когда крейсер будут торпедировать подводные лодки.

Из книги Литвиненко Л.Г. "О крейсере "Куйбышев" и артиллерийских крейсерах" – «Крейсер следовал прямым курсом со скоростью 18 узлов. Слева на траверзе его сопровождал американский эсминец. Вдруг открылась дверь ФКП (флагманский командный пункт), оттуда показалась голова с усами, и прозвучала команда: "Сигнальщики! Дать семафор на эсминец "Ваше место небезопасно!"

Адмирал имел в виду, что торпеды, пройдя под килем крейсера, могут попасть в эсминец (практически это исключено, так как заглубление торпед было рассчитано так, чтобы пройти под днищем крейсера, у которого осадка в два раза больше, чем у эсминца). Сигнальщик "отстучал" семафор на эсминец, но тот никак не отреагировал. И лишь после второго семафора резко увеличил ход. В этот же момент все увидели (боевой тревоги не объявлялось) два белых следа от торпед, выпущенных ПЛ, которые прошли под кораблем.

Здесь надо открыть маленький секрет подводников. Фактически след от торпеды, видимый на поверхности воды, отстает от нее, и тем больше, чем глубже идет торпеда. Поэтому, если след торпеды прошел под мостиком корабля, идущего со скоростью 18 узлов, то это означает, что фактически торпеда прошла у него по носу раньше, а корабль, лишь "напоролся" на ее отстающий след на поверхности воды. Достигается этот "эффект для начальства" установкой двойного угла упреждения. И никакого очковтирательства тут нет. Более того, тем, что торпеда прошла не под кораблем, а у него поносу, исключается всякий риск попадания ее в борт атакуемого корабля. А при фактической стрельбе по кораблю противника подводники будут устанавливать один угол упреждения, а заглубление торпеды - меньше, чем осадка корабля, т.е. как надо.

Вскоре американский эсминец снова занял позицию траверзе левого борга (правда, на большем удалении) и продолжил сопровождение отряда. И вдруг с сигнального мостика раздался громкий голос старшины команды сигнальщиков мичмана Походощука: "Слева по борту - торпеда!" Все находившиеся на верхней палубе увидели необычную картину: по направлению к крейсеру у самой поверхности воды двигалась "торпеда" с торчащей из воды трубкой, из которой выходил дым или пар. Когда эта "торпеда" приблизилась, стало видно, что она небольшого размера, раза в два меньше обычной торпеды. Не доходя 5-7 метров до борта крейсера, "торпеда" утонула. Все облегченно вздохнули. Надо полагать, это была провокация в расчете на какую-то ответную реакцию: панику на корабле, стрельбу по "торпеде" и пр.»

Корабли Северного флота крейсер пр.68бис «Октябрьская революция» с двумя эсминцами завершив свое участие в учениях 1 сентября покинули Средиземное море. Однако крейсер отправился не на Север, а на Балтику в Балтийск, где 25 ноября 1960 г. крейсер «Октябрьская Революция» был исключен из состава эскадры СФ в связи с вхождением в состав ДКБФ.

Из книги Литвиненко Л.Г. "О крейсере "Куйбышев" и артиллерийских крейсерах" – «После окончания учений (напоминаем, что это еще идет 1960 год) предстояло высадить офицеров штаба бригады ПЛ на одну из подводных лодок. Время прохода проливной зоны было строго регламентировано, а лодки для посадки офицеров штаба все не было. Как потом стало ясно, лодка просто выжидала, когда поблизости не будет американского эсминца. Но наверху-то этого не знали, и уже была дана команда командиру БЧ-2 А. Кузнецову лично: приготовить гранату для ее броска в море (взрыв гранаты для лодки означает сигнал "Немедленно всплыть!"). Но бросать гранату не пришлось: лодка всплыла сама!

Крейсер сразу застопорил ход, были спущены на воду командирский катер, а также трап, по нему на катер сошли  офицеры штаба с рулонами, и катер помчал их к подводной лодке. А в это время американский эсминец, увидев, что его обвели вокруг пальца, дал самый полный ход и, неся белый  бурун на носу, помчался к лодке. Но офицеры уже успели высадиться с катера на лодку, быстро "ссыпались" со своими рулонами карт в рубочный люк, и лодка тут же погрузилась.

Командирский катер уже был поднят на борт, когда эсминец буквально подлетел к тому месту, где погрузилась лодка, и разочарованно застопорил ход.

Этим эпизодом завершились приключения с "хозяевами"  Средиземного моря. Проливная зона была пройдена без замечаний, и 3 сентября 1960 года отряд благополучно вернулся в Севастополь из своего второго похода в Средиземное море.»

Учению придавалось серьезное значение, и на его разборе присутствовал Верховный главнокомандующий Вооруженными силами СССР Н.С.Хрущев, члены Президиума Политбюро ЦК, правительства. Хрущев с удовлетворением слушал С.Г.Горшкова, командующего Черноморским флотом В.А.Касатонова. Горшков умело "подгадал" присутствие руководства государства на выставке вооружения на Фиоленте, а также на разборе.

О том какие расстояния были преодолены кораблями флота и сколько было задействовано вооружений можно понять из выступления В.А.Касатонова на разборе учения: "За период учения кораблями пройдено:

63 700 миль, из них подводными лодками 10 230 миль.

83% общего количества ходовых часов подводные лодки находились в подводном положении.

Вспомогательные суда наплавали 14 900 миль.

Авиация флота произвела 632 самолето-вылета с общим налетом 1066 часов.

Характерным для проведенного оперативно-стратегического КШУ флота явилось то, что решение тактических задач сопровождалось фактическим использованием оружия, при этом нашло широкое применение ракетное оружие с различных носителей. В соответствии с планом учения проведено:

- 9 ракетных стрельб подводными лодками, надводными кораблями и береговыми частями с выпуском 16 ракет;

- 6 пусков авиационных крылатых ракет;

-12 артиллерийских стрельб кораблями эскадры по морской и воздушной целям;

-14 торпедных стрельб подводными лодками в Средиземном и Черном морях с выпуском 19 торпед".

 

В сентябре 1960 г. в соответствии с соглашением от мая 1959 г. в Албанию с Балтики прибыл третий отряд подводных лодок пр.613 в составе «С-71» (А.Коваленко), «С-95» (В.И.Марков), «С-356» (К.А.Могилюк) и «С-357» (А.Бенгард) и  плавбазы «Виктор Котельников». На переходе в Средиземном море отряд попал в сильный шторм.

Осенью 1960 г. для ведения разведки в Средиземном море в Албанию пришел второй разведывательный корабль ЧФ однотипный первому класса "Логгер" «Краб».

Необходимость нахождения советских боевых кораблей в Средиземном море обуславливалась необходимостью их защиты от провокационных действий американских кораблей и самолетов советских торговых судов. Так 2 октября 1960 г. в Эгейском море к советскому танкеру «Такели» приблизился на расстояние одного кабельтова американский эсминец «Harlan R. Dickson» DD-708 и затем, угрожая столкновением, пересек курс танкера. 14 октября в Средиземном море три американских военных самолета спикировали из-за облаков на пароход «Томь», и восемь раз развернувшись, боевым строем пронеслись над судном. 4 ноября в 11.00  советский теплоход «Фалешты» на пути из Марселя в Одессу подвергся атаке со стороны американского эсминца «Corry» DD-817. Экипаж теплохода наблюдал за тем как на миноносце объявлялась боевая тревога, команда миноносца размещалась на боевых постах. Маневрируя вокруг советского теплохода, миноносец, наконец, уровнял свой ход и в течение часа следовал параллельным курсом с советским судном на расстоянии не более 60 метров от него.

На заявленную 20 декабря 1960 г. по последнему случаю советским МИДом ноту, американский Государственный департамент 4 января 1961 г. ответил что они ни причем и все в рамках закона - "Тщательное расследование фактов четко установило, что американский корабль, который прошел Фалешты 4 ноября, не совершал никаких провокационных маневров. Никаких предупреждений о ложном нападении, как утверждается в ноте министерства, не подавалось, и американский корабль никогда не приближался к Фалештам таким образом, чтобы подвергнуть опасности советский корабль." "Установление взаимной идентификации является обычной практикой для судов, движущихся в международных водах. Это, как ясно показало расследование, было полной мерой действий американского судна." И как итог - "В сложившихся обстоятельствах правительство Соединенных Штатов отвергает обвинения советского правительства".

 

 

Литература.

 

Часть 3 – 1961-1963 г.

Розин Александр.

 

На Главную.