На Главную.

 

Розин Александр.

 

Освоение Средиземного моря на первом этапе, с окончания войны до начала 60-х.

 

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Приложение.

Часть 3 – 1961-1963 гг.

1961 год.

 

В январе 1961 г. через Гибралтарский пролив в Средиземное море  вошел крейсер пр.68 бис «Орджоникидзе» (бортовой номер 355). Корабль выполнял межфлотский переход с Балтики, переходом руководил начальник штаба эскадры БФ капитан 1 ранга Петр Николаевич Навойцев. 14 февраля 1961 г. «Орджоникидзе» прибыл в Севастополь, перечислен в состав ЧФ и встал в завод для ремонта и модернизации в связи с предстоящей передачей ВМС Индонезии.

В феврале 1961 г.  ВМС Албании провели  учения "Дрини-61" (Drini-61), в которых под руководством командующего флотом Хито Чако участвовали - бригада подводных лодок с албанскими и советскими экипажами, бригада ОВР (восемь тральщиков, четыре МПК,  танкер «Патоси» (Patosi), торпедный катер и шесть моторных катеров), отряд вспомогательных судов, береговая артиллерия Дуррес-Родон-Шенджин, подразделения береговой пехоты региона Дуррес-Шенджин и албанская военная авиация. Группа советских советников под руководством контр-адмирала П.П.Кулика, присутствовала в качестве наблюдателей на плавучей базе «Владимир Немчинов» - «Tomori». Учения длились 10 дней. Это были первые крупные учения, проведенные военно-морскими силами Албании.

Уход из Албании.

В мае 1961 г. в результате конфликта между руководством Албании и СССР произошла ликвидация совместной ВМБ в заливе Влера.

В первой половине  мая 1961 г. командующий ЧФ адмирал В.А. Касатонов получил приказание Главкома ВМФ С. Г. Горшкова направиться во Влеру и организовать вывод из Албании наших кораблей. Он вышел из Севастополя на крейсере «Михаил Кутузов» в сопровождении двух эсминцев и танкера «Золотой Рог». На подходе к Босфору Касатонову доложили телеграмму с новыми указаниями Главнокомандующего - кораблям, кроме танкера, вернуться в базу. Албания запретила вход нашим кораблям в свои воды. Касатонов вылетел в Албанию через Москву а группа офицеров штаба флота перешла на «Золотой Рог». К моменту прихода танкера во Влеру Касатонов уже был там.

Четыре советских транспорта (в том числе теплоход «Чиатури», другой по некоторым данным черноморский пароход «Белоостров») прибыли в бухту Влера, чтобы забрать оборудование базы подводных лодок для доставки на Балтийский и Черноморский флоты. Но албанская сторона чинила их работе препятствия. Прибывший в первой половине мая, грузопассажирский теплоход ЧФ «Чиатури» с офицерами и матросами для смены в 40-й ОБПЛ, продовольствием, топливом и другими грузами, был грубо остановлен албанской стороной на подходах к базе, для этого на судно албанские корабли навели орудия угрожая открыть огонь.

17 мая 1961 г. Президиум ЦК КПСС принял решение о выводе советских кораблей из Албании.

После состоявшихся с 19 по 25 мая переговоров были решены вопросы о выводе кораблей с советскими экипажами, при этом корабли с албанскими экипажами Албания забирала себе.

В 08.00 утра 26 мая 1961 г. бухту Влера покинули, уходя в СССР - плавбаза «Котельников», восемь подводных лодок пр.613 «С-191» (В.Прокофьев), «С-250» (к-2р.А.Богданов), «С-280» (Л.К.Савинов), «С-374» (к-3р. А.Кожевников), «С-71» (А.Коваленко), «С-95» (В.И.Марков), «С-356» (К.А.Могилюк) и «С-357» (А.Бенгард), вспомогательные корабли (спасательное судно, плавмастерская и 2 малых катера). Командиром похода был контр-адмирал С.Г.Егоров, а его заместителем капитан 2 ранга В.С. Козлов.

Другие суда, находившиеся на базе, четыре подводные лодки пр.613 «С-241», «С-242», «С-358», «С-360», плавбаза «Владимир Немчинов», 10 малых надводных катеров, 22 вспомогательных судна и значительное количество оружия, технического оборудования, материальных средств и другого имущества были захвачены албанским правительством. База на строительство и содержание которой Советский Союз по западным данным потратили более 30 миллионов долларов была нами потеряна.

Обратный путь 8 подводных лодок и плавбаза выполняли в надводном положении в ночь на 1 июня они прошли Гибралтар, выйдя в Атлантику, потом Бискайский залив, Ла-Манш, Северное море, Балтийские проливы, Балтика и Либава.

Вышедшие вместе с подлодками вспомогательные суда 2-3 июня вошли в Черное море.

4 июня 1961 г. последние советские инструкторы покинули базу, перейдя на судно «Чиатури».

9 июня 1961 г. командующий ЧФ адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов, осуществлявший эвакуацию наших моряков и судов с ВМБ в заливе Влера, покинул Албанию на танкере «Золотой Рог». В Черном море он перешел на крейсер «Куйбышев».

Потеря нашей базы в Албании из-за волюнтаристских решений Н.Хрущева, привела к тому что страна лишилась возможности постоянно иметь свои военно-морские силы в Средиземном море.

 

15 июня 1961 г. отряд из 3 эсминцев - один пр. 57-бис «Упорный» и два пр.31 (модернизированный 30бис) «Безбоязненный» (к-2р. М.М.Громов), «Бесшумный» (к-2р. С.Г.Лесной) вместе с танкером «Золотой Рог» вышел из Севастополя. Под командованием контр-адмирала В.А.Балякина отряд обошел вокруг Европы и пришел в Североморск. В походе до Североморска с 9 июня по 1 июля 1961 г. на кораблях на практике находились слушатели-штурмана Высших специальных офицерских ордена Ленина классов ВМФ. Оттуда с 24 сентября они продолжили поход по Севморпути на Дальний Восток, с 26 сентября перечислены в состав Тихоокеанского флота. 6 октября 1961г. ошвартовались в бухте Стрелок близ Владивостока.

В конце ноября 1961 г. с Балтики из Лиепаи в Александрию (Египет) в сопровождении черноморского морского буксира пр.733 «МБ-160» (капитан корабля Найденов Сергей Анисимович) отправилась дизельная подводная лодка пр.613 «С-228» (к-3р. Н.Монаков). Старшим перехода был назначен начальник штаба БПЛ БФ капитан 1 ранга В.Козлов. На подлодке вместе с нашим экипажем шли для обретения практики четверо египетских офицеров подводников. Переход длился 20 дней, шли в надводном положении. В балтийских проливах отряд сперва сопровождал датский тральщик, затем СКР Голландии. В Северном море над кораблями висели патрульные самолеты НАТО. В Бискайском заливе попали в сильный шторм, на лодке произошло выплескивание части электролита из аккумуляторных баков, сорвало с петель и унесло в океан дверь ограждения рубки. Досталось и буксиру, ряд помещений на нем, включая часть кают, оказалась залита водой. На юге Пиренейского полуострова отряд сопровождали два английских боевых корабля, а через два дня их сменил американский эсминец. Войдя в Средиземное море в декабре, сделали небольшую остановку у ольборан для устранения мелких повреждений. На 20-е сутки пришли в Египет. По прибытии в Александрию подлодки ошвартовались у одного из причалов главной базы. На причальной стенке встречали представители местного командования и советский советник в египетских ВМС капитан 1 ранга Я.И.Васильев у другого причала были ошвартованы 2 эсминца прибывшие с ЧФ для передачи египтянам. Старшим на группе эсминцев был комбриг капитан 1 ранга В.Иванов. Как вспоминал В.Козлов, через три дня (11 декабря) после их прихода в Александрию прибыл с визитом в Египет Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков.

Есть некоторые вопросы в связи с количеством передаваемых субмарин. В воспоминаниях адмирала В.Козлова который тогда был старшим на переходе говорится о доставке в Египет двух подводных лодок пр.613. В исследовании George S. Dragnich "THE SOVIET UNION'S QUEST FOR ACCESS TO NAVAL FACILITIES IN EGYPT PRIOR TO THE JUNE WAR OF 1967" July 1974 также говорится о передаче в Александрии в январе 1962 г. двух субмарин класса "W" (пр.613) и двух эсминцев класса Skory (пр.30-бис).

А вот в справочнике "Jane's Fighting Ships" 1969 г. (и в ранних версиях) написано, что в январе 1962 г. в Александрию пришла 1 ПЛ. Кроме того известно что только «С-228» из состава КБФ, 19 января 1962 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС ОАР. Она переименована в «S-6».

В декабре 1961 г. в Александрии из состава Черноморского флота пришли для передачи 2 эсминца пр.30-бис (НАТО - Skory) «Бурный» и «Беспощадный». Подготовка к их передаче началась сразу после выхода приказа ГК ВМФ, 30 июня 1959 г. После окончания ремонтных работ эсминцы совершили переход в Александрию. В январе 1962 г. эсминцы были переданы египтянам. Эсминцы были первыми советскими эсминцами переданные египетскому флоту с июня 1956 г.  «Бурный» в египетском флоте стал называться «Suez», а «Беспощадный» - «Damietta». 9 февраля 1962 г. они были исключены из состава ВМФ СССР.

 

1962 год.

 

3 апреля 1962 г. советский танкер «Бугурусиан», по сообщениям зарубежной прессы, маневрировал в опасной близости от американского авианосца «Shangri-La» CVA-38 в Средиземном море.

5 апреля 1962 г. из Севастополя в Индонезию вышли два СКР пр.50 «Сарыч» и «Пума» Черноморского флота. Первыми в своем классе они прошли турецкие проливы и через Суэцкий канал направились в Индийский океан. На переходе СКР обеспечивались топливом и котельной водой с танкера. 5 августа пришли в Сурабаю.  Первые СКР пр.50 переданные для ВМС Индонезии. 24.01.1963 г. исключены из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии, экипаж расформирован 29.01.1963 г.  «Сарыч» переименован в «Jons Sudarso» 351, «Пума» в «Slamet Rijari» 352.

14 июня 1962 г. из Севастополя на Северный флот вышел эсминец пр.56К «Бравый» (бортовой 165). С 27 мая по 23 августа 1960 г. он был модернизирован на заводе № 445 по пр. 56К под ЗРК "М-1" "Волна". Испытания на «Бравом» на этапе главного конструктора включали семь пусков, которые были осуществлены с 28 июля по 10 августа и с 28 ноября по 19 декабря 1961 г. Совместные испытания проводились в два этапа: первый - с 5 января по 12 марта 1962 года и второй, завершившийся 30 апреля 1962 года. Было произведено 46 пусков, сбито 6 мишеней. 15 июня эсминец  прошел турецкими проливами, идя с ЧФ на СФ. В конце июня 1962 г. он прибыл в Североморск, на Северном флоте принял участие в учениях СФ "Касатка", где 21 июля поразил воздушную цель.

Летом 1962 г. подводная лодка пр.641 «Б-116» (под командованием Г.М.Егорова) 211 БПЛ 4-й ЭскПЛ СФ, первой из подлодок СФ выполнила задачи боевой службы на Средиземном море в ходе похода длившегося с 4 мая по 23 июля 1962 г.

Деятельность подводной лодки в Средиземном море видимо обеспечивало разведывательное судно Балтийского флота. Как отмечали в Разведывательной службе Нидерландов 9 мая 1962 г. советский РЗК типа Логгер (НАТО - Lentra) несший наименование "Г-505" вышел из Балтийского моря, направляясь через Английский канал в Средиземное море. Наиболее вероятно, что это было балтийское гидрографическое судно «ГС-46».

2 июля из Севастополя в Индонезию вышла плавучая база подводных лодок пр.310А «Николай Карташов» (бортовой номер 441, капитан 2 ранга В.В. Вертеев), на борту было 840 моряков -  420 советских и 420 индонезийских. Старшим на переходе был капитан 1 ранга В.А. Кривко, командир бригады из Феодосии. Прошли черноморские проливы и Эгейское море, форсировали Суэцкий канал идя первыми в караване. На седьмые сутки плавания прошли через Баб-эль-Мандебский пролив и вышли в Аденский залив. На 27 сутки пришвартовались в Сурабае.

С середины июля 1962 г. советский грузовой флот активно использовался в операции "Анадырь" по переброске советских войск и стратегического оружия на Кубу. Всего в июле-октябре в этой операции приняли участие 85 грузовых и пассажирских судов, которые совершили 183 рейса на Кубу и обратно.

Значительное число судов шло из черноморских портов Севастополь, Феодосия, Николаев, Поти. При этом они шли через все Средиземное море где у нас после ухода из Албании не осталось боевых кораблей дислоцированных в средиземноморье. Из-за этого сохранялся определенный риск провокаций со стороны американского флота. Тем более что, начиная с 18 сентября 1962 г. американские военные корабли стали постоянно запрашивать советские транспорты о характере перевозимого груза.

Иван Шищенко тогда капитан подразделения сопровождения вспоминал: "… В три часа ночи четырнадцатого сентября "Металлург Байков" отчалил от пирса и взял курс к проливу Босфор. При подходе к Стамбулу на борт корабля поднялся лоцман. Я заволновался, чужой человек на борту, но оказалось: таковы правила прохода судов через проливы…

18 сентября в створе острова Сардиния и полуострова Тунис нас встретили два американских военных корабля. Один с расчехленным оружием (команда при боевых постах) подошел на расстояние 80-100 метров. С помощью флажковой сигнализации американцы начали диалог:

- Куда идет корабль?

- Идем на Касабланку, - приказал ответить капитан корабля Василий Гуржий.

- Что на борту?

- На борту - сельскохозяйственная техника.

- Счастливого пути…

Американский корабль развернулся и ушел на сближение с другим, находящимся на удалении километра. В тот день над нами долго барражировали самолеты-разведчики на высотах 2-3 километра, а затем ушли в сторону своей базы, в Тунис.

 Позади  Гибралтар. Получили сигнал на  вскрытие пакета. В нем бланк с указанием порта назначения - Манансас, а также справочный материал о политическом и государственном устройстве Кубы, климатических условиях на острове.

Через 15 минут собрали офицеров и довели до них содержание пакета… В районе Азорских островов опять появились самолеты-разведчики ВВС США…

28 сентября, уже при подходе к Кубе, американский грузовой корабль в нарушение правил мореплавания пошел на прямое столкновение с нашим. Находящийся на вахте помощник капитана доложил Гуржию об угрозе столкновения. Тут же - команда "Циркуляция", и резкий поворот корабля… Столкновения избежали…"

11 сентября ВМФ СССР был приведен в повышенную боевую готовность.

Видимо для того, чтобы как-то прикрыть перевозки в Средиземное море была направлена подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-57» Северного флота под командованием капитана 2 ранга Олега Константиновича Абрамова. Это был второй поход подлодок Северного флота в Средиземное море. 16 августа «Б-57» вышла из Полярного в поход. В начале сентября 1962 г. подлодка в подводном положении незамеченной прошла через Гибралтарский пролив в Средиземное море. Сохранился дневник, который вел замполит корабля В.Асафьев, в нем он описывает быт и напряженную работу моряков. Описываются сложные бытовые условия в отсеках, где температура доходила до 50 градусов, и сложности с водой. Описывается каждый случай нарушения дисциплины, поломки, проблемы со здоровьем у моряков. В записи от 6 сентября 1962 г. говорится о приступе острого аппендицита у матроса Воробьева В.В. - рулевого-сигнальщика. "Принято решение оперировать. Доктор .... готовит все необходимое к операции. Жара ужасная. Идем под водой. Все термометры зашкаливают (более 45? С). Беседа с Воробьевым. В 15.00 начало операции. Очень сложная. Слепая кишка подвержена гангрене, в полости живота гной. Доктор опасается за жизнь больного, но действует самоотверженно, несмотря на жару. Операция продолжается 10 минут. Разместили больного в 1-м отсеке. Ведется постоянное наблюдение (дежурные доктор, Белов и Озерецкий.) Всплываем в надводное положение только ночью. Жара одолевает."  8 сентября он писал: "В подводном положении жара страшная. Во 2-м и 4-м отсеках спать невозможно. Температура доходит до 50?. У 80% личного состава началась ....... Доктор принимает меры (марганцовка, душ). Душ - единственное спасение во 2-м отсеке. Моемся забортной водой по 5-6 раз в день. - Дураченко по-прежнему непробиваем. Спит в любом положении. - Подведение итогов с офицерами за неделю. Лучше всех боевая смена 2 (Шустов). - Очень много ПРПР и самолетов. Все время приходится уклоняться уходом на глубину." В октябре, вероятно, поход завершился.

Вторым кораблем флота в Средиземном море как отмечали в Разведывательной службе Нидерландов на начало октября 1962 г. был советский разведывательный корабль (РЗК)  "ЛОЦ-60" (LOTS 60). Это было предположительно черноморское гидрографическое судно пр.391А «ГС-60». Оно видимо должно было работать как с подводной лодкой «Б-57», так и отрядом кораблей Черноморского флота.

Но запланированный переход отряда кораблей Черноморского флота на Кубу не состоялся. На Черноморском флоте был сформирован отряд надводных кораблей в составе крейсера пр.68бис «Михаил Кутузов» и двух ракетных эсминцев пр. 57-бис «Гневный» и «Бойкий» с запасом 32 крылатых ракет типа КСЩ. В Атлантике была запланирована встреча этого отряда с кораблями Северного и Балтийского флотов, и далее Объединенная эскадра должна была следовать к берегам Кубы. Для этого в июне 1962 г. в срочном порядке был расконсервирован крейсер «Михаил Кутузов», фактически заново сформирован экипаж корабля. Подготовка отряда проводилась очень тщательно, как техническая, так и боевая. Корабли прошли докование, проверки всех видов полей, полный курс боевой подготовки. Вскоре из Москвы прибыл назначенный командиром 25-й эскадры надводных кораблей ВМФ контр-адмирал Константин Николаевич Васильев и начальник политотдела капитан 1 ранга Анатолий Кузьмич Носков, которые стали руководить подготовкой к походу крейсера и двух эсминцев. Последним экзаменом была проверка максимального хода. Все три корабля в строю фронта одновременно начали движение с развитием самого полного хода - 32 узла. И крейсер пр. 68бис обогнал два новейших эсминца. Готовность отряда на выход была полная. На контрольный выход отряда вышел сам командующий Черноморским флотом адмирал Чурсин Серафим Евгеньевич и плавал с кораблями трое суток. Но 25 сентября 1962 г. после рассмотрения вопроса об участии флота в операции "Анадырь" на Совете обороны, было решено отказаться от направления на Кубу надводной эскадры и корабли в поход не пошли.

 

В конце августа 1962 г. из Черного моря в Индонезию вышел караван торговых кораблей, ведших на буксире один МПК пр.122бис (НАТО - Kronshtadt), один небольшой тральщик и 2 катера-торпедолова (torpedorecoverycraft). Помимо МПК, остальные три корабля отряда вызывают вопросы с индикацией их. Небольшим тральщиком может быть как один из морских тральщиков пр. 254К (НАТО - Т-43) которые как раз перегонялись в тот период. Так и рейдовый тральщик пр.255К (НАТО - Т-301) переданный в 1962 г. о котором есть информация в справочниках "Jane's Fighting Ships" и который видимо в индонезийской книге о флоте "Sedjarah perkembangan Angkatan Laut" издания 1971 г. показан как патрульный корабль переданный в 1962 г., а не как тральщик. Тральщиками там указаны только 6 единиц (пр.254) полученных флотом 4 в 1962 г. и 2 в 1964 г. Нет ясности, что за катера-торпедоловы буксировались.  По данным книги "Sedjarah perkembangan Angkatan Laut" издания 1971 г. индонезийскому флоту было поставлено только два торпедолова пр.368Т в 1961 г. и все. Оба они «Buaya» и «Biyawak» входили в составе индонезийских подводных сил, как торпедоловы, и были исключены из флота 25 мая 1971 г. Но катера проекта 368 (водоизмещение 85 тонн) были различных модификаций, кроме торпедолова - поисково-спасательные катера проекта С368, пограничные сторожевые катера проекта П368, артиллерийские катера проекта 368РС и другие. По данным интернет-справочника RussianShips.info индонезийцам было поставлено три катера пр368, так что два могли быть торпедоловами переданными в 1961 г., а третий в другой модификации. Кроме того, количество катеров могло быть больше трех, они были не так интересны для отражения в справочниках "Jane's Fighting Ships", откуда в основном и берется информация интернет-справочника RussianShips.info, как крупные корабли. По данным книги "Sedjarah perkembangan Angkatan Laut" издания 1971 г. индонезийскому флоту в 1962 г. были поставлены два пожарных судна без указания типа, третье пожарное судно было получено в 1965 г. По данным справочника "Jane's Fighting Ships" индонезийцам был поставлен, по меньшей мере один пожарный катер пр.364 (НАТО - Pozharny-I, водоизмещение 146 тонн) в 1962 г. получивший наименование «RAWA PENING».

В августе-сентябре 1962 г. на буксире с Черного моря в Индонезию привели два переоборудованных по проекту 07 тральщика пр.254-К. Тральщики шли на буксире у торговых кораблей. Так Петр Петрович Грузинский капитан парохода «Душанбе» в то время участвовал в транспортировке в Индонезию тральщика, ведя его на буксире. Хотя возможно, что он буксировал не один из них, а переданный индонезийцам 1 рейдовый тральщик пр.255К (НАТО - Т-301) о котором информации почти нет. Всего до конца 1962 года Индонезии было передано 4 тральщика пр. 254К (НАТО - Т-43) «Т-816», «Т-823», «Т-824», «Т-826» с Черноморского флота. Видимо выполняли переход двумя отрядами на буксире, в одном из них 2 единицы в августе-сентябре о котором сказано выше, второй прибыл в конце года (после 1 ноября). Тральщики были переданы Индонезии 24.01.1963 г. и получили наименования «Pulau Rani» 701, «Pulau Ratewo» 702, «Pulau Roon» 703, «Pulau Rorbas» 704.

5 сентября 1962 г. из Севастополя вышел отряд кораблей Черноморского флота выделенных для передачи ВМС Индонезии в составе крейсера пр.68-бис «Орджоникидзе» (флаг первого заместителя командующего КЧФ вице-адмирала Василия Филипповича Чалого) и пары СКР пр.50 «Гризон» и «Корсак» (вторая пара СКР передаваемая ЧФ индонезийцам). На борту крейсера находились представители ВМС Индонезии (351 человек) из числа будущего экипажа корабля во главе с командором Суаком, на сторожевиках также находилась часть индонезийских экипажей. Начиная с пролива Босфор корабли практически постоянно сопровождались катерами, кораблями и самолетами НАТО. В Эгейском море советские моряки начали практиковать совместную с индонезийцами подготовку к стрельбам всеми калибрами. Во время стоянки в Порт-Саиде крейсер посетили представители советского посольства, военный атташе полковник С. Крахманов, вице-консул и другие лица. Приняв египетских лоцманов, корабли отряда вошли в Суэцкий канал. Во время плановой шестичасовой стоянки в Большом Горьком озере с крейсера пополнили запасы топлива и воды на обоих СКР. 8 сентября прошли Суэцким каналом, в Красном море.  15 сентября у Сомали пополнив с танкера «Максим Горький» запасы топлива, котельной воды и масла, корабли покинули рейд и вышли в Индийский океан. На переходе оба СКР дозаправлялись от крейсера топливом и котельной водой, попутно на всех кораблях отряда шла передача индонезийцам техники и средств наблюдения. 28 сентября пришли в порт Таджонг-Приок. Корабли встречали специально прибывшие туда на катере заместитель ГК ВМФ Индонезии командор Шааф и старший советник ВМФ СССР вице-адмирал Г.К. Чернобай с офицерами своего штаба. 5 октября в присутствии президента Сукарно на крейсере и обоих СКР были торжественно спущены советские и подняты индонезийские военно-морские флаги. Крейсер «Орджоникидзе» переименован в «Irian» 201, сторожевики – «Гризон» в «Mongin Sidi» 355, «Корсак» в «Ngurah Rai» 353. Крейсер и СКР 24.01.1963 г. исключены из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии, экипаж расформирован 29.01.1963 г.

В сентябре 1962 г. в Египет из СССР прибыл на буксире один из рейдовых тральщиков пр.255К (НАТО - T-301). Всего в 1962 г. египтяне два тральщика пр.255К (НАТО - T-301) «El Fayuh» и «El Hanufieh».

Кроме того, в 1962 г. в Египет был доставлен один малый противолодочный корабль пр.201 М (НАТО - SO-1), первый этого типа. Командиром МПК пр.201 построенного на Керченском заводе "Залив" был Васильев Лев Алексеевич. Старшим на переход был назначен капитан 3 ранга Виктор Степанищев, с прибытием в порт он остался советником командира корабля египетского флота. С целью экономии моторесурса переход в порт Александрия проходил под буксиром ММФ.

В конце 1962 г. с Черного моря в Индонезию были доставлены шесть МПК пр.122бис (НАТО - KRONSTADT) «МПК-292», «МПК-293», «МПК-294», «МПК-300», «МПК-334» и «МПК-382». Как осуществлялся переход группами или по одному информации нет, в одном случае шел один корабль на буксире. В сентябре 1962 г. на буксире с Черного моря в Индонезию привели малый противолодочный корабль (МПК) класса "Кронштадт" пр.122бис в составе отряда боевых кораблей, передаваемых индонезийцам. В ноябре в Индонезию доставили сразу четыре единицы. Последний шестой корабль был доставлен видимо в декабре 1962 г. Известно, что все МПК 24.01.1963 г. исключены из состава ВМФ в связи с передачей Индонезии и 11.02.1963 г. расформированы. В индонезийском флоте получили наименования «Barakuda», «Kakap», «Palu», «Pandrong», «Sura», «Tohok».

В ноябре 1962 г. (по другим данным 6 декабря 1962 г.)  три советских ракетных катера 183Р (НАТО - Komar) были доставлены египтянам из СССР в Александрию, став первыми в формирующимся дивизионе ракетных катеров египетского флота.

 

1963 год.

 

В 1963 г. египтянам из состава Черноморского флота были переданы 2 малых противолодочных корабля - "больших охотника" пр.122бис. Первым – «БО-383» который 20 августа 1962 г. был перечислен из состава БФ в ЧФ. После передачи ОАР получил наименование «El Manufien» 21.01.1963 г. он был исключен из состава кораблей ВМФ СССР в связи с продажей Египту и 20.03.1964 г. расформирован. Вторым «БО-374», который 1 августа 1962 г. был перечислен из состава СФ в ЧФ. После передачи ОАР получил наименование «El Fayoum»  09.08.1963 г. он был исключен из состава кораблей ВМФ СССР в связи с продажей Египту и 20.03.1964 г. расформирован.

После того как по итогам Кубинского кризиса в результате достигнутого соглашения США вынуждены были эвакуировать американские ракетные базы с стратегическими ракетами из Италии и Турции, они обходя договоренности направили свои атомные ракетные подводные лодки в Средиземное море. В конце января 1963 г. на состоявшейся пресс-конференции президент США Джон Кеннеди заявил: "Мы собираемся разместить там, в Средиземном море, подводные лодки с ракетами "Поларис", то есть с гораздо более современным оружием…" И уже 30 марта 1963 г. Госдепартамент США выступил с заявлением, что первая из трех атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ) с ракетами "Поларис", выделенных для несения службы НАТО в Средиземном море, займет свою позицию 1 апреля.

Ею была ПЛАРБ «Sam Houston» SSBN-609, она вышла из Холи-Лох (Шотландия) 23 марта, прошла Гибралтарский пролив 28 марта, из похода в Холи-Лох (Шотландия) вернулась 9 июля 1963 г. 12 апреля Пентагон заявил, что там разместилась вторая ПЛАРБ, ею была  «John Marshall» SSBN-611 вышедшая из Холи-Лох 5 апреля и прошедшая через Гибралтарский пролив 10 апреля, а третья «Ethan Allen» SSBN-608 выйдя из Холи-Лох 27 мая, прошла проливом в Средиземное море 1 июня.

Прибывшие на боевое дежурство американские ПЛАРБ демонстративно были показаны мировому сообществу. 14 апреля 1963 г. ПЛАРБ «Sam Houston» SSBN-609 в составе отряда из 9 кораблей 6-го флота пришла с визитом в турецкий порт Измир. И если в 1963 г. американские ПЛАРБ оперировавшие в Средиземном море приходили с ВМБ Холи-Лох (Шотландия) то в феврале 1964 г. на военно-морской базе Рота (Испания) была сформирована 15 эскадра подводных лодок США, и оттуда уже выходили американские ПЛАРБ в Средиземное море.

СССР сразу негативно на это отреагировал, предпринимая действия на международно-политической арене, пытаясь донести угрозу этих американских действий для стран Средиземноморья. Так к примеру 7 февраля 1963 г. было принято постановление Президиума ЦК КПСС "Об указаниях послу СССР в Италии по вопросу об американских ракетных базах на территории Италии", согласно нему посол СССР в Италии С.П.Козырев в беседе с премьер-министром А.Фанфани, должен был заявить: " …удаление ракетных установок "Юпитер" с итальянской земли сам по себе факт положительный… Но, как видно… речь идет не просто о ликвидации ракетных установок "Юпитер", а о замене их ракетами "Поларис" на подводных лодках, которые базировались бы на некоторые средиземноморские страны. Таким образом, вместо устаревших ракетных установок у берегов некоторых средиземноморских стран появилось бы более разрушительное наступательное оружие… Вы сами отметили, что от замены "Юпитеров" на "Поларисы" риск для Италии не уменьшается… …Италия может быть втянута в ракетно-ядерную войну даже против ее воли…"

Эти же вопросы поднимались советским правительством в своей ноте от 20 мая 1963 г. где оно заострило внимание правительств и народов средиземноморских стран на военной стороне этого мероприятия: "…Производимая ныне замена американских стационарных ракетных баз плавающими влечет за собой далеко идущие политические и военные последствия: призрак ядерной войны, ступившей поначалу на землю тех стран, которые сами активно участвуют в военных мероприятиях НАТО, теперь, можно сказать, получает прописку на берегах всего Средиземного моря. Плавающие вдоль побережья средиземноморских стран подводные лодки, оснащенные ракетами "Поларис", расширили бы площадь, с которой могло бы быть произведено ядерное нападение, и, следовательно, раздвинули бы также географическую сферу применения неизбежных в этом случае ответных мер с целью обезвреживания опорных точек агрессии.

Понятно, что наибольшей опасности подвергли бы себя те страны, на которые постоянно или время от времени базировались бы такие подводные лодки. Но не существует и не может быть никакой гарантии против того, что атомная подводная лодка пошлет свой смертоносный груз из международных вод, а затем попытается укрыться у побережья государства, не входящего в Североатлантический блок, или что она произведет залп непосредственно из территориальных вод этого государства…

…Всем должно быть ясно, что штабы НАТО ведут дело к тому, чтобы Средиземное море из кратчайшего морского торгового пути, соединяющего Запад и Восток, из традиционного места отдыха и туризма стало логовом носителей ядерной смерти, еще одним районом опасного соперничества и конфликтов.

Что могут получить страны Балканского полуострова, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, все страны, расположенные по периметру Средиземного моря или даже в глуби материков, если вдоль их берегов будут рыскать атомные подводные лодки-ракетоносцы? Разве это повышает их безопасность и помогает улучшить им жизнь? Неужели можно думать, что греки, турки, итальянцы, французы, испанцы да и другие народы Средиземного моря будут чувствовать себя спокойнее, если у самого порога их дома займут огневые позиции иностранные ракеты и атомные бомбы, над которыми они не имеют никакой власти и контроля? Ведь даже при случайном стечении обстоятельств, вопреки их воле и желанию народы этого района могут стать жертвой смертельной катастрофы."

В качестве решения этой проблемы Советский Союз предложил запретить находится в Средиземном море атомным подводным лодкам несущим ядерное вооружение. Но Соединенные Штаты отклонили это предложение 24 июня 1963 г.

 

В 1963 г. подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-57» 161 БПЛ 4-й Эскадры ПЛ Северного флота под командованием капитана 2 ранга Олега Константиновича Абрамова выполнила трехмесячный поход в Средиземное море. В походе, будучи уже в Средиземном море, на глубине 200 м, в результате разгерметизации прочного корпуса, лодка оказалась на грани гибели. С аварией справились, катастрофу предотвратили. Походы, вероятно, были выполнены до осени, так как в 1963 г. капитана 2 ранга Абрамова О.К. направили для обучения на командный факультет Военно-морской академии им. Ворошилова. Как отмечала американская разведка, в 1962 и 1963 гг. в Средиземное море наши подводные лодки выполнили 3 отдельных подводных патруля продолжительности 30 - 40 дней, один «Б-116»  и два «Б-57». Это был последний из одиночных походов, с лета 1964 г. наши подлодки начали регулярно нести службу в Средиземном море.

В 1962-1963 годах гидрографические подразделения Черноморского флота провели в Средиземном море предварительные изыскательские работы для определения мест для организации якорных стоянок.

В руководстве СССР все яснее становилось понятно необходимость присутствия нашего военного флота в Средиземноморье. К этому моменту главком ВМФ С.Г.Горшков предоставил министру обороны СССР маршалу Р.Я. Малиновскому серьезные обоснования и расчеты по данному вопросу, опираясь на имевшийся опыт. В конце концов он получил одобрение министра обороны и Генерального штаба продолжить деятельность ВМФ в Средиземном море. Штаб Черноморского флота совместно с направлением Главного штаба ВМФ осуществлял поиск вариантов, как заново организовать пребывание наших кораблей в Средиземном море.

В сентябре 1963 г. несколько небольших кораблей (видимо тральщики) ЧФ совершили то, что можно было бы назвать экспериментальным развертыванием кораблей в восточной части Средиземного моря.

В августе-сентябре 1963 г. эсминец пр.56 «Сведущий» Северного флота совершил межфлотский переход из Североморска в Севастополь. 5 октября 1963 г. эсминец вошел в состав 11 бригады эсминцев 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ.

Осенью 1963 г. эсминец пр.31 (модернизация пр.30-бис) «Огненный» Северного флота  совершил межфлотский переход из Североморска в Севастополь. 5 октября 1963 г. эсминец перечислен  в состав Черноморского флота. Отслужив там всего год 12 октября 1964 г. он возвращен в состав Северного флота.

 

Приложение.

 

Литература.

·         Щедролосев В.В. "История создания и развития надводных сил Северного флота" Журнал "ТАЙФУН" № 6 1997 г.

 

Розин Александр.

 

На Главную.