Розин Александр.
Поставки кораблей Советским Союзом
для ВМС Кубы.
СССР в строительстве ВМС Кубы.
В 1962 г. Советский Союз начал поставки военно-морской техники на Кубу, именно решающая роль СССР позволила Кубе создать свои военно-морские силы оснащенные надежным и современным оружием. Что бы понять как много СССР вложил в строительство ВМС Кубы достаточно привести отрывок из книги «Россия на мировом рынке оружия: анализ и перспективы» 2001 г.: «Третьей страной по абсолютному количеству (импортированной и произведенной» (и первой по количеству импортированной) техники является Куба – 194 единицы при полном отсутствии лицензированного производства. Стоит заметить, что это максимальная цифра среди всех государств, осуществляющих прямой импорт ВиВТ. Куба лидирует по общему количеству импортированных ракетных катеров (37 ед.) и по относительной доле поставленной техники среди всех импортеров, которая составляет десятую часть (9,7%) всего советского прямого экспорта морской техники за последние 50 лет.»
Естественно поставлялись не только корабли, Советским Союзом создавалась и необходимая инфраструктура, ремонтные предприятия, арсеналы, мастерские и другие береговые сооружения, необходимые для обеспечения эксплуатации и ремонта получаемой из СССР военно-морской техники. Оказание технической помощи в создании береговых военно-морских объектов осуществляла так называемая базовая группа во главе с полковником-инженером В.Семеновым, позже в этой должности служили полковники Е.Федотов, И.Иконников, А.Колобов. По состоянию на 1 января 1987 г. ими было создано на Кубе среди прочего 8 базовых объектов по приготовлению оружия и 14 базовых объектов по судоремонту.
Всю военно-морскую помощь, которую СССР оказывал ВМС Кубы (MGR - Marina de Guerra Revolucionaria) условно можно разбить на 6 этапов до прекращения существования Советского Союза. При этом советские флотские специалисты не только оказывали техническую помощь в обслуживании и осваивании морской техники, но и осуществляли обучение личного состава флота в кубинских учебных заведениях, разрабатывали стратегию использования кораблей флота, являясь советниками по линии ВМС от командующего флотом до командиров соединений кораблей. Материалов про это мало и эта тема еще ждет своих исследователей, я приведу только неполный список наших советников командующего кубинским флотом, о которых сумел узнать.
Советские советники командующего флотом Кубы.
Кузьмин Владимир Александрович – капитан 1 ранга. С июля 1962 г. по сентябрь 1965 г.
Гаркуша Лев Георгиевич – контр-адмирал. С сентября 1965 г. по 1968 г.
*** С 1968 г. и по середину 1977 г. данных не имею.
Белоус Павел Павлович – контр-адмирал. – 1977 г.
Рычков Валентин Дмитриевич - контр-адмирал. 1977- 1981 г.
Стадниченко Юрий Александрович - контр-адмирал. 1981- (1984) г.
Федюнькин Юрий Иванович – контр-адмирал. (1985) г.
***
Самсон Виктор Иванович - контр-адмирал. 01.1990-1991 г.
Данные о поставках корабельной
техники.
Часть 1.
Первый этап 1959-1963 гг.
До 1959 года обученный и оснащенный Соединенными Штатами военно-морской флот Кубы эффективно выполнял свою основную миссию по охране побережья Кубы. Хотя военно-морской флот не принимал активного участия в антибатистовской революции, возглавляемой Кастро, около 400 военнослужащих военно-морского флота подняли неудачный мятеж на военно-морской базе Сьенфуэгос в сентябре 1957 года. После того как Ф.Кастро взял власть в январе 1959 года, он поначалу позволил военно-морскому флоту оставаться относительно нетронутым, главным образом потому, что считал, что восстание в Сьенфуэгосе было свидетельством потенциальной лояльности военно-морского флота к нему. Однако, когда стало очевидно, что большинство военно-морского персонала на самом деле настроено скорее против Батисты, чем за Кастро, Кастро провел чистку военно-морского флота, лишив его практически всего офицерского состава к концу 1960 года. После этого он начал перестраивать военно-морской флот, пополнив его небольшим количеством политически надежного персонала, и направив с весны 1961 г. часть моряков для обучения в СССР. Кроме того большое количество советских военно-морских специалистов было направлено на Кубу в качестве инструкторов и для оказания помощи в укомплектовании военно-морских кораблей. В 1962 г. кубинцы получили 6 малых противолодочных кораблей пр.122Б (НАТО - KRONDSHTADT), 12 торпедных катеров пр.183 (НАТО – Р-6) и 4 вспомогательных катера – 2 торпедолова пр. 368П (НАТО – POLUCHAT) и 2 водолазных катера пр.376 (НАТО – PO-2).
1961 г.
Весной 1961 г. началось сотрудничество в военно-морской сфере Кубы и СССР.
28 марта 1961 г. в СССР выезжает первая группа из 25 студентов-инженеров Гаванского университета, которые по призыву главнокомандующего Фиделя Кастро должны были осваивать различные специальности необходимые для эксплуатации торпедных катеров. Они проходили подготовку в учебном центре в Поти на Черном море. В последующие месяцы к этой группе присоединились другие, из офицеров и гардемаринов флота, ополченцев зенитчиков и политработников, которые составили контингент численностью 618-620 человек, главой миссии был Жилберто Сандрино (Gilberto Sandrino). Их обучали эксплуатации торпедных катеров проекта 183 и противолодочных кораблей проектов 122 и 201. Важную роль в развитии этих курсов сыграла группа испанцев, которые проживая в СССР служили переводчиками. Этот контингент вернулся на Кубу в декабре 1961 г.
К июлю 1961 г. на вооружение флот получил ряд советских зенитных орудий, они были установлены, по крайней мере, на одном фрегате класса TACOMA. Кроме того американская разведка получила несколько сообщений о получении флотом оборудования из коммунистических стран, главным образом радаров и гидролокаторов, но они не были подтверждены.
В сентябре 1961 г. СССР и Куба заключили соглашение о поставках в 1961-1964 гг. вооружений. По нему для флота поставлялись – 6 противолодочных катера проекта 201М в количестве 6 единиц не ранее 1963 г. из них 3 в 1964 г.; противолодочные катера проекта 122-бис, бывшие в употреблении - 6 единиц в 1962 г.; торпедные катера проекта 183, бывшие в употреблении – 12 единиц в 1962 г.; используемая подвижная наземная база для торпедных катеров - одна в 1962 г.; водолазные катера проекта 376, бывшие в употреблении – 2 единицы в 1962 г.; катера торпедоловы проекта 368, бывшие в употреблении – 2 единицы в 1962 г.; реактивные глубинные бомбы РГБ-12 – 3000 штук из них в 1962 г. – 1200, в 1963 г. – 1800 из них 900 в 1964 г.; глубинные бомбы ББ-1 – 972 штуки из них в 1962 г. – 432, а в 1963 г. – 540; торпеды типа 53-39 – 24 штуки в 1962 г.; снаряды 85-мм – 6000 штук в 1962 г.; снаряды 37-мм – 120 тысяч штук в 1962 г.; снаряды 25-мм – 720 тысяч штук из них в 1962 г. – 288 тысяч и в 1963 г. – 432 тысячи; патроны калибра 12,7 мм – 720 тысяч штук в 1962 г. Для осуществления соглашения в 1961 г. вышло Постановление Совмина СССР о поставке кораблей на Кубу.
1962 г.
Поставки военно-морских судов Кубе начались в начале 1962 г.
Кубинскому флоту были поставлены 6 малых противолодочных кораблей пр.122Б (по классификации НАТО - KRONDSHTADT) - «МПК-155», «МПК-159», «МПК-462», «МПК-464», «МПК-465», «МПК-479» из состава дивизии охраны водного района Северного флота, где они с мая 1956 г. («МПК-462», «МПК-464», «МПК-465», «МПК-479») и октября 1958 г. («МПК-155», «МПК-159») по сентябрь 1961 г. находились на консервации и 12 торпедных катеров пр.183 (НАТО – Р-6), в том числе «ТК-61», «ТК-1331», «ТК-1341», «ТК-1346», «ТК-1347», «ТК-1349», «ТК-1350», «ТК-1384», «ТК-1385».
Перевозка боевых катеров и кораблей осуществлялась из Мурманска, было задействовано шесть сухогрузов:
«Тбилиси» (типа Liberty, 8403 брт.) вышел из Мурманска 18 декабря 1961 г., на борту 4 торпедных катера и 1 МПК «МПК-155» на буксире. Пришел в Гавану 17 января.
«Льгов» вышел из Мурманска 7 января. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 9 февраля.
«Братск» вышел из Мурманска 22 января. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 12 февраля.
«Балтийск» вышел из Мурманска 2 февраля. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 26 февраля.
«Колхозник» (типа Liberty, 7300 брт.) вышел из Мурманска 1 февраля, на борту 4 торпедных катера и 1 МПК на буксире. Пришел в Гавану 1 марта.
(Документы США, отчет от 2 мая 1962 г. об отгрузке советскими судами грузов на Кубу 1 января - 31 марта 1962 г.)
«Сталинабад» (типа Liberty, 8403 брт.) вышел из Мурманска 27 февраля, на борту 4 торпедных катера и «МПК-159» на буксире. Пришел в Гавану в конце марта.
С катерами прибыли 14 советских специалистов катерников во главе с капитаном 3 ранга Морозовым Юрием Борисовичем. Началась усиленная подготовка, многочасовые тренировки по обучению кубинских моряков. Вскоре, три торпедных катера были переведены в порт Сеньфуэгос. Став основой первого дивизиона торпедных катеров. Передача этих катеров была торжественной. Командир дивизиона Рональдо Руссо снял с первого катера военно-морской флаг и вручил Ю. Б. Морозову вместе с портретом-картиной Фиделя Кастро. После завершения передачи всех катеров, 11 советских моряков вернулись в Союз. Три специалиста из этой группы остались еще работать на Кубе. Командиру Ю. Б. Морозову объявили благодарность за образцовое выполнение специального задания, вручили ценный подарок, но уже дома, на Северном флоте.
МПК пр.122Б были переданы кубинцам 22 июня 1962 г.
Весной 1962 г. в целях повышения боеспособности кубинского флота и передаче ему опыта в деле эксплуатации советских судов на Кубу было решено направить советских военно-морских советников. В начале июля 1962 г. на Кубу прибыли советники Западного и Центрального военно-морских районов – Анатолий Александрович Цветков и Николай Данилович Солдатов, 22 июля самолетом "Аэрофлота" в гаванский аэропорт прибыл старший военно-морской советник при командующем кубинским флотом капитан 1 ранга Владимир Александрович Кузьмин.
В середине 1962 г. были подписаны контракты на поставку еще кораблей - 6 МПК (проект 201), 12 ТКА (проект 123К) и 10 радиолокационных постов. Договоренность об этом была видимо достигнута в ходе визита 2 июля 1962 г. в Москву министра обороны Кубы Рауля Кастро.
В августе из СССР для кубинского флота были доставлены 4 вспомогательных катера - 2 торпедолова пр. 368П (НАТО – POLUCHAT) и 2 водолазных катера пр.376 (НАТО – PO-2). 4 августа теплоход «Лесозаводск» в Гавану доставил торпедолов пр. 368П (НАТО – POLUCHAT) с Северного флота, 9 августа пароход «Севастополь» - 2 водолазных катера пр.376 (НАТО – PO-2) с Северного флота, 17 августа сухогруз «Аткарск» доставил торпедолов пр. 368П (НАТО – POLUCHAT) с Балтийского флота.
В августе-сентябре по плану операции «Анадырь» на Кубу из СССР была перевезена бригада ракетных катеров в составе 12 ракетных катеров пр. 183Р (по классификации НАТО Komar) с двумя ракетами П-15, каждый. Эти ракетные катера оставались под советским командованием.
8 РКА были из состава 424 ДРКА (по другим данным 485 дивизион 36-й Краснознаменной ордена Нахимова 1 степени бригады ракетных катеров БФ, под командованием капитана 2 ранга Анатолия Трошко, начальником штаба был капитан 3 ранга Громов Марат Николаевич.
12 августа в Гавану прибыл «Двинолес» имевший на борту два РКА - «Р-116» (командир капитан-лейтенант Александр Лазутин) и «Р-117» (командир капитан-лейтенант Николай Школин). Катера поставили на приваренные к палубе и обшитые досками под домики кильблоки. С катерами шел и командир дивизиона капитан 2 ранга А.Трошко.
17 августа «Северолес» с двумя РКА, старшим на борту был начальник штаба балтийского дивизиона РКА капитан 3 ранга Громов Марат Николаевич.
20 августа «Советская Гавань» с четырьмя РКА, в том числе «Р-127» (командир старший лейтенант В.Я.Рачеенков). Командиром эшелона был капитан 1 ранга Белов.
Главное оружие катеров - противокорабельная ракета П-15 доставлялась вместе с катерами, но дополнительно П-15 были привезены на Кубу 17 августа в Мариель на борту теплохода «Аткарск». Теплоход вышел из Балтийска 3 августа, ракеты сопровождал капитан-лейтенант Ким Васильевич Захаров, служивший до длительной командировки в береговой части обеспечения ракетных катеров на Каспии. Ракеты по воспоминаниям майора Обидина Николая Леонидовича перевозились в 8 деревянных контейнерах 6х6, которые были загружены в средний трюм. Разгрузку в Мариель производили ночью трехтонными кранами. Общее число ракет Р-15 поставленные с катерами на Кубу американцы оценили в 96 единиц. По аналогии с соглашением СССР и Индонезии о поставке последней 12 РКА и 96 ракет. По 8 ракет на катер, две в пусковых установках и шесть на хранении в порту.
Балтийскими катерами командовали: капитан лейтенанты Лазутин А. («Р-116») и Школин Н. («Р-117»), старшие лейтенанты Рачеенков В.Я. («Р-127»), Культин, Лямсков, Клещев, Зуйнов.
4 РКА были из состава 296 дивизиона ракетных катеров ЧФ входившей в 41-й ОБРКА ЧФ. 18 августа 1962 г. часть управления 41-й ОБРКА ЧФ, была реорганизована в управление 26-й ОБРКа, управление 296-го ДРКа, реорганизовано в управление 213-го ДРКа.
14 сентября во второй половине дня сухогруз «Физик Лебедев» прибыл в Гавану. На нем находилось помимо руководства перевозились 4 РКА «Р-83», «Р-90», «Р-115» и «Р-118», береговая база 296-го ДРКа с сопутствующей техникой, 330-й подвижной узел связи, 90-е отделение технической позиции крылатых ракет П-15, 90-е отделение технической позиции, 576-й отдельный караульный взвод. Начальником эшелона был командир бригады капитан 1 ранга Е.Г.Шкутов.
Штаб переброшенной на Кубу бригады ракетных катеров был сформирован на базе штаба Севастопольской отдельной бригады ракетных катеров. Командир бригады ракетных катеров (БРКА) капитан 1 ранга Евгений Германович Шкутов, начальник штаба бригады — капитан 2 ранга Евгений Иванович Маливинский, заместитель командира бригады по политической части – начальник политотдела бригады – капитан 2 ранга Нечай Арсений Михайлович, помощник начальника штаба бригады – капитан 3 ранга И.П.Подопригора.
На Кубе бригада была разделена на две неравные части. Балтийский дивизион в составе восьми катеров, возглавляемый капитаном 3 ранга А. М. Трошко, начальник штаба капитан 3 ранга М.Н.Громов разместили в бухте Мариель под Гаваной, а Черноморский – 213-й дивизион, в составе четырех единиц возглавляемый капитаном 3 ранга Б.Сафронова, начальник штаба капитан 3 ранга В.Кустов — в бухте Банес на восточной оконечности Кубы в зоне военно-морской базы США Гуантанамо.
Тем более что в начале сентября 1962 г. в порту Банес началось строительство новой военно-морской базы. Туда были перебазированы 2 торпедных катера пр.183 (по классификации НАТО – Р-6) и 1 противолодочный корабль пр. пр.122Б (по классификации НАТО - KRONDSHTADT).
В августе 1962 г. на Кубу был перебазирован названный 17 отдельный береговой ракетный полк (ОБРП) под командованием подполковника А. Г. Шикова. Костяк полка состоял из двух отдельных дивизионов (подполковника Царева В. С., майора Кузиванова М. Г.) и технической батареи из района Поти и двух дивизионов приданных ему для усиления, - 390-го отдельного подвижного берегового ракетного дивизиона под командованием подполковника Карапетьяна А. Г. из поселка Черноморское на Тарханкутском полуострове Крыма и дивизиона майора Юрченко Я. Г. Весь полк был доставлен на Кубу четырьмя судами, в том числе дивизион майора Кузиванова М. Г. и часть личного состава дивизиона подполковника Царева В. С. на сухогрузе «Металлург Курако», а дивизион подполковника Карапетьяна А. Г. на сухогрузе «Лениногорск».
По воспоминаниям Михаила Григорьевича Кузиванова, дивизион штатно состоял из двух пусковых установок "Сопка", разведывательной радиолокационной станции РЛС "Мыс", стрельбовой РЛС "С-1" и другой специальной и вспомогательной техники и вооружения. Боезапас на каждую пусковую установку составлял 6 ракет. Радиолокационная станция (РЛС "Мыс") — обзорная и предназначалась для ведения разведки морских целей. Максимальная дальность обнаружения целей 450—500 миль (820—915 км). Численный состав дивизиона составлял около 250 офицеров и матросов.
Были перебазированы 8 ПУ ракетного комплекса "Сопка" и 48 ракет. Хотя есть и другие цифры. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ - SIPRI) в 1962 г. на Кубу было поставлено 9 БРК SS-C-2b и 108 ракет. А в книге Пихоя Р.Г. «Советский Союз: история власти. 1945-1991» и воспоминаниях генерал-полковника В.И.Есина говорится о доставке на остров 34 крылатых ракет.
Первым 29 июля прибыл ракетный дивизион полка под командованием майора Я. Г. Юрченко, вслед за ним прибыл и остальной состав 17-го ОБРП во главе с командиром А. Г. Шиковым. Дивизионы за исключением В.С.Царева, несколько раз меняли место расположения. Так дивизиону майора Кузиванова М. Г. сперва для базирования определили район Санта-Крус-дель-Норте (западнее порта Матансас), а потом передислоцировали на остров Пинос. Местом дислокации 390-го дивизиона сперва стал пригород Гаваны Минас. Дивизион получил название «Школа № 16», с 1 сентября началось обучение кубинского персонала. Однако 19 сентября учебу пришлось прервать. В ночь на 26 октября 1962 г. под тропическим ливнем расчеты доставили комплексы в район Мариеля и изготовили к бою. Но через несколько часов поступил новый приказ - следовать на огневую позицию в район Сьенфуэгоса. К 18 часам 27 октября, совершив 500-километровый марш, ракетчики заступили на боевое дежурство. Боевая служба продолжалась до 9 ноября. И лишь спустя две недели, дивизион вернулся обратно. В конце ноября обучение кубинцев было продолжено.
На конец октября 1962 г. дислокация полка была такая: дивизион подполковника Царева В. С. занял огневую позицию в 40 км восточнее Гаваны, в районе г. Санта-Крус-дель-Норте, на высоте 84 м над уровнем моря для прикрытия подхода к острову с севера. Дивизион майора Юрченко Я. Г. был поставлен на мысе Банес в 120 км севернее Гуантанамо и в 1000 км от Гаваны для прикрытия подхода к Кубе с востока. Дивизиону подполковника Карапетяна А. И. была поставлена задача из района Сьенфуэгоса прикрыть южное направление. Дивизион майора Кузиванова М. Г. должен был прикрывать подходы к Кубе с запада. Таким образом, полк занял оборону на фронте 1000 км и управлялся по радио из штаба, который находился в Санта-Крус-дель-Норте вместе с дивизионом подполковника Царева В. С.
После окончания кризиса командование 19 ОБРП получило распоряжение о передаче части техники и вооружений кубинской стороне. Советские специалисты оставили восьмимесячную программу и подготовили 4 дивизиона по 356 человек каждый. Так в декабре 1962 г. к обучению кубинских специалистов и передаче вооружения приступил личный состав 390-го отдельного берегового подвижного ракетного дивизиона под командованием подполковника Карапетьяна А. Г. Первым кубинским командиром дивизиона был назначен соратник Фиделя Кастро капитан Эскуредо. Обучение кубинцев было завершено в августе 1963 г. на церемонии передачи техники присутствовало руководство Кубы. А дивизион майора Кузиванова М. Г. дислоцированный на о.Пинос приступил к обучению в январе 1963 г.
Помимо ракетных катеров до конца 1962 г. СССР планировал направить на Кубу торпедные катера, но установленная американцами блокада Кубы сделала это невозможным. 8 октября 1962 г. два торпедных катера были замечены как палубный груз на борту сухогруза «Двинолес», который шел с Балтики на Кубу. Американцами они были определены как класс "P-6" - пр.183. На момент объявления блокады 24 октября все еще шел на Кубу, и повернул обратно.
Второй этап 1963-1964 гг.
3 августа 1963 года был официально создан Кубинский революционный военно-морской флот (Marina de Guerra Revolucionaria или MGR) и Западная военно-морская флотилия Кубы. Советская сторона передала кубинцам перевезенные на остров в 1962 г. 12 ракетных катеров пр.183Р (НАТО - Komar) и созданные для их базирования объекты. Так же в октябре 1963 г. кубинцам началась передача берегового ракетного комплекса «Сопка» с ракетами С-2 (НАТО - SAMLET (SS-C-2b)) так же доставленные в 1962 г.
Помимо передачи вооружений доставленных во время «Кубинского кризиса» продолжались поставки военно-морских вооружений по ранее заключенным контрактам. В 1963-1964 гг. были поставлены 12 торпедных катеров пр.123К (НАТО - P-4), 6 МПК пр. 201M (НАТО - «SO I»).
Когда новые корабли поступили на вооружение, организация военно-морского флота была изменена, а подготовка значительно усовершенствована. Тем не менее, униформа продолжала напоминать форму дореволюционного военно-морского флота. Однако прошло несколько лет, прежде чем флот смог полностью освоить большое количество нового оборудования. Кроме того, только после 1965 года кубинцы, прошедшие подготовку в СССР, достигли необходимого уровня подготовки.
1963 г.
В мае 1963 г. руководством бригады ракетных катеров был получен приказ от командующего нашими морскими силами на Кубе вице-адмирала Абашвили, приступить к обучению кубинских матросов и подготовить катера к передаче кубинскому флоту. В июле была завершена программа обучения кубинских моряков.
3 августа 1963 г. на строящейся военно-морской базе Кабаньяс в качестве кульминации процесса подготовки новых специалистов для кубинского флота советской стороной была официально передана кубинцам современная военно-морская техника – 12 ракетных катеров пр.183Р (в тот момент два из них имели бортовые номера 257 и 258). По этому случаю состоялся военно-морской парад, который принимал Ф.Кастро на флагманском корабле РВМФ яхте «Гранма». Вместе с РКА кубинцам передавались 2 технические позиции, 2 центра связи флотилии, 1 центр связи флота, 3 мобильные радиолокационные станции "Мыс", 2 мобильных командных пункта, 1 спасательная станция для судов, 1 склад топлива, 1 понтонный причал, 1 транспортное подразделение и 1 прибрежная мобильная база.
18 июня 1963 г. в Гавану сухогруз «Иван Ползунов» доставил первые 6 торпедных катеров пр.123К (по классификации НАТО - P-4) из заказанных летом 1962 г. из состава Балтийского флота 12 ТКА. С катерами прибыли и советские специалисты.
В июле 1963 г. на Кубу прибыло радиотехническое вооружение для 10 радиолокационных постов и группа инженеров и техников для их монтажа из Ленинграда с электромонтажного предприятия во главе с начальником треста товарищем Меркуловым. Десять радиотехнических постов, расположили по периметру острова Куба - в Кабаньясе, Сьенфуэгосе, на о. Пинос, в Сантьяго-де-Куба, Варадеро, на мысе Сан-Антонио, в Майси, на мысе Мулос вблизи Банеса и на Кабо-Крус. В дополнение к десяти указанным радиолокационным постам было решено одну из получаемых от советских войск радиолокационную станцию "Мыс" установить на территории крепости Эль-Морро с тем, чтобы охватить наблюдением весь Флоридский пролив до полуострова Флорида. В течение 1963-1964 гг. радиотехнический посты "Лот" были смонтированы в указанных районах, отлажены и приняты личным составом кубинского флота в эксплуатацию. Для обслуживания постов были заранее подготовлены специалисты. Таким образом, уже к середине 1964 г. наблюдение за морем как техническими средствами, так и визуально было значительно улучшено, и на командные пункты военно-морских районов и штаба флота стала поступать более полная и достоверная обстановка со всех участков побережья Кубы.
Во второй половине октября 1963 г. в поселке Мадруга состоялась церемония передачи первого дивизиона берегового ракетного комплекса «Сопка» с ракетами С-2 кубинцам. В расположение дивизиона прибыли заместитель командующего Группой войск по ВМС вице-адмирал Г. Абашвили, командующий кубинской армией Рауль Кастро, Флавио Браво и некоторые другие представители Вооруженных сил. По команде полковника Анатолия Шикова - командира советской бригады БРАВ и лейтенанта Бланко - командира кубинской бригады был спущен с мачты советский флаг и поднят кубинский. Остальные дивизионы БРАВ были переданы и приняты на уровне командиров бригад БРАВ. Одновременно с передачей боевой техники в группу специалистов-моряков вливалась группа специалистов береговых ракетных комплексов в составе 24 человек под руководством подполковника Аркадия Паутова, которого оставили в Гаване, а остальных направили в дивизионы и штаб бригады береговых ракетно-артиллерийских частей. В своей речи в декабре 1963 г. Рауль Кастро заявил, что крылатые ракеты береговой обороны теперь являются частью кубинских артиллерийских сил. Американская разведка в свою очередь констатировала что кубинцы, вероятно, тренировались в операциях с крылатыми ракетами с весны, а ротация и вывод части советского военно-морского персонала в сентябре предполагает, что контроль над четырьмя оперативными пусковыми батареями, возможно, был передан Кубе в то время.
19 декабря 1963 г. на Кубу советским буксиром был приведен первый МПК пр. 201M (НАТО - «SO-I»).
В конце декабря 1963 г. или начале января 1964 г. на Кубу перешли в сопровождении теплоходов два МПК пр. 201M (НАТО - «SO-I») «МПК-370» и «МПК-371», второй и третий корабль этого проекта поставляемых Кубе.
Ветеран дивизиона противолодочных кораблей капитан 1 ранга в отставке Сергей Никифоров в 1963-1964 г. был командиром «МПК-370», который совершил переход на Кубу. В довольно сложных условиях личный состав, в том числе и матросы первого года службы, в полном объеме выполнил свои обязанности. Ответственное задание было успешно решено. В 1963 г. были сформированы два экипажа, новостроящихся малых противолодочных кораблей проекта 201М, которые специально строились на судостроительном заводе г. Керчь для передачи ВМС Кубы. Командиром «МПК-370» был назначен капитан-лейтенант С.В.Никифоров, а командиром «МПК-371» - капитан-лейтенант Б.Т.Тонких. Переход был совершен в период ноября-декабря 1963 г., при сопровождении транспорта министерства Морфлота СССР. Осуществлялся переход в сложных зимних погодных условиях. Особенно досталось в Средиземном море, которое встретило и проводило овровцев сильным штормом. В Атлантическом океане в машинное отделение «МПК-370» стала внезапно поступать забортная вода, затопило трюм, а в нем трюмный электронасос. Воду удалось откачать, лишь используя главный двигатель в режиме внутреннего замкнутого цикла охлаждения. Неисправность обнаружили в труднодоступном месте. Причина в конструктивно- заводской недоработке в системе охлаждения. Личный состав БЧ-5 под руководством старшины команды В.И.Шиян устранил неисправность и ввел в строй трюмный насос. Особо отличились при этом командир отделения мотористов старшина 2 статьи И.Середа и электрик матрос А.Оганесян. Но, несмотря на трудности, личный состав кораблей успешно решил поставленную задачу. Экипажи «МПК-370» и «МПК-371» показали высокую морскую выучку, флотскую закалку и с честью пронесли Военно-Морской флаг через моря и океаны к берегам революционной Кубы. В установленные сроки корабли были переданы ВМС Кубы, военные моряки были обучены и в последствии стали нести боевое дежурство, участвовать в боевых операциях с фактическим применением артиллерийского и противолодочного оружия.
1964 г.
В марте 1964 г. советские суда доставили на Кубу последние 6 торпедных катеров пр.123К (по классификации НАТО - P-4) из заказанных в 1962 г. 12 ТКА Балтийского флота.
В августе 1964 г. на Кубу были доставлены советскими буксирами четвертая и пятая единицы МПК пр. 201M (НАТО - «SO-I»). Когда точно была приведена на Кубу шестая единицы, пока сведений не имею, видимо или в конце 1964 г. или в январе 1965 г.
Первые три корабля пр. 201M прибывшие зимой 1963 г. и на которых проходили подготовку кубинские моряки в конце августа или в первых числах сентября 1964 г. были переданы кубинскому флоту. В начале 1965 г. все 6 МПК пр. 201M (НАТО - «SO I») были переданы Кубе и получили бортовые номера – наименования «CS-301», «CS-302», «CS-303», «CS-304», «CS-305» и «CS-306». Они входили в состав 35 дивизиона, базируясь в Северной бухте ВМБ Мариэль.
10 октября 1964 г. в Гавану сухогруз «Бердянск» и буксир «Гермес» привели на буксире из Клайпеды плавучий док в 2500 тонн. Операция по буксировке заняла 39 дней, с 2 сентября по 10 октября, как сообщалось плавание заняло на пять дней меньше, чем планировалось, несмотря на несколько дней штормовой погоды, из-за которой скорость временами снижалась до трех узлов. Это был первый док, поставленный Советским Союзом кубинцам, кроме того считается, что это был первый случай в мировой практике, когда огромный док буксировался через океан. Он был установлен в рыбном порту Гаваны, и его использовали для ремонта судов водоизмещением до 2500 тонн, в нем одновременно могли разместиться три рыболовецких судна среднего размера. Доком управляют 16 членов экипажа, восемь из которых учились в Советском Союзе, но руководят доком советские специалисты, один из которых - Юрий Мерлей (Yuri Merleiy). Сухой док был предоставлен Кубе "без каких-либо условий" в знак уважения от одной социалистической страны к другой. Стоимость дока оценена в 1,8 миллиона долларов. И хотя сам док не входил в состав ВМС, американские власти считали его одним из компонентов подготовки к базированию на Кубе советского флота. Как говорилось в отчете американской разведки плавучий сухой док будет доступен судам Советского Союза, а также кубинским судам. Как сообщалось, с момента вступления в строй сухого дока в марте 1965 г. до сентября 1966 г. в сухом доке было отремонтировано 25 судов.
Третий этап 1965-1971 гг.
В период с 1965 по 1971 годы революционный военно-морской флот Кубы уделял повышенное внимание совершенствованию системы образования и качеству подготовки личного состава. В 1966 году Военно-морская академия Мариэль стала частью Центра военных исследований (CEM) вместе с четырьмя другими академиями Вооруженных сил. Также тогда были созданы профессиональные военные училища и большинство курсантов, принятых в военно-морскую академию, были выпускниками этих училищ.
К 1964 г. в вооруженных силах завершилось введение обязательной военной службы, но военно-морской флот начал призывать призывников только в 1967 г., то есть через четыре года после принятия закона об обязательной военной службе.
В 1965-1966 гг. флоту были поставлены 6 ракетных катеров пр. 183Р (НАТО - Komar), в 1967 г. 6 МПК пр. 201M (НАТО - «SO I»). После этого с 1967 г. и до конца 1971 г. были поставлены только 3 малых десантных корабля пр.1785 (НАТО – T-4), 4 водолазных морских бота пр. 1896 (НАТО - Nyryat- II) и 2 портовых буксира пр.498 (НАТО - Prometey).
1965 г.
В 1965 г. были поставлены 4 ракетных катера пр. 183Р (НАТО - Komar).
1966 г.
В декабре 1966 г. 2 ракетных катера пр. 183Р (НАТО - Komar) были доставлены на Кубу. Доведя общее количество РКА до 18.
1967 г.
В феврале 1967 г. два противолодочных корабля пр. 201M (НАТО - «SO I») были приведены на Кубу, на буксире за торговыми кораблями. Доведя общее количество противолодочных кораблей двух типов поставленных из СССР до 14. Два корабля были доставлены еще до середины 1967 г. А до конца года были доставлены еще два корабля этого проекта. Шесть поставленных в 1967 г. кораблей были с заводскими номерами 579-587. В Кубинском флоте они получили бортовые номера – наименования «CS-307», «CS-308», «CS-309», «CS-310», «CS-311» и «CS-312». Они входили в состав 30 дивизиона.
В 1967 г. на Кубу были доставлены и вошли в состав ВМС - первый десантный катер пр.1785 (НАТО – T-4) и первые 2 портовых буксира пр.498 (НАТО - Prometey).
1968 г.
В 1968 г. на Кубу доставлены два первых водолазных морских ботов пр. 1896 (НАТО - Nyryat- II) и второй десантный катер пр.1785 (НАТО – T-4).
В 1968 г. офицеры и моряки флотилии военно-морской базы Кабаньяс (Cabañas), торпедные катера и противолодочные корабли участвовали в операции “Operación Pulpo” по захвату контрреволюционной группы, высаженной в прибрежном районе между Cabañas и Bahía Honda с целью покушения на жизнь главнокомандующего Фиделя Кастро Рус.
1969 г.
В 1969 г. на Кубу доставлен третий десантный катер пр.1785 (НАТО – T-4).
В июле 1969 г. состоялся первый визит советского ВМФ на Кубу. К его участию привлекались корабли трех флотов Черноморского (РКР пр.58 «Грозный», БПК пр.61 «Сообразительный», БРК пр.56Э «Бедовый», танкер «Карл Маркс»), Северного (плавбаза пр.1686 «Тобол», 2 ДЭПЛ пр.641 «Б-400» и «Б-413») и Балтийского (танкер «Лена»). Кроме того, с отрядом действовали ПЛАРК пр.670 и АПЛ пр.627А «К-159» Северного флота. Руководить походом поручили командиру 30 дивизии НК ЧФ контр-адмиралу Степану Степанычу Соколану. В Атлантике отряды встретились и провели ракетные стрельбы, затем выполнили демонстративный поход вдоль американского побережья до Канады и обратно. В Мексиканский залив дизельные подводные лодки было принято проводить скрытно, через Флоридский пролив они шли, одна под плавбазой, а вторая под крейсером. После того как наши корабли встали на якорях в самой середине Мексиканского залива их буквально оцепили вертолеты США с телерепортерами, на все лады комментирующие заход советских кораблей в полигоны боевой подготовки ВМС США. А когда на следующий день по приказу всплыли в надводное положение, американские телерепортеры просто с цепи сорвались. Такая реакция позволила сделать вывод что скрытный проход подводных лодок удался. После демонстрации флага, отряд приступил к основной цели задания – визит на Кубу.
20 июля 1969 г. в море отряд советских кораблей встречал кубинский МПК пр. 201M (НАТО - «SO I») «CS-309» и в его сопровождении в 10 часов утра отряд советских кораблей вошел в порт Гавана. При этом как сообщают американцы торпедная АПЛ пр.627А (класс Ноябрь) «К-159» (к-2р. Зайцев Виктор Федорович, старший на борту ВРИО зам. ком. 3 ДиПЛ капитан 1 ранга Владимир Алексеевич Каширский), сопровождавшая отряд осталась в нейтральных водах и не входила в кубинский порт.
1970 г.
6 сентября 1970 г. в Гавану на борту БДК пр. 1171 (Alligator-class) «БДК-62» (бортовой номер 454) были доставлены две баржи специального назначения, с Северного флота. Выгруженные в Гаване с борта «БДК-62» две металлические несамоходные баржи (26 метров в длину и 4,5 метра в ширину) были отбуксированы килекторским судном пр.419 (Sura-class) «КИЛ-22» и океанским спасательным буксиром пр.733С (Okhtenskiy-class) «СБ-11» в Сьенфуэгос, куда они прибыли 9 сентября. Обе баржи сперва были доставлены в кубинскую ВМБ Кайо Локо (Cayo Loco), а позже переведены в порт Кайо Окампо (Cayo Ocampo) где находились до декабря 1970 г. Затем они были вновь переведены в ВМБ Кайо Локо (Cayo Loco) в Сьенфуэгосе. Американцы считали, что эти баржи, предназначены, чтобы обслужить ядерные субмарины. В начале 1976 г. обе баржи покинули ВМБ и к сентябрю 1976 г. были перемещены на военно-морскую верфь в Гаване.
В конце ноября 1970 г. в Гавану из СССР прибыло подразделение водолазных морских ботов пр. 1896 (НАТО - Nyryat- II) 2 единицы. В десятых числах декабря 1970 г. один из них перешел в Сьенфуэгос. По данным ресурса RussianShips.info сообщается что в 1969 г. было поставлено 6 водолазных морских ботов пр. 1896 (НАТО - Nyryat- II). По моим прикидкам 2 корабля были поставлены в 1968 г., 2 в ноябре 1970 г., и 2 корабля пр. 1896 были переданы советской стороной в конце 1972 г. после завершения Специальной Океанографической Экспедиции на Кубе. В справочниках «Jane's Fighting Ships» дата поставки не приводится, с середины 70-х годов приводится их число 6 единиц и номера-названия – «H 91», «H 92», «H 93», «H 94», «H 95», «H 96». Следует заметить, что в справочниках «Jane's Fighting Ships» за различные годы они обозначены как Nyryat-I что соответствует обозначению пр. 522. Хотя оба проекта очень похожи как по виду, так и по размерам. Так в таблице посвященной поставкам Кубе советских кораблей в книге «Россия на мировом рынке оружия: анализ и перспективы» Москва, Военный парад, 2001 г. сообщая о поставке 6 этих судов, указывают - их тип как пр.522 / 1896 ГПБ-480.
Прибытие водолазных морских ботов было видимо, связано с планами корректуры карт и планов морских портов и гаваней на острове Куба. Корректура была остро необходима молодому государству, так как последние гидрографические работы были выполнены более 50 лет назад силами гидрографов США. За прошедшее время очень изменились порты и гавани, изменились глубины, имеемые морские карты морально устарели. Однако республика не могла выполнить эти работы из-за отсутствия подготовленных специалистов – гидрографов, а приглашать специалистов США государство не могло из-за американской же блокады. Поэтому кубинцы обратились к СССР. В 1968 г. на 9-й международной гидрографической конференции в Монако состоялась встреча представителя института кубинской гидрографии Густаво Плассер Севейро и Начальника ГУНИО МО СССР адмирала Рассохо А.И. Она положила начало Специальной Океанографической Экспедиции (СОЭ) на базе ГУНИО МО СССР с привлечением необходимых специалистов и из других морских ведомств, имеющих для такой ответственной работы специалистов. В формирование СОЭ приняли все флота СССР: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский. Каспийская флотилия, организация «Севморпуть», Океанографическая экспедиция, ЦКП и многие другие. Выбирали самых лучших, опытных и знающих своё дело офицеров. Из этих специалистов были созданы специализированные отряды: геодезический, топографический, гидрологический, гидрографический, радиодальномерный, отдел камеральной обработки, отдел тыла, транспорта и обеспечения, а также лоцманская партия. Во главе СОЭ стоял штаб экспедиции. Экспедицию возглавил очень опытный офицер - капитан 1 ранга Вартаньян Сергей Ильич, заместитель по политической части капитан 1 ранга Любимов Виктор Михайлович. По прибытии на Кубу, к концу 1970 г. все группы и отряды были сформированы. Катера ГПБ (гидрографический промерный бот) пр.386 и пр.382 пришли на сухогрузах, их выгрузили в Регле, в судоремонтных мастерских и пару недель доводили до ума. Укомплектовали экипажи по 4 человека (офицер, мичман, матрос и моторист) и вперед. 11 января 1971 г. первая промерная группа в составе двух малых промерных катеров пр.386 вышла в свой район работы в бухту Мариэль, где находилась Морская академия и база кубинских ВМФ. Экспедиция начала выполнять главную задачу: производство трёх видов промера: прибрежный, морской и океанский. Наиболее трудный и объёмный промер – прибрежный, где требовалась высокая точность и оперативность при работе на планшетах масштаба 1 : 2000, 1 : 5000. 1 : 10000, 1 : 25000, 1: 50000. Масштабами 1 : 2000, 1 : 5000, 1 : 10000, 1 : 25000 занимались промерные группы по портам и гаваням. Обычно на каждый портопункт приходилось от двух до 4-5 планшетов, а то и больше. Основная задача выполнение работ в этих масштабах, а морской промер и океанский мог быть выполнен только после проведения прибрежного промера. Для их производства не требовались портовые группы и размещение промерных партий на каждом объекте. Этот промер выполнялся большими БГК и гидрографическими судами. Для этого несколько позже с Северного флота в начале 1971 г. на сухогрузе «Красноград» (БМП) прибыли два больших гидрографических катера (БГК) пр. 1896 (НАТО - Nyryat- II) один из них «БГК–479». Экспедиция работала с конца июля 1970 г. по 31 декабря 1972 г.
1971 г.
В феврале 1971 г. грузовое судно типа Ленинский Комсомол доставило в порт Мариэль несколько десятков ящиков с корабельными крылатыми ракетами П-15 (НАТО - SS-N-2 Styx).
В декабре 1971 г. на Кубу был доставлен патрульный катер пр. 1400 (НАТО - Zhuk). Первая единица этого проекта, поставленная Кубе. Катер являлся серийным, с минимальным объемом тропикализации оборудования. 7 декабря новый тип этого патрульного катера был обнаружен американцами при авиаразведке в ВМБ Пунта Балленатос (PUNTA BALLENATOS) в 8,5 км к юго-юго-западу от Гаваны.
5 декабря 1971 г. кубинским флотом было захвачено судно «Layla Express», которое использовалось ЦРУ для проникновения агентов и коммандос на Кубу. В операции участвовали четыре противолодочных корабля, но именно экипаж «CS-309» захватил это судно высадившись на судно.
15 декабря 1971 г. кубинским флотом был также захвачен корабль «Johnny Express», этот корабль выполнял миссии, аналогичные его близнецу, и был задержан после четырех часов погони и высадки десанта с противолодочного корабля «CS-307».
Четвертый этап 1972-1976 гг.
В 1972 г. была начата первая фаза модернизации кубинского флота, продлившаяся до 1976 г. В это время его организационная структура, а также качество его личного состава и подготовки были еще более усовершенствованы. В апреле 1972 г. командующий кубинским флотом в армейской иерархии был повышен до заместителя министра обороны, а ВМС стало отдельным родом войск, как и ВВС. После этого постановлением правительства вся иерархическая система была изменена и впервые после 1959 года, было введено звание для старших офицеров - генерал/адмирал. Революционный флот получил военно-морские ордена и знаки отличия.
Начались поставки более совершенных кораблей, в ходе нее в декабре 1971 г. на Кубу был доставлен первый патрульный катер пр. 1400 (НАТО - Zhuk), помимо него до 1976 г. были поставлены еще 3 подобных корабля. В 1972-1976 гг. кубинцы получили 5 ракетных катеров пр. 205 (НАТО – Osa-I), 2 ракетных катера пр.205ЭР (НАТО – Osa- II), 4 малых десантных корабля пр.1785 (НАТО – T-4), морской водолазный бот пр.535 (НАТО - Yelva), 2 водолазных морских бота пр. 1896 (НАТО - Nyryat- II) 2 водолазных морских бота пр. 1896 (НАТО - Nyryat- II), 1 океанский спасательный буксир пр. пр.733 (НАТО - Okhtensky) и 1 портовый буксир пр.498 (НАТО - Prometey).
Но в этот период несмотря на поставки со стороны СССР новых современных судов, численный состав кубинского флота значительно уменьшился из-за того что корабли и суда входившие в состав ВМС еще до революции исключались из боевого состава и списывались. И хотя численно военно-морской флот сократился, его боевая эффективность не снизилась, учитывая, что все старые корабли, списанные к тому времени, не имели большой оперативной ценности. Так согласно справочнику “Jane's Fighting Ships” из состава флота были исключены: в 1972 г. так называемый крейсер (фактически канонерка) «Cuba», в 1973 г. корвет «Sibony», вспомогательные корабли береговой охраны «Donativo», «Matanzas», в 1975 г. фрегаты «Antonio Maceo», «Jose Marti», в 1976 г. корвет «Caribe», корабли береговой охраны «Habana», «Las Villas», «Oriente», «Pinar del Rio», «Leoncio», «Prado», катера береговой охраны «GC-32», «GC-33», «GC-34», «GC-11», «GC-13», «GC-14», торпедные катера «R-41», «R-42» и буксир «Diez de Octubre». Следует учитывать что данные “Jane's Fighting Ships” порой противоречат другим источникам.
1972 г.
12 января 1972 г. в Гавану два советских буксира класса ATLANT через Атлантику доставили первые два РКА пр. 205 (НАТО – Osa-I). Ракетные катера прибыли через месяц после атаки кубинскими катерами двух невооруженных грузовых кораблей под флагом Панамы в Карибском море. 1 января 1972 г. их обнаружили и сфотографировали американские ВВС когда они находились в 1100 милях на восток от Кубы. 2 февраля американское министерство обороны обнародовало фотографии катеров буксируемых на Кубу сделанных американским разведывательным самолетом. Из состава Балтийского флота. Первая и вторая единица этого проекта, поставленная Кубе. В Кубинском флоте получили бортовые номера 250 и 251.
В 1972 г. на Кубу был доставлен и вошел в состав ВМС портовый буксир пр.498 (НАТО - Prometey). Это была третья единица этого проекта в составе ВМС Кубы, первые два переданы в 1967 г.
В конце декабря 1972 г. успешно завершила работу выполнив контракт Специальная Океанографическая Экспедиция (СОЭ) под командованием капитана 1 ранга Вартаньяна Сергея Ильича. 30 декабря вылетел предпоследний самолёт в Москву с офицерами – гидрографами гидрографического отряда, а 31 декабря убыл штаб СОЭ. Часть имущества была погружена на ГиСу и отправлена в Ленинград, часть катеров (в том числе пр.386) и промерных ботов пр. 1896 (НАТО - Nyryat- II) один из них видимо «БГК–479», были переданы в дар кубинской стороне, помимо этого СОЭ оставила подготовленных специалистов, которые учились все эти два с лишним года гидрографическому искусству, а также оказала большая помощь в практике курсантов – кубинцев, будущих офицеров – гидрографов. В СОЭ приняли участие 10 советских гидрографических судов (1970 г. - «Зенит» (пр.860), 1971 г. – «Аскольд» (пр.861), «Тропик» (пр.860), «Зенит», «Андрей Вилькицкий» (пр.850), «Семен Дежнев» (пр.850), 1972 г. – «Аскольд», «Компас» (пр.860), «Зенит» и «Василий Головнин» (пр.850)), два 120-тонных морских бота пр. 1896 (НАТО - Nyryat- II) и 11 шести тонных катеров пр.386 и пр.382. За время работы экспедиция потеряла только одного человека, который скончался от инфаркта – это мичман Волков с Северного Флота, командир «БГК–479». Он скончался на отдыхе в Гаване и был отправлен домой в Мурманск.
1973 г.
В январе 1973 г. построенный в Советском Союзе в Клайпеде 4500-тонн плавучий сухой док был доставлен на Кубу ледоколом «Владимир Русанов» и океанским буксиром «Атлант». Док установлен на верфи в Касабланке. Это второй плавучий док поставленный СССР кубинцам. По другим данным доставлен в конце 1972 г. На тот момент в стране действовало 9 верфей. Большое техническое содействие развитию этой отрасли оказала Болгария. В модернизации, оптимальном использовании судоверфи в Касабланке и в обучении персонала активное участие приняли польские специалисты, которые изучили и определили потребность Кубы в ремонте судов вплоть до 1980 г.
1 октября 1973 г. в порт Кабальяс буксирами доставлены два РКА пр. 205 (НАТО – Osa-I) с Балтики. Третья и четвертая единица этого проекта, поставленная Кубе. В Кубинском флоте получили бортовые номера 252 и 253. Для приема катеров от промышленности в бригаде ракетных катеров КБФ было сформировано два экипажа. Один под командованием капитана 3 ранга Похотелова И.А., второй под командованием капитана 1 ранга Полищанова. В состав экипажа Полищанова входила и инструкторская группа, которая должна была после передачи катеров остаться на Кубе для оказания помощи кубинским морякам в освоении новой для них техники. Катера были построены на Рыбинском ССЗ «Вымпел». Экипажи прибыли в Рыбинск за два месяца до окончания постройки катера, один за другим, с разносом по времени 2 недели. С завершением постройки каждый катер с экипажем и сдаточной командой от завода был переведен по внутренним судоходным путям в Ленинград. Один из катеров имел заводской номер 01122. Буксировку осуществляли речные буксиры. Из Ленинграда через два-три дня уже под морским буксиром ММФ начали движение в Таллин, куда прибыли через двое суток. В то время в гавани Коал-южная была организованна сдаточная база Рыбинского судостроительного завода. Прошли все испытания. Представители промышленности готовили катер к буксировке в океанских условиях. С этой целью на скулы корпуса и на баке были приварены мощные фигурные пластины толщиной до 10 см с отверстиями для крепления специального буксировочного устройства, состоящего из трех мощных скоб, трех отрезков троса и плиты, к которой они крепились. К плите прикреплялся буксировочный трос буксировщика. Все это сооружение, имело солидный вес, и для его крепления применялся трос малого диаметра, заведенный на шпиль катера. Для буксировки катеров были привлечены два спасателя из одесского отряда аварийно-спасательных и подводно-технических работ. Для первого катера СС «Гордый», для другого - СС «Горделивый».
31 июля 1973 г.
катера выходят на рейд, куда уже вышли буксировщики. Постановка на буксир
прошла очень быстро и организованно (сказались тренировки) и началось движение
к месту назначения. Как проходил переход
вспоминал капитан 1 ранга в отставке Громов Марат Николаевич: «Движение по Таллинскому заливу осуществлялось на коротком буксире, а с
выходом в открытую часть Балтики буксирный конец был стравлен до 150-200 м.
Погода пока благоприятствовала: волнение 1-2 бала, солнечный день. Для несения
ходовой вахты привлекались все офицеры, в т.ч.помощник
и командир БЧ-5. Кроме того на ходовом мостике всегда находился сигнальщик. Для
обеспечения безопасности на катер было дополнительно получено четыре монтажных
пояса, которыми с ухудшением погоды сигнальщики, а иногда и офицеры
пристегивались к ограждению мостика.
На траверзе
Лиепаи погода ухудшилась, усилились ветер и волнение. Было запрещено появление
на верхней палубе и усилен контроль за наличием
личного состава, если раньше проверяли каждые 6 часов, то в этих условиях
проверку производили каждый час. Волнение сопровождало нас до подхода к мысу Скаген. Здесь буксировщики стали на якорь, т.к. в Северном
море сильно штормило, и буксировка была невозможна. От безделья матросы начали
ловить скумбрию. В этом районе ее было очень много, и
ловилась она на крючки, к которым привязывались раскрашенные перья из подушки.
Буквально за час-полтора этой скумбрии наловили целый большой лагун. Умельцы
жарили и вялили ее.
Простояв
трое суток и дождавшись некоторого усмирения погоды, двинулись дальше, приняв
особые меры предосторожности. С этой целью еще раз проверили и закрепили все «по-штормовому», задраили все люки и горловины,
приготовились перейти на сухой паек. Для уменьшения рывков буксирный трос был
вытравлен до 400 м. Сразу прохода м. Скаген началась
очень сильная качка, однако к этому времени большинство уже «прикачались» и поэтому чувствовали себя в основном хорошо и
работоспособности не теряли, а аппетита тем более. Такая погода сопровождала
нас до самого выхода из Английского канала. Бискайский залив, на удивление,
прошли при волнении моря не более 2-х баллов, скорость буксировки 8-10 узлов.
Каждые
семь-десять суток осуществлялась помывка всего личного состава в душевой
буксировщика. С этой целью по предварительной договоренности (по радио)
буксировщики, выбирая буксирный трос, подтягивал катер к своей корме, и треть
экипажа переходила на буксировщик, после чего буксирный конец вытравливался
опять на полную длину и так три раза.
Первый заход
буксировщиками сделали в п. Плимут (Англия). Организация захода была такова. На
катере готовились к запуску главные двигатели. После запуска и прогрева,
отдавался буксирный трос. Для отдачи его площадка, к которой он был укреплен, с
помощью шпиля поднималась на баке, где и проводилась его отдача. После этого
катер подходил и становился на бакштов к другому катеру, буксировщик которого
начинал маневрировать самым малым ходом на внешнем рейде порта. Буксировщик освободился
от катера, выбирал буксирный конец и следовал в порт. В порту производилась
закупка скоропортящихся продуктов, фруктов и пополнение запасов пресной воды.
Через трое суток буксировщик возвращался, и мы производили операцию по
постановке на буксир: т.е. заводили моторы, снимались с бакштова и подходили к
«своему» буксировщику. Второй катер выполнял те же маневры, что и мы перед
уходом «нашего» буксировщика. Все эти операции и маневры прошли успешно. После
Плимута наш путь лежал вдоль побережья Европы и Африки к Канарским островам.
Этот переход в целом нормально, погода благоприятствовала, а обилие свежих
овощей и фруктов скрашивало серые будни. Следующий пункт захода был п. Лас-Пальмас на Канарских островах. Все
прошло также как и в Плимуте, за исключением того, что оба катера отдали
буксирные концы и в течение часа ходили по внешнему рейду, на различных
скоростях, вплоть до максимального на радость и удивление большому числу
отдыхающих в этом районе на яхтах и катерах. Демонстрация нашего
военно-морского флага прошла успешно. При заходе в п. Лас-Пальмас
произошел казус. Капитан нашего буксировщика решил сделать доброе дело: он
разрешил нам безлимитно расходовать пресную воду с
условием, что перед заходом он пополнит ее запас. Так и произошло. Утром кок докладывает,
что в цистерне соленая вода. Оказалось, что механики буксировщика по ошибке
пополнили наши запасы забортной водой. Хорошо что в
цистерне оставалась пресная вода, ее после смешивания с забортной еще можно
было использовать для приготовления первого и второго. Чай и компот варили с
использованием конденсата от кондиционера. Катер был построен в тропическом
варианте и на нем, естественно, был предусмотрен кондиционер, который
обеспечивал охлаждение всех помещений. Производительность его была такова, что
при работе его на максимуме из вентиляционных решеток летел снег.
Капитан
признал свою оплошность и в знак примирения передел нам двойную порцию овощей и
фруктов. В районе Канарских островов температура воздуха поднималась до 35
градусов по Цельсию, и было принято решение обед поменять с ужином, т.е. то,
что должны готовить на обед – готовили на ужин и наоборот. К вечеру температура
немного спадала, и у всех появлялся аппетит.
После
Канарских островов начали движение в направлении Малых Антильских островов в п.
Форт-де-Франс на о. Мартиника. Такой маршрут был
выбран не случайно. В этот период по многолетним наблюдениям именно здесь была
наиболее благоприятная погода. Атлантика действительно спокойна. Океан дышал.
Огромные валы плавно катились до горизонта. Поначалу было очень непривычно,
когда соседний катер то возвышался, то исчезал вообще, или когда катер
оказывался на гребне вала вдруг начал лагом катиться вниз. Потом привыкли,
больше того – умудрялись даже играть в «козла» на баке.
На катере
регулярно проводились учения и тренировки, при этом надо отметить все очень
старались, может быть действовала высокая температура? Наиболее тяжело
переносилась не жара днем, а духота вечером и ночью. Кондиционер старались не
включать, чтобы избежать простудных заболеваний. В целом все шло своим чередом.
Информацию о событиях в стране и за рубежом мы регулярно получали от
буксировщика и от своих транзисторных приемников, правда, потом наступил
момент, когда они перестали принимать что-либо.
На всем
переходе велась навигационная прокладка, вернее контролировалось, место каждые
4 часа от буксировщика по радио получали координаты местонахождения. Все это
наносилось на карту. Был период, когда карта представляла собой просто сетку с
координатами, какие-либо ориентиры отсутствовали. Иногда было жутковато
смотреть на карту и видеть, что под тобой глубина более 8 тыс. метров.
Осуществив последний заход в п. Форт-де-Франс на о. Мартиника начали движение в направлении Кубы. В это время от буксировщика поступила информация о том, что нас догоняет шторм. Были приняты меры, еще раз проверили и закрепили все «по-штормовому». Вначале все было нормально и казалось, что все обойдется, но шторм нас догнал, когда мы входили в Наветренный пролив, который разделяет Кубу и Гаити. Шторм был жестокий. Создавалось впечатление, что катер ложиться на борт, касаясь воды ангарами. Шторм трепал нас около суток, потом все успокоилось. В целом все обошлось, кое-что побилось, но это по мелочам. Пройдя Наветренный пролив, повернули вдоль Кубы и через пять дней прибыли на рейд в п. Кабальяс. Переход, который длился около шестидесяти суток - закончился. На рейде на борт катера прибыли представители кубинских Революционных ВМС.»
Передача имущества и ЗИП заняла 10 дней, после чего катера своим ходом перешли в Гавану и стали в док. При стоянке в доке кроме осмотра винто-рулевой группы, забортных отверстий была произведена покраска еще одним слоем необрастающей краски, которую предоставила кубинская сторона, да и работу они выполнили сами. После докования оба катера вышли на контрольный выход. На выходе продемонстрировали в работе все механизмы, приборы, проверили работу главных двигателей на различных режимах и завершили выход артиллерийской стрельбой, дав возможность пострелять командованию дивизиона резервным способом (от колонки). На следующий день был подписан акт передачи, после чего кубинцы устроили небольшой прием, после которого оба экипажа на двух автобусах убыли в Варадеро. Спустя две недели экипажи за исключением инструкторской группы отбыли в СССР.
В декабре 1973 г. в Гавану спасательным буксиром «Посейдон» был доставлен плавучий кран грузоподъемностью 800 тонн. 28 ноября они вышли из Херсона, где он был построен. До этого в Гаване самым крупным был только 100-тонный плавучий кран, изготовленный в Венгрии. И хотя доставленный плавучий кран не входил в состав ВМС, но он был очень важен для выгрузки тяжеловесных грузов с судов, доставлявших, в числе прочих и боевые катера как палубный груз. Что было более эффективно по сравнению с рисками, возникающими при буксировке.
В 1973 г. кубинцам был поставлен первый морской водолазный бот пр.535 (НАТО - Yelva).
1974 г.
В январе 1974 г. буксир «Гордый» привел на Кубу в порт Кабальяс один РКА пр. 205 (НАТО – Osa-I). Пятая единица этого проекта, поставленная Кубе. Катер, построенный на Рыбинском ССЗ «Вымпел», заводской номер 01122, перегонялся с Черного моря, где он проходил испытания и временно входил в состав 41-й бригады ракетных катеров КЧФ. 6 декабря 1973 г. буксир «Гордый» начал буксировку заказа на “объект 303” (шифровое обозначение страны заказчика - Кубы). В Кубинском флоте получил бортовой номер 254. Это последний – пятый РКА пр. 205 (НАТО – Osa-I) поставленный кубинцам, других не поставлялось. Информация о поставке шестой единицы в 1976 г. (другие источники пишут о 1974 г.) неверна и происходит из ошибочной информации данной «Jane's Fighting Ships 1981-82», исправленной уже «Jane's Fighting Ships 1982-83».
В июле 1974 г. грузовое судно «Юрий Гагарин» доставило на Кубу патрульный катер пр. 1400 (НАТО - Zhuk). Вторая единица этого проекта, поставленная Кубе.
В сентябре 1974 г. на Кубу были доставлены два десантных катера пр.1785 (НАТО – T-4) «Д-577» и «Д-579» с Черноморского флота.
В ноябре 1974 г. была осуществлена первая идентифицированная поставка крылатых ракет П-15 (НАТО - SS-N-2 Styx) для ракетных катеров за более чем три года. Они были доставлены 7 ноября на грузовом судне «Физик Вавилов». Поставка ракет видимо была связана с истощением запасов, после серии стрельб в сентябре-октябре 1974 г.
1975 г.
14 августа 1975 г. на Кубу были доставлены два десантных катера пр.1785 (НАТО – T-4). С их прибытием общее число десантных катеров этого проекта составило 7 единиц.
1 октября 1975 г. на Кубу на борту одного советского сухогруза доставлены 4 патрульных катера пр. 1400 (НАТО - Zhuk). С их прибытием число их достигло до шести единиц.
1976 г.
В 1976 г. начато строительство комплекса зданий новой Морской Академии на 3000 учащихся на левом берегу небольшой реки Санта Ана (Santa Ana), впадающей во Флоридский пролив, на расстоянии пару километров от курортного места Плайя Барокоа, муниципалитет Bauta. Причины необходимости переноса Академии открытой в 1916 г. в Кастилло де Рубенс (Castillo de Rubens) в заливе Мариэль, провинция Пинар дел Рио (Pinar del Río) был банальна. Старый комплекс не обеспечивал необходимое число морских специалистов для все увеличивающегося кубинского флота – военного и торгового. Кроме того в заливе Мариэль шло интенсивное строительство, контейнерного причала и судоверфи для рыболовных кораблей на площадях которые занимали учебные суда и площадки академии что препятствовало как их работе так и нормальному процессу обучения. Кроме того вблизи Академии были открыто месторождение для производства цемента, построена фабрика для его производства и взрывные работы на месторождении наносили ущерб старому зданию Академии.
В ноябре 1976 г. базирующуюся на ВМБ Кабаньяс Западную военно-морскую флотилию переименовали в Гвардейскую флотилию высадки Гранмы (Flotilla de la Guardia Desembarco del Granma). С августа 1975 г. ею командует полковник Diaz Rodriguez Leonardo. На Кабаньяс базировались 461 флотилия ракетных катеров (18 РКА пр. 183Р (НАТО - Komar)) состоящая из двух эскадрилий 113 и 81 (escuadrillas la 113 y la 81), каждый из которых делился на три дивизиона по три РКА в каждом. Кроме того была сформирована 20-я эскадрилья (escuadrilla 20), так как ожидалось включение в состав флотилии первых РКА пр.205 (Оса II).
9 апреля 1976 г. на Кубу доставлен приведенный на буксире торгового буксира один РКА пр.205ЭР (НАТО – Osa- II). Вышли из Черного моря 3 февраля. Первая единица этого проекта, поставленная Кубе. В Кубинском флоте получил бортовой номер 256.
В декабре 1976 г. на Кубу были доставлены 2 патрульных катера пр. 1400 (НАТО - Zhuk).
В 1976 г. кубинцам передан океанский спасательный буксир пр. пр.733 (НАТО - Okhtensky), сменивший списанный в том же году старый буксир «Diez de Octubre». Новый буксир получил наименование «CARIBE», это название до списания в 1976 г. носил один из старых кубинских корветов.
Розин Александр.