На Главную.

 

 

Розин Александр.

 

Поставки кораблей Советским Союзом для ВМС Кубы.

Часть 2.

 

Пятый этап 1977- 1986 гг.

Продолжалось совершенствование системы военно-морского образования и подготовки кадров для флота. В декабре 1977 года, постановлением правительства Военно-морская академия и другие четыре академии Вооруженных сил приобрели статус равный гражданским университетам страны. С сентября 1978 года срок обучения в ВМА был увеличен до четырех лет (с трех с половиной лет), а в дальнейшем и до пяти лет.

Штаб-квартира MGR расположена в Гаване. Существует три региональных командования ВМС: Западный округ штаб в Кабаньясе, на северном побережье Пинар-дель-Рио  (охватывает побережье провинций Пинар-дель-Рио и Гавана, а также остров Молодежи (Хувентуо); базы: Гавана, Мариэль), Центральный округ штаб в Сьенфуэгос, на Южном побережье (охватывает Матансас, Вилья-Клару, Сьенфуэгос и Санкти-Спиритус; базы: Сьенфуэгос и Варадеро) и Восточный округ штаб в Никаро, на северном побережье старой провинции Ориенте (охватывает Сьего-де-Авила, Камагуэй, Лас-Тунас, Ольгин, Гранман, Сантьяго-де-Куба и Гуантанамо; базы: Пунта-Балленатос) и 4 оперативных командования (при необходимости передаются территориальным командованиям): Командование подводных лодок; Командование быстроходных ударных ракетных кораблей;  Командование быстроходных ударных торпедных кораблей;  Командование по борьбе с подводными лодками. Другие береговые значимые подразделения включают Военно-морскую академию в Пунта-Санта-Ана, Военно-морской учебный центр в Плайя-дель-Саладо, ремонтную базу на верфи Касабланка (Гавана), военно-морскую базу Мариэль и Кубинский институт гидрографии (ICH). Корабельные соединения организованы в флотилии (а не в бригады, как в ВМС стран Варшавского договора) которые в свою очередь разделялись  по типу кораблей: дивизион подводных лодок, флотилию ракетных катеров, флотилию торпедных катеров, флотилию охотников за подводными лодками и дивизион тральщиков. При этом подводные лодки были единственными судами постоянного базирования.

Задачи MGR включали береговую оборону, обеспечение охраны судов, принадлежащих торговому флоту или рыболовецким флотилиям, и наблюдение за территориальными водами Кубы, как для поддержки береговой обороны, так и для предотвращения несанкционированного выезда кубинских граждан или других лиц с острова.

В этот период кубинский военно-морской флот продолжал получать новые современные корабли, в 1981 году кубинцы получили свой первый крупный современный морской надводный корабль – сторожевой корабль пр. 1159Т (НАТО - Koni).  Все это позволило сформировать на ряду с тем что уже имелось, подводные силы, минно-тральные и десантные подразделения.

По данным американской разведки советская военная помощь Кубе увеличилась с 95 мил. долларов в 1977 г. до 652 мил. долларов к 1983 г., и не малая часть из этих средств приходилась на флот, который с 1978 г. среди прочего получил 3 подводные лодки, 2 сторожевых корабля, 11 ракетных катеров, 6 торпедных катеров, 2 десантных корабля, 4 противолодочных вертолета наземного базирования.

 

1977 г.

В  январе 1977 г.  в 650-й Учебный центр Балтийского флота по подготовке иностранных специалистов в Риге прибыли первые кубинские моряки, из которых  начали готовить подводников для строящихся на ЛАО (Ленинград) кубинских дизельных подводных лодок пр. И641К (НАТО - Foxtrot). Возглавлял их капитан 1 ранга Педро Мария Перис Бетанкур (Pedro Perez Betancourt, с 1986 г. ставший командующим Революционным военно-морским флотом Кубы), в январе 1979 г. он вернулся  на Кубу вместе с первой субмариной. Всего там для ВМС Кубы до развала Советского Союза было подготовлено – 2 управления соединением подводных лодок, 4 экипажа подводных лодок, 1 экипаж надводных кораблей, 16 групп отдельных специалистов разных специальностей подводных лодок и надводных кораблей. Среди прошедших там обучение был и капитан 2 ранга Сабино X. Фернандес Гойенчеа - начальник штаба ВМФ Кубы.

В январе (до 14 января) 1977 г. в Мариэль был приведен на буксире один РКА пр.205ЭР (НАТО – Osa- II). Вторая единица этого проекта, поставленная Кубе. В Кубинском флоте получил бортовой номер 257.

Весной 1977 г. больший массивный 4,500-тонный плавучий док построенный в Советском Союзе был доставлен в Гавану. Это был третий док доставленный на Кубу из СССР. И уже 7 января 1978 г. док, принадлежащий Морскому ремонтному предприятию (ATAMAR), был введен в эксплуатацию приняв газовоз «Эмилиано Диас» Карибской судоходной линии.

В сентябре 1977 г. с помощью СССР было начато строительство новой военно-морской базы в Пунта Модива (Punta Movida), маленьком полуострове в юго-восточной части гавани Сьенфуэгоса. Эта отдаленная часть гавани почти напротив торгового порта. В декабре 1977 г. начато строительство 200-метрового пирса и обширная расчистка земли, большая часть которой была сделана к 1 января 1978 г. Пунта Модива (Punta Movida) располагается приблизительно в 750 метрах к юго-востоку от острова Кайо Алькатрас (Cayo Alcatraz), где, в 1970 г. СССР построили административное здание, две казармы, два зала, три технических здания, обширные спортивные и прочие объекты и маленький лодочный пирса лодки. Считается что новый 200-метровый пирс в Пунта Модива, наряду с комплексом Кайо Алькатраса, может обеспечить  поддержку советских военно-морских судов действующих в регионе, а также базирование кубинского подводного флота, который еще строится в Ленинграде. Новая база была передана кубинскому командованию весной 1979 г. и включала в себя два новых причала, способных принять  четыре подводные лодки, склад военно-морских боеприпасов с многоэтажным зданием для обработки торпед и ракет. Однако на базе нет ремонтных мощностей, поэтому кубинские подводные лодки должны по-прежнему обслуживаться на Гаванской военно-морской верфи.

Во второй половине октября 1977 г. на палубе советского торгового корабля на Кубу были доставлены два патрульных катера пр. 368П (НАТО – POLUCHAT-I). Вооружен 1х2 14,5 мм 2М-7 (2352 выстрела).

30 ноября 1977 г.  на палубе советского грузового судна «Клин» типа “Краснокаменск” (БМП) в порт Гавана/Мариэль  были доставлены два первых рейдовых тральщика пр.1258 (НАТО - Yevgenya), в виде палубного груза. Как отмечала разведка США, получение кораблей этого типа повысит способность ВМС Кубы обезвреживать мины, если возникнет необходимость, на подходах к главным военно-морским базам в Мариэле, Сьенфуэгосе и Кабанасе.

16 декабря 1977 г. ГК ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков с сопровождающими его лицами на самолете Ил-18 прибыл в Гавану с официальным визитом. Главкома ВМФ СССР встречал министр обороны Кубы генерал Рауль Кастро. 17 декабря состоялась встреча С.Г.Горшкова с Фиделем Кастро. В сопровождении командующего ВМС вице-адмирала С.Куадрадо делегация посетила военно-морские объекты в базе Кабаньяс и училище в Мариель. 18 декабря С.Г.Горшков посетил остров Пинос, 19 декабря – Сантьяго де Куба. В ходе визита проведя ряд переговоров в Генштабе на тему о развитии сотрудничества по линии флотов, Главком заручился согласием на самом высоком уровне об использовании самолетами разведывательной морской авиации одного из кубинских аэродромов, а также организовать отдых экипажей подводных лодок в специально оборудованной для этого зоне отдыха. В ответ кубинским ВМС были обещаны некоторые дополнительные поставки военно-морской техники. 23 декабря адмирал Горшков вылетает с Кубы.  Перед этим в день убытия С.Горшков успел выступить перед кубинскими офицерами учебного центра с интересным докладом, отметив особую роль социалистической Кубы на американском континенте.

В 1977 г. на Кубу были доставлены 4 патрульных катера пр. 1400 (НАТО - Zhuk).

В 1977 г. кубинцы купили специально для них построенный в Дании грузовой теплоход – учебный корабль «Хосе  Марти» (Jose Marti, IMO 7520188, 12170 grt) предназначенный для обучения и прохождения практики моряков гражданского и военного флота. В состав ВМС не входил.

В 1977 г. впервые одна из частей РВМФ - катерники была удостоена гвардейского звания. В РВС Кубы первые почетные наименования гвардейских были присвоены двум частям в 1976 г.  

 

1978 г.

В 1978 г. кубинцами был создан батальон морской пехоты, но штатной организации не было, личный состав был сведен в три роты морской пехоты примерно по 70 человек в каждой, из техники было несколько автомобилей ГАЗ-66. По замыслу Руководства Республики Куба, это должен был быть «политический полк, а фактически — усиленный батальон морской пехоты». Первоначально он базировался в городе Мариэль, в середине 80-х был передислоцирован дальше по побережью в Кебра-Ача в 6- км от Гаваны. Первым командиром был майор Маурисио Лопес Альварес, к тому времени побывавший в Анголе. Впервые официально морские пехотинцы засветились 2 января 1979 г. на параде в Гаване, посвященному 20-летию Кубинской революции как части «способные вести различные виды боя на любом театре военных действий». Для доведения подготовки личного состава до необходимого уровня из СССР в декабре 1978 г. к ним направили заместителя командира бригады морской пехоты Северного флота майора Ремизова Сергея Александровича, ставшего советником при командире и штабе морской пехоты. В результате работы советских специалистов был создан полк состоящий из батальона морской пехоты двух ротного состава, батальона плавающих танков (ПТ-76 Б) двух ротного состава, минометно-артиллерийской батареи, состоящей из минометного (82 мм) и противотанкового (СПГ-9) взводов. Разведывательно-водолазный взвода, саперного взвода, взвода химзащиты, ремонтного взвода и хозяйственного взвода. Личный состав насчитывал 500-800 человек. За три года в полку сменились четыре командира — первый майор Маурисио (потом назначен на должность командира радиотехнического батальона), второй полковник Роландо (погиб в автокатастрофе при лобовом столкновении с грузовиком), третий подполковник Карбахал, его через 2 месяца сменил капитан 1 ранга. В  1981 г. подполковника С.А.Ремизова на его посту сменил подполковник В.Пивоваров так же с должности заместителя командира бригады морской пехоты Северного флота, причем его на должность пригласил сам министр обороны Республики Куба Р Кастро отметив действия его бойцов на учениях «Запад-81». В 1986 г. полковник С.А.Ремизов сменил Пивоварова на должности советника и оставался на ней по 1989 г., став первым и последним советником при командире полка морской пехоты Кубы.

В конце февраля 1978 г. советский буксир «Аметист» привел на буксире РКА пр. 205ЭР (НАТО – Osa-II) с бортовым номером 124. На обратном пути в марте «Аметист» планировал зайти в порт Фор-де-Франсартиника) для бункеровки. Передан в марте 1978 г. Третья единица этого проекта, поставленная Кубе. В Кубинском флоте получил бортовой номер 258.

В сентябре 1978 г. на советском грузовом судне на Кубу был доставлен рейдовый тральщик пр.1258 (НАТО - Yevgenya). Третья единица этого проекта поставленная кубинцам.

В начале декабря 1978 г. торговый буксир привел на Кубу РКА пр.205ЭР (НАТО – Osa- II), в середине ноября их наблюдали, когда они шли через северную Атлантику. Во второй половине декабря 1978 г. на Кубу торговым буксиром был доставлен еще один РКА пр.205ЭР (НАТО – Osa- II).

В декабре 1978 г. переданы приведенные на буксире два РКА пр.205ЭР (НАТО – Osa- II). Четвертая и пятая единица этого проекта, поставленная Кубе. В Кубинском флоте получили бортовые номера 259 и 260. Всего в 1978 г. на Кубу буксирами доставлены три РКА пр.205ЭР (НАТО - Osa-II).

В 1978 г. в СССР впервые побывал с визитом учебный корабль «Хосе  Марти» (Jose Marti) Революционного военно-морского флота Республики Куба. На его борту находились курсанты РВМФ. Кубинские моряки посетили Ленинград, побывали в местах революционной истории города, в Эрмитаже, Государственном музее Великой Октябрьской социалистической революции. В свою очередь ленинградцы посетили учебное судно «Хосе Марта».

В 1978 г. началось новое строительство  на кубинской военно-морской базе в Сьенфуэгосе предназначенной для размещения там кубинских подводных лодок. Строительство нового причала для подводных лодок в Сьенфуэгосе было завершено весной 1979 г., в то время как второй причал и большие навесы на берегу к тому времени находились в стадии строительства.

В 1978 г.  кубинцам был поставлен второй морской водолазный бот пр.535Э (НАТО - Yelva), в кубинском флоте получил бортовой номер наименование В-015.

В 1978 г. кубинцам поставлен катер пр. 361 (НАТО – К 8) (точно какой тип не знаю). Списан в 1982 г. Данные о поставках небольших вспомогательных судов/катеров почти отсутствуют. Так согласно “Jane's Fighting Ships 1982-83” в 1978 г. был поставлен 1 катер-тральщик класса K 8 польской постройки (пр.361Т),  но уже “Jane's Fighting Ships 1984-85”  про него написано, что он поставлен в 1962 г., чего не было. В статье профессора Милан Вего (Milán Vego) «La Marina Cubana 1959-82» он так же отмечает  о поставке 1 катера класса K-8, но в 1980 г.

 

1979 г.

В 1978 г. был обнародован Указ № 14 в котором Морская Академия объявлялась Центром Высшего образования для инженеров различных специальностей Военно-морских сил, торгового флота и рыболовного флота. В 1979 г. начальником Морской Академии в Пунта Санта Ана (Punta Santa Ana) был назначен контр-адмирал Е.Куса (José Luis Cuza Téllez de Girón). В юношестве он воевал с Фиделем Кастро в горах Сьерра Маэстро, был его адъютантом. Академию возглавлял по 1984 г. К 1979 г. количество курсантов Морской Академии  удвоилась по сравнению с 1975 г. и достигла 800-1000 человек. До того как учебный план был экстренно переработан в 1977 г. все курсанты обучались 4 года. Теперь курсанты в зависимости от специализации обучаются пять, четыре и два года. Последний выпуск по старой программе был в 1980 г., в первый выпуск инженеров получивших ученую степень в июне 1981 г. – 103 инженера: 52 для торгового флота и 51 для ВМС.  Кроме того кубинское руководство в 1979 г. объявило о создании морской школы в Сьенфуэгосе, что обеспечит предварительное обучение военно-морского персонала.

В 1979 г. по американским данным в кубинском ВМС было создано подразделение специальных операций Formacion de Missiones Especial Naval - FEN - Naval Special Mission Formation. Численность примерно 200 человек. Обучением их занимались преподаватели советского спецназа. Они специализируются в десантировании, разведке побережья, диверсиях. Это подразделение боевых водолазов-пловцов вероятно было организовано, чтобы поддержать недавно созданный батальон морской пехоты.  Для кубинского морского спецназа, советскими офицерами 17-й отдельной бригады специального назначения Черноморского флота были подготовлены 122 кубинских водолаза — разведчика, значительная часть из числа которых осуществляла охрану кубинского лидера Фиделя Кастро во время его отдыха на морском побережье, особенно во время его подводной охоты. Тактике некоторым другим специфическим умениям кубинских боевых пловцов в период их становления обучали специалисты во главе с капитаном 1-го ранга Алексеем Максимовичем Криковцевым, награжденным за службу многими правительственными наградами, в том числе и от Республики Куба.

6 февраля 1979 г. на советском теплоходе «Ола» (класса Омск, ДВМП) из Владивостока в Гавану доставили первые два ТКА  пр.206МЭ (НАТО  - Turya) построенные на Владивостокском ССЗ - заводские номера 815 и 816. Куба была первой зарубежной страной получившей торпедные катера пр.206МЭ. В Кубинском флоте они получили наименование 101 и 102.

6 февраля (или 7 февраля) 1979 г. в Сьенфуэгос буксир доставил из СССР первую кубинскую подводную лодку пр. И641К (НАТО - Foxtrot) «Б-309» управляемую кубинским экипажем,  под командованием CF (звание) Roman. ВМС США 30  января в 800 милях к юго-востоку от Бермудских островов заметили, что советская подводная лодка "Фокстрот" буксируется на Кубу советским гидрографическим судном пр.862 (НАТО - YUG) «Стрелец» БФ. Этот отряд кораблей вышел из Балтики 14 января. Член первого экипажа субмарины капитан фрегата (capitán de fragata) Рафаэль Рикардо Виллалобос (Rafael Ricardo Villalobos) вспоминал: «В разгар переправы из Советского Союза на Кубу нам пришлось пережить страшный шторм, когда мы уже плыли по Атлантическому океану. Это были не волны, а горы соленой воды, которые угрожали сделать нам оверкиль*» (*Оверкиль  — опрокидывание судна вверх килем) Перед самым приходом на Кубу подлодка едва не попала под артиллерийский огонь со стороны американцев. 5 февраля американский ракетный эсминец «Farragut» DDG-37 во время переподготовки в Карибском море произвел восемь учебных выстрелов в полигоне. Снаряды упали примерно в четырех милях от советского научно-исследовательского судна, которое, буксируя подводную лодку класса «Фокстрот» на Кубу, забрело на артиллерийский полигон.

Построена по заказу ВМС Кубы на ЛАО (Ленинград), заводской  номер –01299. Заложена  – 14 апреля 1978 г. (зачислена в списки кораблей ВМФ СССР 10 февраля 1977 г.) Спущена  на  воду –  11 сентября,  приемный  акт подписан  – 10 декабря 1978 г. Ответственный  сдатчик – И.Е.Красноруцкий. Имеющаяся информация, что подлодка осенью 1978 г. переведена по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний и 10 декабря 1978 г. вступила в строй и временно вошла в состав КСФ, не соответствует действительности. «Б-309» Балтику не покидала и оттуда выполняла переход на Кубу. На это указывает то обстоятельство что кубинские экипажи для субмарин с января 1977 г. находились на обучении в 650-м учебном центре Балтийского флота по подготовке иностранных специалистов в Риге. Возглавлял их капитан 1 ранга Педро Бетанкур (Pedro Perez Betancourt, с 1986 г. ставший командующим Революционным военно-морским флотом Кубы), вернувшийся на Кубу вместе с первой субмариной. 26 января 1979 г. лодка исключена из состава ВМФ СССР. 7 февраля 1979 г. передана ВМС Кубы, получила бортовой номер - наименование 725. 

26 апреля в порт Сьенфуэгос (Куба) была доставлена подводная лодка пр.613 (НАТО - WHISKEY), а фактически рейдовая плавучая зарядная станция  «РЗС-411» с богатой историей. Первоначально «С-175» 19 октября 1954 г. вошла в состав 4-го ВМФ (с 24.12.1955 г. – КБФ), затем с 1957 г. по 1966 г. находилась в составе ВМС Египта как «S-1». В 1966 г. она была возвращена в СССР, вторично зачислена в ДКБФ и переименована в «С-42». 25 мая 1970 г. была выведена из боевого состава, переформирована в плавучую зарядную станцию, с 31 августа 1970 г. – «ПЭС-41», 7 октября 1977 г. переформирована в рейдовую зарядную станцию – «РЗС-411». В связи с созданием подводного флота Кубы, для сбережения моторесурса субмарин, она 15 марта 1979 г. передана ВМС Кубы для использования в качестве ПЭС. Через Атлантику с Балтики подлодку буксировал советский буксир. Вероятней всего это был балтийский буксир «МБ-119» выполнивший в 1979 г. буксировку переданного боевого корабля из Лиепаи в порт Сьенфуэгос (Куба).  На Кубе использовалась как зарядная станция для ПЛ пр.641 ВМС Кубы и тренировочное судно. Советский экипаж поддерживал работу лодки до весны 1982 г. 8 февраля 1982 г. исключена из списков судов ВМФ СССР, 1 мая 1982 г. расформирован экипаж.

В майском 1979 г. номере официального кубинского военного журнала “VERDE OLIVO” (номер 18, 1979 г.) на внутреннем развороте, размещена большая фотография подводной лодки класса Foxtrot с развевающимися вымпелами Кубинского и Советского флота. Лодка пришвартована рядом с другой подводной лодкой, которая только частично видна на фотографии.

В апреле 1979 г. передан приведенный на буксире один РКА пр.205ЭР (НАТО – Osa- II). Шестая единица этого проекта, поставленная Кубе. В Кубинском флоте получил бортовой номер 212.

26 августа 1979 г.  состоялся визит в Севастополь командующего Революционным военно-морским флотом Республики Куба вице-адмирала А.Сантамария Куадрадо, который осмотрел город, побывал на кораблях Черноморского флота. Он был принят Главнокомандующим ВМФ СССР Адмиралом Флота С.Г.Горшковым.

Во второй половине сентября 1979 г.   в Гавану советским буксиром «Капитан Федотов» доставлен один РКА пр.205ЭР (НАТО - Osa-II). В конце августа американская разведка наблюдала, как они покинули Черное море. 14 сентября отряд находился на подходах к Кубе. В октябре 1979 г. передан ВМС, седьмая единица этого проекта, поставленная Кубе. В Кубинском флоте получил бортовой номер 225.

В ноябре 1979 г. на советском грузовом судне на Кубу были доставлены два рейдовых тральщика пр.1258 (НАТО - Yevgenya). Четвертая и пятая единица этого проекта, поставленная кубинцам. 

В 1979 г. согласно справочнику “Jane's Fighting Ships” из состава флота были исключены: 2 МПК пр.122Б (НАТО - Kronshtadt), 2 МПК пр. 201M (НАТО - SO-I) и 6 ТКА пр.183 (НАТО - P-6).

 

1980 г.

В течение года количество поставленных кубинцам судов было самым большим за последние годы. Американские источники, пожелавшие остаться неназванными, сообщили журналистам что «…из 52 военных кораблей, экспортированных Советским Союзом в 1980 году, Куба получила 16 - почти треть от общего количества.»

29 января 1980 г. на Кубу прибыла вторая кубинская подводная лодка пр. И641К (НАТО - Foxtrot) «Б-586» (капитан 3 ранга Прокопенко В.Н.), кубинский командир  CF (звание) Allegues. Построена по заказу ВМС Кубы на ЛАО (Ленинград), заводской  номер – 01205, заложена 27 марта 1979 г. (зачислена в списки кораблей ВМФ СССР 9 февраля 1978 г.), спущена на  воду 27 июня, приемный  акт подписан 30 ноября 1979 г. Ответственный  сдатчик – В.Г.Семыкин. Вопреки имеющейся информации о переводе лодки после спуска для приемных испытаний по внутренним водным путям на Северный флот, этого не было. Данная информация ошибочна. В декабрь 1979 г. она находилась в гига где принималась кубинским экипажем. 8 января 1980 г. субмарина под кубинским флагом  в сопровождении ЭОС пр.850 «Николай Зубов» ДКБФ покинула Балтийское море выполняя переход на Кубу. 28 февраля 1980 г. исключена из состава ВМФ СССР. В большинстве справочников говорится, что 8 марта 1980 г. передана ВМС Кубы, информация требует уточнения ведь переход на Кубу выполняла под кубинским флагом. В Кубинском ВМС получила бортовой номер - наименование 727.

В конце февраля 1980 г. на советском теплоходе «Ола» (класса Омск, ДВМП)  из Владивостока в Гавану доставили  два ТКА  пр.206МЭ (НАТО  - Turya), третий и четвертый в ВМС Кубы. Построены на Владивостокском ССЗ - заводские номера 817 и 818. В Кубинском флоте они получили бортовые номера 108 и 112.

Как это было описал в своих воспоминаниях Подшивалов Владимир Феофилович: «Подготовка к погрузке заняла довольно много времени, погрузка же так называемого балластного груза в трюмы судна заняла всего пять суток, хотя и не без некоторых нюансов, характерных для порта Находка. Было погружено 7856 тонн пиловочника (доски) в пакетах. Основной задачей было обеспечить максимальную осадку судна по приходу в порт Гавана  не менее 8,75 метров для обеспечения нормальной работы плавкрана Магнус по выгрузке палубного груза. Это было сделано с большим трудом из_за разности понимания целей. Порт старался погрузить как можно быстрее, причем погрузка производилась как попало, оставляя большие пустоты особенно в подпалубных забоях, что приводило к уменьшению тоннажа, так необходимого для обеспечения осадки судна в порту Гавана.

Однако все это осталось позади, и т/х «Ола» прибыл в порт Владивосток 25 декабря 1979 года для погрузки палубного груза на кильблоках и тросами за палубные рымы. Десятикратный боезапас, включая 80 торпед.

С окончанием погрузки и крепления на специальных торпедах палубный груз был погружен в трюмы №1 и №2. Как бы то ни было, т/х «Ола» в 23:30 31 декабря 1979 года снялся в рейс на Остров Свободы.»

Шли вокруг Африки,  7 января 1980 г. прошли Сингапурским и Малаккским проливом, от Цейлона повернули к Мадагаскару, у порта Дурбан (ЮАР) юаровские самолеты провокационно пикировали на судно, выполняли пролеты вблизи судна. На траверзе порта Кейптаун теплоход резко изменил курс влево, уходя в Атлантику. Это было сделано специально, чтобы показать, что судно не следует в Анголу и чтобы юаровцы оставили судно в покое. На пути к Кубе у Антильских островов вновь подверглись облетам самолетов, в том числе и американских F-15 с ВМБ Гуантанамо.

Подшивалов: «После налета F-15 изменили курс судна с расчетом пройти остров Куба в территориальных водах Республики Куба: в какой-то степени судно находилось бы под защитой Республики Куба. Далее плавание проходило благополучно. Прошли вблизи входа в бухту города Сантьяго-де-Куба, где происходили знаменитые события под руководством команданте Кастро. Т/х «Ола» ранее посещал город-порт Сантьяго-де-Куба во время празднования очередной годовщины Кубинской революции. Прошли в довольно близком расстоянии от входа в бухту-лагуну Сьенфуэгос.

До северо-западной оконечности острова Куба старались придерживаться кубинских территориальных вод. На следующие сутки в 16:00 прибыли на внешний рейд порта Гавана, Куба. Сообщив диспетчерской порта Гавана и портнадзору, запросили время прибытия портового лоцмана. Ответ был обескураживающий: «Постановка судна будет произведена в 08:00 утра следующих суток». Капитан попросил посмотреть в бинокль на палубный груз т/х «Ола» - вряд ли эта операция была бы осуществима утром следующего дня.

После переговоров с портовыми властями буквально через полчаса лоцман был на борту судна. И в 17:30 т/х «Ола» был поставлен на правый якорь во внутренней гавани порта Гавана. Сразу же подошли два военных катера с аквалангистами на борту. Минимум два аквалангиста постоянно находились под корпусом судна для охраны от непрошеных гостей. На утро следующего дня теплоход был поставлен к причалу. Прибыла рота автоматчиков, которые рассредоточились в 15 метрах от судна, приготовив автоматы Калашникова к действию. Аквалангисты продолжали свою работу. На борт прибыли представители Генерального штаба МО Республики Куба во главе с полковником К. Родригесом и представителями завода-изготовителя. После ознакомления с ТТД груза и возможностями портового плавкрана «Магнус» попросили капитана по возможности увеличить осадку судна с тем расчетом, чтобы п/к «Магнус» мог работать, не повредив торпедные катера и подводные крылья.

Для обеспечения безаварийной выгрузки произвели зачистку топливных танков. Перекачали остатки топлива из междудонных танков в диптанки. Затем запрессовали забортной водой все свободные от топлива междудонные танки, но этого оказалось недостаточно для нормальной работы плавкраном «Магнус». Поэтому пришлось принять забортную воду в трюмы №2 и №3, что, конечно, противоречило правилам перевозки лесных грузов. Но других путей для обеспечения выгрузки катеров у нас не было. При этом необходимо учитывать, что при поднятии катера массой 250 тонн судно должно крениться на противоположный борт, что уменьшило бы зазор между подводными крыльями катера и фальшбортом судна с имеющимися рымами и утками для крепления швартовых тросов плавсредств. Успешно закончили выгрузку левого катера. После перекантовки судна левым бортом к причалу приступили к выгрузке правого торпедного катера. Успешно выгрузили торпедные катера и сопутствующий груз из трюмов №1 и №2. Аквалангисты на катерах и береговая охрана покинули борт судна. Судно было перешвартовано на причал городской стороны бухты порта Гавана для выгрузки лесоматериалов в пакетах…

…Хозяином катеров в знак благодарности за отличную организацию обеспечения работы плавкрана «Магнус» по безопасной выгрузке катеров и других сопутствующих грузов было предложено произвести погрузку сахара-сырца назначением во Владивосток. Это была единственная партия груза назначением на Владивосток. Кстати, эту партию груза организовал ГШ ВС Республики Куба специально для т/х «Ола». Было много предложений на перевозку других грузов и даже указаний, но мной был принят к исполнению вариант, позволявший возвращение судна во Владивосток до 25 апреля 1980 года. К тому же металлические опоры для катеров должны были быть возвращены в Приморский край для последующих перевозок подобного груза. К тому же металлические опоры и кильблоки были громоздкими, тяжелыми сооружениями, занимавшими большое пространство на палубе теплохода.» Погрузив 12 500 тонн груза «сахар-сырец», судно последовало из порта Мариэль через Панамский канал в порт Владивосток.

 

19 августа на Кубу был доставлен МТЩ пр.1265Э (НАТО - Sonya) «БТ-737» с бортовым номером 568 (нарисован поверх старого номера 626).  Построен в г. Петрозаводск на ССЗ "Авангард", по экспортному проекту, заводской номер 120, вступил в строй 28 июня 1980 г.  6 июля он на буксире океанского буксира-спасателя «Зубр» (АСПТР Черноморского пароходства, недавно построенного в Норвегии для СССР) вышел из Балтийского моря. При заходе в порт, капитан  буксира сообщил, что этот буксир направляется на Мальту, он направился на Кубу, куда 19 августа привел тральщик. Первая единица этого проекта в кубинском флоте, получил бортовой номер  - наименование 560.

В августе 1980 г. базирующуюся на ВМБ Кабаньяс Западную военно-морскую флотилию переименованную в 1976 г. в  Гвардейскую флотилию высадки Гранмы (Flotilla de la Guardia Desembarco del Granma) перевели на более высокий уровень переименовав в  – Западный военно-морской округ.

В ноябре 1980 г. на Кубу было доставлено малое гидрографическое судно пр. 871 (НАТО - Biya) «ГС-186». В кубинском флоте получило наименование «GUAMA» H-103. Построен на польской верфи  «Сточня Полноцна» в Гданьске, заводской номер 871/3, спущен 28 марта 1970 г., введен в строй 23 декабря 1970 г.

Во второй половине декабря на Кубу был доставлен МТЩ пр.1265Э (НАТО - Sonya) «БТ-738». Построен в г. Петрозаводск на ССЗ "Авангард", по экспортному проекту, заводской номер 121, вступил в строй 30 сентября 1980 г.  9 ноября он на буксире спасательного судна пр.843 «Капитан Ф. Федотов» (БМП, АСПТР)  вышел из Балтийского моря. Вторая единица этого проекта в кубинском флоте, получил бортовой номер  - наименование 561.

В декабре 1980 г. на Кубу были доставлены 3 патрульных катера пр. 1400 (НАТО - Zhuk). Всего в 1980 г. Кубинцам поставили 6 катеров этого проекта.

В декабре 1980 г. на советском грузовом судне на Кубу были доставлены два рейдовых тральщика пр.1258 (НАТО - Yevgenya). Шестая и седьмая единица этого проекта, поставленная кубинцам. 

 

1981 г.

В 1981 г. произошла смена советника командующего кубинским флотом, на место контр-адмирала Рычкова Валентина Дмитриевича  занимавшего эту должность пять лет, пришел с должности командира 30-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ  контр-адмирал Стадниченко Юрий Александрович.

Наши морские офицеры активно участвовали в подготовке кадров кубинского флота в Морской Академии. Главной работой помимо обучения, была помощь преподавателям в написании приличных учебных пособий на основе советских учебников и справочников, адаптируя их к технике, имеющейся в Кубинском ВМФ. Работали наши специалисты по 2-3 года. В 1981-1982 гг. консультантам Начальника академии был капитан 1 ранга Николай Гаврилович Величко, прибывший туда с должности начальника факультета Автоматизированных Систем Управления  (АСУ) ВМУРЭ им Попова. В феврале 1982 г. его сменил капитан 1 ранга Халевин Юрий Владимирович. Наши офицеры оказывали помощь в организации процесса обучения. Капитан 1 ранга Аркадий Петрович Блинов на тот момент он был единственным среди наших специалистов кто имел степень доктора военно-морских наук и звание профессора. В Высшем военно-морском инженерном ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского он был профессором кафедры «Боевых средств флота, основ тактики ВМФ и истории военно-морского искусства», по этим же вопросам он консультировал и в Академии. В конце сентября 1981 г. А.П. Блинов убыл в Союз, на его место, из Калининградского ВВМУ прибыл капитан 1 ранга Альберт Мусаелов. Для него нынешняя командировка на Кубу была уже второй и он довольно уверенно изъяснялся по-испански. Консультантом на штурманском факультете был капитан 2 ранга Михаил Назаров, в конце сентября 1983 г. он убыл в Союз,  вместо него на его должность назначили офицера из Мурманской мореходки капитана 2 ранга Фёдора Иванова. Консультантами у связистов и РТС были капитаны 1 ранга Юрий Лысенко  и Леонид Сапрыкин. Консультантом у дизелистов капитан 1 ранга Василий Иванович Долгов (убыл в июне 1982 г.), на одном факультете с В.Долговым, консультантам по ОКС был Владимир Коробов. В сентябре 1981 г. в Академию прибыл капитан 2 ранга Бахарев Юрий Иванович имеющий степень кандидат технических наук, консультантом электротехнической  кафедры электромеханического факультета. Вместо обычных двух лет его командировка здесь была продлена и он вернулся в Союз только в 1984 г.

17 февраля 1981 г. на советском грузовом судне  из Владивостока в Гавану доставили  два ТКА  пр.206МЭ (НАТО  - Turya), пятый и шестой в ВМС Кубы. Построены на Владивостокском ССЗ - заводские номера 819 и 820. В Кубинском флоте они получили бортовые номера 130 и 165.

В августе 1981 г.  в Гавану прибыл первый передаваемый кубинцам СКР пр. 1159Т (НАТО - Koni) «СКР-28» бортовой 864. Самый крупный надводный военно-морской корабль, переданный СССР Кубе. Ранее Copley News Service процитировал не названного чиновника Пентагона, который сказал: «Доставка этого корабля (президенту Фиделю) Кастро дает Кубе первый реальный потенциал надводного флота в океане». Корабль под заводским № 251 был 17.07.1979 г. заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 19.02.1980 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 21.06.1980 г. изготавливался в тропическом исполнении для Кубы. В справочнике С. С. Бережной «Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000» Морская коллекция № 6 2000 г. ошибочно утверждается что он «после спуска был  переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 30.12.1980 г. и временно вошел в состав ДКБФ.» Фактически был переведен на Черное море для прохождения сдаточных испытаний, там вступил в строй 30.12.1980 г. и временно вошел в состав КЧФ. На нем там проходил обучение первый кубинский экипаж. В июле 1981 г. на буксире гражданского буксира вышел в переход на Кубу, 29 июля прошли турецкие проливы. 24.09.1981 г. передан ВМС Кубы и переименован в «Mariel» бортовой номер 350. Базировался на Сьенфуэгос. 29.04.1982 г. исключен из состава ВМФ СССР и 30.06.1982 г. экипаж расформирован. 

В ноябре 1981 г. переданы  два РКА пр.205ЭР (НАТО – Osa-II) доставленные с Черного моря. Восьмая и девятая единица этого проекта, поставленная Кубе. В Кубинском флоте получили бортовые номера 261 и 262.

10 декабря  1981 г. на советском грузовом судне на Кубу были доставлены два рейдовых тральщика пр.1258 (НАТО - Yevgenya) с Балтики. Восьмая и девятая единица этого проекта, поставленная кубинцам. 

В 1981 г. согласно справочнику “Jane's Fighting Ships” из состава флота были исключены: 1 МПК пр. 201M (НАТО - SO-I) и старые еще времен Батисты патрульные вспомогательные катера S 1-10, 12, 14.

 

1982 г.

В 1981 году Куба получила самое большое количество оружия с 1962 года; но общее количество 1982 года было еще выше.

В январе 1982 г. два РКА пр.205ЭР  (НАТО - Osa-II) были доставлены в Гавану на советском грузовом судне типа «Стахановец Котов» класса RO/FLO. Десятая и одиннадцатая единица этого проекта, поставленная Кубе.  В Кубинском флоте получили бортовые номера 267 и 268.

В феврале (данные на 1 февраля) 1982 г. два РКА пр.205ЭР  (НАТО - Osa-II) были доставлены в Гавану на советском грузовом судне типа «Стахановец Котов» класса RO/FLO. Двенадцатая и тринадцатая единица этого проекта, поставленная Кубе.  В Кубинском флоте получили бортовые номера 271 и 274.

В феврале 1982 г. в Гавану прибыло судно размагничивания пр.1799А (НАТО - PELYM) «СР-77». Построенное на Хабаровский ССЗ судно безобмоточного размагничивания под буксиром вышло из Владивостока прошло транзитом Южно-Китайское море, Индийский океан, Суэцкий канал, Гибралтарский пролив и прибыло на Кубу. Суда этого класса работают как с подводными лодками, так и с надводными кораблями до крейсера включительно. Наличие его на Кубе позволит советским судам удлинить период их развертывания на боевой службе. В кубинском флоте получило бортовой номер наименование «ADG 40».

В сентябре 1982 г. в ВМБ Мариель   прибыл средний десантный корабль пр.771А (НАТО - POLNOCNY B), в кубинском ВМС получил бортовой номер № 690. 10 сентября он еще буксировался из СССР. Вероятней всего это СДК «СДК-109» из состава Черноморского флота, так как второй по имеющимся сведениям был  «СДК-82» из состава Балтийского флота и вероятней всего он прибыл в декабре 1982 г.

10 ноября 1982 г. на советском грузовом судне на Кубу был доставлен рейдовый тральщик пр.1258 (НАТО - Yevgenya). Десятая единица этого проекта, поставленная кубинцам. 

4 декабря  1982 г.  в ВМБ Мариель  прибыл средний десантный корабль пр.771А (НАТО - POLNOCNY B) бортовой 445. Он шел с Балтики буксируясь буксиром пр.498 (НАТО - ATLANT) «Капитан Федоров»,  последний при этом заходил в порт Лос-Пальмас (Канарские острова, Испания) для отдыха команды и бункеровки. В кубинском ВМС получил бортовой номер № 691. Вероятней всего это «СДК-82» из состава Балтийского флота, так как второй по имеющимся сведениям был СДК «СДК-109» из состава Черноморского флота, хотя это надо бы проверить. Кстати в справочнике  Ю.В.Апалькова "Корабли ВМФ СССР. Том 4. Десантные и минно-тральные корабли" в абзаце посвященном ему ошибка на ошибке: «… входивший в состав ЧФ — СДК-82 (зав. № 5, пр. 771, вступил в строй в 1967 г.) — в 1969 г. продали правительству Кубы»

В конце декабря 1982 г. (по другим данным 9 января 1983 г.) на советском грузовом судне «Отрадное» (класса Омск, ДВМП) из Владивостока в Гавану доставили на палубе очередные два ТКА  пр.206МЭ (НАТО  - Turya). Доведя общее их число до 8 единиц.  Построенные на Владивостокском ССЗ - заводские номера 821 и 822.  В Кубинском флоте они получили бортовые номера 178 и 180.

 

1983 г.

В 1983 г. советские отгрузки боевого оружия  Кубе составили 37 700 тонн, по сравнению с 24 500 тоннами отправленными в 1982  г. Но тоннаж поставленных военно-морских судов, упал от 3 730 тонн в 1982 г.  до 710 тонн.

В 1983 г. флот получил из Советского Союза 4 противолодочных вертолета Ми-14, они были размещены на аэродроме Мариэль к западу от Гаваны.

В начале 1983 г. американская разведка получила данные, что ВМС Кубы недавно завершили переоборудование большого траулера в разведывательное судно «ISLA DE LA JUVENTUD». Это  РЗК  был переоборудован ими в 1982 г. из траулера класса ARMINZA - 1556 тонн водоизмещения. Советское оборудование радиотехнической разведки, установленное на нем, расширит возможности кубинцев по сбору разведданных против Соединенных Штатов, а также их соседей по Карибскому бассейну.

В конце мая 1983 г. Куба провела несколько учений по высадке морских десантов у порта Мариэль. В учениях было задействовано 400 морских пехотинцев, четыре легких танка и восемь бронетранспортеров. Для высадки использовались два СДК пр.771А (НАТО - POLNOCNY B), способные нести шесть танков каждый.)

К началу августа 1983 г. Советский Союз доставил на Кубу на военно-морскую базу Пунта Мовида (Punta Movida)  плавучий док в 4500 тонн. С его прибытием у Кубы стало четыре сухих дока для военно-морского  и коммерческого использования. Новый док впервые обеспечивает возможность ремонта военных кораблей кубинского флота вне Гаваны. Доставка дока это - часть общего расширения и усовершенствование кубинских военно-морских сил. Сухой док является достаточно большим, чтобы ремонтировать там фрегаты и субмарины базирующиеся в Пунта Мовида. Док мог быть также задействован и для ремонта некоторых советских судов, которые периодически посещают остров. Хотя  на середину 1983 г. таких прецедентов не было.

После вторжения в Гренаду в октябре 1983 г. одна из трех кубинских подводных лодок класса Foxtrot осуществляла патрулирование в восточной части страны в районе Punta de Maisí. Один из корабельных артиллеристов рассказал, что в ходе похода они имели встречу с американской ПЛА класса Лос-Анджелес, которая оказалась своим бортом  перед  торпедными аппаратами подводной лодки. Собеседник сказал, что если бы они стреляли, субмарина янки была бы потоплена.

13 ноября 1983 г. на советском грузовом судне класса Омск из Владивостока доставили один ТКА  пр.206МЭ (НАТО  - Turya). В конце сентября его краном загрузили на грузовое судно во Владивостоке. Последний из катеров этого проекта поставленный СССР кубинцам. Построен на Владивостокском ССЗ - заводской номер 823.  В Кубинском флоте получил бортовой номер 193.

 

1984 г.

В августе  1984 г.  командование кубинским флотом перешло от вице-адмирала Альдо Сантамариа Куадрадо (Aldo Santamaria Cuadrado ), который находился на этой должности с 1965 г.  к контр-адмиралу Хосе Куза Теллез-Жирону (Jose Cuza Tellez-Giron), который также стал вице министром.  Новый командующий с июля 1980 г.  был директором Военно-Морской академии.  В должности  по 1986 г.

3 февраля 1984 г. В Гавану прибыл второй передаваемый кубинцам СКР пр. 1159Т (НАТО - Koni) «СКР-471» приведенный океанским буксиром-спасателем пр.1453 «Ягуар» ЧМП. Корабль под заводским № 253 был 24.04.1981 г. заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 08.02.1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 31.07.1982 г. в тропическом исполнении для Кубы и вскоре переведен по внутренним водным системам на Черное море в Севастополь  для прохождения сдаточных испытаний. В справочнике С. С. Бережной «Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000» Морская коллекция № 6 2000 г. ошибочно написано, что он переводился по внутренним водным системам на Балтийское море и временно входил в состав ДКБФ. Вступил в строй 17.08.1983 г. Кораблем командовал капитан 3 ранга Неминущий, первый и последний командир. Корабль кубинцам передавался в Поти, и на Кубу уходил с кубинским экипажем имея бортовой номер 848, вел его морской буксир сберегая его моторесурс. 3 января 1984 г. прошли турецкие проливы идя на Кубу. 08.02.1984 г. исключен из состава ВМФ СССР, После прибытия корабля на Кубу в феврале 1984 г.  переименован в № 356. 01.05.1984 г. экипаж расформирован.

7 февраля 1984 г. в кубинский порт Пунта Мовида (PUNTA MOVIDA) прибыла третья дизельная подводная лодка пр. И641К (НАТО - FOXTROT) «Б-510» (к-3р. Цветков В.Ю.) шла в сопровождении  гидрографического судна пр.862 (НАТО - YUG) «Стрелец» БФ. Построена по заказу ВМС Кубы на ЛАО (Ленинград), заводской  номер –01209. Заложена 3 марта 1983 г. (по другим данным зачислена в списки кораблей ВМФ СССР 29 апреля 1982 г., экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ, заложена по заказу правительства Кубы 8 августа 1982 г.) Спущена  на  воду –  10 июня 1983 г.,  приемный  акт подписан – 20 октября 1983 г. Ответственный  сдатчик – С.А.Носачев. (112.стр363.) В декабре 1983 г. находилась в гига. 3 января 1984 г. вышла в море на контрольный выход перед переходом на Кубу, 6 января после устранения неполадок, выявленных на контрольном выходе, начала переход на Кубу. 8 января исключена из состава ВМФ СССР. 7 февраля 1984 г. передана ВМС Кубы, получила бортовой номер наименование - 729.

В апреле 1984 г. во время визита отряда советских кораблей во главе с вертолетоносцем «Ленинград», кубинский СКР пр. 1159Т (НАТО - Koni) проводил с ними маневры в Мексиканском заливе в пределах 100 миль от побережья США во время их совместного перехода в кубинский порт Сьенфуэгос. Как заявили высокопоставленные лица в Пентагоне: «Это только начало совместных операций с кубинским флотом. Мы это впервые видим». «Кубинский флот достиг размеров, позволяющих проводить совместные операции», - сказал один чиновник. «Это гораздо более сложные возможности, чем они когда-либо были».

В ноябре (по другим данным 1 сентября) 1984 г. на советском грузовом судне на Кубу были доставлены два рейдовых тральщика пр.1258 (НАТО - Yevgenya). Одиннадцатая и двенадцатая единица этого проекта, поставленная кубинцам. 

Осенью  1984 г. в кубинский порт Мариэль черноморский сухогруз «Кремль» доставил 2 патрульных катера пр. 1400 (НАТО - Zhuk). Поставка было осуществлена в один из двух рейсов -  17 сентября или 3 ноября 1984 г. Именно в эти даты он прибыл в порт Мариэль.

В 1984 г. Куба передала сандинистам  два рейдовых тральщика пр. 1258Э (НАТО - Yevgenya) в порту Эль-Блуф (El Bluff). ТЩ пр. 1258Э (НАТО - Yevgenya) доставлены кубинским судном прибывшего из порта Сьенфуэгос, куда они были в свою очередь привезены в сентябре 1984 г. из СССР на кубинском судне «Siboney» (класса Siboney). 

В 1984 г. в порт Эль-Блуф (El Bluff, Никарагуа) кубинское судно «Juarez» (класса Bolivar) доставило  советский патрульный катер пр.1400 (НАТО - Zhuk), это был третий катер этого проекта в ВМС Никарагуа. Судно пришло из порта Гавана, куда оно в свою очередь ранее прибыло из СССР.

В 1984 г. кубинское руководство вручило орден “Антонио Масео” Каспийскому ВВМКУ имени С. М. Кирова за отличную подготовку кадров для кубинского флота на 3-м специальном факультете, где обучались курсанты из стран социалистических стран или близких по духу.   На спец. факультетах велась подготовка курсантов и слушателей по 31-й специальности которые различались сроком обучения с 2,5 до 5 лет, одновременно в училище проводилась подготовка офицерского состава и специалистов экипажей кораблей, подводных лодок и ракетно-технических позиций. За весь период существования специальных факультетов в них обучались представители 32-х стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, было подготовлено свыше 5-ти тысяч военно-морских специалистов этих стран. Кубинцы были одними из тех, кто был среди них, еще в  1970 г. Каспийский ВВМКУ в ходе визита в СССР, посетил министр обороны Республики Куба майор Рауль Кастро Рус. Кубинские курсанты  осваивая морскую науку  учились прилежно и в 1977 г., в 1979 г., 1980 г., 1981 г., 1982 г., 1983 г., 1984 г. некоторые из них получили дипломы с отличием, что заслужить весьма сложно, их удостаивались считанные единицы. И в дальнейшем кубинские курсанты продолжали получать при выпуске дипломы с отличием в 1987 г. и в 1988 г. Причем в 1988 г. с Золотой медалью училище окончил – Умберто Родригес, а выпускнику училища Аркимедесу Аргуэльсу Родригесу за участие в конкурсе, посвященном 70-летию ВС СССР присуждена первая премия журнала «Советское военное обозрение», что вообще было редкостью.

 

1985 г.

В январе 1985 г. МТЩ пр.1265Э (НАТО - Sonya) «БТ-131» который перегонялся черноморским экипажем, был передан ВМС Кубы, где получил бортовой номер наименование 578. Построен в г. Петрозаводск на ССЗ "Авангард", по экспортному проекту, заводской номер 134, вступил в строй 8 сентября 1984 г. 

В феврале 1985 г. на Кубу были доставлены первые два ПСКР пр.205П (НАТО - Stenka). Строились в Ленинграде на ССЗ  «Алмаз» в экспортном исполнении пр.02059, строительный № 194 и 195. Перевозились через Атлантику на грузовых судах, своим ходом не шли. Вошли в состав пограничной охраны, Tropas Guarda Fronteras, которая на Кубе подчинена МВД.

В первой половине 1985 г. на Кубу были доставлены 2 подвижных береговых противокорабельных комплекса «Рубеж» (индекс ГРАУ 4К51, наименование НАТО SSC-3 «Styx») с ракетой «П-15М». 

В августе 1985 г. на Кубу был доставлен один ПСКР пр.205П (НАТО - Stenka). Доведя общее число катеров этого проекта до трех. Строился в Ленинграде на ССЗ  «Алмаз» в экспортном исполнении пр.02059, строительный № 198. Перевозили через Атлантику на грузовом судне. Вошел в состав пограничной охраны, Tropas Guarda Fronteras, которая на Кубе подчинена МВД.

В сентябре 1985 г. на Кубу были доставлены 4 патрульных катера пр. 1400 (НАТО - Zhuk).

В ноябре 1985 г. на Кубу был доставлен патрульный катер пр. 1400 (НАТО - Zhuk).

В декабре 1985 г.  на Кубу доставлена четвертая единица МТЩ пр.1265Э (НАТО - Sonya). Согласно данным американской разведки в 1985 г. кубинцы получили два МТЩ класса Sonya (третья и четвертая единицы). В ВМС Кубы получила номер №570. По другим данным был поставлен МТЩ пр.1265Э (НАТО - Sonya) «БТ-133» с Балтики.  Построен в г. Петрозаводск на ССЗ "Авангард", по экспортному проекту, заводской номер 140, вступил в строй 16 июля 1986 г.  Если это так то он не мог быть поставлен в конце 1985 г.

В 1985 г. согласно справочнику “Jane's Fighting Ships” из состава флота были исключены: 2 МПК пр. 201M (НАТО - SO-I), 8 ТКА пр.183 (НАТО - P-6), 5 ТКА пр. 123К (НАТО - P-4) кроме того 1 ПСКА пр.1400 (НАТО - Zhuk) и 2 РТЩ пр.1258 (Yevgenya) были переданы Никарагуа. Как уже отмечал ранее информация “Jane's Fighting Ships” не всегда корректна в силу того что информация о передаче кораблей с Кубы Никарагуа особо не афишировалась. И доставка 1 ПСКА пр.1400 (НАТО - Zhuk) и 2 РТЩ пр.1258 (Yevgenya) на кубинских судах была осуществлена в 1984 г., при этом корабли перевозились на кубинских судах из СССР с заходом на Кубу и уже оттуда в Никарагуа.

 

1986 г.

В  1986 г.  командование кубинским флотом перешло от контр-адмиралу Хосе Куза Теллез-Жирону (Jose Cuza Tellez-Giron), который находился на этой должности с 1984 г., к контр-адмиралу Педро Перес Бетанкур (Pedro Perez Betancourt). Который с февраля 1981 г. командовал Западным военно-морским округом. Оставался командующим по июль 2010 г.

В 1986 г. в Морской Академии впервые на обучение были приняты женщины.

В январе 1986 г. ЦРУ подтвердило развертывание на Кубе мобильного берегового ракетного комплекса "Рубеж" (индекс ГРАУ 4К51, по кодификации НАТО: SSC-3 «Styx») с дозвуковой противокорабельной крылатой ракетой «П-15М» имевшей дальность действия в 45 миль. После того как мобильная установка была замечена в районе к юго-западу от Сьенфуэгос. Первый признак, что Гавана обладает этой ракетной системой американцы получили в июле 1985 г. обнаружив в районе Флоридского побережья фрагмент ракеты запущенной не с ракетного катера а с наземной установки.

В марте 1986 г. подводная лодка пр641К «№ 725» (бывшая «Б-309») поставлена на ремонт в Гаване. Ремонт так и не был закончен в связи с тем, что программа военной помощи СССР для Кубы была свернута.

В 1986-1987 гг. с Кубы в Никарагуа было поставлено 5 патрульных катеров пр.1400МЭ (НАТО - Zhuk). 2 в начале 1986 г., видимо из ранее поставленных на Кубу. В  августе  1986 г. на Кубу были доставлены из СССР 3 патрульных катера пр.1400МЭ (НАТО - Zhuk), один из них в конце 1986 г. отбуксировали в Никарагуа, а оставшиеся два отбуксировали весной 1987 г. в марте и апреле никарагуанские суда, выполняя челночные рейсы с Кубы в Никарагуа. Так же через Кубу в Никарагуа в 1986 г. были переданы очередные два рейдовых тральщика пр.1258 (НАТО - Yevgenya).

В ноябре 1986 г. в порт Мариэль из СССР доставлены 2 патрульных катера пр.1400МЭ (НАТО - Zhuk). Эта поставка восполнила, хотя и не полностью убыль кубинского флота после передачи 3 катеров для ВМС Никарагуа в 1986 г. Общее число патрульных катеров пр.1400МЭ (НАТО - Zhuk) составило 25 единиц, на одну меньше чем на конец 1985 г.

В  1986 г. на советском грузовом судне на Кубу были доставлены два рейдовых тральщика пр.1258 (НАТО - Yevgenya). Тринадцатая и четырнадцатая единица этого проекта, поставленная кубинцам. 

В 1986 г. на Кубу были доставлены еще 2 подвижных береговых противокорабельных комплекса «Рубеж», общее их число достигло 4, или другими словами на Кубе была развернута полноценная батарея. В составе батареи комплекса «Рубеж» имелись четыре пусковые установки КТ-161 и четыре транспортно-заряжающие машины. По 4 ракеты на установку или 16 ракет в батарее.

В 1986 г. согласно справочнику “Jane's Fighting Ships” из состава флота были исключены: 1 ПСКА пр.1400 (НАТО - Zhuk) и 3 водолазных катера пр.376 (НАТО - PO-2), хотя их было поставлено только 2, третий видимо какой то другой.

 

Шестой этап 1987- 1990 гг.

Вопреки происходящему в Москве, с 1985 года кубинское руководство начало двигаться в противоположном направлении от Советского Союза и стран Восточного блока, резко положив конец эксперименту со свободным предпринимательством и подобными экспериментам. В 1987 г. русские поставили на Кубу меньше оборудования и материалов, чем планировалось, дефицит возник из-за производственных проблем и в ноябре 1987 г.  в Москве Фидель Кастро получил заверения в том, что «помощь Кубе не будет уменьшена из-за каких-либо реформ, проводимых в Советском Союзе». Более того Советский Союз обещал увеличить помощь в 1988 году примерно на 10 процентов. Но как показали дальнейшие события этого не произошло.

В связи с изменениями в Советском Союзе из-за начавшейся “перестройки” началось снижение поставок новых кораблей для ВМС Кубы, что в купе с исключением из боевого состава списываемых советских судов поставленных в 60-70 годах привело к постепенному сокращению корабельного состава. Кроме того из-за проблем с поставками запчастей из СССР, поставленные в ремонт на кубинских предприятиях боевые корабли не получили необходимого ремонта и списывались  как это произошло с кубинскими подводными лодками.

 

1987 г.

В октябре 1987 г. новый командующий РВМФ Кубы контр-адмирал Педро Мигель Перес Бетанкур прибыл с официальным визитом в СССР, он имел встречу с новым главкомом ВМФ СССР адмиралом В.Н.Чернавиным. В ходе визита он посетил Черноморский флот, посетив ракетный крейсер «Слава», потом перелетел на самолете на Каспийскую флотилию. Там  8 октября 1987 г. он посетил Каспийское ВВМКУ им. С.М. Кирова.

В 1987-1988 гг. советские специалисты-разведчики оказали техническую помощь кубинским коллегам в оборудовании и комплектовании боевых постов на их РЗК «ISLA DE LA JUVENTUD». Это кубинский РЗК переоборудованный ими в 1982 г. из траулера 1556 тонн водоизмещения и относящийся к классу ARMINZA.

В 1987 г. согласно справочнику “Jane's Fighting Ships” из состава флота были исключены: 1 плавучая зарядная станция - ДПЛ пр.613 (НАТО - WHISKEY), 5 РКА пр. 183Р (НАТО - Komar), 2 МПК пр. 201M (НАТО - SO-I) и 4 МДК пр.1785 (НАТО - T-4).

 

1988 г.

10 апреля 1988 г. третий СКР пр. 1159Т (НАТО - Koni) «СКР-451» передан ВМС Кубы и переименован в «Monkada» бортовой номер 353.  Корабль под заводским № 257 был 06.05.1986 г. заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, а зачислен в списки кораблей ВМФ еще 11.04.1986 г. в тропическом исполнении для Кубы. Спущен на воду 03.05.1987 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1987 г. и временно вошел в состав КЧФ. 09.02.1988 г. исключен из состава ВМФ СССР, 10.04.1988 г. передан ВМС Кубы, 01.07.1988 г. экипаж расформирован.

Не совсем понятно, когда именно сторожевик прибыл на Кубу. По имеющимся воспоминаниям одного из старшин, служивших на корабле в период передачи, можно понять, что в апреле СКР отправился на Кубу. «К декабрю все испытания и приёмки закончились, и мы отправились в г. Поти, для передачи корабля кубинскому экипажу. Переход состоялся практически перед самым новым годом.

Поти. На утро после перехода началась большая приборка, не просто большая, а очень большая. В том смысле что выйдя на построение на подъём флага мы обнаружили на пирсе кубинский экипаж. Кубинцы стояли ровными рядами одетые в нашу форму держа в руках металлические тазики, вёдра, веники, какие-то щетки. В общем, готовился такой интернациональный субботник.

После подъёма флага их начали разводить по б/ч. Мне в отделение досталось восемь человек. Шестеро из них были …ну в общем афроамериканцы, как сейчас принято говорить, причём с таким конкретным фиолетовым отливом. Ну, думаю коренные кубинцы. Русский язык знали все, командиры отделений и офицеры даже очень не плохо.

Наш старпом по громкой связи вместо обычного «большую приборку начать», добавил «медь железо, драить, резину белить». Кубинцы это поняли буквально. Где-то часа через три их командир отделения нашёл меня в ЦАРПе распивающего чай с пряниками и поинтересовался где можно найти мел. Зачем, говорю тебе мел - ну как же резину белить.

Не помню где, но нашли мы ему мела. Часам к двенадцати вышел на полубак и честно говоря офигел от той чистоты и порядка которую там навели кубинцы. Ну как кубинцы, совместными конечно усилиями, но результат разительно отличался. Разводы соли и копоти на башне отмыты до блеска пресной водой, задрайки на люках и лючках отполированы и смазаны, резина на всех уплотнениях натёрта мелом. Медные форсунки СВЗ сверкают на солнце. По правому борту в районе волнореза на палубе была какая-то здоровенная плоская гайка-заглушка под антенну. Покрашенная, как и вся палуба в тёмно зелёный цвет. Кубинцы каким-то образом узнали, что она медная и отполировали её до состояния зеркала. Так завершилось наше первое знакомство с кубинцами.

Затем началась подготовка и празднование нового 1988 года.

Отдохнув после празднования нового года пару дней, началась подготовка к передаче корабля.

Практически каждый день кубинцы приходили к восьми утра и, дождавшись окончания ритуала подъёма флага, поднимались на борт. Затем происходил выход в море и обучение кубинского экипажа. Вечером возвращались на базу, и кубинцы уходили к себе в казарму учебной части.

Как-то возвращаясь вечером в базу, заходим на швартовку кормой к пирсу, по громкой связи вахтенный офицер командует «Внимание экипаж, управление кораблём передаётся кубинскому экипажу». Тут же по громкой связи начинают отдаваться команды на их языке. Я корректно со своим отделением удалился с бака на полубак. Минуты через три замечаем, что как-то резво мы приближаемся к пирсу. И тут крик по громкой связи уже командира «Советскому экипажу принять управление! Машина полный вперёд, баковые стоп травить!». Машина отработала, ленточные стопора якорей зажали, но было уже поздно. Через несколько секунд раздалось БРРРУМ и мы встали. Повреждения транца были не значительные, но достаточно заметные. Через пару дней приехали сварщики с рентгеном, заварили, просветили и закрасили это недоразумение.

Интересно происходило общение между экипажами. Кубинцы охотно рассказывали, как у них проходит служба. Арнольдо их ком. отд. когда узнал что я из Сибири долго расспрашивал меня про медведей. Кажется, он тогда так и не поверил, что я их видел только в зоопарке.

К апрелю наши амигос достаточно уверенно научились управлять кораблем. Тем не менее, часть командного состава отправилась сопровождать их на Кубу.

Мы же, весь л/с корабля скр-451 отправились дослуживать, в свою семнадцатую бригаду, на свои уставшие СКРы - 159 и 35 проекта.»

В 1988 г. согласно справочнику “Jane's Fighting Ships” из состава флота было исключено судно «Triton».

 

1989 г.

25 марта 1989 г. из Поти на буксире на Кубу ушел ПСКР пр.1241ПЭ (НАТО – Pauk II). На переход было запланировано 60 суток, но он занял 56. За сутки перед прибытием в Гавану оборвался буксирный трос и ПСКР сам пришел в порт. На следующий день покинули Гавану и начали переход в порт Кабаньяс, 21 мая пришли к месту базирования. В начале 1990 г. заказ базировался в гьенфуэгос. «МПК-3» (зав. № 902, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 28.02.1988 г.; 21.12.1988 г.; 29.09.1989 г. Первоначально строился по заказу МЧ ПВ КГБ СССР, но в январе 1989 г. корабль передали ВМФ СССР. Входил в состав ЧФ. В ноябре 1989 г. корабль исключили из боевого состава флота, в январе 1990 г. его передали правительству Кубы и присвоили литерное обозначение № 321.

В апреле 1989 г. во время визита М.Горбачева в Гавану был подписан советско-кубинский договор о дружбе, но в этот раз он фактически являлся не более чем подтверждением "нового мышления", без намека на какие-либо гарантии безопасности Кубе. Кроме того М.Горбачев сообщил Ф.Кастро, что оббьем помощи придется сокращать. Началось применение концепции "разумной достаточности" к военной и экономической помощи странам третьего мира, что вело к срыву проектов даже взаимно выгодных. Так в 1989 г. план, выдвинутый Министерством морского флота СССР и предусматривавший совместную работу установки по очистке корпусов судов на Кубе, также не был реализован. Или после подписания соглашения о заинтересованности идея создания совместного предприятия по производству пектина "умерла" на этапе проработки деталей. Дальше проблемы только увеличивались.

В июле 1989 г. подводная лодка пр. И641К «№ 727» (бывшая «Б-586») поставлена на ремонт в Гаване. Ремонт так и не был закончен в связи с тем, что программа военной помощи СССР для Кубы была свернута.

В ноябре 1989 г.  самый большой плавучий сухой док для Кубы был поставлен верфью из Гетеборга (Швеция) для Касабланкской верфью, около Гаваны. Док способен принимать суда в  70 000-тонн полной грузоподъемности, 230 метров длиной и 37 метров шириной, и предназначен для развития торгового флота Кубы. Док позволит отремонтировать 22 крупнейших судна кубинского торгового флота у себя, а не за границей. 30-40 процентов вместимости дока будет использовано для ремонта судов кубинского торгового флота, остальное для иностранных судов, что позволит получать около 3 млн. долларов.

В декабре 1989 г. на Кубу прибыли два патрульных катера пр.1400МЭ (НАТО - Zhuk). Это последние корабли этого проекта, поставленные кубинцам.

В 1989 г. согласно справочнику “Jane's Fighting Ships” из состава флота были исключены: 2 ПСКА пр.1400 (НАТО - Zhuk) и 2 морских водолазных бота пр. 1896 (НАТО - Nyryat-II) «H-91» и «H-92».

 

1990 г.

В марте 1990 г. Западный военно-морской округ базирующийся на ВМБ Кабаньяс (бывшая Западная военно-морская флотилия, с  1976 г.   Гвардейская флотилия высадки Гранмы (Flotilla de la Guardia Desembarco del Granma)) был реорганизован опять  в военно-морскую базу Кабаньяс. 

Перед завершением военно-технического сотрудничества часть советских руководителей, которая оставалась верной сотрудничеству с кубинцами попробовала организовать строительство ряда катеров непосредственно на Кубе, но их инициатива не была реализована. Об этом  в своей книге «Холодная война 1945—1960 г.г. Токио—Москва—Вашингтон» написала доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор Историко-архивного института РГГУ  Ирина Владимировна Быстрова: «Решением Политбюро ЦК КПСС No П 187/165 от 28 мая 1990 г. было намечено оказать Кубе техническое содействие в проектировании ракетного катера водоизмещением до 70 тонн и артиллерийского катера водоизмещением до 40 тонн (путем обмена специалистами). Предусматривалось также командировать на Кубу группу специалистов МВЭС, Министерства обороны СССР и Министерства судостроительной промышленности «для рассмотрения целесообразности и определения возможных объемов и сроков оказания Кубе технического содействия в дооборудовании судоремонтного завода в г. Мариэле с целью организации на нем строительства катеров». Расчеты за оказание Кубе технического содействия, предоставление технических консультаций, командирование и прием в СССР кубинских специалистов должны были осуществляться в соответствии с соглашением о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества от 22 октября 1963 г.

МВЭС и Министерству судостроительной промышленности  было поручено провести переговоры и подписать соответствующее соглашение с кубинской стороной, для чего направить на Кубу советскую делегацию или принять кубинскую делегацию в СССР. Расходы, связанные с приемом кубинской делегации (или командированием советской), относились «за счет сметы МВЭС'а СССР».

После подписания Соглашения Минсудпром как генеральный поставщик, а также другие министерства и ведомства «по сложившейся кооперации (по заявкам и заказ-нарядам Минсудпрома)» обязывались выполнить намеченный оббьем работ (разработка и передача технического проекта, конструкторской и технической документации на строительство ракетного катера на условиях «ноу-хау», разработка и передача перечней оборудования, специальной оснастки, инструмента и материалов, необходимых для  обеспечение монтажа систем вооружения, машин и механизмов ракетного катера, обмен специалистами и проведение консультаций).  Министерство обороны СССР было обязано на основе согласованных с кубинской стороной характеристик разработать и передать Минсудпрому тактико-технические задания на разработку ракетного катера водоизмещением 70  тонн. МВЭС было разрешено «авансировать работы, выполняемые проектными организациями Минсудпрома, по разработке проектной документации на строительство ракетного катера»». 

 

1991 г.

Последним советским советником при командующем ВМС Кубы был контр-адмирал Виктор Иванович Самсон вот его воспоминания о том времени: «В морозном январе 1990 г. я вылетел из Москвы в Гавану. У трапа самолета меня встретил главнокомандующий кубинским флотом контр-адмирал Педро Бетанкур. Он представил меня Фиделю и Раулю Кастро (на тот момент министр обороны).

На Кубе нас, военных советников, воспринимали как старших братьев, прислушивались к нам, быстро исправляли те небольшие недочеты, которые удавалось обнаружить. Между нами было полное взаимопонимание и доверие…

…Несмотря на почтенный возраст большей части техники и вооружения, они содержатся в идеальном порядке, так что выглядят как новые. Корабли, танки, ракеты, машины – все смазано, все исправно и готово немедленно вступить в бой. Хотя к 1990 г. СССР практически прекратил снабжение Кубы, корабли по-прежнему выходили в море на учения. Боевая подготовка личного состава велась непрерывно, все работало как часы.

На самом деле это очень важно. Армия либо готовится к войне, либо воюет, а вот насколько успешно, зависит от опыта бойцов и командиров. Так вот, застать кубинцев врасплох не удавалось. Как признался мне Бетанкур, ему было бы просто стыдно, занимая такую высокую должность, сделать что-то недостаточно хорошо, особенно когда от его действий зависит безопасность страны. И так было во всем – наши наставления попадали на благодатную почву…

…Разрушительная политика Горбачева не обошла Кубу стороной, но кубинцы до последнего надеялись, что мы не бросим их. К примеру, на острове была создана оборудованная база для подводных лодок. Горбачев приказал закрыть ее и вывести корабли. К моему приезду на Кубу база уже года три как не работала.

Бетанкур отвез меня туда и сказал: "Мы будем ждать до последнего, пока ваши не вернутся". База была в идеальном состоянии, кубинцы продолжали следить за ее состоянием. Прямо хоть сейчас заводи туда корабли.

После того как в 1991 г. Горбачев заявил о полном выводе советских войск с Кубы, Фидель собрал нас и сказал: "Спасибо за помощь, я в вашем отъезде никакого участия не принимал, меня никто не спросил, даже не поставили в известность. Будем откровенны: Горбачев продался американцам. Если бы меня спросили, я бы никогда не согласился с таким решением".

Перед самым отъездом ко мне подошел Рауль Кастро и попросил передать Горбачеву, что Россия в лице Кубы потеряла непотопляемый авианосец у берегов Америки: "В отличие от американцев вам бы не потребовалось строить кольцо из военных баз вокруг США, какое НАТО строит вокруг России. От Кубы до США всего 100 км. Отсюда можно было держать Америку за горло".»

С 12 по 15 ноября 1991 г. Главком ВМФ адмирал флота В. Чернавин находился с визитом на Кубе, куда он прилетел после визита в США. Однако одновременно с Главкомом ВМФ СССР,  13 ноября 1991 г. в Гавану прибыла советская делегация во главе со спецпредставителем Вячеславом Устиновым для начала переговоров о графике вывода советских войск с Кубы. И хотя Гавана тесно увязывала вывод наших войск со своим требованием ликвидации ВМБ США в Гуантанамо, позиция советской делегации была иной. Как позднее сообщил Интерфаксу Устинов, вывод порядка 3000 советских военных, дислоцированных за пределами Гаваны, не будет связан с закрытием американской военно-морской базы в заливе Гуантанамо. По этому в ряде публикаций ошибочно утверждается, что В.Чернавин вел переговоры о выводе советских войск с острова. Несколько позже по возвращению в Москву на встрече с журналистами адмирал В.Чернавин отвечая на вопросы сказал, что отношение к советским морякам на острове не изменилось. Касаясь взаимоотношений на перспективу, он пояснил, что вновь подчеркивалась полезность визитов и заходов наших кораблей в кубинские порты, развитие технического сотрудничества, обучение кубинских военнослужащих в советских ВМУЗАХ. «Здесь, как и прежде, готовы организовывать отдых для советских моряков». 

25 декабря 1991 г. Михаил Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. На следующий день – 26 декабря союзный парламент принял декларацию, в которой констатировалось, что СССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование. Новому российскому государству стало не до Кубы.

 

Часть 1.

Литература.

·         Joseph B. Treaster «No Cuba-Soviet Strain, Defector Says» New York Times May 12, 1988

·         «LA MARINA  DE  GUERRA  REVOLUCIONARIA  DE  CUBA» martes, 15 de octubre de 2019 с сайта <https://museocheguevaraargentina.blogspot.com/search?q=lanchas+torpederas>

·         «LEVEL OF SOVIET ARMS DELIVERIES TO CUBA» September 10, 1982, CIA-RDP84B00049R001403440022-7

 

Розин Александр.

 

На Главную.