На Главную.

 

Розин Александр.

 

8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1979 г. - 1981 г.

 

 

1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13.

10. Хроника БС в 1981 г.

 

На начало года на боевой службе (БС) находились -   1 КР пр.68 бис (НАТО - Sverdlov) «Александр Суворов» (бортовой 016, капитан 1 ранга В.Н. Сергеев), 1 БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Одаренный» (бортовой 562), 1 ЭМ пр.56 (НАТО - Kotlin) «Возбужденный» (бортовой 785, к-2р. А. Ремез), 3 СКР пр.1135 (НАТО - Krivak): «Грозящий» (бортовой 678, к-3р. В.А. Судаков), «Рьяный» (бортовой 789, к-3р. В.Д. Морозов), «Летучий» (бортовой 646, к-3р. В.А. Хорьков), 1 СКР пр.264 (НАТО - Т-58) «Приморский комсомолец» (бортовой 639), 1 БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Томский комсомолец» (бортовой 072, к-3р. В.И.Яриш). Подводный флот был представлен 1 ПЛАРК пр.675МК (НАТО - ECHO-II) «К-557» (б. «К-57», ее вел экипаж «К-204» к-1р. Чернышев А.А.) и 2 дизельными подводными лодками пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-33» (к-3р. С.Воронов) и «Б-397».

Новый 1981 г. крейсер пр.68 бис (НАТО - Sverdlov) «Александр Суворов» (бортовой 016, капитан 1 ранга В.Н. Сергеев) встретил на якоре у оокотра. Во время несения этой БС крейсер обеспечивали необходимыми припасами зафрахтованные суда Приморского морского пароходства - танкер «Ленинское знамя» и рефрижераторное судно «Авиатор». 

В январе БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Одаренный» (бортовой 562, капитан 3 ранга А.А.Александров) находился в доке ПМТО оокра (арх. Дахлак), всем экипажем недели три очищали и красили борта, осуществили необходимый ремонт. Готовились к визиту в Мозамбик.

4 января завершив БС, Индийский океан покинула ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot)  «Б-33» (к-3р. С.Воронов). В Андоманское море ее встретил СКР пр.1135 (НАТО - KRIYAK) «Летучий» (бортовой 646, к-3р. Хорьков Владимир Аркадьевич) который с августа 1980 г. по февраль 1981 г. работал базируясь на Камрань (Вьетнам) и который 30 декабря 1980 г. привел в Индийский океан ПЛАРК пр.675МК (НАТО - ECHO-II) «К-557». Взяв ее на сопровождение он привел ее в Камрань. Отдохнув там, подлодка продолжила поход и 22 февраля прибыла на базу в п. Бечевинка (Камчатка).

В первых числах января через Малаккский пролив в Индийский океан с целью гравиметрических измерений по плану Академии наук СССР, маршруты МГС № 28 и № 30 в Тихом и Индийском океанах, прибыли ЭОС пр. 852 «Леонид Соболев» (капитан 1 ранга Рем Григорьвич Золотых) и ДПЛ пр.641 (НАТО -  Foxtrot) «Б-50» - «Глобус» (открытое наименование) - командиры экипажей  ПЛ: капитаны 3 ранга А. И. Востриков (основной экипаж) и В. Г. Кравченко (командир 332-го резервного экипажа). Командир отряда кораблей - капитан 1 ранга Р. Г. Золотых. Заместитель по науке - капитан 2 ранга М.И. Морозов. На ПЛ исследования выполняли две ГП под руководством капитан-лейтенантов В. Г. Зимичева и В. П. Борового. Также участвовал старпом командира партии старший лейтенант Ф.Ф. Камалов. В поход вышли 1 декабря 1980 г. () 5 декабря их заметил японский самолет морских сил самообороны когда они проходили Цусимским проливом на юг. Перед Индийским океаном заходили в Камрань (Вьетнам). В ночь с 31 декабря на 1 января при просмотре кинофильма погиб старший матрос, электрик Анатолий Якубов, получил удар током от киноустановки. Тело подводника было передано на СКР пр.1135 (НАТО - KRIYAK) «Летучий» (бортовой 646) который сопровождал подлодку «Б-33» в Камрань.  

В начале января в районе Ормузского пролива наши ЭМ пр.56 (НАТО - Kotlin) «Возбужденный» (бортовой 785, к-2р. А. Ремез) и БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Томский комсомолец» (бортовой 072, к-3р. В.И.Яриш) отслеживали концентрацию американских кораблей в связи с ультиматумом иранцам по поводу заложников в готовности вступить с ними в бой по получении соответствующего приказа. Участник тех событий капитан 1 ранга Королев Валерий Иванович вспоминал: «Новый президент США (не помню кто) Выдвинул Ирану ультиматум. Вернуть заложников до 9 января 1981 г. Иначе будет нанесен удар по Ирану. В Ормузкий пролив тогда амер. стянули более 80 НК + лодки. Наших было около 30. Ждали фактических боевых действий, т.к. заложников отдавать они не собирались. С Диего-Гарсии подходила усиленная группировка Десантных сил США. УДК "Сайпан" или "Тарава", сейчас не помню +эсминцы. Нас с Возбужденным просили им на встречу. Представляю как бы мы с ними "сразились". Это было в ночь на 9 января 1981 г. Практически мы уже наблюдали друг друга, шли курсом сближения вплотную. Офицерам приказали получить оружие (ПМ). Около 6 утра получили радио - отвернуть от курса (заложников отдали).»

20 января 1981 г. выпуском заложников завершился ирано-американский конфликт. После этого началось медленное сокращение числа кораблей в Индийском океане США и СССР.

В феврале через Малаккский пролив в Индийский океан на БС пришла ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot)  «Б-427» (к-2р. В.А. Огородников). Из Владивостока вышла 14 января 1981 г. Из Южно-Китайского моря и через Малаккский пролив в Андаманское море ее эскортировал СКР пр.159 (НАТО - Petya) с бортовым номером 664, который базировался на ПМТО Камрань.

В феврале корабли эскадры (в том числе эсминец «Возбужденный», БДК «Крымский комсомолец») купировали своими действиями попытку переворота в НДРЙ. Игорь Фастовец служивший 1979-1981 гг.  в отдельном танковом батальоне,  810 бригаде морской пехоты ЧФ вспоминал о том походе на БДК «Крымский комсомолец»: «1981 год, мы на боевой находились у берегов Эфиопии, была попытка «госпереворота» в Йемене. Гнали туда на всех парах, там возле Адена находился наш узел дальней связи. Пришли на узел ночью, по пустыне перепахали траками там все, но у тех ребят было столько радости на лицах, что пришла броня, готовая их защитить, что они не обратили внимания на тот хаос. Тогда, честное слово, испытали гордость, что мы танкисты, готовы были смести все и всех за советских людей…»

1 февраля американский авианосец «Independence» CV-62 сопровождаемый ракетным крейсером «Harry E. Yarnell» CG-17  и ракетным эсминцем «Charles F. Adams» DDG-2 прибыли с визитом в австралийский порт Фрима́нтл, после того как оставили позиции на юге Аравийского моря после снижения напряженности, где авианосец находился с 7 декабря 1980 г. После отъезда «Independence» в Аравийском море остался авианосец «Ranger» CV-61 и девять других судов, плюс пять военных судов в Персидском заливе.

В феврале завершив БС, Индийский океан покинула ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-397». За время БС в ПМТО на архипелаге Дахлак (Эфиопия) прошла доковый ремонт. В Андаманском море ее принял  СКР пр.159 (НАТО - Petya) с бортовым номером 664, который базировался на ПМТО Камрань и перед этим приведший на БС «Б-427», он сопровождал ее в Малаккском проливе и далее до берегов Вьетнама.  В марте 1981 г. завершила поход прибыв на базу.

18 февраля десантный отряд Седьмого флота США во главе с вертолетоносцем «TARAWA» LHA-1 покинул Индийский океан вернувшись в Сан-Диего.

19 февраля португальское агентство печати ANOP сообщило, что советские военные корабли вошли в два главных порта Мозамбика. По данным агентства в Мапуто на якорь стал советский эсминец и судно поддержки, а в порту Бейра другие неуказанные единицы. Последний визит советских кораблей был в августе 1980 г.

21 февраля посол Советского Союза в Мозамбике Валерий Вдовин на пресс-конференции  сообщил, что «в ближайшие дни в мозамбикские воды прибудет нераскрытое число других советских военных кораблей». 22 февраля в порт Мапуту прибыл крейсер «Александр Суворов» (флаг командира 8-й ОПЭСК контр-адмирала М.Хронопуло). Визит в Мозамбик, похоже, был организован поспешно.  Он включал в себя ряд военных кораблей, прибывающих в шахматном порядке как в столицу Мапуту, так и в Бейре.  Группа кораблей  в конечном итоге состояла из крейсера («Александр Суворов»), эсминца (БПК «Одаренный»), сторожевика («Грозящий») и танкера «Борис Чиликин», из них все кроме сторожевика в Мапуту. Президент Мозамбика Самора Машел посетил крейсер 26 февраля.  Этот визит проходил в напряженной политической атмосфере. Советские корабли впервые прибыли через неделю после того, как правительство Мозамбика изгнало четырех должностных лиц американского посольства по обвинению в шпионаже и через три недели после решительного рейда южноафриканских коммандос на штаб - квартиру АНК  в пригороде Мапуту 30 января. Визит военных кораблей также произошел после того, как Южная Африка объявила о переводе эскадры истребителей из Претории на базу ближе к Мозамбику. Прибытие советских кораблей было истолковано как доказательство Мозамбику того, что в соответствии с условиями договора о дружбе 1977 года он может рассчитывать на поддержку своего договорного партнера против внешнего врага. Об этом же говорил посол СССР в Мозамбике. Он заявил, что присутствие советских кораблей никому не угрожает, «но если кто-то нападет на наших друзей, мы дадим соответствующий ответ». Пресса ЮАР, поместив фотографию стоящего у пирса крейсера, снабдила снимок примерно такой надписью: «Несмотря на присутствие в Мозамбике советского крейсера «А.Суворов», мы полны решимости громить банды «Фрелимо», ведущие страну к разрухе». Однако, за десять суток стоянки крейсера в порту, вооруженных инцидентов на границах Мозамбике не было.

10 марта крейсер «Александр Суворов» прибыл в Порт-Луи (оаврикий) для участия в праздновании Дня независимости. На переходе крейсер дозаправлялся топливом от танкера «Ленинское знамя». На рейде Порт-Луи, во внутренней гавани к моменту прихода туда «Александра Суворова» уже стояло много кораблей под флагами разных стран, прибывших на празднование Дня независимости, в том числе французский фрегат, американский эсминец, японский СКР. По случаю праздника губернатор острова устроил для гостей, в том числе моряков иностранных флотов, официальный прием, во время которого главе государства Маврикий гости дарили подарки. Так, американский флагман от имени правительства США подарил островной республике чек на два миллиона долларов, а командир 8-й ОПЭСК - модель крейсера «Александр Суворов». Поэтому позже, когда губернатор Маврикия фотографировался на память с гостями, посол США сидел рядом с главой Маврикия, а советский - стоял на заднем плане среди других гостей «меньшего калибра» (память о самоотверженной и бескорыстной помощи советских моряков с крейсера «Дмитрий Пожарский» в 1975 г. в спасении людей и ликвидации катастрофических последствий тайфуна «Жервез» оказалась короткой). После завершения визита «Александр Суворов» вернулся на якорную стоянку у оокотра.

В начале марта АУГ во главе с авианосцем «RANGER» CV-61 посетила порт Коломбо (Шри-Ланка) и 12 марта «RANGER», ракетный крейсер «FOX» CG-33, ракетный эсминец  «GOLDSBOROUGH» DDG-20, фрегаты «Downes» FF-1070, «Badger» FF-1071 отбыли из Индийского океана через Малаккский пролив в Гонконг.

12 марта им на смену через Малаккский пролив вошла АУГ - авианосец «MIDWAY» CV-41, ракетный крейсер «Reeves» CG-24, ракетный эсминец «Richard E. Byrd» DDG-23 и четыре фрегата «Lang» FF-1060, «Lockwood» FF-1064, «Gray» FF-1054, «Kirk» FF-1087.

3 апреля завершив БС Индийский океан покинули - БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Одаренный» (бортовой 562), СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Рьяный» (бортовой 789, к-3р. Валентин Данилович Морозов), выполнявший межфлотский переход с Балтики на ТОФ с несением боевой службы в Индийском океане и БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Томский комсомолец» (бортовой 072, к-3р. В.И.Яриш) на борту усиленная танковая рота 165 полка морской пехоты ТОФ под командованием майора А.А.Селедцова. БДК завершил поход 16 апреля. Для БПК это был последний его дальний поход.

19 апреля через Малаккский пролив в Индийский океан на БС пришел СРЗК «Пеленг» (тип «Памир» бывший буксир-спасатель построен в Gavle, Швеция, бортовой  ССВ-477).

В апреле покинули Индийский океан через Малаккский пролив завершив там гравиметрические измерения по плану Академии наук СССР ЭОС пр. 852 «Леонид Соболев» и ДПЛ пр.641 (НАТО -  Foxtrot) «Б-50» - «Глобус» (открытое наименование). За время нахождения там выполнили заходы в порты Коломбо (Шри-Ланка), Порт-Луи (Маврикий), б. Губбет  Мус-Нефит (Эфиопия). В Коломбо и Порт-Луи судно и лодка были открыты для посещения жителями городов. Выйдя из Индийского океана продолжили исследования, заходили повторно в Камрань (Вьетнам). Домой прибыли 1 июня 1981 г.

6 мая из Средиземного моря в Индийский океан через Суэцкий канал прошел американский авианосец «AMERICA» CV-66 в сопровождении ракетного эсминца «Preble» DDG-46. «AMERICA» была первым авианосцем выполнившим переход Суэцким каналом после возобновления его работы в 1975 г.

В мае произошла очередная смена американских АУГ в Индийском океане. Завершив поход АУГ во главе с авианосцем «MIDWAY» CV-41 вернулся в порты Японии, а АУГ во главе с авианосцем «INDEPENDENCE» CV-62 ушел через Суэцкий канал.

Им на смену прибыли авианосец «AMERICA» CV-66 от Атлантического флота и авианосец «KITTY HAWK» CV-63 от Седьмого флота. С последним ракетный крейсер «HALSEY» CG-23, ракетный эсминец «HOEL» DDG-13, эсминцы «LEFTWICH» DD-984, «CUSHING» DD-985, фрегат «Fanning» FF-1076, танкер «WABASH» AOR-5 и судно снабжения «MOUNT HOOD» AE-29.

14 мая через Суэцкий канал, завершив БС Индийский океан покинул черноморский БДК пр.1171 (НАТО - Alligator)  «Крымский комсомолец» (бортовой 139, к-3р. Н. Суровец).  На борту усиленная 3 рота морской пехоты  882 ОБМП ЧФ. Командир десанта - командир роты капитан Чуриков В.В., ЗпоПЧ - лейтенант Щербинин С.П. служба 13 сентября 1980 г. - 22 мая 1981 г. Половину перехода из Индийского океана в базу корабль совершил на сэкономленном топливе. 100% личного состава - классные специалисты. Все стрельбы и курсовые задачи выполнены с отличными и хорошими оценками.

Во второй половине мая 1981 г. в Индийском океане вновь действовали атомоходы Северного флота. Старшим похода двух АПЛ  «К-481» и «К-488»  в Индийский океан был заместитель командира 33 ДиПЛ СФ капитан 1 ранга Олег Михайлович Фалеев.

15 апреля вышли с баз в Индийский океан АПЛ пр.671 «К-481» 3 ДиПЛ на БС вел в заданный район Индийского океана основной экипаж лодки под командованием капитана 1 ранга Шпортько Александра Николаевича (второй экипаж - 91-й экипаж под командованием капитана 1 ранга Петрова Олега Алексеевича) и АПЛ пр.671РТ «К-488» 33 ДиПЛ на БС вел экипаж «К-513» капитана 2 ранга Владимира Алексеевича Масалова (второй экипаж - основной экипаж «К-488» капитана 1 ранга Анатолия Ивановича Чулимова).

АПЛ «К-481» на переходе получили приказ зайти в Анголу. В Луанде пробыли 15 суток, корабль посетила делегация во главе с президентом Эдуардо Душ Сантос, министра обороны и 11 членов Политбюро. Послом  СССР  в  Анголе Логиновым  была  объявлена  благодарность  экипажу А.Н.Шпортько. В двадцатых числах мая обогнули Африку. По прибытию в Индийский океан направились в район Персидского залива.  Командир «К-481» капитан 1 ранга А.Н.Шпортько вспоминал: «Думаю, что К-481 действовала в Персидском заливе достаточно скрытно, и нас не обнаруживали, а если и обнаруживали, то не смогли правильно классифицировать. Случаев преследования я также не наблюдал.

Впоследствии разведданные также не подтвердили нарушения скрытности… наши действия в Персидском заливе ограничились слежением на дальность применения оружия (торпедного или ракето-торпедного). Если бы в дальнейшем потребовалось решать более сложную задачу (на поражение), мы бы ее выполнили - у меня по этому поводу ни тогда, ни сейчас сомнений нет». После выполнения первой фазы БС в Персидском заливе  у оокотра в июле была произведена смена экипажа. Экипаж Шпорько отправлен во Владивосток на плавбазе «Магаданский комсомолец», а оттуда на Север. БС продолжил 91-й экипаж под командованием капитана 1 ранга Петрова Олега Алексеевича, который и привел лодку в базу.

На АПЛ «К-488» шел старший группы АПЛ капитан 1 ранга Олег Михайлович Фалеев. На 30 сутки похода - 16 мая обогнули Африку и вошли в Индийский океан. Здесь получили по радио приказ совершить деловой заход в порт Накала (Мозамбик) с целью проведения планово-предупредительного осмотра и ремонта, а также отдыха экипажа. 20 мая в 5.20 всплыли в Мозамбикском проливе в назначенной точке, где нас встретили шквальный тропический ливень и гидрографическое судно (ГИСУ) Черноморского флота «Челекен», которому было поручено сопровождать нас в порт Накала и обеспечить наше пребывание в нем. 25 мая наша подводная лодка покинула гостеприимный порт и продолжила путь в Аден.  Через три месяца после начала похода в ПМТО на Дахлаке была произведена смена экипажей, лодку принял основной экипаж «К-488» капитана 1 ранга А.И.Чулимова. Экипаж «К-513» возвратился в СССР на борту БДК «Иван Рогов», на базу прибыли 5 августа 1981 г. Экипаж Чулимова 10 июня на плавбазе «Иван Колышкин» вместе со вторым  экипажем для «К-481» вышли с Севера и пройдя Средиземным морем и Суэцким каналом, 6 июля пришли на Дахлак. 15 июля «К-488» под командованием Чулимова вышла в Красное море, на ходу пополнив запасы продовольствия с танкера «Борис Бутома» (капитан Е.Шевченко), и еще до Баб-Эль-Мандебского пролива погрузилась для продолжения БС  (10.06. - 27.10.1981, 12.08. - 20.08. МПР в Адене).

6 мая через Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошли МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Якорь» (бортовой 756, к-л. Вячеслав Алексеевич  Михайлов) и морской буксир пр.745 «МБ-26». В ходе службы тральщиком выполнялись задачи по ведению экономической разведки в Баб-Эль-Мандебском и Ормузском проливах, конвоирование АПЛ и ДЭПЛ от о-ва Нокра (архипелаг Дахлак, Красное море) до точек погружения в Аденском заливе.  На переходах в район несения боевой службы, в районах несения боевой службы имели место неоднократные контакты с кораблями ВМС США, Ирана, Ирака, Омана. Порты заходов: п. Аден (НДРЙ), о-в Нокра (архипелаг Дахлак, Эфиопия).  Буксир выполнял рейсы по маршруту Дахлак - Массауа - Аден - Ходейда, следили за американскими кораблями у мыса Гвардафуй или в  Баб-эль-Мандебском проливе, таскали наши тральщики к Ормузскому проливу.

10 мая через Суэцкий канал на БС в Индийский океан пришел черноморский СКР пр.50 (НАТО - Riga) «Куница» (бортовой 827).

10 мая завершив БС, Индийский океан покинул СРЗК «Гидрограф» (тип «Памир» бывший буксир-спасатель построен в Gavle, Швеция, бортовой  ССВ-480). В 20-х числах мая его видели идущим домой через Цусимский пролив, вместе с танкерами «Ижора» и «Борис Бутома». Экипаж танкера «Борис Бутома» (капитан Е.Шевченко) отлично справился с обеспечением боевых кораблей и добился высоких трудовых успехов. По итогам социалистического соревнования судно заняло первое место в ВМФ, а его капитан Е.Шевченко объявлен лучшим капитаном ВМФ и награжден орденом Октябрьской Революции.

В мае через Суэцкий канал  в Индийский океан прошло ЭОС пр.1537 «Балхаш» (капитан 3 ранга Бочаров Алексей Иванович) ТОФ. 10 мая в 16.00 оно прибыло в Порт-Саид для транзита, канал проходил впервые. Общее время прохода Суэцкого канала судном составляло 14 ч. 30 мин, включая стоянку на якоре в Горьком озере в течении 4 ч. 30 мин.

В мае 1981 г. в Мапуту вокруг мыса Доброй Надежды отправилось ОИС «Николай Зубов» с авангардом балтийской ОЭ ВМФ. (Основная часть техники, оборудования и мгка были доставлены заранее транспортным судном «Новоалтайск».) Первые океанографические исследования экспедиция начала проводить на юге Мозамбика в порту Понто-де-Оро (на границе с ЮАР). Всеми работами экспедиции в Мозамбике руководили капитаны 1 ранга А.Т. Калугин, В.М. Агапов (назначен начальником экспедиции в 1982 г.) и капитан 2 ранга В.И. Пелипко (заместитель начальника экспедиции).

В мае через Суэцкий канал на БС в Индийский океан пришел черноморский БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) с бортовым 141. Там до 5 августа. Вероятно это был «Николай Фильчинков», хотя подтверждения пока не нашел.

 

16-22 мая диспозиция советских кораблей по американским данным: МТЩ NATYA MSF-756 (пр. 266М «Якорь» бортовой 756) патрулирует в Ормузском проливе. СРЗК AGI-477 («Пеленг»  ССВ-477) остается на станции в северной части Аравийского моря ведя наблюдение за АУГ с авианосцем «AMERICA». Также в северной части Аравийского моря 20 мая была обнаружена подводная лодка FOXTROT обозначенная американцами как P003-81 (пр.641 «Б-427»).

СКР PGF-639 (пр.264 «Приморский комсомолец») отбыл с Сокотры и шел в северо-восточном направлении в Аравийское море, возможно с целью сменить AGI-477 («Пеленг») или MSF-756 («Якорь»).

Следующие единицы находятся в порту или около Сокотры: крейсер SVERDLOV CL-016 (пр.68 бис «Александр Суворов»), эсминец KOTLIN DDG-785 (пр.56 «Возбужденный»), СКР KRIVAK FGG-678 (пр.1135 «Грозящий»), AGOR BALKASH (ЭОС пр.1537 «Балхаш»), торговый танкер YEGORYEVSK (БМТ пр.563 «Егорьевск») и ZNAMYA («Ленинское Знамя»).

ПЛАРК ECHO-II обозначенная американцами как SSGN-P036 (пр. 675МК «К-557») находилась в Адене вместе с плавбазой AS DON (пр.310 «Магаданский комсомолец»)  и AG TAMA (вспомогательное судно) выполняя посещение порта.

Торговый танкер PORIK («Василий Порик») проходил транзитом в Южную часть Красного моря.

Единицы находившиеся в порту или около арх. Дахлак: десантный корабль  LST-141 (пр.1171), AGS OKEAN (гидрографическое судно), один AR (ПМ «ПМ-52»), один ATA (океанский буксир), один YO (нефтеналивная баржа), и два YOT’S.

СКР RIGA FF (пр.50 «Куница») прошел транзитом Суэцкий канал и направлялся в южном направлении к Индийскому океану

ASS LIMAN (ГИСУ пр.861 «Лиман») и AGOR GOLOVNIN (ЭОС пр. 850 «Василий Головнин») работают в центральной части Индийского океана.

ASS CHELEKEN (ГИСУ пр.861 «Челекин») и АПЛ VICTOR-II обозначенная американцами как SSM L-017 (пр.671РТ «К-488») проводят заход в порт Накала (NACALA) (Мозамбик).

VICTOR-I обозначенная американцами как SSM L-039 (пр.671 «К-481») проходит мыс Доброй Надежды чтобы войти в южную часть Индийского океана. 

 

19-23 мая в ходе БС в Аравийском море ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot)  «Б-427» (к-2р. В.А. Огородников)  в течение 2 суток и 9 часов вела слежение за АМГ ВМС США, выполнив при этом 6 учебных торпедных атак по авианосцу «AMERICA» с дистанции 80 кб. Служивший на ПЛ Александр Григорьевич Литвинчук вспоминал: «На глубине 96 метров  мы следили за американским эскортом авианосцев, условно отрабатывая на них атаки. Внезапно вырвало приёмный отливной кингстон, вода начала мгновенно поступать в отсек. Мы задраили переборки, всплыли на глубину 28 метров… и 17 часов боролись на живучесть. Но «боролись за живучесть» - понятие относительное. В фильмах показывают  большую активность и яркие переживания членов экипажа. Большинство из нас неподвижно лежало на кроватях. Нужно было экономить кислород! Фактически работали два человека, при этом обстановка была крайне спокойной. А потом мы всплыли под перископ и нас, наконец-то засекли американцы - вот для них это был шок! Паника началась страшная! Насколько я знаю, командующего этой ударно авианосной группы сняли с должности. А действия нашей ПЛ поставили в пример всему Военно-морскому флоту.»

В период с 26 по 31 мая 1981 г. КР «Александр Суворов» (флаг командира 8-й ОПЭСК), ЭМ  «Возбужденный» нанесли визит в Аден (НДРЙ). Моряки совершили экскурсии по городу, безупречное поведение их заслужило высокую оценку жителей и местных властей. После визита  «Александр Суворов»  вновь возвратился на северный рейд оокотра, а эсминец направился домой.

2 июня завершив БС, Индийский океан покинул СКР пр.264 (НАТО - Т-58) «Приморский комсомолец» (бортовой 639).

5 июня через Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошла плавмастерская пр.304 (НАТО - Amur)  «ПМ-129». Находилась на ПМТО арх. Дахлак по сентябрь 1982 г.

6 июня через Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошел ЭМ пр.56 (НАТО - Kotlin) «Влиятельный» (бортовой 718, к-2р. А. Вихров) и танкер.

10 июня завершив БС, Индийский океан покинул ЭМ пр.56 (НАТО - Kotlin) «Возбужденный» (бортовой 785, к-3р. А. Ремез). На корабле 70% специалистов первого и второго класса, 12 мастеров военного дела. Штурманская, ракетно-артиллерийская и минно-торпедная БЧ, медицинская и химическая службы объявлены отличными. Это был его последний поход, 8 марта 1982 г. он был поставлен на консервацию с которой пошел уже на списание в 1989 г.

Летом состоялся поход КР «Александр Суворов» на архипелаг Дахлак (Эфиопия) со стоянкой на якоре на внешнем рейде о. Нокра. Этот визит запомнился морякам особо - холодильные машины недавно модернизированного корабля, предназначенные для работы в условиях температуры забортной воды до +28° по Цельсию, при существующей температуре воды на Дахлаке (+32°), просто отказывались работать. Работали только установленные за время заводского ремонта в некоторых жилых и служебных помещениях импортные кондиционеры. К тому же, срок пребывания «Суворова» на БС был продлен еще на месяц, до прибытия ему на смену РКР «Севастополь».

30 июня через Малаккский пролив в Индийский океан вошел БДК пр.1174 (НАТО - Ivan Rogov) «Иван Рогов» (бортовой 099). Корабль вышел 16 июня из Владивостока осуществляя поход на Балтику для участия в учениях «Запад 81» без  морских пехотинцев и их техники. В середине июля на ПМТО  Дахлак забрали экипаж АПЛ пр. 671РТ «К-513» командир - капитан 1 ранга Масалов В.А. для доставки домой и взвод морских пехотинцев который уже в Средиземном море передали на СКР «Ревностный». Индийский океан покинули 18 июля через Суэцкий канал.

1 июля через Суэцкий канал завершив БС, Индийский океан покинула базировавшаяся на ПМТО арх. Дахлак плавмастерская пр.304 (НАТО - Amur)  «ПМ-52» (капитан 3 ранга Нагирвадзе). На ПМТО находилась с 1978 г. придя туда из  г. Балтийска совершив переход через Атлантику, Суэцкий канал.  За период службы сменилось три командира: капитан 3 ранга Лисин, капитан лейтенант Котов, капитан 3 ранга Нагирвадзе. Отправилась на гарантийный ремонт в Польшу.

В начале июля пройдя по Суэцкому каналу в Индийскую эскадру вошла ПБПЛ пр. 1886 (НАТО - UGRA) «Иван Колышкин» СФ. 10 июня вышла с Севера со сменными экипажами северных АПЛ, 6 июля были на ПМТО Дахлак.

12 июля завершив БС, Индийский океан покинула ПЛАРК пр.675МК (НАТО - ECHO-II) «К-557» (б. «К-57», ее вел экипаж «К-204» к-1р. Чернышев А.А.). В Андаманском море лодку встретил МТЩ  пр.266 базировавшегося  на Камрань и пришедший специально для этого и в его сопровождении отправились домой. За время восьмимесячного похода - 245 дней, пройдено  29555 миль под водой, 4519 миль над водой; 142 дня под водой, 28 дней над водой, 75 дней в портах и на якоре; посетил порт Аден, остров Нокра (архахлак), остров Сокотра. Было совершено три боевых службы в Аравийском море с задачей слежения за авианосцами США и Англии. Вернулись из похода 7 августа 1981 г. 

15 июля через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл РКР пр.1134А (НАТО - Kresta) «Севастополь» (бортовой 032, к-1р. Павел Андреевич Глагола). В поход вышел 1 июля 1981 г. Это была первая боевая служба этого корабля здесь, так как в августе-октябре 1980 г. он осуществил межфлотский переход из Мурманска во Владивосток (залив Стрелок, бухта Абрек) по Северному морскому пути с заходом в бухту Провидения и Петропавловск-Камчатский. Имеющая хождение информация «перешел в июле 1981 г.» не соответствует действительности.

В июле через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Сергей Лазо» (командир Аванесов С.А), на борту батальон морской пехоты  165 полка морской пехоты ТОФ (241 человек и 47 единиц техники), командир майор Черномуров Владислав Михайлович. На БС вышли 1 июня из Владивостока, 10 июня прибыли в Камрань, оттуда только в начале июля отправились дальше в Индийский океан.

31 июля завершив БС Индийский океан покинула ПБПЛ пр.310 (НАТО - DON) «Магаданский комсомолец»  на ней находился экипаж АПЛ «К-481» СФ  капитана 1 ранга А.Н.Шпортько который оказией направлялся в Союз завершив свою часть БС атомохода. К моменту  появления подводников СФ на борту ПБПЛ «Камчатский комсомолец» выполняла задачи боевой службы 18-й месяц. Материальная часть работала уже на пределе, средняя скорость перехода была 4 узла, и само плавание во Владивосток длилось около 40 суток. Некоторое время стояли на рейде Камрани, так как к причалу швартоваться нам не разрешили. Из-за нерасторопности интендантов и недочетов при планировании на «комсомольце» были проблемы с питанием. В неограниченном количестве были крупы, остальных продуктов было очень мало. Поэтому во Владивосток  прибыли хоть и загорелыми, но похудевшими.

Возвращаясь с БС, «Александр Суворов» на обратном пути посетил с официальным визитом Коломбо (Шри-Ланка).

12 августа через Суэцкий канал на БС в Индийский океан пришел черноморский СКР пр.50 (НАТО - Riga) «Ворон» (бортовой 819, к-3р. Борис Александрович Толмазан).

12 августа завершив БС, Индийский океан покинули КР пр.68 бис (НАТО - Sverdlov) «Александр Суворов» (бортовой 016, капитан 1 ранга В.Н. Сергеев) и СКР пр.1135 (НАТО - Krivak)  «Грозящий» (бортовой 678, к-3р. Судаков Виктор Алексеевич). При прохождении Сингапурского пролива на крейсере возник пожар в третьем КО (из-за износа труб топливной системы по причине солидного возраста эксплуатации). Пожар был ликвидирован через час фреоном. Затем крейсер зашел в Камрань для пополнения запасов топлива и воды, откуда вместе с БПК «Гордый» направился во Владивосток, куда пришел 1 сентября.

14  августа через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыла ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-43» (лодку вел 305-й  экипаж под командованием капитана 2 ранга Валерия Федоровича Дорогина).  В мае  вышли с Камчатки на БС.  Шли в подводном положении до Филиппинского моря. Всплыли. Далее в сопровождении тральщика пр.266М «Трал» (бортовой 758, к-3р. В.А. Сарсамбеков) базировавшегося с июня по ноябрь 1981 г. на Камрань, миновали Сингапурский и Малаккский проливы и вновь погрузились. В Индийском океане все по отлаженной системе: два с половиной месяца в подводном слежении за супостатом, 20 дней отдыха (в Адене, у острова Сокотра, и на нашей базе в эфиопском архипелаге Дахлак), опять два с половиной месяца под водой и так далее. Новый год встретили на БС. Вернулись в 1982 г.

27 августа через Суэцкий канал завершив БС  Индийском океане ушел домой черноморский СКР пр.50 (НАТО - Riga) «Куница» (бортовой 827).

30 августа в Аден пришли с визитом ПБПЛ «Иван Колышкин» с АПЛ «К-481» возвратившейся из Персидского залива. 1 сентября йеменская армия отмечала свое 10-летие, и на празднование прибыла военная делегация из СССР во главе с главным маршалом авиации П.С. Кутаховым. Он посетил плавбазу «Колышкин» и остался очень доволен приемом. 1 сентября в переход на СФ отправилась «К-488», а 4 сентября туда же отправилась и «К-481». 

В сентябре через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл СРЗК пр.850 «Семен Челюскин» (бортовой ССВ-469).

В сентябре завершив БС  Индийский океан покинули отправившись вокруг Африки на Север два атомохода  АПЛ пр.671 «К-481» (вел  91-й экипаж капитан 1 ранга О.А.Петров) на ней возвращался и старший группы АПЛ капитан 1 ранга Олег Михайлович Фалеев  и АПЛ пр.671РТ «К-488» (вел основной экипаж «К-488» капитан 1 ранга А.И.Чулимов). Для  «К-488» плановый переход домой на Север затянулся на 2 недели, так как в Атлантике была получена команда зайти в Луанду (Ангола). В это время армия ЮАР двумя колоннами рвалась в Луанду, а их наступление сдерживал кубинский экспедиционный корпус. СССР обозначил свою твёрдую позицию в отношении ангольского вопроса вводом, кроме сухопутного спецназа, группировки кораблей в составе: БПК, ПЛА, БДК, ПМ. Наступление юаровской армии прекратилось и начались переговоры. На борту АПЛ «К-488» побывал Полномочный посол СССР в Республике Ангола Тимофеев, от имени Советского Правительства он вручил командиру АПЛ капитану 1 ранга Чулимову А.И. орден "Красной звезды". Домой пришли 27 октября 1981 г.

В Персидском заливе воспользовавшись тем, что ВМС Ирана, опасавшиеся иракской авиации и быстроходных ракетных катеров, не решили задачи по блокированию иракских морских сил в базах, корабельные ударные группы (КУГ) в составе ракетных и торпедных катеров с сентября 1981 г. начали набеговые действия на иранские конвои и одиночные танкеры и сухогрузы в районе залива Хор-Муса.

24 сентября в Индийский океан обогнув Африку пришли совершающие межфлотский переход БФ на ТОФ БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Таллин» (бортовой 730, к-2р. Юрий Гаврилович Устименко) и СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 712, к-3р. Николай Александрович Михеев), старший перехода капитан 1 ранга Василий Иванович Флоряк.  Для обоих кораблей это был долгий путь. В межфлотский переход «Таллин» вышел из Балтийска в августе, однако туда он пришел с Черного моря. 28 мая он покинул Севастополь, направляясь на БС в Средиземное море. Затем корабль проследовал в столицу Эстонии, приняв 26 июля участие в праздновании дня ВМФ СССР его визит на Балтику был связан с тем что предполагалось перевести «Таллин» во Владивосток  по Северному морскому пути и требовалось на заводе одеть корабль в противоледовую шубу, но все переиграли и в итоге БПК убыл обычным маршрутом.  СКР «Ревностный» вышел в межфлотский переход из Балтийска  9 июня 1981 г. первоначально предполагалось направить его через Суэцкий канал, но из-за осложнившейся обстановки в Анголе во второй половине июля корабль развернули от Порт-Саида где на сторожевик с БДК «Иван Рогов» который шел на Балтику был принят взвод морпехов, с которыми СКР пошел обратным путём через Гибралтар в Анголу по боевой тревоге. В пути ненадолго заходили в Конакри (Гвинея) и в августе были в Луанде, простояли там 13 суток, после этого перешли в Мосамедиш там к СКР присоединился подошедший БПК «Таллин». В сентябре выйдя из Мосамедиш вместе продолжили переход, обогнули Мыс Доброй Надежды и 24 сентября прибыли в Индийский океан, где еще несли боевую службу до марта 1982 г. 

В конце сентября с четырехдневным визитом РКР пр.1134А (НАТО - Kresta) «Севастополь» (бортовой 032, к-1р. Павел Андреевич Глагола) и судно снабжения - танкер посетили порт Виктория (Сейшельские острова). Это был первый визит советского боевого корабля с апреля 1980 г. туда.

29 сентября - 4 октября с деловым визитом в Мапуту (Мозамбик) находились БПК «Таллин» и СКР «Ревностный». Как вспоминал служивший на  СКР «Ревностный» старшина команды БИП РТД БЧ-7, главный корабельный старшина запаса Михаил Геннадьевич Цепов: «…в Мапуту экипаж уже нормально отдохнул. Были культпоходы, сходы с корабля, посещение наших кораблей жителями Мапуту и нашей, советской колонии (как они шутили) специалистов, оказывающих помощь народу Мозамбика. Это и врачи, и нефтяники, и военные советники, а также многих специальностей. Приятно было встретить вдали от родных берегов людей из Союза, русскую речь. Когда корабли швартовались в порту Мапуту, то весь берег был буквально усыпан людьми, встречающих и приветствующих корабли ВМФ СССР. Да ещё журналисты местные неправильно написали название корабля: вместо "ТАЛЛИН" написали "СТАЛИН", как нам говорили наши соотечественники, с которыми мы встречались на улицах Мапуту.» При уходе из порта с СКР «Ревностный» произошло навигационное происшествие. Михаил Цепов: «После визита в Мапуту 4 октября 1981 года наши корабли выходили из бухты по фарватеру. От флагмана, находившегося на БПК "Таллин",поступило распоряжение, чтобы наш корабль обошёл БПК "Таллин" и следовал своим курсом. Наш командир, кап.3 ранга Михеев Николай Александрович уже в то время считался отличным моряком и командиром. Так вот он приказал записать в вахтенный журнал распоряжение и выполнил указанный манёвр. Так мы и коснулись грунта. Снимать с мели пришлось буксирами, прибывшими из порта. Благополучно преодолев данную проблему, корабль продолжал путь к оокотра.»

В октябре завершив службу Индийский океан покинули авианосец «AMERICA» от Атлантического флота и авианосец «KITTY HAWK» от Седьмого флота. Их сменил АУГ во главе с авианосцем «CORAL SEA» CV-43.

9 октября завершив БС, Индийский океан покинула ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-427» (к-2р. В.А. Огородников). В ходе БС заходила на ПМТО Дахлак, в течение 2 суток и 9 часов вела слежение за АМГ ВМС США, выполнив при этом 6 учебных торпедных атак по авианосцу с дистанции 80кб. Тактически грамотные действия командира, выдержка и мужество личного состава были поставлены ГК ВМФ в пример. В Андаманском море лодку встретил МТЩ  пр.266М «Трал» (бортовой 758, к-3р. В.А. Сарсамбеков) базировавшегося с июня по ноябрь 1981 г. на Камрань и пришедший специально для этого и в его сопровождении отправились домой. Во Владивосток пришла 2 ноября 1981 г.

7-11 октября 1981 г. учебный корабль - ПБПЛ пр. 1886У (НАТО - Ugra)  «Бородино» выполнило визит в порт  Мадрас (Индия).

11 октября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл МТЩ-СКР пр.264А (НАТО - Т-58) «Тимофей Ульянцев» (старший лейтенант Виктор Павлович Бородавко).

21 октября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Летучий» (бортовой 699, к-3р. Владимир Аркадьевич Хорьков). На БС вышли 11 сентября.

21 октября завершив свое развертывание, Индийский океан через Суэцкий канал покинул авианосец «AMERICA» CV-66. Этот транзит, оказался более напряженным, чем рейс на юг 5,5 месяцев назад, из-за убийства 6 октября президента Египта Анвара Садата.

25 октября 1981 г. в ходе продолжающейся в Персидском заливе войны между Ираном и Ираком был потоплен иракским ракетным ударом многоцелевой иранский фрахтовщик «IRAN REZVAN» в Bandar Khomeiny. Это было первое полностью успешное иракское воздушное нападение на порт на острове Харк.

В октябре (ближе к концу месяца) СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 712, к-3р. Николай Александрович Михеев) вместе  с СРЗК   «Семён Челюскин» ССВ-469  выполнил заход в порт Аден. Принял участие в совместных учениях с катерами ВМФ НДРЙ, и после этого направился на архипелаг Дахлак, где планировалось докование. Но оно не потребовалось т.к. при осмотре днища водолазами дефектов не было обнаружено.

В октябре 1981 г. СССР доставил  в Мапуту (Мозамбик) плавучий док грузоподъемностью 4,5 тыс. тонн для ремонта судов. Он вошел в состав судоремонтного комплекса введенного советскими специалистами в апреле 1982 г.

В ноябре через Малаккский пролив вошло очередное американское военно-морское соединение во главе с авианосцем «Constellation» CV-64. Входивший в состав отряда атомный ракетный крейсер «TRUXTUN» CGN-35 впервые провел американскую атомную подводную лодку «PUFFER» SSN-652 через Малаккский пролив. АУГ находился в Индийском океане по апрель 1982 г. За время развертывания 19 декабря самолет F-14 «Tomcat» из VF-24 не смог сесть и утонул.

В ноябре 1981 г. было принято решение о проведении совместных учений без боевой стрельбы с Южным Йеменом с высадкой десанта на мысе Рас-Эль-Ара. В них участвовал БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Сергей Лазо» (командир Аванесов С.А), на борту батальон морской пехоты  165 полка морской пехоты ТОФ, командир майор Черномуров Владислав Михайлович. Руководитель учений - командир эскадры М. Н. Хронопуло, с Йеменской стороны - Министр обороны. Нужно отметить, все, что касалось морской пехоты, разрабатывали офицеры советского десанта. Никаких проверяющих из вышестоящих штабов не было. На документах названия ориентиров, населенных пунктов, местных предметов надписывались на русском и арабском языках. Тренировок не проводили, но рекогносцировку и «замочку» техники провели. В ходе учений высадку техники приводили «на плав» за 700 м от берега, так как артиллерии условный противник не имел, только стрелковое оружие и гранатометы. Йеменский десант высаживался на «упор». Глубина наступления была небольшая, около 3 км. Эти совместные учения имели большой политический резонанс в регионе. Успешно завершив учения, БДК «Сергей Лазо»  взял курс на остров Сокотра.

14 ноября завершив БС, Индийский океан покинул СРЗК «Пеленг» (тип «Памир» бывший буксир-спасатель построен в Gavle, Швеция, бортовой  ССВ-477).

17-23 ноября американский АУГ во главе с авианосцем «CORAL SEA» CV-43 участвовали в военно-морских учениях GonzoEx 2-81 с британскими кораблями.

23 ноября через Суэцкий канал в Индийский океан на БС прибыл черноморский БДК пр.1171 (НАТО -  Alligator). На борту усиленная сводная 2 рота морской пехоты 880 отдельного батальона морской пехоты ЧФ. Командир десанта капитан Облога Л.Я., заместитель по политчасти  старший лейтенант Поливаров С.С. командир 2 роты капитан Ткаченко Николай Николаевич. В поход вышли 14 ноября. С 5 по 12 декабря 1981 г. были на Сейшельских островах. 

23-26 ноября БПК «Таллин» и СКР «Летучий» нанесли визит в Порт-Луи (Маврикий). Визит был свернут после того как корабли направили в порт Виктория (Сейшельские острова) после попытки переворота там.

25 ноября произошла безуспешная попытка государственного переворота на Сейшельских островах со стороны группы наемников под руководством полковника Майкла Хора. В 17.30  25 ноября 1981 г.  на самолете «Фокер Ф 28» из Свазеленда в аэропорт Пуант-Ларю (Сейшельские острова) прилетели под видом спортсменов - регбистов 44 наемника из ЮАР, во главе с легендарным в Африке специалистом по войне за деньги полковником Майклом Хором, с 25 ноября на острове уже находился авангард его группы из 9 человек. Они планировали осуществить государственный переворот. Подготовку к нему вели направленные туда заранее специалисты тайных операций, в том числе и из спецслужб ЮАР. На вооружении группы и запасено на острове было 75 автоматов AK-47 и 24000 патронов к ним, 40 ручных гранат и 100 ракет (rockets). После начала действий группы Хора их должен был поддержать морской десант в составе 100 человек. Вооруженные силы Сейшельских островов составляли всего 250 человек оснащенных несколькими бронетранспортерами, так что наемники не зря надеялись на успех предприятия. Операция провалилась из-за глупости одного из наемников. Правда, в разных публикациях причина разная, я лично уже читал о трех. Первая - во время получения багажа  чемодан одного из бойцов Хора порвался, и оттуда вывалился автомат, это заметил сотрудник безопасности аэропорта и поднял тревогу. Вторая - один из наемников будучи нетрезвым вместо зеленого коридора в зоне досмотра куда пошли все пошел через красный, где у него нашли разобранный автомат, а он сам начал болтать о своих вооруженных друзьях. Третья - из-за грозди бананов. Таможенники просматривали багаж поверхностно. Почти все наемники оружие, у которых было запрятано по сумкам, прошли таможню благополучно. В очереди перед последними двумя стоял француз, в сумке которого сверху лежала гроздь бананов. Поскольку ввоз фруктов на Сейшелы запрещен (они могут заразить местные плантации), таможенники начали вытряхивать содержимое сумок у всех подряд и обнаружили «железки». В результате этого внезапность была утрачена, наемники открыли огонь, при этом убив своего же товарища и взяли под контроль аэропорт. Попытка взять под контроль столицу которая располагалась в 9 километрах от международного аэропорта провалилась в самом начале. Прибывшая заранее группа получив приказ о начале действий атаковала военный лагерь у аэропорта  Пуант Ларю который прикрывал путь в столицу, но предупрежденные солдаты открыли огонь, один из наемников был ранен в руку, а еще двое пропали, как позже оказалось один из них был захвачен солдатами. Узнав что группа потерпела неудачу и их уже ждут, вторая группа наемников от атаки гарнизона отказалась и со всеми укрылась в аэропорту. Оказавшиеся в аэропорту пассажиры, административный и технический персонал, всего около ста человек, были согнаны в зал ожидания и стали заложниками банды. Хор понял, что проиграл и надо побыстрее уносить ноги. Экипаж «Фоккера» к этому времени был уже в отеле. По телефону связались с командиром, но пилот вылететь отказался. Сейшельские военные и полицейские блокировали аэропорт и начали подготовку к штурму. В 22.45 наемники контролируя диспетчерский пункт  обманом посадили  индийский пассажирский самолет «Боинг-707» и захватив его улетели из страны. Утром 27 ноября они приземлились в аэропорту Дурбан (ЮАР) и сдались властям, на борту было 45 наемников. У них изъято 38 автоматов АК-47, 2435 патронов и 3 ручные гранаты. Один наемник был убит, 7 оставшихся на островах наемников и их пособников задержали. В ходе боя погиб один офицер сейшельской армии - второй лейтенант David Antat и один полицейский был ранен. Сейшельская армия и полиция с возникшей ситуацией справилась самостоятельно. Утром 26 ноября удалось вывести из аэровокзала заложников, после чего сейшельцы заняли всю территорию и помещения аэропорта. Ночной бой и утренний обстрел нанесли этому самому важному транспортному центру Сейшел, их «воротам в мир», большой ущерб. Сильно пострадала башня управления полетами. Десять дней аэропорт был закрыт для регулярных рейсов. Прекратился приток туристов, а более тысячи из них не могли покинуть Сейшелы и вынуждены были оставаться сверх срока. Уже после того как основная часть наемников улетела на захваченном самолете, 26 ноября сейшельцам на помощь пришли 400 военнослужащих и советников из Танзании (TPDF)  которые находились в стране. Они начали патрулировать побережье, город и международный аэропорт, в поисках оставшихся наемников и чтобы предотвратить возможное их возвращение.

Корабли эскадры не остались в стороне. Экстренно БПК «Таллин» и СКР «Летучий» прервали визит в Порт-Луи (Маврикий) и направились к островам. Командир отряда капитан 1 ранга Н.Ковалюк. Первыми на рейд Виктории 28 ноября, часам к 12, прибыл СКР «Летучий» (к-3р. В.А.Хорьков) и встал на рейде. По радио корабль связался с посольством, там потерь не было. БПК  «Таллин» подошел часам к 18. Приказаний о выгрузке десантного взвода из Москвы не последовало. Утром посол с супругой обосновались во флагманской каюте БПК «Таллин». Согласно американским публикациям  советские суда пришли в течение четырех дней после провала попытки переворота, для демонстрации поддержки  президента Рене, сперва два корабля которые названы в публикациях как крейсер и эсминец, а спустя несколько дней десантное судно класса Alligator (БДК пр.1171).

Пришедшие в порт Виктория 28 ноября БПК «Таллин» и СКР «Летучий», после того как в начале декабря (до 10 января 1982 г. хотя видимо несколько раньше)  ситуация окончательно стабилизировалась продолжая боевую службу,  и выполнили официальный визит в Мапуту (Мозамбик) с 13 по 17 декабря 1981 г., отрядом командовал контр-адмирал Г.И.Смирнов, после чего в конце декабря 1981 г. вернулись на острова где находились до января 1982 г.

Их место заменил черноморский БДК пр.1171 (НАТО -  Alligator). На борту усиленная сводная 2 рота морской пехоты 880 отдельного батальона морской пехоты ЧФ. Командир десанта капитан Облога Л.Я., заместитель по политчасти  старший лейтенант Поливаров С.С. командир 2 роты капитан Ткаченко Николай Николаевич.  С 5 по 12 декабря они находились на Сейшельских островах, после чего продолжили поход встретив новый год на якоре у оокотра.  Тот факт что информацию о прибытии на острова советского БДК в период с ноября 1981 г. по январь 1982 г. опровергает Лямин Георгий Игоревич, связана с тем что примерно в этот период их СКР «Летучий» и отсутствовал там в связи с переходом для визита в Мапуту.

8 декабря 1981 г. газета «Нью-Йорк Таймс»  сообщила, что два советских военных корабля были поставлены на якорь в водах главного острова архипелага Сейшельских островов - Маэ, «символизируя стратегически длинную руку, которую Москва, получила в последние годы в этой части Индийского океана.» Как указывала газета они «прибыли сюда как жест поддержки, Рене после провалившегося набега».

В целом ряде газет гуляет один и тот же материал о том как советские десантники в ноябре 1981г. предотвратили попытку переворота на Сейшельских островах (Котляров Р. «Морская эпопея "черного берета"». Газета «Северная неделя»-«Корабельная сторона»  30.11.2004г.;  Пасякин В. «Морпехи за Босфором» «Красная звезда» 27.11.2003г. стр2.) но это неверная - ошибочная информация. И.В.Касатонов в книге «Командую флотом» написал: «В ноябре 1981 г. на боевую службу была отправлена  2-я рота 882 обмп (командир десанта капитан Л.Я.Облога). Рота грамотными действиями предотвратила государственный переворот в Республике Сейшельские Острова (Индийский океан). Выполнив поставленную задачу, рота возвратилась в пункт постоянной дислокации в июне 1982 г.». Видимо эта фраза «Рота грамотными действиями предотвратила государственный переворот в Республике Сейшельские Острова (Индийский океан)», и сбивает всех с толку, десантники появились на островах только уже после разгрома наемников, с 5 по 12 декабря 1981 г. и были там недолго.

 

28 ноября - 2 декабря 1981 г. в Бомбей (Индия) состоялся визит РКР  пр.1134А (НАТО - Kresta) «Севастополь» и СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный». При этом «Севастополь» стоял у стенки, а «Ревностный» - на рейде. Посещение Индии было приурочено к визиту в страну Главкома ВМФ СССР Адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, прилетевшего туда 1 декабря Главком ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков. По прилету после посещения советского посольства в Дели главнокомандующий ВМФ был принят руководителями министерства обороны Индии, имел встречу с начальником штаба ВМС Индии адмиралом Р.Перейрой. После этого он встречался с премьер-министром Индии Индирой Ганди. После двухдневного пребывания в Дели делегация с главкомом вылетела в город Хайдарабад где познакомили с научным центром радиоэлектроники. Затем перелетели в порт Вишакхапатнам в Бенгальском заливе, там имели встречи с советскими специалистами строящими различные обьекты. Оттуда перелетели в Бомбей.  Главком посетил и прибывшие корабли. Экипаж «Ревностного» получил от него  вторую за боевой поход благодарность, которую он объявил лично, обходя корабль, стоявший на рейде, на корабельном катере РКР «Севастополь».  По завершении визита на борт «Севастополя» перешли моряки с СКР «Ревностный» и с «Семёна Челюскина» у которых вышел срок службы, на нем они отправились в Союз на ДМБ.

4-9 декабря авианосец «CORAL SEA» CV-43 участвовал в учениях Bright Star 82, совместно с египтянами.

11 декабря завершив БС, Индийский океан покинули РКР пр.1134А (НАТО - Kresta) «Севастополь» (бортовой 032, к-1р. Павел Андреевич Глагола), ЭМ пр.56 (НАТО - Kotlin) «Влиятельный» (бортовой 718, к-2р. А. Вихров), МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Якорь» (бортовой 756, к-л. Вячеслав Алексеевич  Михайлов). На пути домой МТЩ заходил в ПМТО Камрань, домой прибыл 1 января 1982 г. В ходе похода на тральщике, все войны повысили классность на одну ступень. Каждый третий стал специалистом 1-го класса. Четыре года корабль носит звание отличного. Экипаж награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, командир корабля - медалью «За боевые заслуги».

В декабре 1981 г. в Порт-Луи был визит советского боевого корабля.

В декабре через Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошла ПБПЛ пр.1886  (НАТО - Ugra) «Иван Кучеренко». На БС из Петропавловска-Камчатского (Камчатка) вышли в начале ноября, по пути заходили в ПМТО Камрань (Вьетнам). В Индийском океане на ПМТО оокра (арх.Дахлак) сменили однотипную плавбазу «Иван Колышкин» СФ. При подходе ночью к месту стоянки, плавбаза села на мель, буксиры не могли ее стянуть, пока не начался прилив. На следующий день осматривая днище корабля обнаружили что была повреждена гидроакустическая антенна и затоплен пост. При прибытии на ПМТО передали мазут на черноморский СКР «Ворон» перед его возвращением. Находились там до начала 1982 г.

В декабре в связи с тем, что на СКР «Ревностный» во время перехода вокруг Африки полетела одна из холодмашин, им на плавбазе  «Иван Кучеренко» в район оокотра доставили из Союза новую, а также молодое пополнение. 

В декабре через Суэцкий канал завершив БС  Индийском океане ушла обратно на СФ ПБПЛ пр.1886  (НАТО - Ugra) «Иван Колышкин», в основном находилась на ПМТО оокра (арх.Дахлак).

13-17 декабря 1981 г. официальный визит в Мапуту ОБК в составе БПК «Таллин» и СКР «Летучий» под флагом командира эскадры контр-адмирала М.Н.Хронопуло.

17 декабря АУГ во главе с авианосцем «CORAL SEA» CV-43 на станции Гонзо был сменен АУГ во главе «Constellation» CV-64, после чего отправился обратно.

22 декабря через Суэцкий канал завершив БС  Индийском океане ушел домой черноморский СКР пр.50 (НАТО - Riga) «Ворон» (бортовой 819, к-3р. Борис Александрович Толмазан).

24 декабря  через Малаккский пролив в Индийский океан с целью гравиметрических измерений по плану Академии наук СССР, маршруты МГС № 32 и № 34 в Тихом и Индийском океанах, прибыли ЭОС пр. 852 «Леонид Соболев» (капитан 1 ранга Рем Григорьевич Золотых) и ДПЛ пр.641 (НАТО -  Foxtrot) «Б-164» - «Юпитер» (открытое наименование) (командиры экипажей капитан 2 ранга С.П. Стафеев и капитан 3 ранга Г.Г. Малышев (332 экипаж).). Командир отряда кораблей - капитан 1 ранга Р. Г. Золотых. Заместитель командира отряда по экипажам подводных лодок - капитан 2 ранга Э.И. Туйманов.  Зам. по науке - командир ГО  ТОЭ капитан 3 ранга В. А. Покотилов. На ПЛ исследования выполняли две партии под руководством капитан-лейтенантов В. П. Борового и С.М.  Шубина. В работах участвовали в том числе мичманы А. К. Нестеров и С.У. Анучин, а также два специалиста из ВНПО «Союззарубежгеодезия». В поход вышли 10 ноября 1981 г., по пути выполнили заход в ПМТО Камрань.

В конце декабря СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 712, к-3р. Николай Александрович Михеев)  перешел в район Ормузского пролива  для наблюдения за судоходством (сколько танкеров входит/выходит, примерный дедвейт). Каждое утро отправляли донесения в Москву. В это же время производился ремонт навигационных систем и замена холодмашины. Там и встретили Новый 1982 год.

 

 

Розин Александр

 

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.