Розин Александр.
Миссия
советского флота в ходе войны между
Индией и Пакистаном в 1971 г.
Часть 2.
Флоты
в Индийском океане.
Отслеживая действия
британского флота.
Отряд
контр-адмирала В.С.Круглякова вошел в Индийский
океан, пройдя Малаккским проливом, двумя отрядами 1 декабря тральщик «МТ-4» и
танкер «Полярник», а 4 декабря эсминец «Возбужденный» с командованием отряда на
борту. Он
укрепил имеющиеся там силы, которые из-за начавшейся войны между Индией и
Пакистаном остались на месте.
Вице-адмирал в отставке
В.С.Кругляков: «Когда наш отряд приближался к Индийскому океану, меня вызвал
на прямую связь адмирал П. Н. Навойцев, бывший тогда
первым заместителем начальника Главного штаба ВМФ, и говорит: "Немедленно
вступай в командование всеми силами в Индийском океане и докладывай Главнокомандующему
ВМФ". Я отвечаю ему:”Петр Николаевич, я не могу
взять на себя такую ответственность, да и штаб у меня небольшой. Нужно время,
чтобы собрать обстановку”. Он отвечает: “Не вздумай этого докладывать
Главнокомандующему. Вступай в командование немедленно. Потом все поймешь”. Я за
день все сделал и доложил о вступлении в командование. Корабли только что вошли
в Сингапурский пролив. Тут и поступило сообщение о начале индо-пакистанской
войны.»
Советские надводные силы к началу
войны были представлены: 2 эсминцами пр.56 «Веский», «Возбужденный», 2 морскими
тральщиками пр.264А «Павел
Хохряков», «МТ-4» и 1 десантным кораблем пр.1171 «БДК-77». При этом на 7 декабря отряд советских кораблей
находился приблизительно в 500 милях к востоку от острова Цейлон
(Шри-Ланка).
Ситуация в Индийском океане усложнилась тем что большое количество боевых
британских кораблей почти одновременно
вышло на просторы Индийского океана. Это было довольно
неожиданно, ведь еще в начале 1968 г., британское правительство объявило о намерении вывести все свои военные силы к востоку от Суэцкого канала к 1971 г. И хотя
по сравнению с 1968 г., когда британцы
имели здесь 43 корабля, теперь их было в два с половиной раза меньше - 17, но
они все равно представляли собой существенную силу, включавшую два
авианосца: ударный «Eagle» и десантный «Albion» (R 07) (с 40-м десантно-диверсионным батальоном на
борту), и по крайней мере шесть эсминцев и эскортных
кораблей. В конце октября британский Дальневосточный флот (Far
East Fleet) пришел в движение покинув свою базу в Сингапуре, это не осталось
незамеченным советской стороной. Факт выхода флота зафиксировал находившийся
там советский танкер. «Albion» (с 40-м
десантно-диверсионным батальоном на борту) пошел сначала в Кению, и находился в Момбасе 14-22 ноября, остальная часть флота
тренировалась у берегов Малайзии 1-12
ноября. Тем временем назрел очередной кризис в Персидском заливе, где британцы
оставили свою военно-морскую базу в Бахрейне после получения страной 14 августа
1971г. независимости, но чувствовали себя ответственными за спокойствие в
регионе. ВМС Великобритании направился туда. 11 ноября "Дэйли
Телеграф" писала что «Eagle» и «Albion» с его коммандос: "будут гарантировать, что
никто не воспользуется преимуществом ухода британцев, чтобы вызвать конфликт".
Спор между Ираном и арабскими странами разгорелся вокруг нескольких островов в
Ормузском проливе, на которые обе стороны имели свои виды. После переговоров которые только частично были успешными 30 ноября
иранская сторона в одностороннем порядке захватила острова, обосновывая это безопасностью для их нефтяной
торговли. Радикальные арабы были
оскорблены, но советская реакция была умеренной. Тем более что советские
корабли как могли отслеживали перемещения британцев, а
они были весьма подозрительными.
В ряде публикаций (в частности
Васюков В. «Военно-морской флот и обеспечение национальной безопасности в
мирное время», журнал «Морской сборник» № 1 2003г.) встречаются утверждения,
что осенью-зимой 1971г. немногочисленным
нашим судам в деле слежения за британскими кораблями помогала авиация ВМФ,
которая по договоренности с правительством Южного Йемена действовала с аэродрома Адена. И якобы это были самолеты
Ил-38 из состава ВВС Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов. Данное
утверждение явно ошибочно, в Южном Йемене самолеты Ил-38 базировались с января
1980г., а с Сомали соглашение о периодическом базировании самолётов Ту-95РЦ и
Ил-38 на аэродроме Бербера было достигнуто только в апреле 1972г.
После начала военных действий между
Индией и Пакистаном возникла проблема с эвакуацией иностранных граждан из
Дакки, которыми занимались ВВС Великобритании. Чтобы подкрепить усилия Лондон
послал десантный авианосец «Albion» к Бенгальскому
заливу как резерв, для непредвиденных ситуаций. Так как воевавшие страны были
бывшими британскими колониями, в СССР опасались, что англичане могут вмешаться
в начавшийся конфликт. Перед
вице-адмиралом В.С.Кругляковым поставили задачу
начать слежение за оперативным соединением англичан. Но наличных сил у
советского отряда явно было недостаточно, по этому
Тихоокеанский флот и направил дополнительно первый отряд кораблей - 6 декабря.
10 декабря индийцы объявили о паузе
в бомбардировках Дакки и Карачи в целях проведения эвакуации. Самолетам участвовавшим в эвакуации дали гарантию
безопасности в Карачи в течение четырех часов 10 и 11 декабря. Аэропорт Дакки
будет свободен от нападений в течение 24 часов чтобы
пакистанцы сумели восстановить полосу. Иностранным самолетам, участвующим в
эвакуации и направляющимся в Дакку, дали
гарантию безопасности в течение 10 часов 11 декабря (суббота) при условии, что
они приземляются в Калькутте на пути и по возвращению из Дакки. Часть персонала
ООН остается в Дакке для возможной помощи в подготовке перемирия или сдачи.
Тогда же из Восточного Пакистана были
эвакуированы последние советские специалисты, работавшие в стране.
В городе Горасале
советские специалисты строили электростанцию, но когда 25 марта произошли
кровавые столкновения в стране, работы были приостановлены и в апреле 1971г.
свыше 100 советских граждан были эвакуированы. Осталось 10 человек для
консервации строительства. 20 ноября начались бои за город, 22 он был
освобожден партизанами, но правительственные войска предприняли контратаку и в
декабре 1971г. 10 советских специалистов эвакуировались сперва
в Дакку, а за несколько дней до окончания войны были вывезены оттуда на
английском самолете.
Эвакуация советских граждан из
Пакистана была осложнена скандалом. 12 декабря во время эвакуации из Исламабада
жен и детей сотрудников советского посольства, торгпредства и советских
специалистов на Исламабадском аэродроме была устроена при попустительстве
пакистанских властей антисоветская провокация. После приземления двух советских
самолетов "ИЛ-18" группа лиц, привезенных на специальных автобусах,
ринулась к самолетам, окружила их плотным кольцом, мешая посадке пассажиров и
взлету самолетов. Некоторые провокаторы бросали камни в эвакуируемых граждан -
женщин и детей. Этими хулиганскими действиями руководил один из лидеров так
называемой "народной партии" Кхуршид Хасан
Мир и деятель этой партии Хабиб. Все это безобразие
совершалось на глазах руководящих чиновников полиции, присутствовавших на
аэродроме. Аэродромное начальство распорядилось даже убрать от самолетов посадочные
трапы. Посольство СССР в Пакистане заявило решительный протест пакистанским
властям.
Собственным корреспондент «Правды» в Пакистане
Филиппов Александр Викторович описал, как это было: «…Пришло указание об эвакуации из Исламабада и Карачи наших жен, детей, а
также всех специалистов, работающих по контрактам с местными фирмами. Ждем
день, другой, а самолетов все нет. Пакистанские власти не дают коридора нашим
самолетам, ссылаясь на то, что индийское командование не отвечает на просьбу не
совершать рейдов на Пакистан в часы проведения эвакуации.
12 декабря в
Исламабад прибыли два Ил-18. Посадка проходила в невыносимо тяжелых условиях.
Она продемонстрировала необыкновенную выдержку и мужество женщин, детей,
технических сотрудников, дипломатов. Едва наши люди вышли из автомашин, как в
них полетели камни и палки. Прикрыв собой детей и женщин, сотрудники
посольства, торгпредства и ГКЭС во главе с нашим послом А. А. Родионовым
двинулись к самолетам.
Хулиганы
выскочили на взлетные полосы, оттащили посадочные трапы, стали мешать пилотам заводить двигатель. Лишь после длительных
переговоров и трепки нервов власти разрешили советским самолетам подняться в
воздух.
На следующий
день предстояла эвакуация семей членов карачинской колонии
и специалистов, работавших в государственной Корпорации по развитию нефтяной и
газовой промышленности. Эвакуация из Карачи прошла спокойно, без каких-либо
инцидентов. Дал себя знать решительный протест, заявленный Советским
правительством пакистанским властям.
В тот день мне
довелось встретиться с главой этой корпорации Джамалуддином
Фаруки. Генерал чувствовал себя крайне неловко и
смущенно.
— Поверьте, — говорил он мне, — то,
что случилось в Исламабаде, чудовищно. Это не укладывается в моем сознании.
Прошу, не переносите обиду на народ, это дело рук политических интриганов,
стремящихся осложнить отношения с СССР. У вас в Пакистане друзей неизмеримо
больше, чем недругов. Ведь все то, что сделала ваша страна для экономического
развития Пакистана, хорошо известно в народе.»
4 декабря Тихоокеанский флот был
приведен в повышенную степень боевой готовности. РКР «Варяг» и БПК «Строгий»,
выходившие на усиление сил боевой службы по тревоге, были подготовлены к
длительному плаванию и вышли в море через 36 ч после получения боевого
распоряжения.
Почти
все данные о развертывании наших кораблей для действий в Индийском океане
основаны на западные источники, по этому
возможны неточности и ошибки. 6 декабря в Индийский океан из Владивостока вышла
первая группа поддержки в составе четырех боевых кораблей – ракетный крейсер
пр.58 (по классификации НАТО Kynda) «Варяг» бортовой номер 835 (к-2р Ю.И.Дерябин),
эсминец оснащенный ракетами класса "земля-воздух" (предположительно это был эсминец класса Kotlin
(пр.56) или класса Kashin
(пр.61) в Индийский океан не пошел по неизвестной причине), ракетная дизельная ПЛ пр.651 (по классификации НАТО J-класса) «К-120» (к-1р Владимир Любимов) и торпедная
подводная лодка пр.641 (по классификации НАТО F-класса) «Б-15»
(к-2р. В.А. Сенькин).
Передвижение их проходило под непрерывным американским наблюдением, первую
группу заметили японцы в Цусимском проливе 9 декабря. 15 декабря часть этой группы,
которую американцы определили как состоящую из ракетного крейсера, танкера и
дизельной субмарины обнаружили когда она
проходила Южно-Китайское море по
направлению в Индийский океан, куда ее прибытие предполагалось через три дня.
К этому времени ситуация с
британским флотом прояснилась. 12 декабря все иностранные подданные, которые
желали оставить Дакку, были успешно эвакуированный.
Лондон переместил авианосец «Albion» из Бенгальского
залива к Мальдивским островам. Его уход из Бенгальского залива был зафиксирован
индийцами. Плавучая база подводных лодок A14 «Amba»
пр.1886Э осуществляла блокадные действия совместно с эскортными миноносцами D92
«Godavari» и D94 «Ganga»
(типа Hunt) к востоку от Цейлона между 8 и 9
градусами северной широты. Утром 4 декабря «Amba»
остановила шедшее в Карачи с грузом риса судно «Atlas
Navigator» под панамским флагом, но поскольку блокада
Пакистана еще не была официально объявлена, была вынуждена отпустить его.
Впрочем, капитан «Atlas Navigator»
после этой встречи не рискнул продолжать движение по назначению и увел свое
судно в Коломбо на Цейлоне, где оно отстаивалось до конца военных действий. В
полночь 12 декабря плавбаза своей РЛС обнаружила два неизвестных боевых
корабля, идущих на большой скорости на юго-восток, и
некоторое время сопровождала их. Утром индийская воздушная разведка по
наведению с плавбазы установила, что это совершающая переход английская амфибийная
группа во главе с десантным вертолетоносцем «Albion».
После этого «Amba» вернулась к патрулированию на
торговых путях. Всего до 18 декабря три индийских корабля опросили либо
досмотрели 144 нейтральных торговых судна, а два судна (пакистанское «Pasni» 4 декабря и изобличенное в перевозке военной
контрабанды норвежское «Toronto» 8 декабря) были
захвачены индийскими эскортными миноносцами.
Американский флот как инструмент политики «канонерок».
Но в это время ситуация усложнилась
еще в связи с появлением американцев. Еще в 1948 г. было создано
ближневосточное оперативное соединение ВМС США с основной базой на Бахрейнских островах в Персидском заливе. В его составе,
как правило было пять кораблей (два эсминца, десантное
судно, корабль-транспорт и штабной корабль), которые постоянно находились в
Индийском океане. С марта 1964 г. корабли 7-го флота США стали время от времени
заходить в воды Индийского океана. С вынужденным уходом Англии из районов к
«востоку от Суэца» Вашингтон начал заполнять якобы образовавшийся в регионе
«вакуум» собственными вооруженными силами. Весной 1970 г. в Индийском океане
были проведены крупные военно-морские учения США.
Количество дней проведенных боевыми
кораблями США и СССР в Индийском океане в 1968-1971 гг.
Страна/годы |
1968 |
1969 |
1970 |
1971 |
США |
1688 |
1315 |
1246 |
1337 |
СССР |
1760 |
3668 |
3579 |
3804 |
Если сравнивать время нахождение
кораблей военно-морского флота США и СССР в Индийском океане, то по
количественному фактору СССР превосходил
США, но это кажущееся превосходство так как советские силы развернутые в регионе на 50-60% состояли из вспомогательных
кораблей флота обеспечивающих несение службы боевым кораблям. Кроме того на
нахождение американских кораблей в
Индийском океане влияло участие флота в войне во Вьетнаме. Тогдашний министр
обороны США М. Лэйрд заявил, что «когда закончится
вьетнамская война, то будет больше средств для
более крупных операций в Индийском океане».
К моменту начала войны присутствие американского
флота в зоне Индийского океана было минимальным, два эсминца и плавучая база
гидросамолетов «VALCOUR» базировались в Бахрейне (Персидский залив) и все. До
10 декабря, международная реакция на войну была основана на стратегии
американцев, попытаться обеспечить перемирие через Организацию Объединенных
Наций. При этом они оказывали всяческое давление на Индию через финансовые
рычаги, прекратили военные поставки и гуманитарную помощь беженцам. Для
выражения своего недовольства индийской позицией они использовали любые поводы.
А недостатка в них не было.
4 декабря американское торговое
судно «Buckeye State» было обстреляно индийским самолетом во время
его стоянки на якоре в гавани Читтагонга. Капитан и
два члена команды были ранены. Естественно американцы заявили Индии
протест. После 10 декабря, ситуация
изменилась, пакистанское наступление на Западе было остановлено, а на Востоке
пакистанцы были на пороге поражения. Америка оказалась в сложной ситуации. Было
неизвестно, намеревается ли Индия перебросить
свои освобождавшиеся войска с Востока на
Запад и нанести окончательное поражение Пакистану. Власти Пакистана согласно
секретного пункта договора с США который гласил, что американцы придут на
помощь пакистанцам в случае нападения на нее Индии, потребовали от последней выполнить договор. Кроме того, американцы не
могли не оказать помощь союзнику по
CENTO/SEATO, ибо в противном случае предоставление независимости
Восточному Пакистану было неизбежно.
10 декабря американский
президент Никсон приказывает создать
авиационно-ударную группу TG 74 во главе с
атомным авианосцем «Энтерпрайз» и направить её в Бенгальский залив. Цель
направления ударной группы была не ясна, но предсказуема. Что подтвердил в
начале января 1972 г. известный в США политический обозреватель Джек Андерсон в своей публикации "U.S. Show of Force" в газете «New York Times», основанной на секретных
документах Белого дома. Он указывал: «Эвакуация американских граждан была
строго вторичной миссией» и использовалась «больше как оправдание чем
причина для военно-морского движения». По его данным направленная военно-морская сила была предназначена:
1. Заставить
Индию отвлечь суда и самолеты для слежения за АУГ;
2. Ослабить
блокаду Индией побережья Восточного Пакистана;
3. Возможно,
отвлечь индийский авианосец «Vikrant» от его
боевой задачи;
4. Вынудить
Индию держать самолеты в состоянии боевой готовности на базах, таким образом уменьшая их операции против пакистанских войск.
В тот же день 10 декабря Никсон послал
письмо руководителю СССР Л.И.Брежневу, убеждая, чтобы СССР присоединился к Америке в усилиях по прекращению войны.
Никсон пошел на необычный шаг: поручил Киссинджеру доверительно передать
советскому руководству, что в ранее заключенном договоре между США и Пакистаном
имеется секретный протокол, в соответствии с которым «правительство США
подтверждает свои предыдущие заверения правительству Пакистана, что оно придет
на помощь Пакистану в случае агрессии Индии против Пакистана». Опять-таки с
целью нажима на СССР Киссинджер сказал Воронцову, что американским военным уже
дано указание начать подготовку к возможному оказанию
Пакистану военной помощи под видом «тактической передислокации» военно-морских
сил, включая авианосцы. Начались консультации и переговоры. 12 декабря в 11.30
Киссинджер и Хейг после совещания у президента
послали Кремлю сообщение по горячей линии. Это было первое использование
горячей линии при правлении Никсона. В сообщении выдвигался ультиматум, что
СССР должен ответить на ранние американские требования о полном прекращении огня, иначе последствия
будут необратимыми. Это было частью рассчитанного ядерного шантажа. Хотя,
согласно показаниям Никсона большому жюри в 1975г., США были «близко к ядерной
войне» во время конфликта Индии и Пакистана. Согласно некоторым свидетельствам
Никсон заявил, что «мы угрожали пойти в ядерную войну с русскими». В ответ 12
декабря вернувшийся из Москвы советский посол Анатолий Добрынин, через
Киссинджера передал Никсону конфиденциально важное сообщение. В нем
указывалось, что советские «контакты с премьером Индирой
Ганди свидетельствуют о том, что
правительство Индии не имеет намерений предпринимать какие-либо военные
действия в отношении Западного Пакистана». Киссенджер
с заметным облегчением сказал: «Это очень хорошая новость». Тем не менее, авианосную группировку
американцы решили все же послать. СССР продолжал следовать своей линии и на попытку американцев в Совете Безопасности
ООН провести резолюцию пропакистанского характера
СССР 13 декабря вновь наложил вето. 14 декабря Киссинджер потряс американское
общественное мнение, заявив возвращаясь со встречи с
французским президентом на Азорских островах в самолете, что, если советское
поведение продолжится таким же образом, США «подготовлены переоценить наши все
отношения, включая встречу на высшем уровне».
Приблизительно в 5.30 10 декабря
индийцы узнали, что американцы посылают суда в Бенгальский залив. Генерал-майор К.К.Тевари тогда - главный офицер связи Восточного
командования вспоминал о том, как повела себя Индира
Ганди на известие о направлении американского соединения в Индийский океан. Шло
совещание индийского военного командования с участием Индиры
Ганди, когда об этом стало известно. Командующий ВМС адмирал С.Нанда прервал совещание и сказал: «Сударыня, 7-й флот США
плывет в Бенгальский залив», но на его слова никакой реакции не последовало.
Через некоторое время, адмирал вновь прервал совещание и повторил: «Мадам, я
должен сообщить вам, что 7-й флот плывет в Бенгальский залив». Тогда она сразу
ответила ему: «Адмирал, я слышала, что вы сказали в первый раз, давайте
продолжать совещание». Все находящиеся офицеры были ошеломлены. Но в конечном
итоге их боевой дух вырос, так как она продемонстрировала ее полное презрение к
американскому блефу. 13 декабря посол СССР в Индии, Николай Михайлович Пегов, довел до индийцев причину направления в район
конфликта американских кораблей. СССР поняли ограниченные цели американской
военно-морской демонстрации. Пегов сообщал
что переброска в район ударного соединения
7-го флота, это попытка США, надавить на Индию, препятствовать возможному
наступлению в Западном Пакистане, и в то же время попытка поднять боевой дух
пакистанских войск. Успокаивая индийцев, Пегов
отметил, что советский флот уже находится в Индийском океане и что СССР не
позволит 7-му флоту вмешиваться. 11 декабря советские корабли уже находились
приблизительно в 180 милях к юго-западу от острова Цейлон. (Шри-Ланка). Американцы
отслеживали передвижения надводных советских кораблей в Индийском океане,
знали их возможности и не очень их
опасались. 10 декабря 1971 г. в Вашингтоне состоялась встреча американцев с
китайским послом Хуэнг Хуа
(Huang Hua). Во время ее
помощник президента по национальной безопасности Генри Киссенджер
сообщил послу о ситуации в Индийском океане, и продемонстрировал что американцы
не испытывают по этому поводу никаких затруднений: «Генри Киссинджер: … мы
перемещаем много военно-морских судов из западной части Тихого океана в
Индийский океан: авианосец, сопровождаемый четырьмя эсминцами и танкером, и
вертолетоносец с двумя эсминцами. У меня есть карты, здесь показано
местоположение советского флота в Индийском океане, если вам интересно. Это
незначительные суда. Они не противники для американских судов. (Показывает
послу Хуэнгу карту). Вот это является торговым
танкером … субмариной …
Посол Хуэнг:
(смеясь) я не эксперт.
Генри Киссинджер: я также. Нет
никакой трудности…
Посол Хуэнг:
есть крейсер, вышедший только что.
Генри Киссинджер: Их суда не очень.»
11 декабря 1971 г. помощник
президента по национальной безопасности Киссинджер сообщал президенту Никсону,
что в районе Индийского океана находится 16 советских военно-морских судов,
включая три судна космического флота (корабли
задействованные в обеспечении космической программы). По данным разведки
большинство судов находятся около островов Цейлон и Сокотра, один корабль контролирует британские
военно-морские силы в Аравийском море. Однако из шестнадцати судов всего лишь,
меньше половины боевые корабли. Однако к ним на подмогу
движется отряд кораблей, ракетный
крейсер, ракетная дизельная подводная лодка и танкер, 10 декабря они покинули
Японское море через Цусимский пролив и направляются в Индийский океан. Вот они
представляют угрозу, так как крейсер и субмарина вместе несут в общей сложности
20 крылатых ракет SS-N-s.
Утром 10 декабря
авианосцу «Энтерпрайз» (Enterprise) CVAN-65 с 70
истребителями-бомбардировщиками на борту и четырем кораблям эскорта «Decatur» DDG-31, «King» DLG-10, «McKean» DD-784, «Orleck»
DD-886
дали приказ отправиться с их базы в Тонкинском заливе
к Сингапуру. 12 декабря они у сингапурского побережья встретились и соединились
с другим отрядом во главе с вертолетоносцем «Триполи» (Tripoli) LPH-10, которое вошло в TG.74.
Вертолетоносец нес 24 вертолета и 800 морских пехотинцев на борту. Кроме
вертолетоносца там были - ракетный эсминец «Parsons» DDG-33 и эсминцы «Bausell»
DD-845
и «Richard
B.
Anderson»
DD-786.
Соединение сопровождала АПЛ, это была по
некоторым данным «Gurnard»
SSN-662 (хотя по другим данным, в
декабре 1971 г. на праздники она вернулась в США) Но только 14 декабря, после
необъясненной двухдневной задержки, отправились днем по Малаккскому
проливу в северную часть Бенгальского
залива. Задержка видимо была связана с проходившими переговорами, кроме того
они упустили возможность использовать благовидный предлог для своего
присутствия. 7 декабря руководитель миссии ООН в
Восточном Пакистане (Бангладеш) заявила что скоро потребуется эвакуация
иностранных граждан. Американцы ухватились за это прикрытие, но к 12 декабря
эвакуация иностранных граждан, в том числе американцев, уже была завершена.
Самолет ВВС Великобритании эвакуировал 114 американских подданных из Дакки. 47
американских подданных отказались эвакуироваться и остались. Их наличие на территории объятой войной попытались использовать. 13
декабря Министр обороны США объявил в Вашингтоне, что американское
правительство планирует эвакуировать 47 этих американских граждан, и для этого
направляет туда авианосно-ударную группу. Но как сразу заявили индийские
представители это только предлог для вмешательства в конфликт на стороне
Пакистана, тем более что у оставшихся американцев возможность уехать была, но
они предпочли остаться. Все это привело к тому что
командование флотом задержало выход соединения пока американская администрация
решала что делать.
Советский флот как
инструмент в сдерживании американской политики давления.
Днем 14 декабря американское
соединение TG
74 которым
командовал адмирал Элмо Р. Зумвальт
(Elmo R. Zumwalt) пошло по Малаккскому проливу
в Бенгальский залив. Корабли шли двумя отрядами «Энтепрайз» шел со своими четырьмя кораблями эскорта, а
«Триполи» со своими. О том, что американцы движутся по проливу, едва обнаружив
их, сообщил сингапурский вертолет с репортерами
на борту. Шли полным ходом, так, когда
эсминец «Orleck» проходил по Малаккскому проливу,
скорость у него была 27 узлов и это притом, что там шло обычное движение
грузовых судов, танкеров, сампанов и так далее. Переход американцев не остался
без внимания со стороны советского флота.
Вице-адмирал в отставке
В.С.Кругляков: «Английское оперативное соединение, впрочем, вскоре ушло к
Мадагаскару, а затем и еще дальше. Слежение мы за ним прекратили, а в это время
поступило сообщение о том, что в Малакском проливе
появилось оперативное соединение США во главе с авианосцем
"Энтерпрайз". Тут же поставили мне задачу слежения за этим
соединением. Но как его найти?
В это время в Малакском
проливе стоял наш тральщик. Как только американские корабли прошли мимо него,
командир тральщика сразу донес и последовал за ними. По скорости он не мог за
американцами угнаться, но давал нам место нахождения кораблей как мог, то
ориентировочные, то точные координаты. Сначала я, честно говоря, сомневался в
точности его донесения, но потом понял, почему с тральщика поступали столь
противоречивые донесения. Оказывается, "Энтерпрайз" шел зигзагами и тральщик то встречался с соединением, давая его
точные координаты, то терял американцев из зоны наблюдения и давал нам лишь
предполагаемое место их нахождения. Находчивый был командир тральщика! Я
впоследствии сделал все, чтобы его наградили орденом Красного Знамени. По
данным с тральщика наши корабли точно и в кратчайшее время смогли выйти на
контакт с оперативным соединением США и своим слежением полностью связать его
действия».
Вице-адмирал в отставке
В.С.Кругляков ошибается, американский отряд обнаружил не тральщик, а малый
разведывательный корабль (МРЗК) «Измеритель» (тип «Тунцелов»)
под командованием капитан-лейтенанта Н.В.Кочурова.
Построенный для СССР на судоверфи Ономичи в городе
Осака (Япония) в 1959 г., корабль входил в состав 38 отдельной бригады кораблей
особого назначения, официально числился гидрографическим судном (ГИСУ). В
декабре 1971 г. «Измеритель» вышел в плановый поход к берегам Вьетнама где шла война. В пути получили приказ следовать в
Индийский океан. В районе Сингапура встретились с танкером «Житомир»
который обеспечивал деятельность кораблей флота. Затем в Малакском
проливе МРЗК занял позицию ожидая американцев, и уже
вместе с ними «Измеритель» вошел в Индийский океан. Задачей судна было следить
за соединением, и хоть это было трудно из-за низкой скорости корабля 12-14
узлов, экипаж справился с задачей.
С началом военных действий индийский
флот приступил к блокаде побережья Восточного Пакистана. Для решения этой
задачи из состава Восточного флота были созданы две корабельные группы -
"Альфа" и "Бетта". Первая группа
состояла из авианосца «Vikrant», 5 сторожевых и 2 противолодочных кораблей.
Она патрулировала в Бенгальском заливе между портами Коксс-Базар
и Читтагонг. Вторая группа, в которую входили
противолодочные катера и сторожевые катера погранохраны, блокировала устье реки
Ганг и действовала на реках.
В начале войны индийское
командование направило к берегам Восточного Пакистана авианосную группу в
составе единственного их авианосца R11
«Vikrant»
и трех противолодочных фрегатов F31 «Brahmaputra»,
F137 «Beas» типа 41 и P77 «Kamorta»
проекта 159Э. Сокращение дальности полета до цели значительно повышало эффективность
действий палубных самолетов и вертолетов. 4 декабря палубные штурмовики
"Си хаук" с авианосца «Vikrant» нанесли два удара
(в 11 и 14 часов) по главной военно-морской базе Восточного Пакистана Читтагонг. В каждом ударе участвовало по 8 самолетов. В результате
были потоплены 2 сторожевых катера, повреждены
портовые сооружения и подъездные железнодорожные пути. В это же время истребители индийских ВВС
уничтожили последние 13 восточно-пакистанских “Сейбров”.
5 декабря 9-я пехотная дивизия 2-го
индийского пехотного корпуса, усиленная 45-м танковым полком с плавающими
танками ПТ-76 к концу дня сломила
сопротивление 9-й пехотной дивизии Пакистана и 7 декабря овладела опорным
пунктом - городом Джессур (Jessore)
на западном фланге боев. Город был приспособлен к долговременной обороне.
Укрепления состояли из бетонных дотов, минных полей, проволочных заграждений и
многих линий траншей. Джессур служил ключевой
позицией западного сектора. С оставлением города рухнула вся оборона западного
фланга, и тысячи пакистанских солдат бросились к Дакке или в направлении южный
портов - Барисала и Нараянганджа.
Индийцы продвигались и на других направлениях, 7 декабря ими были освобождены
города Силхет (Sylhet) и Moulovi Bazar. Понимая значение
победы у Джессур, главнокомандующий индийскими
сухопутными силами генерал Манектав (Manekshaw) 8 декабря обратился по радио с предложением о
сдаче, но оно осталось без ответа. Индийские войска совместно с “Мукти бахини” продолжали наступление, 8 декабря освобождены Комила (Comilla) и Bramhonbaria, 9 декабря - Chandpur
и Daudkandi. С вечера 8 декабря наблюдались признаки
дезорганизации обороны, а с 11 декабря началась неорганизованная сдача
отдельных солдат и небольших групп в центральном секторе. Так
10 декабря при освобождении Laksham индийцам сдался
командир гарнизона с офицерами и 416 солдатами. 11 декабря индийские войска и
партизаны освободили Хилли (Hilli),
Mymenshingh, Куштия (Kushtia) и Noakhali. 12 декабря
индийские войска подошли к Дакке (Dhaka), 13 декабря
индийский генерал Манектав
вновь предложил пакистанцам сдаться. 14 декабря была освобождена Богра (Bogra). 15 декабря к
индийскому правительству через американское представительство в Нью-Дели с просьбой о прекращении огня обратился
главнокомандующий пакистанскими силами в Бенгалии генерал-лейтенант Амир Абдул Хан Ниязи (Amir Abdullah Khan Niazi).
Утром 16 декабря пакистанский командующий сдался индийскому командующему
Объединенных Сил генерал-лейтенанту Джегджиту Сингу Авроре (Jagjit Singh Aurora), на фронте наступило затишье.
Для Бенгалии война закончилась. Быстрота индийского наступления оказалась столь
неожиданной, что в Читтагонге не успели даже
уничтожить наличный денежный запас, а просто выбросили мешки с деньгами в воду.
Потом, при очистке гавани, водолазы доставали их сотнями. Всего в Бенгалии
попало в плен 74 тысячи военнослужащих и 16 тысяч чинов гражданской
администрации.
Флот тоже внес свою лепту в победу.
Всего с 5 по 11 декабря палубная авиация совершила около 400 вылетов для нанесения
ударов по военно-морским базам и портам. Были уничтожены 2 транспорта, 8
средних судов, множество малых судов, катеров, мотоботов, барж и паромов.
Палубные штурмовики "Си хаук" наносили
удары группами (до 8 самолетов) в светлое время суток. Противолодочные самолеты
"Ализе" наносили бомбовые удары ночью,
действуя одиночно или мелкими группами. Корабли "Восточного"
соединения 5 и 9 декабря обстреливали Читтагонг
артиллерией. 10 декабря индийские катера предприняли попытку высадить десант, в
устье реки Ганг с целью содействия сухопутным войскам, наступающим с запада.
Однако пакистанские береговые батареи отразили высадку морского десанта: 3
катера были уничтожены огнем береговой артиллерии, а 1 захвачен
пакистанцами.
Кроме того группа "Альфа"
имела приказ, установить зону блокады и гарантировать индийскую армию от ударов
с моря переброске противнику подкреплений. Выполняя эту задачу, индийская
авианосная группа за время боевых действий
повредила и потопила
приблизительно сорок иностранных и пакистанских судов, в портах
пытающихся прорвать блокаду и доставить грузы в порты Восточного Пакистана. В
целом индийские ВМС свои задачи в Бенгальском заливе решили успешно. Они
полностью блокировали побережье Восточного Пакистана. Только одному
пакистанскому сторожевому катеру «Раджшахи» (Rajshai)
удалось прорвать блокаду и прибыть 21 декабря в Пенанг
(Малайзия).
Пакистанское руководство
обрадовалось приходу американского соединения. 13 декабря 1971 г. они через
генерала Razaabout послали американцам конкретное
предложение, использовать 7-й флот чтобы держать Бенгальский залив и Аравийское
море открытым для Пакистана и удерживать индийский флот от нападения на
пакистанские гавани. 14 декабря
пакистанский президент направил Никсону письмо в котором указывал на
массированные поставки танков различных типов, тяжелых орудий, зенитных орудий
и другого оборудования из СССР Индии в декабре в дополнение к огромному
количеству оружии и боеприпасов, которые были доставлены в Индию в течение
ноября, воздушным и морским путем. Он просил чтобы
американский флот действовал более активно. Но США не выполнили своих
обязательств по отношению к своему союзнику.
К 12 декабря сражения на сухопутном
фронте вошли в заключительную фазу с явным перевесом индийской армии. «Vikrant» был в патруле к
северу от Андаманских островов, блокируя подходы к Читтагонгу, когда, поздно вечером 15 декабря Би-Би-Си
объявила о входе американской авианосной группы с авианосцем «Энтерпрайз» в
Бенгальский залив. По данным Би-Би-Си американский отряд направлялся в Читтагонг чтобы эвакуировать
американских граждан. Как вспоминал командир авианосца «Vikrant» Сварэдй Прэкэш (Swaraj
Prakash):
«Это было громом среди ясного неба. Я вызвал в воображении ситуацию прямой
конфронтации. Я ждал инструкций от военно-морского штаба, но их не было. Позже
ночью, я решил двигаться к югу, чтобы
так или иначе, перехватить «Энтерпрайз» прежде, чем он мог войти в район
боевых действий….» В течение ночи авианосец продолжал двигаться на юг, его
самолеты обследовали окрестности на 500 миль. Но не было никакого признака
американской целевой группы, после этого командир все
еще не имея каких либо инструкции от военно-морского штаба вернулся обратно в
отведенный им район. Уже днем Би-Би-Си уточнила свое более раннее сообщение:
что вошедшая в Бенгальский залив из Малаккского пролива, американская АУГ
направилась на запад вместо движения на
север к Читтагонгу. После одного дня действия в
районе к западу от Андаманского моря «Энтерпрайз» с
эскортом «Decatur» (DDG-31), «King»
(DLG-10), «McKean» (DD-784), «Orleck»
(DD-886) получил приказ перейти к
острову Цейлон. Это вроде нелогичное решение было продиктовано решением, не
рисковать быть вовлеченными в конфликт, и ясно давало понять индийцам, что от
наступления в Западном Пакистане надо воздержаться.
Командовавший тогда индийским флотом
адмирал С. Нанда (Sardari Mathradas Nanda) вспоминал: «Когда
было объявлено об прибытии «Энтерпрайз» в район,
премьер-министр вызвала меня и спросила:
″Вы слышали эту новость?″
Я сказал: ″Да мадам″.
″Что вы собираетесь делать? ″
- спросила она. Я сказал: ″Мадам, вы думаете, Америка хочет воевать с
Индией? ″
″Почему вы спрашиваете?″
- спросила она. Я сказал: «Если они атакуют наши корабли, это акт войны″.
″А как считаете вы? ″ -
спросила она. Я сказал: ″Я так не думаю, они пытаются оказать на нас
давление. Они пытались проделать это раньше в Персидском заливе, куда они
направили свои корабли и люди их испугались и
отступили. Мы должны твердо стоять.″
″Что вы будете делать, если вы
столкнетесь с ними?″ - спросила она. Я сказал: ″Мадам, я дал
указания, чтобы мои капитаны относились к ним как друзья, и пригласили их на
борт вместе выпить.″»
Тем не менее, узнав о движении
американского отряда, индийцы забеспокоились.
В.С.Кругляков вспоминал: «Мне
потом рассказывал атташе А. Попов, что когда американское соединение во главе с
"Энтерпрайзом" появилось вблизи Индии, министр обороны Индии попросил
его связать с министром обороны СССР и высказал озабоченность
присутствием американцев. А. А. Гречко сразу пригласил к себе
Главнокомандующего ВМФ. Тот по карте рассказал о силах и действиях. После этого
Гречко передал министру обороны Индии через нашего атташе Попова:
"Энтерпрайз" - это наше дело, а индусы пусть занимаются своим".
Это, конечно, тогда было для Индии большой поддержкой. Последствия столь
благородного шага навстречу были для нас очень благоприятны. Наш авторитет в
Индии очень вырос".»
СССР постарался
убедить индийцев что держит ситуацию под
контролем, в своих воспоминаниях это
подтверждает и командир авианосца «Vikrant» Сварэдй Прэкэш (Swaraj
Prakash).
В 1974 г. во время визита в Бомбей Главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г. Горшков
посетил авианосец «Vikrant».
Сварэдй Прэкэш знал советского главкома еще со времен, когда он был индийским военно-морским
атташе в Москве. Во время разговора, С.Горшков
спросил у Сварэдй Прэкэш:
«Вы волновались по поводу сражения против американской целевой группы»,
и сам же ответил «У вас не было никакой причины, чтобы волноваться,
поскольку у меня была советская ядерная субмарина, сопровождавшая американскую
целевую группу постоянно в Индийском океане.»
В реальности в
тот момент в Индийском океане была только одна дизельная подводная лодка пр.641
«Б-213» выполнявшая межфлотский переход и пришедшая в Индийский океан в
сентябре 1971 г. вместе с «ПМ-40» обогнув Африку. А
советские надводные силы были слабы,
имелось здесь всего два эсминца с артиллерийским вооружением, тральщики,
вспомогательные суда. Американцы это
знали, в меморандуме помощника
президента по национальной безопасности Киссинджера президенту Никсону от 15
декабря 1971 г. указывалось, что у СССР есть 12 военно-морских судов в
Индийском океане, но ни одно из них не находится в районе пакистано-индийского
конфликта.
Для
противостояния американской авианосно ударной группировке 13 декабря из
Владивостока в Индийский океан вышла вторая группа кораблей ТОФ, состоявшая из пяти
судов: ракетный крейсер пр.1134 (НАТО - Kresta) «Владивосток» бортовой номер 565 (к-2р Печуров Евгений Алексеевич), БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Строгий» бортовой номер 564 (к-2р. В.Н.Барабаш) и три субмарины
– одна с крылатыми ракетами пр.675
«К-31» (НАТО - Echo-II), и две торпедных
пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-112» (336-й экипаж,
капитан 3 ранга Геннадий Иванович Игнатенко) и «Б-855» (Б.И. Данилов).
При этом выход «Б-112» был внеплановым. Первоначально к походу готовилась
«Б-397», в ноябре ее принял 336-й резервный экипаж под командованием Г.И.
Игнатенко, но из-за плохого технического состояния аккумуляторной батареи она
была заменена на «Б-112».
Волгин
Алексей Николаевич, служивший тогда матросом БЧ-6 на ракетном крейсере
«Владивосток» отмечал в дневнике: «12.12.71.
К вечеру после ужина внезапно на корабле объявлена «боевая тревога» и дается
команда: «корабль к бою-походу приготовить». Всю ночь никто из матросов,
старшин и офицеров не спали: готовились, загружались продовольствием и всем
необходимым. Рано утром 13.12.71. вышли в море из бухты Абрек, залива Стрелок. Никто ничего не знал: почему такая
спешка, насколько, куда идем и зачем? Только лишь терялись в догадках: раз
много загрузили продовольствия, тропическую форму и прочее, - стало быть, идем
не на день, не на два и даже не на неделю и идем куда-то далеко. Ощущение
какое-то тревожное, к тому же предвкушение чего-то необычного и важного. Отойдя
довольно далеко от берега, нам объявили, что идем надолго и условия плавания –
тропические. А пока на верхней палубе мороз до 35-40°. Все одеты в шинели.
Никому не успели сообщить и теперь долго не увидим ни писем, ни земли.
14.12.71.
на борт приняли вертолет. Идем в Индийский океан…».
Группа наблюдалась
в проливе Цусима японцами 15 декабря. А всего согласно сообщению из Токио от 16 декабря за
предыдущие семь дней, по крайней мере, пять советских судов
прошли Цусимским
проливом направляясь на юг. Вице-адмирал в отставке В.С.Кругляков: «После
извещения о начале боевых действий между Индией и Пакистаном мы тут же получили
сообщение, что те корабли, которые тщательно проверял В. А. Касатонов
- ракетные крейсера "Варяг", "Владивосток", эсминец
"Строгий", - направлены в Индийский океан. Вышли также шесть
подводных лодок». Походный штаб 10-й оперативной эскадры находился на
крейсере «Варяг».
15 декабря к индийскому
правительству через американское представительство в Нью-Дели
с просьбой о прекращении огня обратился главнокомандующий пакистанскими силами
в Бенгалии генерал-лейтенант Амир Абдул Хан Ниязи. В
тот же день в Вашингтоне было официально заявлено, что после перемирия, TG 74 могла бы помочь эвакуировать пакистанские
отряды с востока. Утром 16 декабря на
восточном фронте наступило затишье. Пытаясь хоть как-то исправить положение,
пакистанское руководство решило нанести контрудар на Западном фронте. 16
декабря 23-я пакистанская дивизия, усиленная танками, ударила во фланг 1-му
индийскому корпусу. Район наступления находился в секторе Чхамб,
северо-западнее города Джамму в Кашмире. Индийцы срочно перебросили к месту
прорыва свои танки, разгорелось крупное сражение, закончившееся лишь с
вступлением в силу соглашения о прекращении огня. О накале боев говорит тот
факт, что во всей Бенгалии пакистанцы потеряли 36 танков, а в районе Чхамб - 95, из них 52 - за 24 часа 16-17 декабря.
Окончательно боевые действия
окончились 17 декабря 1971 г. явным поражением Пакистана. На востоке
группировка пакистанских войск капитулировала, а на западе военные действия
были прекращены по договоренности сторон. В результате 14-дневной войны
Пакистан потерпел поражение, потеряв Восточный Пакистан. На западе Пакистан оккупировал примерно 50 кв. миль в
секторе Чамба, контролируя коммуникации штата Джамму
и Кашмир, а также участки индийской территории в Пенджабе. Индия захватила
около 50 пакистанских постов к северу и западу от линии прекращения огня и ряд
участков пакистанской территории в Пенджабе и Синде.
Цифры потерь, объявленные обеими сторонами, очень разнятся. Так, Индия потеряла
10 633 человека убитыми, ранеными и пропавшими без вести, 73 танка и 45
самолетов подбитыми; по ее данным, пакистанцы потеряли 246 танков и 94
самолета. Пакистан насчитал 141 сбитый индийский самолет и объявил о своих
потерях в 9 283 человека и 19 самолетов. Индийскому флоту удалось прервать
морские коммуникации противника и запереть пакистанский флот в базах и портах.
ВМС Пакистана потеряли 13 крупных боевых кораблей (1 ЭМ «Khaibar»,
1 ПЛ «Ghazi», 1 ТЩ «Muhafiz», 7 канонерских
лодок и 3 патрульных судна), целый ряд
боевых кораблей был поврежден, кроме того во время блокады пакистанских портов
индийские ВМС задержали и досмотрели 712 судов, около 50 торговых судов
уничтожили или серьезно повредили в море и портах, а 4 транспорта захватили
«PASNI» (GRT 1203), «ANWAR BAKSH» (GRT 7235), «BAQIR» (GRT
9326) и «MADHUMATI» (GRT 3311).
Пакистанские ВМС действовали менее успешно и
хотя они сумели потопить 1 крупный индийский корабль - СКР «Khukri»,
4 катера и 1 самолет ВМС «ALIZE 203» (10 декабря), повредили 1 СКР и 1 РКА,
поставленные перед ними задачи не выполнили.
17 декабря оба американских отряда
соединились в районе острова Цейлон (Шри-Ланка). В объединенном TG.74 были атомный авианосец
«Энтерпрайз» (Enterprise)
CVAN-65,
вертолетоносец «Триполи» (Tripoli) LPH-10, три ракетных корабля - ракетные эсминцы «Decatur» DDG-31, «Parsons» DDG-33 и ракетный фрегат «King»
DLG-10, четыре эсминца «McKean» DD-784, «Orleck» DD-886, «Bausell»
DD-845,
«Richard
B.
Anderson»
DD-786,
атомная торпедная подводная лодка и танкер «Wichita» AOR-1. 24 декабря 1971г. соединению были доставлены
грузы на военном транспорте «WHITE PLAINS» (AFS 4).
К этому времени корабли британского
Дальневосточного флота (Far East
Fleet) отбыли из данной области, «Eagle»
прибыл в Дурбан 22 декабря, а «Albion» в Кейптаун 30 декабря.
Первая группа советских кораблей
вышедшая из Владивостока в начале декабря вошла в Индийский океан только 18
декабря, а вторая 24 декабря, то есть обе после того, как война закончилась.
Таким образом, ни один из кораблей этих групп не являлся угрозой для АУГ во
главе с авианосцем «Энтерпрайз» в
течение нескольких дней, когда АУГ находилась в районе конфликта, в то время
пока шли боевые действия. Это также подвергает сомнению пугающие заявления в
некоторых американских источниках о том, как близко были Соединенные Штаты и Советский Союз к
военно-морской конфронтации в течение войны. Хотя опасность случайного боевого
столкновения военно-морских сил двух супердержав в Индийском океане всегда была
возможна. Тем более что она усугублялось тем обстоятельством, что в составе ВМС
Индии находились субмарины, однотипные с подводными лодками советской эскадры,
что могло привести к фатальным ошибкам.
Общее число советских подводных лодок действовавших
в декабре 1970 г. – январе 1972 г. в Индийском океане составляло 6 единиц. Одна
дизельная торпедная пр.641 (по классификации НАТО Foxtrot)
оперировавшая там с сентября 1971 г. по январь 1972 г. После начала кризиса
туда были направлены 5 подводных лодок – 2 ракетных: ПЛАРК пр.675 «К-31» и
ДПЛКР пр.651 «К-120» и 3 торпедных ДПЛ пр.641 «Б-15», «Б-112»
и «Б-855».
17 декабря корреспондент агентства Рейтер в
Сингапуре сообщил, что советский 6000-тонный крейсер был замечен береговыми
наблюдателями в когда он шел на север к Малаккскому
проливу. 18 декабря РКР «Варяг» вошел в Индийский океан. По сообщениям еще пять советских военно-морских судов,
включая одну атомную и две дизельных субмарины и два надводных корабля - РКР
«Владивосток» и БПК «Строгий» были в Южно-Китайском море
держа курс на вход в Сингапурский пролив.
Из
дневника матроса РКР «Владивосток» А.Н.Волгина: «20.12.71. сыграли аврал, ошвартовали танкер «Вишеру», и он направился
во Владивосток, забрав заболевшего замполита капитана 2 ранга Магилина П.Л. и почту. По правому борту скользит земля
Вьетнама. А ведь там война, но их берегов не видать,
они за горизонтом. Над нами пролетают, порой кружат, американские самолеты.
Наши корабли идут друг за другом не быстро в 15-20 узлов, держа дистанцию в
1,5-2 мили…
21.12.71. на корабле ЧП. Заболел
один матрос. С раннего утра с 4 часов лежит на операционном столе, аппендицит.
Я сперва стоял на вахте у дверей амбулатории, чтоб никто не смел туда зайти. Наш доктор, лейтенант молодой, бился до 11 часов дня,
но трудно ему одному. Мы все волновались за судьбу матроса. Выкатили вертолет,
привезли доктора с БПК «Строгий», но через некоторое время летчикам пришлось
вновь подниматься в воздух с целью доставки врача с советской плавбазы «Дальний
Восток», которая, к счастью. Проходила мимо. К вечеру операция была успешно
завершена, это победа наших врачей!»
22 декабря Малаккским проливом в Индийский океан
вошли первые советские субмарины направленные в район
конфликта, ПЛАРК пр.675 «К-31» и ДПЛКР пр.651 «К-120» их сопровождал танкер
«Ижора».
Анатолий
Павлович Бычков, участник похода на дизельной ракетной ПЛ
проекта 651 «К-120» (к-1р. В.С.Любимов) вспоминал: «… Я был заместителем начальника политотдела в
бригаде дизельных лодок. Получили приказ: за сутки подготовить ракетную лодку к
выходу в Индийский океан. На К-120 замполит был молодой, поэтому мне пришлось
идти в тот поход.
31
декабря пересекли экватор. Пока шли, конфликт окончился, образовалось новое
государство – Бангладеш…»
24 декабря Малаккским проливом в Индийский океан вошли РКР
«Владивосток» и БПК «Строгий».
Из
дневника матроса РКР «Владивосток» А.Н.Волгина: «25.12.71. выходим в Индийский океан. Корабли нашей бригады начали расходится, БПК «Строгий» пошел следить за американским
авианосцем «Энтерпрайз», у нас другое задание. Командир корабля Печуров Е.А. часто разговаривает с матросами по душам,
рассказывает. Вечером была сыграна «боевая тревога». С находящегося неподалеку
американского ударного авианосца «Энтерпрайз» были замечены летящие в нашу
сторону 3 самолета. Они, покружив над нами, улетели…
28.12.71. пересекаем экватор!!!
31.12.71.
– 01.01.72. архипелаг Чагос…»
27
декабря тем же маршрутом в Индийский океан прибыла первая из трех дизельных
торпедных подлодок пр.641 «Б-15» (к-2р.
В.А. Сенькин). Остальные две «Б-112» и «Б-855», вошли в Индийский океан только 1 января 1972 г. в
сопровождении танкера «Украина».
Механик одной из
направленных подводных лодок Морозов Константин Викторович: «…только пришли из автономного плавания, (в
море пробыли почти 60 суток), всего три дня отдохнули на берегу вместо положенного
месяца, как ночью вновь тревога. Срочный выход в море. "Куда идем?" -
спрашиваю. "На войну!" - ответил командир.
В
1972 (в статье журналиста, который опубликовал рассказ
капитана 1 ранга К.В.Морозова, куча неточностей, от элементарных, таких как
- год начала конфликта у него 1972 г.,
а надо 1971 г., до абсолютно нелепых «подлодку Морозова послали не домой, а к
берегам Сомали. Там произошел
конфликт с Марокко из-за скота.», где Сомали, а где Марокко он видимо и не
смотрел) году ухудшились отношения между
Индией и Пакистаном. Конфликт
перерос в самую настоящую войну. СССР тогда выступил на стороне Индии.
Индийские военные моряки, в арсенале которых было несколько советских подлодок,
успешно потопили почти весь военно-морской флот Пакистана.
Пакистан обратился за помощью к США.
Американцы направили в Индийский океан свой атомный авианосец "Интерпрайз" в сопровождении нескольких надводных и
подводных кораблей. Узнав об этом, руководство СССР решило перекрыть путь
американской флотилии. Решено было увеличить присутствие советских военных
кораблей в районе конфликта. Поэтому по тревоге в ту декабрьскую ночь подняли
почти все боеспособные подразделения Тихоокеанского флота. Необходимо было за
короткое время подойти к берегам Индии и занять боевые позиции.
Ночью подлодка Морозова вышла из бухты и взяла
курс на Индийский океан. Шли полным ходом в надводном положении. Но второпях
забыли взять необходимое количество топлива. Где-то у берегов Кореи топливо
стало заканчиваться. Морозов доложил об этом командиру. Запросили экстренной
помощи. Но командование флотом настоятельно требовало идти к Сингапуру: там
стоит танкер, там и заправитесь. Механик Морозов предупредил, что до Сингапура
подлодка не дотянет. Командир вновь вышел на связь со штабом. Тогда танкер направили
к подлодке.
Только
начали заправляться, в небе появились американские самолеты. Они подлетали
близко и снимали лодку на фото- и кинокамеры.»
В первых числах января 1972 г. подлодка прошла
Малаккским проливом и вошла в Индийский океан.
Для
обеспечения деятельности подводных лодок в декабре 1971 г. из состава
Камчатской военной флотилии на БС в Индийский океан была направлена плавбаза
подводных лодок пр.310 (по
классификации НАТО Don) «Батур» (с 12.03.1979 г. - «Камчатский комсомолец») бортовой
номер 944. В Индийский океан вошла через Малаккский пролив 2 января 1972 г.,
находилась там до 15 марта 1972 г.
Командующий советскими силами
вице-адмирал В.С.Кругляков перенес свой флаг на ракетный крейсер «Варяг» и
продолжил выполнения задачи. Наши и американские корабли продолжали следить
друг за другом и после завершения боевых действий, но ситуация в корне
изменилась, теперь перевес был на стороне советского флота. К моменту
сосредоточения всех отрядов здесь находилось более 20 боевых и вспомогательных кораблей
ВМФ СССР.
Вице-адмирал в отставке
В.С.Кругляков: «У нас в составе отряда к тому времени было два ракетных
крейсера, три больших противолодочных корабля, три дизельные и две атомные
подводные лодки. Слежение проходило между Цейлоном и Сунгарским
проливом. Самолеты наши появились дня через четыре. Они стали давать нам
разведданные. Сразу стало легче. Взаимодействие между надводными кораблями и
подводными лодками было тоже очень хорошее. Все командиры - опытные и
грамотные. Наш удар включал к этому времени уже 32 ракеты в первом пуске и 16
ракет во втором. Эти возможности, видимо, и отрезвляли американцев… Во время слежения многое пришлось наблюдать. В том числе и
3 аварии на "Энтерпрайзе". На наших глазах при посадке один самолет
упал в море, причем весь экипаж погиб. Когда самолет упал, я предложил
американцам свою помощь, но они отказались. Когда нам стало ясно, что летчики
погибли, мы выразили американцам соболезнование. После этого каждый день с
авианосца без подписи поступал семафор "Доброе утро". Всего же
слежение длилось около месяца.
... Вдруг уже в конце военного
конфликта мы перехватили телеграмму открытым текстом командира противостоящего
нам соединения командующему Тихоокеанским флотом США такого содержания:
"За нами ведется постоянное слежение, мы опоздали с развертыванием,
советских кораблей много, а их командующий ведет себя нагло". Последнее
было для меня неприятной припиской. Дело в том, что я получил приказание
сфотографировать "Энтерпрайз" с близкого расстояния. Выбрав момент,
когда авианосец принимал топливо для самолетов, я прошел рядом с ним на
расстоянии примерно 30 - 40 метров. Даже лицо командующего американским
соединением разглядел. Это и послужило поводом для последней приписки. Вскоре
поступил запрос от министра обороны А. А. Гречко по этому вопросу. Пришлось
объясняться, что выполнял приказ».
Американский участник похода на
эсминце «McKean»
вспоминал, что в ходе похода в Индийском
океане соединение сопровождалось многочисленными советскими крейсерами,
двигающимися между американскими кораблями.
Возмущаясь, он заявил, что если бы одно из наших судов сделало то же
самое, то капитан скоро был бы в Антарктике. Все это можно отнести на счет
эмоций, советские корабли действовали
точно также как и их американские собратья на просторах океана.
В конце декабря
1971 г. и первых числах января 1972 г. корабли отряда находящиеся на боевой
службе с июня 1971 г. отправились в свои порты. На 31 декабря 1971 г. прибывшие корабли
советского отряда в Индийском океане включали: ракетные крейсера пр.58 «Варяг»
и пр.1134 «Владивосток», эсминец пр.56 «Возбужденный», БПК пр.61 «Строгий»,
десантное судно пр.1171 «БДК-77», МТЩ пр.264А «МТ-4», пять субмарин и девять
вспомогательных судов.
7 января 1972 г. АУГ во главе с
авианосцем «Энтерпрайз» получил приказ покинуть Индийский океан, пройдя
Малаккским проливом, 12 января уже
пришвартовались в базе. Командовавший соединением TG 74 адмирал Элмо Р. Зумвальт (Elmo R. Zumwalt) так
констатировал в своих воспоминаниях эту миссию: «Я все еще не знаю, точно
что думать о эпизоде TG 74. Возможно,
очевидно, не намеревалось влиять на курс войны в Восточной Бенгалии. Напротив,
группа не была сформирована, пока результат в Восточной Бенгалии не был
совершенно ясен. Возможно Президент и Киссинджер, которые оба весьма ясно были
разбиты их неспособностью влиять на события на
субконтиненте, импульсивно организовали TG 74 и послали его
вперед в заключительной попытке показать миру, что Америка не должна быть
отстранена от дел. Более вероятно, они хотели показать Китаю, что США были
активным военным участником в той части мира и имели желание, чтобы развернуть
военную мощь в ситуации, в которой советский союзник наносил поражение
китайскому союзнику. В любом случае, это моя догадка, тем более что жест был
несвоевременен и бесполезен. По другому предположению. Госпожа Ганди, возможно,
имела планы на Западный Пакистан так же как и в
Восточном Пакистане, и прибытие TG 74, возможно,
заставило ее отменить их. Другими словами, жест, возможно, был чрезвычайно
своевременен и полезен. Пока частные документы "леди" не
обнародованы, никто не будет знать наверняка»
Вслед за
американцами ушел и МРЗК «Измеритель», с ним вместе шла в надводном положении,
и одна подводная лодка пр.641 оперировавшая в Индийском океане с сентября 1971 г.
Разведчик проводил лодку до Корейского пролива, после чего она пошла
самостоятельно, а судно продолжило свой поход.
Степень угрозы со стороны советской
эскадры и результаты ее действий получили весьма высокую оценку западных
аналитиков. В исследовании James M. McConnell, Anne M. Kelly «SUPERPOWER NAVAL DIPLOMACY IN THE INDO-PAKISTANI CRISIS» изданном в 1973 г. писали: «Свобода
действий Запада оказалась ограничена появлением советского флота… Мощь Советов
состоит в способности создать существенное противодействие на море. В "ужесточении правил игры" они действительно сравнялись с США…» Стивен Киш (Kish S.C.) в работе об использовании советского флота в целях
внешней политики «The development of the political utilization of the Soviet Navy 1953 to 1973»
изданной в 1977 г., ссылаясь на мнение командующего TG 74 адмирала
Э. Зумвальта, полагал, что «советская эскадра
имела большую силу, чем американская группа». Это не совсем так. Барри Блечман (Blechman B.M.) в «Comparison of the two fleets // The Control of naval
armament. Prospects and possibilities» изданном в 1975 г. считал, что «советская
корабельная группа не обладала существенной силой и мобильностью для
осуществления вторжения или воспрепятствования действий американцев.
Но она имела впечатляющую сумму вооружений - 24 крылатые ракеты и 12 зенитных
ракет в первом залпе, что позволяло осуществить противодействие группе "TG 74" …».
Итогом этого противостояния, по мнению американского аналитика Стивена Киша, стало то, что «по окончании индо-пакистанской
войны престиж США в Индии серьезно пострадал, в то время как престиж СССР
сильно возрос… В значительной степени это стало результатом использования
Советским Союзом своих военно-морских сил в качестве "катализирующего
сдерживания" …»
Уход АУГ во главе с авианосцем
«Энтерпрайз» не означал конец американского военно-морского присутствия в
Индийском океане. Уже 6 января 1972 г.
Пентагон объявил, что американские военные корабли будут патрулировать
Индийский океан чаще, чем прежде. Советские корабли после прекращения слежения за АУГ продолжили свою службу.
Находившиеся здесь уже более полугода корабли отправились домой, а пришедшие
включились в жизнь эскадры. Как результат положительной
оценки действий советского отряда стало продолжение сотрудничество в военно-морской
сфере между СССР и Индией.
Следует упомянуть,
что в декабре 1971 г. на боевую службу в Индийский океан видимо направлялись
боевые корабли из состава Северного и Черноморского флотов. 11 декабря 1971 г.
помощник президента по национальной безопасности Киссинджер писал президенту
Никсону: «… есть неподтвержденное индийское сообщение, что единицам
советского Средиземноморского Флота приказали передислоцироваться в Индийский
океан и Бенгальский залив, даже если это
займет для них значительное время, чтобы
приплыть вокруг оконечности Африки». Но они были
развернуты обратно еще во время нахождения в Атлантике. В декабре 1971 г.
Североморск покинул отряд кораблей Северного флота под руководством капитана 2
ранга Ростислава Дымова в составе БПК «Вице-адмирал Дрозд», эсминца «Скромный»,
подводной лодки и танкера. Отряд шел для несения боевой службы в Индийском
океане. В пути моряки узнали об окончании войны между Индией и Пакистаном. 6
января 1972 г. отряд зашел с деловым заходом в столицу Гвинеи - Конакри.
Деловой заход советских кораблей в Конакри продлился полмесяца. Командир отряда
получил приказание следовать в Средиземное море. Также в
декабре 1971 г. на БС вышел БПК «Красный Крым» (к-2р. Н.П.Головченко)
Черноморского флота, ему предстояло первым из кораблей 30-й дивизии надводных
кораблей ЧФ освоить плавание в Индийском океане.
19 января 1972 г. в «Красной звезде»
на первой странице помещена заметка с КТОФ «За кормой 25 тысяч миль» о
возвращении из семимесячного плавания морского тральщика. 215 суток
противоборствовал экипаж тральщика морям и океанам. За его кормой осталось
более 25 тысяч миль, и каждая была предельно насыщена боевой учебой. Курсовые
задачи и боевые упражнения корабль выполнил с высокими оценками. Две трети
экипажа - отличники боевой и политической подготовки. Почти все стали в походе
специалистами первого и второго класса. В числе передовиков соревнования - старшие лейтенанты В.Мартиросян и А. Шумаков, лейтенант В.Вертий,
главный старшина В.Трухин, старший матрос Ф.Хафизов. Речь шла о МТЩ пр.264А
«Павлин Виноградов».
В состав американского соединения
TG
74
входило 14 боевых и вспомогательных кораблей:
Атомный
авианосец «ENTERPRISE»
CVAN-65.
Вертолетоносец
«TRIPOLI»
LPH-10.
АПЛ
«Gurnard» SSN-662.
Ракетный
эсминец «Parsons»
DDG-33.
Ракетный
эсминец «Decatur» DDG-31.
Ракетный
фрегат «King» DLG-10
Эсминец «Bausell» DD-845.
Эсминец «Richard B. Anderson» DD-786.
Эсминец «McKean» DD-784.
Эсминец «Orleck» DD-886.
Танкер «Wichita» AOR-1.
Суда обеспечения «Haleaka» AE-25 и «White Plans» AFS 4.
Находясь в районе военных действий, обеспечили
невмешательство кораблей ВМС США и Англии в конфликт на стороне Пакистана
- 26 советских боевых и вспомогательных
кораблей:
РКР пр.58 «Варяг» бортовой номер 835 (капитан 2
ранга Дерябин Юрий И.). В Индийском океане 19 декабря 1971 г. – 2 марта 1972 г.
РКР - БПК пр.1134 «Владивосток» бортовой номер 565
(капитан 2 ранга Печуров Евгений Алексеевич). В
Индийском океане 24 декабря 1971 г. – 22 февраля 1972 г.
БПК пр.61 «Строгий» бортовой номер 564 (капитан 2
ранга Барабаш Вадим Николаевич). В Индийском океане 24 декабря 1971 г. – 8 мая
1972 г.
ЭМ пр.56-А «Возбужденный» бортовой номер 448 (капитан
2 ранга Подольский Вадим Николаевич). В Индийском океане 4 декабря 1971 г. – 4
мая 1972 г.
ЭМ пр.56 «Веский» бортовой номер 407 (капитан 3
ранга Д.П.Чериватый). В Индийском океане 29 июня 1971
г. - 3 января 1972 г.
МТЩ пр.264А
«МТ-4» бортовой номер 330 (капитан 3 ранга А.Сасса).
В Индийском океане 1 декабря 1971 г. – 26 марта 1972 г.
МТЩ пр.264А «Павел Хохряков» бортовой номер 335
(капитан 3 ранга Шаталин Евгений Александрович, старший на корабле капитан
2ранга Малый Я.З.). В Индийском океане 30 июня
– 26 декабря 1971 г.
БДК пр.1171 «БДК-77» бортовой номер 343 (капитан 2
ранга А.А.Вдовиченко). В Индийском океане октябрь
1971г. – март 1972 г.
МРЗК «Измеритель» (капитан-лейтенанта Н.В.Кочуров). В Индийском океане с декабря 1971 г. по
январь 1972 г., потом до начала марта у берегов Вьетнама.
Плавмастерская пр.301М «ПМ-24» ЧФ бортовой номер 24 (капитан 3
ранга А.А.Шведов). В Индийском океане 29 июня 1971 г. – июль 1972 г.,
находилась в порту Басра (Ирак).
Плавмастерская пр.304 «ПМ-40» бортовой номер 40 (капитан 3 ранга
Э.Климов). В Индийском океане 24 сентября 1971 г. – ноябрь 1972 г., находилась
в порту Бербера (Сомали).
ПБПЛ пр.310 «Батур»
бортовой номер 944 (Ю.Н. Петухов). В Индийском океане 2 января – 15 марта 1972 г.
БМТ пр.563 «Бугуруслан». В Индийском океане сентябрь
1971 г. – январь 1972 г.
БМТ пр.563 «Житомир». В Индийском океане ноябрь 1971
г. – январь 1972 г.
БМТ пр.563 «Владимир». В Индийском океане 5 января –
18 июня 1972 г.
БМТ «Украина». В Индийском океане 1 января – 23
февраля 1972 г.
СМТ пр.577 «Вишера». В Индийском океане июль –
декабрь 1971 г.
СМТ «Полярник». В Индийском океане 1 декабря 1971 г. – 3 марта 1972 г.
СМТ пр.160 «Ижора». В Индийском океане 22 декабря
1971 г. – 11 января 1971 г.
ТР пр.502Р «Ишим». В Индийском океане 23 ноября 1971
г. – 4 мая 1972 г.
Подводные лодки:
ПЛАРК пр.675 «К-31». В Индийском океане 22 декабря 1971
г. – 21 февраля 1972 г.
ДПЛРК пр.651 «К-120» (капитан 1 ранга Любимов
Владимир Серафимович). В Индийском океане 22 декабря 1971 г. – 4 мая 1972 г.
ДПЛ пр.641
«Б-213» (к-2р. Донат Ильич Герасимов) В Индийском океане 24 сентября 1971 г. – январь
1972 г., выполняла межфлотский переход с Балтики на ТОФ.
ДПЛ пр.641
«Б-15» (к-2р. В.А. Сенькин).
В Индийском океане 27 декабря 1971
г. – 15 марта 1972 г.
ДПЛ пр.641 «Б-855» (Б.И.
Данилов). В Индийском океане 1
января – 15 марта 1972 г.
ДПЛ пр.641 «Б-112» (капитан 3 ранга И.Г.Игнатенко).
В Индийском океане 1 января – 17 июня 1972 г.
Литература:
Розин Александр.