Розин Александр.
Миссия
советского флота в ходе войны между
Индией и Пакистаном в 1971 г.
Огромное
спасибо Пыркову Владимиру Степановичу командиру
отделения радиотелеграфистов на МРЗК «Измеритель» за его воспоминания.
Часть 1.
Пролог.
С момента завершения боевых действий
между Индией и Пакистаном в 1965 г. отношения между странами были напряженными,
новая война могла начаться из-за любого повода. Таким поводом в 1971 г. стала
ситуация в Восточном Пакистане.
Восточный Пакистан - часть индийской Бенгалии, после разделения страны в
1947 г., отошел к Пакистану. Основанием для передачи послужило то, что 82 %
бенгальцев исповедовали ислам. Но хотя они по вере и были единоверцами, но
говорили на разных языках. В Бенгалии говорили на своем языке - бенгали, а из
Исламабада предписывали обращаться на урду. Наблюдалась дискриминация
бенгальцев на государственной службе, а общий жизненный уровень здесь был втрое
ниже, чем в Западном Пакистане. Все это создавало условия для роста
сепаратистских настроений. Кроме того 20 марта 1966 г. президент Пакистана Аюб Хан заявил об
аннулировании соглашения об автономии Восточного Пакистана. Это резко
активизировало деятельность Народной лиги, ее лидер Маджибур
Рахман с января 1968 г. санкционировал создание боевых групп “Мукти бахини” (“Освободительная
сила”). К осени того же года развернулось многотысячное движение, требующее
проведения в Бенгалии всеобщих выборов. Новое руководство Пакистана в лице
генерала Яхья Хана ввело в анклаве военное положение,
чтобы сбить волну протестов.
В 1970 г. ко всем бедам Бенгалии добавился
катастрофический тайфун. Он унёс жизни десятков тысяч человек, оставив более
полумиллиона без крова, а гибель урожая стала причиной начала голода. В декабре
1970 г. Народная лига победила на выборах в Восточной Бенгалии. Но президент
Пакистана отказался передать власть лигистам и
предоставить району внутреннюю автономию. 25 марта 1971 г. Исламабад распустил
Народную лигу. Лидеры Авами бежали в соседнюю Индию.
Сформировав там правительство в изгнании, они объявили Восточный Пакистан
независимым государством. Начались массовые карательные акции против активистов
движения со стороны правительственного аппарата. А поскольку тех защищали
боевики “Мукти бахини”, в
дело вступила пакистанская армия. Началась не война, а бойня: первых попавшихся
бенгальцев давили танками, хватали на улицах и везли к озеру в окрестностях Читтагонга, где десятки тысяч людей были расстреляны из
пулеметов, а их тела утоплены в озере. Теперь это озеро называется озером
Восставших. Началась массовая эмиграция в Индию, где оказалось около 10
миллионов человек.
Советское правительство,
руководствуясь заботой о сохранении мира, неоднократно высказывало президенту и
правительству Пакистана свою озабоченность положением, сложившимся на
Индостанском полуострове в связи с событиями в Восточном Пакистане. Уже 2
апреля 1971 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный
обратился к президенту Пакистана с настоятельным призывом "принять самые неотложные меры для того,
чтобы прекратить кровопролитие, репрессии против населения в Восточном
Пакистане и перейти к методам мирного политического урегулирования".
Но Пакистан исправлять ситуацию не
собирался. Индия, приютившая лидеров Народной лиги, теперь оказывала и военную
помощь отрядам “Мукти бахини”.
Это привело отношения между Дели и Исламабадом к критической стадии. В обеих
странах началась мобилизация резервистов. 18 ноября 1971 г. состоялся первый
бой между пакистанским отрядом, преследовавшим повстанцев, и индийскими
пограничниками. К месту столкновения в районе Хили
(северо-западнее Калькутты) обе стороны подтянули подкрепления, и 21-22 ноября
разыгралось настоящее сражение с применением танков и авиации. Страны
неудержимо катились к большой войне, которая фактически уже началась.
Столкновения на границе Индии и Восточного Пакистана практически переросли в
открытые боевые действия. На западной границе Индии и Пакистана тоже постоянно
происходили столкновения.
Премьер-министр Индии Индира Ганди лично провела обширную дипломатическую
кампанию и написала нескольким главам иностранных правительств, убеждающих их
оказать нажим на Пакистан для разрешения кризиса в Восточном Пакистане. Позже, она посетила несколько главных мировых столиц с целью
объяснить свою позицию и найти понимание своей политики в отношении Пакистана,
в том числе и США 3-7 ноября. 9 августа
1971 г. был подписан советско-индийский Договор о мире, дружбе и
сотрудничестве, который ознаменовал начало нового этапа в двусторонних
отношениях и заложил твердые политические и правовые основы для их дальнейшего
развития. В Договоре было зафиксировано, что партнеры не будут
участвовать в каких-либо военных союзах, направленных против другой стороны. В
статье IX говорилось: «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется
воздерживаться от предоставления какой-либо помощи любой третьей стороне,
участвующей в вооруженном конфликте с другой Стороной. В случае, если любая из Сторон явится объектом нападения или угрозы
нападения, Высокие Договаривающиеся Стороны немедленно приступят к взаимным консультациям
в целях устранения такой угрозы и принятия соответствующих эффективных мер для
обеспечения мира и безопасности их стран.»
Таким образом, этот документ стал прообразом Договора о стратегическом
партнерстве. Для СССР это был первый подобный договор, заключенный с
несоциалистической страной и с государством, не отнесенным к категории так
называемых стран социалистической ориентации, что подчеркивало приоритетную
роль, которую получила Индия в советской внешней политике. Советско-индийский
Договор прошел всестороннюю проверку уже через несколько месяцев, когда в
декабре 1971 г. началась индийско-пакистанская война.
Согласно авторам книги ‘War and Secession’, во время
переговоров относительно советско-индийского Договора, индийские собеседники
сообщали советским представителям, что они намереваются использовать группу
войск, чтобы "решить" восточно-пакистанский кризис. Во время
посещения Москвы 27-29 сентября 1971 г., госпожа Ганди по сообщениям сказала
советским лидерам довольно явно, что военные действия, вероятно, вспыхнут после
муссонов. К началу ноября из СССР в Индию были начаты специальные отгрузки
военного оборудования воздушным путем, советская военно-транспортная авиация
доставляла в Cochin
противотанковые ракеты, артиллерию, танки. В ноябре советская военная делегация
во главе с главкомом ВВС маршалом П.С.Кутаховым
прибыла в Индию для обсуждения новых поставок советского оружия. 11 ноября
министр обороны СССР маршал Гречко, заверил посла Индии в СССР доктора Shelvankar, что Советский Союз будет действовать в
соответствии с положениями Договора. Помимо СССР Индия заключила ряд контрактов
о поставках дополнительного военного оборудования с Чехословакией и Польшей. С Чехословакией
были заключены контракты на поставку бронетехники и боеприпасов. Эти грузы были
отправлены со второй половины мая по июль 1971 г. из югославского порта Риека на индийских судах. Поставки по этому контракту из
Чехословакии были завершены в
августе-сентябре 1971 г. В июле 1971 г. Индия заключила соглашение о военных
поставках с Польшей, часть танков была отправлена в сентябре, а в октябре весь
груз был отправлен. Индия и Польша вела переговоры относительно поставок
дополнительных партий танков, к концу ноября. Кроме того некоторые индийские
суда были задействованы в перевозке взрывчатки и боеприпасов из болгарского
порта Варна. Кстати индийцы осуществляли закупки вооружений и боеприпасов и в
США. Так например уже после начала войны, 1 декабря 1971 г. американцы отменили экспортные лицензии на
поставку боеприпасов Индии на 2 мил. долларов, а 3 декабря были отменены лицензии на
поставку запасных частей самолетов и оборудования для коммуникаций на сумму 1,3 мил. долларов.
США в свою очередь активно помогали
и Пакистану. Несмотря
на творимый пакистанской армией геноцид на территории Восточного Пакистана, и
начавшуюся там, в марте 1971 г. гражданскую войну, Соединенные Штаты продолжали
посылать поставки вооружений в Пакистан и после того, как правительство Никсона
объявило о прекращении поставок оружия.
15 апреля 1971 г. государственный
департамент объявил, что продажа американского военного снаряжения Пакистану
прекратились 25 марта. Но как сперва оказалось, запрет на поставки оружия не вступал в
силу до 6 апреля. А потом появились
сообщения, что в июне 1971 г. целый ряд
пакистанских судов, покинул американские
порты, загруженные военным оборудованием и запасными частями для военных
транспортных средств, купленных согласно более ранним лицензиям. Как сообщалось в общей сложности на 5 мил.
долларов военного снаряжения американцы послали в
Пакистан между 25 марта и 8 ноября. Только 8 ноября 1971 г., государственный
департамент объявил об отмене всех выданных военных экспортных лицензий для
Пакистана. Глава пресс-службы государственного департамента сказал, что отмена
затрагивала снаряжение на 2,1 мил. долларов в лицензиях оформленных до 25 марта. Запрет
распространяется и на грузы стоимостью в 1,5 мил. долларов находящиеся на американских военных складах,
которые были одобрены для отгрузки, но не посланы до 8 ноября. Однако запрет
не затрагивал груз военных запасных
частей на 160 000 долларов уже прошедших
через таможню в порту Нью-Йорка.
Советский флот в
Индийском океане.
Определенную роль в Индийском океане
играли отряды советских кораблей, но этот регион для них был нов, и их
деятельность в основном сводилась к демонстрации флага. Только в марте 1968 г.
отряды советских кораблей начали демонстрировать советское присутствие в Индийском океане.
Согласно данным Объединенного Комитетам
по иностранным делам австралийского парламента, в 1968 г. в Индийском океане
оперировали 6 советских надводных боевых
кораблей, 2 субмарины и 6 вспомогательных судов. В дальнейшем
число кораблей действующих в Индийском океане увеличивалось от первоначального
количества, но незначительно до 7 надводных боевых кораблей в 1969 г., до 7
субмарин и 12 вспомогательных судов в 1970 г. В 1971г. там несли службу 10
надводных боевых кораблей, но подводная
лодка была замечена только одна, а количество вспомогательных судов уменьшились
с 10 до 7. В среднем, число советских военных кораблей, развернутых в
Индийском океане, не превышало 20-22 ежегодно (из них половина вспомогательные), но в это число не входят корабли совершавшие межфлотские переходы с Балтики или
Черного моря вокруг Африки и через Индийский океан.
В конце ноября 1971 г. на боевую
службу в Индийский океан вышел очередной отряд кораблей, под
командованием командира 10 оперативной эскадры ТОФ контр-адмирала
Владимир Сергеевич Круглякова. В
его составе было 3 судна – эсминец пр.56 (по
классификации НАТО Kotlin)
«Возбужденный» бортовой номер 448 (к-2р. Подольский
Вадим Николаевич), морской тральщик пр.264А (по
классификации НАТО Т-58) «МТ-4» бортовой номер 330 (к-3р. Анатолий Сасса) и танкер «Полярник». Командование
и штаб отряда размещался на ЭМ «Возбужденный», начальником штаба был капитан 1
ранга Анатолий Григорьевич Грукало, от политотдела
флота поход обеспечивал начальник политотдела оперативной эскадры ТОФ Герой
Советского Союза капитан 1 ранга Николай Витальевич Усенко.
За полмесяца до их выхода на
Тихоокеанский флот с инспекцией прибыл первый заместитель ГК ВМФ адмирал флота В.А.Касатонов, при
проверке он сделал упор на фактическую готовность кораблей к боевым
действиям. О действиях ТОФ в этот период рассказывает вице-адмирал в отставке
В.С.Кругляков: «Однако нам он ни слова не говорил о тогдашних напряженных
отношениях между Индией и Пакистаном… Перед отбытием в
Москву В.А.Касатонов мне сказал: "Ты идешь на
эсминце, а придется, видимо, принять управление всеми кораблями в Индийском
океане. Не мало ли берешь людей в штаб?" Я тогда
не придал должное значения этому разговору, а Владимир Афанасьевич, видимо,
просто не мог, не имел права говорить мне что-либо большее».
Перипетии похода отряда во главе с
эсминцем «Возбужденный» отразил на страницах своей книги «Океанский максимум»
Москва, Воениздат, 1980 г. и «Океанские вахты» Москва 1983 г. Герой Советского
Союза Николай Витальевич Усенко. Он входил в походный штаб отряда. Естественно,
что в книге, изданной в то время нет никаких упоминаний о миссии отряда, зато
много бытовых, повседневных случаев характеризующих нелегкий поход. Вышедшие
корабли должны были сменить отряд
кораблей, который к этому времени уже несколько месяцев нес боевую службу в
Индийском океане.
В
ноябре 1971 г. отряд надводных советских кораблей насчитывал всего 3 боевых
корабля: 1 эсминец пр.56 (по классификации НАТО Kotlin) «Веский» бортовой номер 407 (к-3р. Д.П. Чериватый),
1 морской тральщик пр.264А (по классификации НАТО Т-58) «Павел Хохряков»
бортовой номер 335 (капитан 3 ранга Шаталин Евгений Александрович, старший на
корабле капитан 2ранга Малый Я.З.) и 1
большой десантный корабль пр. 1171 (по классификации НАТО Alligator)
«БДК-77» бортовой номер 343 (к-2р.А.А.Вдовиченко) в Индийском океане с октября.
Было 5 вспомогательных судов ВМФ: 3 танкера – один пр.577 (по
классификации НАТО Uda) «Вишера» (с июля по декабрь 1971 г.), один пр.563 (по
классификации НАТО Kazbek)
«Бугуруслан» (с сентября 1971 г. по январь 1972 г.) и один пр.1589 (НАТО - Sofia)
«Ахтуба» (в ноябре его сменил танкер пр.563 «Житомир»); 2 плавмастерские – одна пр.301М (по
классификации НАТО Oskol) «ПМ-24» ЧФ, бортовой номер
24 (к-3р.А.А.Шведов) пришла в июне 1971 г., но находилась в Басре (Ирак) где занималась ремонтом двух
тральщиков ранее переданных ВМС Ирака, вторая пр. 304 (по классификации НАТО Amur) «ПМ-40» бортовой номер
40 (к-3р. Э.Климов) прибыла обогнув Африку в
сентябре и находилась в порту Бейра (Сомали). Подводные силы были
представлены одной дизельной подводной лодкой пр.641 (НАТО - Foxtrot)
«Б-213» (к-2р. Донат Ильич Герасимов) которая в конце
сентября 1971 г. прибыла из европейской части СССР совместно с «ПМ-40» обогнув
Африку. Она выполняла межфлотский переход с Балтики на ТОФ с несением БС
в Индийском океане.
Начало войны.
3
декабря 1971 г. эпизодические столкновения между Индией и Пакистаном переросли
в войну. Каждая из сторон
обвинила в ее начале противника.
Филиппов Александр Викторович
работавший в это время собственным корреспондентом «Правды» в Пакистане
вспоминал начало войны: «Утром 2 декабря
отменяются рейсы Пакистанской авиакомпании внутри страны.
— На всякий
случай перегнали пассажирские самолеты в Иран, — откровенно сообщают мне в
билетной кассе.
Я надеялся
слетать в Исламабад, где ожидалась пресс-конференция в министерстве информации
о положении на Востоке. Вечером 3 декабря, незадолго до наступления сумерек,
ловлю волну радио Дели. Диктор передает экстренное
сообщение: ВВС Пакистана атаковали ряд аэродромов и стратегических узлов Индии.
В Кашмире пакистанские части перешли линию перемирия.
Это война.
Едва стемнело,
как взревели сирены. Воздушная тревога. Бьют зенитные орудия, по небу бегают
пучки прожекторов. Один за другим раздаются взрывы. В районе морского порта и
аэродрома вспыхнули пожары. Судя по всему, бомбежка ведется прицельная, атакам
подвергаются военные объекты.
Налет еще не
прекратился. Подошло время связи с Москвой. Набираю номер международного узла.
Оператор, которого я хорошо знаю, он не первый год работает на линии, извиняясь говорит, что власти распорядились связи советским
журналистам не давать. Трубку берет другой человек и сообщает, что линия не в
порядке. Так, впрочем, отвечали все время, пока шли военные действия.
Кажется, атака отбита. Бравурная музыка. Снова
сигнал воздушной тревоги, снова треск зенитных установок и уханье бомб. Так
почти до самого рассвета.»
Бывший начальник Первого
главного управления КГБ СССР генерал-лейтенант Леонид Владимирович Шебаршин, в 1971 г. заместитель резидента КГБ в Индии
вспоминал: «2 декабря 1971 года посол Н. М. Пегов
устраивал прием в честь первого заместителя министра иностранных дел СССР В. В.
Кузнецова. Василий Васильевич прибыл в Дели для того, чтобы вместе с индийцами
изыскать возможность предотвратить надвигающуюся войну с Пакистаном или, как
грубовато шутили советские дипломаты, "удержать мадам Ганди за юбку".
В. В. Кузнецов вел длительные и
вежливые беседы с Индирой Ганди, ее советниками,
выслушивал многословные разъяснения резонов, по которым миролюбивая Индия
обеспокоена действиями Пакистана. К тому времени уже был подписан
советско-индийский договор о дружбе и сотрудничестве, и в Индию нескончаемым
потоком поступала советская военная техника.
Прием в посольстве проходил в
чрезвычайно теплой обстановке. Гости мило улыбались любезным хозяевам, говорили
приятные и льстивые слова и озабоченно хмурили брови, упоминая о пакистанской
угрозе. Хозяева при этом упоминании тоже сгоняли улыбки с уст, выражая твердую
уверенность, что здравый смысл восторжествует и
кровопролития удастся избежать. При этом все дружно клеймили
злодеев-пакистанцев и их американских и китайских
покровителей. Все шло прекрасно, как вдруг в зале приемов погас свет. Свет
погас не только в посольстве, а во всем городе. Это могло означать только одно
- началась война.
Я быстро ушел с приема, в темноте
добрался до машины и из города позвонил одному хорошо осведомленному знакомому.
(Звонить ему из посольства было нельзя - служащие его категории не имели права
поддерживать неофициальные контакты с иностранцами.) Выяснилось, что два
неизвестных, предположительно пакистанских, самолета нанесли удар по базе ВВС
Индии, повредив взлетно-посадочную полосу. Индийские самолеты немедленно нанесли
ответный удар, а сухопутные силы пошли в наступление в районах Раджастана и Сиалкота на западной
границе и начали марш на Дакку на восточном направлении. Было в этой истории с
налетом на Агру нечто шитое белыми нитками.
Какой военачальник пошлет всего два
самолета для того, чтобы бомбить крупную авиабазу в момент наивысшей опасности
для своей страны? Почему самолеты прилетели в сумерках, а не на рассвете, как
это делается всегда, если нападающая сторона развязывает войну и стремится
получить преимущество внезапности? Почему пакистанская сторона не предприняла
вслед за налетом других действий? Ничего загадочного не произошло. Индия
изготовилась к войне, провела массированную пропагандистскую подготовку, тщательно
прозондировала политическую ситуацию, сконцентрировала силы на главных
направлениях. Нужен был повод, но напуганный, затравленный противник его не
давал. Так и появились самолеты над Агрой.
Несколько лет спустя при встрече с П.
Н., одним из авторов и исполнителей военно-политической кампании 1971 года, я
заметил, что вся операция была разыграна, как шахматная партия. П. Н. довольно
улыбнулся. В человеческой истории было немного эпизодов, где столь малые
издержки дали такой крупный результат. Война началась.»
Версия Л.В.Шебаршина
об индийской провокации для развязывании
войны неверна. Несомненно, Индия
готовилась к войне, по пакистанским данным индийцы планировали начать ее 6
декабря, так что война была неизбежна,
но история говорит однозначно войну начал именно Пакистан, а Индия этим успешно
воспользовалась.
Во второй половине дня 3
декабря с 17.09 до 17.23 ВВС Пакистана
нанесли внезапные удары по аэродромам и нескольким военным объектам Индии. Эта операция,
носившая кодовое название «Чингиз-Хан», была
спланирована под влиянием израильского авиаудара в
первый день «Шестидневной войны» 1967г., в результате которого ВВС арабских
стран были фактически разгромлены. Однако Пакистану не удалось повторить
израильский успех, их летчикам не хватило мастерства, стремительности и
собранности израильских коллег, и итогом стал невыразительный налет на семь
индийских авиабаз. Атака состояла из двух этапов: на первом планировалось
нанести удар по взлетно-посадочным полосам, что и было сделано, однако, причиненный
ущерб был незначительным и индийцы в течение считанных часов устранили все
полученные повреждения. Второй этап, состоявший из серии ударов пакистанскими
бомбардировщиками В-57 по индийским реактивным самолетам на приграничных
авиабазах, в свою очередь, также оказался безрезультатным. В итоге пакистанцам
так и не удалось уничтожить ни единого индийского самолета.
Операция «Чингиз-Хан»
3 декабря 1971г.
Последовательность авиаударов |
Цель |
Самолет |
Используемое оружие |
Командир миссии |
1. |
Аэродром Srinagar |
8 F-86F |
Бомбы |
Командир звена Changezi |
2. |
Аэродром Awantipura |
8 F-86F |
Бомбы |
Командир звена Abdul Aziz |
3. |
Аэродром Pathankot |
8 F-86F |
Бомбы |
Командир звена Jilani |
4. |
Аэродром Amritsar |
4 Мираж |
Бомбы |
Командир звена Hakimullah |
5. |
Аэродром Pathankot |
4 Мираж |
Бомбы |
Командир эскадрона Aftab A Khan |
6. |
Аэродром Amritsar |
2 F-104 |
Ракеты и пушки |
Командир звена Amjad H Khan |
7. |
Радар Faridkot |
2 F-104 |
Ракеты и пушки |
Командир звена Arif Iqbal |
8 – 9. |
Аэродром Ambala |
2 B-57 |
Бомбы |
Командиры экипажей Rais Rafi, Feroze Khan |
10. |
Аэродром Agra |
2 B-57 |
Бомбы |
Командиры экипажей M Yunus, Mazhar Amin |
11 – 12. |
Аэродром Halwara |
2 B-57 |
Бомбы |
Командиры экипажей Abdul Basit, Iqbal Javed |
13. |
Аэродром Amritsar |
1 B-57 |
Бомбы |
Командир экипажа Majid Javed |
14. |
Аэродром Pathankot |
1 B-57 |
Бомбы |
Командир экипажа Sultan Arshad |
15. |
Аэродром Srinagar |
1 C-130 |
Бомбы |
Командир экипажа Nisar Yunus |
16. |
Аэродром Sirsa |
1 B-57 |
Бомбы |
Командир экипажа Y H Alvi |
17. |
Аэродром Jaisalmer |
1 B-57 |
Бомбы |
Командир экипажа Ishfaq Qureshi |
18. |
Аэродром Bikaner |
1 B-57 |
Бомбы |
Командир экипажа Baharul Haq |
19 – 20. |
Аэродром Jodhpur |
2 B-57 |
Бомбы |
Командиры экипажей Sohail Mansur, Aftab Zia |
21. |
Аэродром Jamnagar |
1 B-57 |
Бомбы |
Командир экипажа Ejaz Azam |
22. |
Аэродром Uttarlai |
1 B-57 |
Бомбы |
Командир экипажа M Akhtar |
23 – 26. |
Аэродром Uttarlai |
4 T-33 |
Пушки |
Командиры экипажей Qureshi, A Choudhry, Akhtar, Bashir |
Вслед за ударами авиации в
наступление перешли сухопутные войска Пакистана. Пакистанский флот получил
сигнал о начале войны в 18.45 3 декабря. Президент Пакистан Яхья
Хана сделал по пакистанскому радио заявление, в нем он обвинил Индию в том, что
она "начала войну" против Пакистана. "Мы сражаемся за целостность нашей страны, - сказал Яхья Хан, - настало
время дать сокрушительный отпор Индии". Представитель пакистанского
правительства сообщил, что армии отдан приказ продвинуться в
глубь территории Индии и "наносить
удары максимально глубоко".
Известие о начале войны застало Индиру Ганди в Калькуте, она
срочно на военном самолете в сопровождении истребителей вернулась в Дели и
после полуночи выступила с радиообращением к нации, в котором сообщила о начале
войны: «Я обращаюсь к вам в момент величайшей опасности для нашей страны и
для нашего народа. Пакистан развернул
против нас широкую войну. Пакистанские ВВС нанесли неожиданные удары по нашим
аэродромам в Амритсаре, Патанкоте...
Они обстреляли наши оборонительные
позиции в Сулайманке, Кхемкарае,
Пунче и в других секторах».
Индира Ганди объявила о введении чрезвычайного
положения в стране и начале мобилизации. «Агрессии должен быть дан отпор, и
народ Индии даст его при помощи мужества и решимости, дисциплины и морального
единства», - подчеркнула И.Ганди.
Почти одновременно индийская авиация
приступила к нанесению ответных ударов по авиабазам на территории Пакистана.
4 декабря Пакистан объявил о
состоянии войны с Индией, подобного заявления с индийской стороны не
последовало. В ту же ночь 222-я
эскадрилья, в состав которой входили истребители-бомбардировщики Су-7, нанесла
удар по пакистанской базе в Равалпинди. Одновременно
101-й эскадрильей, на оснащении которой также находились Су-7, был нанесен удар
по авиабазе в Пасруре. Чуть позже 20-я эскадрилья,
оснащенная британскими «Хоукер Хантерами», атаковала
пакистанские авиабазы в Пешаваре, Чакале и Кохате. В результате было уничтожено четырнадцать
пакистанских самолетов, так и не поднявшихся в воздух. Еще шестнадцать было
сбито индийцами либо во время воздушных боев, либо с помощью ПВО. Итоги ночи на
4 декабря носили для пакистанцев катастрофический характер: отныне они были вынуждены
сократить количество операций на западе, предполагавших поддержку с воздуха.
Более того, до самого конца войны на ВВС Пакистана возлагались задачи лишь
оборонительного характера. За первые два дня конфликта индийские ВВС также
потеряли 23 самолета, однако несмотря ни на что, индийцам все-таки удалось
завоевать абсолютное превосходство в воздухе на западе, что гарантировало им
все преимущества в предстоящих наземных сражениях. На западе, индийская армия
не планировала крупного наступления. План подразумевал сдерживание сил
противника и одновременное осуществление ряда небольших атак, которые должны
были улучшить тактические позиции индийцев. И хотя там были сосредоточены
главные силы индийской армии 12 дивизий сведенных в три корпуса, главный театр
боевых действий развернулся на восточном фронте где
были развернуты четыре с половиной дивизии. Индийские войска вступили на
территорию Восточного Пакистана, и 6 декабря Индия признала создание на этой
территории государства Бангладеш. В ответ Пакистане
было объявлено о разрыве дипломатических отношений между Пакистаном и Индией.
Госдепартамент США заявил, что
главная ответственность за начало военного конфликта лежит на Индии,
представитель США в Совете Безопасности ООН Дж.Буш
назвал ее «агрессором», хотя это было и не так и американцы это знали.
Американцы оказались в сложном положении по двум причинам, у администрации не
было возможностей для действенной военной помощи американскому союзнику -
Пакистану, тем более в американском обществе отрицательно относились к
карательным акциям пакистанской армии в Восточном Пакистане, и кроме того, США
не желали до конца ссориться с Индией. Попытки натравить на Индию Китай не
увенчались успехом. Китай предпринял ряд политических шагов в целях раздувания
китайско-индийских противоречий, к этому их подталкивали американцы. Генри
Киссинджера встретился с послом Китая в ООН Хуэнг Хуа (Huang Hua),
чтобы предложить, чтобы Пекин сделал скоординированные военные шаги в поддержку
Пакистана. В сообщении
переданном Киссинджером, было обещание того, что, если бы СССР
ответили военными действиями, США
поддержали бы Китай в любой конфронтации с Советским Союзом. Когда китайцы
попросили встретится с
Киссинджером в Нью-Йорке два дня спустя, Белый дом предположил что Китай
решил начать военные действия против Индии. В Белом доме понимали, что кризис
мог бы привести к ядерной войне, но по общему заключению американских
аналитиков выходило что будет обычная региональная война в Южной Азии,
Индия и Советский Союз против Китая, США и Пакистана. Однако когда встреча
произошла, Никсон, Белый дом узнали, что просьба о встрече со стороны китайцев
не имела никакого отношения к военным шагам в поддержку Пакистана. Со своей
стороны, президент Никсон понял, что «Россия и Китай не идут на войну.»
Именно позиция занятая Советским
Союзом предотвратило вмешательство китайцев и
сдерживала американцев. Теперь СССР по сравнению с конфликтом 1965 г. резко
изменил подход к военному столкновению. Советский представитель на заседаниях
Совета Безопасности три раза (5, 6 и 13 декабря) накладывал вето на резолюции о
событиях на Индостане, предложенные американским делегатом. СССР, всю
ответственность за возникший очаг напряженности возложил на правительство
Пакистана. В Заявлении ТАСС от 6 декабря указывалось на тяжелую
ответственность, которую взяли на себя руководители Пакистана, следуя опасному
курсу развязывания военных действий против соседней Индии. При этом
подчеркивалось: «Советский Союз не может оставаться безразличным к
происходящим событиям, учитывая и то обстоятельство, что они имеют место в
непосредственной близости от границ СССР и, следовательно, затрагивают интересы
его безопасности». 12 декабря в Индию приехал первый заместитель министра
иностранных дел СССР В. В. Кузнецов, чтобы обсудить политическое признание
Бангладеш.
Индийская армия и флот сумели быстро
переломить ход боевых действий в свою сторону. Флот оказался на высоте, при
этом неплохо показала себя советская техника.
Класс/
страна |
Индия |
Пакистан |
Авианосец |
1 - Vikrant
(бывший Hercules) |
- |
Крейсер |
2 -
Mysore (бывший
Nigeria) Delhi (бывший Achilles) |
1 - Babur
(бывший Diadem) |
Эсминец |
3 |
5 |
Фрегат |
14 |
2 |
Корвет |
5 (пр.159Э) |
- |
РКА |
6 (пр.205) |
- |
Подводные лодки |
4 (пр.И641) |
4 |
СМПЛ |
- |
6 |
Тральщик |
8 |
8 |
Военный танкер |
2 |
1 |
Плавбаза |
1 (пр.1886М) |
- |
Десантный корабль |
2 (пр.
770М) |
- |
Военно-морские силы Пакистана имели
в своем составе 30 кораблей и судов, личный состав - 9870 человек, из них 870 офицеров.
Один из серьезных недостатков пакистанских ВМС - отсутствие в их составе
морской авиации. В связи с этим пакистанское командование использовало для
разведки самолеты гражданской авиации, имевшие ограниченные возможности.
Организационно ВМС Пакистана состояли из флотов Восточного и Западного
Пакистана. Во флот Западного Пакистана входили флотилии надводных кораблей,
эскадры тральщиков и эскадренных миноносцев и отряды подводных лодок. Корабли
базировались на военно-морской базе Карачи. Флот Восточного Пакистана состоял
из речной флотилии и отдельного отряда сторожевых катеров, базировавшихся на
военно-морских базах Читтагонг и Кхулна.
В середине ноября пакистанские ВМС были приведены в повышенную боевую
готовность. 21 ноября они установили контроль над торговым судоходством.
Эскадренные миноносцы и сторожевые корабли приступили к несению дозора у
главной военно-морской базы Карачи. Во второй половине ноября началось
развертывание пакистанских подводных лодок к индийскому побережью: 2 подводные
лодки были развернуты на подходах к главной военно-морской базе индийских ВМС
Бомбей и 2 подводные лодки - в Бенгальском заливе. Остальные корабли
сосредоточились в военно-морских базах Карачи, Кхулна
и Читтагонг.
Противостоявшие им военно-морские
силы Индии в своем составе имели более 80 кораблей и вспомогательных судов. В
составе морской авиации индийского флота имелись 20 самолетов английского
производствам "Хаук" (в том числе 10 на
авианосце «Vikrant»),
10 противолодочных самолетов французского производства "Ализе" и вертолеты "Алуэтт
II".
Организационно ВМС
Индии состояли из Западного, Южного и Восточного военно-морских командований.
В состав Западного и Восточного командований входили Западный (командующий
вице- адмирал Кохли) и Восточный (командующий вице-
адмирал Кришнан) флоты. Южное военно-морское
командование состояло из дивизиона сторожевых кораблей и судов обеспечения. С
учетом разобщенного характера театра военных действий из боевого состава
Западного и Восточного флотов ВМС Индии были сформированы два временных
соединения: "Восточное", предназначенное для действий в Бенгальском
заливе и "Западное" - для действий в Аравийском море. В состав
"Восточного" соединения входили авианосец «Vikrant», эскадренный
миноносец, 3 сторожевых и 2 противолодочных корабля. Базировалось это
соединение в порту Визагапатам.
СССР немало сделал для качественного
роста индийского флота. По условиям первого контракта подписанного 1 сентября
1965 г. в Индию из СССР были поставлены
4 ПЛ пр. И641 «KALVARI», «KHANDERI», «KARANJ»,
«KURSURA» (поставлены в 1966-1969 гг.), 5 СКР пр.159Э «KAMOTRA», «KADMATT», «KAVARATTI», «KILTAN», «KATCHHAN» (в 1968-1969
гг.), плавбаза ПЛ пр.1886М «AMBA» (в 1968 г.), 2
десантных корабля пр.770М «GHARIAL» и «GULDAR» (в 1966 г.), 5 сторожевых
катеров пр.368П «PAMBAN», «PANAJI», «PURI», «PULICAT», «PANVEL» (в 1967 г.). В
январе 1969 г. был заключен новый контракт о поставках 8 ракетных катеров
пр.205 «VINASH»,
«VIDYUT»,
«VIJETA»,
«VEER»,
«NIRGHAT»,
«NIRBHIK»,
«NASHAK»,
«NIPAT»
(в 1971 г.), 1 спасательное судно подводных лодок «NISTAR» (в 1971 г.). В
середине 1971 г. были заключены новые контракты о поставках 4 подводных лодок
пр. И641К, 3 сторожевых корабля пр.159АЭ и 2 МПК, но их поставки были уже после
войны.
Командование индийских ВМС также в
ноябре начало проводить мероприятия по повышению готовности сил флота. Все
корабли пополнили запасы до назначенных норм. В середине ноября в своих
территориальных водах начали патрулирование противолодочные корабли и самолеты.
Главная задача индийских ВМС - нарушение морских коммуникаций Пакистана.
Планировалось также установление контроля над нейтральным судоходством, чтобы
не допустить подвоз воинских грузов в Пакистан из союзных стран. В целом же
индийское морское командование предполагало блокировать побережье Восточного и
Западного Пакистана. Перед индийским флотом ставились также задачи уничтожения
кораблей противника в море и в базах. Предусматривались нанесение авиационных и
ракетно-артиллерийских ударов по береговым объектам и высадка тактических
десантов с целью содействия сухопутным войскам.
В первых числах декабря корабли
"Западного" соединения индийского флота вышли в море и к началу
военных действий развернулись в 100 милях от пакистанского побережья. Подводные
лодки вышли на коммуникации противника, а ракетные катера перебазировались в
порт Окха (залив Кач).
В ночь с 3 на 4 декабря в
Бенгальском заливе в результате подрыва на мине погибла пакистанская ПЛ «Гази», долгое время считалось что ее потопили индийские
корабли. 5 и 9 декабря 1971г. индийские ракетные катера советского производства
проекта 205, вооруженные крылатыми ракетами П-15, дважды наносили удары по
кораблям и береговым объектам Пакистана. Для удара по Карачи была сформирована
ударная группа в составе сторожевых кораблей «Katchall», «Kiltan» (пр.159Э), 3
ракетных катеров «Nipat», «Nirghat», «Veer» (пр.205) и танкер «Poshak».
В соответствии с планом атаку пакистанских кораблей должны были произвести
катера ракетами класса «корабль-корабль». На сторожевые корабли возлагались
задачи прикрытия с моря и нанесения вспомогательных артиллерийских ударов по
береговым объектам. Предусматривалось также взаимодействие с индийскими ВВС.
Ночью 4 декабря ударная группа кораблей и ракетных катеров, соблюдая
радиомолчание и маскировку, заняла исходную позицию. За 5 часов до этого
индийские самолеты подвергли бомбардировке пакистанские аэродромы в районе
Карачи, с которых осуществлялось прикрытие базы и порта. На дистанции около 20
миль от берега сторожевые корабли застопорили ход и легли в дрейф, а катера
продолжали движение малым ходом, что ввело в заблуждение посты наблюдения.
Находящийся в дозоре эсминец «Хайбер» (Khaibar,
бывший английский типа «Бэттл»), еще в 19.05
перехватил передачу шедшую с индийского отряда, но не
смог расшифровать язык передачи, так как индийские суда использовали для
переговоров русский язык, в составе экипажей кораблей советской постройки,
многие моряки его знали так как обучались в СССР. Обнаружив дозорный пакистанский
эсминец, головной индийский ракетный катер «Nirghat» атаковал и
потопил его двумя ракетами в 22.45 и 22.49, при этом ракетный удар на эсминце
приняли за авиационный налет, о чем он и успел передать. В
22.45 индийцы обнаружили на радаре
пакистанский тральщик «Мухафиз» (Muhafiz), в 23.00 РКА
«Nipat»
засек еще две цели и выпустил по ним две ракеты, первая ракета поразила
торговое судно под либерийским флагом «Венера Челленджер» (VENUS CHALLENGER)
транспортировавшее американские боеприпасы для Пакистана из Сайгона в Карачи,
куда оно должно было прийти в 1.30 5 декабря. Транспорт
взлетел на воздух, и затонул за 8 минут приблизительно в 26 милях к югу
от Карачи. Вторая ракета «Nipat» поразила
пакистанский эсминец «Shahjahan», корабль был
серьезно поврежден и по прибытию в гавань списан. После этого катера
приблизились к берегу и РКА «Veer» в 23.20 выпустил ракету и потопил пакистанский тральщик «Мухафиз»
(Muhafiz).
Приблизившись к гавани на 14 миль РКА «Nipat» выпустили две
ракеты по порту Карачи, и если одна из ракет из за неисправности упала в море, то вторая поразила одно из
гигантских нефтехранилищ на нефтеперегонном заводе Коамари
за минуту до полуночи. Противодействия пакистанцы не оказали, и вся ударная
группа без потерь полным ходом ушла из района и в 18.00 5 декабря прибыла в Мангрол (Mangrol). Пакистанцы
провели спасательную операцию, но из 289 человек их экипажей потопленных
эсминца и тральщика спаслись лишь 70.
Пакистанцы были в шоке, на поиск и
нанесение удара по уходящим индийским кораблям ВВС Пакистана направил свои
самолеты, рано утром 6 декабря один из них обнаружил корабль, которое индифицировал как ракетный катер. Тотчас в 6.40 авиация
нанесла удар. Как оказалось атакован был пакистанский
фрегат «Zulfiquar», в него было выпущено 900 0.5-дюймовых
снарядов, которые убили и ранили множество членов экипажа, а корабль повредили.
Как показал этот случай пилоты оказались неспособны
отличить маленький ракетный катер от собственного большого фрегата. После
нападения было решено переместить пакистанский флот к берегу.
Но и это ему не помогло. Индийцы воодушевленные успехом первого нападения на Карачи,
вторично атаковали главную базу пакистанского флота. В ударную группу входили
фрегаты «Trishul» и «Talwar» они вели на
буксире РКА «Vinash», их прикрыва
отряд из крейсера «Майсур» (Mysore), эсминца «Рэнджит»
(Ranjit)
и фрегата «Betwa». Вечером 8 декабря в 75 милях от
пакистанского города Jiwani, корабли прикрытия
перехватили и захватили пакистанское
торговое судно «Madhumati» шедшее в Сингапур с грузом риса,
но оно успело передать о встрече с индийскими кораблями. Ударная группа также
встретилась с пакистанским судном (по индийским данным это было патрульное
судно, но пакистанцы говорят что это было видимо
гражданское судно, так как они среди патрульных судов потерь не имели) имевшим
сильный передатчик, оно было потоплено артиллерией фрегата «Talwar»,
но оно также успело сообщить о присутствии индийских судов. Но индийцы не
остановились и 23.15 РКА «Vinash» выпустил 4 ракеты
по порту. Все они нашли свои цели. Тремя ракетами были потоплены 2 судна:
панамское «Галф Стар» (GULF STAR), английское «Харматан» (HARMATTON), и был тяжело поврежден танкер
пакистанских ВМФ «Дакка» (DACCA). Четвертая ракета вновь поразила огромные
резервуары на нефтеперегонном заводе Коамари. За день
резервуары прилично нагреваются, а ночью интенсивно излучают тепло. Поэтому
тепловые головки наведения "Снегирь" легко захватывали эти цели. В
возникшей панике и неразберихе огнем пакистанской береговой артиллерией было
поражено и сгорело греческое судно «Зоя» (ZOE),.Ракетная атака совпала с авианалетом индийской авиации на Карачи, и под ее
прикрытием индийские суда благополучно ушли.
Всего за обе операции индийские
катерники выпустили 11 ракет, их них 8 по надводным целям и 3 по береговым
объектам. Все 11 ракет поразили цели. Какого-либо радиоэлектронного или
огневого противодействия атакующим индийским катерам не отмечалось, потерь
среди них не было. Советские военные отслеживали успешные индийские действия с
использованием советского оружия. И по праву могли гордиться этими успехами. «СОВЕРШЕННО
СЕКРЕТНО
10 декабря 1971 года. Москва
Министру обороны СССР
Маршалу Советского Союза А.А.Гречко
По докладу военного атташе, в первый
день конфликта индийский эсминец «Раджпут» уничтожил глубинными бомбами
подводную лодку ВМС Пакистана.
4 и 9 декабря отряд катеров Индии
потопил и повредил противокорабельными ракетами П-15 советского производства 10
пакистанских боевых кораблей и судов, а также сжег на берегу 12 нефтехранилищ.
Начальник ГРУ ГШ ВС
СССР
Генерал армии П.И. Ивашутин.»
В индийских ВВС советские самолеты
составляли костяк воздушных сил и так же отлично зарекомендовали себя.
Истребители МиГ-21 были поставлены
индийцам еще в 1963 г., это были первые боевые самолеты не западного
происхождения в арсенале ВВС Индии. В дальнейшем индийцы наладили у себя
производство этой модели и к началу боевых действий, в строю индийских ВВС
находилось 8 эскадрилий, вооруженных МиГ-21ФЛ (№ 1, 4, 8, 28, 29, 30, 45, 47).
Индийские ВВС использовали истребители
для частых, глубоких рейдов над территорией Пакистана на расстояния до
160 км при высоте полета между 7000 и 10 000 м. Однако с помощью этих рейдов не
удалось втянуть пакистанские ВВС в воздушные бои. Радиолокаторы фиксировали
взлеты пакистанских самолетов, но они занимались только воздушным
патрулированием над своими базами. Даже
использование приманок в виде низколетящих "Хантеров" и Су-7 не могло
заставить пакистанских пилотов вступить в бой с МиГ-21. В течение первых двух
недель конфликта МиГ-21 с пакистанскими истребителями F-104A "Старфайтер"
встречались в воздухе только четыре раза, и во всех случаях победителем
оставался самолет советской конструкции. Помимо применения на западной границе
в качестве перехватчика для противовоздушной обороны индийские ВВС использовали
МиГ-21 на восточной границе для завоевания господства в воздухе и штурмовых
действий. Первый боевой вылет на восточном фронте в декабре 1971 года совершили
шесть МиГ 21ФЛ, из которых четыре были вооружены 500-кг
бомбами и два - ракетами К-13А. Их целью были авиабаза Теджгаон
в Дакке. В дальнейшем практически не встречая сопротивления в
воздухе в этом районе МиГ 21 атаковали бункеры, полевые склады, орудийные позиции автомашины
и речные суда с помощью 57-мм НУРов. Наиболее
впечатляющим был налет 14 декабря на резиденцию губернатора Восточного
Пакистана. Шесть МиГ-21ФЛ, взлетевшие из Гаухати, в
12 20 дня дали по резиденции несколько залпов 57-мм ракет, после чего
губернатор А М
Малик "в состоянии шока", как сообщил американский журнал "Ньюсвик", бросился в ближайшую траншею и трясущимися
руками на клочке бумаги и написал заявление о своей отставке.
Штурмовик Су-7, в 1968 г. в Индию
было поставлено 90 Су-7БМ и Су-7У, которые входили в шесть эскадрилий. С 4 по 17 декабря на Су-7 легла основная
нагрузка по воздушной поддержке наземных частей, ими было произведено 1500 самолето-вылетов, включающих ударные
и разведывательные. Первые вылеты были произведены уже 4 декабря. Су-7,
прикрываемые истребителями МиГ-21, нанесли удары по авиабазам в Чандере (эскадрилья № 26), Шоркоте
(№ 32), Пасруре (№ 101) и Ризалвале
(№ 222). Каждый из Су-7 нес две 500-кг бомбы М-62, которые, несмотря на
интенсивный зенитный огонь, должен был сбросить на ВПП, подойдя на предельно
малой высоте. Задача была успешно выполнена, а бомбардировка авиабаз в
дальнейшем проводилась ночью "Канберрами",
а днем - "Хантерами". Значительное количество пакистанских самолетов
было уничтожено на земле. Одна лишь эскадрилья 32 уничтожила два B-57, один
"Мираж-3" и два "Сейбра". Затем
Су-7 переключились на противодействие наступающим
бронетанковым бригадам пакистанской армии, играя основную роль в
непосредственной воздушной поддержке. И их эффективность была просто
невероятной. Эскадрилья № 101, действовавшая на самом напряженном участке,
уничтожила 69 танков, 25 орудий и 57 грузовиков. Основным вооружением при
непосредственной поддержке стали 57-мм неуправляемые ракеты. Другие эскадрильи
действовали не менее эффективно, выполняя аналогичные задачи. При их выполнении
самолет неоднократно демонстрировал высокую живучесть. В
одном из вылетов Су-7 был перехвачен пакистанским J-6 (МиГ-19) и подбит "Сайдвиндером". Самолет потерял половину
стабилизатора, были серьезно повреждены рули высоты, элероны и закрылки. Несмотря
на это, летчик сумел оторваться от преследования и посадить самолет на своем
аэродроме. Хвостовая часть его самолета выставлена в музее индийских ВВС в г.Палам. Подобные случаи были нередки и пилоты отмечали
хорошую управляемость Су-7 несмотря на полученные
повреждения.
Военно-транспортный самолет Ан-12
также успешно зарекомендовал себя, при этом индийцы значительно разнообразили
их боевой "репертуар". Так, 12 января Ан-12 совместно с С-119
выбросили в районе Дакки воздушный десант в составе одного батальона,
перерезавший пути снабжения гарнизона города. В это же время Ан-12 применялись
в качестве ночного бомбардировщика. Известно несколько ночных рейдов на объекты
в Западном Пакистане, в ходе которых на борт брали до 16 (!) тонн авиабомб.
Один Ан-12 был перехвачен "Миражем", однако сумел уйти от опасности.
Успешное применение Ан-12 в этом качестве натолкнуло специалистов ОКБ Антонова
на мысль создать специальный бомбардировочный вариант машины.
На «сухопутном» фронте успешно себя
зарекомендовали советские плавающие танки ПТ-76. Индийцы их получили в конце
августа 1965 г., в сентябре того же года они уже принимали участие в
столкновениях с пакистанцами в штате Кашмир. Несколько танков при этом было
подбито и захвачено пакистанцами. К началу индо-пакистанской
войны 1971г., ПТ-76 в основном были сосредоточены в 45-м кавалерийском и 69-м
танковом полках индийской армии, а также в 1-м и 5-м отдельных танковых
эскадронах вместе с бронеавтомобилями «Феррет».
Практически все части, вооруженные ПТ-76, были сосредоточены против
пакистанской группировки в Восточной Бенгалии. Плавающие танки как нельзя лучше
подходили для действий в дельте Ганга. Индийским ПТ-76 противостояли
пакистанские танки М-24 «Чаффи» и несколько трофейных
ПТ-76 захваченных в 1965 г. В ходе начавшихся боевых действий, имели место
несколько любопытных эпизодов с участием ПТ-76. 9 декабря рота D из 1-го отдельного эскадрона с
гурскими стрелками на броне прорвалась к докам порта Чандпур. В это время по реке Мегхне
в направлении Дакки двигались три речные канонерские лодки с 450 солдатами.
ПТ-76 открыли огонь. Все три канлодки были потоплены,
погибли 180 пакистанских солдат. Днем позже на другом участке фронта, ПТ-76
69-го танкового полка, опять-таки с гурской пехотой
на броне, совершали обходной маневр. Пройдя 55 километров по заболоченным
джунглям, форсировав несколько рек, они неожиданной атакой 12 декабря заняли г. Богра. Во время штурма огнем
76-мм пушек были уничтожены танк M24 и два безоткатных орудия. За две недели
боев было уничтожено и повреждено 13 индийских танков ПТ-76. Пакистанцы
потеряли 66 легких танков M-24 «Чаффи». Некоторые из
них были захвачены в исправном состоянии и после провозглашения государства
Бангладеш переданы в его армию. По результатам этого конфликта индийские
военные в целом оказались довольны советскими плавающими танками. В изрезанной
водными преградами дельте Ганга ПТ-76 чувствовали себя «как рыба в воде». В
целом же массовое применение слабо бронированных, вооруженных всего лишь 76-мм
пушками боевых машин оправдало себя по причине отсутствия у пакистанских войск
в Восточной Бенгалии достаточного количества противотанковых средств. Они могли
противопоставить индийцам только устаревшие легкие танки M-24 и безоткатные
пушки.
Эти
и другие успехи индийской армии привели к тому, что кардинально поменялись
заявления пакистанских властей относительно советского оружия. Если в начале
боевых действий руководство пакистанской армией всячески принижало качество
советских вооружений, то к окончанию войны ситуация изменилась на противоположную. Филиппов Александр Викторович
работавший в это время собственным корреспондентом «Правды» в Пакистане о
победных реляциях в начале войны: «Военный
в полковничьих погонах сообщает, что в Восточном Пакистане армия отбросила за
государственную границу индийские части и подразделения «мукти-бахини»,
идет успешное освобождение Кашмира, индийские ВВС понесли значительные потери в
результате налета пакистанских самолетов.
Затем, помолчав, продолжает:
— Должен огорчить русских
корреспондентов: самолеты, поставленные Советским Союзом Индии, — очень
удобная мишень.» Через
несколько дней: «Журналистов опять
приглашают на пресс-конференцию. Все радиостанции мира сообщают, что военные
действия складываются неблагоприятно для Пакистана. Наступление в Кашмире
захлебнулось. Индийские десанты уже под Даккой. На западном фронте пакистанцы
отступают.
Представитель же военного
командования заверяет журналистов:
— Наша армия продолжает
наносить врагу сокрушительные удары. Индийцы большими группами сдаются в плен.
«Мукти-бахини» разбегаются при первом же выстреле.
Потери в авиации у Индии колоссальные. Трудно даже
сказать, сколько мы сбили самолетов. Причем большинство их советского
производства. Смешно сказать, вражеские самолеты подбивают даже из обыкновенной
винтовки, как это недавно сделали студенты Хайдарабадского
университета.
Корреспондент агентства Рейтер Уинтон просит показать хотя бы один сбитый самолет,
желательно советского производства.
Ответ полковника я заношу в блокнот
точно:
— Мы сбиваем самолеты таким
образом, чтобы они падали только в море, не причиняя ущерба городу.»
Однако
реальность не изменишь победными отчетами. Из воспоминаний А.В.Филиппова: «Представители генерального штаба, объясняя
причины поражения, сваливают неудачи на советско-индийский сговор, на происки
недружественных держав. Объяснения порой выглядят анекдотично. Командующий ВВС
маршал Рахим-хан на пресс-конференции заявил, что
индийцам удалось завоевать господство в воздухе, потому что, мол, СССР поставил
Индии такие самолеты, каких не было ни в США, ни в Китае. В газетах появился
туманный снимок одного из таких самолетов. Текст гласил,
что этот новейший самолет, сфотографированный в небе Пакистана, является
советским и использовался для налетов на страну. Спустя некоторое время
командующего как некомпетентного человека высмеяли его же коллеги из авиации.
Это был снимок гражданского самолета Ту-114, разосланный несколько месяцев
назад в местные газеты информационным представительством посольства СССР.
Маршал сел в лужу. Об этом ему напомнили, когда по распоряжению президента Бхутто его отстранили от командования ВВС за бездарность и
бонапартистские замашки.
В те же дни наш военно-морской
атташе был обвинен газетами в том, что из своего дома, используя «аппарат
наведения», руководил атакой индийских катеров на карачинскую
военно-морскую базу. Если бы не помощь русского офицера, писали газеты, то
катера никогда не прорвались бы в расположение базы. О наличии «аппарата
наведения» властям сообщил сторож соседнего дома. Незадолго до войны сторож
видел собственными глазами, как атташе привез аппарат домой в специальной
упаковке. Атташе, мол, волновался, когда этот аппарат переносили из машины в
дом. На самом деле это был телевизор.
Сейчас все это вызывает улыбку, об
этих историях со смехом рассказывают сами пакистанцы. Но в те тревожные дни
было не до смеха. Сбитые с толку пропагандой, многие пакистанцы верили подобным
примитивным фальшивкам.»
Кроме
того для оправдания своих неудач, пакистанские и другие западные агентства
распространили заявление, что советские военные обслуживают индийские самолеты
и ракетные катера. В этой связи 9 декабря было распространено «Опровержение
ТАСС» где эти утверждения названы вымыслом. («КЗ» 12.12.1971)
Но
это не остановило распространение измышлений. Так 15 декабря 1971 г. радиосеть Си-Би-Эс (CBS) распространило сообщение своего
корреспондента из Карачи Дина Брелиса (Dean Brelis) который со ссылкой
на пакистанцев сообщил «Пакистанцы
говорят что русские, которые находятся на борту индийских ракетных лодок,
советники, и что русские - обучали индусов, чтобы те в
конечном счете быть в состоянии запустить ракеты самостоятельно». При этом
как они утверждали, что без участия русских не обошлось. «Согласно пакистанцам, ракеты запущены через сложную систему обратного
отсчета», сообщил Брелис, а «голоса, записанные на пленку пакистанскими радиослужбами,
являются явно русскими». В конечном счете, ложь сама сошла на нет.
Розин Александр.