Розин Александр.
Снабжение Испанской Республики
оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)
Глава 5. Полуофициальная контрабанда.
5.3. Французский путь.
Ввиду неопровержимых вещественных доказательств интервенции фашистских держав, председатель совета министров Франции Леон Блюм создал 30 сентября 1936 г. группу под руководством двух преданных ему помощников – Винсента Ориоля и Жюля Мока, а также Пьера Кота, министра авиации, левого радикала, выделив им в помощь начальника своего кабинета Жана Мулена. Миссия этой группы состояла в том, чтобы при помощи тщательно отобранных таможенников-социалистов переправлять через пиренейскую границу транспорты с оружием, полученным из различных источников и предназначенным для республиканцев. Почти пять месяцев существовала эта необычная ситуация, позволявшая испанским правительственным войскам пополнять арсенал вооружения, жестко пострадавший в битве за Мадрид.
11 октября 1936 г. в Марселе французские портовые рабочие, работая бесплатно, погрузили на испанский пароход «Кавопалос», направлявшийся в Аликанте, 800 тонн груза, в том числе 2 санитарных автомобиля.
Помимо гуманитарных грузов, за время существования нелегального канала поставок в Испанию через Францию попало значительное количество вооружений. Французские самолеты через обходные пути поставлялись в Испанию. Пока Пьер Кот продолжал оставаться министром авиации (до июня 1937 г.), ремонтные мастерские во французских аэропортах обслуживали республиканские самолеты. Эти нарушения политики невмешательства официально объяснялись «навигационными ошибками».
Всего Республика закупила во Франции 60 бомбардировщиков и 47 истребителей. Однако далеко не все из этих самолетов смогли принять участие в боевых действиях – многие из них после начала работы Комитета по невмешательству были задержаны на франко-испанской границе. Тем не менее для республиканских ВВС из Франции были поставлены:
- 2 (5) двухмоторных бомбардировщика «Bloch» MB.210. По архивным данным было получено 2 МВ.210 и 5 комплектов материалов для их постройки. Промышленность так и не удосужилась построить эти 5 машин до конца войны. В августе 1936 г. прибыл первый бомбардировщик пригнал в Барселону француз Лионель де Мармие. Самолет поступил на вооружение «Эскадры Эспанья». Еще одну машину в начале зимы 1936 г. перегнал из Парижа летчик Винсент Шмидт. В декабре 1936 г. из МВ.210 сформировали так называемую «Групо Блок», которую возглавил Хуан де ла Рокетт, ранее летавший на «Потэзе-540». В начале 1937 г. пара МВ.210 использовалась для патрулирования каталонского побережья. Позже их передали в 11-ю группу ночных бомбардировщиков. В составе этой группы «блоки» совершили несколько ночных налетов на Мальорку, причем однажды один из них был поврежден огнем с земли. Эти два самолета сменили 2 эскадрильи 11-ю, 7-ю и 2 авиашколы. В конце войны ВВ-001 находился в ремонте на заводе, ВВ-002 на базе Grupo-72 без моторов. Встречающаяся информация о приобретении бомбардировщиков «Bloch» MB.200 ошибочна. В Испании 1 самолет «Bloch» MB.200 был, но в 1935 году в Барахосе. По мнению историка Juan Arraez Cerda во время войны их не было вообще, планировалась покупка 1 - 2-х, но не состоялась.
- легкие бомбардировщики «Потэз-25», которые закупались как баскским, так и центральным правительствами. Баски приобрели 25 машин с моторами Бристоль «Юпитер» (стояли на самолетах, первоначально заказанных Латвией) и «Лоррэн-Дитрих» 12ЕЬ (стандартные двигатели машин французских ВВС). Использовались они ограниченно, прежде всего, из-за своих «ужасных» (по отзывам пилотов) летных характеристик. Позже, в середине 1937 г. испанское правительство купило еще несколько одномоторных «потэзов» с двигателями «Сальмсон». Однако, по всей видимости, эти машины никогда не применялись на фронте, так как были распределены между летной школой в Мурсии и прибрежными аэродромами. Позже оставшиеся в строю аппараты сосредоточили в 11-й группе ночных бомбардировщиков.
- 1 разведчик-бомбардировщик «Бреге-460». Этот самолет не приняли на вооружение во Франции, а его прототип остался на фирме «Бреге». Чтобы компенсировать затраты на его постройку, а заодно и прорекламировать машину в расчете на возможных иностранных покупателей, опытный самолет решили отправить в Испанию. В конце декабря 1936 г. «Бреге» из Парижа через Тулузу прилетел в Каталонию. Там на него установили три пулемета «Виккерс» и подвески на 1080 кг. бомб. 5 марта 1937 г. этот самолет не вернулся из разведывательного полета в район Малаги. По одной из версий он обнаружил эскадру франкистов и был сбит зенитным огнем крейсера «Канариас», по другой, менее героической, - просто разбился из-за плохой погоды.
- 6 опытных образцов истребителя “Loire Nieuport LN 46“. Для поставок в Испанию в конце августа 1936 г. по звонку из Парижа на аэродром «Виллакублз» перегнали шесть таких машин из 6-й истребительной эскадры французских ВВС. Там с их сняли вооружение - по четыре 7,5-мм пулемета MAC. А после приезда летчиков - «перегонщиков» истребители отправили по уже проторенному маршруту через Тулузу. На мадридские аэродромы они прибыли двумя группами с 5 по 7 сентября. Первоначально испанцы получили только пять самолетов, так как шестой пострадал при промежуточной посадке в Франказале и после полевого ремонта попал в Испанию через несколько дней. На месте «луары» быстро вооружили двумя пулеметами «Виккерс» и распределили между «Эскадрой с Эспанья», 2-й интернациональной эскадрильей «Лафайет» и 11 -й авиагруппой. Но к октябрю 1936 г. все эти самолеты либо были сбиты либо вышли из строя в результате аварий.
- 10 истребителей “Девуатинов“ D.371/372 (в числе которых были и два прототипа) из состава французских ВВС (Armеe de l'Air) в конце 1936 г. 18 октября 1936 г. прибыли два D.372 с аэродрома Тулуза, также разоруженные как и прибывшие в августе 13 машин, 5 ноября 1936 г. прибывает D.372 который не смог улететь с частью в августе. Этот D.372, как предыдущие, принадлежат заказу, отмененному Литвой. Машины отправили на вооружение сформированной в середине 1937 г. 71 -й группы береговой обороны. Тут истребители вооружили советскими пулеметами ПВ-1, имевшимися в достаточном количестве. По крайней мере, три «девуатина» дополнительно получили крыльевые 20-мм пушки «Эрликон».
- 2 пушечных истребителя «Девуатин» D.510T, из отмененного контракта для Турции. Эти вполне современные самолеты были вооружены 20-мм мотор-пушками «Испано-Сюиза», стрелявшими сквозь вал винта, и двумя 7.5-мм пулеметами МАС-34 в крыле. В конце 1936 г. они прибыли к республиканцам, по бумагам предназначались для ВВС Арабского Эмирата Хиджаз (Саудовская Аравия). Первый самолет перегнал через Тулузу на испанский аэродром «Эль Прат» летчик Анри Розэ. Второй имел серьезные проблемы с двигателем, и потому его отправили в Барселону наземным транспортом. Но во французскую прессу просочились сведения, что военное министерство продало в Испанию «новейшие секретные истребители». Разразился скандал, и республиканское правительство было вынуждено вернуть во Францию двигатели вместе с пушечными установками.
- 6 истребителей «Гурду-Лезье» GL.32. В августе 1936 г. в отрезанную мятежниками от основной территории Испанской республики Страну басков Эускади прибыло несколько истребителей «Гурду-Лезье» GL.32, закупленных баскским правительством, которое обладало определенной независимостью от центральных властей в вопросах обороны. Поставки ограничились четырьмя машинами, причем самолеты были далеко не новые и взятые не из строевых частей, а из летных школ. При перегонке они получили французские регистрационные коды. В октябре 1936 г. баски приобрели еще две машины этого типа (бортовые коды - F-APPX и F-APPZ), которые перегнали французские летчики Марсель Серрэ и Улиссес Горсэ. Самолеты вошли в состав так называемого «Цирка Кроне» и базировались на аэродром «Ла Альберисия» недалеко от Сантандера. Все самолеты были уничтожены во время налетов или погибли в боевых вылетах.
- 1 истребитель «Bleriot Spad 51», созданный вскоре по окончании Первой Мировой войны и после списания из французских ВВС закупленный Арагонском авиклубом. С началом гражданской войны ему вновь пришлось «встать в строй» в сентябре 1936 г., но, несмотря на постоянный дефицит самолетов в республиканских ВВС, в боях он уже не участвовал, ввиду явной ветхости.
- 1 истребитель «Bleriot Spad 91». Этот старый самолет, разработанный в 1926 г. Был куплен на собранные средства рабочих Bleriot послан в Испанию, прибывая в Мадрид через Барселону 30 сентября 1936 г., где внесен в списки как EC-12-E. Перелетел из Франции под управлением пилота М. Ландри. После посадки в Эль Прате самолет опробовал в полете другой французский летчик Абель Гуиде, а затем он же перегнал его в Мадрид. Там машину включили в состав «Эскадры Эспанья». Истребитель совершил несколько боевых вылетов. Появление у республиканцев «нового» самолета не прошло незамеченным для их противников, которые назвали его в своих коммюнике «Спадом-510». Именно так и был записан этот «Блерио-Спад 91» в летной книжке итальянского добровольца Монтеньякко, сбившего его в бою над Хетафе 21 октября 1936 г.
- 8 стареньких транспортных самолетов “Латекоэр 28“ (Latecoère 28) которые официально передали гражданской авиакомпании "Эйр Франс". Естественно, что ни дня эти самолеты не возили пассажиров. Проследить судьбу всех самолетов очень непросто, так как, в отличие от боевых машин, в военных сводках они почти не упоминаются. Однако известно, что один самолет включили в состав 3-й эскадрильи, где использовали его в качестве импровизированного бомбардировщика. Это подразделение в начале войны отправили в Арагон, и вскоре оно стало известно под названием «Алас Рохас» («Красные Крылья»).
Практически сразу после закупки французские самолеты по большей части своим ходом перебрасывались на Пиренеи. Причем если поначалу "левое" правительство Леона Блюма не препятствовало поставкам, то очень скоро положение изменилось. В этом отношении характерна судьба двух истребителей “Девуатинов D.510“. После поставки под давлением правой прессы испанское правительство вернуло якобы секретные "пушечные двигатели" этих самолетов. Самолеты около года простояли в ангаре аэродрома Сабаделя. Пока французский летчик Вильям Лабусье (из 71-й группы береговой защиты) не приспособил для них двигатель с советского бомбардировщика СБ-2. После облета истребители передали французам, воюющим в республиканских ВВС. Эта пара составила звено вместе с трофейным "Фиатом". Истребители регулярно вылетали на патрулирование побережья, но встреч с противником в воздухе не было. Один “Девуатинов D.510“ подломил шасси при посадке в конце 1938 г., но был восстановлен. Другой такой самолет был уничтожен при налете итальянцев на аэродром Баньонес.
Розин Александр.