На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 5. Полуофициальная контрабанда.

5.2. Первые покупки.

 

20 августа 1936 г. в Испанию прибыли 2 двухмо­торных бомбардировщика «Bloch» MB.210.  Они были куплены на средства, собранные рабочими французской компании «Burdeos». Об их боевой работе и дальнейшей судьбе никакой ин­формации нет.

В конце августа 1936 г. испанский пароход «Atxuri Mendi» прибыл в Бордо (Франция) чтобы загрузить оружие для республики, орудия, авиабомбы и 2000 французских винтовок Lebel, 7 миллионов патронов к ним и 50 пулеметов Hotchkiss. Но вот только свой груз он не получил.                        

Оружие приобреталось всевозможными способами. Так в  сентябре 1936 г. в Париж была направлена комиссия, состоящая из офицеров резерва и инженеров, для закупки вооружения и другой боевой техники. Закупив во Франции шесть орудий, один из членов этой комиссии, не зная, по какому адресу направить их, послал груз по адресу своей квартиры в Мадриде. Груз прибыл к месту назначения и был сложен у дома отправителя. Несколько дней проходили жители Мадрида мимо странных громоздких ящиков, наконец, заявили об этом в ближайший штаб. Защитники города получили, таким образом, возможность сформировать две артиллерийские батареи с новенькими пушками. 

Но не все что приобреталось, имело боевую ценность. В Бельгии прототип истребителя Avia BH.33 приобретенный еще в 1929 г. бельгийцами у чехословацкой фирмы Авиа (зав. номер 1003) купил некто Р. Вандельвельде у компании "Mulot - Ertas"  и продал испанскому правительству. К этому времени на машине, зарегистрированной в гражданском регистре, уже давно демонтировали пулеметы и сняли синхронизаторы. Самолет окрасили полностью в белый цвет (причем на киле сохранялась надпись "S.A.B.C.A.3"). В таком виде 26 августа 1936 г. французский летчик Андрэ Атрикэ (формально уволенный из рядов французских ВВС) перегнал самолет через всю Францию. Два раза ему пришлось садиться на заранее подготовленные площадки в сельской местности, где его ждали агенты с запасом топлива. Однако уже в приграничной местности (недалеко от Стэ-Фой-ля Гранде) он потерял пространственную ориентацию, сел на луг и, конечно, попал в руки властей. Начавшийся было скандал, сразу был замят после личного вмешательства военного министра. Летчика и самолет отпустили, и 27 августа он благополучно приземлился в Барселоне. По прибытии оказалось, что на самолете давно сняты синхронизаторы, а без них самолет какой либо боевой ценности не представляет, и о  судьбе этого аэроплана больше никакой сведений нет. Скорей всего машина какое-то время использовалась как учебная.

В начале сентября 1937 г. помимо пяти крупнейших европейских стран Франции, Англии, СССР (23 августа), Германии (24 августа) и Италии (28 августа), к  политике невмешательства в испанские дела  присоединились Албания, Австрия, Бельгия, Болгария, Чехословакия (3 сентября), Дания, Люксембург, Норвегия, Греция, Голландия (15 августа), Венгрия, Ирландия, Латвия, Литва, Польша, Португалия (28 августа), Румыния, Швеция, Турция и Югославия.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.