На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 5. Полуофициальная контрабанда.

5.4. Пилоты добровольцы-наемники.

 

Появление новых самолетов привело к проблеме, нехватки пилотов. После начала мятежа верность республике сохранили лишь 35% командиров и офицеров и почти 90% младшего персонала аэродромов – сержантов, механиков, солдат. Попытка подготовить новых пилотов во Франции  успеха не имела. Командующий республиканской авиацией Игнасио Идальго де Сиснерос вспоминал: «… в начале войны мы отправили несколько молодых испанцев во Францию в гражданские авиационные школы. Этот опыт стоил нам больших денег, но он совершенно не оправдал себя, поэтому мы вскоре отказались от него». Тогда пришлось искать  наемников.

После того как профранкистски настроенного испанского посла  Карденаса в Париже сменил более прогрессивный Фернандес де лос Ройос первой его задачей стала вербовка летно-технического персонала. Вскоре он сошелся с Андрэ Мальро (Andrй Malraux) - активным членом Международного Антифашистского Комитета  и перепоручил ему финансовую сторону этого вопроса. К решению этой проблемы подключились сочувствующие республиканцам французы. Жан Мулин из министерства авиации передал в испанское посольство список летчиков-резервистов, которые теоретически могли бы согласиться на щедрые посулы и отправиться воевать. Мальро, однако, не полагался полностью на них и начал самостоятельный поиск. Упор в своей работе он сделал на гражданских летчиков, которые в тот период переживали не лучшие времена и хватались буквально за любую работу. Кроме того, началась вербовка и среди ветеранов Первой Мировой, "солдат удачи", вернувшихся из Абиссинии, Китая или Южной Америки. Однако первыми пилотами, завербованными Мальро стали профессионалы: Абель Гуидэ, Жан Дарри, Виктор Венель, Жан Лабиттэ, Адриен Матерон, Кастанеда ди Кампо, Франсис Пулэйн, Франсис Буржуа, Клейн и Рэне Иссарт. Также в эту первую группу вошли и два русских эмигранта - Гончаров и Иванов. С ними был заключен контракт на 50 тысяч франков в месяц и страховкой в 500 тысяч песет. Они вошли в состав эскадрильи «Испания» (Espaca), ею командовал эскадрильей писатель-коммунист Андрэ Мальро. 

В начале августа 1936 г.  эскадрильи «Испания» прибыла на свое первое место базирования - Барселону, но уже 16 августа  их перебросили в Мадрид. Стоит отметить, что прибытие такого полунезависимого подразделения наемников было воспринято республиканскими военными, что называется "в штыки".  Им передали пять бомбардировщиков “Потезов 54“ (на которых Мальро сразу нарисовал буквы E,S,P,A,С) и несколько истребителей “Ньюпор 52“ (Hispano-Nieuport 52). Впоследствии их парк пополнился несколькими истребителями  Девуатинами“, вооруженными в полевых условиях, под крыльями смонтировали два старых 7-мм пулемета Виккерса, причем из них можно было сделать только одну (максимум две) очереди, пока механизм не отказывал. Также передали и один “Луар 46“ (тактический номер "6", французский N-093), однако на нем летали только Абель Гуидэ и Виктор Венель. Но этот самолет был уничтожен вместе с несколькими другими самолетами во время бомбардировки аэродрома Хетафе националистскими Юнкерсами в октябре 1936 г.  В конце сентября французские летчики смогли опробовать и прототип другого истребителя “Спад 91\6“ (Spad 91/6 'Léger'). 

 Они также получили единственный в Испании Boeing P-26, но он был позже передан в другое подразделение. После того как в небе становилось все больше немецких и итальянских самолетов потери республиканцев начали расти. На 20 сентября из шести "Потезов" у них оставались лишь три. 2 октября еще один бомбардировщик погиб в воздушном бою, а к 5 октября "Иностранная группа" фактически потеряла боеспособность. Все ее "Потезы" были сбиты или сильно повреждены и требовали ремонта. Французские летчики начали уезжать домой. Но из Франции поступили новые машины. К 15 октября в Испанию доставили очередную шестерку "Потезов". На этот раз они относились к модификации Р.542 с моторами "Лоррэн". Всего в октябре прибыли восемь таких самолетов. Экипажи пополнили испанцами и советскими летчиками. Собственно говоря, и те, и другие начали летать на "Потезах" с конца сентября, но тогда их было еще совсем мало, а к октябрю  они составляли больше половины личного состава. Потом советские летчики перешли на прибывшие из СССР машины. 

К середине ноября 1936 г. у республиканцев оставалось четыре боеспособных Р.540. На них летали испанские экипажи и немногие остававшиеся французы. Самолеты продолжали активно использоваться до весны 1937 г.

Через эскадрилью «Испания» прошло примерно 300 человек (включая и обслуживающий персонал) и 50 самолетов. Но с массовым прибытием в октябре 1936 г. советских военнослужащих роль подразделения резко упала. К тому же несколько самолетов было сбито в боях и потеряно в катастрофах, а возобновлять их было нечем. К тому же произошло несколько весьма неприятных инцидентов, связанных с нарушением дисциплины наемниками. Поэтому в ноябре 1936 г. Мальро был вынужден распустить весь состав. Причем французские летчики, за редким исключением, вернулись домой. Жан Дарри, Абель Гуидез и еще несколько человек перешли в республиканскую авиацию. Мальро же набрал некоторое количество летчиков среди бойцов Интербригад, однако такое положение вещей сохранялось недолго, и в феврале 1937 г. эскадрилья прекратила свое существование.

14 августа 1936 г. сформировано второе добро­вольческое подразделение, состо­ящее из иностранцев, - 2-я интер­национальная эскадрилья под командованием капитана Мартина-Луна Лерсунди. Позже она получила наименова­ние «Эскадрилья Лафайет» в честь известного французского револю­ционного полководца. Базировалась эскадрилья в Хетафе вместе с 11-й истребительной авиагруппой, воору­женной «ньюпорами» и «фьюри». Кроме французов, в ее состав вхо­дили британцы Гриффин (кстати, первый иностранный пилот в рес­публиканских ВВС) и Коллинз, ита­льянец Локателли и трое русских - Колец, Ковалевский и Ерлыкин - пер­вые советские летчики-истребите­ли, прибывшие в Испанию. Как и «Эспанья», «Эскадрилья Лафайет» получила несколько «потезов-540», «луаров-46» и «девуатинов». Боевой дебют 2-й эскадрильи со­стоялся 25 августа, когда ее «девуатины» сбили два итальянских истре­бителя «Фиат» CR.32. Один итальянец - Эрнесто Монико разбился при вынужденной посадке около Герники, хотя итальянцы до сих придержива­ются другой версии его гибели, со­гласно которой летчик воспользовал­ся парашютом, но был убит испан­цами после приземления. Второй - Бруно Кастеллани удачно призем­лился на территории, контролируе­мой правительственными войсками. Он сумел избежать плена, зато его самолет достался республиканцам. Однако этот успех был омрачен по­терей в том же бою одного республи­канского истребителя. С прибытием большого количе­ства хорошо подготовленных италь­янских кадровых пилотов и новых истребителей потери добровольцев стали расти. Так, 13 сентября ита­льянцы сбили два «ньюпора-52». В том же месяце погибли британец «Смит-Пиггот» (Эдвард Доунс-Мартин) и француз Мулинэ. Это пред­вещало конец интернационального подразделения: после завершения контракта его пилоты стали разъез­жаться по домам.

Развертывание полномасштаб­ной войны в воздухе потребовало от Республики подготовки большого ко­личества новых летчиков. Потому решили купить несколько десятков учебных машин в разных странах, прежде всего, конечно, в соседней Франции. Больше всего (около де­сятка) приобрели «кодронов» С.600, которые поступили в летную школу «Эль Кармоли» и использовались для подготовки пилотов вплоть до конца войны. Именно на этих маши­нах советские и испанские инструк­торы проверяли летную подготовку только что прибывших иностранных наемников и добровольцев. Также применялись самолеты Кодрон «Люсиоль» и один «Анрио» Н-439, использовавшийся в «Эль Кармоли» для отработки ночных по­летов. Там же и в другой авиашколе - «Ла Рибера» числились несколько учебных бипланов «Романо» R-82. В «Ла Рибере» эксплуатировались и два «Морана-Солнье» MS-233, по­павшие в Испанию в начале 1937 г.

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.