На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 4. Снабжение мятежников.

4.6. «Круиз» на Майорку.

 

Но все же шум, поднятый в министерских канцеляриях Европы по поводу аварий итальянских самолетов, заставил Мус­солини некоторое время быть осторожнее. Вместо того чтобы по­сылать свои авиационные подраз­деления прямо на территорию ис­панских мятежников, он направлял их из Сардинии для проведения операций на Балеарские острова. Эти операции состояли в бомбар­дировке определённых объектов, после чего самолеты возвращались на свои базы. В книге «Итальянские легионеры в Испанской гражданской войне» Хосе Луис Алькофар Насаес указывает, что во время попыток республиканцев в августе 1936 г. сно­ва овладеть городом Пальма на Мальорке «несколько итальянских гидросамолетов (19 и 20 августа), сбросив тонны бомб на суда, уча­ствовавшие в высадке, таинственно исчезли».

Это были посланные 18 августа из Италии 3 двухмоторных гидросамолета Savoia Marchetti S.55X они прибыли утром 18 августа в Пальма. Гидросамолеты прибыли с полным грузом бомб, но на острове других бомб не было и самолеты, быстро израсходовав бомбы,  остались без боезапаса. За два дня, когда они сбросили на плацдарм и республиканские корабли  24 100-кг и 12 50-кг бомб. Республиканцам противопоставить им было нечего, для защиты имелось только одно 76-мм зенитное орудие.

20 августа, когда они стояли в заливе порта Пальма, их атаковали  республиканскими гидросамолетами S.62, при этом один из S.55X был серьезно поврежден. После этого на рассвете 21 августа  два оставшихся S.55X вернулись в Италию. После этого итальянцы решили серьезно усилить авиационную поддержку войск мятежников на островах, которых начал теснить республиканский десант высадившийся 16 августа.

17 августа 1936 г. на  итальянский крейсере «Fiume» прибыл на остров Майорка итальянский  командующий Карло Марготтини (Carlo Margottini), который с Арконовальдо Бонаккорси (Arconovaldo Bonaccorsi) больше известным как граф Росси (Rossi), были фактически  владельцами и господами острова. Стоявший в бухте на якоре крейсер, стал своего ро­да генеральным штабом мятеж­ного командования на острове.

27 августа 1936 г. в 20.30 итальянский сухогруз «Эмилио Моранди» (Emilio Morandi) в сопровождении итальянского эсминца «Lanzerotto Malocello» прибыл в порт Пальма (оайорка). Его трюмы были заполнены военными грузами и включали шесть самолетов (три гидросамолета M.41bis и три истребителя Fiat CR.32), большое количество 20-мм зенитных пулеметов Breda, боеприпасы, авиационные бомбы и топливо. Боевую технику сопровождали итальянские военные - все в штатском и с фальшивыми документами. Пилотами М.41bis служили лейтенанты Карло Ринар-ди, Джузеппе Де Агостини и сержант Данте Вентурини. Начальником отряда гидросамолетов назначили Карла Ринарди - по документам Ривелло. Разгрузка прошла той же ночью. Самолеты CR.32 были направлены на аэродром Сон Сан-Хуан (Son San Juan), а М.41bis оставлены на участке причала, откуда они могли немедленно взлететь. Уже утром один из самолетов приготовили к старту.

В полдень 28 августа первый Fiat под управлением итальянского пилота капитана Giuseppe D'Agostinis  выполнил первый вылет. М.41 bis под управлением Ринарди после пробного полета в районе залива Палма направился к Порто Кристо, где правительственные войска держали оборону. Ринарди снизился и в бухте обнаружил шесть гидросамолетов на плаву. Сопровождавший М.41bis истребитель Fiat тотчас атаковал их. Это был сержант Guido Carestiato в 12.30  он на CR.32 атаковал стоявшие на якоре в Cala Morlanda 6 республиканских гидросамолетов S.62, в результате атаки он уничтожил два из них "S-5" Enrique Pereira и "S-30" Antonio Orejuela. При возвращении итальянец над заливом обнаружил еще один S.62 и сбил его. Через час на этом же Фиате вылетел капитан Giuseppe D'Agostinis  с задачей атаковать гидросамолеты. На базе их не оказалось, но на обратном пути он встретил два S.62 и атаковал их, огнем была повреждена одна из летающих лодок, один из пилотов ее капитан José Maria Freire  был убит. В дальнейшем лодку отремонтировали доставив на борту республиканского судна «Mar Negro». 

Помимо доставленных пароходом самолетов 28 августа на Майорку прилетели три итальянских бомбардировщика Savoia-Marchetti SM.81 которые уже 31 августа бомбардировали республиканские корабли у острова. Наличие современной авиации действующей на стороне мятежников оказалось немаловажным фактором из-за которого республиканцы не смогли захватить остров Майорка. Генерал Арманго в  статье, в журнале «Ревю де де Монд», 15/VIII 1937 г. пишет: «Авиация мятежников имела решающее значение в борьбе против плохо защищенных военных кораблей и в установлении беспрепятственного сообщения между Марокко и Испанией. Она показала пример действий против корпуса, производящего высадку. Барселонское командование поставило себе целью в августе 1936 г. овладеть островом Майорка, защищавшимся небольшим гарнизоном мятежников. Для этой цели им был выделен корпус в 8000 чел., хорошо вооруженных, но не имевших или почти не имевших истребительной авиации и зенитной артиллерии. Высадка не встретила затруднений, так как сопротивление наземных войск было сломлено. Успех казался обеспеченным. Но мятежники ввели в дело авиацию. Действия ее привели к поражению высадившихся войск и заставили их поспешно отступить (республиканцы все предусмотрели для обеспечения своего успеха, за исключением зенитных пушек).»

В течение ночи с 3 на 4 сентября 1936 г. отряды правительственных войск под командованием капитана Альберта Байо оставили плацдарм, погрузились на корабли и ушли в Барселону.  

7 сентября итальянский торговый пароход «Нереида» (Nereida, 2300 тонн) в ходе второго рейса доставил в порт Пальма, боевой материал, среди которого фигурируют истребители и авиационные бомбы. Выгрузил 360 тонн военных материалов, в том числе 6 трехмоторных самолетов - 3 истребителя, 3 гидросамолета, 250 баков авиационного горючего, зенитные орудия, радиостанции, авиационные моторы и ручные гранаты. 11 сентября как сообщил марсельский корреспондент «Морнинг пост», прибывший в Пальма итальянский пароход «Нереида» высадил 25-30 итальянских летчиков и механиков и выгрузил самолеты в разобранном виде.

После отступления с острова республиканцы постарались блокировать снабжение острова, запретив туда ходить французскому торговому пароходу с продовольствием. Как ответ Муссолини отправил для осуществления перевозок гидросамолет “Cant-Z”, а в начале ноября организовал регулярное морское сообщение, зафрахтовав торговое судно «Le tre marie».

На 6 сентября на Майорке было 9 итальянских самолетов: 3 Фиат CR32, 3 гидросамолета М.41 и три бомбардировщика Savoia 81. Три летающие лодки M.41bis были включены в 130 легионерную эскадрилью. Гидросамолеты М.41bis франкистов оставались в порту Майорка до конца сентября. К тому времени соседние острова (за исключением Минорки), оставались в руках повстанцев. И M.41bis занимались тем, что перехватывали самолеты, взлетавшие с Минорки. В мае 1937 г. самолеты М.41bis прекратили полеты из-за отсутствия запасных частей.

В конце сентября на Майорку прилетели три новых Savoia 81 доведя число самолетов до 6. До конца года на острова прибыли еще 3 Фиата, доведя их число до 6 и 3 гидросамолета Cant Z-501, доведя их число до 4 на острове.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.