На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 4. Снабжение мятежников.

4.5. Секрет «полишинеля».

 

Несмотря на проколы, так как поставки осуществлялись без лишней огласки, точное количество переданных самолетов не афишировалось, тем не менее, сведения об этом становились достоянием гласности. 29 июля корреспондент французской «Энтрансижан» ("Intransigeant") из Тетуана сообщал, что  в Тетуан (Испанское Марокко) прибудет – 40 германских и итальянских самолетов для испанских мятежников: «Я лично присутствовал сегодня при прибытии большого трехмоторного цельнометаллического самолета «Юнкерса». На будущей неделе 19 других самолетов «Юнкерса» этого же образца и 20 больших бомбардировщиков и транспортных самолетов «Капрони» будут доставлены войскам в Марокко». Корреспондент указывает, что названные 40 самолетов предназначены для переброски на будущей неделе из Марокко в Испанию марокканских стрелков и частей иностранного легиона.  2 августа французская «Эвр», как и другие газеты, приводят сообщения из Мелильи, в котором подтверждается, что 18 из 21 итальянского самолетов «Савойя Марчети», отправившихся из Италии в Испанское Марокко, прибыли по назначению. Полковник Армала, начальник штаба генерала Франко, сделал одному из французских журналистов следующее заявление по поводу прибытия указанных самолетов: «Мы никогда не заказывали и ни от кого не получали военных материалов и средств войны. Тем не менее мы разрешили пролететь итальянским самолетам через Марокко с тем, чтобы они могли разыскать итальянских граждан, желающих возвратиться на родину». На это корреспондент «Эвр» замечает: «Это объяснение достаточно грубо. Трудно допустить, чтобы потребовалось мобилизовать трехмоторные аэропланы для возвращения итальянских граждан на родину. Этот метод слишком дорогой. Другие государства ограничились тем, что предоставили суда в распоряжении своих граждан».

3 августа в порт Мелилья  прибыл итальянский пароход «Emilio Morandi» (2125 тонн), с авиабомбами, снаряжением и топливом для прилетевших 30 июля итальянских бомбардировщиков Savoia-Marchetti SM.81. Его приход был как нельзя, кстати, так как мятежники испытывали острый недостаток авиационного топлива для продолжения нормального функционирования воздушного моста.

Поставки военных грузов, особенно самолетов, скрыть от мировой общественности не удалось. 29 июля газета  "Intransigeant" сообщила, что трехмоторный бомбардировщик Юнкерс (Junkers) достиг Тетуана, там же ожидается еще 19 таких машин из Германии и также 20 бомбардировщиков Caproni из Италии. 31 июля парижский корреспондент "Times" сообщил, что два итальянских самолета направлявшиеся к мятежникам сделали вынужденную посадку во французском Алжире. Они летели прямо с Сардинии, и были укомплектованы итальянскими офицерами, которые еще 20 июля принадлежали итальянским ВВС.

1 августа агентство Рейтер сообщило, что еще 14 таких же итальянских самолетов Savoia Marchette, достигли Марокко.

2 августа корреспондент агентства  ГАВАС (Havas) в Тетуане сообщил, что он видел там семь самолетов Юнкерс и один Savoia Marchette.

4 августа "Times" сообщил, что немецкий карманный линейный корабль «Deutschland» встал в Сеуте и что немецкий адмирал посетил Тетуан и обедал с генералом Франко.

6 августа дипломатический корреспондент "Manchester Guardian" заявил, что пять немецких самолетов, включая три бомбардировщика, достигли Сеуты, и там  ожидаются новые самолеты.

13 августа берлинский корреспондент "Times" заявил, что не было никакого опровержения сообщений, что 11 августа 25 немецких самолетов приземлились в Кадисе, а несколько машин компании Люфтганза (Lufthausas) в Тетуане.

13 августа агентство  British United Press сообщило, что в Севилье находились итальянские самолеты  Caproni и Savoia, немецкие бомбардировщики Юнкерс и истребители Heinkels. Немецкие офицеры носили белые униформы, а итальянцы униформу Иностранного легиона.

13 августа сэр Персиваль Филлипс (Percival Phillips), корреспондент "Daily Telegraph," сообщил, что у генерала Франко было 20 транспортных самолетов Юнкерс, перевозящих мавров, пять немецких самолетов истребителей и семь итальянских Capronis. Немецкие и итальянские авиаторы инструктировали мятежников.

Германия и Италия всячески отрицали свое участие в снабжении мятежников. 7 августа 1936 г. поверенный в делах Германии в Лондоне дал следующие заявления английскому министерству иностранных дел: 1) Германское правительство отрицает, что из Германии были посланы испанским мятежникам правительством или частными лицами военные материалы какого бы то ни было рода, включая бомбардировочные самолеты; 2) Германия обещает, что в будущем не будет посылать мятежникам каких бы то ни было военных материалов; 3) германским военным судам в испанских водах посланы инструкции не предпринимать никаких действий, которые могли бы быть истолкованы, как проявление симпатий или как их поддержка; 4) германское правительство опровергает опубликованные вчера сообщения о том, что германский броненосец «Дейчланд» выгрузил военные материалы в Сеуте и что из Гамбурга на германском пароходе отправлены в Испанию самолеты-бомбардировщики.

7 августа из Парижа сообщили, что по достоверным сведениям, на аэродроме Орбителло (вблизи Рима) подготовляется к отправке в Испанию новая эскадрилья из 20 самолетов «Савойя-Марчетти». Самолеты должны вылететь в ближайшие дни с полным комплектом военного экипажа, переодетого в штатское. А 10 августа дипломатический обозреватель «Дейли телеграф» сообщил, что 8 августа 21 самолет из Италии отправлен в Испанское Марокко.

12 августа итальянские власти напечатали заявление, что сообщения, согласно которым 21 итальянский самолет был послан из аэропорта Орбителло (Orbetello) вблизи Рима по направлению к Северной Африке, лишены каких  либо оснований.

Как и немцы, итальянцы лгали, 7 августа 1936 г. ими на двух судах были отправлены мятежникам 24 самолета-истребителя, кроме того суда несли 5 танкеток CV 3/35, 40 пулеметов, 12 зенитных пушек, боеприпасы и бензин.

7 августа 1936 г. в итальянском порту Ла Специя 12 истребителей CR.32 были загружены на итальянский пароход «Nereide»,  а другие 12 истребителей CR.32 и 5 танкеток на испанский пароход  «Эбро» (Ebro)  который для безопасности транспортировки оружия поднял итальянский флаг и сменил название на «Aniene». В Средиземном море переход пароходов  «Nereide»  и «Эбро» (Ebro) должны были обеспечивать итальянские корабли из состава 2 эскадры – крейсера «Giovanni dalle Bande Nere», «Muzio Attendolo», «Luca Tarigo», «Antonio da Noli».

На рассвете 14 августа «Nereide» вошел в порт Мелилья, на средиземноморском побережье испанского Марокко. Груз судна помимо 12 самолетов состоял из запасных частей для истребителей и 18 добровольцев от Regia Aeronautica имевших фальшивые паспорта. Среди них были 12 итальянских летчиков – истребителей во главе с капитаном Винченцо Декуалем (Vincenzo Dequal). Техническая команда состояла из 3 механиков и 3 сборщиков самолетов. CR.32s были собраны в течение нескольких дней и были переведены воздушным путем на аэродром в Севилье-Tablada, в южной Испании.

18 августа 1936 г. первые 12 итальянских истребителей Fiat CR 32 были на аэродроме Таблада (Tablada) у Севильи. 21 августа итальянцы на Fiat CR 32 одержали первую победу около Кордовы пилот Ceccarelli сбил Nieuport, а 27 августа Magistrini сбил Dewoitine.

Относительно груза «Эбро» (Ebro) - «Aniene» в целом ряде публикаций говорится, что три истребителя CR.32 были выгружены на Майорке, но данные утверждения сомнительны, так как первые три CR.32 на остров были доставлены 27 августа итальянским пароходом  «Emilio Morandi». Рейс судна был длительным из-за ожидания благоприятного момента для форсирования Гибралтарского пролива, который патрулировали республиканские корабли. В ночь с 23 на 24 августа судно прошло Гибралтарский пролив в обход республиканских кораблей, издали его сопровождал итальянский корабль «Luca Tarigo», базировавшийся тогда на Танжер. Вечером к пароходу направился республиканский корабль, запрашивая световыми сигналами название и назначение груза, но появление итальянского корабля  заставило его отказаться от остановки судна. Двенадцать  CR.32 доставленные в  Виго де Галике, были разгружены ночью  27 августа, хотя присутствие британского военно-морского судна в порту в то же самое время означало, что эта операция не могла быть проведена в тайне. Девять пилотов под командой Данте Оливеро (Dante Olivero) прибыли с самолетами на судне и имели фальшивые паспорта, техническая команда насчитывала 5 человек. Сборка девяти самолетов после их трехдневной поездки произведена в Tablada 30 августа. Кроме того на судне было 5 танкеток CV 3/35

12 августа из итальянского порта Cagliari в Мелилью вышел итальянский торговый пароход «Нереида» (Nereida, 2300 тонн), транспортируя военные грузы, топливо и 6 истребителей Fiat.

23 августа итальянский торговый пароход «Delia» (7550 тонн), выгрузил в порту Эль-Ферроль (Ferrol) из-за невозможности разгрузиться в Кадисе – военные грузы, топливо.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.