На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 4. Снабжение мятежников.

4.7. Операция прикрытия.

 

Чтобы сгладить факты о поставках, франкистские историки, распространили миф, что поставки  были обоюдными. Как они объясняли факт поставок, это является «возмездием за поставку французских самолетов мадридскому правительству».  При этом они занижали количество направленных Франко самолетов со своей стороны, и на порядки завышали количество самолетов полученных республикой. Так по ним к началу августа 1936 г. франкисты получили 21 итальянский боевой самолет и 26 немецких, в большинстве своем транспортных (имеется в виду Ju-52), а Франция направила правительству 50 истребителей и бомбардировщиков. Но на деле все выглядит несколько иначе.

Что касается поставок республиканцам. Никаких самолетов, французских или любой другой национальности, не прибывали в республиканскую зону до 7-8 августа 1936 г. Все воздушное движение по направлению к Испании было под усиленным наблюдением с рассвета 18 июля. Единственными самолетами, которые пересекли границу между этой датой и 8 августа, были Douglas DC-2 испанской авиакомпании LAPE (Línea Aéra Postal Española), которые транспортировали золото в Париж  25, 26 и 30 июля (возвращаясь немедленно), одиночные почтовые французские самолеты, которые выполняли обычные рейсы два раза в день между Тулузой и Барселоной, и начиная с 28 июля четыре или пять старых пассажирских самолетов Latécoère-28 направленных, чтобы эвакуировать из Барселоны и Аликанте французских граждан. И все.

За всем, что происходило на французских границах, внимательно следили немцы и итальянцы. Так отправка груза оружия, погруженного в порту Марселя на испанский пароход «Ciudad de Tarragona» не состоялась, так как об этом узнало итальянское правительство через его консула в городе. Французская помощь начала осуществляться, начиная с 7-8 августа, как только достоверно стало известно, что Италия посылает самолеты  Франко и накануне правительственного решения о присоединении к политике невмешательства. И она состояла из 13 истребителей Dewoitine (D372) и 6 бомбардировщиков Potez 54. Причем заметьте, в отличие от итальянских и германских поставок в кредит, французы поставляли самолеты за наличные по очень высоким ценам, и при этом самолеты  шли разоруженные, без пилотов и технического персонала.

Всего к началу октября 1936 г. Республика смогла приобрести за границей 60 самолетов: 26 современных французских боевых самолетов без вооружения, 16 гражданских французских самолетов, в большинстве своем старые и маленькие, 14 гражданских самолетов, происходящих из Великобритании из которых только четыре De Havilland Dragon могли использоваться как легкие бомбардировщики без противодействия со стороны противника. Были еще четыре военных самолета, хотя и очень старые, но вооруженные. Вот и все, 60 самолетов, большая часть из которых гражданские к началу октября, и 85 боевых машин отлично вооруженных с пилотами только за июль-август полученных Франко от Италии и Германии.

До конца августа 1936 г. Франко получил от своих новых союзников 85 самолетов из 89 отправленных. 

48 самолетов были направлены из  Италии (прибыли  45):

― 30 июля - 12  бомбардировщиков Savoia-Marchetti (S-81) своим ходом с Сардинии в Испанское Марокко 3 разбились, долетели 9.   

― 7 августа были посланы 24 истребителя:  12 истребителей CR.32 на итальянском пароходе «Nereide», прибыли в порт Мелилья 14 августа и 12 истребителей CR.32  на испанском пароходе «Ebro» (переименован в «Aniene»  под итальянским флагом),  27 августа разгружены в Виго.

― 18 августа своим ходом из Италии на Майорку  3 двухмоторных гидросамолета Savoia Marchetti S.55X, но два из них  уже 21 августа вернулись обратно, а третий был сильно поврежден.

― 19 августа на итальянском пароходе «Emilio Morandi» 3 истребителя CR.32 и 3 гидросамолета М.41 bis, 27 августа выгружены в порту  Пальма (Майорка).

― 28 августа 3 бомбардировщика Savoia-Marchetti SM.81 своим ходом прилетели  на Майорку.

Германия направила 41 самолет (прибыли 40):  

― 29 июля – 9 августа 20 транспортных (бомбардировщиков) Junkers Ju-52 своим ходом из Германии в Марокко, 1 сел на республиканской территории и был потерян.

31 июля из Гамбурга на немецком пароходе «USARAMO» 6 истребителей He-51, прибыли в Кадис 8 ав­густа.

14 августа на немецком пароходе «Wigbert» в Лиссабон прибыли 2 самолетами Ju 52.

― 14 августа были отправлены еще 6 истребителей-бомбардировщиков He-51В, были доставлены через Португалию 17 августа.

― в последнюю неделю августа прибыли еще 7 самолетов.

Кстати в конце августа в Испанию прибыли первые 9 германских легких танков Т-1Ф (Pzkpfwg 1/SIRfz 101/ausf A). Следует учесть, что кроме самолетов поставленных националистам их союзниками, они и сами приобрели в Англии и Голландии целый ряд транспортных и пассажирских самолетов, которые использовали как бомбардировщики.

На сколько присланные фашистскими режимами самолеты увеличили мощь ВВС мятежников, свидетельствует такой факт, на конец  августа 1936 г. в составе авиации националистов осталось из захваченных в начале мятежа самолетов, примерно  20 бомбардировщиков  Breguet 19 A-2, 6 истребителей  Nieuport 52 C-1, 3 Fokker F VII и 5 - 6 пассажирских самолетов английского и ­американского происхождения. В морской авиации было несколько самолетов Dornier „Wal", три Savoia S 62 и четыре Macchi М 41.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.