На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 4. Снабжение мятежников.

4.4. Итальянский конфуз.

 

27 июля 1936 г. решение о помощи испанским националистам приняла и Италия. Муссолини приказал заместителю министра Военно-воздушных сил (Regia Aeronautica) генералу Джузеппе Вале (Giuseppe Valle), послать 12 трех моторных бомбардировщиков  Savoia-Marchetti SM.81 с экипажами  и необходимыми  специалистами. Помимо этого предусматривалась отправка морским путем 24 истребителей CR.32. Чтобы замаскировать поставки этих самолетов, сделка между Италией и националистами была проведена как «частная продажа», покупателем выступал журналист Луи Болин (Louis Bolin). Как часть этой уловки, итальянские пилоты и технический персонал были зарегистрированы как добровольцы в Tercio Extranjero по фальшивым документам. Все они были добровольцами из состава 7, 10 и 13 эскадрилий.

12 са­молетов SM-81 утром 30 июля вылетели из Кальяри-Элмас (Cagliari-Elmas) на Сардинии, где они подобрали трех чиновников Scuola di Navigazione di Altura  в Orbetello, Этторе Мути (Ettore Muti ) и подполковника  Руджеро Бономи (Ruggero Bonomi), в Надор (Марокко). Но итальянцам не повезло: на маршру­те дул сильный встречный ветер и до города Надора, расположенного в Испанском Марокко, долетело только 9 самолетов.

Три самолета разбились, предъявив явные доказательства итальянского вмешательства в конфликт. Первый самолет которым командовал лейтенант Анделини (Angelini) пропал без вес­ти над Средиземным морем недалеко от Орана, экипаж погиб, так как на море в это время был шторм, второй которым командовал Матталиа (Mattalia) разбился при вынужденной посадке в Алжире около Зайда (Saida), трое из летчиков погибли, а двое были ранены, на борту разбившегося самолета найдено 4 пулемета и большое количество патронов,  третий бомбардировщик, которым командовал капитана Феррари (Ferrari)  произвел посадку во Французском Марокко около Беркране (Berkane), на нем оказались 5 итальянских офицеров в гражданской одежде, все они отказались отвечать на расспросы французских властей. Вскоре после посадки самолета, испанский самолет, пролетевший над Беркраном, сбросил мешок, в котором была форма испанского Иностранного легиона и записка на итальянском: «Наденьте ее и говорите французам, что вы из части легиона, которая стоит в Надоре».

Этот случай получил широкую международную огласку. Расследование, проведенное генералом Дененом, бывшим французским министром авиации, выявило, что самолет на рассвете он поднялся с Сардинии, и пилотировали его итальянские военные летчики в гражданской одежде. Выживший летчик признал, что экспедиция должна была оказать помощь испанским националистам. Кроме того в ходе суда над выжившими итальянскими летчиками их защитник Пеат Эспоуеи (Peat Espouey) раскрыл некоторые детали сделки, по его словам фирма Савойя получила от испанского финансиста Хуана Марча (Juan March) срочный заказ на поставку пяти самолетов в Испанское Марокко. Для выполнения этого срочного заказа, самолеты были взяты из состава итальянских ВВС, и с них просто удалили итальянские опознавательные знаки. Подобную информацию сообщили 4 августа французские журналисты изданий “Попюлер” и “Юманите”, согласно письму, полученному ими из Италии, на заводе «Бреда», в Милане, 26 июля замазывались отличительные знаки на 12 бомбардировщиках типа «Савойя».

Задержанные на французской территории итальянские пилоты разбившихся машин были «сурово наказаны» - месяц тюрьмы и 200 франков штрафа. Остальные бомбардировщики, долетев до цели сразу включились в работу.  2 августа три S.81 выполнили первый боевой вылет, бомбардируя Мериду, на следующий день они нанесли удар по Бадахосу. 5 августа два S.81 атаковали республиканский эсминец в проливе.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.