Розин Александр.
Снабжение Испанской Республики
оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)
Глава 4. Снабжение мятежников.
4.3.
Германская помощь пошла.
В Германии, для осуществления снабжения Франко, 27 июля
комиссия под председательством Геринга решила создать две коммерческие
компании, которые должны были обеспечить военные и торговые перевозки в
мятежную зону. Эти две компании - «Хисма» и «Ровак» играли весьма значительную роль до самого конца
войны в Испании.
«Хисма» (HISMA)
- испанское образование из начальных слов немецкого названия "Hispano-Marokkanische Transport U.G. Tetuan-Sevilla". У
истоков этой компании стояла импортно-экспортная компания, созданная в
Испанском Марокко нацистским агентом Бернхардтом и
принадлежавшая ему. Таким образом Бернхардт,
бывший посредник в торговле сахаром из Гамбурга, которому пришлось спешно
покинуть Германию после финансового скандала, в течение ряда лет успешно
сочетал в Тетуане коммерческую и шпионскую деятельность.
Бернхардт привлек к своему выгодному коммерческому
делу испанца по имени Карранса. Объект их
коммерческой деятельности не был случайным: они экспортировали ценное сырье
для немецкой промышленности. Чтобы развернуть свое дело, Бернхардт
и Карранса заручились мощной поддержкой, а именно
ярого националиста генерала Кинделана, близкого друга
Франко. Когда принадлежащая Бернхардту компания была
переименована и стала называться «Хисма», его хозяин
не растерялся и сохранил в ней за собой большую долю участия, но «патроном» «Хисмы» для всей территории мятежников стал генерал Шееле. Посредник в торговле сахаром и мастер шпионажа был
назначен уполномоченным советником, а его резиденцией и наблюдательным постом
стала Севилья.
Компания
«Ровак» (ROWAK)
- сокращенное наименование немецкой компании "Rohstoffe und Waren Einkaufgellschaft" - была создана в Берлине, подчинена контролю
Германа Геринга. Он добился для этой
компании дотации в три миллиона марок и поставил во главе ее Яквитца, высокопоставленного чиновника нацистской партии,
который старался как можно лучше завуалировать ее деятельность. Однако с
октября 1936 г. главные разведывательные службы Европы были уже хорошо осведомлены
об истинной роли «Ровак». Главной целью «Ровак» было сконцентрировать в своих руках всю внешнюю
торговлю с мятежной зоной Испании. Она выполняла роль
своего рода пункта управления, действовавшего с определенной
избирательностью. Впоследствии «Ровак» остановит свое
внимание на испанской добывающей промышленности, после того как она в связи с
военными неудачами республиканцев попадет в руки франкистов. В течение всей
войны в Испании «Ровак» заключала на свое имя все
частные сделки, которые немецкие промышленники и коммерсанты хотели заключить в
мятежной зоне, и передавала их «Хисме», ставшей ее
единственным официальным партнером. Со своей стороны, «Хисма»
собирала и передавала «Ровак» все запросы испанских
компаний об участии в промышленных и коммерческих предприятиях гитлеровского Третьего рейха.
26 июля
1936 г. французское издание «Попюлер» опубликовало
сообщение из Антверпена, согласно которому в Гамбурге внесена в банк в золоте
сумма, соответствующая стоимости 24 аэропланов, уплаченная за счет лидера
мятежа в Испании генерала Франко итальянскими поставщиками. Аэропланы должны
быть доставлены немедленно, считают, что они будут доставлены испанским
мятежникам в два ближайших дня.
Первым
помощь мятежникам направил Гитлер — 27 июля 1936 г. он принял решение отправить
в Испанию 20 бомбардировки Junkers 52 (Ju-52) и 6 истребителей Heinkel 51 (He51). К 27 июля на крупнейшей базе люфтваффе
Деберитц под Берлином из различных гарнизонов было
собрано около 80 летчиков и техников, согласившихся добровольно поехать в
Испанию. Генерал Вильберг зачитал перед строем
телеграмму Гитлера: «Фюрер решил
поддержать живущий сейчас в невыносимых условиях (испанский) народ и спасти его
от большевизма. Отсюда немецкая помощь. По международным соображениям открытое
содействие исключено, поэтому необходима тайная акция помощи». О поездке в
Испанию запрещалось говорить даже родным, которые считали, что их мужья и
сыновья выполняют «специальное задание» в Германии. Все письма из Испании
приходили в Берлин на почтовый адрес «Макс Винклер,
Берлин СВ 68». Там менялись конверты, получавшие
почтовый штемпель одного из берлинских отделений связи. После этого письма
отсылались адресатам.
28
июля в 4 часа 30 минут утра первые из обещанных Гитлером 20 транспортных
самолетов Ju-52 под видом пассажирских
лайнеров компаний ROWAK вылетели из Штутгарта. Машины были оборудованы
дополнительными бензобаками (в общей сложности 3800 литров бензина). Без
посадки «юнкерсы» пролетели над Швейцарией, вдоль
франко-итальянской границы и через всю Испанию прямиком в марокканский город Тетуан. Экипажи набирались в эскадрах Люфтваффе
и пополнялись опытными летчиками из «Люфтганзы». Весь
персонал, разумеется, был одет в гражданское. Командиром
транспортного подразделения назначили обер-лейтенанта
Р. фон Моро. За отправкой техники в Испанию наблюдал уже упоминавшийся Э. Мильх, ставший к этому времени генералом. Уже с 29 июля эти
самолеты, пилотируемые летчиками «Люфтганзы», стали
перебрасывать части африканской армии в Испанию. В тот же день Франко посылает
телеграмму Моле, заканчивавшуюся словами: «Мы
хозяева положения. Да здравствует Испания!» К 9 августа прибыли все «юнкерсы». 9
августа один из этих самолетов по ошибке приземлился на аэродроме Барахас. Бомбардировщику удалось снова подняться в воздух,
как только пилот понял, что находится на республиканской территории. Несколько
позднее из-за нехватки бензина он вынужден был приземлиться в Асуага, где его захватила народная милиция. Экипаж
«Юнкерса» одетый в гражданскую одежду, немцам удалось вызволить, самолет же был
реквизирован испанскими властями. Но воспользоваться ею они все равно не
смогли, а в октябре 1936 г. ее разбомбили при налете сами немцы.
6
истребителей He-51
были отправлены на пароходе «USARAMO»
(1920 г., 7775брт, Hamburg – Amerika Linie (HAPAG)) из Гамбурга 31 июля (прибыли в Кадис 8 августа)
кроме того на этом пароходе было 20 лёгких 20-мм зенитных орудий и 86 немецких военных во главе с Александром фон Шееле (Alexander von Scheele). Среди последних
были 10 экипажей Ju-52, а также 6 лётчиков - истребителей: обер-лейтенанты Ханнес Траутлофт, Крафт Эберхардт, Хервиг Кшоппель, и лейтенанты Вольф - Генрих фон Хоувальд, Эккехард Хефтер и Герхард Кляйн. Все
пилоты были формально уволены из Люфтваффе, носили гражданскую одежду и имели
документы с испанскими фамилиями.
Розин Александр.