На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 4. Снабжение мятежников.

4.3. Германская помощь пошла.

 

В Германии, для осуществления снабжения Франко, 27 июля комиссия под председательством Геринга решила создать две коммерческие компании, которые должны были обеспечить военные и торговые перевозки в мятежную зону. Эти две компании - «Хисма» и «Ровак» играли весьма значитель­ную роль до самого конца войны в Испании.

«Хисма» (HISMA) - испанское образова­ние из начальных слов немецкого названия "Hispano-Marokkanische Transport U.G. Tetuan-Sevilla". У истоков этой компании стояла импортно-экспортная компания, созданная в Испанском Марокко нацистским агентом Бернхардтом и принадлежавшая ему. Таким образом Бернхардт, быв­ший посредник в торговле сахаром из Гамбурга, которому пришлось спешно покинуть Германию после финансового скандала, в течение ряда лет успешно сочетал в Тетуане коммерческую и шпионскую деятельность. Бернхардт привлек к своему вы­годному коммерческому делу ис­панца по имени Карранса. Объект их коммерческой деятельности не был случайным: они экспортирова­ли ценное сырье для немецкой промышленности. Чтобы развернуть свое дело, Бернхардт и Карранса заручились мощной поддержкой, а именно ярого националиста генерала Кинделана, близкого друга Франко. Когда принадлежащая Бернхардту компания была переимено­вана и стала называться «Хисма», его хозяин не растерялся и сохра­нил в ней за собой большую долю участия, но «патроном» «Хисмы» для всей территории мятежников стал генерал Шееле. Посредник в торговле сахаром и мастер шпионажа был назначен уполномоченным советником, а его резиденцией и наблюда­тельным постом стала Севилья.

Компания «Ровак» (ROWAK) - сокращен­ное наименование немецкой компа­нии "Rohstoffe und Waren Einkaufgellschaft" - была создана в Берлине, подчинена контролю Германа Геринга. Он добился для этой компании дотации в три миллиона марок и поставил во главе ее Яквитца, высокопоставленного чиновни­ка нацистской партии, который старался как можно лучше завуа­лировать ее деятельность. Однако с октября 1936 г. главные разведывательные службы Европы были уже хорошо осведо­млены об истинной роли «Ровак». Главной целью «Ровак» было сконцентрировать в своих руках всю внешнюю торговлю с мятеж­ной зоной Испании. Она выполня­ла роль своего рода пункта упра­вления, действовавшего с опреде­ленной избирательностью. Впоследствии «Ровак» остановит свое внимание на испанской добы­вающей промышленности, после того как она в связи с военными не­удачами республиканцев попадет в руки франкистов. В течение всей войны в Испании «Ровак» заключала на свое имя все частные сделки, которые немецкие промышленники и коммерсанты хотели заключить в мятежной зо­не, и передавала их «Хисме», став­шей ее единственным официаль­ным партнером. Со своей стороны, «Хисма» со­бирала и передавала «Ровак» все запросы испанских компаний об участии в промышленных и ком­мерческих предприятиях гитлеров­ского Третьего рейха.

26 июля 1936 г. французское издание «Попюлер» опубликовало сообщение из Антверпена, согласно которому в Гамбурге внесена в банк в золоте сумма, соответствующая стоимости 24 аэропланов, уплаченная за счет лидера мятежа в Испании генерала Франко итальянскими поставщиками. Аэропланы должны быть доставлены немедленно, считают, что они будут доставлены испанским мятежникам в два ближайших дня.

Первым помощь мятежникам направил Гитлер — 27 июля 1936 г. он принял решение отправить в Испанию 20 бомбардировки Junkers 52 (Ju-52) и 6 истребителей Heinkel 51 (He51). К 27 июля на крупнейшей базе люфтваффе Деберитц под Берлином из различных гарнизонов было собрано около 80 летчиков и техников, согласившихся добровольно поехать в Испанию. Генерал Вильберг зачитал перед строем телеграмму Гитлера: «Фюрер решил поддержать живущий сейчас в невыносимых условиях (испанский) народ и спасти его от большевизма. Отсюда немецкая помощь. По международным соображениям открытое содействие исключено, поэтому необходима тайная акция помощи». О поездке в Испанию запрещалось говорить даже родным, которые считали, что их мужья и сыновья выполняют «специальное задание» в Германии. Все письма из Испании приходили в Берлин на почтовый адрес «Макс Винклер, Берлин СВ 68». Там менялись конверты, получавшие почтовый штемпель одного из берлинских отделений связи. После этого письма отсылались адресатам.

28 июля в 4 часа 30 минут утра первые из обещанных Гитлером 20 транспортных самолетов Ju-52 под видом пассажирских лайнеров  компаний ROWAK вылетели из Штутгарта. Машины были оборудованы дополнительными бензобаками (в общей сложности 3800 литров бензина). Без посадки «юнкерсы» пролетели над Швейцарией, вдоль франко-итальянской границы и через всю Испанию прямиком в марокканский город Тетуан. Экипажи набирались в эскадрах Люфтваффе и пополнялись опытными летчиками из «Люфтганзы». Весь персонал, разумеется, был одет в гражданское. Командиром транспортного подразделения назначили обер-лейтенанта Р. фон Моро. За отправкой техники в Испанию наблюдал уже упоминавшийся Э. Мильх, ставший к этому времени генералом. Уже с 29 июля эти самолеты, пилотируемые летчиками «Люфтганзы», стали перебрасывать части африканской армии в Испанию. В тот же день Франко посылает телеграмму Моле, заканчивавшуюся словами: «Мы хозяева положения. Да здравствует Испания!» К 9 августа прибыли все «юнкерсы».  9 августа один из этих самолетов по ошибке приземлился на аэродроме Барахас. Бомбардировщику удалось снова подняться в воздух, как только пилот понял, что находится на республиканской территории. Несколько позднее из-за нехватки бензина он вынужден был приземлиться в Асуага, где его захватила народная милиция. Экипаж «Юнкерса» одетый в гражданскую одежду, немцам удалось вызволить, самолет же был реквизирован испанскими властями. Но воспользоваться ею они все равно не смогли, а в октябре 1936 г. ее разбомбили при налете сами немцы.

6 истребителей He-51 бы­ли отправлены на пароходе «USARAMO» (1920 г., 7775брт, HamburgAmerika Linie (HAPAG)) из Гамбурга 31 июля (прибыли в Кадис 8 ав­густа) кроме того на этом пароходе было 20 лёгких 20-мм зенитных орудий и 86 немецких военных  во главе с Александром фон Шееле (Alexander von Scheele). Среди последних были 10 экипажей Ju-52, а также 6 лётчиков - истребителей: обер-лейтенанты Ханнес Траутлофт, Крафт Эберхардт, Хервиг Кшоппель, и лейтенанты Вольф - Генрих фон Хоувальд, Эккехард Хефтер и Герхард Кляйн. Все пилоты были формально уволены из Люфтваффе, носили гражданскую одежду и имели документы с испанскими фамилиями.

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.