На Главную. 

Розин Александр.

 

ВМФ СССР у Анголы в 1975-1976 гг.

1.  2.  3.

Деятельность ВМФ СССР в западноафриканских водах в конце 1975 г. – марте 1976 г.

 

В середине 1975 г.  боевые корабли ВМФ СССР находящиеся в Атлантике у берегов Западной Африки были представлены БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Воронежский комсомолец» (капитан 2 ранга Звягин Евгений Михайлович) прибывшим туда в мае и  входящим в так называемый «гвинейский патруль» который с 1971 г. обеспечивал безопасность президента Гвинейской республики Ахмеда Секу Туре в столице Конакри.  На борту БДК находился  усиленный 1 батальон морской пехоты ЧФ (БС с  21 апреля  по 23 сентября 1975 г.), командир десанта – подполковник Сапко А.Н., командир батальона – капитан Руденко В.И. После прибытия весной на БС корабль помимо нахождения в Конакри, посетил и другие африканские порты Дакар (Сенегал), с 10 по 14 июня нанесли визит в порт Дуала (Камерун), это был первый визит советского боевого корабля в эту страну.

Совместно с БДК несли службу и другие боевые корабли, так осенью там был БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Огневой» (бор­товой 642) Северного флота, который прибыл туда из Средиземного моря на завершающем этапе своей БС. 31 октября — 4 ноября 1975 г. два боевых корабля - БПК «Огневой», БДК «Воронежский комсомолец» и танкер посетили нигерийский порт Лагос, впервые после начала гражданской войны в этой стране в 1970 г. По завершению визита они отправились домой, БПК на Север (прибыл туда 1 декабря), БДК на Черное море.

В начале осени уходящий  БДК сменил его собрат с ЧФ БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» (бортовой 435). На борту его находились балтийские морпехи - 1 батальон морской пехоты БФ (без 2 роты) со средствами усиления (БС с  9 сентября 1975 г. по 9 апреля 1976 г.). Командир десанта – гвардии капитан Домненко А.Ф., начальник штаба – гвардии капитан Волк Н.Н., замомандира по политчасти – гвардии капитан Жмуриков В.В. В ряде материалов говорится что в ходе БС он заходил с визитом в Луанду, в реальности этого не было, более того корабль даже не приближался к ангольским берегам.  До конца декабря 1975 г. «Крымский комсомолец» был единственным боевым кораблем ВМФ СССР в этом регионе и на его моряков и морских пехотинцев легли все заботы связанные в началом гражданской войны в Анголе, хотя сам он там и не был.

Уже в сентябре 1975 г. Китай обвинил "советские военные корабли, находящиеся в гавани Лобиту в запусках ракет по вооруженным силам другой ангольской освободительной организации.

 

Угрозы со стороны моря.

О том, что ВМС США готовы были вмешаться в ангольскую ситуацию, говорилось в статье Дэвида Мартина, помещенной в лондонском еженедельнике «Обсервер» (“Observer”) 11 января 1976 г., говорилось о «секретном донесении, подготовленном для одной очень влиятельной международной организации, относительно участия ЮАР и Соединенных Штатов в войне в Анголе». В донесении говорилось, что соединение американских военных кораблей в составе авианосца «Independence» CV-62, одного крейсера-ракетоносца и трех конвойных эсминцев получило приказ быть готовым в период между 15 и 23 ноября 1975 г. к выполнению «задания в Анголе». На авианосце имелось 90 реактивных самолетов F-4 «Фантом», а после 15 ноября добавили «несколько сот тонн напалма, ракеты «Сайдуиндер» и осколочные бомбы, предназначенные для поражения живой силы».

То, что деятели Пентагона приняли решение о посылке соединения военных кораблей к  берегам Анголы именно 15 ноября, отнюдь не случайно, если вспомнить  обстановку, сложившуюся к середине ноября на ангольском фронте. В той же «Обсервер» от 11 января указывалось: «Первоначально должностные лица в Вашингтоне, знавшие о предстоящих атаках из Намибии (имеется в виду вторжение регулярных войск ЮАР из Намибии на территорию Анголы), полагали, что эти войсковые колонны достигнут примерно в середине ноября столицы Луанды, нанеся поражение войскам МПЛА. Но войска МПЛА остановили эти колонны, к северу от Нова-Редонду».

АУГ во главе с авианосцем «Independence» CV-62 первые три недели ноября 1975 г. участвовали в военно-морских учениях НАТО "Ocean Safari" в Северной Атлантике, на завершающем этапе учений 20 ноября  авианосец «Independence» столкнулся в Северном море с американским транспортом снабжения «Denebola» AF-56. Не было ли это при передаче упомянутых в статье, нескольких сот тонн напалма, ракет «Сайдуиндер» и осколочных бомб, предназначенные для поражения живой силы. Возможно, что инцидент спутал все карты, и корабли  выполнили визит в Портсмут (Англия) где находились с 22 по 28 ноября. Помимо  авианосца в порту Портсмут находились два американских фрегата — «Bowen» FF-1079 и «Ainsworth» FF-1090, эсминец-ракетоносец «Farragut» DDG 37, спасательное судно «Kittiwake» ASR-13 и два транспортных судна — «Kalamazoo» AOR 6 и «Denebola» AF-56. 

«Independence» вышел из Портсмута в ночь с 27 на 28 ноября в сопровождении фрегатов «Bowen» и «Ainsworth». В декабре все соединение сделало остановку на Азорских островах, чтобы забрать провиант и топливо. Корабли находились в состоянии «полной готовности». 3 декабря они пришли в ВМБ Рота (Испания) потом пройдя Гибралтарский пролив вошли в состав 6-го флота США в Средиземном море.

После публикации статьи в «Обсервер» ВМС США отрицали сообщения о направлении своих кораблей к Анголе. Тоже самое, официальные лица говорили на слушаньях в Конгрессе в начале 1976 г.:

«Сенатор Диггс (DIGGS): Были также сообщения об американской авианосной целевой группе включая USS Independence как ядро с крейсером и сторожевым кораблем по полной тревоге и готовности. Это было в связи с сообщениями в январе относительно некой миссией, связанной с Анголой. Была также ссылка на авианосец Saratoga и его эскорт, которые вышли из Норфолка в обычный обмен судами с Средиземноморским флотом. Вы знаете об этом развертывании?

Рид (John A. Reed, директор Африканского направления министерства обороны): Насколько я знаю те тревожные сообщения полностью необоснованны.

Сенатор Диггс: Эти сообщения были исследованы?

 Рид: Да, сэр. У нас были запросы от многих конгрессменов изучить их. Мы ответили, что никакие американские авианосные целевые группы не посылали в ангольские воды.»

Но и помимо американского флота проблем хватало.

С южного фланга в первую очередь угроза со стороны моря для движения МПЛА шла от ВМС ЮАР.

Еще в августе 1975 г. подводная лодка «Johanna van der Merwe» S-99 была размещена в ангольских водах в рамках операции Yskas, для возможной тайной эвакуации юаровских инструкторов.

13 октября армия ЮАР начала операцию Саванна (Savannah) вторгшись на территорию Анголы и действуя совместно с отрядами ФНЛА и УНИТА как главная ударная сила. ЮАР задействовал около 3000 военнослужащих с 36 бронемашинами Panhard AML-90, 40 бронемашинами Panhard AML-60, 100 легкими танками M-41 Walker Bulldog и AMX-13, более 100 БТР Panhard M-3, грузовики и джипы с 106-мм орудиями, артиллерия 57-мм и 140-мм, вертолеты Alouette III и так далее.

Цель состояла в том чтобы достигнуть Луанды до 11 ноября.

Первоначально три группы вторжения войск ЮАР шли совместно с двумя батальонами ФНЛА и УНИТА. Основной удар шел вдоль побережья, 21 октября захвачен Са да Бандейра (Sa da Bandeira), 28 октября Мосамедиш, 31 октября Catengue, 5 ноября Бенгела там они столкнулись с первыми кубинцами на своем пути, до 8 кубинских советников обучали новобранцев ФАПЛА, все кубинцы эвакуированы, 13 ноября Novo Redondo. Дальше наступление остановилось так как кубинские подразделения до этого эпизодически вступавшие в бои взорвали мост через реку Queve и не пропустили юаровцев с их союзниками Порту-Амбоин прервав рейд на столицу.

ВМС ЮАР также были задействованы в операции Саванна (Savannah). Однако  флот был привлечен к операции только с 3 ноября. При этом контр-адмирал Крис Беннетт (Chris Bennett) говорил, что никакого предварительного планирования участия военно-морских сил у ангольского побережья не было. Фактически «не будучи предупрежденным о действиях ЮАР в Анголе, флот был полностью неподготовлен для любой операций там». После начала операции, недалеко от побережья Намибии и Анголы были размещены фрегаты «President Kruger», «President Steynа», подводная лодка «Maria van Riebeeck» S-97, судно снабжения «Tafelberg» и много минных тральщиков.

Корабли флота  и субмарины были в резерве на случай если понадобиться эвакуировать юаровских военных, обеспечить огневую поддержку находящимся на берегу подразделениям ЮАР, они также должны были контролировать движения судов которые, возможно, транспортировали оружие и военное оборудование для МПЛА.

Утром 5 ноября в район отправился фрегат «President Kruger», спустя несколько дней встретилась к западу от Уолфиш-Бей с субмариной «Maria van Riebeeck» посланной на разведку.

«Maria van Riebeeck» пошла на патрулирование с полным запасом торпед. По ее данным кубинские силы прибывали морским путем в Луанду. COMNAVOP [Командующий Военно-морские Операции], коммодор Джерт Бритс (Gert Brits) рекомендовал штабу чтобы субмарина запретила по крайней мере одному из этих судов войти в гавань. Штаб запретил это делать из-за политических последствий. Пробыв на позиции приблизительно 10 дней подлодка вернулась. 

После 11 ноября часть судов задействовали чтобы обеспечить помощь ангольским беженцам, пытающимся достигнуть Уолфиш-Бей в перегруженных рыбацких лодках.

В ночь с 16-17 ноября «President Kruger» получил приказ срочно вернуться в Кейптаун. Ему на смену приняв на борт вертолет 17 ноября в район отправился фрегат «President Steynа», 19 ноября в район в 60 милях к западу от Уолфиш-Бей вышло судно снабжения «Tafelberg». 

20 ноября 1975 г.  «President Steyn» сменил в патрулировании у Ангольское побережья «President Kruger», в то время как «Tafelberg» остался там же чтобы пополнять 24-25 ноября фрегат топливом и припасами.

После того как в середине ноября кубинские бойцы взорвали мост через реку Queve и не допустили захвата Порту-Амбоин,  юаровцы тем не менее предприняли ряд попыток продвинуться дальше. Несколько попыток послать коммандос по реке  Queve на лодках были оставлены огнем с  другого берега. После этого сухопутное командование запланировало десантирование частей коммандос в  Порту-Амбоин с патрулировавшего недалеко от берега фрегата  «President Steyn», но командование ВМС не согласилось с этим планом.

Рано утром 28 ноября лодки и вертолет с «President Steyn» подобрали девять южноафриканских офицеров, 15 других военнослужащих, двоих гражданских, а  также некоторое оборудование с берега около Ambrizete, маленькой рыбацкой деревни к северу от Луанды, и доставил их к Уолфиш-Бею.

 

С северного фланга  действиям МПЛА по установлению контроля над территорией страны шла от ВМС Заира и поддерживаемых ими движений ФНЛА (FNLA) и ФЛЕК (FLEC).

31 октября 1975 г. катер принадлежащий фронту  ФНЛА около AMBRIZETE захватил небольшое конголезское транспортное судно транспортировавшее оружие для МПЛА из порта Пуэнт-Нуар (Конго). Его команда из 10 человек попыталась выбросить груз за борт, когда катер приблизился к ним.

1 ноября 1975 г. в Народную Республику Конго прибыла первая группа советских военных специалистов (офицеров и сержантов) по боевому применению ПЗРК Стрела-2М, а также переводчиков в составе 20 человек во главе с капитаном Е. Лященко. С помощью советских военнослужащих в Пуэнт-Нуаре был организован импровизированный учебный центр по обучению кубинских и ангольских военнослужащих боевому применению ПЗРК Стрела-2М. В случае благоприятного развития ситуации в Анголе в пользу МПЛА группу предполагалось расширить и перебросить в Луанду для организации там учебных центров ФАПЛА.

С 8 по 12 ноября шло сражение в богатой нефтью ангольской провинции Кабинда которая была отделена от остальной территории страны рекой Конго, которая протекала по территории Заира. Ангольские и кубинские войска вели бой с отрядами противника которые пытались отторгнуть эту важную провинцию. В наступлении участвовали  полк из Заира, более 3 батальонов Фронта Освобождения Анклава Кабинда (FLEC), белые наемники, имевшие на вооружении бронемашины AML-90, минометы артиллерию. Понеся потери враг отступил.

Не желая смириться с поражением, в конце ноября Заир который поддерживал движение ФНЛА (FNLA) направил три своих быстроходных катера к побережью Северной Анголы - Кабинды, куда вторглись отряды FNLA. Катера находились в пределах 20 миль от порта Пуэнт-Нуар (Конго) куда доставлялось оружие для МПЛА и где несколько советских торговых судов были тогда под разгрузкой.

Как ответ на возникшую опасность СССР направил к берегам Конго БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» (бортовой 435) из Конакри (Гвинея). Западные журналисты отмечали что на его борту было отделение с противотанковыми ракетами и зенитными ракетами SA-9, видимыми на палубе. Главной целью корабля была защита советских гражданских лиц и эвакуация их в случае обострения.

В ноябре у берегов Западной Африки действовал только БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» (бортовой 435) и средний морской танкер пр.160 (НАТО - Altay) «Ельня» (капитан Н.Д.Бобров, первый помощник М.А.Перкаев, экипаж 39 человек).

По свидетельствам капитана 1 ранга Коломнина А. С., работавшего в тот период в Главном штабе ВМФ «в задачу морской пехоте участие в ангольском конфликте не ставилось. Но наши БДК, СДК и противолодочные корабли являлись мощным сдерживающим фактором на случай вмешательства в конфликт США и других стран».

В конце ноября туда же вышел из Средиземного моря корабль снабжения – большой морской танкер пр.1559В (НАТО - Chilikin) «Иван Бубнов». Благодаря широкой номенклатуре передаваемых грузов (мазута - 8250 тонн, дизельного топлива - 2050 тонн, авиатоплива - 1000 тонн, питьевой воды - 1000 тонн, котельной воды 450 тонн, смазочного масла (4 сортов) - 250 тонн, сухих грузов и продовольствия по 220 тонн), этот танкер явился танкером комплексного снабжения. Судно вошло в состав ВМФ, и на нем был поднят флаг 19 июля 1975 г. Первым капитаном БМТ был назначен Панов Константин Николаевич. После ходовых испытаний в Финском заливе танкер 1 октября  вышел на первую боевую службу в Среди­земное море. Здесь экипаж отрабатывал способы заправки кораблей и судов, пополняясь запасами в порту Тартус. В первое время заправка производилась у борта или на бакштове, а 7 ноября была произведена одновременная заправка трех кораблей на ходу траверзным и кильватерным способами (ПКР "Ленинград", БПК "Николаев" и ЭМ "Находчивый"). 2 декабря выполнял задачи боевой службы в Атлантическом океане и обеспечивал корабли ВМФ в районе Конакри. Танкер возвратился в Средиземное море после трехмесячной работы в Атлантике, а 17 марта 1976 г. танкер прибыл в главную базу Черноморского флота Севастополь.

Считается что «Крымский комсомолец» должен был  обеспечить охрану морских перевозок ангольским движениям, которая началась в мае 1975 г. Так как с сентября они значительно возросли, в три основных порта Западной Африки -  Луанду (Ангола), Пуэнт-Нуар (Конго) и Конакри (Гвинея). В общей сложности, по меньшей мере, 22 корабля советского торгового флота, а также корабли под флагом  Восточной Германии (2), Югославии (3) и Кубы (5) на конец ноября выполнили туда рейсы или находились в пути.

Кроме того  на него возлагались и специальные планы в случае негативного развития событий.

Вот мнение полковника ГРУ в отставке Бориса Гавриловича Путилина с февраля 1974 г. работавшего в Браззавиле (Конго) первым секретарем посольства и отвечавший за  контакты с МПЛА. Через него осуществлялась координация не только поставок оружия МПЛА из СССР, но и планов помощи со стороны советских военных специалистов и кубинцев. Браззавиль и после провозглашения независимости в Луанде оставался центром по координации такой работы.

По словам Путилина, в то время на случай захвата наших людей в Анголе, при неудаче миссии по помощи движению МПЛА, существовал ряд планов «специальных операций» в случае неудачи их миссии в Анголе. Поэтому в самый ответственный период ноября 1975 года, когда решалась судьба ангольской революции, к берегам Анголы прибыл большой десантный корабль (БДК) ВМФ СССР с техникой и личным составом на борту. В его задачу входила эвакуация наших советников и лидеров МПЛА. Таким образом, личный состав был готов принять участие в боевых действиях при соответствующих указаниях Москвы.

Могли ли советские морские пехотинцы, в случае неудачи МПЛА и кубинцев захватить и удержать Луанду, пока Агоштинью Нету провозгласит независимость? Видимо могли. Во всяком случае, силенок у мощного БДК с десантом на борту вполне бы хватило, чтобы «раздолбать пол-Луанды». Но ни корабль, ни личный состав десанта задействован в операции не был. Кубинцы и вооруженные активисты МПЛА справились сами.

Косвенно о готовности морпехов ступить в бой подтверждает шифротелеграмма, которая буквально накануне решающих событий была получена из Москвы. По словам Б. Г. Путилина, шифровка прямо разрешала нашим военным специалистам принимать участие в боевых действиях на стороне сил МПЛА и кубинских войск. «Это беспрецедентное решение объяснялось крайне напряженной ситуацией, возникшей в стране в канун провозглашения независимости 11 ноября 1974 года, - вспоминал Б. Путилин. Москва ни в коем случае не хотела упускать Анголу. Поэтому, когда около сорока советских специалистов по боевому применению и переводчиков во главе с полковником В. Г. Трофименко, находившихся в то время в Конго, после 11 ноября были переброшены в Луанду, они имели своеобразный «карт бланш» Москвы на участие в боевых действиях. Однако основной удар южноафриканской военной машины и отрядов сепаратистов приняли на себя кубинцы. Наши военнослужащие ограничились советническими и инструкторскими функциями». Что же касается возможности проведения каких-либо «специальных диверсионных» рейдов силами советских военных специалистов, Борис Гаврилович ответил отрицательно. «Таких задач в тот период Центром не ставилось».

21 декабря 1975 г. эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Находчивый» (бортовой 383, к-3р. Леонид Николаевич Румянцев, экипаж 284 человека, из них: 24 офицера, 20 мичманов, 240 матросов и старшин срочной службы) с танкером вышел из  Средиземного моря направляясь  на юг к  Конакри.

24 декабря 1975 г. эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый» (бортовой 383) направляющийся в воды Западной Африки  был в 60 милях к востоку от Канарских островов, его сопровождают два танкера. (The President’s Daily Brief, December 24, 1975) 26 декабря эсминец и танкер  проследовал недалеко от Мавританского побережья, 27 декабря они были у берегов Сенегала, а 29 декабря пришли в порт Конакри (Гвинея).

Показательно также является наличие в конце декабря 1975 г. не менее пяти советских танкеров включая два новейших вблизи Конакри. 

На 28 декабря БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» (бортовой 435) продолжал оставаться около порта Пуэнт-Нуар (Конго), примерно в 300 милях от северного побережья Анголы.  26 декабря он заправился от танкера, который после этого отправился в Конакри.

В первые дни 1976 г. на первых страницах западных газет была новость о «армаде» советских кораблей ВМФ у берегов Анголы. Вот только некоторые из них – 7 января «Советские суда по сообщениям направляются в Анголу, но цель их миссии США не ясна» (Soviet Ships Reported Bound for Angola, But Purpose of Mission Is Unclear to U.S.), 8 января «2 советских судна перемещаются к Анголе» (2 Soviet Ships Moving Toward Angola Stir Growing), 9 января «Советское военно-морское присутствие около Анголы раздражает США» (USSR naval presence near Angola irks U.S.), «Советский крейсер может присоединиться к другим кораблям в районе Анголы» (Soviet Cruiser Could Join Other Ships in Angola Area), 15 января «Советское военно-морское наращивание замеченное около Анголы» (Soviet Naval Buildup Seen Near Angola).

В них журналисты, ссылаясь на американские разведывательные источники, заявляли, что Советский Союз осуществляет наращивание своих военно-морских сил у западноафриканского побережья для действий у Анголы. Советский отряд там состоит из 3 боевых  кораблей. Сперва, туда отправили десантное судно, затем 3900-тонный ракетный эсминец класса Kotlin, а потом 7500-тонный ракетный крейсер класса Kresta II. При этом сами американцы констатировали «ни одно из этих судов не находится теперь близко к ангольскому побережью», но их присутствие в западноафриканских водах расценено американскими  чиновниками как показ советской военной силы, спланированного Москвой, чтобы влиять на результат ангольской гражданской войны в пользу прокоммунистического движения МПЛА. 

Рядовое, в общем то нахождение нескольких советских военно-морских кораблей в западноафриканских водах вызвало нездоровый ажиотаж  со стороны западных стран.  И если еще целый ряд публикаций в газетах можно было объяснить  раздуванием «мифа о советской военной угрозе» в связи с гражданской войной в Анголе, то факт что эти новости  в декабре 1975 г.  – марте 1976 г. почти не сходили со страниц ежедневного бюллетеня президента «The President’s Daily Brief» который ему каждое утро в 07.45 готовили представители американской разведки, довольно сложно  объяснить.  «The President’s Daily Brief» призван обеспечить президенту США анализ чувствительных международных событий заслуживающих внимания. Так вот в «The President’s Daily Brief» деятельность фактически трех боевых кораблей (БДК, эсминца и БПК) освещалась как никогда подробно. В декабре 1975 г. там о них сообщалось  трижды, в январе 1976 г. – 21 раз, в феврале – 6 раз, в марте – 4 раза.

В реальности ситуация с присутствием советскими кораблями ненамного отличалась от ранее существующей в этом районе, что можно проследить по американским данным о посещении нашими кораблями ВМФ порта Конакри (Гвинея).

Год

Повсюду в западноафриканских

водах (судодней)

Количество судов заходивших в

Конакри *

Боевые / Вспомогательные / Исследовательские суда

В Конакри

 (судодней)

Средняя продолжительность

 пребывания (дни)

Число судов находящихся

больше чем 20 дней

1972

988

52

30 / 20 / 2

535

10

4

1973

839

37

19 / 17 / 1

358

12

5

1974

1354

32

9 / 18 / 5

880

26

13

1975

987

27

10 / 17 / 0

573

23

9

1976

1785

50

21 / 27 / 2

1058

22

14

1977

3595

67

23 / 35 / 9

1375

23

23

* Общее количество заходов в Конакри, при этом один корабль за БС как правило несколько раз заходил в порт.

2 января 1976 г. из Конакри на юг к побережью Анголы вышел эсминец  пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый», прибытие его туда ожидается через несколько дней.

4 января из Средиземного моря в Атлантику вышел советский крейсер БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» (бортовой 296, к-3р. Музалевский Владимир Яковлевич, экипаж 385 человек, из них: 50 офицеров, 47 мичманов, 288 матросов и старшин срочной службы). Помимо этого на борту походный штаб из 11 человек, из них 9 офицеров, 1 мичман, 1 матрос)  Походный штаб возглавляет капитан 1 ранга Г.В.Егоров, начальник походного штаба капитан 2 ранга В.Н.Закатов, заместитель командира отряда по политической части капитан 2 ранга А.И.Бичорин. 7 января БПК находился в 400 милях к юго-западу от Агадира (Марокко). 10 января он был в 300 милях к северо-западу от Конакри, идя в том направлении. 

В это же время в Гвинейский залив из Средиземного моря шел и большой морской танкер пр.1559В (НАТО - Chilikin) «Борис Чиликин» (к-2р.А.П.Ролев, экипаж 96 человек, из них 10 офицеров, 14 мичманов, 72 матроса и старшины срочной службы, помимо экипажа 27 прикомандированных).

После того как в середине декабря в результате давления США на различные страны предоставлявшие возможность выполнять посадку для дозаправки кубинским самолетам на пути в Анеголу, кубинский воздушный мост оказался под угрозой. Москва послала самолеты Ил-62 дальнего действия, чтобы продолжить переброски кубинских войск через Конакри в Анголу. Для того чтобы обеспечить навигацию или другую помощь воздушной перевозке туда был направлен крейсер класса Kresta II - «Адмирал Макаров» из Средиземноморья в район Конакри. Вначале его движения иностранные корреспонденты связывали направление крейсера с задержанием 30 декабря 1975 г.  марокканскими ВМС советского траулера «Сапфир» (бортовой номер К-0353) у южного побережья Марокко, несущего оружие и трех алжирских офицеров. Но  поскольку крейсер не остался у берегов Марокко, а продолжил движение на  юг, некоторая неуверенность развилась в кабинетах Пентагона относительно миссии судна.

6 января официальный представитель США заявил, что советский эсминец, танкер и десантное судно направляются к Анголе. Представители администрации президента США озабочены миссией советских судов и смотрят на это с беспокойством. Сообщения о движении судов, последовало через несколько дней за призывами в газете «Правда» - прекратить «иностранное вооруженное вмешательство в Анголе». Более того 6 января «Известия» опровергли недавние американские утверждения о советской причастности к ситуации в Анголе.

Пресс-секретарь президента США Рон Нессен (Ron Nessen), сказал на брифинге в Белом доме, что присутствие двух советских судов недалеко от берега Африки было «новыми доказательствами продолжающейся советской причастности к области, где у них нет никаких законных интересов.» «Президент рассматривает это с той же самой тревогой, с какой  он рассматривает советское вмешательство в Анголе»  сказал Нессен.

8 января  эсминец  пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый» и танкер находились примерно в 100 милях от Габона и медленно двигались на юго-восток. В Пуэнт-Нуар (Конго) и рядом с ним в течение месяца находится БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец». Представитель Пентагона Уильям Гринер (William Greener) сообщая о присутствии трех советских судов сказал репортерам: «Я не говорил, что у этого было военное значение.» Как заявил представитель Пентагона Уильям Гринер на борту десантного корабля находятся 100-150 советских морских пехотинцев, но без танков. Тем не менее Уильям Гринер  выразив обеспокоенность подчеркнул, что присутствие этих русских кораблей может быть сигналом  поддержки МПЛА.  

9 января  американцы заявили еще о нескольких советских кораблях которые как они предполагали могли быть направлены к Анголе. Речь шла о находящемся в Средиземном море крейсере пр. 68 бис (НАТО - Sverdlov) «Дзержинский» который направился в западную часть Средиземноморья, и о РЗК  пр.393А (НАТО - Mirny) «Вертикал» ЧФ который 8 января оставил свою постоянную позицию в Кадиском заливе.  

10 января советские газеты вышли с Заявлением ТАСС в котором советская сторона опровергала заявления иностранной стороны о советских кораблях у Анголы.

«ЗАЯВЛЕНИЕ ТАСС

Некоторые информационные агентства и органы западной печати распространяют сообщения о якобы специаль­ных «передвижениях около берегов Анголы» советских военных кораблей с ракетами и десантными частями на борту.

ТАСС уполномочен зая­вить:

Все эти сообщения западных агентств и органов печа­ти являются злостным вы­мыслом, лишенным каких-ли­бо оснований, и носят явно провокационный характер. Никаких Советских военных кораблей, никаких специаль­ных передвижений у берегов Анголы нет. Пустив в оборот эту дезинформацию, приуро­ченную к тому же к работе чрезвычайной сессии Органи­зации африканского единст­ва, определенные западные круги, по-видимому, хотели бы отвлечь внимание миро­вой общественности от их соб­ственных действий, направ­ленных на поддержку пря­мой интервенции южноафри­канских расистов и других реакционных сил против за­конного и суверенного прави­тельства Народной Республи­ки Ангола.»

9-10 января БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» оставил Пуэнт-Нуар (Конго) и расположился неподалеку от побережья Габона.  Предполагалось что БДК останется в порту до 12 января, но его уход видимо связан с заявлением ТАСС от 8 января, в котором говорилось что нет никаких советских кораблей у Ангольских берегов. 

10 января РЗК  пр.393А (НАТО - Mirny) «Вертикал» ЧФ который 8 января оставил свою постоянную позицию в Кадиском заливе, был обнаружен около границы Марокко и Испанской Сахары. По одним данным его нахождение там связано с задержанием траулера «Сапфир», по другим оно направляется к Анголе.

10 января советский траулер «Сапфир» захваченный марокканскими ВМС 30 декабря 1975 г. в 10 милях к северо-западу от Агадира был выпущен. После задержания траулер 3 января 1976 г. был доставлен в порт Агадир. На его борту было обнаружено оружие и три алжирских офицера. Марокканское агентство печати утверждало, что судно направлялось в Испанскую Сахару, а оружие предназначалось Фронту Полисарио который поддерживает Алжир. В свою очередь говорилось что оружие и офицеры направлялись в Анголу для отрядов МПЛА. Траулер в порту был под охраной, к нему было пришвартовано марокканское патрульное судно. Груз и команда оставались на борту, так как советский капитан отказался провести досмотр судна без разрешения советского посольства. СССР не делал заявлений о задержании судна, да и обе стороны постарались минимизировать инцидент.  Марокканцы заявляли, что траулер был в его 70-мильной экономической зоне, в свою очередь Москва утверждала что судно было в международных водах. 

10 января крейсер пр. 68 бис (НАТО - Sverdlov) «Дзержинский» в Средиземном море находился к северо-западу от Алжира и продолжал движение на запад. Как полагали американцы  он направляется для встречи у Гибралтара с вышедшими 2 января с базы Северного флота крейсером пр.1134 (НАТО - Kresta I)  «Вице-адмирал Дрозд», БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Смышленый» (бортовой №291)  и танкером «Днестр», и которые прошли недалеко от побережья южной Португалии.

11 января БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» на подходе к Конакри заправился от танкера, после чего прибыл в порт. На данный момент в Гвинейском заливе находятся два танкера.

11 января эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый» находился в Гвинейском заливе неподалеку от берегов Анголы.  18-25 января у него был запланирован визит в порт Пуэнт-Нуар (Конго), визит не состоялся.

11 января дизельная ракетная подводная лодка пр.651 (НАТО - Juliett) «К-77» (к-1р. Альберт Израилевич Левин) СФ находилась  на переходе через Атлантический океан, после выхода 20 декабря 1975 г. из п. Видяево на БС. В этот день  командир подводной лодки получил информацию о переходе из США в Средиземное море авианосца «Saratoga» CV-60  в охранении 7 кораблей. 13 января лодкой был  получен приказ на изменение маршрута для расхождения с авианосной группой  которое по расчетным данным должно было произойти 14 января.

12 января крейсер пр. 68 бис (НАТО - Sverdlov) «Дзержинский» завершил переход остановившись вблизи Гибралтарского пролива у острова Альборан. Там к нему присоединился крейсер пр. (НАТО - Kresta I)  «Вице-адмирал Дрозд» прошедший проливом из Атлантики, БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Смышленый» пока не вошел в Средиземное море оставшись на подходах к проливу в Атлантическом океане.

Утром 13 января три советских судна - эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый», БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» и танкер которые располагались  в Гвинейском заливе приблизительно в 200 милях к юго-западу от Абиджана (Берег Слоновой Кости), начали движение на северо-запад, вероятно идя в Конакри. БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» после прибытия 11 января в Конакри, все еще там, как и два военно-морских танкера «Борис Чиликин» и «Ельня».

13 января крейсер пр. 68 бис (НАТО - Sverdlov) «Дзержинский» и военно-морской танкер остаются около Гибралтарского пролива. Присоединившийся к ним в понедельник 12 января крейсер пр. (НАТО - Kresta I)  «Вице-адмирал Дрозд» перешел на якорную стоянку недалеко от побережья Туниса. БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Смышленый» который сопровождал крейсер «Вице-адмирал Дрозд» остается по ту сторону пролива, там 12 января он заправился топливом с советского торгового танкера «Красноводск»  возвращающегося в Средиземное море из Конакри.

Ночью 14 января эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый» вернулся к Конакри, БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» и танкер остаются  в Гвинейском заливе приблизительно в 200 милях к юго-западу от Абиджана (Берег Слоновой Кости).

14 января присутствие двух советских боевых кораблей около Гибралтарского пролива крейсера пр. 68 бис (НАТО - Sverdlov) «Дзержинский» со стороны Средиземного моря, а БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Смышленый»  со стороны Атлантики видимо связано с предстоящим переходом американской АУГ во главе с авианосцем «Saratoga» CV-60, который направляется в Средиземное море для смены АУГ во главе с авианосцем «Kennedy».

Беспокойство американских аналитиков вызывало присутствие в районе Конакри и Гвинейского залива четырех советских военно-морских танкеров «Иван Бубнов», «Золотой Рог», «Ельня» и «Борис Чиликин», которые по словам американских экспертов, могут позволить советскому флоту сконцентрировать там большой отряд кораблей. В подтверждение своих слов журналисты сообщали, что американская разведка отслеживала 19000-тонный крейсер класса Sverdlov, который переместился через западное Средиземноморье к Гибралтару в последние дни, и 5200-тонный ракетный эсминец класса Kashin, который находился к юго-востоку от Португалии. И хотя данных, куда направлялись эти корабли не было, Пентагон предположил, что их могли послать, чтобы усилить отряд кораблей у берегов Западной Африки. В связи с этим «Белый дом выразил тревогу в росте советской военно-морской силы в области в то время, когда Соединенные Штаты стремятся ограничить внешнее вмешательство в гражданскую войну в Анголе».

При этом они никак не связывали наличие советских кораблей в районе Гибралтара с выдвижение американской авианосно-десантной группы из США в составе авианосца «Saratoga», десантного вертолетоносца «Guadalcanal» и прочих кораблей.  Которые направляются в Средиземное море, и как говорит Пентагон, это - обычное развертывание, чтобы заменить другие суда, возвращаясь домой и оно не связано с Ангольской проблемой. 

Однако в Москве не особо верили заявлениям Пентагона. Поскольку американская АУГ во главе с авианосцем «Saratoga» готовилась оставлять  ВМБ Маупорт (Флорида) не исключалось что их могут  использовать у берегов Анголы. По этому Советский Союз переместил большинство своих судов в район Конакри, и готовили крупномасштабное усилие по наблюдению в Центральной Атлантике, чтобы отследить американское развертывание, включая самолеты разведчики типа Ty-95Д (НАТО - Bear-D) действующий из Гаваны и Конакри, разведывательное судно пр.393А (НАТО - Mirny) «Вертикал» ЧФ в центральной Атлантике вдоль маршрута из Флориды к Анголе, и отряд кораблей - крейсер пр.1134 (НАТО - Kresta I)  «Вице-адмирал Дрозд», БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Смышленый» в Западном Средиземноморье и дизельная ракетная подлодка пр.651 (НАТО - Juliett) «К-77» (к-1р. Альберт Израилевич Левин) СФ в Атлантике в случае, если американский АУГ направился бы к ангольским водам.

Американский исследователь Стивен Каплан в работе «The Third World // Diplomacy of power. Soviet armed forces as a political instrument» писал про развертывание авианосца «Saratoga»: «И хотя советскому командованию было известно, что он направлялся в Средиземное море,  но все же на слу­чай, если администрация Дж. Форда решится направить свои си­лы в Южную Атлантику.... два советских крейсера, эсминец и раз­ведывательный корабль были перемещены в среднюю часть Атлантики». Как отмечали американские исследователи, все эти меры «были предприняты для недопущения возможных контрмер США и являлись беспрецедентными для советской военно-морской дипломатии в "третьем мире"».

15 января днем крейсер пр. 68 бис (НАТО - Sverdlov) «Дзержинский» форсировал Гибралтарский пролив в сопровождении двух дизельных подводных лодок пр.641 (НАТО - Foxtrot).  Приблизительно 14 часов спустя, все три корабля вернулись в Средиземноморье. Краткая вылазка крейсера с двумя подлодками через Гибралтарский пролив  и обратно, предполагает, что Москва возможно, изменила первоначальные распоряжения данные командирам кораблей.

Утром 15 января БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» после нескольких дней стоянки в порту вышел из Конакри, в море он встретился с подошедшим 14 января к порту эсминцем пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый», после чего оба ушли. БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» и танкер все еще остаются  в Гвинейском заливе приблизительно в 200 милях к юго-западу от Абиджана (Берег Слоновой Кости), где они находятся в течение последних трех дней.

Находящийся в Кадиском заливе с 11 января БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Смышленый» готовится встретить американскую АУГ, которая 17 января должна прибыть в ВМБ Рота (Испания).

17 января завершив миссию в Средиземном море,  прошел через Гибралтар авианосец «John F Kennedy» CVA-67 с кораблями сопровождения. Во время пути в Атлантике, два советских самолета разведчика Bears подлетали к авианосцу. Их встретили два F-14 продемонстрировав свои возможности, после чего советские самолеты отстали. В Норфолк пришли 27 января.

18 января БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» и танкер которые в течение недели располагались к юго-западу от Абиджана (Берег Слоновой Кости), начали движение на юго-восток предположительно к  Пуэнт-Нуар (Конго). БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» и эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый» остаются в море около Конакри.

БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Смышленый» встретив 17 января американскую АУГ в Кадиском заливе, вслед за ней вошел в Средиземное море. Обе субмарины пр.641 (НАТО - Foxtrot) и крейсер «Дзержинский» остаются в районе о. Альборан в Средиземном море.

19 января БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Смышленый» довел американскую АУГ во главе с авианосцем «Saratoga» до испанского порта Малага, куда они зашли с визитом.

21 января танкер который был вместе с  БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» в Гвинейском заливе, присоединился к остальным советским кораблям - БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров», эсминцу пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый», нескольким танкерам в районе порта Конакри.

22 января БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» продолжает движение на юго-восток, он находится в 500 милях на запад от Пуэнт-Нуар (Конго).

25 января БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» оставил район Конакри и отправился на юг. Предполагается, что он идет на соединение с БДК, их встреча возможна 27-28 января. В Конакри остаются четыре судна - эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый» и три танкера.

С 1 по 20 января никакие советские самолеты из СССР в Анголу не летали. 21 января полеты ВТА возобновились, так ими были доставлены 12 истребителей МиГ-21 МФ и вооружение для них: ракеты «воздух-воздух» К-13, НАРы С-5 и С-24, бомбы ФАБ-250, ФАБ-500 и ОФАБ-500. В январе советская авиация выполнила 19 полетов в Анголу – 17 Ан-22 и 2 Ан-12, они доставили 870 тонн военного оборудования,  а вот в феврале советская воздушная перевозка  резко сократилась, всего 1 рейс. 

В это время БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» Не только обеспечивал безопасность морских перевозок, а еще служил приводным маяком для нашей военно-транспортной авиации. Летит самолетик наш над Гвинейским заливом в Луанду и обратно, а летчик у нас спрашивает: "Подскажите-ка ребята, в каких координатах полет я свой совершаю?" А мы ему по радио: "Широта такая и долгота такая-то". А он с высоты 10000 метров нам спасибо говорит. Приятно ему становиться, что не заблудится, на нужный аэродром прилетит.

27 января ДРПЛ пр.651 (НАТО - Juliett) «К-77» (к-1р. Альберт Израилевич Левин) СФ получившая приказ идти вместо  Средиземного  моря  к  Кубе,  заняла район боевого патрулирования на широте Больших Антильских островов в 900 милях восточнее Пуэрто-Рико. Патрулировала  на юго-восток вдоль побережья Южной Америки, пока  7 февраля не получила приказ следовать в порт Конакри (Гвинея)  для пополнения запасов и отдыха экипажа.

28 января БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» присоединился к БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» в Гвинейском заливе. Они находятся в 300-500 милях к западу от Пуэнт-Нуар (Конго).

29 января крейсер пр. 68 бис (НАТО - Sverdlov) «Дзержинский», БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Смышленый», две дизельных подводных лодки пр.641 (НАТО - Foxtrot) утром покинули Средиземное море через  Гибралтарский пролив и начали движение на юг вдоль марокканского побережья. Предполагается, что они могут идти к Конакри или дальше на юг Гвинейского залива, также они могут отправиться на Кубу или обратно в Средиземное море. Последнее предположение и оказалось верным, утром 30 января все четыре корабля вновь вернулись в Средиземное море.

30 января БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» оставил БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» в Гвинейском заливе и направился в Конакри, время прибытия его туда 4 февраля. Оставшись один БПК «Адмирал Макаров» начал движение на юго-восток, в сторону Пуэнт-Нуар (Конго). 

Вашингтон пытался оказать давление на Москву. Когда Киссинджер во время своего визита в СССР встретился с Брежневым и Громыко 22 января 1976 г. он попытался поднять этот вопрос в Москве. Брежнев, однако, ответил: «Не упоминайте при мне этого слова [Ангола]. Мы никакого отношения к этой стране не имеем. Я об этой стране не могу говорить». А когда Киссинджер завел разговор с Громыко о присутствии кубинцев в Анголе, тот ответил: «Мы к этому не имеем отношения. Мы предоставили некоторое имущество законному правительству – вот и все… Мы войск не посылали».

1 февраля 1976 г. «Правда» опубликовала статью, в которой говорилось, что Советский Союз не ищет в Анголе ни экономических, ни военных, ни других преимуществ, и что ни один советский человек не сражается там с оружием в руках. В основном эти слова были правильными, хотя позднее Москва получила возможность использовать ангольскую территорию для захода кораблей и посадки самолетов. Верно и то, что советским военным не разрешалось непосредственно принимать участие в боевых действиях в Анголе, хотя как мы увидим позднее, иногда случалось и такое.

5 февраля высокопоставленное должностное лицо движения УНИТА Хорхе Сангумба (Jorge Sangumba) заявило что флот советских судов перевозящих оружие и кубинские войска был замечен в 30 милях от порта Лобиту который контролирует УНИТА. Никаких подтверждений из независимых источников не было.

9 февраля из Средиземноморья в сторону Конакри движутся эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Сознательный» (бортовой 381) и танкер «Ашхабад». Они идут на смену эсминцу пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый» и одному из двух танкеров, которые находятся в районе Конакри длительное время. Кроме того в экваториальных водах между Африкой и Южной Америкой действует дизельная ракетная подводная лодка пр.651 (НАТО - Juliett), хотя обычная зона их деятельности Средиземное море.

13 февраля эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Сознательный» (бортовой 381) и торговый танкер «Ашхабад» вышли из Средиземного моря и направились на юг вдоль побережья Африки, прибытие  в Конакри ожидается 20 февраля.

14 февраля в Конакри прибыла дизельная ракетная подводная лодка пр.651 (НАТО - Juliett) «К-77» (к-1р. Альберт Израилевич Левин) СФ и пришвартовалась к БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец». Подлодка в порту оставалась до 28 февраля.

11 февраля в западных газетах со ссылкой на информационное агентство Ассошиэйтед Пресс появился кричащий материал «Красные суда бомбардируют ангольские портовые города» (Red Ships Bombard Angolan Port Cities) в нем сообщалось что советские суда использовались для обстрелов двух прибрежных городов Бенгела и Лобиту которые контролировали отряды УНИТА, во время наступления на них армии МПЛА, в результате чего 10 февраля оба они были заняты ими. Подхватив эту выдумку 18 февраля китайское агентство Синьхуа сообщило дополнительные подробности «Советские корабли бомбардируют ангольский порт» (Soviet Ships Bombard Angolan Port), по их словам в обстреле участвовали пять советских судов.

На этом тема не заглохла. 15 февраля западные разведывательные источники сообщили журналистам в Лусаке (Замбия) что перед тем как 12 февраля несколько сотен кубинских солдат освободили от отрядов УНИТА южно-ангольский порт Мосамедиш (ныне Намиб), его в течение двух дней 11 и 12 февраля обстреливали три военных корабля. Источники заявили, что это были советские корабли, одно из судов десантное судно класса   Alligator и с него были высажены 6 плавающих танков и кубинские войска.  «Советские военные корабли были по сообщениям оборудованы 57-миллиметровыми орудиями, стреляя бронебойными и осколочными снарядами на дальность 13 километров.» Данное заявление было не чем иным как ложью, имевшее целью обвинить СССР во вмешательстве в борьбу в Анголе. Тем не менее, его сразу подхватили западные информационные агентства.  

Видимо из этой «информации» выросла и история гуляющая в интернете в материалах посвященных БПК «Адмирал Макаров»: «В 1976 году БПК "Адмирал Макаров" в Анголе с моря поддерживал "наших" ангольцев в районе Лобиту, где шли серьезные бои, и препятствовал возможной агрессии со стороны Южно-Африканской республики и Родезии на приморском фланге…» Чего не могло быть, так как корабль находился в противоположной стороне.

17 февраля БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров», эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Находчивый» и танкер находятся в Гвинейском заливе приблизительно в 400 милях к западу от Пуэнт-Нуар (Конго).  БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец» и танкер находятся в Конакри.

28 февраля из Конакри после двухнедельной стоянки вышла для продолжения несения боевого патрулирования ДРПЛ  пр.651 (НАТО - Juliett) «К-77» (к-1р. Альберт Израилевич Левин) СФ.  Находилась в районе патрулирования пока 10 марта не  получила приказ следовать в п. Александрия Арабской Республики Египет для межпоходового ремонта. Однако 18 марта  на подходе к Гибралтару получен приказ на возращению в Видяево к 16 апреля. 30 марта на переходе в результате пожара на борту погибли двое моряков. В Видяево пришли 10 апреля.

1 марта в Конакри прибыл БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров».

7 марта американцы констатировали,  что советский отряд кораблей стабилизировался  на обычном уровне после произошедшей смены кораблей на боевой службе в водах  Западной Африки. Там сейчас крейсер, эсминец, БДК и танкер.

9 марта в Конакри с визитом пришла дизельная подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot), вероятно пришла из Средиземного моря. Это второй раз в этом году, когда советская подлодка посетила Конакри. В Конакри находится БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров», БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец», а в Гвинейском заливе эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Сознательный»  и торговый танкер «Ашхабад».

21 марта последние два самолета АН-12 ВМФ СССР которые с начала января базировались в Гвинее где осуществляли поддержку кораблей действовавших в Гвинейском заливе, вернулись в СССР. 

21 марта все три боевых корабля БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров», БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец»,  эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Сознательный» находятся в Конакри, как и два танкера. В Гвинейском заливе располагается разведывательное судно пр.393А (НАТО - Mirny) «Вертикал» ЧФ. По крайней мере одна подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot) все еще может находится в том же районе. 

В марте 1976 г. рейсом грузового судна «Ибн Сина» из Алжира в Луанду открылось регулярное морское сообщение между АНДР и Народной Республикой Ангола

В конце марта в Гвинею на смену отправившемуся домой БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Крымский комсомолец», пришел однотипный корабль БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «БДК-104» (бортовой 412). На нем с 14 февраля по 25 июля 1976 г. выполнял задачи боевой службы усиленный 2 батальон морской пехоты БФ,  в районах Западной Африки, с заходами в порты Конакри, Луанда. Командир десанта – гвардии майор Ерошевский В.Е.

 В целом ряде изданий в частности «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах» Воениздат, 2009 г. стр 228, «Спецназ России. Энциклопедия» Составитель В.Степаков, Яуза, 2007 г. стр 180, ошибочно говорится «В марте 1976 г. к берегам Анголы прибыли боевые корабли ВМФ СССР, в том числе БДК «Николай Фильченков» с десантом морской пехоты на борту.»  БДК «Николай Фильченков» (к-3р. Дьяков Гурий Николаевич) в 1976 г. был в западноафриканских водах, но только он прибыл туда в конце мая идя из  Индийского океана, и без десанта на борту. Весной  1976 г. он выполнил правительственное задание по доставке военной техники и грузов в порты Могадишо и Бербера (Сомали) выйдя 25 марта вышел из Балтийска, и пройдя 16 апреля Суэцким  каналом в Красное море. 21-24 апреля разгружались в гербера, а 30 апреля – 12 мая в Могадишо, После чего обогнув Африку вышли в Атлантику. 2 июня пересекли  экватор, 8-15 июня находились в Конакри (Гвинея), после чего отправились домой и 1  июля пришли в Севастополь. Боевая служба 99 дней.

30 марта БПК пр.1134А (НАТО - Kresta II) «Адмирал Макаров» находившийся с середины января у западноафриканского побережья возвращается в Средиземное море, он уже находится в районе Западной Сахары. Два других корабля, одна подводная лодка пр.641 (НАТО - Foxtrot) и маленький танкер, ушедшие из Конакри некоторое время назад тоже видимо идут туда же. В Конакри остаются эсминец пр.56. (НАТО - Kotlin) «Сознательный», БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «БДК-104» и танкер.

К концу марта  ЮАР вывел свои войска из Анголы и заключил мир с правящим режимом, ФАПЛА и кубинские бойцы нанесли поражение всем противостоящим им движениям и освободили почти все крупные города, бесповоротно  упрочив власть МПЛА. И хотя непосредственно в боевых действиях в Анголе советский ВМФ не участвовал, тем не менее, действия командования со­ветским ВМФ в этот период получили очень высокую оценку зарубежных историков.

Американские исследователи Чарлз Петерсен и Уильям Дёрч (William J. Durch) в своей работе «Angolan crisis deployments // Soviet naval diplomacy» писали: «...силы флота были умело расположены для слежения за любым действием, содержащим потенциальную угрозу в отноше­нии Анголы. Крейсера и эсминцы у Гибралтара наблюдали за аме­риканскими авианосцами, следующими через пролив, и могли проследовать за любым соединением, направившимся на юг. Крейсер и ракетные эсминцы в Гвинейском заливе были в состоя­ли перехватить любой отряд, следующий из США...»  Стивен Каплан в работе «The Third World // Diplomacy of power. Soviet armed forces as a political instrument» признавал, что «действия Советов развеяли остававшиеся намерения США установить военно-морское присутствие в западно-африканских водах». В итоге советскому руководству уда­лось успешно завершить оказание помощи Анголе.

Дональд Даниэл в статье «Soviet Armed Forces Review Annual (SAFRA).» оценивал действия советского флота более сдержанно: «На самом деле, советские силы были слишком слабы, чтобы реально предотвратить попытку вмешательства извне...» Но все же признавав что «в роли "корабля-символа" силы советского флота осложняли план любого вмешательства. По крайней мере, их присутствие заставляло любое из государств [при планировании возможного вмешательства] задаваться вопросом: "А какова будет реакция Советов? Содержит ли любое наше действие риск возмож­ного столкновения с ними?"...»

Тем не менее, политические итоги этой операции советского флота оце­нивались в работе Чарлза Петерсена и Уильяма Дёрча (William J. Durch) не менее высоко: «Ангольский кризис продемонстриро­вал советскую военно-морскую дипломатию в ее самой зрелой форме... Советские действия в Анголе были различны по целям, хорошо исполнены по времени и совершенно явно преследовали политические цели... Политическое значение советского военно-морского присутствия в Анголе далеко превзошло военный аспект». Аналогичная оценка действиям советского флота в ходе Ангольского кризиса была дана и бывшим военно-морским атташе США в Москве Уильямом Мэнторпом в статье «The Soviet Navy in 1976». 

26 мая делегация Минморфлота подписала с Анголой двусторонний договор о морском судоходстве, который предусматривал нашу помощь кадрами. Согласно договору, в Анголе были учреждены представительства ВО "Совфрахт", которое возглавил капитан Игорь Михайлович Тарапов, и ВО "Совинфлот", руководимый капитаном Николаем Федоровичем  Медведевым.

В начале июня 1976 г. на БС пришел эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Бравый» (бортовой 367) ЧФ он менял на службе эсминец «Сознательный» который отправился в Севастополь в конце июня.

В начале июля на БС пришел БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Воронежский комсомолец» (бортовой 428). На борту находился 1-й батальон 810 полка морской пехоты усиленный ротой плавающих танков ПТ-76. Командир десанта капитан В.С. Корнеев, начштаб к-н Остистый, потом командир к-н Руденко, начштаб капитан В.С. Корнеев.  По другим данным БС 1 бмп 25 ноября – 10 декабря 1976 г., командир десанта – подполковник Яковлев В.А., командир батальона – капитан Корнеев В.С.

В середине июля завершив БС на Черноморский флот отправился корабль БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «БДК-104» (бортовой 412).

На противоположной стороне Атлантики  в июле — ноябре 1976 г. ВМС США совместно с флотами стран Латинской Америки провели ежегодное с 1960 г. учение «Унитас-17». На этот раз оно проходило на фоне «возрастающей угрозы со стороны советского флота из районов Кубы и Анголы». В связи с этим демонстративно отрабатывалась защита морских коммуникаций между Африканским и Американским континентами в Южной Атлантике. При этом были задействованы силы значительно превышающие те что ВМФ СССР имел в регионе на тот момент. Так в июле 1976 г. в Южной Атлантике американцы провели учение с бразильским отрядом кораблей возвращавшимся из Нью-Йорка с празднования 200 лет независимости США. От ВМС США были задействованы ракетный эсминец «MacDonough» DDG-39, эсминец «Davis» DD-937, два фрегата «Thomas C Hart» FF-1092, «Truett» FF-1095 и атомная субмарина «Gato» SSN-615.

Эсминец «Бравый»  24-28 августа нанес визит в Бисау (Гвинея-Бисау). Это было первое посещение советского боевого корабля Гвинеи-Бисау.  9-12 ноября он зашел в Луанду (Ангола), 22-27 ноября  в Лагос (Нигерия).

БДК «Воронежский комсомолец» с морскими пехотинцами в Луанде (Ангола) прикрывали морской порт, авиапорт, Посольство СССР и другие объекты.

В начале осени в Анголу пришли наши рыболовецкие суда для помощи в организации рыболовного промысла Анголы. Уходя из Анголы, португальские колонизаторы не только «прихватили» практически весь ее рыболовный флот, но и вывели из строя часть оборудования рыбоперерабатывающих заводов, береговые холодильники в Луанде. Страна оказалась без рыбы, занимающей немалое место в рационе ангольцев. 26 мая 1976 г. было подписано Соглашение между СССР и Анголой о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, на его основании было создано представительство Минрыбхоза СССР в Анголе.  Промысловую разведку запасов рыбы на шельфе у побережья Анголы в сентябре и октябре 1976 г проводил  БМРТ РОС 302 «Иоганнес Р. Бехер». В октябре 1976 г. в Анголу одним из первых среди советских специалистов приехал кандидат биологических наук, инженер-экономист Константин Гаврилович Кухоренко возглавлявший Калининградское производственное объединение рыбной промышленности и назначенный представителем Министерства рыбного хозяйства СССР в Анголе. Тогда же стали подходить советские рыболовные суда.

В конце ноября в западноафриканские воды пришла на БС плавучая мастерская пр. 304 (НАТО - Amur) «ПМ-138» (к-3р. Жданов Борис Федосеевич). С 3 декабря 1976 г. по 25 августа 1977 г.  она выполняла задание Советского правительства по оказанию интернациональной помощи Анголе находясь в порту Луанда.

В середине декабря 1976 г. на БС с Балтики пришли БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Красная Пресня» (бортовой 521, к-л. (к-3р) Митюк Станислав Станиславович) и плавучая мастерская пр.301М (НАТО – Oskol) «ПМ-68».

БДК «Красная Пресня» в Конакри (Гвинея) пришла 28 декабря, на борту усиленная рота 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты СФ (БС с 12 декабря 1976 г. по 24 июня 1977 г.), командир десанта майор Ремизов Сергей Александрович, начальник штаба десанта старший лейтенант Н.Калискаров.

Список надводных кораблей ВМФ СССР действовавших в Западноафриканских водах в 1976 г.

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Боевые

БДК «Крымский комсомолец», ЭМ «Находчивый», БПК «Адмирал Макаров»

БДК «Крымский комсомолец», ЭМ «Находчивый», БПК «Адмирал Макаров», ЭМ «Сознательный»

БДК «Крымский комсомолец», ЭМ «Находчивый», БПК «Адмирал Макаров», ЭМ «Сознательный», «БДК-104»

БПК «Адмирал Макаров», ЭМ «Сознательный», «БДК-104»

ЭМ «Сознательный», «БДК-104», БДК «Николай Фильченков»**

ЭМ «Сознательный», «БДК-104», БДК «Николай Фильченков»**, ЭМ «Бравый»

«БДК-104», ЭМ «Бравый», БДК «Воронежский комсомолец»

ЭМ «Бравый», БДК «Воронежский комсомолец»

ЭМ «Бравый», БДК «Воронежский комсомолец»

ЭМ «Бравый», БДК «Воронежский комсомолец»

ЭМ «Бравый», БДК «Воронежский комсомолец»

ЭМ «Бравый», БДК «Воронежский комсомолец», БДК «Красная Пресня»

Вспомогательные (танкер без обозначения)

«Красноводск», «Ельня»,  «Золотой Рог»,  «Иван Бубнов», «Борис Чиликин», ЭОС «Башкирия»*

«Ельня», «Золотой Рог», «Иван Бубнов», «Борис Чиликин», «Ашхабад», ЭОС «Башкирия»*

«Иван Бубнов», «Ашхабад»

«Ашхабад»

«Ашхабад», «Бугуруслан»

«Ашхабад», «Бугуруслан»

«Бугуруслан», «Ужгород»

«Ужгород»

«Ужгород», «Григорий Вакуленчук»

«Григорий Вакуленчук», «Елгава»

«Григорий Вакуленчук», «Елгава», «Гродно», «ПМ-138»

«Григорий Вакуленчук», «Гродно», «ПМ-138» «ПМ-68»

Часть танкеров задействованных для обеспечения деятельности кораблей ВМФ, гражданские.

* ЭОС «Башкирия» обеспечивал межфлотский переход РПКСН пр.667Б «К-171» и АПЛ пр.671 «К-469» с Севера на Тихий океан вокруг м. Горн.

** БДК «Николай Фильченков» возвращался из Индийского океана обогнув Африку на Черное море.

 

Литература.

·         Алексишин В. «Записки флагманского штурмана». с сайта <http://ama.odessa.ua/writers/zap.htm>

·         «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах» Воениздат, 2009 г.

·         «Воспоминания непосредственных участников и очевидцев гражданской войны в Анголе. Устная история забытых войнМ.: «Memories», 2009 г. глава Б.Г. ПУТИЛИН, полковник ГРУ в отставке «МЫ ОБЕСПЕЧИВАЛИ МПЛА ОРУЖИЕМ»

·         «Вспомогательный флот ЧФ России» Симферополь «Таврида» 2004 г.

·         Габриэль Гарсия Маркес, Колумбия «Операция Карлота» 1977 г. № 53 «Tricontinental» с сайта <http://www.tiwy.com/pais/cuba/operacion_carlota/rus.phtml>

·         «12-Я МГИНСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ВОЕННО- ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ» Авиация и космонавтика № 11 2005 г.

·         Игнатьев О.К. «Операция "Кобра-75"» Москва, Политиздат, 1978 г.

·         «Из дневника Е.И.Афанасенко, 21 июля 1975 г. Запись разговора с президентом МПЛА Агостиньо Нето 4 июля 1975 г.»  с сайта <http://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/112138>

·         Заблоцкий В.П., Костриченко В.В. «Гончие океанов. История кораблей проекта 61» Москва, 2005 г.

·         «Забытая гражданская война в Анголе. Воспоминания очевидцевТом 1. Москва Издатель И.Б. Белый 2015 г.

·         «Заявление ТАСС» Красная звезда 10.01.1976 г.

·         Киличенков А.А. «"Холодная война" в океане. Советская военно-морская деятельность 1945-1991 гг. в зеркале зарубежной историографии» Москва, 2009 г.

·         Коломнин Сергей «Ангола: как все начиналосьЖурнал Солдат Удачи, Москва, №№4,5 (163,164), апрель, май 2008 г.

·         Коломнин Сергей «Русский след под Кифангондо. Неизвестные страницы истории Черной Африки». М.: «Этника» (ИП Трошков А.В.) 2014 г.

·         Коломнин Сергей «Русский спецназ в Африке»

·         «I съезд Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА). Луанда, 4-10 декабря 1977 г.» Изд-во политической лит-ы, 1978 г.

·         «Решение “Б” № 15 на Политбюро ЦК на БКП от 16.VI 1976 г.» Приложение с сайта  <http://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/112234>

·         Рубен Уррибаррес/ Гавана, Куба «ПОСЛАНЦЫ ФИДЕЛЯ. Кубинские авиаторы в Анголе 1975-1976 гг.» Журнал «Авиация и время № 2 2007 г.

·         Шубин Владимир «Горячая «холодная война»: Юг Африки (1960-1990 гг.)» 2014 г.

·         Материалы голландского журнала «MARINE INLICHTINGENRAPPORT INLICHTINGENRAPPORT» за 1975 г. и 1977 г.

·         Материалы «The Presidents Daily Brief» за декабрь 1975 г., январь-март 1976 г.

·         «A Far-Away War: Angola, 1975-1989» 2016   

·         «Activities of the Cuban Military in Angola From March 1976 to June 1977» 27 July 1977 INTELLIGENCE MEMORANDUM

·         «Africa Contemporary Record: Annual Survey and Documents, Том 8» 1976

·         André Wessels «THE SOUTH AFRICAN NAVY DURING THE YEARS OF CONFLICT IN SOUTHERN AFRICA, 1966-1989»

·         «Annual of Power and Conflict 1975-76» Institute for the Study of Conflict., 1976

·         «Angola after independence: struggle for supremacy» Institute for the Study of Conflict, 1975

·         «ANGOLA IN ZAIRIAN PRESS, NOVEMBER 4, 1975» 1975 November 4, 11:55 (Tuesday)  с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975KINSHA09636_b.html>

·         DIANE HENRY «Soviet Ships Reported Bound for Angola, But Purpose of Mission Is Unclear to U.S January 7, 1976, The New York Times, Page 3

·         «Congressional Record» U.S. Government Printing Office, 1978

·         «CUBAN AIRLIFT THROUGH THE AZORES» 1976 January 31, 18:46 (Saturday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1976STATE024118_b.html>

·         «CUBAN CLANDESTINE MILITARY SUPPORT FOR MPLA IN ANGOLA» 1975 November 20, 01:34 (Thursday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975STATE266239_b3.html>

·         «CUBAN MILITARY INTERVENTION IN ANGOLA: REPORT NUMBER 5» 1975 24 Декабря, 00:36 (Среда) <http://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975STATE302053_b.html>

·         «CUBAN MILITARY INTERVENTION IN ANGOLA: REPORT NUMBER 6» 1975 December 31, 00:05 (Wednesday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975STATE304964_b.html>

·         «CUBAN MILITARY INTERVENTION IN ANGOLA: REPORT NUMBER 7» 1976 January 3, 01:40 (Saturday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1976STATE001370_b.html>

·         «CUBAN MILITARY INTERVENTION IN ANGOLA: REPORT NUMBER 10» 1976 January 17, 02:30 (Saturday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1976STATE011936_b.html>

·         Edward George «THE CUBAN INTERVENTION IN ANGOLA, 1965-1991. From Che Guevara to Cuito Cuanavale» 2005

·         FKED S. HOFFMAN «Soviet Cruiser Could Join Other Ships in Angola Area» Idaho State Journal   9 January 1976 Page 13

·         Guy D. Holliday «THE LIMITS OF INTERVENTION: SOVIET NAVAL POWER PROJECTION CAPABILITIES AND THE DECISION TO INTERVENE» March 1984

·         «HIGH COMMISSIONER SUPPLIES ARMS TO UNITA» 1975 June 30, 10:20 (Monday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975LUANDA00837_b.html>

·         JOHN W. FINNEY «Soviet Cruiser Reported Sailing Down the West Coast of Africa» NEW YORK TIMES, SATURDAY, JANUARY 10

·         JOHN W. FINNEY «2 Soviet Ships Moving Toward Angola Stir Growing» New York Times, January 8, 1976

·         John Stockwell «In Search of Enemies. A CIA Sto1y» 1978

·         LESLIE H. GELB «U. S., SOVIET, CHINA REPORTED AIDING PORTUGAL, ANGOLA» September 25, 1975, The New York Times, Page 1

·         «Lisbon Bars Azores Use» New York Times, January 8, 1976

·         MARÍA JULIA MAYORAL «Nace la Operación Carlota» La Habana, martes 11 de marzo de 2014. Año 18 / Número 70 c сайта <http://www.granma.cu/granmad/secciones/30_angola/artic01.html>

·         Miguel Junior «Liberation of Angola: First National delegation. Army and the War (1975-1992)» 2015

·         «MPLA ARMS AT POINTE NOIRE; SOVIET AND CHINESE VESSELS» 1975 August 22, 07:25 (Friday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975LUANDA0122 4_b.html>

·         «MPLA LEASES BOAT TO FERRY ARMS» 1975 June 30, 14:22 (Monday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975LUANDA00839_b.html>

·         Piero Gteijsses «Conflicting Missions: Havana, Washington, and Africa. 1959-1976» 

·         Piero Gleijeses «History of the Cold War in Southern Africa...»

·         Peter Polack «The Last Hot Battle of the Cold War. South Africa vs. Cuba in the Angolan Civil War » 2013 стр31, так же  с сайта <http://www.thepana manews.com/pn/v_14/issue_03/travel_03.html>

·         Ramon Perez Cabrera «La historia cubana en Africa»

·         «Red Ships Bombard Angolan Port Cities» February 11, 1976, Hobbs Daily News-Sun from Hobbs, New Mexico · Page 1

·         «REPORT OF MORE SOVIET WEAPONS ARRIVING FOR MPLA» 1975 June 11, 10:38 (Wednesday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975LUANDA00750_b.html>

·         Robert Moss «CASTRO'S SECRET WAR EXPOSED. How Washington Lost its Nerve and how the Cubans subdued Angola» The Sunday Telegraph, January 30, 1977

·         Rodney Warwick «Operation Savannah: A Measure of SADF Decline, Resourcefulness and Modernisation» Scientia Militaria vol 40, no 3, 2012

·         Shannon Rae Butler «INTO THE STORM: AMERICAN COVERT INVOLVEMENT IN THE ANGOLAN CIVIL WAR, 1974-1975» 2008

·         «Soviet and Cuban Aid to the MPLA in Angola During January 1976» 3 February 1976 INTERAGENCY INTELLIGENCE MEMORANDUM

·         «Soviet and Cuban Aid to the MPLA in Angola During February 1976» 26 March 1976 INTERAGENCY INTELLIGENCE MEMORANDUM

·         «Soviet Naval Buildup Seen Near Angola» January 15, 1976 The Odessa American from Odessa, Texas · Page 76

·         «Soviet ships seen off Angola» The Stanford Daily, 6 February 1976, New York Times

·         «USS John F Kennedy CVA-67 (later CV-67) - 1976-85» с сайта <https://www.greatsoutherncoverco.com/pages/uss-john-f-kennedy-cva-67-later-cv-67-1976-85>

·         «VISIT OF SOVIET NAVAL WARSHIP TO DOUALA» 1975 June 16, 16:11 (Monday) с сайта <https://www.wikileaks.org/plusd/cables/1975YAOUND02042_b.html>

·         Willem Steenkamp «Borderstrike!: South Africa Into Angola 1975-1980» 2006

·         Zdenek Červenka «The Unfinished Quest for Unity: Africa and the OAU» Friedmann, 1977

·         С сайта <http://www.kchf.ru/ship/vspomog/ivan_bubnov.htm>

·         С сайта <http://www.militar.org.ua/foro/cuba-en-africa-guerra-de-angola-t90-45.html>

·         С сайта <http://belostokskaya.ru/BS/legends/mallin>

·         С сайта <http://blackseafleet-21.com/news/19-01-2012_morskaja-pehota-na-boevoj-sluzhbe>

·         С сайта <http://marinhaangola.blogspot.ru/p/historia.html>

 

Розин Александр. 

 

Назад.

На Главную.