На Главную.

 

Розин Александр.

 

ВМФ СССР у Анголы в 1975-1976 гг.

1.  2.  3.

«Операция Карлота» разворачивается.

 

Боевые действия осенью 1975 года к северу от Луанды между ФАПЛА и формированиями ФНЛА и Заира носили маневренный характер: сплошного фронта не существовало.

7 сентября ФАПЛА предприняли наступление на находящийся под контролем ФНЛА стратегически важный город Кашито и выбили оттуда отряды Х. Роберто. В этих боях они успешно использовали до шести БРДМ-2 советского производства. Затем отряды ФАПЛА захватили Бара ду Данде (Barra do Dande), Лифуне (Lifune), Либонгуш (Libongos) и некоторые другие населенные пункты. Вооруженные отряды ФНЛА были вынуждены отступить в направлении военной столицы ФНЛА - города Амбриш (Ambriz).

В этих условиях Х. Роберто попросил дополнительную военную помощь у президента Заира Мобуту, которая была оказана. 11 сентября из Заира в Амбриш военно-транспортными самолетами С-130 заирских ВВС был переброшен еще один контингент заирских войск: 4-й и 7-й элитные батальоны коммандос во главе с полковником заирской армии Мамина Лама (Mamina Lama).

В середине сентября колонны ФНЛА при поддержке регулярных заирских войск начали генеральное наступление на Луанду. Главную ударную силу войск ФНЛА и Заира составляли до 16 легких колесных (4х4) бронеавтомобилей AML-90 и AML-60. К 17 сентября они вытеснили отряды МПЛА из города Кашито, заняли его и продолжили движение по направлению к Луанде.

С южного направления  Луанде также возникла угроза. 13 октября армия ЮАР начала операцию Саванна (Savannah) вторгшись на территорию Анголы и действуя совместно с отрядами ФНЛА и УНИТА.

Силы явно были неравны, наскоро подготовленные части ФАПЛА против регулярных подразделений Заира,  ЮАР и отрядов ФНЛА и УНИТА.

На стороне ФАПЛА находилось не более 500 кубинцев. По утверждению Ф. Кастро накануне независимости в Анголе не было регулярных войск Кубы, но находилось всего 480 кубинских военных инструкторов. Эта цифра в принципе соответствует действительности. 300 человек, прибывших морским путем, плюс 142 инструктора, прилетевших 1 и 3 октября в Кабинду под началом команданте Рейеса (Reyes), а также около 50 человек (не учитывая летчиков, среди которых были и гражданские лица), которые прибыли в Луанду из Лиссабона ранее рейсами португальской авиакомпании ТАП (из Гаваны до Лиссабона они добирались советскими рейсами Аэрофлота и другими путями). И угроза для них была реальная.

Член ЦК Компартии Кубы Х. Рискет вспоминал: «Мы должны были выбирать: или отзываем инструкторов и оставляем Анголу, или посылаем спецназ». Было решено поддержать МПЛА направив в страну регулярные части. Первым в Луанду был переброшен батальон спецназа МВД Кубы в составе 653 человек.

В ночь с 4 на 5 ноября 1975 года на трех стареньких самолетах «Бристоль-Британия» национальной авиакомпании «CUBANA» в столицу Анголы через Барбадос и Гвинею-Бисау был доставлен «ударный» контингент кубинцев с составе 280 человек, который должен был удержать город. Они вылетели из Гаваны как туристы. Но каждый из них имел при себе небольшой чемоданчик, который вмещал автомат АКМС, запасные магазины к нему и несколько гранат. В грузовых отсеках пассажирских самолетов находилось тщательно спрятанное более тяжелое вооружение: ручные пулеметы, гранатометы, безоткатные орудия и даже минометы. Первый самолет с бойцами спецназа приземлился в аэропорту Луанды поздним вечером 9 ноября. 11 и 16 ноября в Луанду с Кубы были доставлены еще две роты спецназа.

Именно, благодаря кубинским войскам, были достигнуты решительные успехи в боях против южноафриканских войск, поддерживавших УНИТА и заирских коммандос, на которых опиралось руководство ФНЛА. Один из решающих боев той войны произошел 10 ноября 1975 г. недалеко от Луанды в районе Кифангонду. Всего в нескольких десятках километрах от столицы страны была остановлена и разгромлена колонна войск ФНЛА, в составе которой находились два элитных батальона заирских войск и несколько сотен бывших португальских коммандос. Всего около 3,5 тыс. человек при поддержке дюжины легких французских БТР AML-90 и артиллерии - достаточно мощная группировка, способная захватить Луанду.

Им противостояли всего 230 кубинских военнослужащих, включая прибывший с Кубы спецназ, и около тысячи наспех обученных солдат ФАПЛА. Силы были явно неравными, учитывая, что наступление ФНЛА поддерживалось еще и с воздуха южноафриканской авиацией. Тем не менее, колонна ФНЛА и заирских войск была разгромлена. И победа была достигнута не только благодаря высочайшему ратному мастерству кубинских военнослужащих, но и внезапному применению высокоэффективной боевой техники советского производства. Главную роль сыграли всего лишь две советские реактивные установки залпового огня БМ-21 «Град».

Установки РСЗО БМ-21 «Град» были доставлены в Конго советскими самолетами Ан-22 12-й Мгинской Краснознамённой военно-транспортной дивизии. Об этом драматичном эпизоде воспоминает заместитель командира полка 12-й Мгинской Краснознамённой военно-транспортной дивизии подполковник Б. Жуков. «После посадки в аэропорту Браззавиль ко мне подъехал представитель нашего посольства и сказал, чтобы груз не выгружали и доставили его в Пуэнт-Нуар на самом берегу океана. Я сказал, что к такому полету экипаж не готов по причине неподготовленности аэродрома для посадки самолета Ан-22. Только после вылета на рекогносцировку на самолёте Ан-12 и доклада в Москву о возможности посадки самолёта Ан-22 я выполнил четыре рейса по перевозке техники на этот аэродром. Полет выполнялся с ограничениями по полетному весу самолета в связи с недостаточной длинной грунтовой взлетно-посадочной полосы, ограниченной возможностью по рулению и высокой температурой наружного воздуха. Посадку приходилось выполнять в сложных метеоусловиях при минимуме погоды. После этого, находясь в Луанде в качестве руководителя полётов, я был вызван в посольство, где поблагодарили мой экипаж за эти срочно необходимые для Анголы полеты».

В  Пуэнт-Нуар четыре  РСЗО БМ-21 «Град» немедленно загружаются на кубинское судно «La Plata»,  и 7 ноября доставляются в Луанду. В ряде публикаций ошибочно утверждается что первые РСЗО БМ-21 «Град» которые фактически переломили ситуацию на фронте сорвав наступление на Луанду, были доставлены в Пуэнт-Нуар (Конго) на советском судне, что не так.

10 ноября ангольские патриоты и кубинцы, действуя совместно, нанесли крупное поражение интервентам - заирским частям, португальским наемникам и отрядам ФНЛА - на реке Бенго в местечке Кифандонго, и сорвали план молниеносного захвата Луанды в канун провозглашения независимости.

Обратимся к воспоминаниям американца Джона Стоквелла, который участвовал в тех событиях. «Накануне 11 ноября 1975 года солдаты ФНЛА и поддерживавшие их части заирской армии и коммандос португальского происхождения начали движение к Луанде по широкой и ровной долине Кифангонду, что в двадцати километрах от столицы. В колонне находилось около дюжины легко бронированных машин и шесть джипов, в кузовах которых были смонтированы 106-мм безоткатные орудия. Наступление поддерживали четыре 140-мм пушки, обслуживаемых южноафриканцами и два 130-мм орудия (миномета) северокорейского производства, которые заняли позиции в тылу наступавших. Здесь же расположилось и мы: несколько американских и южноафриканских советников Холдена Роберто.

Моральное состояние наших войск было прекрасным. Солдаты верили в себя и доверяли своим офицерам. В этот момент раздался звук, похожий на раскаты грома, который с каждой минутой все усиливался. Это на головы наступавшим начали падать 122-мм кубинские ракеты. Первый залп оглушил солдат ФНЛА, внес смятение в их ряды. Второй, более короткий заставил их сбиться в кучу и почувствовать себя абсолютно беззащитными. Охваченные ужасом наступавшие, в панике рассеялись по долине, бросая оружие, технику и раненых товарищей. А ракеты все продолжали падать и взрываться...

Наша артиллерия нечего не смогла противопоставить кубинцам. У одного 130-мм орудия при первом выстреле разнесло ствол и поубивало всю заирскую прислугу. Только южноафриканские пушки произвели несколько прицельных выстрелов. Но дальность их огня составляла едва ли половину от дальности полета кубинских снарядов. Как только их реактивные установки начинали стрелять, солдаты ФНЛА и коммандос в панике бежали».

Поскольку в те дни существовала реальная угроза прорыва южноафриканской бронетанковой колонны через Бенгелу к Луанде до намеченной даты независимости, т.е. до 11 ноября, руководство МПЛА планировало провозгласить независимость досрочно, 7 ноября 1975 года. Но мудрость и политическое чутье Агуштинью Нето проявились в том, что он не допустил досрочного провозглашения независимости, настояв на том, чтобы эта церемония была проведена в намеченный день - 11 ноября 1975 года. В этот день Ангола обрела независимость, а Агуштинью Нето стал ее первым президентом.

Советское руководство, поставленное перед фактом отправки в Анголу регулярных кубинских войск, находилось перед нелегким выбором. С точки зрения «большой политики» момент был очень непростой. С одной стороны - разгар «холодной войны». С другой - продолжавшиеся переговоры с США в области ограничения ядерных и обычных вооружений, подготовка к заключению договора по ОСВ-2. И ангольский «инцидент» мог поставить на всем этом жирный крест. Но, тем не менее, решение о полномасштабной военной поддержке не только МПЛА, но и кубинских войск в Анголе было принято. Москва не только обеспечила ангольскую и кубинскую стороны самым современным вооружением, но направила в Анголу своих военных советников.

До официального провозглашения независимости страны советское руководство категорически запретило посадку наших самолетов в Луанде и заход советских кораблей в порты Анголы, но после 11 ноября путь был открыт.

11 ноября 1975 г. СССР признал Народную Республику Анголу и установил с ней дипломатические отношения.

В ночь с 13 на 14 ноября 81-го ВТАП в состав 12-й дивизии составом 17 самолетов доставил боевую технику и боеприпасы в Луанду. Линия фронта но тот момент проходила всего в 20 км от аэродрома посадки.

16 ноября 1975 г. по просьбе правительства Анголы на основании распоряжения Совета Министров СССР № 2502 от 12 ноября 1975 г. в Луанду из Браззавиля на самолете ВТА СССР Ан -12 прибыла первая группа советских военных специалистов во главе с полковником В. Трофименко, насчитывавшая (вместе с переводчиками) около 40 человек.

27 ноября 1975 г. в Луанде было открыто советское посольство, а в 1976 г. - торговое представительство СССР.

С 11 ноября по 20 декабря 1975 г.  6 советских и 8 кубинских торговых судов находились в портах Луанда (Ангола) и Пуэнт-Нуар (Конго) транспортируя военные поставки и кубинских солдат.

Кубинские суда вовлеченные в операцию «Карлотта» составляли приблизительно 10 процентов торгового флота Кубы и были сняты с направлений по торговле Кубы с Западной Европой. Большинство судов, как полагают, было загрузило в военном порту Мариэль в 40 милях к западу от Гаваны. Часть судов была оснащена погрузочно-разгрузочным оборудованием для выгрузки тяжелой техники. В январе 1975 г. кубинское министерство торгового флота приказало чтобы  «CERRO PELADO» , «IMIAS» и «CORAL ISLANDS» были оборудованы 50-тонными кранами, которыми возможно выгружать тяжелое вооружение, в том числе танки. Помимо этого  «CERRO PELADO» в конце 1960-х годов был снабжен госпитальным оборудованием.

По состоянию на 25 ноября 1975 г. кубинские суда которые как полагала американская разведка участвовали в доставке военных грузов и подразделений в Анголу были расположены следующим образом:  грузовые «CERRO PELADO» (1966 г,. DWT: 13310 т, GT: 9390 т.), «IMIAS» (1966 г., DWT: 13209 т, GT: 9390 т.), «EL JIGUE» (1965 г. DWT: 13160 т, GT: 9408 т.) и «SIERRA MAESTRA» (1961 г., DWT: 12692 т, GT: 9641 т.)   были в море, "CORAL ISLANDS" (1950 г. до 1968 г. «PLATE STAR» Панама, с 1970 г. «CORAL ISLANDS» Сомали, с 1976 г. Куба «CORAL»,  DWT: 10465 т, GT: 8932 т.) загружался кофе в Луанде. В тоже время грузовое судно «FRANK PAIS» (1971 г., DWT: 16780 т, GT: 11207 т.)  был запланирован для перевозке 3500 тонн на Канарские острова. Два других  судна грузовое  "VIETNAM HEROICO" (1957 г., DWT: 7552 т, GT: 4911 т.) и пассажирское "XX ANIVERSARIO" (1957 г., до 1973 г. - «ORANJE NASSAU»,  DWT: 7359 т, GT: 5020 т.)  были задействованы армией Кубы.  "AGATE ISLANDS" был на пути в Анголу, на 17 декабря.

В период с 27 ноября по 1 декабря 1975 г. в Луанде с трех теплоходов - грузовых  «Vietnam Heroico» (1957 г., DWT: 7552 т, GT: 4911 т.), «Imias» (1966 г., DWT: 13209 т, GT: 9390 т.), рефрижераторного «Oceano Pacifico» (1969 г., DWT: 6116 т, GT: 3943 т.) которые вышли с Кубы 11-13 ноября, высадился кубинский артиллерийский полк, 1253 человека с тяжелым вооружением.

В августе или в сентябре 1975 г. президент Демократической Республики Конго М. Нгуаби был на Кубе и во время бесед с Фиделем Кастро попросил перебросить в его страну кубинские войска для защиты от посягательств Заира. И кубинцы направили туда морем ряд частей, в том числе танковый полк, который  прибыл на корабле под сомалийским флагом. («Воспоминания непосредственных участников и очевидцев гражданской войны в Анголе.

В книге Питера Полака «Последняя горячая  битва холодной войны: Южная Африка против Кубы в Ангольской гражданской войне» он приводит воспоминания одного из участников, рассказавших как он прибыл в Анголу.  6 ноября 1975 г. из кубинского порта Мариэль три тысячи кубинских военнослужащих переодетых в одинаковую гражданскую одежду отправились на борту трех кубинских грузовых судов «30 Aniversario», «Playa Giron» и «Primer Congreso» в Анголу но не напрямую а через территорию Конго. Рейс от Мариэль до конголезского побережья занял 23 дня, 29 ноября корабли прибыли в Пуэнт-Нуар (Конго) где и высадились. 

Однако в рассказе присутствует много неточностей как в количестве перевозимых солдат, их численность как минимум в два раза завышена, так и в названиях кораблей на которых осуществлялась перевозка.   Указанный в публикации «Playa Giron» это траулер 1962 г. и водоизмещением 107 тонн, а корабль упомянутый как «30 Aniversario» мог быть только пассажирским судном "XX ANIVERSARIO", по третьему нет никаких сведений.

22 ноября из порта Мариель вышел теплоход «Sierra Maestra» с более чем 700 бойцами мотострелкового полка. Оставшаяся часть полка с вооружением отбыла в Пуэнт-Нуар (Конго) на борту трех судов до 28 ноября. Задача полка состояла в том, чтобы защитить анклав "в случае необходимости," если Мобуто пойдет в другое наступление против Кабинды с французскими наемниками. Эти четыре судна достигли Пуэнт-Нуар  между 9 и 30 декабря. 

10 декабря из порта Мариэль в Пуэнт-Нуар вышло судно «Agate Island» с войсками на борту.

К февралю 1976 г. кубинский контингент в Кабинде имел более чем 5000 человек.

На 3 декабря кубинские суда участвовавшие в переброске войск в Анголу по американским данным располагались так: «CERRO PELADO» , «IMIAS» , «EL JIGUE» и «SIERRA MAESTRA» были в море. «CORAL ISLANDS» был в гавани Луанды. Танкер «UVERO» (1965 г., DWT: 13878 т, GT: 9480 т.) принимал груз строительных материалов в кубинском порту Мариэль.

С середины ноября  на маршрут Москва-Алжир-Конакри-Луанда (или Браззавиль) вышли экипажи 81-го и 566- го ВТАП 12-й Мгинской авиадивизии под непосредственным руководством и при личном участии командира дивизии генерал-майора М.М. Кузнецова. К началу декабря семнадцать Ан-12 и Ан-22 перебросили 1098 т военных грузов, включая двадцать 76-мм орудий ЗИС-3, десять PC30 БМ-21, двадцать 82-мм минометов. Это оружие предназначалось, прежде всего, для кубинцев. А всего они выполнили 203 самолето-вылета по доставке спецгрузов в Анголу. Только самолеты из 81- го полка перевезли 1069 т грузов.

С 8 по 18 декабря приблизительно 20 кубинских и советских судов были замечены разгружавшие военнослужащих и военные поставки - артиллерию, бронемашины, грузовики в Пуэнт-Нуар (Конго). Большинство из них были грузовыми. На 18 декабря 7 судов были в порту. Солдат и оборудование с судов направили в основном в Кабинду.

16 декабря в Луанду прибыл грузовой корабль  «EL JIGUE» (1965 г. DWT: 13160 т, GT: 9408 т.) доставивший 664 кубинских интернационалиста из состава Третьего мотострелкового батальона, батарею 120-мм минометов и 122-мм орудий.

18 декабря государственный департамент США выразил "беспокойство" руководству Барбадоса относительно кубинского использования его аэродромов, чтобы заправить горючим самолеты  отряда направляющийся в Анголу. С середины декабря под американским давлением полеты через Барбадос прекратились,  последующие полеты в Африку работали через Азорские острова, Джорджтаун (Гайана), Гандер (Gander, Канада) и Острова Зеленого Мыса.

К середине декабря по словам одного из представителей МПЛА в стране находились примерно 5000 кубинцев. Однако по подсчетам американцев на конец декабря в стране были 7500 кубинцев, из них 4200 прибыли на борту 14 кубинских судов, а 3300 на борту самолетов за 43 рейса. По другим данным с 7 ноября по 9 декабря кубинцы выполнили семьдесят полетов в Луанду, по маршруту через Барбадос, Бисау и Браззавиль.

Кубинские документы рассказывают подобную историю четырех рейсов  самолета от Гаваны до Луанды 19, 20, 22, и 23 декабря соответственно: первое, с 94 военнослужащими, второе с 105, третье с 65 пассажирами и четвертое с 4 пассажирами и оборудованием. В это же время государственный департамент США сообщил, что с 19 по 26 декабря один кубинский самолет выполнил рейс транзитом через Гайану, а еще три кубинских самолета приземлились в Азорских островах на их пути к Анголе. 29 декабря очередной кубинский самолет, пятый с 19 декабря  был на пути в  Браззавиль (Конго) с остановкой на Азорских островах.

По данным ЦРУ поставки Кубы и СССР с марта по декабрь 1975 г. оценивались в 20 000 тонн военного оборудования и 7 500 кубинских солдат. К 17 декабря 1975 г. с начала года 28 судов из СССР и других коммунистических стран прибыло в Анголу с вооружениями.

В начале 1976 г. наращивание сил ФАПЛА и кубинцев позволило перейти в наступление на всех фронтах. На Северном фронте, 1 января 1976 г. две ангольско-кубинские колонны в составе 2500 человек (300 кубинцев) под командованием кубинского п-ка Виктора Шуэг-Коласа начали наступление на севере. 3 января они взяли г. Негахе, а 4 января - г. Кармона, где располагалась штаб-квартира ФНЛА. Несколько дней спустя кубинцы взяли штурмом г. Тото, 13 января  г. Амбризете

Наступление на Южном фронте (операция «Антонио Масео») началось 5 января. В боях с кубинцами войска ЮАР понесли серьезные потери, что вызвало в стране, где действовал в то время режим апартеида, протесты белого населения против политики своего правительства. В результате 14 января Премьер-министр ЮАР Ворстер отдал приказ своим войскам отступить к границам Анголы.

С 21 декабря 1975 г. по 8 января кубинцы выполнили 5 рейсов в Африку через аэропорт Джорджтаун (Гайана), почти все рейсы выполнены Ил-18.

5 января последний из советских транспортных самолетов которые прилетели в Западную Африку за последние 10 дней, возвратился в СССР.

И все же Советский Союз действовал с определенной оглядкой на реакцию США. А как раз в декабре американский Конгресс начал заседания по поводу войны в Анголе. Президент Джеральд Форд запросил дополнительные 28 млн. долларов для операции по поддержке прозападных движений в Анголе.  Тогда СССР немедленно отменил полеты ВТА в Анголу, где в это самое время опять обострилась ситуация на фронте в связи с новым наступлением войск ЮАР.

По западным данным между 9 и 24 декабря Москва приостановила все поставки оружия  Анголе. Но запрос Форда не прошел, и советская ВТА практически сразу же возобновила доставку военных грузов в Луанду. Однако Москва все еще не соглашалась оказывать помощь в работе воздушного моста Куба-Ангола. Фидель Кастро в 1992 г рассказывал: «Советские вообще не были согласны с транспортировкой наших войск в Анголу никаким образом…было много советских критических замечаний в адрес той деятельности, которую мы развивали». Потребовались весьма длительные переговоры, чтобы убедить советских лидеров пойти навстречу кубинцам. Причем принятое решение носило половинчатый характер - Аэрофлот получил указание выполнить лишь 10 полетов на дальнемагистральных лайнерах Ил-62М по маршруту Гавана-Конакри (Гвинея) уанда. Первый советский самолет с кубинскими военнослужащими на борту вылетел из Гаваны 9 января 1976 г. Американцы сразу узнали об этом и попытались добиться от Гвинеи запрета на использование аэропорта Конакри для посадок «Илов». Но гвинейский Президент Секу Туре был твердым сторонником МПЛА. Он вызвал советского посла и сообщил ему: «У Вас есть постоянное и генеральное разрешение, чтобы использовать аэропорт Конакри для полетов, которые касаются Анголы». Впрочем, 16 января Аэрофлот выполнил последний из 10 запланированных рейсов.

14 января португальское правительство запретило кубинским самолетам приземляться и осуществлять дозаправку на Азорских остовах, тогда же был и последний рейс через него. Кубинские самолеты  20-30 декабря 1975 г. использовали аэропорт Санта Мария (Азорские острова) для транспортировки кубинских подразделений с оружием. Там садились для дозаправки как Bristol Britania так и ИЛ-62.

15 января на пресс-конференции Фидель Кастро впервые публично сказал, что кубинские солдаты находятся в Анголе. Признал он, что там кубинцы несут потери. 

Кстати вместе с кубинцами в составе их подразделений были и наши военные. Андреев Олег Иванович полковник в отставке зенитчик прибывший на Кубу  летом 1975 г. вспоминал: «…дней через десять наши группы (были ещё и пехотинцы) вызвали в посольство. Посол спросил: кто хочет выполнить свой интернациональный долг в составе кубинской армии? Но посол не сказал, где.

А у меня товарищ был по службе, подполковник Абаев Евгений Иосифович (осетин). Мы стоим, слушаем посла. Я как молодой стою в первой шеренге. Он мне пендаля как поддал, и я вышел из строя.

Получилось, что из всего комплекса (восемь человек) поехали три офицера. И мы стали грузиться. А когда погрузились, кубинцы неофициально нам сказали, что идём в Анголу.

На пароходе везли вооружение - дивизион С-125 Печора и дивизион Квадрат. Экипаж парохода был советский, гражданский (или одет в гражданскую форму), но шли под кубинским флагом.

На пароходе с нами находились наши пехотинцы и танкисты.

Но мы с ними почти не контактировали, только в столовой виделись. Точнее, ребята с ними общались, но я оказался самым молодым из группы и в небольшом звании. А танкисты и пехотинцы − майоры и подполковники, и мне было «не по чину» с ними беседовать. Жили мы в каютах.

Шли пять или шесть транспортных пароходов с Кубы с танками Т-54. Нас сопровождали и боевые корабли, но тип кораблей я не могу назвать. Были и небольшие кубинские корабли, но потом они вернулись назад.

Перед новым (1975) годом налетел очень сильный шторм.

Новый год мы встречали на койках - почти всех мучила морская болезнь.

В Луанду прибыли в начале января 1975 г.  Встали на рейде три транспорта, остальные пароходы отстали.

В Анголе мы были в прямом подчинении кубинцев как военные. Сначала базировались под Луандой, а потом своим ходом пробирались в Лубанго, на юг Анголы.

Наш автопоезд, тягачи УРАЛ-375 и КРАЗ-255, шёл по хорошей дороге. В Анголе мы находились два с половиной месяца…

Мы улетели из Анголы в апреле 1975 г. Нас было девять человек. Но я из них знал только двоих: Абаева и советника командира пехотного батальона.» Полковник Андреев спутал на год даты своего пребывания в Анголе и описываемые события имели место быть в 1976 г.

 С 1 по 22 января кубинские самолеты Bristol Brittania выполнили 3 рейса с Кубы в Западную Африку с кубинскими войсками, ИЛ-62 выполнили 14 аналогичный рейсов, а Ил-18 один рейс.

26 декабря 1975 г. доставили несколько Ан-22 доставили в ангольскую столицу 9 МиГ-17Ф и 1 МиГ-15УТИ, наземное оборудование, включая различные аэродромные автомобили. МиГ-17Ф считались собственностью МПЛА (у этих самолетов почему-то надписи в кабине были на французском языке). Однако ангольские летчики и техники еще только проходили подготовку в СССР, и истребители поступили в распоряжение кубинцев. Ожидалось прибытие МиГ-21 МФ, которые были приобретены для ВВС Кубы, но, по договоренности с Советским Союзом, направлялись не на остров Свободы, а прямо в Анголу. 16 января 1976 г. первый МиГ-17Ф был готов, и летчики приступили к полетам.  19 января в строю находились уже 3 МиГ-17Ф и МиГ-15УТИ.

21 января стал исторической датой для Анголы - именно в тот день были официально созданы ВВС Анголы (FAPA). По этому поводу в Луанде состоялось небольшое авиашоу. В аэропорту в парадную линейку выстроили боевые самолеты, перед которыми заняли места кубинские летчики и по одному ангольскому солдату (это должно было создать впечатление у прессы, что пилоты тоже были ангольцами). На церемонии присутствовали Агостиньо Нето, ангольские и кубинские военачальники, послы Кубы и СССР. После выступления Нето гости осмотрели технику. Затем Дель-Пино, Умберто Трухильо и Бенигно Гонсалес Кортес продемонстрировали на МиГ-17Ф эффектный групповой пилотаж, вызвавший восторг собравшихся. Появление в Анголе истребителей произвело впечатление не только на руководителей МПЛА, но и на противника. «МиГи» еще не вступили в бой, а американцы уже отказались выделить самолеты огневой поддержки АС-47 Gunship для участия в проводимой ЦРУ операции IAFEATURE, и юаровцы прекратили разведполеты «Канбер» над Луандой.

С 1 по 20 января никаких советских самолетов из СССР в Анголу не летали.

С 21 по 26 января 8 советских Ан-22 прилетели в Луанду, еще 2 самолета 26 января прилетели в Конакри из Москвы, они как ожидается тоже отправятся в Луанду.

23 января «Антеи» доставили двенадцать МиГ-21 МФ, которые на сей раз были собраны без осложнений. Прибыло и вооружение для истребителей: ракеты «воздух-воздух» К-13, НАРы С-5 и С-24, бомбы ФАБ-250, ФАБ-500 и ОФАБ-500. Так как модификация МФ стала для кубинских летчиков новинкой, им потребовалось некоторое время для ее детального изучения и проведения тренировочных полетов. В целом МиГ-21 высоко ценились в кубинских ВВС за маневренность, скорость, простоту и прочность.

25 января в Гайану прибыл кубинский танкер «10 DE OCTUBRE» (16,540  тонн) доставивший топливо для кубинских самолетов совершающих рейсы с Кубы в Анголу.

31 января еще два советских АН-22 прибыли в Конакри, видимо для Анголы. Всего с конца октября 1975 г. из СССР в Западную Африку было выполнено 66 полетов.

В течение января Куба и СССР морским и воздушным транспортом доставили 15500 тонн оборудования и 4500 кубинских солдат.

Пятнадцать коммунистических судов - пять советских и десять кубинских доставили  военное оборудование или персонал в январе. В комбинации они несли 14 500 тонн оборудования и  приблизительно 2000 солдат: советские суда поставили 5000 тонн, а кубинские 9500 тонн груза и 2000 военнослужащих. Советская авиация выполнила 19 полетов в Анголу - 17 Ан-22 и 2 Ан-12, они доставили 870 тонн военного оборудования. Кубинцы выполнили 19 полетов - 14 Ил-62 и 5 другими, они доставили 2500 военнослужащих. 

16 января западные издания со ссылкой на американские разведывательные источники сообщили о советских торговых кораблях идущих в Анголу и несущих «груз для вооруженных сил», первое из судов достигло Луанды в среду 14 января, а прибытие второго, которое еще находится в Гвинейском заливе, ожидается в субботу 17 января. Это были первые советские суда пришедшие в Анголу в 1976 г. Первое судно было теплоход «Максим Литвинов» (ЭМП) вышедшее из Риги 24 декабря 1975 г., в Луанде находилось 14-17 января, второе сухогруз «Сосногорск» (ЧМП) вышедшее из Одессы 1 января, в Луанде находилось 18-21 января выгрузив 1200 тонн генерального груза. До конца января в Луанду пришли еще два сухогруза: «Генерал Владимир Заимов» (ЧМП) вышел из Николаева 6 января, в Луанде 22-27 января, выгрузил 2150 тонн генерального груза и второй «Физик Вавилов» (ЧМП) вышедшее 16 января из Одессы и пришедшее в Луанду 31 января. В январе было еще и пятое судно в западноафриканских водах теплоход «Капитан Чирков» (ЧМП), выйдя 21 декабря 1975 г. из Одессы, оно 31 декабря 1975 г. - 2 января было в Дакаре (Сенегал), 3-13 января в Конакри (Гвинея) и 18-19 января в Пуэнт-Нуар (Конго) где выгрузило 820 тонн генерального груза. После чего отправилось обратно.

Как констатировало ЦРУ количество прибывших в Анголу советских судов не превышало месяцы до этого, однако изменения были, если раньше перед разгрузкой в Луанде суда заходили еще в 5 портов в одном рейсе то теперь это были прямые рейсы. Среди грузов были впервые замечены понтонные мосты.

Кубинские суда прибывшие в январе.

Название

GRT

Флаг

Порт выхода / дата

Порт прибытия / дата

XX Aniversario

7235

Куба

Гавана 3-4 января

Луанда 24-25 января

Guisa

9400

Куба

Гавана / Мариэль  примерно январь

Луанда / Пуэнт-Нуар  28-29 января

Star

9135

Сомали

Гавана / Мариэль  4-5 января

Луанда / Пуэнт-Нуар  25-26 января

Imias

9391

Куба

Гавана 11-12 января

Луанда 31 января- 1 февраля

Victoria de Giron

10000

Куба

Гавана / Мариэль  1-2 января

Луанда 26-27 января

Sierra Maestra

9641

Куба

Вероятно Мариэль 30 ноября

Испанская Сахара декабрь / Луанда 6 января

Agate Islands

8737

Сомали

Мариэль 10 декабря

Луанда / Пуэнт-Нуар  1-2 января

Gonzales Lines

9732

Куба

Гавана / Мариэль 2 января

Луанда / Пуэнт-Нуар  23-24 января

Commandante Camilo Cienfuegos

9730

Куба

Вероятно Мариэль январь

Луанда 25-26 января

Vietnam Heroico

7552

Куба

Гавана 3-4 января

Луанда 23-24 января

 

Количество кубинских судов прибывших в январе удвоилось по сравнению с декабрем.

В феврале 1976 г. контингент советских военных специалистов понес первые потери - не боевые. От отравления метиловым спиртом погибли двое наших военнослужащих. Андрей Токарев, который находился в составе первой группы советских военных специалистов вспоминает только о двух скончавшихся. В Книге памяти наших граждан, погибших и умерших за рубежом при выполнении интернационального долга, подготовленной Институтом Военной истории МО РФ, также отмечены только два случая смерти советских граждан в Анголе в 1976 году. Это авиационный механик группы сборщиков самолетов МиГ-17Ф служащий СА Виктор Самосушев, 1941 года рождения умерший 9 февраля. Вторым был, видимо, прапорщик Виктор Шабло, 1947 года рождения, специалист по тренажеру противотанковых управляемых реактивных снарядов, скончавшийся в феврале.

В статье кубинского журналиста Рубена Уррибареса (Ruben Urribares) «Посланцы Фиделя. (Кубинские авиаторы в Анголе 1975-1976 гг.)», опубликованной в украинском журнале «Авиация и время» в №№ 2,3,4 за 2007 г. он приводит свою версию инцидента, больше похожую на выдумку. Вот что пишет Уррибарес: «Кубинские летчики горели желанием вступить в бой, но ни один истребитель не мог подняться в воздух. Казалось еще немного - и можно начать полеты, но тут произошло непредвиденное. Как вспоминал Дель-Пино (полковник Рафаэль Дель-Пино, заместитель командующего ВВС Кубы, в 1975 - 1976 гг. командир кубинской авиационной группировки в Анголе, - С.К.), утром 6 января 1976 года его срочно вызвали в один из ангаров базы, где он увидел кошмарную картину: почти все советские инженеры и техники из бригады сборщиков были мертвы или при смерти». Вскоре кубинцы, по словам Дель-Пино, обнаружили причину: в углу ангара стояла «200-литровая открытая канистра со спиртом, а вокруг валялись пластиковые стаканы и остатки апельсинов и лимонов». Они сделали вывод, что «у старших братьев вечером был праздник, но не с тем напитком». От прибывшего на место происшествия старшего группы советских специалистов в Анголе генерал-майора И. Пономаренко Дель-Пино, якобы, потребовал вызвать из СССР вместо умершей бригады другую и продолжить сборку самолетов, потому что «война не может ждать», «эти самолеты нужны нам как можно скорее». Характерно, что в данном эпизоде отсутствует хоть какое-то выражение сожаления по поводу погибших.

При этом к концу января практически все самолеты МиГ-17Ф были собраны советскими специалистами и облетаны кубинцами! Поэтому случай с отравлением советской бригады сборщиков самолетов никак не мог повлиять на боеготовность кубинской авиации. Сам Уррибарес с восторгом описывает воздушный парад, проведенный ангольцами и кубинцами 21 января 1976 года - тогда все самолеты были в строю! Да и как  видно инцидент с отравлением имел место в феврале, а не в январе. Помимо того Дель-Пино воспоминания которого приводит Уррибарес как показали дальнейшие события, не отличался порядочностью и надежностью, в мае 1987 г., уже в звании бригадного генерала, предал Родину и Фиделя, перелетел в США и попросил там политического убежища.

Кубинцы настаивали на продолжении полетов советских лайнеров с Кубы в Анголу,  31 января Рауль Кастро приказал кубинскому послу в Москве Северо Агирре обратиться к заместителю Председателя Совмина Константину Катушеву с просьбой об аренде трех Ил-62М. 10 февраля СССР согласился отдать в аренду один такой самолет и решил совершить силами Аэрофлота еще 10 полетов из Гаваны в Луанду.

По состоянию на 3 февраля  13 кубинских судов отправились в Анголу с 1 января.

По состоянию на 26 февраля  8 кубинских судов идут в район Конго - Ангола или недавно прибыли. Общее число кубинских судов которые туда вышли достигло 25 с начала года. 

По данным ЦРУ в феврале было направлено 1500 кубинских военнослужащих, доведя общее число их до 13500 человек. Советская и кубинская помощь Анголе в феврале была на рекордном уровне. Из шестнадцати прибывших судов, двенадцать были советскими (в том числе «Вера Лебедева» ЭМП) и четыре кубинскими. При этом больше было доставлено продовольствия, чем боеприпасов. Первое фотографическое подтверждение доставки МиГ-21 в Анголу было сделано в середине февраля фотографированием спутником ящиков МиГ-21 на борту советского судна. 

 Советские суда шли в Анголу без заходов в другие порты как с Черного моря так и из Балтийского из Таллина. Часть кубинских судов освободили от перевозок, и они вернулись к своим коммерческим рейсам. Полеты из Кубы продолжались через день в течение месяца февраля. Некоторые кубинские семьи прибыли в Анголу к своим мужьям.  Советская воздушная перевозка в феврале резко сократилась, всего 1 рейс. 

В январе-феврале 1976 г самолеты ВТА  перебросили в Анголу 43 танка Т-34-85 и Т-54/55, семнадцать БТР-60ПБ, еще двенадцать РСЗО БМ-21 и другое военное имущество на общую сумму 35 млн. руб. По оценкам ЦРУ, только в январе по воздуху в Анголу было перевезено из СССР около 900 т грузов, а с Кубы - 2500 человек. Практически в то же время прибыли первые советские Ан-26. Они предназначались для кубинцев, которые сразу же начали использовать их и как бомбардировщики.

Около 15 кубинских судов участвовали  в перевозке кубинских войск в Анголу с Кубы в 1975-1976 гг.  в том числе «XX Aniversario», «Moncada», «Topaz Islands», «Alegría de Pío»,  , «Coral Islands», «Renato Guitart», «Onyx Islands», «Viet Nam Heroico». Американская разведка констатировала, что в операции по переброске кубинских войск в Анголу было задействовано 10 процентов торгового флота Кубы, суда были сняты, прежде всего, с торговых маршрутов Кубы и Западной Европы. На основании многочисленных интервью проведенных а Кубе, колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес После Гарсия Маркес писал, что «в один момент было 15 кубинских судов в открытом море, направляющихся в Луанде

С ноября 1975 г. по март 1976 г. 20 кораблей и 70 самолетов выполнили рейсы по переброске кубинских частей в Анголу.

Советский вклад был тоже значительным. Всего в период до апреля 1976 года только из СССР в адрес МПЛА, а затем сформированного им правительства, было поставлено до 30 вертолетов Ми-8, 10 истребителей Миг-17 и Миг-19, 12 машин Миг-21 различных модификаций, 70 танков Т-34, 200 танков Т-54, 50 плавающих танков ПТ-76, более 300 штук БТР-152, БТР-60ПБ, БМП-1 и БРДМ, около 100 единиц 122-мм и 140-мм установок залпового огня БМ-21 и БМ-14. Поставлялись также 122-мм артиллерийские системы Д-30, минометы, зенитные установки ЗИС-3-76, ЗПУ-1, ЗУ-23-4, ЗУ-23-2, переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела-2» и в огромных количествах современное стрелковое вооружение.

С завершением операции «Карлота» в марте 1976 г.  деятельность кубинского торгового флота естественно не прекратилась, так в мае 1976 - апреле 1977 г. 12 судов выполнили 23 рейса туда, а в мае 1977 г. сразу 6 судов загрузив оружие в порту Мариэль разом отплыли в Анголу. Мост продолжал деятельность вплоть до вывода кубинских войск в июне 1991 г.

В  ряде публикаций, в основном испаноязычных  говорится даже что советские ПЛ типа «Фокстрот» осуществляли сопровождение кубинских транспортов. И по ним у ангольских берегов СССР кроме того развернул 2 крейсера, эсминец и 3 фрегата типа «Alligator».

Баек и легенд по поводу этой операции множество к примеру в целом ряде изданий в частности  «Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах» Воениздат, 2009 г. стр 228 написано: «…с началом боевых действий в Анголе в 1975 г., с Кубы морем болгарскими транспортами перебрасывались кубинские войска. Для их сопровождения сформировали отряд боевых кораблей советского ВМФ. В 1976 г. группа боевых кораблей ВМФ СССР у берегов Анголы была усилена. В ее состав был включен большой десантный корабль «Николай Фильченков» с отрядом морской пехоты на борту. Присутствие группы обеспечило безопасность советских и кубинских торговых судов, следовавших с военными грузами в НРА.»  

К примеру в приведенном отрывке почти вся информация не соответствует действительности.

 

Розин Александр. 

 

Назад. Вперед.

На Главную.