Розин Александр.
Корейские эпизоды
советского флота – Минно-тральные операции на море во время войны в
Корее.
Минные операции у побережья Кореи в
1951-1953 гг.
25 октября 1950 г.
передовые части китайских войск введенных в КНДР вступили в бой с американскими
и южнокорейскими войсками, но из-за несогласованности остановить врага они не
смогли и 6 ноября войска ООН начали свое наступление, Китай ввел дополнительные
войска и 26 ноября в результате своего контрнаступления остановил противника и
начал его разгром. 6 декабря был освобожден Пхеньян, 18 декабря войска
ООН отошли за 38-ю параллель и закрепились там. И к середине 1951 г. линия
фронта стабилизировалась в районе 38 параллели.
Минная война на море продолжилась, хоть
и не с такой как раньше интенсивностью, как осенью 1950 г.
После того как стало ясно что Северная
Корея сохранится, СССР предоставил дополнительные морские мины для организации
обороны морского побережья. О количестве их можно судить из шифрограммы
которую послал Пэн Дэхуай
Мао Цзэдуну 19 января 1951 г. после беседы с Ким Ир Сеном: «…2. Вопрос обороны морского побережья…. Из
СССР получены 1000 морских мин и 200.000 противотанковых и других мин. Пока что
принято решение 10.000 мин использовать для обороны морского побережья, а
морские мины установить в важнейших портах…»
Несмотря на трудности,
вызванные бомбардировками западных сил, северокорейские операции по
установлении новых минных заграждений в заливе Вонсан
были завершены 26 февраля 1951 г. После этого
минно-тральные подразделения направили на север, в Сохойн
(близ Хыннам), для установки новых мин. По
американским данным новая партия мин перебрасывалась из Маньчжурии на юг по
железнодорожной линии.
Поставленные мины активно использовались
для создания оборонительных заграждений. В докладе главного военного советника генерала
В.Н.Разуваева о Корейской войне он приводит на апрель 1951 г. данные, что согласно утвержденному плану на
отчетный период в районах Сонджон, Чхонджин, Вонсан установлено 600
мин АМД-1000. Кроме того, было заложено 25 мин типа АМД-1000 на входе в порт Нампхо (Джиннампо).
Там же в докладе генерал В.Н.Разуваев
отмечал, что военно-морской флот республики освоил боевую эксплуатацию
минно-трального оружия, используя шхуны, кунгасы для постановки мин в районах
действия вражеского флота.
24 мая 1951 г. американское дозорное
судно у Вонсана обнаружило несколько маленьких судов
к юго-востоку от острова Rei-To. Ночью крейсер «Manchester» CL-83 и эсминец «Brinkley
Bass» DD-887 нанесли удар по этим суденышкам. На
четырех обнаруженных после артобстрела
сампанах было 11 убитых и 1 раненный. Сампаны были оборудованы
чтобы транспортировать четыре мины М-26
каждый.
Помимо использования сампанов и лодок, северокорейцы прибегали и к более экзотическим методам. Например мины привязывали к бревнам, спускали их вниз по
реке Намдэчхонь в бухту Йонхынмань,
чтобы попытаться вытеснить оттуда американцев. Сначала они спускали вводу
простые бревна и, наблюдая в бинокль, определяли время их прохождения от места
пуска до протраленных участков «Мафлер» и «Тинпэн элли». Затем они укрепляли
на бревнах контактные мины с помощью глаголь-гаков,
снабженных стопорным кольцом из растворимого материала. Расчет был такой, что
кольцо растворится и освободит мину к моменту, когда бревно войдет в
протраленные воды.
После потери трех тральщиков
американцами были приняты серьезные меры предосторожности. Эсминцам и крейсерам
было запрещено пересекать 180-метровую изобату в непротраленных
районах. Тральщики же действительно стали «пахарями моря». С периодичностью не
реже одного раза в неделю они должны были проводить контрольное траление
основных фарватеров, мест якорных стоянок, огневых позиций для артиллерийских
кораблей. Только в районе Хыннама в начале 1951 г.
было обнаружено и уничтожено 186 мин.
После того как в декабре 1950 г.
американцы были вынуждены оставить Вонсан они не
могли допустить использование порта, и решили держать его под огнем своих
кораблей. А для этого их надо было обезопасить от мин проводя
регулярное траление. 2 февраля десантный
корабль «Comstock» LSD-19, 7 катеров LCVPs, тральщики «Mainstay»
AM-261, «Partridge» AMS-31, «Redhead»
AMS-34 и «Swallow» AMS-36 вышли на поиск мин, вблизи Йонъяна, юго-восточнее Вонсана.
После четырех часовой работы на «Partridge» возникли неполадки с двигателем и он носовой частью налетел
на мину и затонул через 10 минут. Два офицера и шестеро рядовых были убиты,
один офицер и пятеро рядовых тяжело ранены. «Partridge» был четвертым и последним американским тральщиком,
погибшим за время войны в Корее.
С 16 февраля 1951 г. Вонсан
находился под осадой и в течение двух лет находился под орудийным огнем со
стороны кораблей. С марта 1951 г. в осаду был взят и порт Сонгджин
к северу от Хуннама. В ответ на это северокорейцы увеличивали береговую артиллерию и постоянно
минировали подходы к порту. С 25 по 30 марта в районе Вонсана
было размещено 200 новых мин. В связи с возобновлением минирования, тральщикам
ООН пришлось еще раз очистить гавань и подходы к ней. 30 марта было обезврежено
15 новых мин М26, что подтвердило неопознанные радиолокационные контакты
предыдущих ночей. Тральщики расчистили пространство площадью
54 квадратных мили для кораблей огневой поддержки и бомбардировки. Из 28
мин вытраленных в марте, 20 были ликвидированы в районе Вонсана и многие из них были новыми.
1 марта агентура американцев сообщила,
что враг разгружает советские мины на запасном пути железной дороги Kalma, и 7 марта легкий крейсер «Manchester»
нанес по цели артиллерийский удар, приведший к сильным взрывам.
В
ходе третьего периода минно-тральной операции с мая 1951 г. по март 1952
г. западные корабли сумели вытралить 325 мин, в том числе 317 якорных и 8
магнитных. Из якорных мин, 197 были из старых постановок, еще 16 М-26 так же
были из старых постановок, из остальных 104 мин – 10 были плавучими, 86 были
идентифицированы как новые или недавно заложенные и 8 мин не были
идентифицированы. Все вновь вытраленные магнитные мины были установлены после
1950 г., так как они были обнаружены на ранее зачищенных территориях.
Северокорейские документы той поры
указывали, что акцент в борьбе Северной Кореи против военно-морских сил США и
их союзников делался на минной войне. Ким Вон Му в статье «Проблемы, касающиеся морских мин»
опубликованной в издании отдела военных публикаций Министерства национальной
обороны Северной Кореи "Военные
знания" за июнь 1951 г. писал: «День за днем озверевшие американские
империалисты нарушают территориальные воды республики своим хорошо
подготовленным флотом и нагло терроризируют мирные города и порты
бомбардировками с моря. Военно-морские подразделения наших священных народных
вооруженных сил ведут ожесточенные бои, не имеющие аналогов в мировой истории,
на обширной водной поверхности и во многих случаях проявляют героизм. Автор
написал эту краткую статью с намерением дать своим читателям общие сведения о
минах, которые в настоящее время широко используются нашими военно-морскими
подразделениями для борьбы с военно-морскими подразделениями противника и
которые наносят ущерб вражеским судам.»
Так что минная война продолжалась по
всему фронту.
В мае 1951 г. в проливе Цугару (Сангарский) впервые были
обнаружены мины, изготовленные Советским Союзом, впоследствии было подтверждено
наличие мин, которые дрейфовали через пролив Цугару в
Тихий океан. Японская пресса не оставила эту новость без
внимания обвинив в этом СССР, газета “Асахи Симбун” 23 мая 1951 г. вышла со статьей “Пролив Цугару:
мины были установлены Советским Союзом.” А всего до 1963 г. в проливе Цугару было обнаружено 12 мин. В последствии в феврале 1956
г. вопрос о минах у Японии обсуждался в
парламенте, тогда министр транспорта доложил премьер-министру о минах,
установленных Советским Союзом в Японском море. Согласно этому отчету, в период
с июля 1950 г. по 1955 год в окрестностях Японии было обнаружено в общей
сложности 306 мин - 132 плавающие мины и 174 мины были выброшенные на берег.
При этом было 23 случая когда мины выброшенные на берег, самопроизвольно
взрывались, что привело к трем смертельным случаям: двум в 1951 году и одному в
1953 году.
6 мая 1951 г. на мине впервые с февраля,
подорвался очередной корабль,
южнокорейский тральщик «JML-306»
в районе Нампхо - Sok To. Южнокорейский тральщик «JMS-306» вместе с тральщиками
«JMS-302», «YMS-502» и фрегатом «PF-61» был направлен к Нампхо
для разведки минных заграждений противника. Утром 6 мая
как только рассеялся густой предрассветный туман, «JMS-306» вышел в
разведывательный дозор. Через двадцать минут он наткнулся на мину. Взрыв произошел в районе машинного отделения.
В образовавшуюся пробоину хлынула вода. Из 26 человек экипажа было убито 6 и
ранено 18. Через каких-то 5 минут машинное отделение было полностью затоплено,
началась фильтрация воды в смежные отсеки. 12 членов экипажа в течение 72 минут
боролись с морем, пытаясь не допустить затопления корабля. Трижды заводили
пластырь, но безуспешно — его срывало напором воды, откачивать которую было
нечем. Тем временем на помощь были вызваны два парусных судна. Вода все
прибывала, запас плавучести таял на глазах. В конце концов
командир решился дать команду: «Всем за борт!» В 10.32 на ровном киле тральщик
ушел под воду. Оставшиеся в живых члены экипажа были приняты на борт фрегата
«PF-61» для отправки в Пусан.
К этому времени американцы стали
сталкиваться с проблемой дрейфующих мин. В материале STEPHEN DWIGHT BLANTON «A
STUDY OF THE UNITED STATES NAVY'S MINESWEEPING EFFORTS IN THE KOREAN WAR» он
приводит данные об обнаружении плавающих мин с сентября 1950 г. и до конца
войны, при этом в примечании он указывает: «Таблица неполная, поскольку
некоторые документы, относящиеся к Корейской войне, все еще засекречены.
Источник: Кейгл и Мэнсон,
"Вонсан: Битва за шахты", промежуточные
отчеты CINCPACFLT, военный дневник MINRON 3, отчет о боевых действиях, серия
0119, а также командные и исторические отчеты COMNAVFE.»
Количество замеченных плавающих мин:
4 сентября - 31 сентября 1950 г. - 25
29 сентября - 23 октября 1950 г. - 45
23 октября - 15 ноября 1950 г. - 35
Март 1951 г. - 7
1 мая - 31 декабря 1951 г. - 11
Январь 1952 г. - 14
Февраль 1952 г. - 23
Март 1952 г. - 24
Апрель 1952 г. - 13
Июнь, 1952 г. - 5
16 августа - 30 сентября 1952 г. - 37
Февраль 1953 г. - 10
Март 1953 г. - 14
Апрель 1953 г. - 21
Май 1953 г. - 9
Июнь 1953 г. - 19
Июль 1953 г. – 11
Во всех западных публикациях вся
ответственность за появление свободно плавающих мин возлагается на КНДР, что
естественно, так как мины в основном в оборонительных заграждениях ставили
именно северные корейцы, южнокорейский флот поставил ограниченное число мин у
своих баз на оконечности корейского полуострова. А вот умысел в том, что
корейцы специально запускали мины в море, особенно впервые годы довольно
сомнителен. Даже по представленной таблице видно, что наибольшее количество мин
приходится в 1950 г. на период операций по тралению мин кораблями ООН. Как
пример, в ноябре 1951 г. в районе Чхонджина
проводилась минно-тральная операция и как
следует из заявления капитана 2 ранга Уильямса руководителя операции,
что часть мин «вероятно, были уничтожены
огнем 40-мм орудий, так как после обстрела мин вертолет не смог их обнаружить»
доказывает что часть свободно плавающих мин, могло
появиться из-за подобных тральных операций.
В дальнейшем пики появления мин приходятся на зимнее время - период
штормов и на тайфун "Карен" в августе 1952 г. Что вполне естественно,
особенно если вспомнить судьбу наших минных заграждений 1941 г., серьезно
прореженных штормами. Тогда с июля 1941 г. по август 1943 г. в море обнаружили 1307
мин и 46 минных защитников – 12 процентов от числа выставленных нашими
оборонительных минных заграждений. Плавающие мины по завершении войны стали
серьезной проблемой и для самих корейцев. В книге Николая Петровича Хохлова
«Корея наших дней. Очерки и путевые заметки советского журналиста» 1956 г. он
так об этом писал: «Ким Гун Ок занят сейчас, как он
выражается, «мирной работой первостепенной важности». Отряды вонсанских моряков бороздят на тральщиках морские просторы
и вылавливают мины, большинство которых пловучие. До
недавнего времени местные рыбаки не могли ловить рыбу даже в Вонсанской бухте: она была заминирована. Зачастую лодки и
шхуны смельчаков, которые выходили на лов, взлетали на воздух. Дары богатого
рыбой Восточного моря нельзя было использовать. Теперь побережье очищено от
мин, и лодки промысловых артелей и частных лиц беспрепятственно бороздят
морские просторы.» Так
что реальное количество плавающих мин предположительно типа "рыбка" или "ПЛТ"
специально запускаемых корейцами невелико, тем более что их задействовали в
местах стоянки западных кораблей. Хотя и сорванные с якоря плавающие мины
представляли угрозу для вражеских кораблей.
12 июня 1951 г. эсминец «Walke» DD-723 двигаясь приблизительно в 60 милях от берега в
Восточно-Корейском заливе в охранении авианосца наскочил на мину
кормовой частью. Взрыв произошел у правого борта корабля, в результате в борту
образовалась пробоина длиной 10 м и шириной более 5 м. Было затоплено
одновременно несколько смежных отсеков. Из экипажа погибло 26
и были ранены 35 человек. Корабль сильно накренился на правый борт, однако
остался на плаву. Аварийные партии подошедших кораблей помогли заделать
пробоину, откачать воду и устранить некоторые повреждения.
Всего к осени 1951 г. более 300 мин были
обнаружены плавающими в Японском море.
В том же районе 7 октября 1951 г. на
мине подорвался эскадренный миноносец «Ernest G. Small» DDR-838. Мина взорвалась под днищем, в носовой части
корабля и серьезно ее повредила. Спустя четыре дня волны окончательно отломили
сорокаметровую носовую часть. Погибло 9 человек и 51 ранен. Поскольку водонепронецаемые переборки не могли выдержать движение
вперед, эсминец «Ernest G. Small»
с помощью буксира шел задом со скоростью 6 узлов 300 миль до ближайшего порта в
Японии, там его немного подлатали и он отправился в Лонг-Бич, прибыв туда 18 декабря 1951 г., в дальнейшем ему
приделали нос недостроенного эсминца «Seymour D. Owens» DD-767.
В ночь на 26 декабря 1951 г. в районе
острова Йодо, в бухте Йонхынмань на плавающей мине подорвался южнокорейский
патрульный корабль «РС-704» - «Chiri San». Корабль в одно мгновение разнесло на куски. Весь
экипаж 57 членов экипажа во главе с капитаном Ли Тэ Ёна погиб. Впоследствии на берегу острова было подобрано
20 трупов.
Благодаря СССР корейцы совершенствовали
свое мастерство. Как писали в своей книге «Морская война в Корее» капитан 3
ранга Кэгл М. и его коллега Мэнсон
Ф.: «В течение всей войны нам никогда не
удавалось точно и надежно фиксировать на карте районы первичного и повторного
минирования. Не хватало кораблей, разведывательные данные были слишком скудны,
береговые линии крайне растянуты, ночи очень темны, а минирование вод
противником носило чисто локальный характер. Все это заставляло
специалистов-минеров американского флота оценивать запасы мин у противника лишь
по догадкам.»
Как пример нестандартных действий
корейских минеров можно привести участие их в таких операциях.
30 марта 1951 г. корабли 2-й эскадры
минно-тральных сил получили приказ очистить полосу длиной 20 миль в предположительно
безопасных водах на юг от Сончжиня с таким расчетом,
чтобы наши корабли могли подходить ближе к берегу и уничтожать огнем обнаруженные цели.
Как вспоминал капитан 2 ранга Уильямс: «В первый день работы, вблизи
входа в Сончжиньокий порт было подсечено до 15
якорных мин. Действия тральщиков вынудили коммунистов, занимавших оборону на
окружающих высотах, оставить свои позиции и приблизиться к берегу; очевидно,
они рассчитывали, что здесь предполагается высадка десанта. Позднее десантный
корабль-док «Форт Мэрион» подошел к берегу в 15 милях
к югу от Сончжиня, и находившиеся на его борту
английские морские пехотинцы сошли на берег с целью взорвать проходящую здесь
железнодорожную линию и тоннель. Английские «коммандос» встретили
незначительное сопротивление противника и успешно выполнили свою задачу.
Ночью,
когда тральщики возвращались в Воньсань, оператор
радиолокационной станции корабля «Комсток» доложил о
появлении неопознанного таинственного судна вблизи острова Йодо.
Наличие судна подтверждал и дозорный эскадренный миноносец. Хотя стрельбой
осветительными снарядами и освещением моря прожекторами цель обнаружить не
удалось, я все же приказал тральщикам «Оспрей», «Чэтерер», «Пеликан» и «Мергэнсер»
с рассветом протралить подозрительный район. Они выполнили этот приказ, и к
6.30 следующего утра было вытралено и уничтожено 15 мин. Если бы эти мины не
были вытралены, крейсер «Сент
Пол», пришедший сюда в то же утро, мог оказаться в большой опасности».
С 3 по 10 ноября 1951 г. в районе Чхонджина в 75 милях к югу от Владивостока отряд
американских кораблей проводил очистка от мин района, лежащего в пределах
изгиба 90-м изобаты, который американские корабли могли использовать для
обстрела берегов с ближних дистанций. В первый день 3 ноября были вытралены 23
контактные мины, из которых 18 потопили ружейным огнем, одна взорвалась в
момент подсечки, а остальные, вероятно, были уничтожены огнем 40-мм орудий, так
как после обстрела мин вертолет не смог их обнаружить. Но уже 6 ноября оператор
гидрофона тральщика «Heron» AMS-18 обнаружил новую
линию мин в районе, протраленном всего за три дня до этого. Из ранее очищенных
вод было извлечено еще 8 мин. Это означало, что противник провел скрытное
повторное минирование протраленных районов, создав угрозу подрыва кораблям
артиллерийской поддержки. Вероятно, мины ставились с быстроходных сторожевых
катеров, которых много засекалось здесь радиолокаторами. После этого корабли
вынуждены были отойти в море в полосу между 90– и 180-м изобатами. И хотя несмотря на все опасности и трудности, встреченные в Чхонджине, этот район, по крайней мере, на время, был
очищен от мин, начиная с 90-м изобаты и далее к морю, но как отмечали Кэгл М., Мэнсон Ф. в своей книге
«Морская война в Корее» «…самым важным
уроком Чхончжиньской минной операции явилось то, что
северокорейские минные заградители старались «не отстать» от наших минных
тральщиков.»
Борьба минно-тральных сил шла постоянно.
С 1 мая по 31 декабря 1951 г. американская минно-тральная оперативная группа
обезвредила в общей сложности 683 мины противника. Из них в Вонсане
было обезврежено 317 якорных контактных мин и 8 магнитных мин.
Ну а корейская сторона обновляла минные
заграждения. Доказательством восстановления минных заграждений в районе Хыннам — Сончжин было когда 19 ноября 1951 г. тральщик «Ptarmigan»
AM-376 обезвредил две новые мины контактного типа около Хыннама.
Позднее, 3 декабря, тральщик «Pelican»
AMS-32 потопил совсем еще новую мину в том же районе.) С 13 по 16
декабря 1951 г. тральщики «Curlew» AMS-8 и «Swallow» AMS-36 работали в 19 милях от гавани Сонгджин. Тральщики «Dextrous»
AM-341, «Murrelet» AM-372 и десантный корабль
«LST-799» помогали в поисках в течение последних двух дней.
В организованных нашими специалистами
военно-морских школах шла постоянная подготовка кадров для военного флота, в
том числе и минеров. Так среди тех кого правительство
КНДР в марте 1952 г. решило «наградить
орденом Корейской Народно-Демократической Республики советских военных
советников за активную помощь Корейской Народной Армии и ревностное выполнение
интернационалистических обязательств» был советник начальника
военно-морского училища генерал-лейтенант ВМФ Драчук
Иван Николаевич - «активно участвовал в
подготовке руководящего состава ВМФ Северной Кореи» и советник
военно-морского инженера, лейтенант флота Иванов Петр Игнатьевич который «активно оказывал помощь в подготовке
руководителей военно-морской инженерии и проектах по постановке мин».
С середины 1952 г. до окончания войны
аппарат советских советников в ВМФ Кореи был увеличен на восемь должностей, и в
числе прочих там был и минер.
Советские специалисты не только
организовали учебный процесс, подготовив местные кадры, но и перевели на
корейский язык учебные пособия и специальную литературу. По показаниям
северокорейского военнопленного, в сентябре 1952 г. он морской офицер Корейской
народной армии (КНА) прошел месячное обучение по минно-торпедной подготовке в Наджине. При этом, начиная с 1952 года, обучение там вел
морской офицер КНА, который использовал переведенную на корейский язык
советскую книгу по тралению мин.
Так же расширялась номенклатура
используемых морских мин. 11 марта 1952 г. американские боевые пловцы впервые
обнаружили новую якорную советскую мину для использования на мелководье -
морскую корабельную якорную малую гальваноударную мину ЯМ она же МЯМ (малая якорная мина) у них она
обозначалась R-MYaM. Она была разработана в 1943
году, главным конструктором выступал П. И. Нырковский.
Серийно мина выпускалась с 1944 года. Масса мины — 175 килограмм, масса заряда ВВ — 30 килограмм, глубина установки — до 50 метров,
диапазон углубления — от 05 до 2 метров. В мине используются гальваноударные
колпаки и предохранительный прибор, применяемые в мине Р-1. Для удерживания
предохранительных чугунных колпаков используются сахарные рвушки
от мин обр. 1908 г. При глубине моря менее 2,5 метров мина ставится либо по
измеренной глубине с застопоренной вьюшкой, либо как донная. Только в районе Вонсана западные тральщики с марта 1952 г. обнаружили 61
мину этого типа.
В начале марта 1952 г. вице-адмирал
Гарольд М. Мартин, командующий Седьмым флотом США, заявил, что на сегодняшний
день минная угроза была снижена с критической до той, которая представляла
собой лишь незначительную помеху.
Тральщики в январе 1952
г. вытралили 15 мин (5 МКБ, 6 М26, 4 неопознанных), в феврале – 27 мин (14 МКБ,
10 М26, 3 неопознанных), в марте – 76 мин (16 МКБ, 9 М26, 46 МЯМ, 5
неопознанных), в апреле – 33 мины (16 МКБ, 11 М26, 2 МЯМ, 4 неопознанных), в
мае – 33 мины (4 МКБ, 17 М26, 5 МЯМ, 7 неопознанных),
в июне – 13 мин (5 М26, 8 МЯМ). Из 197 мин вытраленных с 1 января по 30 июня
1952 г. 141 обезврежена была в Вонсане.
В июне 1952 г. новый командир 95-го
оперативного соединения контр-адмирал Джингрич решил
ограничить противоминные операции контрольным тралением уже очищенных от мин
районов и прекратить траление минных заграждений в новых районах. С этого
времени минно-тральные операции приобрели характер непрерывной, повседневной
работы. Тральщики продолжали курсировать вдоль берегов Кореи, проверяя, не заминированы
ли вновь якорные стоянки, районы действий кораблей артиллерийской поддержки и
фарватеры. У восточного побережья район маневра кораблей, ведущих обстрел
береговых объектов, простирался от мыса Сувоньдань до
Мусуданя. Тральщики восточного побережья
контролировали порты и якорные стоянки общей площадью 270 квадратных миль и
тралили все воды, допускающие постановку мин и лежащие за пределами полосы
прибрежного траления, общей протяженностью до 300 миль. На западном побережье
проход в районе Нампхо имел полторы мили в ширину и
около 70 миль в длину, фарватер в бухте Хэчжуминь —
73 мили. Протяженность иньчхоньского канала «Флаинг Фиш» составляла 61 милю, а прохода в районе Мокпхо — около 73 миль. Учитывая все фарватеры, якорные
стоянки и порты, тральщики западного побережья должны были непрерывно
производить контрольное траление свыше 337 квадратных миль водной поверхности.
18 августа 1952 г. тайфун
"Карен" пронесся через корейские воды, в результате чего много мин
было сорвано с якоря и отправилось в свободное плавание.
27 августа 1952 г. во время
патрулирования в районе Хыннама миной был потоплен
океанский буксир «Sarsi» ATF-111 (водоизмещение 1589
тонн), погибли 2 человека, 3 пропали без вести и 4 ранены. Буксир третьи сутки нес
дозорную службу. Буксиру предстояло вести борьбу с каботажными перевозками,
препятствовать постановке мин и быть готовым к спасению пилотов, подбитых над
полуостровом. С наступлением вечерних сумерек командир буксира заметил
некоторое оживление на дороге, идущей вдоль берега. Решив обстрелять этот
участок дороги, он изменил курс корабля в сторону берега. Буксир еще не
закончил поворот, как раздался взрыв. Судно сразу потеряло ход. Затем быстро
начал увеличиваться крен на правый борт. От подрыва на контактной мине «Sarsi» получил тяжелейшие повреждения, весь правый борт от
киля до планширя в средней части был разворочен. По длине пробоина перекрывала
почти треть судна. Экипаж покинул корабль. Спустя четверть часа буксир затонул.
Восемьдесят восемь офицеров и матросов были спасены из воды тральщиком «Zeal» AM-131 и эсминцем «Boyd»
DD-544.
16 сентября 1952 г. примерно в 90 милях
к востоку от Вонсан наскочил на мину еще один
эскадренный миноносец «Barton» DD-722, несший службу
по прикрытию 77-го оперативного соединения. 5 человек пропали без вести и 7
ранены. По мнению командира корабля капитана 3 ранга Сейма, эта мина оторвалась
от вонсаньского минного поля, когда 18 августа над
этим районом, пронесся тайфун. На встрече с военными журналистами командир
корабля капитан 3 ранга Сейм рассказывал: «„Бартон"
занимал самое северное положение в группе кораблей оперативного соединения,
следовавших курсом на юг. Авианосцы и эскадренные миноносцы, шедшие прямо
впереди нас, по-видимому, прошли очень близко от этой мины, не задев ее. Когда
раздался взрыв, я как раз заканчивал чтение доклада об уязвимости кораблей от
плавучих мин. В докладе был вывод о том, что кораблю, делающему десять и более
узлов, не угрожает опасность, потому что носовые волны должны отбрасывать
плавучие мины в сторону. Однако на этот раз носовая волна не сумела защитить
„Бартон", хотя соединение шло со скоростью пятнадцать узлов». Мина
взорвалась в 21.15. Она расколола наружную обшивку корабля от киля до верхней
палубы. Носовая кочегарка была полностью разрушена и затоплена водой. В
12-метровую пробоину хлынул мощный поток воды. Все пять человек, находившиеся в
кочегарке, погибли. Личный состав машинного отделения, работавший по соседству,
получил тяжелые ожоги. Приняв изрядное количество воды, корабль все же остался
на плаву. Его машины продолжали работать исправно, и «Barton» мог своим ходом следовать в ближайший порт.
Командующий 7-м флотом вице-адмирал Кларк докладывал, что в течение последующих
нескольких недель около его кораблей было обнаружено 40 мин. Мины появились
также на поверхности бухты Йонхынмань, а несколько
мин прибило к берегу.
26 сентября 1952 г. канадский эсминец «Nootka» захватил северокорейский минный заградитель в
Желтом море у острова Чодо. Это был один из немногих
вражеских кораблей, захваченных в море. В ночь с 25 на 26 сентября «Nootka» находясь
на патрулировании к юго-востоку от Чодо (Chodo), засекла своим радаром небольшое судно, двигавшееся на север вдоль
береговой линии у Сонгхан-ни (Songhang-ni).
Было видно, как судно изменило курс в сторону Чодо, а затем остановилось, выйдя из пролива. Так как перед
этим канадцам сообщили, что ночью в этом районе будет находиться дружественная
джонка, они тревоги не поднимали, пока контакт внезапно не изменил курс и не
направился к вражеской территории. Эсминец направился на перехват, но
неизвестное судно ушло через мелководье. Вызванный тральщик «Defense» AM-317 для проверки района мин не нашел. Вечером
26 сентября эсминец опять засек радаром судно недалеко от того места, где
прошлой ночью обнаружил судно. Прибавив скорости, он быстро догнал его, судно
оказалось большой джонкой с необычно низким бортом. После обстрела ее экипаж
бросился за борт, в плавь и на небольших лодках
постарался скрыться. При попытке захвата одного из них он открыл огонь из
автомата, ответным огнем он был убит, остальных решено было поднимать утром.
Джонку отбуксировали в море для последующего осмотра. С рассветом из воды
вытащили пятерых - двух лейтенантов и трех младших офицеров северокорейского
военно-морского флота взяв их в плен и допросив. Захваченное судно представляло
собой большую джонку, которая была реквизирована военно-морскими силами
Северной Кореи и переоборудована в минный заградитель. Минная команда состояла
из 6 человек, ход судна обеспечивала команда гребцов. Борт лодки был укорочен так что при полной загрузке над водой оставалось 46
см борта, это было сделано для уменьшения визуального обнаружения. Кроме того
лодка приводилась в движение опытными гребцами, чтобы избежать шума если устанавливать двигатель. Джонка была специально
укреплена, чтобы иметь возможность перевозить две магнитные мины весом в тонну
каждая, мины спускались в воду через корму по импровизированным деревянным
рельсам. По показаниям пленных джонка выполнила всего две операции 19 и 20
сентября, вторая джонка выполнила здесь аналогичное число выходов, всего было
установлено 8 мин. 30 сентября для их ликвидации прибыл американский тральщик «Chatterer» AMS-40 уничтоживший уже 1 октября первую из них,
потом были ликвидированы и остальные.
Тральщики в июле 1952
г. вытралили 6 мин (2 МКБ, 1 М26, 2 МЯМ, 1 ПЛТ), в августе - 54 мины (8 МКБ, 22
М26, 8 МЯМ, 16 неопознанных), в сентября - 32 мины (4 МКБ, 19 М26, 1 МЯМ, 2
ПЛТ, 6 неопознанных), в октябре - 10 мин (5 МКБ, 1 М26, 1 МЯМ, 3 ПЛТ), в ноябре
– 17 мин (2 МКБ, 14 М26, 1
неопознанная) и в декабре тральщики вытралили 6 мин (2 М26, 4 МЯМ).
С ростом автоперевозок по дорогам Кореи
в начале 1953 г. и усилением береговой
обороны северокорейцы вновь начали активно ставить
минные заграждения. В докладе
Главного военного советника при КНА в Генеральный штаб Советской Армии,
о положении Корейской народной армии и боевой и политической подготовки в
первом квартале 1953 года приводится отчет старшего военного советника при
военно-морском командования КНА капитана 1 ранга В.К. Кулешова о постановке мин
в рамках противодесантной обороны на первый квартал 1953 г. Всего было выставлено 860 мин: 125
единиц в районе Коце, в районе Вонсана 160 единиц, в районе Соохозин
– 197 единиц, в районе 이원
지역–
73 единицы, в районе Наджин 263 единицы, в районе Нампо – 22 единицы, в районе Ханчен
(Анджу) – 20 единиц. В резерве осталось 162 мины
различных типов.
Заложить 860 мин за короткий промежуток
времени было сложно, в составе ВМФ на Восточном побережье было всего шесть
малых кораблей, а на Западном побережье чуть больше.
26 марта 1953 г. американская разведка в
своем отчете констатировала, на Западном побережье мины ставили корабли 1-й
боевой эскадрильи – два 260-тонных минных заградителя и шесть 6-тонных малых
заградителя. Так мины в двух случаях ставились одним из 260-тонных минных
заградителей и в тридцати случаях
"САН ХО" (SAN HO) - один из 6-тонных минных заградителей. Шесть из
этих мин были установлены полукругом примерно в 1,5 милях от побережья Унью-мен (N 38-24, E 124-57). Несколько мин было заложено в
районе недалеко от Монггумпо (N 38-11, E 124-47).
Мины, установленные 1-й боевой эскадрильей, были магнитными, изготовлены в
Советском Союзе в 1946 году.
Всего на 1 апреля 1953 г. в запасе
оставалась 91 мина: 19 образца 1926 года, 4 типа КБ-Ш и 68 типа АМД-1000.
Запасные мины хранятся в районе Наджин (45 единиц),
районе Вонсан (26 единиц) и районе Нампхо (20 единиц).
При этом в первом квартале 1953 г. флот
пополнился четырьмя минно-торпедными офицерами прошедшими годовую подготовку в
СССР.
11 февраля 1953 г. западные газеты вышли
с небольшой заметкой «Korea Mines
Claim» - «Корейская сторона заявляет о минировании»,
в ней агентство Рейтер с ссылкой на агентство New China News
Today сообщило что «Северокорейские военно-морские силы установили мины у корейского
побережья».
Западные корабли продолжали бороться с
минной опасностью. В январе 1953 г. тральщики вытралили 13
мин (3 МКБ, 4 М26, 3 МЯМ, 3 неопознанных), в феврале - 13 мин (3 МКБ, 3 М26, 4
МЯМ, 3 неопознанных), в марте – 11 мин (2 МКБ, 2 М26, 6 МЯМ, 1 неопознанная), в
апреле - 23 мины (1 МКБ, 15 М26, 2 МЯМ,1 ПЛТ, 4 неопознанных), в мае – 14 мин
(3 МКБ, 7 М26, 4 неопознанных), в июне – 18 мин (7
МКБ, 5 М26, 4 МЯМ, 2 неопознанных) и в июле – 14 мин (5 МКБ, 5 М26, 3 МЯМ, 1
неопознанная).
28 мая 1953 г. британский корабль «Haida» (DDE) потопил
новую мину М-08 (видимо якорная мина образца 1908/39 г.) у восточного побережья
Кореи. На западном побережье американский тральщик «Waxbill»
AMS-39 определил местонахождение мин R типа 1A (видимо корабельная речная
якорная гальваноударная мина Р-1).
После заключения перемирия 27 июля 1953
г. траление вод у восточного побережья Кореи было прекращено. Однако у западных
берегов, в районах Инчхоня и Хэчжу,
оно продолжалось установленным порядком до 10 сентября 1953 г. Главной же
задачей тральщиков в корейских водах стала теперь дозорная служба. Тральщики
вели наблюдение за передвижениями противника в прибрежной полосе, осуществляли
надзор за большими лагерями военнопленных на острове Чечжудо
и следили за порядком в прибрежных водах к югу от демаркационной линии.
Командир 95-го оперативного соединения контр-адмирал Олсен
принял строгие меры предосторожности, чтобы предотвратить возможные утверждения
противника о нарушении кораблями ООН условий перемирия. Он приказал:
1. Всем южнокорейским военным кораблям,
а после 15 августа 1953 г. — всем кораблям ООН, оставаться к югу от
демаркационной линии.
2. Не останавливать и не обыскивать
подозрительные суда.
3. Всем кораблям ООН немедленно уходить от
огня артиллерии противника, не отвечая огнем.
Во время заключения перемирия не было
известно, собираются коммунисты расчистить поставленные ими минные заграждения
или нет. В августе 1953 г. вице-адмирал Брискоу,
командующий военно-морскими силами США на Дальнем Востоке, в бюллетене,
содержащем гидрографические сведения о Тихом океане, предупредил о том, что
воды к северу от демаркационной линии с 27 июля не очищались от мин. Суда,
идущие в этот район, должны действовать на свой страх и риск. Брискоу также заявил, что якорные мины имеют резко
выраженную тенденцию двигаться в сторону открытого моря и в бурную погоду
срываются с якорей, становясь дрейфующими. Далее он указал, что не исключена
возможность повторного минирования противником некоторых уже очищенных от мин
районов к северу от демаркационной линии.
Однако 9 октября 1953 г. Объединенная
комиссия по перемирию в Паньмыньчжоне сообщила, что северокорейцы приступили к тралению вод севернее
демаркационной линии.
За весь период с 27 июля 1953 г. до 1 января
1954 г. была обнаружена только одна старая дрейфующая мина, пробывшая в воде
примерно около двух лет.
Но плавучие мины были обнаружены и в
1955 г. и в период с 1956 г. по 1963 г.
Всего по японским данным, в период с 1950 г. по 1963 г. было обнаружено в общей
сложности 396 плавучих мин. А районы в которых они
были обнаружены, делились таким образом -
355 мин (90%) в Японском море, 12
мин (3%) в проливе Цугару (Сангарский),
13 мин (3%) в морях вокруг о.Кюсю и 16 мин (4%) в
других морях.
Результаты минной войны.
За время Корейской войны на минах
поставленных моряками Северной Кореи были потоплены 10 кораблей и 9 получили
повреждения в основном серьезные.
Потоплены:
29 сентября 1950 г. у бухты Чхуксаньпхо (в 30 милях к северу от Пхохана)
подорвался и затонул американский тральщик «Magpie»
AMS-25. 21 человек пропал без вести и 12 ранены.
12 октября 1950 г. у Вонсана
подорвался и затонул американский тральщик «Pirate»
AM-275. 6 человек погибли, 51 ранен.
12 октября 1950 г. у Вонсана
подорвался и затонул американский тральщик «Pledge»
AM-277. 8 пропали без вести, 27 ранены, один из них впоследствии умер от ран.
17 октября 1950 г. у Вонсана
подорвался и затонул японский тральщик «MS-14». Погиб 1 моряк, 18 были ранены,
двое из них тяжело.
18 октября 1950 г. у Вонсана
подорвался и затонул южнокорейский тральщик «YMS-516». 4 человека погибли и 13
пропали без вести.
15 ноября 1950 г. у входа в гавань Вонсан подорвался затонул
американский буксир «LT-636». Погибли 30 членов экипажа.
2 февраля 1951 г. у Вонсана
подорвался и затонул американский тральщик «Partridge»
AMS-31. 8 человек погибли, 4 пропали без вести и 7 ранены.
6 мая 1951 г. в районе Нампхо подорвался и затонул южнокорейский тральщик
«JML-306». 6 человек погибли и 18 ранены.
26 декабря 1951 г. в районе острова Йодо, в бухте Йонхынмань
подорвался и затонул южнокорейский патрульный корабль «РС-704» - «Chiri San». Весь экипаж 57
человек погибли.
27 августа 1952 г. в районе Хыннама подорвался и затонул американский океанский буксир
«Sarsi» ATF-111. 2 человека погибли, 3 пропали без
вести и 4 ранены.
Повреждены:
26 сентября 1950 г. в районе Танчхон (Tanchon) подорвался и
был серьезно поврежден американский эсминец «Brush»
DD-745. 14 человек погибли и 31 ранен, из них 10 тяжело.
28 сентября 1950 г. у Йондок (Yongdok) подорвался и был
серьезно поврежден южнокорейский тральщик «YMS-509», взрывом была отбита вся
носовая часть. 25 человек погибли, 1 пропал без вести и 5 ранены.
30 сентября 1950 г. в районе порта Чхонджин подорвался и был серьезно поврежден американский
эсминец «Mansfield» DD-728, взрывом оторвало нос ниже
главной палубы. 28 человек ранены из них
7 тяжело.
1 октября 1950 г. у Мокпхо
подорвался и получил серьезные повреждения южнокорейский тральщик «YMS-504». 5
человек ранены.
18 октября 1950 г. у Вонсана
подорвался и получил незначительные повреждения южнокорейский десантный корабль
«SF-673».
6 декабря 1950 г. у входа в гавань Хыннам подорвалось и получило повреждения японское
мобилизованное судно «Senzan Maru»
S-152.
12 июня 1951 г. в Восточно-Корейском
заливе подорвался и был серьезно поврежден американский эсминец «Walke» DD-723. 26
человек погибло и 35 ранены.
7 октября 1951 г. в Восточно-Корейском
заливе подорвался и был серьезно поврежден американский эсминец «Ernest G. Small» DDR-838, взрывом
оторвало носовую часть. 9 человек погибло и 51 ранен.
16 сентября 1952 г. примерно в 90 милях
к востоку от Вонсан подорвался и был серьезно
поврежден американский эсминец «Barton» DD-722. 5
человек погибли и 7 ранены.
Такие потери, много это или мало.
За время войны флотом Северной Кореи с
помощью СССР было поставлено более 4 тысяч мин советского производства. На них
как показано выше погибло 10 кораблей и судов и 9 были повреждены. Выходит, что
на один потопленный корабль и поврежденное судно приходится примерно 400 мин. А
так как основные потери были понесены в первый период войны, то количество мин
на один корабль еще больше уменьшается.
Для сравнения, в период русско-японской
войны 1904-1905 гг. было поставлено всего около 6,5 тысяч мин, это была первая
война, в которой обе стороны активно использовали морские мины. На них
всего погибло 25 кораблей и судов, в том
числе 3 броненосца, 2 крейсера и 17 получили повреждения, в том числе 3
броненосца, 3 крейсера. Получается что на один погибший корабль приходится 260
мин. В Первую мировую войну было выставлено уже более
300 тысяч, на которых погибло 207 боевых кораблей, в том числе 8 линкоров, 10
крейсеров, 106 эсминцев, 56 подводных лодок, кроме того на минах было потоплено
586 торговых судов. Получается что на один потопленный боевой корабль
приходится 1450 мин, но если суммировать боевые и торговые потери то 375 мин.
Во время Второй мировой войны было выставлено свыше 675 тысяч мин на которых погибло около
4 тысяч кораблей и судов, из них на западном театре основных боевых кораблей на
погибло 102 единицы в том числе 1 крейсер,
33 эсминца, 68 подводных лодок, повреждения получили около 8 тысяч
кораблей и судов. В среднем если брать все то на
каждые 170 поставленных мин приводили к гибели одного корабля или судна и
выводу из строя еще двух плавающих единиц, а вот если брать только крупные
боевые корабли, то требовалось 6600 мин для уничтожения одного корабля.
В боевых действиях на корейском театре и
их обеспечении со стороны ВМС США участвовало 575 кораблей и судов
в том числе 8 авианосцев, 4 линкора, 8 крейсеров, от ВМС Великобритании до 50
кораблей в том числе 4 авианосца, 10 крейсеров, 32 корабля в том числе
авианосец, 10 эсминцев выделили Канада, Австралия, Новая Зеландия, Франция и
Голландия и конечно флот Южной Кореи, который за время войны благодаря поставкам западных стран
вырос более чем в два раза. Малочисленный военно-морской флот КНДР, к тому же
потерявший за несколько месяцев большую часть своих боевых судов, ничего кроме
морских мин не мог противопоставить такой армаде.
Именно мины стали причиной 70 процентов
потерь, понесенных флотами, участвовавшими в войне. Несмотря на то, что
применяемые Северной Кореей мины были в основном разработаны до Великой
Отечественной войны и в ходе нее, они продолжали обладать высокими поражающими
свойствами. Корабли водоизмещением до 1500 т, подорвавшись на минах, как
правило, гибли, а большего водоизмещения, хотя и оставались на плаву, надолго
выходили из строя. Кроме нанесения серьезных повреждений кораблям и судам мины
оказывали большое психологическое воздействие на личный состав, а так же
отвлекали значительные силы и средства для противоминной обороны.
25 июня 1950 г. американский флот не был
готов к минной войне, но в ходе нее его боеготовность в этом отношении
возросла. По подсчетам военно-морского флота, к концу войны было уничтожено
1535 мин. Из них тральщики вытралили 1088 мин. Но если до мая 1951 г. ВМС США
было извлечено 200 мин ценой пяти потопленных тральщиков. То с мая по декабрь
1951 г. было обезврежено 700 мин уже без потерь в тральщиках. А в 1952 г. – 322
мин и в 1953 г. – 106 мин. Это доказало, что, получив большее количество
минно-тральных средств и накопив опыт, ВМС США стали более эффективными в
вопросах минной войны. Тем более что учитывая
полученный опыт, руководство ВМС США еще в ходе войны в Корее разместило заказы
на строительство 125 новых тральщиков и уже 3 января 1951 г. восстановило минно-тральные силы
Тихоокеанского флота.
В то же время страны коммунистического
блока получили возможность хорошо ознакомиться с принимаемыми американцами
контрмерами.
Как было отмечено выше, минная опасность
отвлекала значительные силы для борьбы с ними. Список кораблей приписанных к
силам по разминированию - CTG 95.6 во время Корейской войны.
США
Тральщики типа AM: класс ADMIRABLE - «Incredible» AM-249, «Mainstay» AM-261,
«Pirate» AM-275, «Pledge» AM-277, класс AUK - «Chief» AM-315, «Competent» AM-336, «Defense»
AM-317, «Devastator» AM-318, «Dextrous» AM-341,
«Impeccable» AM-320, «Gladiator» AM-319,
«Murrelet» AM-372, «Ptarmigan» AM-376,
«Redstart» AM-373, «Ruddy» AM-380, «Shoveler» AM-382,
«Surfbird» AM-383, «Swift» AM-122, «Symbol» AM-123, «Toucan» AM-387, «Waxwing»
AM-389, «Zeal» AM-131.
Тральщики типа AMS класс ALBATROSS – «Chatterer» AMS-40, «Condor» AMS-5,
«Curlew» AMS-8, «Firecrest» AMS-10, «Gull» AMS-16,
«Heron» AMS-18, «Kite» AMS-22, «Magpie» AMS-25, «Merganser» AMS-26, «Mocking
Bird» AMS-27, «Osprey» AMS-28, «Partridge» AMS-31, «Pelican» AMS-32, «Redhead»
AMS-34, «Swallow» AMS-36, «Waxbill» AMS-39.
Эскадренные тральщики типа DMS класс ELLYSON – «Carmick» DMS-33,
«Doyle» DMS-34, «Endicott» DMS-35, «Thompson» DMS-38.
Вспомогательные суда.
Сетезаградитель «Mulberry» AN-27, судно размагничивания ADG-11, танкер «Genesee» AOG-8, войсковой транспорт «Diachenko» APD-213,
«Horace A. Bass» APD-124, спасательные суда типа BOLSTER – «Bolster» ARS-38, «Conserver» ARS-39,
«Current» ARS-22, «Deliverer» ARS-23, «Grapple» ARS-7, «Grasp» ARS-24, «Reclaimer» ARS-42, «Safeguard» ARS-25, океанские буксиры типа ABNAKI «Abnaki» ATF-96,
«Apache» ATF-67, «Arikara» ATF-98, «Chickasaw»
ATF-83, «Hitchiti» ATF-103, «Moctobi»
ATF-105, «Molala» ATF-106, «Quapaw» ATF-110, «Sarsi»
ATF-111, «Takelma» ATF-113, «Tawasa»
ATF-92, «Tawakoni» ATF-114, «Ute» ATF-76, «Yuma» ATF-94.
Десантные корабли.
Десантные корабли типа LCU/LSU серия
501-1465 – «LCU-1124», «LCU-1363».
Десантные корабли доки типа LSD класс CABILDO – «Cabildo» LSD-16,
«Catamount» LSD-17, «Colonial» LSD-18, «Comstock» LSD-19, «Epping Forest»
LSD-4, «Fort Marian» LSD-22, «Gunston Hall» LSD-5,
«Tortuga» LSD-32, «Whetstone» LSD-27.
Танко десантные корабли типа LST серия 511-1152 – «LST-692», «LST-735», «LST-772»,
«LST-799», «LST-802», «LST-819», «LST-855», «LST-901», «LST-975», «LST-1077»,
«LST-1138», «LST-1141», «LST-Q007», «LST-Q008», «LST-Q012», «LST-Q092».
Вспомогательные суда из кораблей класса
LIBERTY – «YAG-36», «YAG-37», «YAG-38».
Япония
Тральщики:
24 деревянных тральщика сделанных из
бывших вспомогательных истребителей подводных лодок водоизмещением 135 тонн –
«MS-01», «MS-02», «MS-03», «MS-04», «MS-05», «MS-06», «MS-07», «MS-08»,
«MS-09», «MS-10», «MS-11», «MS-12», «MS-13», «MS-14», «MS-15», «MS-16»,
«MS-17», «MS-57», «MS-81», «MS-82», «MS-83», «MS-84», «MS-85», «MS-86».
13 тральщиков – «MS-18», «MS-19»,
«MS-20», «MS-21», «MS-22», «MS-23», «MS-24», «MS-25», «MS-26», «MS-27»,
«MS-28», «MS-29», «MS-30».
1 командный корабль «MS-31»
водоизмещением 6888 тонн.
1 плавбаза «Soei-Maru»
MS-32 водоизмещением 2850 тонн, бывший танкер 2ТМ военного времени.
28 вспомогательных тральщиков
водоизмещение до 350 тонн – «MS-33», «MS-34», «MS-35», «MS-36», «MS-37»,
«MS-37», «MS39-», «MS-41», «MS-42»,
«MS-50», «MS-54», «MS-55», «MS-56», «MS-58», «MS-59», «MS-60», «MS-61»,
«MS-62» (SCAPY 071 корабль-носитель MS), «MS-66», «MS-67», «MS-68», «MS-69»,
«MS-70», «MS-71», «MS-72», «MS-75», «MS-77», «MS-80».
Патрульные суда (их количество
непонятно) – «PS-02», «PS-04», «PS-08» и «PS-43» (фактически корабль-казарма в
Корее и Японии), «PS-56», «PS-62».
Южная Корея
Тральщики типа JMS – «JMS-302»,
«JMS-306», типа YMS – «Kanggyong» YMS-510, «Kangjin» YMS-501, «Kangkae»
YMS-506, «Kangnung» YMS-507, «Kimchon»
YMS-513, «Kimhae» YMS-505, «Kuwalsan»
YMS-512, «Kwangju» YMS-503, «Kyongju»
YMS-502, «Ue Nan» YMS-515.
Пехотно-десантный корабль «Chung Jin» LSIL-105.
Корабль поддержки десанта – «LSSL-107»,
«LSSL-108», «LSSL-109», «LSSL-110»
Танко-десантный
корабль – «Andong» LST-803, «Chongho»
LST-801, «LST-805», «LST-806», «Ulsan» LST-802.
Литература.
Розин Александр.