Розин Александр.
8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1982 г. - 1986 г.
Это дальнейший рассказ о боевой службе 8-й
Оперативной эскадре ВМФ СССР в Индийском океане.
Огромное спасибо всем тем, кто рассказал о
своей службе и поделился воспоминаниями. Особая благодарность Лямину Георгию Игоревичу старшему инженеру БЧ-7 БПК «Маршал
Ворошилов», командиру БЧ-7 СКР «Летучий», Фоминых Алексею Витальевичу с БПК «Адмирал
Октябрьский», капитану 1 ранга Королеву Валерию
Ивановичу, Цепову Михаилу
Геннадьевичу с СКР «Ревностный», Саламатову Алексею с ПБПЛ
«Иван Кучеренко».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Содержание:
2. Корабли ВМФ
СССР в 1982 г. на БС в Индийском океане.
3. Боевые
корабли на БС в Индийском океане в 1982 г.
5. Корабли ВМФ
СССР в 1983 г. на БС в Индийском океане.
6. Боевые
корабли на БС в Индийском океане в 1983 г.
8. Корабли ВМФ
СССР в 1984 г. на БС в Индийском океане.
9. Боевые
корабли на БС в Индийском океане в 1984 г.
11. Корабли
ВМФ СССР в 1985 г. на БС в Индийском океане.
12. Боевые
корабли на БС в Индийском океане в 1985 г.
14. Корабли
ВМФ СССР в 1986 г. на БС в Индийском океане.
15. Боевые
корабли на БС в Индийском океане в 1986 г.
1. Хроника БС в 1982 г.
На начало года на боевой
службе (БС) находились - 1 БПК пр.1134Б
(НАТО - Kara) «Таллин»
(бортовой 730, к-2р. Юрий Гаврилович Устименко), 2 СКР пр.1135
(НАТО - Krivak) - «Ревностный» (бортовой 712, к-3р.
Николай Александрович Михеев), «Летучий» (бортовой 699, к-3р. Владимир Аркадьевич Хорьков), 1 МТЩ-СКР пр.264А (НАТО - Т-58)
«Тимофей Ульянцев» (старший лейтенант Виктор Павлович
Бородавко), 2 БДК пр.1171 (НАТО - Alligator)
- один из них «Сергей Лазо» (командир Аванесов С.А), на борту батальон морской
пехоты 165 полка морской пехоты ТОФ (241
человек и 47 единиц техники), командир майор Черномуров
Владислав Михайлович и второй с ЧФ (какой не знаю). Подводный
флот был представлен 1 ПЛАРК пр. 670 (НАТО - Charlie) «К-43» (лодку вел 305-й
экипаж под командованием капитана 2 ранга Валерия Федоровича Дорогина) и 2 ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) - «Б-143»
(командир Ю.Ф.Янчуркин) и «Б-164» - «Юпитер»
(командиры экипажей капитан 2 ранга С.П. Стафеев и
капитан 3 ранга Г.Г. Малышев - 332 экипаж).
Новый 1982 г. СКР
пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 712,
к-3р. Николай Александрович Михеев) встретил в районе
Ормузского пролива ведя наблюдения за судоходством.
3 января через Малаккский пролив на БС в
Индийский океан прибыл морской буксир пр.745 «МБ-105» из Советской Гавани. Который в основном базировался на ПМТО на о. Нокра
(арх. Дахлак, Эфиопия). На БС был по сентябрь 1983 г.
13 января в Аравийском море американский
атомный ракетный крейсер «Truxtun» CGN-35 сообщил,
что его на низкой высоте облетели два советских разведчика Ил-38.
28 января - 3 февраля в австралийском порту Фрима́нтл находился на отдыхе американский десантный
отряд, действующий в Индийском океане в составе вертолетоносца «Tripoli» LPH-10, десантных кораблей «Duluth»
LPD-6, «Mount Vernon»
LSD-39, «Fresno» LST-1182 и присоединившаяся
к ним АПЛ «Tautog» SSN-639. Десантный отряд вышел 12
ноября 1981 г. из Сан-Диего для развертывания в Тихом и Индийском океане,
вернулись в Сан-Диего 15 мая 1982 г.
3 февраля американская
АУГ возглавляемая авианосцем «John F. Kennedy» CV-67 пройдя Суэцким каналом, прибыла в Индийский
океан вместе с крейсером «Josephus Daniels» CG-27 и ракетным эсминцем «Barney»
DDG-6. Большую часть февраля он находился в
Аравийском море вместе с авианосцем «Constellation»
CV-64, и пересек экватор впервые 6 марта идя в
Австралию. Оба авианосца были объектами наблюдения со стороны советских
разведчиков Ил-38 и иранских Lockheed P-3C.
8 февраля завершив БС, Индийский океан
покинула ПБПЛ пр.1886 (НАТО - Ugra) «Иван Кучеренко» несшая службу на ПМТО арх. Дахлак.
За время нахождения там корабля от несчастного случая погиб электрик плавбазы,
его отправили в Севастополь, с идущим туда кораблем управления. В апреле 1982
г. вернулась на Камчатку.
10-17 февраля американская атомная подводная
лодка «PUFFER» SSN-652 действующая в Индийском океане с ноября 1981 г.
находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling).
С 23 февраля по 1 марта в австралийский
портах отдыхали американские корабли,
оперирующие в Индийском океане. В
ВМБ Стерлинг (Stirling) - атомный РКР «Truxtun» CGN-35, порту Фрима́нтл
- авианосец «Constellation» CV-64, эсминец «Oldendorf» DD-972, танкеры «Mispillion»
T-AO-105 и «Navasota» AO-106, порт Bunbury - ракетный эсминец «Somers»
DDG-34, порт Geraldton - фрегат «Bagley»
FF-1069.
23 февраля через
Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошла ПЛАРК пр. 675МК (НАТО - Echo II) «К-204» (к-2р. Емил Васильевич Орсагош, старший зам.
командира 10 ДиПЛ ТОФ капитан 1 ранга Александр
Федорович Копьев). За 20 суток до выхода на БС заболел командир АПЛ
капитан 1 ранга А.А. Чернышов, его положили в
госпиталь, из-за этого было заменено практически все командование лодки, так
как они не хотели идти на БС без своего командира. Подготовка техники
проводилась в «пожарном варианте». Выход из базы в поход проходил в тяжелых
ледовых условиях. После прохода Сингапурского пролива «потерял» газ высокого
давления (ГВД) на левом борту ГЭУ и до прихода в базу ходили «на одном борту».
24 февраля советские представители заявили американцам
протест по поводу того что американские F-14 летали на расстоянии два метра ниже
самолета разведчика Ил-38 в Аравийском море.
СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 712, к-3р. Николай Александрович Михеев) после дежурства у Ормузского пролива направился к о.Сокотра, где пробыл почти месяц.
За этот период кораблю довелось участвовать в спасении моряков с горящего
либерийского танкера «Gogo Regent».
Член первого экипажа СКР «Ревностный» старшина команды БИП РТД БЧ-7, главный
корабельный старшина запаса Михаил Цепов вспоминал: «Моряков передали на
БМРТ "Шаталово", который вёл промысел рыбы
в том районе Индийского океана. И в советских газетах напечатали, что, мол,
БМРТ "Шаталово" спас моряков с горящего
танкера, а не мы. Обидно, да! Что поделаешь! Не напишут же, что советский
военный корабль спас. Мы уже сталкивались с таким, что целую ночь шли на помощь
по сигналу "SOS", но, когда уже терпящие бедствие узнали по
радиосвязи ответ на вопрос "кто вы?" - "советский военный
корабль", то отказались от помощи.»
1 марта через
Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошел РКР пр.1134А (НАТО - Kresta) «Василий Чапаев» (бортовой 549, к-2р. А.Г.Зозуль).
4 марта через
Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошла плавбаза пр.1886 (НАТО - UGRA)
«Иван Вахрамеев» (бортовой 807, к-2р. Савин
Игорь Алексеевич). Но из-за проблем в следующем месяце - апреле отправлена из Индийского океана и возвращена на базу.
18 марта завершив БС, Индийский океан
покинула ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-43» (лодку
вел 305-й экипаж под командованием
капитана 2 ранга Валерия Федоровича Дорогина). Всего
БС 270 суток.
16-24 марта в порту Фрима́нтл
отдыхала американская плавбаза подводных лодок «Proteus»
AS-19. В ноябре 1981 г. плавбаза вышла с о.Гуам для
шестимесячного развертывания в Индийском океане. В марте 1982 г. экипаж
плавбазы оказывал помощь в ремонте английскому эсминцу «Sheffield»
D-80, который в мае 1982 г. погиб у Фолклендских островов. В мае 1982 г. плавбаза вернулась на о.Гуам.
19-25 марта американские корабли
действующие в Индийском океане отдыхали в австралийских портах. В порту Фрима́нтл авианосец «John F.
Kennedy» CV-67, ракетный крейсер «Josephus
Daniels» CG-27, танкер «Mississinewa»
AO-59 (он 19-22 марта), в порту Стерлинг - командный корабль «San Jose» AFS-7 и АПЛ «Seahorse» SSN-669 (она 19-26 марта), в порту Джералдтон - эсминец «Barney»
DDG-6, в порту Банбери
- фрегат «Meyerkord» FF-1058.
В марте через
Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошел БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «50 лет шефства ВЛКСМ» (бортовой 05*, к-3р. Симович Валерий Витальевич) на борту батальон морской пехоты 390 полка
морской пехоты ТОФ под командованием майора В.И.Орфани. В поход вышли 1 февраля. На борт были приняты три сменных гражданских
экипажа в/ч 31085 («МВТ - 23», «РБ - 225» и «МУС -
556») со всем своим имуществом (личным и техническим) для доставки на ПМТО ТОФ
в Эфиопии.
В начале марта 1982 г. в Индийском океане
вновь прибыли обогнув Африку два
атомохода Северного флота АПЛ пр.671РТ «К-467» и АПЛ пр.671 «К-147»,
находились там по начало июля.
АПЛ пр.671РТ «К-467» 33 ДиПЛ
СФ на службу лодку вел основной экипаж
капитан 1 ранга Илья Васильевич Лащенков. Сменный
экипаж часть БС провел на вспомогательном судне ВМФ. Отходив свое в ПМТО арх.
Дахлак была произведена смена экипажей и лодку принял 188-й экипаж капитан 1 ранга Игорь Яковлевич
Петренко, с ним корабль и вернулся на СФ. На пути домой 23 июня - 2 июля в составе отряда кораблей осуществила заход в
порт Мапуту (Мозамбик). Всего БС двумя
экипажами неслась в течение 197 суток в
Атлантическом и Индийском океане.
АПЛ пр.671 «К-147» 3 ДиПЛ
СФ на службу лодка шла с 426-м экипажем
капитана 1 ранга Евгений Константинович Мазовка, при
этом выполнили заход в порт Луанда. После выполнения своей части службы летом на
ПМТО арх. Дахлак произвели смену экипажа. Для этого в мае экипаж «К-438»
командир капитан 1 ранга Юрий
Константинович Русаков на санитарном транспорте ЧФ «Кубань» выполнил переход из
Севастополя через Суэцкий канал в Индийский океан, где и произошла смена экипажей.
После этого 426-й экипаж на все той же «Кубани» через Суэцкий канал дошел до
Севастополя, затем на АН-12 до Североморска, а там на
пароме "ЮРЮЗАНЬ" до Гремихи. После смены 426-го экипажа на экипаж
«К-438» командир капитан 1 ранга
Ю.К.Русаков продолжили БС, он же и привел лодку домой. В Индийском
океане дважды заходили в Аден.
В марте завершив БС, Индийский океан покинул
БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Сергей Лазо»
(командир Аванесов С.А), но борту батальон морской пехоты 165 полка морской пехоты ТОФ (241 человек и
47 единиц техники), командир майор Черномуров
Владислав Михайлович. В ходе перехода на базу была получена неплановая задача войти в Сиамский залив в порт Кампонгсаом
(Сиануквиль) Камбоджи (Кампучии). Около трех недель,
проведенных с кхмерами, не прошли напрасно. Были организованы совместные
занятия по боевой подготовке, оказана помощь в восстановлении порта и города. В
первых числах апреля 1982 г. БДК «Сергей
Лазо» вошел в воды Тихого океана. К
сожалению, при подходе к Камрани из строя вышли обе
силовые установки корабля, и было принято решение идти на буксире за танкером «Колечитский». После 10-суточного перехода на буксире БДК
прибыл во Владивосток 20 апреля.
В конце марта 1982 г. советский министр
обороны Ф.Устинов находясь с официальным визитом в Индии
осмотрел Бомбейскую военно-морскую базу.
В конце марта Индийский океан покинули ЭОС пр. 852 «Леонид Соболев» и ДПЛ пр.641
(НАТО - Foxtrot)
«Б-164» - «Юпитер» (открытое наименование) (командиры экипажей капитан 2 ранга
С.П. Стафеев и капитан 3 ранга Г.Г. Малышев (332
экипаж).), находившиеся там с целью гравиметрических измерений по плану
Академии наук СССР. За время нахождения в Индийском океане выполнили заходы в
порты Коломбо (Шри-Ланка), Порт-Луи (Маврикий). Покинув
Индийский океан в начале апреля выполнили заход в порт Кампонгсаом (Кампучия). Домой пришли 28 апреля 1982 г.
31 марта завершив БС,
Индийский океан покинули БПК пр.1134Б
(НАТО - Kara) «Таллин»
(бортовой 730, к-2р. Юрий Гаврилович Устименко) и СКР пр.1135
(НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 712, к-3р. Н.Михеев). Корабли выполнял межфлотский переход с БФ на ТОФ
с несением БС в Индийском океане, во Владивосток прибыли 12 апреля 1981 г.
В апреле через Суэцкий канал в Индийский
океан на БС прибыла плавбаза пр.1886 (НАТО - UGRA) «ПБ-82» (командир Тарасевич) СФ. Вышла из Севастополя в марте, для замены однотипной тихоокеанской ПБПЛ «Иван Вахрамеев» у которой были неисправности. В Индийском океане до октября
1982 г.
В апреле Индийский океан покинула АУГ во
главе с авианосцем «Constellation» CV-64, атомным
ракетным крейсером «TRUXTUN» CGN-35 и АПЛ «PUFFER» SSN-652.
4 апреля завершив БС, Индийский океан
покинула ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-143» (командир Ю.Ф.Янчуркин).
Выполнила 2 БС в Аденском заливе, дважды заходила на
ПМТО Дахлак, где прошла планово-предупредительный ремонт (ППР).
5 апреля через Суэцкий канал в Индийский
океан прибыл черноморский СДК пр.773 (НАТО - Polnocny).
По некоторым данным привез оборудование для узла связи. Во время причаливания к
берегу потерял кормовой якорь и его выкинуло на мель.
Двое суток стаскивали. Покинул Индийский океан 31 мая также через Суэцкий
канал.
20 апреля через
Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошли СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Рьяный» (бортовой 690, к-3р. Морозов Валентин Данилович) и МТЩ пр.266М (НАТО - Natya)
«Заряд» (к-л. Коваленко Ю.В.). На БС МТЩ вышел 5
апреля.
2 мая американская
АУГ из 9 судов возглавляемая авианосцем «John F. Kennedy» CV-67 прибыла на отдых в кенийский порт Момбаса.
Вместе с авианосцем там до 7 мая будут находится
крейсер, 2 эсминца, 2 фрегата, АПЛ, ремонтное судно и танкер. Американские
военные корабли действующие в Индийском океане
часто заходит в кенийский порт. Так
АУГ возглавляемая
авианосцем «Constellation» CV-64, посетила Момбасу в
январе.
7 мая прибыла на ПМТО арх. Дахлак завершив очередной этап БС ПЛАРК пр. 675МК (НАТО - Echo II) «К-204» (к-2р. Е.В.Орсагош, старший зам. командира
10 ДиПЛ ТОФ капитан 1 ранга Александр Федорович
Копьев). Находились там до конца мая.
8 мая на американском авианосце «John F. Kennedy» CV-67 принимали
президента Сомали Мухаммеда Сиад Барре.
Ему оказали все почести включая почетный караул и
приветственный 21 залп с ракетного крейсера «Josephus
Daniels» CG-27.
8-12 мая 1982 г. в Виктория (Сейшельские острова) с официальным визитом пришел
отряд под командованием контр-адмирала М.Н.Хронопуло
в составе БПК «Василий Чапаев», СКР «Рьяный» и танкера.
16-21 мая в Мадрас
(Индия) заходили для пополнения запасов ПСК пр.596П (НАТО - Vytegrales)
«Ямал» и «Апшерон».
До середины мая
завершив БС, Индийский океан покинул СКР пр.1135 (НАТО - Krivak)
«Летучий» (бортовой 699, к-3р. Хорьков В.А.). Заходил в ПМТО Камрань для пополнения запасов и отдыха личного состава.
Все учебно-боевые задачи и упражнения выполнены на
хорошо и отлично. Звание отличной и первое место на корабле завоевала БЧ-5 под
командованием капитана 3 ранга-инженера А.Узаревича.
12% сбереженного топлива - итог грамотной эксплуатации техники, выбора
оптимальных режимов механизмов.
19 мая через Суэцкий канал в Индийский океан
вошел БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-14» который
выполнял межфлотский переход на ТОФ с несением непродолжительной БС в Индийском
океане. В межфлотский переход вышел 4 мая из Черного моря, куда прибыл с Балтики где был построен. На борту рота морской пехоты 390
полка морской пехоты ТОФ.
В двадцатых числах мая
через Малаккский пролив в Индийский
океан прибыл СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Горделивый» (бортовой 675, к-2р. Долмат Сергей Александрович) который базировался на ПМТО Камрань. Он прибыл для участия в операции по подъему
ракетоплана «Бор-4». По окончании операции 10 июня
покинул Индийский океан.
27 мая через Суэцкий канал
завершив БС в Индийском океане отправился домой черноморский БДК пр.1171 (НАТО
- Alligator).
На борту усиленная сводная 2 рота морской пехоты 880 отдельного батальона
морской пехоты ЧФ. Командир десанта капитан Облога Л.Я., заместитель по
политчасти старший лейтенант Поливаров С.С. командир 2 роты капитан Ткаченко Николай
Николаевич. После нахождения на ПМТО арх.Дахлак 18 мая
ушли на рейд о. Сокотра
и уже оттуда 21 мая пошли домой, куда
прибыли 1 июня.
В конце мая через Малаккский пролив в
Индийский океан прибыла американская АУГ во главе с
авианосцем «Ranger» CV-61. Там он сменял авианосец «John F. Kennedy» CV-67. Из
Сан-Диего «Ranger» вышел 7 апреля, а БС завершил 18
октября, но до этого он после возвращения из Индийского океана был в западной
части Тихого океана.
4 июня 1982 г. в Индийском океане в районе
Кокосовых островов поисково-спасательным кораблем «Ямал» в ходе специальной
операции был поднят из воды беспилотный орбитальный ракетоплан
"БОР-4". Для этого была создана группировка кораблей, направляемая в
Индийский океан, в количестве семи единиц
(два из них были вооружены средствами космической связи других
космических систем связи):
командно-измерительный комплекс (КИК) ТОФ «Чумикан»
- КП походного штаба;
поисково-спасательные корабли (ПСК) ЧФ: "Ямал" - основной,
«Апшерон» и «Баскунчак» - резервные; НИС «Космонавт Георгий Добровольский»
(капитан Э.Н.Троицкий, начальник экспедиции И.Н.Поздняков) СКИ ОМЭР АН СССР
(Службы Космических Исследований Отдела Морских
Экспедиционных Работ Академии Наук СССР); БПК «Василий Чапаев» ТОФ - корабль охранения и танкер «Алатырь» ТОФ.
Позже группировка была несколько изменена, вместо БПК «Василий Чапаев»,
кораблем охранения был направлен к ним в двадцатых числах мая СКР пр.1135 (НАТО
- Krivak) «Горделивый» (бортовой 675) который
базировался на ПМТО Камрань.
Поисковыми действиями кораблей руководил командир
3-й бригады поисково-спасательных кораблей Черноморского флота капитан 1 ранга
Юрий Владимирович Гоман.
Разработанная организация связи на этом
мероприятии предполагала и широкое использование средств радиосвязи кораблей
отряда. Радиосвязь планировалось организовать через береговые территориально
разнесенные узлы связи: Центральный узел связи ВМФ (г.
Москва), узел связи ТОФ (Владивосток), Зональный узел связи (ЗУС) - 3 (Йемен),
ЗУС - 5 (Вьетнам), ЗУС - 1 (г. Фрунзе), КП 8 Опэск
ВМФ (на тот период район о. Сокотра - Индийский
океан), другие узлы связи по всему миру. Из них самыми перспективными по
условиям благоприятного условия распространения радиоволн были зональные узлы
связи ВМФ во Вьетнаме и в г. Фрунзе Киргизской ССР.
Организованные
телеграфные радиоканалы с КИК «Чумикан» и ПСК «Ямал»
на аппаратуре ЗАС Т-206 планировалось подать транзитом по космическим каналам
ЕСКС МО СССР от этих узлов связи ВМФ в Главный штаб ВМФ для резервирования
космической связи ГШ ВМФ с КИК «Чумикан» через НИС
«Космонавт Георгий Добровольский» (основная связь), и организации транзитов на
другие КП. Слуховая засекреченная связь на аппаратуре
ЗАС Т-600 планировалась как последний "горячий" резерв связи.
После неоднократных переносов сроков запуска
космического аппарата "БОР" промышленностью, отряд из трёх
поисково-спасательных кораблей ЧФ 12 апреля 1982 г. вышел из Севастополя. На
ПСК «Ямал» (командир ПСК капитан 2 ранга Виктор Чупаков)
вышел походный штаб. К походному штабу представителем от Главного штаба ВМФ для
координации и управления корабельной частью системы связи ВМФ на мероприятии
был прикомандирован капитан 3 ранга Дмитриев Владимир Васильевич. Другие
корабли корабельной группы с других флотов вышли в море приблизительно в эти же
сроки. Так НИС «Космонавт Георгий Добровольский» 3 апреля 1982 г. вышел из
Ленинграда, 7-9 апреля заходил в Копенгаген (Дания), шли вокруг Африки, 3 мая
обогнули мыс Доброй Надежды, 13-15 мая заходили в Порт-Луи (Маврикий), с 30 мая
по 5 июня находились в районе операции.
Корабли ЧФ весь май находились в Индийском океане - жара, воздух и вода
32 градуса, 16-21 мая в г. Мадрас
(Индия) заходили для пополнения запасов. Наконец, после неоднократных задержек
в пути, из-за очередных переносов сроков запуска космического аппарата
промышленностью, почти через два месяца после выхода кораблей в море, корабли
прибыли в район мероприятия. Встреча кораблей произошла 30 мая 1982 г. Походный
штаб с ПСК «Ямал» пересаживается на КИК «Чумикан».
Эти многочисленные задержки сроков запуска изделия естественно привели к
пропуску благоприятного по погоде времени проведения мероприятия в этом районе,
что чуть не привело к переносу срока запуска космического аппарата на год.
За нашими кораблями австралийский
военно-морской флот следил с 21 мая, а
австралийские ВВС с 31 мая.
3 июня 1982 г. ракетой запущен космический
аппарат "Космос-1374" ("БОР-4"). "Космос-1374"
приводнился в 560 км от архипелага Кокосовые острова: спланировал в огненной
плазме до высоты 4 км, выпустил парашют и лег на волны. В верхней части
"БОР-4" после приводнения надувался конический баллон-пеленг с
мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны
поисковой системы. Конус навигационного маяка на спине аппарата начал
радировать в эфир о своем местоположении. Но промах с расчетным местом
приводнения составил почти 200 км!
Корабли находились в назначенных точках
"эллипса рассеивания", все каналы связи работали, как часы. Через
некоторое время начался прием телеметрической и траекторной информации,
появились сигналы радиомаяка космического аппарата, то есть парашют раскрылся и началось приводнение аппарата. Полным ходом все
корабли пошли в точку приводнения аппарата, осуществляя наведение по сигналам
радиопеленгации, поднялись в воздух корабельные вертолёты. Погода с каждым
часом становилась все хуже и хуже. ПСК «Ямал» нашел "БОР".
В воздухе находилось несколько наших
корабельных вертолетов "Ка-25" (всего было 5 вертолётов). Для
дозаправки они по очереди садились на кренящиеся палубы кораблей. Над "БОР" очень низко, практически над головами, по
малому кругу летал самолёт-разведчик ВМС США "Орион" с громадной
фотокамерой (объективом) на брюхе и мешал работе (австралийский
"Орион" убрался раньше, видимо кончалось горючее). Один из
вертолетчиков не выдерживает "хамства" американцев
и выпустил поперек курса "Ориона" сигнальную ракету. Тот наконец "понял" и убрался подальше, стал
летать по большому кругу.
ПСК «Ямал»
подошел к "БОР" и сеткой на специальном подъемном кране
пытался его подцепить, подведя сетку под "Бор", но это не удавалось.
Попытки продолжались, но мешали погодные условия. Сильный ветер, подводные
течения, большая волна, а «Ямал» "пустой", то есть топливо, вода,
продовольствие израсходовано и корпус корабля
значительно приподнялся из воды, парусность большая, не позволяют командиру ПСК
«Ямал» точно выйти на цель, в отличие от
тренировок в Чёрном море в штиль.
Была вероятность потери космического
аппарата и гибели людей. Так как после удара о борт «Ямала» у
"БОР" была разбита носовая часть (кстати, т.н. "носок",
тогда в СССР их было изготовлено за два года работы - две штуки) и возможна
потеря плавучести космическим аппаратом, вдобавок автоматический дожиг остатка топлива в двигателе "Бор" в момент
приводнения не произошел и мог в любой момент самопроизвольно сработать, само
топливо было очень токсично, изделие могло "парить", а
водолазы были уже без противогазов, в которых работать на волне невозможно, а
сам аппарат заминирован - в двух местах по 6 кг взрывчатки системы
самоликвидации, а есть еще система самозатопления.
Всё что угодно могло случиться при тряске на штормовой волне и ударов изделия о
корпус корабля.
В очередной заход водолазы с надувной лодки
высадились на "БОР" и, рискуя жизнью, оттолкнули его ногами от борта
корабля. Аппарат был спасен, однако с подъемом изделия
на «Ямал» снова неудача. Штаб отряда пытался разработать оптимальное решение по
его подъёму, поставить «Чумикан» (водоизмещение 20
тысяч тонн) и другие корабли на пути волны, загородить "БОР", дал
рекомендации командиру «Ямала», доложил обстановку в ГШ ВМФ.
К счастью в следующий заход «Ямалу» удалось
поймать "БОР" в сетку. И как раз вовремя. В это же время на экранах локаторов наших
кораблей появились две цели. Это фрегаты ВМС США с военно-морской базы США на о. Диего-Гарсия, но они понимают, что поздно и
поворачивают восвояси, помешать нашим работам они так и не смогли. Последовала
радиограмма в Москву. Был установлен своеобразный рекорд - самая дальняя (до
20000 км) в истории связи ВМФ СССР засекреченная телефонная связь между Главным
штабом ВМФ и ПСК «Ямал» по радиоканалу, правда, только один короткий сеанс
радиосвязи. В последующие годы было еще четыре испытания "БОР" этой
модификации, по одному в год: одно в Индийский океан в ночь на 16 марта 1983
г., и три в Черное море, но там ничего принципиально нового уже не было. Разве
что, на последнем испытании космический аппарат взорвался при приводнении.
Корабли никаких обломков не нашли. По
окончании операции «Ямал» с грузом без заходов отправился в Севастополь. СКР
пр.1135 (НАТО - Krivak) «Горделивый» (бортовой 675)
покинул Индийский океан, вернувшись в Камрань. НИС
«Космонавт Георгий Добровольский» 13-15 июня заходил в Сингапур, 20 июня прошли
мимо о.Шри-Ланка,
1 июля по Суэцкому каналу вышел в Средиземное море, 14-17 июля зашел в
Роттердам (Голандия) и 22 июля вернулся в Ленинград.
5 июня американский авианосец «John F. Kennedy» CV-67 с эскортом
из 3 эсминцев по Суэцкому каналу покинул Индийский океан
перейдя в Средиземное море. Авианосец был первым в конвое с 19 судами, который
вошел в канал с юга на 7-ой годовщине повторного открытия водного пути для
международного судоходства. Капитану авианосца египетские власти вручили
памятный сувенир.
14-21 июня американская атомная подводная
лодка «Cavalla» SSN-684 действовавшая в Индийском океане находилась с
визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling).
26 июня через
Малаккский пролив в Индийский океан на смену завершавшим свою БС двум атомоходам Северного флота АПЛ пр.671РТ
«К-467» и АПЛ пр.671 «К-147», пришел первый тихоокеанский корабль АПЛ пр.671РТМ «К-247» 45 ДиПЛ
ТОФ с 556-м экипажем командир Афонин В.В., на борту
был и командир основного экипажа Ю.В.Кириллов.
Направление АПЛ пр.671РТМ в Индийский океан
имело целью получить данные о зависимости оборудования более современной
подлодки от температуры забортной воды, а следовательно, района плавания. В отличие от АПЛ пр.671РТ
на пр.761РТМ не было фреоновых холодильных машин,
зато в избытке было суперсовременного вооружения 3-го поколения, крайне
чувствительное к температурному режиму. Поэтому для выяснения фактической
картины было решено послать туда АПЛ
пр.671РТМ ТОФ и провести испытания на
месте. Выбор пал на «К-247» и «К-305» 45 ДиПЛ ТОФ,
две северные подлодки должны были менять две тихоокеанские. Хорошо, что вовремя
одумались и «К-305» не пустили дальше Вьетнама и все испытания выпали на долю
«К-247», которая после стоянки весной-летом 1982 г. отправилась в середине июня
в Индийский океан, где находилась по 21 сентября. Как вспоминал контр-адмирал в
отставке Кириллов Юрий Васильевич: «Температура в реакторном отсеке не опускалась ниже
+90-95°С. В остальных, не энергетических, была +60-70°С при 100% влажности.
Вооружение, за исключением самого необходимого или примитивного (ГКУ, РЛС,
магнитный компас), немедленно законсервировали, чем и спасли его. зато стали "сыпаться"
механизмы БЧ-5.
Этим испытания экипажа не закончились: на Дахлаке, по прибытии туда, по
программе испытаний вывели из действия ГЭУ. Тот, кто разбирается в этом,
поймет, что значит проводить в подобных условиях сначала расхолаживание, а
затем и ввод в действие корабельного реактора. Однако, вопреки ожиданиям. К-247
и здесь не загорелась, как это зачастую происходило с другими кораблями при
проведении подобной операции: комсомольчане ладно
сработали свою головную АПЛ.
Испытания испытаниями, но никто не снимал с корабля требования
выполнять боевые задачи, среди которых было 15-суточное слежение за СV-63 «Китти Хок», демонстрация военно-морской мощи в районе
Сейшельских островов, выполнение плановых задач БС, обеспечение БП (на нашу
долю пришлось 50% всей БП 8-й ОПЭСК ТОФ в 1982 г.) и многое другое. Самое
главное, что в этих нечеловечески трудных условиях экипаж сделал невозможное:
сохранил технику и вооружение и, более того, постоянно был готов применить
главное оружие. Когда вставал вопрос, на что расходовать спасительный холод,
предпочтение неизменно отдавалось технике и оружию. Без всякого принуждения!
Поход был благополучно завершен через семь месяцев. Был получен
уникальный в масштабах ВМФ опыт. Вывод: плавать там АПЛ пр.671РТМ неспособны...
И еще один неофициальный вывод: никакой другой экипаж не справился бы с этой
задачей. И вовсе не потому, что автор этих строк был командиром К-247 в этом
походе и желал бы преувеличить заслуги своего экипажа: дело в объективных
условиях и в особенностях этого экипажа. Будучи головным кораблем серии, К-247
четыре года провела в заводе, отрабатывая полный круг заводских и
государственных испытаний, свойственных головному кораблю, и экипаж за это
время приобрел уникальную ремонтную подготовку. К тому же 100% офицеров имели
"красные дипломы", либо медали (приятная метаморфоза кадровой
политики!). А заменено на корабле за поход было 100% подшипников (причем
некоторые неоднократно). Сложность иных ремонтов выходила далеко за рамки штатных
возможностей обычного экипажа.»
К воспоминаниям следует сделать одно
уточнение в 1982 г. авианосец «Kitty Hawk» СV-63 в Индийском океане не был - в январе 1982 г. он
пришёл в Бремертон для очередного среднего ремонта
сроком в год. Вероятней всего упомянутый авианосец был «Ranger»
CV-61 находившийся с 7 апреля по 18 октября 1982 г. в походе в западной части
Тихого и Индийского океана.
В ряде публикаций и сетевых справочников
(«Русский подплав», «Штурм Глубины») ошибочно
сообщается, что АПЛ пр.671РТ «К-513» 33 ДиПЛ СФ с
532-м экипажем капитан 1 ранга
Николай Михайлович Агеев выполнила БС продолжительностью 87 суток в Индийском
океане. Это идет от смешивании похода в 1981 г. и
этого. На деле в Индийском океане она не работала, неся БС в Южной Атлантике.
АПЛ вела разведку в районе ВМБ Англии на острове Вознесения. В ходе этого
похода 3 ноября 1982 г. ПЛ пересекла экватор. На борту
прошла церемония "посвящения в подводники". Выполнила 11 суточный заход в порт Луанда (Ангола) (10
ноября там). Возвращаясь с БС у побережья Исландии АПЛ
участвовала в испытаниях ГАС «Полином» совместно с НИС «Академик
Вавилов».
23 июня в Мозамбик с визитом зашли сразу пять
кораблей ВМФ СССР, в порт Мапуто с визитом прибыл
отряд кораблей под командованием контр-адмирала М.Н.Хронопуло
в составе БПК «Василий Чапаев», АПЛ пр.671РТ «К-467» 33 ДиПЛ
СФ и танкера пр.563 (НАТО - Kazbek) «Алатырь», а в Бейру зашли два спасательных корабля. Это было первое посещение с декабря 1981 г. Этот визит состоялся
спустя две недели после пребывания в Мозамбике советской военной делегации которая обещала военную помощь Мозамбику для
борьбы с «внутренними и внешними угрозами». На размещенных в Мапуто кораблях побывали президент Мозамбика, министр
обороны, начальник штаба и другие официальные лица. Визит продлился 9 дней в Мапуту и 7 дней в Бейре.
5 июля завершив БС,
Индийский океан покинули ПЛАРК пр. 675МК (НАТО - Echo
II) «К-204» (к-2р. Е.В.Орсагош, старший зам. командира 10 ДиПЛ ТОФ
капитан 1 ранга Александр Федорович Копьев) и БДК пр. пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-14» который выполнял межфлотский переход на
ТОФ с несением непродолжительной БС в Индийском океане. Во Владивосток
БДК прибыл 18 июля. 28 июля ПЛАРК прибыла в родную базу на Камчатке.
8-13 июля в австралийском порту Фрима́нтл отдыхал несший службу в Индийском океане
американский десантный отряд в составе вертолетоносца «Peleliu»
LHA-5, кораблей «Cleveland» LPD-7 и «Peoria» LST-1183.
10 июля через
Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошел МТЩ-СКР пр.264А (НАТО - Т-58)
«Павлин Виноградов» (к-3р. Бояркин
Виктор Васильевич).
26 июля - 2 августа американская атомная
подводная лодка «Indianapolis» SSN-697 оперирующая в
Индийском океане находилась с визитом в австралийской
ВМБ Стерлинг (Stirling).
В июле-августе через Суэцкий канал в Индийский
океан на БС прибыл с черноморского флота
корабль управления (КУ) пр.05964 (НАТО - Vytegrales)
«Даурия» (бортовой 501). БС длилась 10 месяцев.
1-5 августа 1982г. в Ходейда
(ЙАР) с официальным визитом пришел отряд под командованием капитана 1 ранга Ф.Н.Громова
в составе СКР «Рьяный», БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» и танкера «Алатырь».
5 августа
через Суэцкий канал в Индийский океан вошел БДК пр. пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-101»
который выполнял межфлотский переход на ТОФ с несением непродолжительной
БС в Индийском океане. В межфлотский переход вышел 20 июля из Черного моря,
куда прибыл с Балтики где был построен.
В августе БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «50 лет шефства ВЛКСМ» (бортовой 05*) заходил на
ПМТО арх.Дахлак.
В августе 1982 г. после довольно тихого
интервала ирано-иракская война вновь вернулась в воды Персидского залива,
поставив под угрозу международное судоходство. Начатая в конце апреля 1982 г.
иранская контратака с большими потерями вывела иранские войска на берег реки Шат-эль-Араб в течение мая. Как ответ ВВС
Ирака увеличили атаки на Бенде́р-Хомейни́
(до 1979 г. - Бенде́р-Шахпу́р). 10 августа
иракскими авиационными ударами были потоплены греческий танкер «LITSION BRIDE»
(15000 тонн) и корейское грузовое судно
«SAMBOW BANNER» (16000 тонн). 26 человек из команды греческого судна
были спасены иранскими судами, на корейском судне один погиб и 8 членов экипажа
пропали без вести. Ирак заявил, что принял их за
иракские военные корабли «крупные морские цели». 12 августа Ирак объявил
северо-западную часть Персидского залива закрытой областью, и 16 августа начал
атаки против экспорта нефти Ирана с острова Харк (Kharg). 25 августа терминалы по погрузки нефти на острове Харк
были подвергнуты удару со стороны иракских самолетов в ответ на иранские воздушные
нападения на населенные районы. Атака на Харк
была повторена 30 августа со значительным эффектом.
С 1982 г. иракские корабельные ударные
группы (КУГ) стали взаимодействовать с самолетами и боевыми вертолетами, что
повысило результативность их ударов. Одновременно район боевых действий был
расширен до основного иранского нефтеэкспортного порта на
о. Харк и порта Бушир. В 1981 - 1982 rr. иракским командованием
сообщалось о 9 успешных набегах ВМС на морские коммуникации противника, во
время которых было атаковано 4 конвоя и несколько одиночных судов, нанесен удар
по порту Бушир, при этом потоплено 20 и повреждено 3
судна, (данные воюющих сторон о потерях
противника не всегда достоверны и не подтверждаются источниками третьих стран.)
а еще 5 подорвались на минах, выставленных
кораблями.
21 августа на Сейшельских островах имела
место очередная неудачная попытка переворота. В порту с визитом находились два военных корабля французов, один советский
военный корабль, и еще военный корабль
из Новой Зеландии ожидался 22 августа. Но как сказали власти, военные корабли
не имели никакого отношения к мятежу и были на запланированных дружественных
визитах.
В
конце августа через Малаккский пролив в Индийский океан пришел очередной отряд
американских кораблей в составе эсминца «John Young» DD-973, фрегата «Albert David» FF-1050 и корабля снабжения «San
Jose» AFS-7. Вышли 21 августа из Субик-Бей направляясь в Аравийское море. С 7
сентября по 18 октября выполняли операции по наблюдению в Аравийском море,
после чего 19 октября отправились в США.
27 августа через Суэцкий канал в Индийский
океан на БС прибыла плавмастерская пр.304 (НАТО - Amur) «ПМ-52»
(командир Дворников). Прибыла после гарантийного ремонта в Польше, была
размещена на ПМТО арх. Дахлак, где оставалась до 27 марта 1984 г., за это время
произошло несколько смен командиров до весны 1983 г. Дворников, с весны 1983 г.
по весну 1984 г. Кудряшев, а с весны 1984 г. перед
самым уходом опять Дворников.
4-13 сентября в австралийских портах
отдыхали американские корабли развернутые в Индийском
океане. В порту Фрима́нтл авианосец «Ranger» CV-61, ракетный крейсер «England»
CG-22, эсминец «Paul F. Foster»
DD-964, командный корабль «Nillgra Falls» AFS-3, корабль снабжения «Passumpsic»
AO-107, в порту Олбани фрегат «Oueliet» FF-1077, в
порту Джералдтон - фрегат «Rathburne»
FF-1057, в порту Банбери - фрегаты «Brewton» FF-1086 и «Whipple» FF
1062, в ВМБ Стерлинг - ракетный крейсер «Fox» CG-33 и
корабль снабжения боеприпасами «Kiska» T-AE-35.
В начале сентября,
спустя менее двух недель после попытки военного переворота на Сейшельских
островах в порт Виктория пришел отряд
советских кораблей в составе РКР пр.1134А (НАТО - Kresta)
«Василий Чапаев» (бортовой 549, к-2р. А.Г.Зозуль),
СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Рьяный» (бортовой
690) и танкера. Западные
журналисты обозвали визит «дипломатией канонерок».
В середине сентября через Суэцкий канал в
Индийский океан прибыла американская АУГ во главе с
авианосцем «Forrestal» CV-59, работавшая с июня в Средиземном
море. Она сменяла АУГ во главе с авианосцем «Ranger»
CV-61. Вместе с ним пришли крейсер «Wainwright» CG-28, фрегат «Vreeland»
FF-1068 и корабль снабжения «Seattle» AOE-3. 14
сентября в Красном море потерпел аварию истребитель F-4 с авианосца. 16
сентября отряд вышел в Индийский океан. Однако развертывание там
было недолгим через месяц АУГ был отозван в Средиземноморье через
Суэцкий канал.
19 сентября через Суэцкий канал
завершив БС, Индийский океан покинула базировавшаяся на ПМТО арх. Дахлак плавмастерская пр.304 (НАТО - Amur) «ПМ-129» (капитан 2 ранга Золотухин
Василий Павлович). Находилась там с июня 1981 г., оттуда ушла на ремонт в Гдыню
(Польша).
21 сентября завершив БС, Индийский океан
покинули АПЛ пр.671РТМ (НАТО - Victor III) «К-247» 45 ДиПЛ ТОФ с 556-м экипажем
командир Афонин В.В. и БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)
«БДК-101» который выполнял межфлотский переход на ТОФ с несением
непродолжительной БС в Индийском океане. Во Владивосток прибыл 14 октября.
23 сентября через Суэцкий канал в Индийский
океан на БС прибыла черноморская плавбаза пр.1886 (НАТО - UGRA) «Волга»
(бортовой 876, капитан 3 ранга Ларионов Валерий Иванович). Эта БС продолжалась
14 месяцев.
В сентябре 1982 г. президент Ирака Саддам Хусейн
заявил, что Советский Союз возобновил продажу оружия Ираку. И хотя советские
представители избегали подобных заявлений, это соответствовало
действительности. В начале войны СССР ввел эмбарго на поставки оружия в обе
страны. Учитывая крупномасштабные оружейные соглашения СССР с Ираком, эта политика
представляла собой крен в сторону Ирана. Поскольку война затягивалась, и другие
страны не спешили присоединиться к эмбарго на поставки оружия, а еще активнее
их развивали, Москва пересмотрела свою политику поставок оружия и в начале 1981
г. сняла эмбарго. В апреле 1981 г. Москва возобновила прямые поставки Багдаду
боеприпасов, запасных частей и предметов снабжения. После визитов нескольких
высокопоставленных иракских делегаций в Москву, начавшихся в мае 1981 г.,
последовали поставки самолетов МиГ-23 и МиГ-25, а также танков Т-72 по
существующим контрактам. В апреле 1982 г. СССР и Ирак
наконец заключили новое соглашение о поставках вооружений на сумму не менее 2
миллиардов долларов. Вооружения для иракцев доставлялись на наших грузовых
судах в порты Кувейта. Объективности ради надо заметить, что отмена эмбарго
коснулась и поставок в Иран. В июне 1981 г. Москва согласилась продать Тегерану
артиллерию, боеприпасы и вооружение для пехоты на сумму около 200 миллионов
долларов, поставки этих вооружений шли в 1981-1982 гг. Кроме того СССР
предлагал Ирану заключить еще одну крупную сделку с оружием, но Тегеран
отклонил это предложение.
В октябре выполняя межфлотский переход с СФ
на ТОФ вокруг Африки в Индийский океан прибыло БРЗК
пр.1826 (НАТО - BALZAM) «Азия» (бортовой номер ССВ-493, капитан 2 ранга Н.В. Карачевчев). В сентябре 1982 г. отслеживали учения в
Северном море, в ходе похода заходил в Луанду. Как долго находился в Индийском не знаю.
11-18 октября американская атомная подводная
лодка «San Francisco»
SSN-711 оперирующая в Индийском океане находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling).
21 октября в Индийский океан южным маршрутом
обогнув Австралию из Тихого океана с целью гравиметрических измерений по плану
Академии наук СССР, маршруты МГС № 16 и № 18 в Тихом и Индийском океанах,
прибыли ЭОС пр.976 «Башкирия» (капитан 1
ранга В.С.Климчук) и ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-101» -
«Регул» (открытое наименование) - командиры экипажей ПЛ:
капитан 3 ранга В. А. Трухин и (второй- неизвестен). Командир
отряда кораблей капитан 1 ранга В.С. Климчук. Зам по
науке - зам. командира судна капитан 2 ранга Б.Я.Горелик. На ПЛ
исследования выполняли две группы под руководством капитан-лейтенанта
А.Г.Тихонова и ст. лейтенанта Ф.Ф.Камалова. В поход вышли 1 сентября 1982 г.
шли Тихим океаном через Французскую Полинезию, 11 октября французские самолеты
заметили советские суда в 800 км южнее о.Таити,
они шли на юг к мысу Доброй Надежды, из-за того что подлодка шла на буксире
французы ошибочно предположили что она была повреждена. Реально это была
необходимость, связанная с работой. Для проведения работ в океане, необходима
средняя скорость 10 узлов, что для субмарины в постоянном режиме проблематично,
да и нагрузка на дизеля большая. Для
этого лодка становилась на буксир к судну сопровождения, при этом подрабатывая
одним дизелем в режиме "винт-расход". Через каждые 60 миль лодка
снималась с буксира, погружалась, проводила измерения, а затем снова постановка
на буксир, даже в штормовую погоду.
22-23 октября в австралийском порту Фрима́нтл отдыхал несший службу в Индийском океане
американский десантный отряд в составе вертолетоносца «Belleau
Wood» LHA-3 и транспортный корабль док «Ogden» LPD-5. Чуть позже 29 октября - 5 ноября там отдыхал
и танкодесантный корабль «Cayuga»
LST-1186.
25 октября через Суэцкий канал
завершив БС, Индийский океан покинула плавбаза пр.1886 (НАТО - UGRA) «ПБ-82»
(командир Тарасевич)
СФ. Продолжила поход, через Средиземное море, в Атлантику в Гвинею.
Новый 1983 год встречали в Конакри, в феврале 1983 г. вернулись через Ла-Манш в
Западную Лицу.
30 октября через Малаккский пролив в
Индийский океан прибыла АУГ во главе с атомным авианосцем «Enterprise»
CVAN-65, он сменил срочно
отозванный в Средиземное море авианосец «Forrestal» CV-59. До этого 25-30 октября был с визитом в Сингапуре. Пройдя в
Индийский океан, направилась в северную часть Аравийского моря и действовала
там до 19 ноября. Затем выполнили заход в порт Момбаса (Кения) там 25 ноября.
31 октября завершив БС,
Индийский океан покинул РКР пр.1134А (НАТО - Kresta)
«Василий Чапаев» (бортовой 549, к-2р. А.Г.Зозуль).
В октябре на 12 дней в
Индийский океан заходил СКР пр.1135 (НАТО - Krivak)
«Разумный» (бортовой 623, к-3р. Савосик Владимир Антонович).
В июне 1982-январе 1983 г. базировался в Камрани
(Вьетнам), несколько раз выполняли сопровождение судов через Малаккский пролив.
2 ноября через Малаккский пролив в Индийский океан на
БС прибыл МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Контр-адмирал
Першин» (бортовой 753).
В начале ноября через Малаккский пролив в
Индийский океан прибыла американская АПЛ «Omaha» SSN-692 в сопровождении эскортного корабля «Hepburn» DE-1055. Для работы с группой CTG 70.6, в том
числе и на учениях ASWEx 83-2U с 15 по 17 ноября. В
ходе развертывания посетили 23-26 ноября Момбасу (Кения), 21-23 декабря о.Диего-Гарсия, 30 декабря 1982 г. - 5 января 1983 г. Перт
(Австралия). Затем ушла в западную часть Тихого океана.
16-23
ноября американская атомная подводная лодка «Jacksonville»
SSN-699 оперирующая в Индийском океане находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling).
В ноябре в австралийских портах отдыхали
несшие службу в Индийском океане американские корабли - в порту Банбери 6-10 ноября фрегат «Knox»
FF-1052, в порту Фрима́нтл 11-15 ноября фрегат «Knox» FF-1052, 26-27 ноября фрегат «Francis
Hammond» FF-1067.
20-25 ноября в Порт-Луи (Маврикий) с визитом
находились СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Рьяный» и МТЩ
«Заряд». После прошедших в июне выборов, где победу одержало левое
правительство, это был первый заход советских боевых кораблей в порт. До этого
наши боевые корабли были с визитом в Порт-Луи в декабре 1981 г. По западным
данным визит был связан с решимостью Москвы проверить твердость обещаний нового
правительства Маврикии лишения доступа к портовым сооружениям Порт-Луи на все
военные корабли, не принадлежащие государствам
расположенным в Индийском океане. Москва поднимала проблему регулярного
военно-морского доступа к портам Маврикии с новым
правительством несколько раз обозначая свой большой интерес к таким посещениям и
пытаясь убедить в этом различных правительственных чиновников. Это и другие
политические и экономические соображения привели к изменению политики
маврикийского правительства к заходам военных кораблей. В начале 1983 г.
правительство объявило, что наряду с советскими, военно-морские корабли США и
Великобритании тоже будут приветствоваться в порту.
20 ноября через Малаккский пролив на БС в
Индийский океан прибыла ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie)
«К-429» (командир - капитан 3 ранга Е.В.Мякишев,
старший на борту - командир 228-го экипажа ПЛ капитан
2 ранга Г.А.Сорокин). На службу вышли в июле, заходили в ПМТО Камрань (Вьетнам). Во время перехода в Индийский океан в
сентябре-октябре «К-429» участвовала в Филиппинском море в учениях на тему
“Разгром КОН противника торпедными и многоцелевыми ПЛ
ТОФ” под руководством ГК ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова, с
фактическим развертыванием двух ПЛ пр.641 19-й бригады ПЛ 6-й ЭсПЛ ТОФ и двух АПЛ 10-й ДиПЛ 2-й
ФлПЛ (одной командовал капитан 2 ранга Е.В.Орсагош, второй была «К-429»). «К-429» была отведена
роль корабля разведки и непосредственного слежения. По сигналу руководителя
учений, находившегося во Владивостоке на КП ТОФ, К-429 вошла в полосу
вероятного движения КОН условного противника, своевременно обнаружила КОН в
составе танкера «Иркут», госпитального судна «Обь», морского буксира «МБ-126», плавмастерской «ПМ-156» и трех кораблей охранения, вышла на
гидроакустический и визуальный контакт, начала длительное слежение,
периодически сообщая на КП ТОФ и на взаимодействующие ПЛ
данные о движении КОН. По приказанию КП ТОФ выполнила условную ракетную
стрельбу и торпедную атаку по кораблям КОН.
22 ноября через Малаккский пролив на БС в
Индийский океан прибыло авианосное соединение в составе ТАКР пр.1143 (НАТО - Kiev) «Минск» (бортовой
011, командир - капитан 1 ранга В.Саможенов),
БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Ташкент» (бортовой
556). ТАКР на БС вышел 26 сентября 1982
г., нес боевую службу в Южно-Китайском море с заходом в ПМТО Камрань (Вьетнам).
Американцы для наблюдения за «Минском»
отрядили эсминец «Harry W. Hill»
DD-986. Он прекратил свою миссию 19-20 января 1983 г.
24-28 ноября порт Момбаса посетил авианосец
«Enterprise», также там был корабль «Samuel Gompers» AD-37 выполнивший
ряд работ на авианосце. По окончании визита авианосец до
конца года находился в северной части Аравийского моря с боевой группой (Battle Group - BG) Foxtrot, включавшую в себя атомный ракетный фрегат «Bainbridge» CGN-25, ракетный эсминец «Waddell»
DDG-24, эсминец «Hull» DD-945, фрегаты «O'Callahan» FF-1051, «Hepburn»
FF-1055, вспомогательные суда «Shasta» AE-33, «Sacramento» AOE-1, «White Plains» AFS-4 и «Ponchatula»
T-AO-148. 2-8 декабря они приняли участие в учениях “Jade Tiger 82”. Также с группой до 10 января 1983 г.
действовал французский эсминец «Kersaint» D-622.
2 декабря два советских военных корабля
бросили якорь в Порт-Луи (Маврикий).
3 декабря четыре советских боевых корабля
прибыли в порт Мапуту (Мозамбик) с восьмидневным деловым визитом.
В начале декабря через
Малаккский пролив на БС в Индийский океан вошел БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев»
(бортовой 055, потом в ходе БС сменился на 052, к-3р. П.Петров), на борту батальон морской пехоты 165
полка морской пехоты ТОФ, командир подполковник В.А.Уфимцев. В поход
вышли 15 октября.
В декабре завершив БС,
Индийский океан покинул БДК пр.1171 (НАТО - Alligator)
«50 лет шефства ВЛКСМ» (к-3р. Симович Валерий Витальевич) на борту батальон морской пехоты 390 полка морской пехоты ТОФ под
командованием майора В.И.Орфани. Домой пришли 29 декабря 1982 г.
11 декабря завершив гравиметрических
измерений по плану Академии наук СССР
Индийский океана покинули южным маршрутом обогнув
Австралию ЭОС пр.976 «Башкирия» (капитан
1 ранга В.С.Климчук) и ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-101» -
«Регул» (открытое наименование). Работали в восточной части Индийского океана,
заходы в иностранные порты не производили. Работу продолжили в Тихом океане. 23
декабря ВВС Новой Зеландии заметили их в
пределах 320 км экономической зоны Новой Зеландии к западу от островов Чатем. Домой пришли 16 февраля 1983 г.
12 декабря завершив БС,
Индийский океан покинули СКР пр.1135
(НАТО - Krivak) «Рьяный» (бортовой 690) и МТЩ пр.266М
(НАТО - Natya) «Заряд» (к-л. Коваленко Ю.В.). Задачи боевой службы МТЩ выполнены успешно. Порты заходов: п. Камрань (Вьетнам), п.
Аден (НДРЙ), о-в Нокра (архипелаг Дахлак, Эфиопия),
Порт-Луи (о. Маврикий). Домой пришли 30 декабря.
11-14 декабря 1982г. в Бомбей (Индия) с официальным
визитом пришел отряд под командованием контр-адмирала Р.Л.Дымова в составе ТАКР
«Минск», БПК «Ташкент» и танкера «Борис Бутома».
Розин Александр.