На Главную.

 

Розин Александр.

 

8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1982 г. - 1986 г.

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16

 

7. Хроника БС в 1984 г.

 

На начало года на боевой службе (БС) находились -  ТАКР пр.1143 (НАТО - Kiev) «Новороссийск» (к-1р. Черных Борис Пантелеевич), 2 БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Николаев» (бортовой 700, к-3р. В.Н.Баранов) и «Таллин», 2 СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Порывистый» (к-3р. Макаренко В.К.), «Разящий» (к-2р. Мартынов В.В.), 3 десантных корабля - БДК пр.1174 (НАТО - Ivan Rogov) «Александр Николаев» (к-2р. Ю.Вакарин) и 2 БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)  «БДК-14» и «БДК-98» (к-3р. В.Д.Трегубов). Подводный флот был представлен 1 ПЛАРК пр.675МК (НАТО - Mod Echo II) «К-204» и 1 ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-112» (к-2р. А.И.Головань).

В январе через Малаккский пролив из Индийского океана ушла американская АУГ во главе с авианосцем «Ranger» CV-61. В Индийском океане она провела 122 дня.

5 января  ОБК во главе с ТАКР «Новороссийск» принял участие в поисковой операции в Аравийском море севернее о. Сокотра.

7 января завершив БС, Индийский океан покинул БДК пр.775 (НАТО - Ropucha) «БДК-98» (к-3р. В.Д.Трегубов) выполняющий межфлотский переход с Балтики на ТОФ с выполнением БС в Индийском океане. На борту усиленная рота морской пехоты 3 батальона 390 полка морской пехоты ТОФ под командованием капитана Гудкова В.В. Домой пришли 10 февраля 1984 г.

14 января через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл СРЗК «Пеленг» (тип «Памир» бывший буксир-спасатель построен в Gavle, Швеция, в строю с 1958, бортовой номер ССВ-477).

26 января через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Резкий» (к-3р. Каргин В. Н.).

28 января выход ОБК  с ТАКР «Новороссийск», БПК «Николаев» и СКР «Порывистый» с рейда оокотра на переход. 

29 января ТАКР «Новороссийск» «атакован» советской АПЛ, которую не обнаружил. Только перехватил её радиограмму о том, что она вышла в учебную торпедную атаку по ТАКР «Новороссийск». Около 9.00 обнаружил другую ПЛАРК пр.675 «К-144», которая после атаки всплыла в надводное положение. Проводились воздушные «бои» между самолётами Як-38 и американскими  «Фантомами», «Интрудерами» и «Скайуорриерами» с американского авианосца «Midway» CV-41.

США спекулируя на том, что в ирано-иракской войне положение якобы складывается в пользу Ирана, а также на неоднократных обещаниях иранского руководства блокировать Ормузский пропив, приступили к практическим мерам. В январе 1984 г. США потребовали, чтобы любые самолеты, пролетающие над международными водами в Аравийском море севернее параллели 20°, связывались с военными кораблями США, иначе они «окажутся в серьезной опасности», а позже запретили любыми плавсредствами приближаться к кораблям ВМС США ближе 5 миль в водах Оманского, Персидского заливов, Ормузского пролива и Аравийского моря, угрожая применением «мер самообороны». В феврале президент США заявил, что Америка не допустят блокады Ираном Персидского залива.

В конце февраля 1984 г. Ирак объявил блокаду порта Харг и «войну танкерам» в радиусе 50 миль от него, пытаясь полностью сорвать иранский нефтяной экспорт.

1 февраля ТАКР «Новороссийск» обнаружил АГАК «Полин» неопознанную ПЛ, поддержание контакта более часа. Заправка от БМТ «Борис Бутома» траверзным способом.

1-8 февраля американская атомная подводная лодка «New York City» SSN-696 действующая в Индийском океане находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling). После чего отправилась домой.

В феврале через Суэцкий канал в Индийский океан на БС прибыла плавмастерская  пр.304 (НАТО - Amur) «ПМ-129». На БС ушли из Лиепае куда перешли после ремонта из Гдыни (ПНР). Базировались на ПМТО о. Нокра (арх. Дахлак), где сменила «ПМ-52».

5-10 февраля  деловой заход ОБК во главе с ТАКР «Новороссийск» в падрас (Индия).  БПК «Николаев» встал к причалу в порт. 6 февраля на палубу ТАКР «Новороссийск» дважды садился вертолёт «Алуэт» индийских ВМС: первым рейсом забрал на берег вице-адмирала Дымова Р.Л. и командира крейсера капитана 1 ранга Черных Б.П., вторым рейсом доставил на борт их и командующего восточным военно-морским районом Индии контр-адмирала Роя и командующего морскими силами восточного района. 6 февраля на СКР «Порывистый» при подъёме на борт барказа сломалась грузовая стрела. Раненые доставлены на «Новороссийск» в медицинский блок. Баркас поставлен на самодельные кильблоки на палубу бака «Новороссийска» между контейнерами главного комплекса для доставки в залив Стрелок. 8 февраля на палубу «Новороссийска» дважды садился вертолёт «Алуэт» ВМС Индии, доставлявший военно-морское командование индийских ВМС.  В 11.30 10 февраля  ОБК снялся с рейда п. Мадрас для продолжения перехода.

13 февраля заправка ОБК во главе с ТАКР «Новороссийск» от БМТ «Борис Бутома» траверзным способом.

14 февраля ОБК во главе с ТАКР «Новороссийск» встретился с БДК «Александр Николаев» и вместе продолжили переход в базу. ОБК имел  контакт с неопознанной ПЛ, поддерживался более 20 минут.

15 февраля завершив БС, Индийский океан покинул ОБК выполнявший межфлотский переход на ТОФ в составе ТАКР пр.1143 (НАТО - Kiev) «Новороссийск» (капитан 1 ранга Черных Борис Пантелеевич), БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Николаев» (бортовой 700, к-3р. В.Н.Баранов), СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Порывистый», БДК пр.1174 (НАТО - Ivan Rogov) «Александр Николаев» (к-2р. Ю.Вакарин), на борту батальон морской пехоты 390 полка морской пехоты ТОФ под командованием майора А.Н.Бардина.  Во Владивосток  ТАКР, БПК, СКР пришли 27 февраля. С БДК непонятно, по некоторым данным  он пришел 28 апреля 1984 г.

16-20 февраля 1984 г. с визитом в Массауа (Эфиопия) пришел отряд под командованием контр-адмирала Ф.Н.Громова в составе БПК «Таллин», СКР «Резкий» и БДК «БДК-14».

18 февраля через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыла ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-201» (капитан 2 ранга Л. З. Лупач). Вышла из ПМТО Камрань в сопровождении базировавшегося там МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Параван» (капитан 3 ранга Г. А. Тихонов) который провел ее через Малаккский пролив в Андаманское море. Из-за массового заболевания дизентерией экипажа ПЛ «К-201» выход подводной лодки в операционную зону 8-й ОПЭСК был задержан на 18 суток. После принятия соответствующих мер организационного, противоэпидемиологического характера подводная лодка убыла в Индийский океан.

22 февраля через Суэцкий канал в Индийский океан на БС прибыла плавбаза пр.1886 (НАТО - UGRA) «ПБ-32» (бортовой 927, к-3р. Сеньков) Северного флота. В 1983 г. она прошла ремонт в порту Триват (Югославия) и после захода в Севастополь отправлена на БС в Индийском океане с заходом Аден, Дахлак, точка возле оокотра. В Индийском океане предположительно по октябрь 1984 г.

1 марта через Малаккский пролив в Индийский океан на БС прибыла ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-15» (к-3р. Лавренов Ю.В.). Вышла из ПМТО Камрань. На БС вышла 2 ноября 1983 г., прибыв в Камрань вошла в состав 38-й ДиПЛ 17-й ОпЭск ВМФ. Выполнила боевую службу в ноябре-декабре 1983 г. в Южно-Китайском море, после чего имела планово-предупредительный ремонт на 922 ПМТО Камрань. После проведения планово-предупредительного ремонта вышла на боевую службу в Индийский океан.

9 марта завершив БС, Индийский океан покинула ПЛАРК пр.675МК (НАТО - Mod Echo II) «К-204». В Андаманском море была взята на сопровождение МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Параван» (капитан 3 ранга Г. А. Тихонов) который ранее привел ПЛАРК пр.670 «К-201» и приведена в Камрань. 21 марта 1984 г. имела место течь главного циркуляционного насоса первого контура ЛБ. После этого  поставлена в восстановительный ремонт.

11 марта завершив БС, Индийский океан покинул СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Разящий».

В марте ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-15» (к-3р. Лавренов Ю.В.) имела планово-предупредительный ремонт на ПМТО Дахлак.

В апреле завершив БС, Индийский океан покинула плавмастерская пр.304 (НАТО - Amur)  «ПМ-52» (командир Дворников). Базировалась в ПМТО арх. Дахлак, покинула базу 27 марта. Ушла на ТОФ.

В апреле 1984 г. США, Великобритания и Франция пришли к соглашению о совместном военном вмешательстве, если с просьбой об этом обратятся страны Персидского залива. Все это сопровождалось широкой пропагандистской кампанией «об угрозе экономике стран Запада в случае срыва их импорта нефти из стран залива».

11-12 апреля через Малаккский пролив в Индийский океан прибыл АУГ во главе с авианосцем «Kitty Hawk» CV-63. 16 апреля на станции в Аравийском море он сменил АУГ во главе с авианосцем «Midway» CV-41 который отправился домой.

17 апреля в Аравийском море советский противолодочный самолет Ил-38 облетел АУГ во главе с авианосцем «Kitty Hawk». Подобные облеты самолетами Ил-38 осуществлялись 25 и 29 апреля.

16 апреля завершив БС, Индийский океан покинула ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-112» (к-2р. А.И.Головань). Выполнила задачи БС  в Индийском океане и Красном море с заходами в порт Аден и ПМТО на оахлак. Домой пришли в июне 1984 г.

26 апреля через Суэцкий канал в Индийский океан прибыл выполняющий межфлотский переход с ЧФ на ТОФ с несением БС МРК пр.1234 (НАТО - Nanuchka) «Бриз» (к-3р. В. К. Яворин). 3 марта 1984 г. корабль начал переход из Севастополя под буксиром на ТОФ через Суэцкий канал.  Индийский океан покинул 12 июня через Малаккский пролив.  По прибытию в Камрань вошел в состав 119-й брнк 17-й опэск и задержался там до мая 1985 г.

26 апреля через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (к-3р. П.Петров). В поход вышли 7 марта. На борту батальон морской пехоты 165 полка морской пехоты ТОФ под командованием капитана А.А.Радашевского.

28 апреля завершив БС, Индийский океан покинул БПК пр.1134Б (НАТО - Kara) «Таллин» и СРЗК «Пеленг» (тип «Памир» бывший буксир-спасатель построен в Gavle, Швеция, в строю с 1958, бортовой номер ССВ-477). БПК прибыл в базу  14 мая 1984 г.

В конце апреля через Малаккский пролив  Индийский океан покинула американская АУГ в составе 8 кораблей во главе с авианосцем «Midway» CV-41 после нахождения 110 дней там. 1 мая все они прибыли для отдыха в тайский курорт Патайя.

1-2 мая в Аравийском море советский противолодочный самолет Ил-38 облетел АУГ во главе с авианосцем «Kitty Hawk». Подобные облеты самолетами Ил-38 осуществлялись 12 и 19 мая, а 23 мая облет выполнил Ан-12.

3 мая завершив БС, Индийский океан покинуло госпитальное судно пр.320А «Обь». Направилось в ПМТО Камрань (Вьетнам) и уже оттуда во Владивосток.

В мае 1984 г. иранское руководство приняло решение активизировать действия своих ВВС на морских нефтеэкспортных коммуникациях арабских стран Персидского залива, оказывавших, по его мнению, военную и экономическую помощь Ираку, и еще до конца года самолеты потопили и повредили 18 судов. С 25 октября 1984 г. действия иракских ВМС на коммуникациях были прекращены и вся тяжесть борьбы с нефтеэкспортом легла на авиацию. Таким образом, по сообщениям командования воюющих сторон, в боевых столкновениях 1984 г. было потоплено и повреждено 128 транспортов, еще 7 подорвалось на минах. (Успешные атаки 67 судов подтверждены источниками третьих стран (9 достоверно потоплено, 17  по данным страховых компаний, пошли на слом, как неподлежащие восстановлению, их общее водоизмещение 4.1 млн. т).)

4-11 мая американская атомная подводная лодка «Tunny» SSN-682 действующая в Индийском океане находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling).

6 (или 16) мая через Суэцкий канал в Индийский океан на БС прибыл черноморский эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Находчивый» (командир Яковлев). Первоначально на БС в Индийский океан эсминец под командованием капитана 2 ранга Турковского, имея на борту находилась группа радиоразведки в составе десять человек: два офицера и восемь матросов вышли в начале марта, но 16 марта во время выхода на боевую службу в проливе Дарданеллы эсминец ударился о грунт и повредил оба гребных винта. В Эгейском море стояли две недели ожидая разрешения турок на проход проливов в обратном направлении. Вернулись в Севастополь, вторично  после ремонта, смены штурмана и командира (капитана 2 ранга Турковского сменил капитан Яковлев) вышли на БС по некоторым данным 4 мая. В Средиземном море группу разведки передали на ГС «Маршал Геловани», и в Индийском океане работали без неё.

10 мая через Суэцкий канал в Индийский океан  прибыло гидрографическое судно пр. 862/II  «Маршал Геловани» выполняющее межфлотский переход на ТОФ. В Порт-Саид пришли вечером 9 мая, из канала вышли в 17.30 10 мая. На борту была группа радиоразведки в составе десять человек: два офицера и восемь матросов принятая в Средиземном море с эсминца «Находчивый», она покинула корабль 14 мая, перейдя на буксир. «Маршал Геловани» продолжил переход без задержки в Индийском океане.

12-14 мая и 19-24 мая в австралийском порту Фрима́нтл находился на отдыхе американский десантный отряд в составе вертолетоносца «Belleau Wood» LHA-3, десантных кораблей «Dubuque» LPD-8, «Bristol County» LST-1198 и корабля снабжения «Ponchatoula» AO-148. Они работали в Западной части Тихого океана и это был их эпизодический заход в Индийский океан.

22-26 мая 1984г. в Порт-Луи (Маврикий) с официальным визитом пришел отряд кораблей под командованием контр-адмирала Ф.Н.Громова  в составе БДК «Александр Торцев», СКР «Резкий» и танкера «Память Ленина».

2-6 июня с деловым визитом в порт Мапуту (Мозамбик) с визитом пришли СКР «Резкий» и БДК «Александр Торцев». Это первое посещение страны в этом году. Корабли посетили три заместителя министра обороны.

5 июня через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Контр-адмирал Хорошхин».

10 июня в Аравийском море на станции АУГ во главе с авианосцем «Kitty Hawk» CV-63 сменил прибывший на службу АУГ во главе с авианосцем «AMERICA» CV-66. «Kitty Hawk» 22-27 июня был с визитом в австралийском порту FREEMANTLE, после чего вернулся на базу в Субик-Бей (Филиппины).

В июне американские ВМС приступили к эскортированию танкеров. Одновременно средствами массовой информации было заявлено «О готовности ВМС США конвоировать все суда на морских коммуникациях арабских стран Персидского залива, если эти страны предоставят боевым кораблям возможность доснабжаться в их портах и базах», что фактически означало бы разрешение на базирование ВМС США в этих пунктах. В мае США пытались добиться разрешения на размещение своих самолетов на авиабазе Дахран в Саудовской Аравии и получили отказ. Однако в июне развернули там рекогносцировочную группу центрального командования «для сбора данных об обстановке и подготовке решений на случай военного вмешательства». Командующий силами быстрого развертывания (СБР) генерал Кингстон после демонстративной поездки по ряду стран Персидского залива заявил, что батальон из состава СБР может быть переброшен с Американского континента в Персидский залив за 48 ч, бригада - менее чем за неделю.

В июне через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыла ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-121» (капитан 2 ранга Е.В. Мякишев).

В июне завершив БС, Индийский океан покинула ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-201» (капитан 2 ранга Л. З. Лупач).

22 июня завершив БС, Индийский океан покинули ДПЛ пр.641 (НАТО - Foxtrot) «Б-15» (к-3р. Лавренов Ю.В.) и  БДК пр.775 (НАТО - Ropucha)  «БДК-14». На борту БДК была усиленная рота морской пехоты 165 полка морской пехоты под командованием капитана В.И.Киреева, домой прибыли 11 июля. Субмарина вернулась в Камрань в состав 38-й ДиПЛ 17-й ОпЭск ВМФ. В августе была передана 332-му экипажу и продолжила боевую подготовку в составе 17-й ОпЭск ВМФ. Выполнила задачи боевой службы с 332-м экипажем на борту (командир - Остаповский Г.В.) в западной части Тихого океана.

22-27 июня завершая свою службу в Индийском океане в австралийских портах  находился на отдыхе американский отряд кораблей. В порту Фрима́нтл - авианосец «Kitty Hawk» CV-63, ракетные эсминцы «Chandler» DDG-996, «Berkeley» DDG-15, эсминец «O'Brien» DD-975, корабль снабжения «Wabash» AOR-5 и танкер «Mispillion» AO-105. В австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling) атомный ракетный крейсер «Long Beach» CGN-9, в порту Джералдтон 2 фрегата «Harold E. Holt» FF-1074, «Davidson» FF-1045 и в порту Банбери 2 фрегата «Lewis B. Puller» FFG 23, «STEIN» FF-1065.

12 июля через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл отряд кораблей СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 603, к-2р. Наумов М.В.) и ДПЛ пр.877 (НАТО - Kilo) «Б-260» (капитан 2 ранга Побожий А.А.). «Ревностный» вышел в поход в июне по маршруту Владивосток-Камрань, в Камрани на корабле сменили бортовой номер с 671 на 603, далее   в Индийский океан до 95 меридиана сопровождал «Б-260». Подлодка в поход  вышла  20 мая 1984 г. по маршруту: Камчатка - Владивосток - Камрань (СРВ) - оокотра в Индийском океане. По программе государственных испытаний подводную лодку требовалось проверить по вопросам эксплуатационной надёжности техники, бытовых условий экипажа в условиях южных широт. На борту, кроме штатного экипажа, находились представители конструкторского бюро, промышленности и медицинской службы ВМФ. После планово-предупредительного ремонта, пополнения запасов и отдыха личного состава, а также после контрольных выходов в море и подтверждения курсовых задач Л-1 и Л-2, подводная лодка из Камрани  убыла в операционную зону 8 ОпЭск.

19 августа рано утром в 6.20  через Суэцкий канал в зону Индийского океана прибыли на БС связанную с поиском мин в Красном море черноморские  МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Дизелист» (бортовой 912, капитан 3 ранга В.И.Кищин) и морское водолазное судно пр.535 (НАТО - Yelva) «ВМ-413» (бортовой 413).

По некоторым данным,  раньше 19 августа, БМТ «Владимир Колечицкий» (капитан В.Колесников) первым из кораблей отряда вошел в Суэцкий канал. На период ремонта с него были сняты артиллерийские установки, по судовым документам на это время он числился за Дальневосточным морским пароходством и нес обычный для торговых судов СССР красный флаг. Маскировка эта, разумеется, была весьма условной, поскольку во всех корабельных справочниках флотов мира БМТ «Владимир Колечицкий» числился универсальным судном снабжения ВМФ СССР, а мачты траверзных передач, увешанные шлангами, и хорошо видные барбеты от снятых артиллерийских башен это лишний раз подтверждали. «Колечицкий» шел шестым в утреннем караване из Горьких озер. По выходу из канала танкер отдал якорь на внешнем рейде Суэца, ожидая корабли отряда - дальше всем предстояло идти в походном ордере, пустив вперед тральщики. 

В двадцатых числах августа через Малаккский пролив в Индийский океан прибыла АУГ во главе с авианосцем «Enterprise». Помимо авианосца в АУГ были атомный ракетный крейсер «Arkansas» CGN-41, ракетный крейсер «Jouett» CG-29, эсминцы «Kinkaid» DD-965, «Leftwich» DD-984, ракетный фрегат «Mahlon S. Tisdale» FFG-27, фрегаты «Brewton» FF-1086, «Robert E. Peary» FF-1073, корабль снабжения «Sacramento» и «Flint» AE-32. На пути из Гонконга к проливу 13 августа АУГ была перехвачена тремя советскими бомбардировщиками Ту-16 (НАТО - Badgers), поддержанными бомбардировщиками Ту-95 (НАТО - Bear) действовавшими с базы Камрань (Вьетнам). Направилась в северную часть Аравийского моря, где 24 августа сменила АУГ во главе с авианосцем «America» проведя с последней перед этим совместные упражнения.

23 августа рано утром через Суэцкий канал в зону Индийского океана прибыли на БС связанную с поиском мин в Красном море черноморский БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Илья Азаров» (бортовой 139, капитан 2 ранга Гребенщиков Александр Федорович). Караваном с 22 на 23 августа  ранее ПКР «Ленинград».  

23 августа через Суэцкий канал в зону Индийского океана прибыли на БС связанную с поиском мин в Красном море черноморские ПКР пр.1123 (НАТО - Moskva) «Ленинград» (бортовой 103, капитан 1 ранга А.Н.Васильев) и БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Красный Крым» (бортовой 710, капитан 2 ранга И.В.Пашков). 18 августа они вышли из Севастополя под командованием НШ 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ капитана 1 ранга Константина Бурковского. В поход на крейсере пошли 2 вертолета «Ми-14БТ» с отстыкованными лопастями на полетной палубе и  5 - «Ка-25БТ» из 872-го ОПЛВП и 5 - «Ка-25ПЛ» из 78 ОКПЛВП. Кроме того на ПКР «Ленинград» в Красное море вышла и группа боевых пловцов отряда, в составе 10 человек под командованием капитана 3 ранга А.А.Кононенко. Всего, начиная с субботы - 18 августа через Суэцкий канал прошли 5-6 советских военных кораблей идущих в южную часть Красного моря, для поиска мин у берегов ЙАР, НДРЙ и Эфиопии.

23 августа ПКР «Ленинград» и БПК «Красный Крым» в точке «рандеву» в Красном море встретились с БДК «Илья Азаров», МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин» и БМТ «Владимир Колечицкий». Весь отряд двинулся к островам Дахлак. Через восемь часов после соединения сигнальщики обнаружили первую мину. По мине дали оповещение, а корабли произвели маневр уклонения. После инцидента Бурковский приказал днем поднимать в воздух вертолеты и разведывать курс движения. Для наблюдения за отрядом рядом пристроился новейший фрегат ВМС США «Джон Л.Холл» (John L. Hall) FFG-32, он проходил канал в том же караване что и «Ленинград». В течение месяца американский фрегат сопровождал вертолетоносец «Ленинград», пока 16 сентября по приказу не оставил отряд  вернувшись 20 сентября в Средиземное море. В Красном море вертолеты в светлое время суток искали мины, находясь от «Ленинграда» на дистанции  в 60-70 км. Поиск шел визуально парой вертолетов Ка-25бт с высоты 400 метров. Расстояние между вертолетами составляло 400 метров. Ведущий вертолет имел сектор наблюдения «впереди и слева», ведомый - «впереди и справа». Просматриваемая полоса достигала ширины 1000-1200 метров. В этом «канале» по бокам шли два тральщика с тралами, а за ними через милю - ПКР «Ленинград» и остальные корабли. В конечном пункте маршрута вертолет сбрасывал дневной ОМАБ. Вертолеты летали с периодичностью в 3 часа. Всего в сутки совершалось 8 вертолето-вылетов, до оокра вертолеты поднимались в небо 24 раза. До островов Дахлак отряд дошел без происшествий. Мины на переходе больше не встречались. У Дахлака  отряд встретил МТЩ «Дизелист».

В августе через Суэцкий канал в зону Индийского океана прибыл на БС связанную с поиском мин в Красном море черноморский ГИСУ пр.861М (НАТО - Moma) «Океан».

С 26 августа советская группировка тральных сил следовала к острову Дахлак за МТЩ «Дизелист» и «Контр-адмирал Хорошкин» которые поставили тралы, вертолеты вели разведку и противоминное наблюдение. Всего до острова Дахлак вертолеты поднимались в небо 24 раза.

28 августа отряд советских кораблей вошел в терводы Эфиопии. Фрегат США «Джон Л.Холл» вынужден был остановиться на границе территориальных вод. ПКР «Ленинград» со своим эскортом втянулся в пролив Массауа северный. Вечером группировка тральных сил прибыла на рейд ПМТО на оокра (архипелаг Дахлак), которым командовал капитан 1 ранга Владимир Александрович Пляшечников.

29 августа рано утром в 3.30  через Суэцкий канал в зону Индийского океана прибыли на БС связанную с поиском мин в Красном море черноморский МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Зенитчик» (бортовой 904,  капитан 3 ранга С.В.Никонов). Канал он проходил с группой итальянских кораблей тральщики «Loto», «Castagno», «Frassino» и судно поддержки «Cavezzale», британским тральщиком «Уилтон» (Wilton) M-1116 и израильским военным судном.

2 сентября к советскому отряду у Дахлака присоединился МТЩ «Зенитчик» (к-3р. С.В.Никонов), вышедший из Севастополя значительно позже основного ядра тральной группировки. Корабли отряда проводили планово-предупредительный ремонт, пополняли запасы от БМТ «Владимир Колечицкий». Пока корабли  проводили ремонт, капитан 1 ранга Константин Бурковский провел смотр кораблей и готовность тральщиков к тральным работам. Состояние МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин» по сравнению с черноморскими кораблями Бурковский оценил как «запущенное». Командиру тральщика был дан трехдневный срок на устранение недостатков. Кроме всего прочего его экипаж был усилен офицерами походного штаба. При стоянке у острова Нокра (архипелаг Дахлак) отряд кораблей продолжал поиск мин и мероприятия ПДСС. Каждый день в зависимости от направления ветра и течения выбирался угрожаемый сектор в 90 градусов. Пара вертолетов Ка-25 БТ поднималась с «Ленинграда» и патрулировала сектор, улетая до 20 км в море.  Ближайшие подходы к месту стоянки кораблей просматривались дважды. Вертолеты выполняли в сутки по шесть вылетов с периодичностью 4 часа. Всего за время стоянки у острова Дахлак было совершено 24 вылета. Мины не обнаружены. Боевую деятельность участвовавших в операции судов обеспечивали и суда базировавшиеся на ПМТО Дахлак, так буксир ЧФ «МБ-304» обеспечивал действие ПКР «Ленинград» в 1984г. в Красном море.

6 сентября советский отряд пополнив запасы до 60 суток снялся с якоря и направился на боевое траление в воды НДРЙ. К этому моменту по политическим мотивам руководство ЙАР отказалось от помощи СССР в  тралении фарватеров у острова Зухар, Б.Ханиш (47х8 миль).

Помимо БМТ «Владимир Колечицкий», в течение 4 месяцев обеспечивал действия тральных сил ВМФ СССР СМТ «Иман» (капитан Пономаренко Леонид Петрович) ЧФ.

7 сентября в 19.45 отряд советских кораблей во главе с крейсером «Ленинград» прошел Баб-эль-Мандебский пролив и вышел в Индийский океан.

8 сентября утром советские корабли подошли к терводам НДРЙ. Тральщики «Контр-адмирал Хорошкин» (с КП корабельной тральной группы) и «Дизелист» шли в строю уступа, за ними в кильватер следовал БПК «Красный Крым» с корабельной подрывной командой, готовой в любой момент расстрелять или подорвать обнаруженную мину, далее шел БДК «Илья Азаров», за ним - ПКР «Ленинград», ГИСУ «Океан», «ВМ-413». Выносной пункт управления вместе с офицерами штаба располагался на БДК «Илья Азаров». Исследовав подходный фарватер и внешний рейд порта Аден, корабли мин и взрывоопасных предметов не обнаружили. В 9 часов утра БДК «Илья Азаров» встал на якорь в районе подходного буя порта Аден. Другие корабли остановились неподалеку. Когда на борт БДК поднялся советник командующего ВМС НДРЙ капитан 1 ранга Алексей Миронов, план траления окончательно прояснился. Первоначально планировалось что район подходов к порту Аден советские корабли и вертолеты протралят с 4 до 8 октября, но так как корабельная тральная группа прошла через район, который согласно плану следовало обследовать, и не обнаружила там мин сроки работы скорректировали. К этому моменту стало ясно, что торговые суда подрывались не на специально выставленных минных полях, а на взрывных плавающих ловушках, разбрасываемых диверсантами в судоходных районах. Тактика траления изменилась и запас шнуровых зарядов на БДК «Илья Азаров» утеряла свою ценность. Навигационно-гидрографическое обеспечение тральных сил планировалось осуществить с использованием развернутых на берегу РНС БРАС и «Рым-Б». Но в связи с тем, что в начале сентября Главный штаб ВМФ запретил высадку на берег каких-либо групп обеспечения, было принято решение обеспечивать координирование кораблей и вертолетов с помощью космических навигационных систем (КНС) «Цикада» и «Парус». В промежутках между определениями по КНС использовались навигационные способы координирования, и главным образом - с помощью радиолокальных станций. В необходимых случаях в качестве ориентиров использовались зависающие в определенных точках вертолеты. В соответствии с принятым командованием ВМФ решением основная тральная деятельность группировки ограничилась контрольными разведывательными поисками мин.

Траление походного фарватера к порту Аден производилось один день. Экипажи вертолетов выполнили: «Ка-25БТ» - 18 вылетов, «Ми-14БТ» - 4. После работы вертолетов к замеченным сверху «предметам» подходили либо тральщики, либо БПК «Красный Крым». Все подозрительные плавающие предметы уничтожались. Советские моряки были удивлены, когда на поверхности моря был обнаружен начиненный взрывчаткой авиационный буй - «поплавок» производства СССР. 9 сентября внутренний рейд порта Аден был открыт и начал принимать торговые суда. Советские корабли (кроме тральщиков) вошли на внешний рейд Адена и бросили якоря. Мористее стал БПК «Красный Крым», затем остановился ПКР «Ленинград», с таким расчетом, чтобы видеть, чем занимаются тральщики, и ближе к берегу замерли БДК «Илья Азаров» и «ВМ-413». Группа советских офицеров нанесла визит командующему ВМС НДРЙ, им был капитан 3 ранга Ахмед Абделла Мухаммед.

9 сентября через Суэцкий канал завершив БС в Индийском океане покинул черноморский эсминец пр.56 (НАТО - Kotlin) «Находчивый» (командир Яковлев).

10 сентября советская тральная операция в районе Адена   продолжилась, два тральщика вышли на фарватер военных кораблей (ФВК-1) и начали работать большими корабельными тралами с заглублением 10 метров. Вертолеты «Ми-14БТ» проходили в это время техосмотр. После обеда на КП прибыл командир эскадры контр-адмирал Феликс Громов так как отряд находился в зоне ответственности его эскадры. Но за все время работы группы помощь от него была крайне скупа и давалась с трудом. 11 сентября два тральщика продолжили работы на ФВК-1. Третий - «Зенитчик» - из-за неисправности главного двигателя отстаивался. На ФВК-2 на осмотр акватории вылетели «Ка-25БТ». Траление ФВК-1 и ФВК-2 были полностью закончены к 24.00. Привязку «к местности» осуществляли теодолитные посты, развернутые на ПКР «Ленинград» и ГИСУ «Океан». От порта Аден до острова Перим были протралены четыре полосы - оба фарватера чисты. Это была заслуга МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин» и «Дизелист». Вертолеты «Ка-25МТ» тралили участки моря с 11 сентября, а «Ми-14БТ» - с 12 сентября. В районе траления морскими и воздушными средствами обнаружены и уничтожены более 10 взрывных устройств неизвестной государственной принадлежности. Среди устройств морских мин не было.

12 сентября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Разумный» (бортовой 640, к-3р. Писанко С.В.). В конце июля или начале августа вышел на БС, заходили в ПМТО Камрань.

13-19 сентября американская плавбаза «Proteus» AS-19 оперирующая в Индийском океане у оиего-Гарсия совершила визит в австралийскую ВМБ Стерлинг (Stirling), а затем с 28 сентября по 5 октября и в австралийский порт Дарвин.

14 сентября из Москвы самолетом был доставлен «спецгруз» для МТЩ  «Зенитчик». Сразу же начался восстановительный ремонт.

15 сентября в последний день траления «Ленинград» подошел ближе к порту Аден и принял на борт пару вертолетов «Ми-14БТ» с аэродрома Эль-Анад. На вертолетах прилетела вся обеспечивающая группа во главе с полковником Юрием Ососковым. В 16.00 на крейсер прибыл министр обороны НДРЙ бригадный генерал Али Касем, командующий ВМС НДРЙ капитан 3 ранга Ахмед Абделла Мухаммед. Их сопровождали главный военный советник генерал-майор Ю.Воробьев и капитан 1 ранга А.Миронов. Министр обороны ознакомился с кораблем и поблагодарил моряков за хорошую работу.

16 сентября  получив приказ прекратил слежение за вертолетоносцем «Ленинград» фрегат ВМС США «John L. Hall» FFG-32, 20 сентября пройдя Суэцкий канал он вернулся в Средиземное море. («USS JOHN L. HALL (FFG-32)» 28 FEB 1985) Но это не значило что американцы утратили интерес к нашему отряду, фрегат  был сменен ракетный крейсером «Arkansas» CGN-41 из состава АУГ «Enterprise», на который с авианосца  отправили несколько специалистов «для специальных операций» и которые отслеживали советские действия «Arkansas» следовал за нашим отрядом от Адена до о. Сокотра, где командир 8-й оперативной эскадры контр-адмирал Феликс Громов проводил рейдовый сбор, американец «пасся» у Сокотры до окончания рейдовых сборов.

18-25 сентября американская атомная подводная лодка «City of Corpus Christi» SSN-705 действующая в Индийском океане находилась с визитом в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling). В поход вышла 31 марта, 22 июня пришвартовалась к борту плавбазы «Proteus» AS-19 в Диего-Гарсия, для действия с флотом. Домой вернулась 19 октября.

19 сентября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Заряд» (к-л. Попелковский С.В.). В поход вышли 1 сентября.

18-28 сентября с визитом в Адене ПКР «Ленинград», БПК «Красный Крым». Завершив траление, отряд советских кораблей две недели отдыхал в Адене. К этому времени по приказу сверху группировку тральных сил расформировали. Тральщики и вспомогательные суда с отдохнувшими экипажами ушли по своим делам.

27 сентября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыла ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-325» с 305 экипажем под командованием Ю.Н.Сысуева. Шла из ПМТО Камрань.

27 сентября через Суэцкий канал в Индийский океан вошел пограничный сторожевой корабль проекта 11351 (НАТО - Krivak) «Менжинский» (капитан 1 ранга Олег Дурандин) выполнявший межфлотский переход с ЧФ на ТОФ. В поход вышел 6 сентября. Как вспоминали служившие на корабле матросы: «тогда перед переходом такая перетряска была, особисты пол экипажа списали на берег и отправили в Находку самолетом, а молодежь подвозили и сразу на переход…» В Индийском океане был не долго, покинул его 2 октября продолжив переход и 22 октября прибыл в Находку и вошел в состав Находкинской ОБСКР Тихоокеанского ПО. На переходе полетела левая форсажная турбина, по приходу месяц занимались ремонтом. Следует отметить что в имеющей хождение информации, с публикации С. С. Бережной «Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000» в журнале “Морская коллекция” № 6 2000 г., о межфлотских переходах пограничный сторожевых кораблей проекта 11351 с ЧФ на ТОФ повторяется одна и та же ошибка что они выполняли этот переход вокруг Африки, что неверно. Все корабли этого проекта переходили на ТОФ через Суэцкий канал.

До 28 сентября у НДРЙ оставался отряд боевых кораблей в составе ПКР «Ленинград», БПК «Красный Крым», водолазного судна «ВМ-413», танкера «Иман» и группы противодиверсионных сил и средств. Группа боевых пловцов под командованием капитана 3 ранга А.А.Кононенко успешно справилась с поставленными задачами. Был приобретен опыт работы боевых пловцов в экваториальной зоне, где наблюдался перегрев организма боевого пловца под водой, а также опыт работы в водной среде кишащей акулами.

После окончания пятидневных сборов в Индийском океане отряд боевых кораблей ЧФ взял курс в Средиземное море, а затем следовало возвращаться в Севастополь. С главным штабом ВМФ связи не было, так как командир отряда напрямую замыкался на командира Индийской эскадры и лишь изредка доносил состояние дел на КП штаба Черноморского флота. На эскадре закончился корабельный мазут, который был необходим ПКР «Ленинград» для большого перехода. Остальные корабли обеспечивались дизельным топливом. О нехватке мазута для вертолетоносца капитан 1 ранга Константин Бурковский доложил контр-адмиралу Феликсу Громову. По расчетам командира БЧ-5, при благоприятных условиях плавания мазута ПКР «Ленинград» хватало бы только до Порт-Саида. Далее, если у Порт-Саида крейсер будет поджидать наш танкер - заправка может из-за шторма не получиться. Если же шторм будет сильный - возникнут опасения насчет остойчивости «Ленинграда» - ведь все нижние цистерны будут пусты. На что Громов Бурковскому ответил: "Наполнить топливные цистерны забортной водой!". Такое решение флотоводца удивило многих. Когда "заботливый" совет Громова доложили по команде адмиралу Калинину, информация о состоянии топливных цистерн «Ленинграда» из штаба Черноморского флота поступила в Главный штаб ВМФ и вернулась на крейсер в виде приказа - следовать в Красное море. Здесь, у острова Дахлак, противолодочный крейсер заправился мазутом и питьевой водой от МВТ «Иман».

28 сентября - 5 октября в австралийском порту Дарвин находилась американская атомная подводная лодка «Aspro» SSN-648. 24 июля 1984 г. начавшая свое седьмое развертывание в западной части Тихого океана. 

28 сентября - 5 октября в австралийском порту Фрима́нтл находился на отдыхе американский отряд в составе ракетного эсминца «Waddell» DDG 24, эсминца «Cushing» DD-985 и танкера «Cimarron» AO-177. Они действовали в западной части Тихого океана и после посещения продолжили визиты в австралийские порты - Аделаиду, Сидней, Хобарт, Мельбурн.

2 октября завершив БС, Индийский океан покинула ПЛАРК пр.670 (НАТО - Charlie) «К-121» (капитан 2 ранга Е.В. Мякишев).

В октябре 1984 г. АУГ во главе с авианосцем «Enterprise» активно отслеживала советские подводные лодки добившись значительных успехов. Например, советская атомная подводная лодка  была локализована и отслеживалась в течение 41 часа с 5 октября, а вторая лодка - в течение 14 часов 20 октября. Фрегат «Robert E. Peary» FF-1073 восстановил контакт с подлодкой через три дня, его вертолет SH-2 вер слежение осуществляя наведение других самолетов на цель. Находясь в северной части Аравийского моря «Enterprise» также имел дело с советскими надводными кораблями, включая тральщик класса Natya (пр. 266М), плавбазу класса Ugra (пр.1886), разведывательные суда класса Alpinist и Mertkr Nahodka, а также с многочисленными советскими самолетами направлявшимися в Ирак и другие арабские страны.

14 октября завершив БС, Индийский океан покинула ДПЛ пр.877 (НАТО - Kilo) «Б-260» (капитан 2 ранга Побожий А.А.). Дальний автономный поход подтвердил её высокие мореходные качества. В конце октября вернулась в 38 ДиПЛ с базированием  в ПМТО Камрань. На Камчатку вернулись 10 февраля 1985 г.

В октябре через Суэцкий канал прибыла на БС в Индийском океане плавбаза пр.1886 (НАТО - Ugra) «Иван Колышкин» Северного флота (бортовой 915, Бражник М.А.). В поход вышла из Полярного.

В октябре-ноябре через Индийский океан выполнила  переход плавбаза пр.1886 (НАТО - Ugra) «Иван Кучеренко». Она шла с ПМТО Камрань (Вьетнам) через Суэцкий канал в Югославию на ремонт. Приводимые данные о ремонте - с 25.08.84г. по 25.01.85г. не согласуются с информацией что 8 сентября 1984 г. плавбаза "Иван Кучеренко" проверена штабом Тихоокеанского флота на готовность к переходу и ремонту в Югославии. После устранения выявленных недостатков плавбаза убыла из состава 38 дипл. Старшим на переход был назначен заместитель командира 38 дипл по ЭМС капитан 1 ранга Градусов В.И.

2 ноября через Суэцкий канал завершив БС  Индийском океане ушли домой черноморские ПКР пр.1123 (НАТО - Moskva) «Ленинград» (бортовой 103, капитан 1 ранга А.Н.Васильев) и БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Красный Крым» (бортовой 710, капитан 2 ранга И.В.Пашков). В Севастополь пришли 6 ноября.

В первых числах ноября через Суэцкий канал завершив БС в Индийском океане ушел домой черноморский БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Илья Азаров» (бортовой 139, капитан 2 ранга Гребенщиков Александр Федорович).

В первых числах ноября через Суэцкий канал завершив БС в Индийском океане ушли домой черноморские МТЩ пр.266М «Дизелист» (бортовой 912,  капитан 3 ранга В.И.Кищин) и «Зенитчик» (бортовой 904, капитан 3 ранга С.В.Никонов).

С 1 по 4 ноября американская атомная подводная лодка «Dallas» SSN-700 действующая в Индийском океане находилась с визитом в австралийском порту Олбани, а с 6 по 12 ноября в австралийской ВМБ Стерлинг (Stirling). Таким образом она завершила свою службу в Индийском океане. 18 мая она покинула порт приписки для семимесячного развертывания в Индийском океане. Она совершила кругосветное плавание, пройдя мимо мыса Доброй Надежды и Панамский канал, в Индийском океане располагалась у о. Диего-Гарсия.

В первых числах ноября АУГ во главе с авианосцем «Enterprise» через Малаккский пролив покинула Индийский океан, 12 ноября прибыв в ВМБ Субик-Бей (Филиппины).

В ноябре через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Николай Вилков» (бортовой 066, к-2р. Симонович Валерий Витальевич). В поход вышли 4 октября. На борту батальон морской пехоты 390 полка морской пехоты под командованием капитана В.П.Бернавского.)

12 ноября через Малаккский пролив на БС в Индийский океан прибыл БПК пр.61 (НАТО - Kashin) «Способный» (бортовой 505). 23 октября вышли из Владивостока. В начале боевой планировался официальный визит в Индию, в порт Бомбей. Но визит не состоялся. 31 октября 1984 г. в результате покушения погибла премьер-министр Индии Индира Ганди. Известие пришло, когда корабль уже был на переходе во Вьетнам. Поэтому по прибытию в Камрань всех пассажиров и ансамбль песни и пляски переселили на госпитальное судно ВМФ «Иртыш», который там находился в это время, - до отъезда домой. Из Вьетнама ушли в Индийский океан.

В ноябре завершив БС, Индийский океан покинул МТЩ пр.266М (НАТО - Natya) «Контр-адмирал Хорошхин».

15-19 ноября с визитом в Бомбей пришли 2 СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 603) и «Разумный» (бортовой 640, к-3р. Писанко С.В.).

В ноябре завершив БС, Индийский океан покинул СКР пр.1135 (НАТО - Krivak) «Ревностный» (бортовой 603). Вернулись домой 27 декабря 1984 г.

В ноябре завершив БС, Индийский океан покинул БДК пр.1171 (НАТО - Alligator) «Александр Торцев» (к-3р. П.Петров). На борту батальон морской пехоты 165 полка морской пехоты ТОФ под командованием капитана А.А.Радашевского. Домой пришли 29 декабря 1984 г.

6 декабря через Суэцкий канал из Севастополя после ремонта в Югославии в Индийский океан прибыла ПБПЛ пр.1886 (Ugra) «Иван Вахрамеев» (бортовой  807, к-3р. Шаров) выполнявшая межфлотский переход на ТОФ к месту базирования в ПМТО Камрань (Вьетнам).

В декабре 1984 г. по просьбе правительства НДРЙ и в соответствии с решением Правительства СССР ОИС «Василий Головнин» и ГИСУ «Челекен» начали океанографические работы с целью определения наиболее подходящих мест для маневренного базирования военно-морских сил НДРЙ. Координирование проводилось с помощью квантового топографического дальномера КТД-1 и серийных оптических теодолитов. В качестве геодезической основы для развития сети тринометрических пунктов был принят метод транслокации с использованием спутниковых систем. Одновременно в бухтах страны велись инженерно-геологические изыскания и бурение скважин, их осуществляли прикомандированные ленинградские специалисты.

В конце декабря 1984 г. завершила работу океанографическая экспедиция ВМФ СССР в Мозамбике начатая еще в 1981 г. Начальником ОЭ СССР с 1982 г. был капитан 1 ранга В.М. Агапов. Работу там вели балтийские суда приходившие из Балтийска огибая Африку. Так в 1984 г. там были ГИСУ пр.862 «Стрелец» и ОИС «Николай Зубов». Личный состав балтийской ОЭ ВМФ выполнил комплексные океанографические исследования практически вдоль всего побережья Мозамбика (от границы с ЮАР до границы с Танзанией). Офицеры экспедиции, особо отличившиеся при выполнении исследований, были отмечены высокими государственными наградами. Капитан 1 ранга В.И. Пелипко и капитан 2 ранга В.Р. Францкевич получили орден Красной Звезды, капитан А.В. Кашин - медаль «За боевые заслуги». По результатам выполненных в Мозамбике океанографических исследований в 1986-1987 гг. Центральным картографическим производством (ЦКП) ВМФ были изданы НМК, а также лоция на прибрежные воды Мозамбика

 

Розин Александр

 

Назад. Оглавление. Вперед.

 

На Главную.