На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

 

Глава 9. Закупки частных дилеров.

9.6. Греческие поставки.

 

В середине сентября 1936 г. греческая компания по производству боеприпасов OPWMQ принадлежащая Продромос Бодосакис-Атанасиадес (Prodromos Bodosákis (или Bodossakis) Athanasiadis) получила первый заказ от республиканского правительства Испании на 5 миллионов патронов. Несколькими днями спустя правительство генерала Метаксаса, присоединяясь к провозглашенной политике «невмешательства» издало королевский указ, запрещающий экспорт оружия и боеприпасов в Испанию. Однако  Бодосакис  сумел доказать генералу что испанский контракт чрезвычайно выгоден Греции, так как оплата производится своевременно и в твердой валюте. В результате диктатор способствовал расширению подобной торговли, но с условием сохранять все в тайне.

За первым контрактом компания OPWMQ получила второй заказ на 20 миллионов патронов.

Это позволило компании значительно нарастить производственные мощности доведя количество производство патронов до 400 тысяч в день, а после того как в 1937 г. Бодосакис (Bodossakis) купил в Германии новое оборудование, производительность возросла до одного миллиона патронов, а позже поднялась и до двух миллионов. Для производства боеприпасов в таких объемах срочно потребовалось осуществить закупки необходимых материалов за рубежом и здесь бизнесмену на помощь пришло греческое государство. Оно уверяло немецкие, австрийские и шведские компании в которых приобреталось необходимые компоненты что это все покупается для нужд греческой армии.

Связи фирмы Бодосакиса с немецкими производителями в частности с компанией Rheinmetall-Borsig были очень тесными. В период с 1935 г. по 1939 г. его компания получила от немецких фирм услуг на 45-55 миллионов марок,  через технические консультации и поставки оборудования, позволяющие расширить организацию производства и развить компанию.

При этом существует целый ряд публикаций, что к этому напрямую причастен глава немецкой экономики Герман Геринг. Его неустанные попытки поправить финансовое положение экономики Германии, не могли провести его мимо испанского золота. А чтобы заполучить его часть он и использовал возможности государственно-промышленного комплекса по обеспечению оружием и боеприпасами врага, через фирму Бодосакиса. Знал ли об этом Бодосакис  неизвестно, скорей всего он просто делал свой бизнес.

Эти контракты были очень выгодны и для  греческой экономики. В 1936 г. Греция увеличила экспорт боеприпасов в четыре раза, контракт на 2,1 млн. фунтов стерлингов, подписанный в 1937 г.  Бодосакисом в Барселоне составил 12% от стоимости греческого экспорта в этом году, в 1939 г. завод Бодосакиса обеспечивал  25% поступлений средств от промышленного производства в греческую экономику.

Естественно он не хотел терять  такие деньги за свой товар. Причем поставки готового сырья были приоритетными. Когда республиканцы попросили Бодосакиса поставлять им сырье для производства боеприпасов на испанских заводах он им отказал, так как опасался снижения заказов от них. Чтобы его отказ не сказался на его бизнесе, он предложил им свои услуги в качестве агента по закупкам вооружений в других странах, используя документы, что оружие приобретается для нужд греческой армии. Кроме того греческое правительство предложило продать испанцам бесполезное и устаревшее вооружение со складов греческой армии и на полученную прибыль приобрести новое вооружение.

Одним из главных посредников в сделках с греками был некий Георг Розенберг (George Rosenberg), сын бывшего советского посла в Мадриде Марселя Розенберга и агент испанского правительства, у которого была центральная контора в Париже и он часто посещал Грецию, проживая в гостинице Grande Bretagne в Афинах. Деньги на оплату сделок он получал из французской столицы через банк Banque Populaire в Афинах.

Его деятельность не укрылась от заинтересованных глаз. 16 августа 1937 г. в британском  МИДе был подготовлен меморандум, в котором подробно анализировались поставки Греции в республику. В нем в частности говорилось: «компания Бодосакис  выполняет в последнее время заказы на боеприпасы для испанского правительства. Главным агентом в таких операциях выступает Джордж Розенберг, сын бывшего советского посла в Мадриде (Марсель Розенберг), представитель Испанского правительства.

Джордж Розенберг, имеет главный офис в Париже, но его отделение находится в Греции в гостинице «Великая Британия» в Афинах.

Деньги перечисляются из Парижа в Banque Popular в Афинах…

Разгрузка боеприпасов осуществляется в Валенсии и Барселоне с кораблей, чьи флаги и имена периодически меняются, но это греческие суда…» 

Все договоры Бодосакис заключал на условиях передачи заказа у ворот фабрики, не неся ответственности ни за погрузку, ни за доставку груза в порт назначения. Платежи - деньги или золото в свою очередь он получал заранее и клиенты не могли его уже получить обратно. Но все же Бодосакис старался содействовать республиканским агентам в перевозке груза, им была выработана схема транспортировки товара. Погрузка осуществлялась в порту Пирей, покупателем и страной доставки, как правило, выступала Мексика, которая поддерживала испанское правительство. Выйдя из порта, корабль менял свою внешность и название, чтобы без опаски пройти контролируемый итальянцами Мессинский пролив. Потом судно придя в Марсель получало новые документы с которыми оно могло продолжить движение не принимая на борт контролеров Комитета по невмешательству. Операцию обеспечивали действующие в Марселе агенты, со стороны Бодосакиса -  Леон Агет (Léon Aget) (улица Chevalier Rosa, n.5) и - со стороны Розенберга (Rosenberg) - Антоине Левас (Antoine Levas) (улица Cunnebiére, n.44, 1/в, где находится так называемый Legation Maritime d´Espagne). Другие два участника по имени Leyba и Lorenzo, сотрудничают в выборе маршрутов, а полковник Сероне (Cerone) брался за то, чтобы груз был получен в Валенсии.

Грузы прибывали в Валенсию и Барселону на борту целого ряда судов, которые часто меняли имена и флаги, хотя они фактически были греческими. Это были пароходы «Kimon», «Nephaligeretis», «Katina» и «Cap Ferrat». Еще два корабля, которые участвовали в перевозках, раньше носили британский флаг, так как принадлежали компании Stanhope Steam Ship, но будучи проданы греческим гражданам, подняли греческий флаг и сменили имена. Так пароход «Stanmore» стал «Naukratoúsa», а «Stancourt» стал «Melitios Venetsianos». Кроме того к перевозкам привлекались и сторонние суда.

Схема действовала вполне успешно, даже когда мятежники и их немецкие и итальянские союзники узнали о перевозках оружия и боеприпасов из греческих портов и заявили Греции протест. Генерал Метаксас ответил, что пункт назначения судов Мексика, поэтому обвинения необоснованны. Но это естественно не могло убедить мятежников. Летом 1937 г. Франко начал открыто обвинять Грецию в контрабанде вооружений в республиканскую Испанию, а также предоставил список из 15 опытных греческих моряков, которые использовались как капитаны республиканских судов (коммерческих и военных).

Как они работали можно судить по нескольким случаям. Пароход  «Naukratoúsa» прибыл в Марсель 15 июля 1937 г. по приказу администратора порта, который выполняя договор о невмешательстве, не хотел допустить в Испанию поставки оружия, судно досмотрели. Половина нижнего трюма была занята снарядами, капитан судна предоставил документы, что снаряды направляются  в Пирей (Греция). Корабль отчалил из Марселя 19 июля  в направлении Греции, но  27 июля его видели в Барселоне где он выгрузил значительное количество боеприпасов.  Сходным способом, действовал и греческий пароход «Melitios Venetsianos» который  нес фальшивый вымпел наблюдателей Комитета по невмешательству. Он  27 июля разгрузил в Валенсии боеприпасы, которые загрузил  в Марселе якобы для греческой армии.

Наблюдатели Комитета по невмешательству неоднократно фиксировали участие греческих судов в незаконных транспортировках оружия. Так пассажирское судно «Kimon» (1200 тонн водоизмещения, два двигателя) управляемое Frnacaullis, осуществило, по крайней мере, четыре рейса из  Греции в Барселону, загруженное контрабандой. В первый рейс оно вышло из Афин 3 марта, на островах сменило имя на «Leonia» имея  на борту 350 тонн боеприпасов,  семь миллионов патронов и шести тысяч снарядов. Достигло Марселя 19 марта, и на следующий день отправилось в  Барселону, сопровождаемое испанским инструктором с оружием. Простояв в Барселоне два дня оно отправилось под эскортом испанского эсминца в Валенсию, куда прибыло  24 марта и сдало там груз. 3 апреля пароход вышел из Валенсии в Марсель где загрузил на борт 553 тонн ружейных патронов. Портом назначения был объявлен мексиканский порт Веракрус, на документах имелась подлинная подпись мексиканского консула в Марселе и печать консульства. Корабль вновь вышел в Валенсию без эскорта и без документации, ввиду того, что консул Греции во французском городе отказался предоставлять их ему из-за того, что был перегружен. В Валенсию пришли 10 апреля и выгрузили корабельный груз. До 28 мая стояли там на якоре, и 28 мая отбыли в Пирей, куда прибыли 16 июня. 20 июня пароход вновь направился в Марсель, и  он вновь сменил имя на «Ariston». Теперь  он транспортировал 450 тонн боеприпасов для ружей и 113 из TNT. Он пришел в Марсель 26 июня, надеясь получить от агентов необходимые документы, которые позволят ему безопасно выполнить рейс в Испании. Экипажу было запрещено покидать корабль. Также как и все остальные корабли, участвующие в контрабанде пароход «Kimon» изменил имя и свой вид отчалив из Марселя. В последнем рейсе выполненном в течение первой половины июля 1937 г. он транспортировал 700 тонн боеприпасов и другой военный материал полученная в Пирее как говорят с советского парохода. 7 июля он перешел  из Палермо в Марсель, чтобы осуществить погрузку 250 тонн груза предназначенного для правительства Греции. Известно, что другой корабль с тем же именем «Kimon» (454 брт водоизмещения) сделал два рейса  в Испанию из Пирея и Марселя.

21 июня 1937 г. другое судно под греческим флагом, пароход «Titan» (бывшее «Morna») пришло в Барселону, из французского порта в  сопровождении шести боевых кораблей испанского правительства без наблюдателей на борту. Корабль разгрузил свои трюмы, окруженный цепью солдат, и нет какого-либо сомнения в том, что он транспортировал военный груз. Кроме того панамский пароход «Carmen» и испанский «Villamanrique» выгрузили в Барселоне и Валенсии свой груз, который в июне загрузили в Марселе.

Британское правительство указало на эти факты нарушения Договора не вмешательства руководителям Франции и Греции и потребовало принять немедленные меры, чтобы избежать повторения подобных фактов, которые несовместимы с обещаниями обоих правительств и их участию в Комитет по невмешательству. Греция продолжала отвергать все обвинения.

Вот еще несколько данных о поставках из Греции в Испанию.

Материал

 

Судно

 

Вышло * Прибыло

Ссылки

 

7-мм патроны: 15 миллионов (фабрики Maltsiniotis)

«Cap Ferrat»

Элевсин * Испания

 

23427/9048

21 апреля 1937

Двигатели самолетов и боеприпасы

 

«Choupu» (или «Chepo» панамский флаг,  греческий «Laris»)

30 июля повреждено самолетом, село на мель у Барселоны, позже проведена разгрузка корабля.

N.2115/4

5 августа 1937

 

Боеприпасы (согласно итальянскому докладу)

«Neoptólemos» (греческий; раньше «Stancroft»)

Пирей * Барселона

 

N. 1215/29

29 августа 1937

Снаряды и патроны: 500 тонн (включенные 30 тонн снарядов с норвежского парохода пришедшего из Гдыни)

«Gyuri» (панамский; раньше «Pearl»: раньше «Cap Ferrat»)

Пирей * 19 августа 1937 в Марселе произошел пожар, препятствующий транспортировке груза корабля

23427/9311

 

23427/9323

25 августа 1937

Пресса

31 августа 1937

Боеприпасы: 352 тонн: семь миллионов патронов

Тротил: 300 ящиков

«Leonia» (также «Ariston», бывший греческий «Kimon»)

Пирей (7 октября 1937) *

 

23427/9435

26 октября 1937

N.S.0409

28 октября 1937

Боеприпасы: 400 тонн

«Lyndia» (также «Anna»: панамский)

Греция (2 декабря 1937) * Rosas

070083

28 октября 1937

23427/9600

30 декабря 1937

23427/9612

30 декабря 1937

 

Суда, участвующие в перевозках, как и их экипажи, подвергались значительному риску. 30 июля 1937 г. три гидросамолета Heinkel He.59 AS/88 Легиона Кондор южнее Барселоны в 15 милях от Аренис-де-Мар заметили издали республиканский конвой. Греческий пароход «Laris» шедший с военным грузом под панамским флагом и с именем «Chepo» (или «Choupu»)  в сопровождении республиканских эсминцев «Almirante Valdés», «Escaño» и торпедных катеров № 31 и № 41. Самолеты атаковали корабли, добившись попаданий в них. В свою очередь, один из самолетов Heinkel He.59 был поражен зенитным огнем и совершил вынужденную посадку в море в 15 милях  южнее Blanes. Самолет и его раненый экипаж спас крейсер «Canarias» взявший его на буксир и доставивший в Pollensa, в 08.00 часов следующего дня. Согласно официальному сообщению AS/88, вследствие атаки торговый пароход «Chepo» получил попадание в корму, на нем погибли 4 моряка и он сел на мель около Calella где он был поражен 250 килограммовой бомбой четыре дня спустя. У эсминца  «Almirante Valdés» был поврежден нос, а торпедные катера получили еще более значительные повреждения от пулеметного огня. Тем не менее, груз парохода, состоящий из авиационных двигателей и боеприпасов позже был разгружен.

За весь период войны националисты атаковали и задержали  60 греческих судов,  4 греческих судна были потоплены.

1.    «Лукия» (Loukia, 1910 г., 2143 брт) – 4 марта 1937 г. погибло на мине в районе мыса Кабо-Сан-Себастьян, перевозило румынскую нефть в Барселону.

2.   «Поли» (Poli, 1897 г., 2861 брт) – 2 апреля 1937 г. потоплено в районе Сан-Антонио крейсером мятежников «Балеарес».

3.   «Лена» (Lena, 1914 г., 1735 брт) – 8 марта 1938 г. торпедировано подводной лодкой националистов «General Mola». Повреждено, отбуксировано в Барселону и там затонуло на мелководье.  4 июля 1939 г. поднято и вновь введено в эксплуатацию.

4.   «Лоулус» (Loulis, 330 брт) - 25 февраля 1939 г. подорвалось на мине у Кап-де-Креус и затонуло.

Осенью 1937 г. торговые операции Бодосакис (Bodossakis) были расширены. В ноябре 1937 г. он лично был в Барселоне, куда он прибыл из  Парижа и встречался с военным министром испанской республики. В результате был подписан новый контракт на поставку боеприпасов на сумму 2.100.00 фунтов стерлингов (1155 миллиона драхм). В своем ежегодном докладе за 1937 г. британский посол в Греции писал, что главной задачей греческого правительства, как ему видится является получить как можно больше денег за счет продажи военной техники обеим сторонам гражданской войны в Испании, и в первую очередь республиканцам.

С 1938 г. количество заказов для испанского правительства на фабриках  Бодосакиса сократилось, а в январе 1939 г. и вовсе прекратилось, фабрикант переключился на китайские заказы.

Как и многие торговцы, оружием,  Бодосакис не чурался поставок и националистам генерала Франко. В декабре 1936 г. мятежники обратились к греческому правительству насчет поставок артиллерийских снарядов для германских орудий фирмы Schneider, которые производились компанией OPWMQ. Ответ греков неизвестен, но какое-то количество вооружений мятежникам Греция поставила. В октябре 1937 г. глава банка Греции сказал британскому послу: «.. в этом году… более чем 600 тысяч фунтов стерлингов в наши фонды пришло от генерала Франко».

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.