На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 7. США и Испанская Республика.

7.2. Бизнес превыше всего.

 

Однако стремление американских предпринимателей делать выгодный бизнес было сильнее запретов. 29 октября 1936г. мадридский корреспондент агентства Бритиш Юнайтед Пресс сообщил, что в Мадриде объявлено,  что испанское правительство закупило 15 боевых самолетов в США и ряд новых небольших военных кораблей, прибывших в испанские порты.  

Новые небольшие военные корабли это скорей всего небольшие СКА (15 т; 12,8x2,9x0,8 м.), приобретенные республиканцами без вооружения у американских катеростроительных фирм. Было их куплено в 1936-1938 гг. 14 штук в двух сериях, различавшихся типом бензиновых двигателей. В Испании они были вооружены 1 пулеметом и 2 глубинными бомбами. После окончания войны получили обозначения LAS-11 – LAS-18 и LAS-21 –LAS-26. (которые после 1939 г. числились как LAS).

Республиканское правительство купило 18 самолетов - одномоторных пассажирских цельнометаллических монопланов Vultee V-1A, из которых смогло получить только 6; один, прибывший осенью 1936 г., вошел в состав пассажирской авиакомпа­нии LAPE (б/н ЕС-48-Е), а пять, прибывших позднее, бы­ли переоборудованы в бомбардировщики (б/н от BV-01 до BV-05). На военной модификации установили три пу­лемета ПВ-1 — два в крыльях и один синхронизирован­ный в фюзеляже, оборудовали места стрелка с пулеме­том ШКАС и смонтировали бомбардировочное оборудо­вание. В дневнике боевых действий самолеты промельк­нули только один раз — 23 апреля 1938 г., когда они вы­полнили пять боевых вылетов. Согласно иностранным данным, это был весьма удачный налет на порт Винароз, в котором было повреждено несколько кораблей. После этого, по нашим данным, в боях они больше не участво­вали и вполне благополучно пережили войну — после окончания боевых действий франкистам досталось еще 5 самолетов. Судьба оставшихся 12 машин сложилась так. 4 во вре­мя транспортировки были захвачены кораблями нацио­налистов на  борту теплохода «Мар Кантабрико»  и как бомбардировщики вошли в состав фран­кистских ВВС (б/н от 18-6 до 18-9). 5 машин добрались до Франции, где были уничтожены в диверсии сторонни­ками Франко. Еще 2 машины, купленные республикан­цами, в итоге попали в Китай и — 1 в Панаму.  

28 декабря 1936 г. несмотря на давление со стороны правительства президента Рузвельта которое было против поставок оружия республиканской Испании независимый бизнесмен Робей Кьюз из компании «Виламент» в интересах бизнеса  заключил контракт на продажу авиационных моторов Испанской республике и добился выдачи ему лицензии на экспорт. 28 декабря 1936г. государственный департамент США выдал разрешение на вывоз самолетов и авиационных моторов для испанского правительства на сумму в 2.777.000 долларов. Это первое разрешение на экспорт оружия в Испанию за время гражданской войны. Агентство Юнайтед Пресс сообщает что разрешение предусматривает экспорт 18 транспортных самолетов (7 одномоторных Vultee V–1, 1 самолет Lockheed 10-A Electra, 2 самолета Northrop Delta, 1 Fairchild-91 и 6 амфибий Боинг) стоимостью в 720 тыс. долларов и 411 авиамоторов и запасных частей стоимостью в 2.057.000 долларов. Поставка должна была закончится через шесть месяцев. Государственный департамент 30 декабря 1936 г. в своем письме посольствам США в европейских странах выразил «ис­креннее сожаление» по поводу отказа «одного из американских граждан согласовать свои действия со строгой политикой не­вмешательства США».

Касаясь выдачи разрешения на поставку самолетов в Испанию 29 декабря 1936 г.  президент Рузвельт осудил действия Кьюза как «непатриотичный акт» и заявил представителям печати, что он считает целесообразным изменить закон о «нейтралитете» с тем, чтобы президенту было предоставлено право объявлять эмбарго на экспорт оружия в те страны, где происходит длительная «внутренняя борьба». По словам Рузвельта, значение слов «гражданская война» нельзя будто бы «ясно определить и поэтому он предпочитает пользоваться термином “внутренняя борьба”».  Исполняющий обязанности государственного секретаря Мур выражал сожаление по поводу того, что в США нет закона, препятствующего отправке военных материалов в Испанию. 31 декабря Мур сообщил Хэллу, что накануне президент совещался с ним, сенатором Питтмэном и членом палаты представителей Мак-Рейнольдсом по поводу законопроекта о «нейтралитете».

Правящие круги США рассчитывали, что самолеты, проданные компанией «Вималерт» испанскому правительству, не будут отправлены раньше, чем через месяц. Однако в первых числах января 1937 г. стало известно, что в нью-йоркском порту уже идет погрузка этих самолетов на республиканский пароход «Мар Кантабрико» (Mar Cantabrico, 6632 брт). Развернулось своеобразное соревнование между американским экспортером, старавшимся погрузить самолеты на борт испанского теплохода «Мар Кантабрико», стоящего в Нью-Йоркском порту, и конгрессом, торопящимся принять закон об эмбарго на вывоз оружия для республиканского правительства. Кроме самолетов на теплоход загрузили: ящик с запчастями авиамоторов, 150 мешков ботинок, 51 тюк одежды, 28 футляров медицинских инструментов, 15 ящиков медикаментов, один операционный стол, 32 ящиков с кухонными инструментами. 298 ящиков различных продуктов, 2.000 коробок куриного супа, 2.910 мешков муки, 500 мешков кофе, 1.371 ящиков со сгущенным молоком, 10 ящиков сахара, ящик табака.

5 января все-таки была выдана еще одна экспортная лицензия на поставку вооружения в Испанию.  

Буквально накануне принятия закона  с помощью  самоотверженно  работавших  докеров,  купленные республиканским правительством Испании - 8 самолетов (4 моноплана  Vultee V-1A, 2 - Northrop Delta, 1 двухмоторный  Lockheed 10-A Electra и 1 одномоторная амфибия  Fairchild 91) удалось погрузить на испанский корабль «Мар Кантабрико» еще до того, как закон об эмбарго вступил в силу. 7 января пароход вышел в море с 8 самолетами и большим количеством одежды, обуви, продовольствия и медикаментов. Однако вслед за этим судном из нью-йоркского порта вышел американский катер береговой охраны и вылетел самолет, сопровождавшие «Мар Кантабрико» до тех пор, пока он находился в территориальных водах США. Видимо военный корабль имел целью остановить испанский корабль, если закон об эмбарго успеет вступить в силу. Когда замысел сорвался, американские друзья Франко прибегли к другому средству. Курс, которым следовал «Мар Кантабрико», стал известен фашистскому флоту, и он захватил корабль в Бискайском заливе неподалеку от испанских берегов. Часть экипажа была расстреляна. Сенатор Най заявил в связи с этим, что одна из нью-йоркских пароходных компаний занималась шпионажем в пользу Франко и содействовала захвату «Мар Кантабрико».

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.