На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 6. Планы, планы.

6.2. Надежда на западные демократии.

 

Правительство начало  тогда искать оружие вне России. В феврале 1937 г. из Испании в Америку и Европу выехало несколько военных комиссий с задачей заказать оружие для республиканской армии. Один из уполномоченных был летчик Антонио Гудин (Antonio Gudín Fernández). Он выехал из Испании 16 февраля и вернулся только  23 апреля, за это время он побывал  в Париже, Амстердаме и Брюсселе. В Париже он находился до 23 марта вместе с Анхель Пастор (Angel Pastor) и другими офицерами летчиками. Ими был заключен контракт о  покупке 50 бомбардировщиков Potez 54 и 5 истребителей Dewoitine. Контракт так и остался на бумаге, реально этих самолетов испанцы так и не получили.

Комиссия во главе с Антонио Гудини была также и в Голландии, где вела переговоры с фирмой Fokker. Испанцы хотели приобрести  легкий бомбардировщик, который мог заменять русские Р-Зет ("Natacha"). Такой альтернативой ими был выбран  Fokker C-X, предполагалось приобрести готовые самолеты, но когда ничего с этим не получилось, был закуплен комплект чертежей (это был успех советской разведки) и материалов для сооружения 25 самолетов, которые предполагалось построить в Аликанте на заводе SAF-15. Их производство было подготовлено к лету 1938 г., однако из-за катастрофической  нехватки двигателей было построено 2 самолета, один из них  Fokker CX LF-002, оба стали трофеями националистов в Каталонии.

В это же время испанцы приобрели партию голландских самолетов Koolhoven FK-51. 29 октября 1936 г. один самолет этого типа с номером  PH-AJV был продан мистеру  HJ van der Velden (директор авиакомпании в Нидерландах с тесными связями в  La Cierva) регистрационный номер изменили на PH-XYZ. В ноябре 1936 г. самолет покинул Голландию вылетев в Тулузу, конечным пунктом была Женева. Из-за неисправности компаса самолет совершил аварийную посадку в Испании и был конфискован испанскими властями, так сообщил Фельден (Velden). 2 февраля 1937 г. он вошел в состав республиканских ВВС. После этого республиканское правительство приняло решение заказать 40 самолетов Koolhoven FK-51. Фирма NV Koolhoven Vliegtuigen (Роттердам) готова была их поставлять, но голландское правительство подписало соглашение о невмешательстве. По этому пришлось идти на дополнительные хитрости.

Фирмой было построено 28 самолетов Koolhoven FK-51, но три самолета построенные для испанцев в октябре-ноябре 1937 г. так и не покинули страну (PH-ARM, PH-ARN, PH-ARP), а четыре для них и не строились (PH-ASE, PH-ASF, PH-ASG, PH-ASH), оставшиеся 21 получили гражданскую регистрацию как почтовые, один 11 января 1937 г. был продан в Швейцарию (PH-AMK) – фактически испанцам, а 20 были доставлены в Париж французской фирме Société Anonyme des Transport Aériens -  (18.01.1937 - PH-AML; 12.02.1937 - PH-AMO; 02.03.1937 - PH- AMP,  PH-AMR; 08.03.1937 - PH-AMS, PH-AMT; 26.04.1937 - PH-AMV, PH-AMW; 05.06.1937 - PH-AMX, PH- AMY; 19.07.1937 - PH-APS, PH-APT; 29.07.1937 - PH-APH; 02.08.1937 - PH- API, PH-APU, PH-APV;  03.11.1937 - PH-APW, PH-APW; 04.07.1938 - PH-APK). Там их приняли испанские экипажи и разными маршрутами перегоняли в Испанию. Использовались в качестве ночных истребителей.

Военно-воздушный атташе посольства СССР в Испании полковник Б.Ф. Свешников весной 1937 г. докладывал: «Куплено: лицензия на производство Fokker C.X (сотрудниками РУ РККА за 20 тыс. фунтов стерлингов), 40 Potez 54, из них 20 с мотором Hispano Suiza и 20 с мотором Lorraine Dietrich  (ожидают погрузки в Мар­селе), 30 полностью оснащенных и вооруженных Dewoitine D.37 и 30 ис­требителей Hawker Fury. Прибыло 2 Marcel-Bloch 210.»

Бросается в глаза отсутствие среди намеченной для покупки техни­ки самолетов советских типов. Неясно, как намечалось обеспечить закупаемые самолеты многочис­ленным летно-техническим составом. Скорее всего, ставка делалась на советских специалистов, ибо в противном случае в первые месяцы 1937 г. в Испанию прибыло бы значительное число авиаторов-волонтеров и на­емников из других стран, чего на самом деле не произошло.

Страны западной демократии мало чем помогли республиканской Испании. Из вышеуказанного списка в Испанию в 1937 г. частично попали только бомбардировщик «Aero A-101» (30), истребители «Koolhoven FK-51» (22), «Letov S-231» (19), гидросамолет  «Gourdou Leseurre GL-32» (24), транспортные и разведывательные самолеты  «BELLANCA 28-90» (1), «Lockheed 5 VEGA» (1),  «Lockheed 8 SIRIUS» (1), «Lockheed 9 ORION» (16), «Northrop 1D Delta» (1). Кроме указанных машин, часть которых во время следования была перехвачена противником, к республиканцам попали вначале 1937 г. 2 бомбардировщика «Marcel-Bloch 210» и 1 «Breguet 462». Ни одна из партий самолетов, способных серьезно повлиять на обстановку в воздухе, в Испанию так и не прибыла, и неизвестно были ли возвращены республике уплачены за них деньги.  Чувствуя, что время уходит, а техника не поступает, республиканцы в феврале решились на закупку 31 Р-Зет. Но других самолетов у Советско­го Союза пока не приобретали, видимо ожидая получения самолетов из Франции, Англии и Голландии. В апреле 1937 г. республиканцы поняли, что ждать им больше нечего, и решились вернуться к закупкам советской техники.

В начале 1937 г. республиканцы попытались купить у британской фирмы АМЕ построенный ею экспериментальный 23-тонный ТКА 40К и одновременно заказать постройку 11 подобных катеров во Франции. Вследствие проведения политики «невмешательства» контракт не был реализован. Кроме того, отдельно пыталось купить или заказать ТКА за границей правительство Страны Басков.

21 февраля 1937 г. Леон Блюм отдал распоряжение закрыть границу, и «подпольная железная дорога» Париж-Барселона перестала функционировать. Причина, на которую ссылается Блюм, в оправдание этой меры состояла в следующем: Франция дала свое согласие на международный контроль, осуществление которого возлагалось на группы «наблюдателей» вдоль всей испанской границы, и «нужно соблюдать правила игры». Этот шаг помешал республиканцам месяц спустя развить их контрнаступление под Гвадалахарой из-за нехватки боеприпасов и запаса оружия.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.