На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 3. Республика в поисках оружия.

3.4. Закупки на Британских островах.

 

Английское правительство не горело желанием оказать помощь Республиканской Испании, и вместо помощи отделывались общими фразами. Энтони Иден тогда министр иностранных дел Великобритании вспоминал: «24 июля ко мне зашел мой старый друг г-н Оливан, испанский посол в Лондоне. Он был очень озабочен и подавлен. Вопрос о поставке оружия быстро приобрел остроту. Несколько дней спустя Оливан стал настаивать на выполнении договоров, по которым четыре британских самолета были проданы Испании. Я ответил ему, что речь идет, очевидно, о гражданских самолетах, продажу которых мы не контролируем. Посол спросил меня, могу ли я его заверить, что правительство его величества не будет препятствовать снабжению продовольствием республиканского правительства. Я дал ему такое заверение. Тогда Оливан спросил, какой линии поведения у нас будут придерживаться в вопросе о поставках оружия и боеприпасов. Я ответил, что для этого нужна лицензия на экспорт оружия; если испанское правительство об этом попросит, такая просьба будет, несомненно, рассмотрена.»

Но не смотря на обещания, с начала мятежа в Испании английское правительство не выдавало лицензий на экспорт в Испанию оружия или военного снаряжения в соответствии с постановлением о запрещении экспорта оружия от 1931 г. Но при этом, 29 июля 1936 г. агентству Рейтер было заявлено, что частным английским фирмам, желающим экспортировать оружие в Испанию, не будет чиниться никаких препятствий.  

16 июля 1936 г. британская авиакомпания When British Airways Ltd  опубликовала сообщение о продаже четырех пассажирских самолетов Fokker F.XII (G-ADZH, G-ADZIki, G-ADZJ и G-ADZK). Хотя цена была не указана, считается, что British Airways, которая заплатила за них при покупке 15 000£ за четыре машины, оценила их только в 2 000£ каждый. Однако, когда спустя два дня началась гражданская война в Испании их цена возросла в разы. 21 июля капитан Р. Х. Макинтош (R.H. McIntosh) пилот одного из Dragon Rapides  британской компании British Airways перевозящий журналистов из  Бургоса в Северную Испанию, чтобы они могли сообщать о действиях националистической стороны конфликта, при встрече с генералом Мола, сказал ему о продаже четырех Fokkers. Националистов эта информация заинтересовала. Макинтош позвонил капитану Дадли Тэйлору (Dudley Taylor), представителю компании в Париже и сообщил о интересе к Fokkers со стороны националистов. Информация ушла руководству British Airways в Гатвик (Gatwick). Спустя несколько дней агент компании в Лиссабоне James Rawes and Co, получил предложение относительно покупки четырех самолетов за 38 000£ якобы от Марке де Рива де Линар (Marqués de Rivas de Linares). British Airways приняла это предложение, поскольку это казалось более надежным. 28 июля четыре Fokkers в полдень отбыли из Гатвик, ими управляли капитаны Pugh, Robinson, Marsh и King с несколькими техниками и инженером на борту. Официально они поставлялись  агенту компании в Лиссабоне, и британское правительство не возражало поскольку это как они полагали была коммерческая сделка. Два самолета с маленькими бензобаками заправились горючим в Джерси (Jersey), и с другими полетели через Францию по пути предписанному управляющим директором британской воздушной трассы майором Дж Д Маккриндл. Несмотря на совет Макинтоша, избегать приземляться во Франции, Маккриндл приказал им приземлится в Бордо, чтобы получить подтверждение, что деньги заплачены. Однако, капитан Тэйлор в Париже, как полагают, проговорился о сделке заключенной с националистами, об этом узнал  французский министр авиации Пьер Кот (Pierre Cot), сочувствующий республиканцам. После этого по его приказу местный префект  задержал их, так как они собирались отбыть на следующий день. После переговоров между британским и французским правительством,  соглашение было достигнуто 1 августа и им позволили  возвратиться в Гатвик с условием что они не будут проданы Испании. Они отбыли из Бордо в 09.30 на следующий день с эскортом французских истребителей, которые проследили чтобы  они летели в правильном направлении. Они приземлились в Портсмуте в 13.30, заправились горючим перед возвращением в Гатвик. Благодаря скандалу о самолетах стало известно многим. Прежде чем самолеты вернулся в Гатвик, British Airways получила предложение от французской компании Office Général de l'Air (продававшей самолеты Potez), в которой у Пьер Кот (Pierre Cot) был финансовый интерес, по 1.000.000 французских франков за самолет, выходило за  четыре самолета в пределах 52 500£. Но  поскольку была вероятность, что они будут переданы республиканцам, предложение было отклонено.

После опубликования французских предложений о запрете военных поставок в Испанию. 7 августа в Лондоне  сообщили, что главная трудность заключается в намеченном запрещении поставлять гражданские самолеты. Ибо при существующих законах в Англия не имеет полномочия налагать запрет на вывоз гражданских самолетов, и она не хочет прибегать к специальным мерам в этом отношении. Но помощь в основном шла мятежникам. 9 августа 1936 г. из Кройдона вылетел  купленный  испанскими националистами транспортный самолет AS.6J Envoy G-ADBB, спустя несколько дней он прибыл в Бургос.  13 августа в Испанию по сообщению газет «Таймс» и «Дейли телеграф» вылетело 6 гражданских самолетов: четыре «De Havilland» (к националистам G-ACPN и G-ADAO) и два самолета Fokker F.VIIb/3ms (PH-AGR и PH-AFS) купленные у компании KLM. Только два самолета «De Havilland» направляются в распоряжение испанского правительства, а остальные в распоряжение мятежников. По сообщению авиационного обозревателя «Кьюс кроникл», в последние три недели свыше 30 гражданских самолетов вылетело из Англии в Испанию. 

Испанским военно-воздушным атташе в Париже и Лондоне был один человек - Кармело де лас Моренас Алкала (Carmelo de las Morenas Alcala) который сочувствуя националистам оставил службу 23 июля 1936 г. и  пытался убедить остальных членов посольства присоединиться к восстанию. Имея обширные связи, он договорился о покупке многих самолетов для националистов. 1 августа прибыв в Амстердаме он пытался купить два самолета Fokker VIIb-3ms (PH-AFS Specht и PH-AGR Reiger) компании  KLM. Голландское правительство однако запретило продажу. Узнав что четыре самолета Fokker F XII принадлежавших ранее British Airways вернулись в Гатвик после неудавшейся попытки достигнуть националистов в Бургосе, он возвратился в Великобританию 3 августа, чтобы организовать  покупку этих больших самолетов через его "польскую связь" и таким образом попытаться еще раз получить их в распоряжение франкистов. Помимо этого он приложил усилия к повторному приобретению двух самолетов Fokker VIIb-3ms компании  KLM. Что ему и удалось. Моренас к осуществлению сделки привлек пилота Т. Невилл Стек (T Neville Stack), а тот в свою очередь Дональд Салисбэру Грэн  (Donald Salisbury Green). 10 августа в Лондоне в гостинице Савойи, Стек представил Грэна испанским нанимателям  Моренасу, Хуану де ла Сьерве (Juan de la Cierva) и неизвестному испанцу которым как полагают был Герцогом Альба (Duke of Alba). Им были даны банковские счета до Fl 40 000 чтобы они отправились в  Schiphol и там купили F VIIb-3ms якобы для авиакомпании Crilly. Рано утром 11 августа Стэк и Грэн достигли Schiphol и заплатили за самолеты Fl 37,000 (£5,000), но KLM отклоняла их предложение о переправке самолетов и использовала для этого своих летчиков. Уже вечером два пилота KLM, Fraenkel и Scholte перегнали оба Fokkers в Кройдон. Там их оборудовали дополнительными баками топлива и 13 августа оба Fokkers VIIb-3m вылетели из Кройдона, PH-AFS управлял Т. Невилл Стек (T Neville Stack), а PH-AGR пилотировал Дональд Салисбэру Грэн  (Donald Salisbury Green). Самолеты летели над Бискайским заливом во избежание перехвата их французскими истребителями. Несмотря на возникшие проблемы с подачей топлива, самолеты достигли территории националистов. По прибытии в Бургос PH-AFS получил номер  20-1 (имевший этот номер самолет остался в республиканских руках), PH-AGR становится 20-4 (имевший этот номер самолет разбился неделей ранее).

Представители националистов приобрели в Англии 4 самолета De Havilland DH 89M Dragon Rapide, первый был куплен в конце июля 1936 г. у  компании Airwork (Глазго)  - (G-ADCL) прибыл в Бургос 1 августа, получил номер 40-2, второй приобретен частным лицом - C.Gardner (G-ADYF) прибыл в Бургос 4 августа, получил номер 40-3. 13 августа в Бургос прибыли третий, бывшим самолетом компании British Airways (G-ACPN) получил номер 40-4 и четвертый купленный у компании Ethyl Export (G-ADAO), получил номер 40-5. Как это происходило видно на примере третьего самолета DH.89 Dragon Rapide G-ACPN  авиакомпании  Airwork Ltd (до 1935 г. принадлежал British Airways Ltd). В августе 1936 г. Он был продан Хуану Ла Сьерве (Juan La Cierva) и Луи Болину (Louis Bolin ) и улетел из Кройдона 13 августа 1936 г. под  управлением Том Кэмпбэл-Блэк (Tom Campbell-Black) к националистам. Этот и три других Dragon Rapide присоединились к Группе Dragon-Fokker. 15 августа английское правительства обязались запретить поставки оружия в Испанию. Оно примет также все возможные меры для того, чтобы предотвратить вывоз в Испанию гражданских самолетов.  

Несмотря на это стороны искали обходные пути для приобретения самолетов. Так националисты не отступились от идеи получить самолеты Fokker F.XII (G-ADZH, G-ADZIki, G-ADZJ и G-ADZK). 10 августа British Airways получило предложение от Штефана Кцарнеки (Stefan Czarnecki), польского дилера оружия, действующего от имени компании West Export GmbH из свободного города Данцига (теперь Гданьск в Польше), которая, в свою очередь, утверждала, что действовал от имени городского совета Катовице (Katowice) в южной Польше, которая хотела создать местную авиалинию. Они согласились на цену 33 000£, в которую включили  четыре запасных двигателя Pratt & Whitney Wasp и  приблизительно 450£ за запчасти. Деньги были заплачены Штефаном Кцарнеки перед отъездом. Британское правительство держали в курсе деталей предложенной продажи и оно согласилось на нее, поскольку у нее были все признаки подлинной сделки. 13 августа четыре польских пилота  прибыли  в Гатвик  чтобы принять самолеты и пройти короткое обучения. 15 августа они вылетели, самолеты были оснащены дополнительными бензобаками для увеличения дальности полета. Они несли запчасти стоимостью  411£, пассажира по имени К.Мороски (C. Morawski ) который был представителем West Export, никаких упоминаний о запасных двигателях не было. Самолетами управляли:  G-ADZH пилот Адам Сзэрек (Adam Szareck), победитель легкого соревнования самолета в Польше в 1935 г., G-ADZI пилот граф Казимир Лазоки (Kazimiercz Lasocki), G-ADZJ пилот Ziembinski и G-ADZK пилот Czarkowski. Когда они были замечены перелетающими  Нормандские острова, стало ясно, что они летят не в Польшу. Спустя несколько часов приближаясь к Пиренеям, они столкнулись с серьезным грозовым фронтом. G-ADZH приземлился в окрестностях санатория Barañan около Vitoria в Испании. Адам Сзэрек отказался лететь дальше, и самолет был переправлен в Бургос несколькими днями позже капитаном Анхелем Саласом Ларрасабалем (Captain Ángel Salas Larrazábal)  летчиком националистов. Остальные Fokker искали спасения от грозы на французской территории.  G-ADZI пытался приземлиться на маленьком аэродроме Парме (Parme) в Биаррице (Biarritz), но разбился и сгорел. Двое, пилот Лазоки и пассажир Мороски погибли. G-ADZJ уходя от грозы,  приземлился в Бордо, где он был арестован во  второй раз. Однако местный совет симпатизировал националистам, и самолет был спокойно выпущен 6 сентября и прилетел в Бургос. G-ADZK получил повреждения шасси, двигателя и крыла, при приземлении в тумане на военном аэродроме Лагорд (Lagord) около Ла-Рошеля.  Два самолета которые оказались в Испании, присоединились к группе Dragon-Fokker  в Бургосе, которую возглавлял майор Хуаном Антонио Ансальдо (Juan Antonio Ansaldo) и получили номера 20-5 и 20-6. Группа Dragon-Fokker  была первоначально вооружена самолетами испанских ВВС Fokker F.VIIb/3ms и DH.89M, который перелетел на сторону националистов. К ним присоединились позже еще Fokkers и Dragon Rapides спешно приобретенные за границей и переправленные в  Испанию. В том числе  два экс-KLM Fokker F.VIIb/3ms, PH-AGR и PH-AFS, за несколько дней до вылета четырех самолетов от British Airways, оставивших Гатвик в течение второй попытки и успешно достигнувшие Бургоса.

От националистов не отставали и республиканцы. DH.84 Dragon I G-ACEV авиакомпании Airwork Ltd Heston был продан в августе 1936 г. республиканским силам, первый раз он вылетел из  Кройдона (Croydon) 13 августа 1936 г., но был задержан французскими властями и возвращен в Кройдон. Повторно он отбыл в Испанию 15 августа с четырьмя другими Dragons будучи оснащенным дополнительными бензобаками  позволяющими выполнить беспосадочный полет до Барселоны. Один из летевших самолетов возвратился из-за неисправности двигателя, но четыре других включая G-ACEV приземлились в Барселоне.  18 августа G-ACEV с тремя другими Dragons Sariñena, присоединился к эскадрону Alas Rojas (Red Wings) в котором было  множество типов самолетов оснащенных различным вооружением.

19 августа 1936 г. министерство торговли Великобритании издало постановление, воспрещающее с этого дня выдачу лицензий на вывоз оружия, военного снаряжения, взрывчатых веществ и самолетов в Испанию и испанские владения.  По этому поводу министр иностранных дел Иден написал премьер-министру Болдуину следующее: «Вы знаете о принятом нами вчера решении, имеющем целью помешать отправке оружия и самолетов из нашей страны в Испанию. Я чувствовал, что необходимо поступить таким образом, даже не дожидаясь, когда мы заключим международное соглашение, так как был уверен, что своим примером мы сможем побудить другие страны, и прежде всего Германию и Италию, последовать за нами». Франкисты осуществляли приобретения снаряжения через своих португальских партнеров. Так в Лиссабоне  представители мятежников закупили через британскую фирму British Airways, 6 тонн оборудования для радиостанций и телефонной связи. Оборудование было закуплено в Англии подставными лицами этой фирмы, прибыло в начале сентября в Лиссабон и было переправлено дольше через португальскую территорию в распоряжение мятежников.

В виде исключения 18 декабря 1936 г. из Англии правительству Испанской республики было отправлено 5 тысяч противогазов. Но это произошло по тому, что противогазы не относятся к категории военных материалов и были отправлены из чувства гуманности.  

Постановление от 19 августа 1936 г. изданное британским правительством запрещало поставки в Испанию любых самолетов без различия между гражданской  и военной авиацией. Оно имело небольшой эффект воздействия на предпринимателей, которые пытались нажить состояние, пытаясь удовлетворить требования  воюющих сторон. Английское правительство чтобы препятствовать возможному обходу запрета ужесточила правила  экспорта сделок и отслеживала их, беря нечистоплотных продавцов на контроль. В начале сентября 1936 г. капитан Е. Д. Каммингс (E D Cummings) готовился к экспорту двух DH.89 Dragon Rapides во Францию, идентифицированных как G-ACTU и G-ADWZ. Поскольку было известно, что он уже переправил один самолет в Испанию, два самолета были взяты под контроль чтобы предотвратить их экспорт. G-ADWZ принадлежал авиалинии Кройдона (Croydon), в то время как G-ACTU принадлежал авиакомпании виконта  Форбса (Forbes). Каммингс связывался с Министерством ВВС, чтобы узнать, как он может поставить самолет своему покупателю во Франции. Он сказал, что он купил  G-ADWZ, и желает приобрести  G-ACTU на покупку которого все еще ждет денег из Франции. Ему сказали, что лучший способ осуществить продажу будет состоять в том, что, перед отъездом, они будут зарегистрированы во Франции, о чем британцы получат подтверждения со стороны французских властей. Регистрация была получена 15 сентября от имени Marc Cayre из Парижа и самолеты стали готовить к покупке. Однако, французы были столь же подозрительны как и британцы и французская регистрация была отменена 26 января 1937 г. и самолеты вернулись к своей британской регистрации. В итоге  самолеты не достигли Испании. В декабре 1937 г. Лесли Чарльз Перси Стэнинот (Leslie Charles Percy Stanynought) обращался к Министерству ВВС, чтобы зарегистрировать Hawker Tomtit G-AEVO, в Гатвик на его имя. Это немедленно подняло сигналы тревоги как Стэнинот, был ранее вовлечен в покупку и поставку к Испании многих самолетов. Hawker Tomtit  был немедленно помещен в черный список, и внимательно отслеживался. Стэнинот 1 февраля 1938 г. продал его Альфреду Даниэлю Джейффу (Alfred Daniel Jaffe), который как было известно также был вовлечен в поставки самолетов в Испанию. Так что самолет никогда не приближался к Испании ближе чем до Redhill. Но обходные пути все равно находили.  DH.84 Dragon I G-ACEU  компанией Airwork Ltd в марте 1937 г. был  “продан за границу”, но не известно точно попал он в Испанию или нет. Еще один DH.89 Dragon Rapide G-ADDF авиакомпанией Airwork Ltd в сентябре 1937 г. был продан республиканской стороне.

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.