Розин Александр.
Снабжение Испанской Республики
оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)
Глава
3. Республика в поисках оружия.
3.3. Обращение к немцам.
В числе стран, где законное правительство хотело приобрести военное снаряжение, была и Германия. Нельзя сказать, что контактов между Германией и Республикой не было. В апреле 1936 г. немецкое правительство даже разрешило заключение двух сделок о поставках вооружения концерном Friedrich Krupp A.G. с министерством обороны испанского правительства.
1 августа 1936 г. испанский министр иностранных дел Барсиа, попросил немецкого бизнесмена Штурма (Sturm) из Независимой авиационной ассоциации в Берлине продать самолеты, легкие бомбардировщики и бомбы мощностью от 50 до 100 кг. При этом подчеркивалось, что оплата может быть произведена в любой валюте, даже в золоте. Немецкий чиновник Швендеман, получивший просьбу, долго не давал прямого ответа, тем более что немецкое посольство в Мадриде советовало Министерству иностранных дел в Берлине всячески затягивать с ответом - не давая сразу “категорический отказ”. Эта просьба объясняет ту особую вежливость, с которой в то время республиканское правительство относилось к Германии. Хотя уже 29 июля, республиканское Правительство узнало о прибытии первого немецкого самолета Junkers Ju-52 в Тетуан (Tetuán) и позвонило в немецкое посольство в Мадриде, чтобы получить официальные ответы от правительства Рейха. 4 августа, испанское правительство убеждало Штурма (Sturm) дать ясный ответ на свои запросы от 1 августа, при этом республиканцы угрожали немецким властям репрессиями, в том числе конфисковать коммерческий самолет авиакомпании «Люфтганза» (Lufthansa), за поставки самолетов националистам.
Вопрос недолго висел в воздухе. 9 августа один из перебрасываемых мятежникам самолетов Junkers Ju-52 по ошибке приземлился на испанском гражданском аэродроме Барахас близ Мадрида. Когда к самолету приблизились представители властей, то пилот, обменявшись несколькими словами с германским радистом одного из четырех самолетов авиакомпании «Люфтганза» (присланных для эвакуации германских граждан), неожиданно поднялся в воздух. Но несколько позднее из-за нехватки бензина он вынужден был приземлиться в Асуага (на юго-востоке провинции Бадахос), где его захватила народная милиция, экипаж состоявший из 3 немцев и одного испанца был арестован. Помимо этого до окончания следствия четыре самолета «Люфтганза» были задержаны. Немецкое правительство немедленно потребовало, чтобы команда и самолет были освобождены, утверждая, что самолет использовался только, чтобы эвакуировать немецких граждан из Испании, и угрожал прервать их отношения с испанским властями. Только в 15 августа, испанские власти, под нажимом французского правительства, согласились освободить команду и обещали не использовать захваченный самолет, который, однако, остался в их руках пока он не был уничтожен во время налета авиации мятежников.
Розин Александр.