На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

 

Глава 11. Доставка оружия морским путем.

11.4. Противодействие франкистского флота.

 

Агенты испанских националистов старались отслеживать республиканские покупки вооружений. «Это должно быть отмечено» писал один полицейский репортер в октябре 1937 г., «что сторонники Франко за границей построили обширную шпионскую сеть, чтобы предотвратить транспортировку материала к правительству, особенно морским путем».

Франкисты  постарались организовать блокаду республиканских портов, при этом помимо действий на коммуникациях в районе портов они  использовали свою возможность контролировать Гибралтарский пролив. Им удалось перехватить несколько судов транспортирующих закупленные республиканцами вооружения.

14 октября 1936 г. линкор мятежников «Эспанья» (капитан 2 ранга Луис де Виерна), вспомогательный крейсер «Домине» (капитан 3 ранга Мендисабаль) и шесть вспомогательных канонерок («Тритония», «Химера», «Сириса», «Галисия», «Ар­гос» и «Сайта Урбана») получили приказ срочно выйти в Бискайский залив  для перехвата гречес­кого парохода «Сильвия» («Silvia» или "Sylvia", бывший «Philomelia», 5300 брт), вышедшего в рейс 7 октября 1936 г. из Данцига и  имевшего  до 1900 т военных грузов для республиканцев (40 000 винтовок, 1500 пулеметов, 4 батареи полевых орудий и большое количество про­чего имущества). Меры по перехвату на сей раз оказались эффективными, и 18 октября  судно было задержано канонерками. Фактически судно несло грузы, закупленные различными дилерами, в том числе 1481 винтовку Bergmann LMG M1915 7,92-мм от агента Willi Daugs (Берлин, Германи), 250 австрийских пулеметов Schwarzelose, 100 винтовок WZ28 BAR 7,92-мм, 5000 винтовок CRGS CAR 8-мм Lebel, 35.000 гильз для 75-мм снарядов, 15.000.000  8-мм патронов и 3.500.000 патронов Маузер от  агента E. Grimard (Льеж, Франция) и  100 мортир и 20.000 гранат для гранатомета от агента E. Brandt (Париж, Франция). 14 орудий – 4 зенитных 20-мм Solothum, 7 75-мм Schneider Mod. 1912 S и 3 75-мм Schneider. Захват судна произошел из-за безответственности, или измены - Мануэль Эскудеро, первого секретаря мексиканского посольства во Франции, которому испанская Комиссия Покупок в Париже доверила надзор за грузом и который, допустил целый рядом ошибок при погрузке грузов на корабль  "Sylvia".

10 марта 1937 г. крейсер мятежников «Канариас» захватил испанский теплоход «Mar Cantabrico», возвращавшейся из Мексики в Бильбао, до отказа забитый военными материалами и взрывчаткой.

15 апреля 1937 г. крейсер мятежников «Альмиранте Сервера» перехватил шедший под панамским флагом пароход  «Гордена» (Hordena, 2.667 брт, собственность Scotia Corporation (Париж)) вышедший 8 апреля из Данцига. По бумагам пунктом назначения числился Сантандер. На борту была "контрабанда" - 22 "эстонских" легких бомбардировщиков А-101. Груз формально принадлежал французской фирме "Scotia Corporation", тем не менее, его конфисковали. Самолеты были разгружены и собраны в Леоне. Легкие бомбардировщики облетали и приняли на вооружение националистских ВВС. Кроме того на борту имелось  5.000 винтовок Mannlicher, 5.846 частей к пулемету ligera, 15.546 75-мм снарядов, 5.000.000 патронов и 8.992.000 патронов Маузер закупленных дилером Willi Daugs (Берлин, Германия).

В общем, перевозки оружия были весьма опасными. Советский историк Рыбалкин Ю. в своей книге «Операция "Х". Советская военная помощь республиканской Испании (1936-1939)» сообщает что, из закупленных Мексикой в Польше семи пароходов с оружием для республиканцев и отправленных в декабре 1936 г., по назначению прибыл только один, остальные были потоплены или попали в плен. 

Но даже если перехватить суда не удавалось, мятежники все равно не прощали морякам рейсы в республиканские порты, особенно если им становилось известно, что они доставляли туда вооружения. Утром 7 апреля  1937 г. испанские мятежники потопили датский пароход «Адра» («Andra»), направлявшийся в Бильбао. Неделей ранее 31 марта пароход «Andra» доставил из Гдыни в Сантандер 32 танка Renault FT-17 и 20.000 37-мм снарядов отправленных дилером Marcus Wolf.

16 апреля 1937 г. в Гибралтарском проливе мятежники захватили голландский пароход «Саркани» («Sarkani») направлявшийся с грузом продовольствия в Аликанте и доставили его в Сеуту. При этом голландский крейсер «Ява» отказался оказать помощь пароходу или доставить его под конвоем в испанский правительственный порт, ссылаясь на сведения, что пароход вез контрабанду. Интерес мятежников к этому пароходу объяснялся тем, что месяцем ранее в марте 1937 г. он доставил республиканцам в порт Сантандер 8 истребителей Летов S-231,  24 75-мм пушки, 14.881 винтовок Berthier, 21.963 артиллерийский снаряд, 16.955.203 8-мм патронов, 4.550.000 патронов Маузер и 50 тонн взрывчатки.

Эти меры затруднили доставку вооружений республиканцам, и уменьшили число судовладельцев готовых рисковать из-за высоких страховых рисков. Тем более что 2 декабря 1936 г. в Британии был принят законопроект о запрещении перевозки оружия на английских судах в Испанию. При этом как сказали оппоненты, этот закон будут выгоден только для мятежников, так как он не запрещает перевозки оружия в Португалию, и при этом ни Германия, ни Италия не провели подобных запретов.   

Торговые корабли других, особенно Скандинавских стран, подверглись преследованию со стороны франкистов. 30 апреля 1937 г. на комитете по невмешательству представители трех скандинавских стран (Швеции, Дании, Норвегии) и Финляндии внесли вопрос о мерах защиты судоходства в испанских водах. За время блокады начатой Франко с 18 февраля 1937 г. к тому моменту пострадали, по крайней мере, 71 пароход этих стран – 34 норвежских, 26 датских, 7 шведских и 4 финских. Большая часть этих пароходов лишилась грузов, которые были конфискованы, в том числе такие невинные, как мука, апельсины и оливки. 

Реакция на эти действия была негативной, но из-за позиции правительств этих стран превратившееся в прямое попустительство и пособничество националистам все вылилось в простую говорильню. 15 апреля 1937 г. на заседании внешнеполитической комиссии стортинга (норвежский парламент) обсуждался вопрос о посылке норвежских военных судов в испанские воды для защиты судоходства. Министр иностранных дел Норвегии Кут внес в стортинг предложение о направлении в испанские воды норвежского минного заградителя «Улаф Трюгвассон» для защиты норвежских торговых судов от пиратских действий Франко. Но буржуазные партии решили, что дело заходит слишком далеко. Инициатива Кута натолкнулась на противодействие буржуазных фракций в стортинге и ряда влиятельных лиц в самой Норвежской рабочей партии. В результате обсуждение этого предложения было сначала отложено, а затем вопрос в целом был похоронен стараниями противников этой идеи. В дальнейшем Кут объяснял советскому представителю, что, поскольку впоследствии уменьшился риск захвата франкистами норвежских судов, вопрос сам по себе потерял прежнюю остроту.

Предоставленные сами себе, судовладельцы сами искали выход из возникших проблем. Джек Альберт Биллмеир (J. A. Billmeir) из компании Stanhope Steamship Co,  был проницательным бизнесменом и многие из его судов, сделав один рейс в Испании продавались с прибылью, так как франкисты запретили таким судам заходить в порты контролируемые националистами.  

Своими действиями на море фашистам удалось создать значительные трудности для регулярного снабжения Испанской Республики. Из каждых двух тонн вооружения, направляемого в республиканскую зону, одна попадала на дно морское или в руки противника.

В последние полтора годы войны ввоз снабжения в республиканскую Испанию осуществлялся только английскими и французскими транспортами. Наличие на транспортах и в портах членов комиссии по невмешательству не давало республиканцам возможности ввозить военные материалы. В то же время к франкистам военные материалы и войска подвозились непрерывно, без всякого вмешательства, на транспортах под флагами «нейтральных» государств и нередко даже на военных кораблях.

Наличие членов комиссии по невмешательству  не спасало суда от нападений. С середины апреля до середины июня 1938 г.  22 британских судна из 140, что поддерживали торговлю с республикой,  подверглись нападению, были потоплены или получили серьезные повреждения. Погиб 21 моряк и несколько наблюдателей от Комитета по невмешательству.

Франкистский адмирал Франсиско Бастаррече на совещании в Сарагосе в 1960 г. говорил: «Национальный флот во время войны потопил 53 торговых судна общим тоннажем 129000 тонн; захватил 324 судна тоннажем 484000 тонн». Сообщалось также еще о 24 захваченных иностранных кораблях. К этому следует добавить около 1000 судов, задержанных в море и затем освобожденных.

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.