На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

 

Глава 11. Доставка оружия морским путем.

11.3. Эпопея «Jaron».

 

Было еще несколько громких скандалов, высветивших операции по транспортировке оружия в Испанию. Одним из них был инцидент с пароходом «Jaron» осенью 1937 г.  «Jaron» был построен в Киле в 1905 г. и имел водоизмещение 2.089 тонн. Его первое имя было «Gibraltar», затем «Mogador» и «Antoine Schiaffino», как результат смены владельца. Согласно некоторым источникам, перед его участием в испанской компании под флагом компании Франсе Навигатион (France Navigation) он носил имя «Nikola Matkovik» и принадлежал  югославской судоходной компании Matkovic, но это  утверждение неверно, так как, с одной стороны, хотя вышеупомянутая судоходная компания располагала кораблем с очень сходным именем – «Nikolina Matkovic» он серьезно отличался (построенный в 1918 г. он имел водоизмещение 3.672 тонн и всегда принадлежал компании Matkovic) от «Jaron». Во вторых  Франсе Навигатион приобрел для себя  большую часть кораблей галльской судоходной компании Schiaffino, например такие как «Prosper Schiaffino» (стал «Lazardrieux») и «Schiaffino XXIII» (стал «Cassidaigne»), а «Jaron» до переименования имел имя «Antoine Schiaffino» и видимо перешел в компанию прямо из флота этого французского судовладельца.

Пароход был приобретен Франсе Навигатион в 1937 г., и выполнил в июле рейс в Валенсию из Марселя с 20 цистернами, 358.300 кг. мыла, 306.320 кг. катодов из меди, 518.151 кг. слитков олова, противогазов, резиновых изделий, труб из латуни, прокатываемой латуни, фильтров, одеял, тяжелых мотыг, одежды, нижнего белья и сгущенного молока, посланных Технической Комиссией Парижа. Несмотря на французскую национальность судоходной компании и французскую принадлежность груза, корабль путешествовал под английским флагом.

После рейса в Валенсию «Jaron», под управлением английского капитана Джона Вильиамса (John Williams), был послан в Гдыню  где он загрузил 21 сентября 1937 г. груз якобы для Китая, состоящий из 259 орудий и минометов - 54 75-мм итальянские пушки “Krupp-Ansaldo” 75/27 Mod. 1906, немецкие орудия: 25 77-мм пушек “Krupp” FK 16., 15 105-мм орудий “Krupp”, видимо Mod. 1898/1909,  127 76,2-мм минометов “Erdhart”, кроме того 38 русских 37-мм танковых пушек типа M.27, не имеющие лафетов, что вызвало сложности в их использовании. Помимо артиллерии судно несло значительное количество боеприпасов, точное количество которых не известно, говорится о 54.000 75-мм и 28.000 105-мм снарядов  и 4.000.000 патронов.

За погрузкой наблюдал, а потом отправился с судном агент - "эмиссар" коммунист Эмиле Сельон (Emile Sellon). Нахождение "эмиссаров" на кораблях, которые транспортировали военные материалы, была обычной практикой, которая не подразумевала какое-то недоверие команде «Jaron», Но в данном случае у экипажа были не слишком хорошие намерения. Они высадили Сельона (Sellon) сказав, что ему надо уладить возникшие сложности с таможней, и как только он сошел на берег, поспешно отчалили, оставляя его на берегу. Сельон не растерялся, он использовал прибытие в Гдыню быстроходного парохода «Al Racou» также принадлежащего Франсе Навигатион, чтобы организовать преследование «Jaron». Но вместо того, чтобы прокладывать курс на Западе, корабль направился на восток в Эстонию, достигая в первую неделю октября порта Палдиски. Там команда «Jaron» заявила, что в море они узнали об изменении курса, вместо  Бордо следовать до Валенсии. Будучи не готовы подвергаться опасностям, которые предполагал новый путь, не получив дополнительной тысяча фунтовой премии в которой отказали судовладельцы, они отправились в Палдиски. Более того, некоторые члены экипажа утвердили, что у выхода из Гдыни их караулил военный корабль неизвестной  национальности, что их так же вынудило сменить курс.

В Палдиски пароход входил под новым именем «Vena» (или «Bena») с греческим флагом и под управлением нового капитана -  грека Николаса Вассилакиса (Nicolas Vassilakis или Vissilakis), который ранее был старпомом на «Jaron». Новый капитан уверял, что входил в порт  из-за аварий, спровоцированной саботажем экипажа, и  торопится выгрузить на берег весь корабельный груз, чтобы осуществить ремонт. При этом он всячески старался затруднить возможность получения груза владельцем, представив манифесты и прочие документы на свое собственное имя перед нотариусом в Таллине, и понимая на себя долг австрийского подданного J. Stelzmüller в 550.000 крон. 

Чтобы не дать вновь ускользнуть беглецам, пароход «Al Racou» с преследователями блокировал выход из Палдиски. 14 октября 1937 г. «The Times» сообщала что груз «Bena» - «Jaron» стоит 1.500.000 фунтов стерлингов. Владелец груза Борис Линд (Boris Linde) потребовал освобождения груза и возмещения убытков из-за задержек. Его компаньон Михаил Бондаренко (Mikahil Bondarenko), являлся агентом бывшей организации грека, сэра Бэзила Захарофф (Basil Zaharoff, который умер в ноябре 1936 г.), которая уже отправляла военные материалы в  республиканскую Испанию и которая оказывалась с подпорченной репутацией как владелец груза корабля. Началось судебное разбирательство. Борис Линде обвинил капитана в попытке присвоения груза, чтобы продавать ее позже. 28 октября после того как были задержаны Vassilakis, бывший капитан Джон Вильиамс (John Williams) и радиотелеграфист, и проведя несколько дней в тюрьме они  признались, что документы подделаны, и что Борис Линд является истинным владельцем груза корабля, который был предоставлен сразу в его распоряжение. Но в тот момент в Палдиски не было какого-либо корабля, который мог увезти груз, а эстонские власти угрожали захватить оружие по прошествии тридцати дней. С другой стороны, в связи с судебным разбирательством, стало ясно, что военные материалы предназначаются не Китаю, а Испанской Республике, что развязало неистовую кампанию прессы, которая требовала, выполнения договора по невмешательству.

В конце концов, как и в большинстве случаев, трудности решили посредством взяток. Материал был перевезен из Палдиски двумя маленькими грузовыми судами – «Järvamaa» и «Virumaa» (принадлежащих Таллинской транспортной компании (Tallinn Shipping Company)) в Гдыню, где, не без новых трудностей организованных польскими властями, которые теперь уже не могли не знать истинной судьбы груза корабля, смогли произвести погрузку части груза на другие корабли идущие во французские порты. 28 декабря в Палдиски еще оставались 300 тонн снарядов, в которых было необходимо демонтировать взрыватели, чтобы получать разрешение на вывоз.

Предметы артиллерии, которые составляли груз корабля «Jaron», прибыли в Испанию в двух отправлениях. Первая из них транспортируемая кораблем «Al Racou» (860 тонн) была принята в республиканской зоне в январе 1938 г. через французскую границу “официально закрытую” и составляла  54 75-мм пушки Ansaldo, 25 77-мм пушек “Krupp” и 15 105-мм орудий “Krupp”.

Точно неизвестно, какой корабль доставил во Францию вторую часть груза, вероятно, это сделал пароход «Thielbeck», который отчалил из Гдыни с военными материалами ночью с 5 на 6 февраля 1938 г. В любом случае вторая часть груза прибыла в республиканскую зону в марте 1938 г., она включала в себя 127 76-мм минометов  и 38 37-мм танковых пушек.

 

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.