На Главную.

 

Розин Александр.

 

Снабжение Испанской Республики оружием 1936-1939 гг. (советские поставки в сюжет не входят)

Глава 11. Доставка оружия морским путем.

11.1. Транспортные корабли войны.

 

Существуют ошибочные сообщения,  что советские суда использовались для перевозок вооружений закупленных испанским правительством в европейских или американских странах. Необходимо подчеркнуть, что советские суда за исключением  8 «игреков» («Комсомол», «Старый большевик», «КИМ», «Волголес», «Карл Лепин», «Курск», «А.Андреев», «Благоев») в перевозках оружия не участвовали.

Перевозкой оружия занимались испанские корабли и суда частных компаний, различной национальной принадлежности, в том числе английские, французские, норвежские, шведские, датские, голландские, греческие и другие. Правительства этих стран, войдя в Международный комитет по вопросам невмешательства в дела Испании, постарались пресечь использование торговых судов своих стран для транспортировки оружия. 27 ноября 1936 г. правительство Норвегии опубликовало распоряжение запрещающее перевозку на норвежских судах оружия, боеприпасов и самолетов в Испанию. Нарушение этого распоряжения каралось штрафом или тюремным заключением до трех лет. Аналогичные меры приняло и руководство других стран. Но доставка грузов, в том числе и контрабанда оружия в воюющую страну была  очень прибыльным делом, и многие судовладельцы шли на риск, ради получения прибыли используя различные обходные пути.

Так многие суда под британским флагом участвовавшие в снабжении республиканской Испании принадлежали компаниям, созданным после начала гражданской войны. Компания Westcliff Shipping Co., Ltd. была создана 23 октября 1936 г., а 26 октября 1936 г. купила пароход «Thorpehall» (бывший «Bazan»); Компания Thameside Shipping Co., Ltd. была создана 25 ноября 1936 г., и  30 ноября 1936 г. приобрела пароход «Marvia»;  Компания Veronica Steamship Co., Ltd. была создана 19 декабря 1936 г. и 26 января 1937 г. приобрела пароход «Joyce Llewellyn» (переименованный в «Sea Bank»), а 22 марта 1937 г. пароход «Seven Seas Spray»; Компания Dillwyn Steamship Co., Ltd. была создана 23 января 1937 г. и 25 января 1937 г. приобрела пароход «Marie Llewellyn»; Компания Trent Maritime Co., Ltd. была создана 12 февраля 1937 г. и 25 марта 1937 г. купила пароход «Jenny». Все суда активно использовались. Согласно ежедневному судоходному регистру Ллойда, суда принадлежащие компании Veronica Steamship Company, сделали до 28 апреля 1937 г. шесть рейсов доставляя грузы между портами Аликанте, Барселоны, Бильбао, Хихона, Сантандера и Валенсии.

Но эти небольшие компании заткнул за пояс Джек Альберт Биллмеир (Jack Albert Billmeir). Он создал в Лондоне в 1934 г. компанию Stanhope Steamship Co. в 1936 г. она имела всего два корабля. Но после начала войны в Испании она активно включилась в операции по перевозке грузов (в том числе нефти) в республиканские порты и получала от этого огромную прибыль. Компания приобрела 21 старое судно, чтобы обойти проблему дорогого страхования военных рисков, которые накладывались на новые суда. Так к 1 января 1937 г.  Джек Биллмеир купил для своей компании в числе прочих пароходы «Stanbrook», «Standale», «Stanholme», «Stancroft», «Stancourt», «Stancrest», «Stanhill» и «Stangrove».

Что это были за суда видно на примере купленного им в 1937 г. бельгийского парохода «Morna». «Morna» была британским судном до 11 декабря 1936 г. после продажи  она носила норвежский флаг, затем панамский флаг. 15 апреля 1937 г. она была куплена компанией Stanhope Steamship Co. Подняла снова британский флаг  и получила наименование «Stanmore» и использовалось для нарушения блокады установленной националистами, весной 1937 г. доставив грузы в Валенсию. Его суда как несущие британский флаг пользовались защитой британского флота, пароход «Stanbrook» весной 1937 г. пользовался прикрытием британского линкора «Hood» во время его рейса в  Бильбао. Тем не менее, доставка грузов в Испанию была опасным предприятием и многие из его судов подверглись нападениям, включая авиационный налет на пароход «Stanwel» в Таррагоне в 1938 г.

В немаловажной степени успех снабжения республики различными товарами в немалой степени зависел от отваги капитанов пароходов и их команд. Когда в начале 1937 г. националисты объявили о блокаде испанского побережья, не Ллойд Джордж своими речами в парламенте был тем кто внезапно изменил британское мнение о помощи испанцам, а группа бесстрашных капитанов небольших ржавых британских пароходов. В то время как британский кабинет министров волновался по поводу блокады объявленной Франко, капитаны британских пароходов находящихся во французской гавани Сен-Жан де-Лус (Saint-Jean-de-Luz), трех из которых назвали Джонсом и они имели прозвища в честь перевозимых ими грузов: Картофель Джонс (PotatoJones), Ветчина и Яйцо Джонс (“Ham & EggJones) и Глыба Зерна Джонс (“Corn CobJones), и грузы которых состояли из продовольствия решили самостоятельно идти в испанские порты. Сначала в центре общественного внимания был капитан Дэвид Джонс ("Потэто") (David Jones ("Potato")), совладелец парохода «Marie Llewellyn». Изменяя курс в море, Картофель Джонс (Potato Jones) в конце апреля 1937 г.  доставил груз в Аликанте. Прежде, чем он достиг этого порта, другой британский капитан В. Х. Робертс (W. H. Roberts) парохода «Seven Seas Spray» -  привел свое судно  к пирсу Бильбао, будучи остановленным, и предупрежденным о нежелательности входа в порт британским эсминцем.

Картофель Джонс и капитан Робертс, были первыми капитанами проведшими свои суда сквозь блокаду если и не с официальной защитой британского флота, то по крайней мере в пределах диапазона действия его оружия. Вслед за ними в течение шести дней еще шесть пароходов вышли в Бильбао. В том числе и  небольшой пароход «Backworth» под командованием капитана Рассела (Russell), в конце апреля 1937 г. он  загрузил товар в Immingham на реке Хамбера (Humber), на севере Англии стоимостью на 10 000 долларов, сахар, муку, фрукты и вяленую рыбу для голодающего населения в осажденном Бильбао. За больше чем  десятую часть груза заплатил Ллойд Джордж.

 

Назад.   Оглавление.   Вперед.

Розин Александр.

                                                На Главную.