На Главную.

 

Розин Александр.

Восход и закат ВМС Сомали.  Часть 2.

В свободном плавании.

Из-за подобного пренебрежения сомалийский флот оказался неспособен эффективно выполнить свои задачи, такие как наблюдение и оборона прибрежных территорий, транспортировка грузов и противоминные действия. Как сообщалось в справочнике «Somalia: A Country Study» 1981 г., по данным западных источников в ВМС Сомали к 1980 г. из 20 судов  (2 РКА Osa II-class, 4 ТКА Mol-class, 4 ТКА P6-class, 5 СКА Poluchat I-class, 1 СДК Polnochniy-class, 4 МДК T-4-class) входящих в боевой состав флота только 3 были исправны. Самое сложное оборудование флота - ракетные катера пр.205У (НАТО - OSA II) имеют частые неполадки с двигателями и редко рискуют выходить из порта Берберы. Основная причина этого в том, что у сомалийского флота серьезные проблемы с обслуживанием. СССР поставив сомалийцам все корабли также, выполнял почти все их обслуживание до разрыва отношений в ноябре 1977 г. С тех пор, способность флота поддержать её оборудование и снаряжение в боеспособном состоянии была ограничена некачественными запасными частями и услугами ремонта. Египет обеспечил ограниченное количество запасных частей и помощи в обслуживании (к примеру СДК пр.770МА (НАТО - POLNOCNY) к началу 1982 г. находился на ремонте в египетском доке), но после того как Сомали оказались неспособными исправно за это платить Каир прекратил помощь.

Все обучение  курсантов и офицеров флота проводилось вне страны, в Египте и Италии. Также Румыния обеспечивала  обучение небольшому количеству сомалийских военно-морских кадетов. 

В рамках сотрудничества с ВМС США флот сомалийцев никаких преференций для себя не имел. Американцам он был неинтересен, и способствовать его восстановлению или развитию они не имели никакого интереса. Все сотрудничество выражалось в использовании кораблями США сомалийских портов. 26-28 августа 1978 г. американский фрегат «Vreeland» FF-1068 нанес визит в Могадишо. Это был первый американский боевой корабль посетивший порт Сомали после прихода к власти военных во главе с Сиадом Барре в октябре 1969 г. Посещение произошло через девять месяцев после того как сомалийское руководство разорвали с СССР договор о Дружбе  и закрыли советскую ПМТО в Бербере. 26 августа американский корабль посетил  командующий сомалийским флотом генерал-лейтенант  Мухаммед Омар Осман, как сообщалось, они обсудили американо-сомалийские отношения. 26-27 мая 1979 г. второй американский боевой корабль - эсминец «Davis» DD-937 нанес визит в порт Бербера, став первым американским боевым кораблем, посетившим бывшую советскую базу. После первых визитов,  американцы запланировали увеличение числа посещений - одно в  квартал и как бы чередовали порты захода. Третий визит - 11-12 августа 1979 г. в Могадишо фрегат «Brewton» FF-1086, четвертый - 20-22 ноября 1979 г. в Берберу фрегат «Stein» DE-1065, пятый - 19-21 февраля 1980 г. в Могадишо фрегат «Voge» FF-1047, шестой - в январе-марте 1980 г. в Берберу подробности этого визита не разглашались,  седьмой - 13-15 апреля 1980 г. в Берберу ракетный эсминец «Sellers» DDG-11.

22 августа 1980 г. США и Сомали подписали соглашение предоставляющее право американским боевым кораблям пользоваться сомалийскими портами в Бербере и Могадишо, а американским ВВС авиабазами в Бербере и Могадишо. Взамен американцы  предоставили 53 мил. долларов в виде экономической помощи и 40 мил. долларов коммерческих кредитов за следующие два года для военных поставок. В 1982 году США поставили вооружения и технику на сумму 40 миллионов долларов, в рамках сделки по использованию базы в Бербере, но только для сухопутных войск. Заходы американских кораблей в сомалийские порты шли по устоявшейся схеме.

Состав ВМС Сомали на начало 1982 г. по американским данным.

Тип и проект

Поставлялись

Эксплуатируются

РКА (PTG) пр.205У (OSA II) 

2

2

ТКА (PTF) пр.205Т (MOL) 

2

2

ТКА (PTF) пр.183 (P 6)

4

1

СКА пр.205ЭТ (MOL)

2

2

СКА пр.368П (POLUCHAT-1)

5

0

СДК (LSM) пр.770МА (POLNOCNY) *

1

0

ДК пр.1785 (T 4)

4

4

Водолазный бот (NYRYAT II)

1

1

* В ремонте в Египте.

Состояние ВМС на 1985 г. было крайне удручающим. Самые новые корабли ракетные катера пр.205У (НАТО - OSA II)  и торпедные катера пр.205Т (НАТО - MOL) находились в нерабочем состоянии из-за неисправности двигателя, средств управления огнем и неисправности вооружений. Ни одно из боевых судов не было боеспособным. 

В середине 80-х Сомали обратились к Китаю для получения запасных частей к ракетным катерам, но проблемой стало отсутствие твердой валюты для оплаты поставок

В 1984 г. в Сомали дезертировал на эфиопском патрульном катере типа Swiftships 105  «P-202» его командир. Находясь в дозоре у порта Асэб командир обиженный на правящий режим  опираясь на поддержку трех членов экипажа захватил судно. Остальных членов экипажа  - 22 человека он отправил за борт, позволив им плыть к берегу. Но так как до берега было три мили, а в море было много акул, только несколько наиболее сильных моряков достигли берега. Катер вошел в состав ВМС Сомали.

 

Попытки сомалийских властей получить новые корабли для своего флота окончились безрезультатно из-за отсутствия средств. Хотя такая информация имела хождение. В феврале 1984 г. испанская газета “La Voz de Galicia” сообщила о продаже сомалийским Военно-Морским силам испанской судоверфью Bazan в Кадисе двух рыболовецких патрульных катеров класса Cormoran на общую сумму 45 мил. долларов, 50% из которых будет финансироваться Саудовской Аравией, а 50% - Испанией. Видимо основываясь на этой информации американский военно-морской журнал “Proceedings“ в 1986 г. сообщил, что последние закупки для сомалийского флота, как сообщается, включают в себя два испанских 335-тонных патрульных катера класса Cormoran, возможно, вооруженных ракетами и шесть 11-метровых патрульных катеров. Информацию о включении в состав ВМС Сомали двух кораблей класса Cormoran поспешно разместил и справочник “THE MILITARY BALANCE 1987“. В следующем выпуске ошибку уже исправили и эту информацию убрали. По этому поводу справочник “COMBAT FLEETS OF THE WORLD 1986/87“ на странице посвященной Сомали констатировал: «сообщается, что заказ два Cormoran-класс канонерки в 2-84 от Базан, Кадис, Испания не оправдались», а в дополнении сообщая о спуске 15 октября 1985 г. первого из этих катеров «P 53» - «слухи о продаже в Сомали не оправдались».

В 1987 г.  Сомали  планировали получить 105-футовое патрульное судно типа Swiftships однотипное перебежавшему к ним эфиопскому катеру  и запасные части для экс-эфиопской единицы Swiftships по американской Программе военной помощи  (Military Assistance Program - MAP). В 1988 г. США и Западная Германия договаривались о совместном подарке западногерманского 100-тонного патрульного катера с максимальной скоростью 20-25 узлов, вооруженного одним 12,7-мм пулеметом и с экипажем 12-15 человек. Но эти планы были отменены из-за серьезных финансовых проблем у Сомали и внутренних беспорядков. В конце 1989 г. США приостановили 2,5 миллиона долларов военной помощи и 21 миллион долларов экономической помощи Сомали.

Попытки приобрести боевые катера, предпринятые правительственными эмиссарами в 1990 г., успеха так же не имели. Этим занимался, используя контакты с международными дилерами оружия, приближенный к президенту Сиаду Барре, главный советник по безопасности бригадный генерал Osman Anagel. Сопровождаемый европейским бизнесменом с хорошими связями с президентской семьей, Osman нанес более двух визитов представителю ЮАР занимающимся торговлей оружием. Он также посетил Нидерланды, куда были переведены деньги в Midland Bank в надежде на приобретение, по крайней мере одного торпедного катера. Это делалось, чтобы защитить судоходство в Аденском заливе, от быстроходных катеров СНД. Но времени для завершения сделки не хватило в начале 1991 г. режим Сиада Барре прекратил существование.

Стоящие без ремонта и обслуживания у причалов суда сомалийского флота в середине 80-х годов начали списывать, хотя большинство из них давно числились в составе флота только на бумаге. По данным справочника  Jane's Fighting Ships 1990-91“ в 1986-1987 гг. были списаны  4 торпедных катера пр.183 (НАТО - P 6), в 1987 г. списан экс-эфиопский патрульный катер  Swiftships 105, в 1988-1989 гг. списаны  3 сторожевых катера пр.368П (НАТО - POLUCHAT) и 3  десантных катера пр.1785 (НАТО - T 4).

Оставшиеся корабли по возможности несли службу. Так 15 февраля 1989 г. сомалийский флот задержал четыре катера принадлежащих Пакистану.

 

Противоборство с СНД на море и финал режима.

 

После поражения в конфликте с Эфиопией из-за Огадена в Сомали хлынул огромный поток сомалийских беженцев. К началу 1980-х годов в лагерях для беженцев проживали ок. 1 млн. человек, т.е. пятая часть общей численности населения Сомали. На протяжении 1980-х годов режим Сиада Барре постепенно утрачивал популярность среди населения, усилилась внутренняя оппозиция режиму.

В 1988 г. Сомалийское национальное движение (СНД, Somali National Movement -SNM), состоящее главным образом из представителей племенной группы иса, начало вооруженную борьбу с  правительственными войсками. В ходе ответных репрессий правительственными войсками были убиты примерно 5 тыс. представителей племенной группы иса. Порядка 350 тыс. сомалийцев нашли убежище на территории соседней Эфиопии, а город Харгейса занятая в одно время отрядами СНД была превращена в развалины правительственной авиацией. Помимо СНД против режима Сиада Барре действовали на юге страны отряды Объединенного сомалийского конгресса (ОСК), созданные племенами хавийя, и в центральных районах  Сомалийское патриотическое движение (СПД, Somali Patriotic Movement - SPM).

Из всех них для нас более интересно только Сомалийское национальное движение (СНД, Somali National Movement -SNM) представители которого действовали на море в Аденском заливе.

В мае 1989 г.  маленький порт Зейла (Zeila) был занят мятежниками из СНД. Этот порт, с богатым прошлым, расположенный на северном побережье Сомали, на краю Аденского залива около границы с Джибути. Отсюда движение начало боевые действия на море простирающегося от границы Джибути до порта Берберы, занятой правительственными силами, наряду с западными водами Аденского залива, приблизительно в 100 милях к юго-востоку от Баб-эль-Мандебского пролива. В основном флот мятежников состоял из различных типов  традиционных арабских судов с одним парусом доу или дау, вооруженных советскими пулеметами, кроме того было несколько скоростных моторных катеров оснащенных подобным оружием. В Зейла этим флотом командовал адмирал Хассан (Hassan). Деятельность их  состояла в том, чтобы высаживаться на корабли направляющиеся в правительственные порты,  как правило это были мирные прибрежные суда, доу и рыбацкие лодки. Цели выбирались на основании подозрения в них агентов правительства или если  их бизнес (к примеру рыбаков) не получил поддержку мятежников. Задержания судов проводилось и с целью увеличения флота мятежников. Наконец, нападения были выполнены на суда шедших в порт Берберы, в рамках военно-морской блокады города проводимой против правительственных войск.

В мае 1989 г. мятежники СНД сели на судно «Ashing» под тайваньским флагом у берегов Сомали в районе острова Маид (Mait) и задержали приблизительно 50 членов экипажа.

В ноябре 1989 г. СНД потребовало от всех судоходных агентств не сотрудничать с  режимом Сиада Барре, потому что они не в состоянии гарантировать безопасность судов и их команд против любых опасностей подстерегающих их в стране. После этого береговая охрана СНД  провела несколько акций в Аденском заливе.

5 декабря 1989 г. мятежниками у Heis на южном побережье Сомали был остановлен танкер  под панамским флагом с грузом оружия и транспортных средств, предназначенных для доставки в Могадишо правительственным войскам. На борту находились 5 итальянцев и 9 сомалийцев. Неделю спустя 11 декабря мятежники на быстроходных катерах захватили судно «Portland II», купленное Сомали в Западной Германии и итальянский танкер «Kwanda» и привели их под охраной в порт Зейла (Zeila). Захваченный танкер нес 350 тонн нефтепродуктов, главным образом дизельного топлива из Джибути. Экипаж состоял из двух итальянцев и 14 сомалийцев. По одним данным итальянская строительная компания, арендовал судно «Kwanda» для сомалийского правительства, чтобы транспортировать топливо для войск, борющихся против мятежников. Наблюдение за итальянским танкером «Kwanda» который подозревался в работе с правительством Сомали велось агентами СНД с июля 1989 г. В свою очередь председатель компании “Astaldi” Марио Астальди (Mario Astaldi) заявил что захваченное судно несло топливо не для сомалийских войск, а для консорциума итальянских строительных компаний, строящих дороги в северном Сомали. После изъятия всего топлива, продовольствия, инструментов и прочих вещей 7 января 1990 г.  танкер «Kwanda» был выпущен мятежниками и прибыл в Джибути. Итальянский судовладелец заплатил за освобождение судна 250 тысяч долларов.

Находясь под угрозой военно-морской блокады правительство приняло ответные меры. 29 декабря радио Могадишо сообщил, что сомалийский флот разрушил "военный корабль" мятежников и четыре их вооруженные лодки.

15 января 1990 г. мятежники захватили неназванное правительственное грузовое судно перевозившее оружие и боеприпасы в Красном море и сбили один из двух истребителей МиГ-19 направленных правительственными войсками для бомбардировки захваченного судна в порту мятежников.

Позже действия флота СНД, включали оспаривание прав иностранных рыбацких судов ловить рыбу в территориальных водах Сомали несмотря на имеющиеся у них  правительственные разрешения. В результате таких действий 18 июля 1990 г. ими был захвачен советский средний морской рыболовецкий траулер (СРТМ) «Кафф» (Kaff). Приписанный к Калининградскому порту и работающий в составе совместной советско-французской компании “Франсов” СРТМ промышлял в сомалийских территориальных водах омаров и лангустов. Лов велся по официальной лицензии, выданной сомалийским правительством. На борту находилось 27 советских моряков и 3 сомалийца-инспектора, отвечающих за соблюдение правил лова. Неожиданно к траулеру подошло небольшое судно с вооруженными людьми которые поднявшись на борт заявили что они документов правительства не признают и захватив траулер отвели его к острову Маид находящемуся в 25 километрах от берега. Косвенно виноваты в случившемся были наш МИД, вовремя не проинформировавший советских судовладельцев о опасности нахождения в этом районе где ранее захватывались итальянские, голландские, корейские, японские и другие суда. И ВМФ, в момент нападения в районе находился наш минный тральщик. По приказу командования он вышел в нужный район, попытался выйти на связь с «Каффом», но безуспешно. Через полчаса тральщик ушел. Как позже заявили корреспонденту «Известий» в Главном штабе ВМФ, вести переговоры с похитителями и освобождать попавших в плен советских людей не входит в их функцию. Экипаж разделили, 16 человек увели в горы, а 11 с капитаном оставили на корабле. Мятежники слили топливо и забрали вещи моряков. МИД СССР через дипломатов в Адене вышел на похитителей из СНД, к ним на другом советском траулере «Геранта» отправились два дипломата А.М.Мехтиев и А.Б.Кагамлицкий они провели переговоры и заплатив выкуп (или штраф - на такой формулировке настаивали представители СНД) в 250 тысяч долларов, 2 августа получили освобожденный «Кафф».

Реакция правительства Сомали на действия мятежников на море была не очень впечатляющей. Введение с мая 1988 г.  запрета на движение в темное время суток  вдоль 1 875 миль побережья, принадлежащего стране. Согласно правительству, это действие было предпринято, чтобы "гарантировать безопасность".  По некоторым сведениям правительство в декабре 1989 г. использовало свои немногочисленные военные суда, по крайней мере, в одном военно-морском столкновении, а в январе 1990 г.  задействовало авиацию для атак судов мятежников, но понесло потери. Взятие порта Зейла (Zeila) наземными правительственными войсками 26 марта 1990 г. лишило флот мятежников постоянной базы и на некоторое время снизило активность действий СНД на море, хотя они продолжили действия из бухт на побережье.

 

В конце декабря 1990 г. начале января 1991 г. сомалийские оппозиционные движения вошли в Могадишо и в городе начались уличные бои. На фоне этого иностранцы, порядка 500 человек, дипломаты и специалисты ожидали  эвакуации  из столицы. 5 января 1991 г. американские вертолеты и сухопутные войска эвакуировали более 200 американцев на американские корабли. В опасности были и советские граждане, здание посольства подверглось нападению. Для их эвакуации из Аддис-Абебы 4 января был направлен советский самолет Ил-76, однако когда он находился на полпути к Могадишо, его по команде из Москвы вернули обратно. Так как оба аэродрома находились в зоне ожесточенных боев, и было опасно не только сесть самолету, но и доставить наших граждан из посольства на взлетно-посадочную полосу. В этой ситуации МИД обратился к американцам за помощью. Сперва люди переместились на территорию американского посольства, а  6 января сотрудников посольства и других советских учреждений  и членов их семей - всего 39 человек эвакуировали вертолетами на борт американского корабля, находящегося на рейде порта Могадишо.

27 января 1991 года силы повстанцев Объединенного сомалийского конгресса (ОСК), в котором доминирует южный клан Хавийе, взяли Могадишо. После этого страна развалилась на несколько мини государств. Военно-морской флот окончательно перестал функционировать. С нападения на судно «Naviluck» в январе 1991 г. начиналась эра пиратства у берегов Сомали.

 

Безуспешные попытки возрождения флота.

 

12 января 1991 г. три лодки с вооруженными сомалийцами у Ксафууна (Xaafuun) остановив торговое судно «MV Naviluck» шедшее из Момбасы в Джидду поднялись на борт. Судно было отбуксировано к берегам Сомали, трое филиппинцев членов команды были убиты. И за него впервые был запрошен выкуп. Именно с этого берет свое начало явление, которое получило название «сомалийское пиратство». Для его пышного расцвета были созданы все условия, центральная власть пала, государство прекратило существовать, а вместе с ним и береговая охрана - прибрежные воды превратились в «проходной двор».

Во время спасательной операции Организации Объединенных Наций в декабре 1992 г. в сомалийских портах ими были найдены брошенными два советских ракетных катера  класса OSA II (пр.205У), два советских торпедных катера класса MOL (пр.205Т), средний десантный корабль класса POLNOCNY (пр.770МА) и два советских десантных катера класса Т-4 (пр.1785).

В середине октября 1995 г. Министерство обороны Сомалиленда сообщило о возрождении  Военно-Морского флота Сомалиленда, в котором числилось три небольших вооруженных судна.

В августе 2000 г. в Джибути прошла сомалийская конференция по примирению. Представители всех сомалийских племён смогли договориться о формировании временного переходного правительства. В августе 2000 г. ассамблея избрала Абдулкасима  Салаха Хасана (Abdulkasim Salad Hassan, бывший министр при режиме Сиада Барре, как и многие сомалийские чиновники, проходил подготовку в Советском Союзе) как переходного президента Сомалиленда, в октябре был назначен премьер-министр и кабинет. В нем главой несуществующего флота был назначен полковник Муз Саид Мохаммед (Muse Said Mohamed) который в свое время учился в военно-морской академии СССР. Числился на этой должности по конец 2004 г., дальше не знаю, в результате выборов президента сменили, новым президентом стал до декабря 2008 г. Абдуллахи Юсуф Ахмед (Abdullahi Yusuf Ahmed). С января 2009 г. по 2012 г. президентом был Шариф Шейх Ахмед (Sharif Sheikh Ahmed), при нем было объявлено о возрождении сомалийского флота. 

Середина 2000-х связана с рассветом пиратства у берегов Сомали. Пиратские организации, пытаясь придать себе хоть какой-то легальный статус, берут себе достаточно хлесткие названия - «Национальная служба береговой охраны», «Морские пехотинцы Сомали», «Береговая охрана добровольцев Кисмайо». Целью своей деятельности они провозглашали  борьбу с браконьерством и сбросом токсических отходов. А основания для заявленных целей у них были.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций, к 2005 г. в сомалийских водах нелицензированным промыслом занимались около 700 судов, принадлежащих иностранным владельцам. «Они не только забирают и грабят нашу рыбу, но и не дают нам ловить рыбу, - сказал рыбак Джейлани Шейх Абди (Jeylani Shaykh Abdi), - они таранят наши лодки и режут наши сети.»

Еще более угрожающая и катастрофическая практика была выявлена в 1996 г. в северном районе Пунтленда на берегу Аденского залива. Тогда сообщалось, что судно "Red Jolly" сбросило токсичные отходы в сомалийские воды. Доказательство пришло, когда цунами 2004 г. выбросило на берег несколько протекающих контейнеров. Радиоактивные отходы и токсичные химикаты оказались на пляжах. В результате десятки тысяч сомалийцев серьезно заболели. Считается, что от отравляющих веществ погибло 300 человек. И подобные случаи были не единичны. Швейцарская фирма Achair Partners и итальянская фирма Progresso признались, что заключили сделку с военачальником Али Мади, которая позволила им утилизировать определенные отходы за 3 доллара за тонну. Правильная утилизация этих отходов в Европе обошлась бы в 1000 долларов за тонну.

В конце 2005 г. сомалийские рыбаки вооружились и начали захватывать суда, требуя выкуп с владельцев. Они пообещали, что деньги пойдут на очистку прибрежных районов. Рыбаки превратились в новую волну пиратов, и безработные молодые люди в каждой прибрежной деревне хотели присоединиться к ним. Профессионалы в том числе бывшие моряки сомалийского флота и деловые люди предлагали идеи и навыки планирования. К 2008 г. сомалийские пираты разработали сложную операцию с использованием скоростных катеров, а не гребных лодок или каноэ. Спутниковые телефоны улучшили связь. Выкуп составлял от 500 тысяч до 2 мил. долларов за каждый из 42 кораблей, захваченных в 2008 г.

В июне 2009 г. решением Федерального правительства Сомали (Somalis Federal Government - SFG) базирующееся в Могадишо был восстановлен сомалийский военно-морской флот, был назначен новый командующий адмирал Фарах Ахмед Омар ‘Каре’ (Farah Ahmed OmarQare”). Он родился в  1949 г.,  обучался в советском  военно-морском училище в Баку и в военном колледже Саддама Хусейна в Ираке. Ветеран ВМС Сомали, с 1982 г. служил заместителем командующего флотом. С 1986 г. в отставке, был профессором экономики, основал собственный университет, откуда в свои 60 лет вновь вернулся на флот.

К этому времени уже было понятно, что для борьбы с пиратами патрулирования на море недостаточно, и ключ к прекращению пиратства лежит на суше, в их базах таких как Харардере (Harardhere), к северу от Могадишо или  в Эйл (Eyl) который находится в Пунтленде, который полностью отделился от Сомали. По этому  10 июня 2009 г. в Могадишо в районе Старого порта было начата подготовка почти 500 морских пехотинцев, которые должны стать основой нового флота. На церемонии открытия военно-морской подготовки адмирал Фарах Ахмед Омар  сказал: «Мы ожидаем, что эти силы пройдут интенсивную подготовку в течение четырех месяцев, а затем будут вооружены и начнут защищать сомалийское побережье от иностранного вторжения и преступной деятельности.» Обучение первого набора завершилось в декабре 2009 г. Но судов и кораблей у флота не было, в марте 2010 г. они выполнили первые учебные выходы в море на моторных лодках взятых в аренду. 

В задумках  адмирала было довести численность флота и морской пехоты до 5000 человек. Адмирал Фарах Ахмед Омар ‘Каре’ провозглашал: «Международное сообщество должно дать нам один год и позволить им увидеть, что мы собираемся делать» или «Я могу пообещать от имени правительства, что я искореню пиратство в течение этого периода, если только они предоставят нам ресурсы и поддержку в плане оборудования.

Таким образом, международное сообщество может быть освобождено от этого бремени

Планы нового командующего столкнулись с прозой жизни. Людям адмирала Ахмеда полагается ежемесячная зарплата 60 долларов, но они часто получали ее с опозданием или вообще не получали. Хотя пока как говорят сомалийские правительственные чиновники перебежчиков не было, но адмирал Ахмед опасается, что его недавно обученные новобранцы могут используя  свои новые перейти  на сторону пиратов где плата лучше. Пираты предлагают процент от  богатых выкупов и много ката, мягкого наркотика-стимулятора, пережевываемого сомалийскими мужчинами. А предпосылки для этого были. Рашид Абди (Rashid Abdi), сомалийский аналитик Международной кризисной группы  сообщал: «… есть свидетельства того, что некоторые люди, обученные борьбе с пиратством в качестве береговых охранников в Пунтленде, сами стали пиратами.»

Нужда флота в корабельном составе приводила к различным неожиданным ситуациям.

В 2011 г. сомалийская делегация посетившая Турцию выносила на обсуждение запрос о поставке им двух поисково-спасательных судов и шести моторных катеров для береговой охраны, все стоимостью приблизительно 250 мил. евро.  Эхом этого запроса видимо на следующий год было сообщение о поставке катера в Сомали.

В 2012 г. турецкая англоязычная газета Hürriyet Daily News опубликовала сообщение, что Турция предоставила сомалийскому правительству катер для береговой охраны стоимостью 10 мил. долларов, что было явно не по карману  сомалийскому правительству. Некоторое время спустя турецкий МИД опроверг данную информацию, поскольку не знал о таком предложении, добавив, что подобная оборонная сделка со страной, пострадавшей от гражданских беспорядков, требует одобрения Совета Безопасности ООН.

В июле 2013 г. федеральное правительство Сомали подписало контракт с Atlantic Marine и Offshore Group (AMO) на 132 мил. долларов на поставку шести судов и строительство сомалийской береговой охраны. AMO должен был построить, поддерживать и управлять флотом береговой охраны и развивать учебный центр береговой охраны для обучения персонала береговой охраны, офицеров безопасности и персонала береговой поддержки. В Могадишо они также должны были создать оперативную базу, включая судоремонтный комплекс. Шесть судов, заказанных по контракту, являются патрульными катерами дальнего действия Damen 5009 (длина 50 м., максимальная скорость 30 узлов и 18-26 членов экипажа), которые должны были быть построены на верфи Damen Galati в Румынии. Сомали должна была выплатить четверть стоимости контракта при подписании, а остальную часть - четырьмя другими частями. Первое судно должно было быть доставлено через 18 месяцев после подписания контракта и последние 33 месяца после подписания контракта. Однако никаких платежей не было, и кредитная линия не была выдана. Министерство обороны в 2016 г. заявило что контракт «фактически утратил силу». В мае 2018 г. AMO заявила, что ее дочерняя компания AMO Shipping Company (AMOSC) подала в суд на Сомали после невыполнения им своих обязательств. AMO в марте 2018 г. дало сомалийскому правительству две недели, чтобы заплатить, и в противном случае оно начало арбитражное разбирательство. AMOSC требует 66 миллионов евро от федерального правительства Сомали в дополнение к 24,6 миллионам процентов, начисленным за последние шесть лет. На основании условий контракта дело будет рассмотрено в голландских судах.

Отсутствие, каких либо военных судов в составе сомалийского флота у Федерального правительства Сомали (Somalis Federal Government - SFG) привело к тому что на первый план в борьбе с пиратством вышла береговая охрана, созданная руководством многочисленных малых непризнанных государств (Сомалиленд, Пунтленд, Галмудуг, Джубаланд и т.д.) на территории бывшей единой Сомали, которая была нацелена на борьбу с пиратами в основном на берегу и вблизи у берега.

Двумя наиболее сильными соединениями этого типа являлись береговая охрана Сомалиленда (Somaliland) и морская полиция Пунтленда (Puntland). Вместе с тем в южной и центральной частях побережья отсутствуют относительно мощные силы морской безопасности, аналогичные силам безопасности в северной части сомалийского региона. Ни у галмудугской (Galmudug), ни у джубаландской (Jubaland) береговой охраны нет никаких судов, и они состоят только из 55 и 150 человек соответственно. Юго-западный штат и вновь образованный штат Хиршабель (Hirshabelle) не имеют официальных морских сил безопасности. Кроме того, федеральное правительство Сомали, базирующееся в Могадишо, располагает крайне ограниченными возможностями по обеспечению безопасности на море, включая береговую охрану численностью примерно в 200 человек и четыре 9-метровых судна.

Так береговая охрана Пунтленда была создана в 2000 г. при содействии британской частной военной компании Hart Security Maritime Services Limited официально для предотвращения незаконного рыболовства и сброса токсичных отходов в территориальные воды. В 2001-2002 гг. перед лицом внутреннего гражданского конфликта британская компания покинула страну. Вскоре эта компания была заменена сомалийско-канадской береговой охраной (SomCan), местной организацией, имеющей прочные связи с кланом недавно появившегося президента Пунтленда Абдуллахи Юсуфа (Abdullahi Yusuf). В отсутствие внешнего финансиста контракт SomCan  финансировался за счет продажи лицензий на рыболовство. Это привело к столкновениям между береговой охраной и рыбаками из разных кланов. Контракт компании не пережил смены президентства в 2005 г. Его предполагаемая численность на 2008 г. составляла 300 человек, действовала из Босасо (Bossaso), и, по оценкам группы контроля, располагала до восьми вооруженных судов. И хотя в ее деятельности были выявлены многочисленные  злоупотребления, с середины 2008 г. береговая охрана Пунтленда начала демонстрировать ограниченную, но растущую эффективность в своих операциях против пиратских групп, действующих в прибрежных водах Пунтленда. Дальнейшее развитие началось в 2010 г., когда президент правительства Пунтленда Абдирахман Мохамуд Фароле (Abdirahman Mohamud Farole) заключил контракт с принадлежащей Южной Африке компанией PSC Saracen International (позднее Sterling Corporate Services) на подготовку и закупку оборудования и транспортных средств для крупных морских полицейских сил Пунтленда (PMPF). В отличие от предыдущих инициатив в Пунтленде, PMPF  финансировалась ОАЭ, что позволило ей быстро вырасти до силы примерно в 500 морских пехотинцев, поддерживаемых флотом малых кораблей, самолетов и бронетехники. После участия в ряде гуманитарных проектов PMPF  приступила в марте 2012 г. к проведению операций по обеспечению безопасности, разрушив пиратские базы в отдаленных районах Бари (Bari) и Баргаал (Bargaal). В конце декабря 2012 г. PMPF удалось спасти 22 моряка, захваченных в заложники на борту MV «Iceberg». Несмотря на успешную работу в оперативном плане, PMPF потерпела ряд политических и финансовых неудач. Группа контроля Организации Объединенных Наций по Сомали и Эритрее утверждала, что эти силы нарушили эмбарго на поставки оружия в Сомали 1992 года из-за транспортных средств и оборудования, закупленных компанией "Saracen/Sterling", а также из-за того, что ОАЭ не сообщили о своей финансовой поддержке Совету Безопасности ООН. В июне 2012 года ОАЭ заморозили финансирование PMPF, что привело к временной остановке операций.  ЕС, и группа контроля ООН выразили надежду на то, что PMPF - наиболее способные силы морской полиции Сомали будут интегрированы в Общесомалийский режим безопасности.

В 2006 г. самопровозглашенное государство Сомалиленд обратилось к норвежской компании PSC Nordic Crisis Management (NCM) с просьбой повысить уровень охраны, безопасности и доходов в порту Бербера путем внедрения международных стандартов безопасности судов и портовых средств. Контракт фирмы также предусматривал подготовку сотрудников Службы безопасности портов и морской полиции Сомалиленда и консультирование по вопросам закупок береговой охраны. Тот факт, что организованное пиратство не получило развития в Сомалиленде и что NCM смогла завершить свой пятилетний контракт без серьезных перерывов, свидетельствует об успехе этого проекта. Эксперты по частной безопасности объясняют этот успех стабильным финансированием проекта со стороны норвежского правительства и способностью NCM поддерживать хорошие отношения с правительственными и оппозиционными властями (что позволило контракту пережить смену правительства в 2010 г.) и избежать вовлечения в клановые/политические споры. В ноябре 2013 г. Евросоюз осуществил первую операцию с созданной береговой охраной Сомалиленда, передав ей пять полноприводных автомобилей доставленных в Берберу на борту британского корабля RFA «Lyme Bay» и переданных 13 ноября командующему Береговой охраной Сомалиленда адмиралу Абди Хирсе Дуале (Abdi Hirse Duale). Помимо этого 10-13 ноября на судне RFA «Lyme Bay» 10 младших офицеров береговой охраны Сомалиленда и один прокурор из Сомалиленда прошли ускоренную подготовку по учебной программе "обработка доказательств морских преступлений".

В 2005 г. переходное федеральное правительство  подписало контракт на 50 миллионов долларов с американской охранной фирмой Top Cat на охоту за пиратскими "материнскими кораблями" и подготовку сомалийской береговой охраны. Однако Госдепартамент США заблокировал это развертывание, поскольку было сочтено, что оно нарушает эмбарго на поставки оружия в Сомали 1992 года, а также американские правила торговли оружием. ПФП подписало аналогичное соглашение с французской компанией Psc Secopex в 2008 г., но требуемое финансирование - предполагалось, что оно поступит от международного сообщества - так и не поступило. В конце июля 2013 г. новое сомалийское федеральное правительство объявило, что оно подписало соглашение с голландским частным морским охранником Atlantic Marine and Offshore Group о создании береговой охраны для борьбы с пиратством и обеспечения безопасности исключительной экономической зоны Сомали. Хотя сроки и источники финансирования еще не объявлены, сделка уже вызвала враждебную реакцию со стороны руководства Пунтленда и Сомалиленда, которые рассматривают этот контракт как посягательство на суверенитет своих территориальных вод.

В декабре 2013 г. новым командующим федерального сомалийского флота был назначен адмирал Мадей Нур Шейх Уфуров  (Madeey Nur Sheikh Ufurow) в интервью в январе 2014 г. он пообещал ликвидировать незаконный промысел и сброс токсичных отходов в воды Сомали, заявив «Сейчас у нас есть возможность начать такую операцию. Мы переоборудовали все суда и закончили подготовку первой дивизии военно-морского флота.» Однако заявления не соответствовали действительности, нормальных судов не было.

Только в октябре 2014 г. зарождающаяся береговая охрана федерального правительства Сомали  официально приняла поставку четырех патрульных катеров в Могадишо. Лодки, подаренные турецким правительством, стали первым случаем, когда страна предоставила военную технику Сомали после подписания эпохального военного соглашения между двумя странами в 2010 г. В августе 2013 г. федеральный парламент одобрил это соглашение. С момента прибытия в апреле этого года лодки находились на хранении в порту Могадишо из-за отсутствия надлежащих доков для береговой охраны. Правительство Объединенных Арабских Эмиратов недавно построило для береговой охраны Сомали новый временный командный пункт недалеко от международного порта Могадишо. При этом создание Морской полиции рассматривается старшими офицерами Вооруженных сил страны, как прямое вмешательство в военные дела Сомали. Защита морских границ была главной задачей сомалийского Военно-Морского Флота, предшественника нынешней береговой охраны. А морская полиция подчиняется службе безопасности Сомали.

Передача итальянским министерством обороны в торговом порту Могадишо четырех надувных лодок с жестким корпусом типа RHIB, 6 августа 2017 г. была значительным событием, на котором присутствовали сомалийский министр обороны, командующий флотом адмирал Мадей Нур Шейх Уфуров  (Madeey Nur Sheikh Ufurow) и адмирал Саид Аден Юсуф (Said Aden Yusuf) командующий сомалийской береговой охраной. Даже данные катера были не новыми, и ранее находились в эксплуатации итальянских ВМС. Итальянское министерство обороны объявило о выделении 4 катеров 23 мая 2017 г.

В августе 2018 г.  президент Сомали Мохамед Абдуллахи Фармаджо (Mohamed Abdullahi Farmajo) произвел серьезную перестановку в силовом блоке своего кабинета в рамках усилий по укреплению безопасности в стране. Помимо назначения нового министра обороны, президент назначил адмирала Хасана Нур Ол-у-Джога (Hassan Nur Ol-u-jog) новым командующим сомалийскими военно-морскими силами. Однако он недолго был командующим, в декабре 2018 г. он был уволен, и в марте 2019 г. президент назначил адмирала (генерал-майора) Аббаса Амин Али (Abbas Amin Ali) новым командующим флотом.

Помимо федерального правительства Сомали  европейцы продолжали работать и снабжать другие области страны вставшие на независимый путь. В декабре 2018 г. береговая охрана Сомалиленда (SLCG) в Бербере получила три быстрых и современных катера с прицепами и запасными частями, подаренными Швецией. SLCG также получила три автомобиля: два от делегации ЕС и один от EUCAP, чтобы перевозить лодки. Лодки принял командующий Береговой охраной Сомалиленда адмирал Махамед Хусейн Фарах (Mahamed Hussein Farah). Кроме того, 80 офицеров SLCG прошли подготовку по безопасному и эффективному использованию лодок. Базовую подготовку по вопросам безопасности прошли 50 офицеров, а 30 офицеров прошли техническое обслуживание и техническую подготовку, а также навигационную и оперативную подготовку.

 

Литература.

 

Часть 1.

Розин Александр.

На Главную.