На Главную.

 

Розин Александр.

 

Восход и закат ВМС Сомали. Часть 1.

 

Сложность составления информационной базы данных о корабельном составе какой-либо страны “третьего мира” и поставке ей кораблей и катеров со стороны Советского Союза связана с тем, что количество доступных источников литературы крайне ограничено. В основном из иностранных это различные справочники типа “Jane's Fighting Ships” или “THE MILITARY BALANCE“, но там информация порой отличается год от года, как правило, чем современней год выпуска, тем точнее она, хотя и это не факт, или материалы SIPRI - Стокгольмского института исследования проблем мира. Флоты малых стран интересуют издателей постольку поскольку.  Из отечественных надо упомянуть справочник А.С.Павлова «Военные корабли СССР и России 1945-1995 г.» Якутск, 1995 г., первый  из наших, монографии С.С.Бережного  «СОВЕТСКИЙ ВМФ 1945-1995 Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы» «Морская коллекция» № 1 1995 г., «Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000» Морская коллекция № 6 2000 г. и «Малые противолодочные и малые ракетные корабли ВМФ СССР и России» Морская коллекция № 2 2001 г., и несомненно интернет-справочник RussianShips.info. Все они тоже несовершенны, но других пока нет особенно на фоне таких как «Корабли ВМФ СССР» Юрия Апалькова. Попытка в разработке материалов опереться на имеющиеся в интернет доступе материалы западных разведок по данной тематике не решают проблемы, так как эти материалы ограничены и отрывочны. Вот и получается, что составить историю о ВМС стран Африки, Азии довольно сложно, так как информация порой противоречит одна другой, а найти независимое подтверждение непросто. Но как говорится дорогу осилит идущий.

 

Создание флота Советским Союзом.

 

В 1965 г. СССР начал создание сомалийского флота, это был один из немногих случаев когда флот нами создавался с нуля и состоял полностью из кораблей нашей постройки. ВМС Сомали создавались как бы в два этапа, первый до 1974 г., второй с 1974 г. и до разрыва отношений с СССР в ноябре 1977 г.

На первом этапе  были поставлены 5 сторожевых катеров проекта 368П (НАТО - POLUCHAT), 2 десантных катера пр.1785 (НАТО - T 4),  4 больших торпедных катера пр.183 (НАТО - P 6) и 1 водолазный бот пр.1896 (НАТО - NYRYAT II).

Первыми судами поставленными Советским Союзом были сторожевых катера проекта 368П (НАТО - POLUCHAT), доставляемые на грузовых судах. Пять сторожевых катеров поставлялись по первому военному контракту, заключенному в ноябре 1963 г. на общую сумму 35 миллионов долларов. Помимо кораблей по нему поставлялись истребители МиГ-17, транспортные самолеты, танки Т-34, бронемашины, большое количество артиллерии, транспортная техника и ремонтные средства. Поставка этих не очень сложных, но универсальных катеров обуславливалась тем, что сомалийцам еще предстояло наработать на них практику и опыт, так как ранее у них никакого флота не было.  

Уже в июне  1965 г. в Берберу были доставлены первые два сторожевых катера проекта 368П (НАТО - POLUCHAT). В 1966 г. по данным «Еженедельного резюме» американской разведки сомалийцы получили еще 4 единицы  катеров этого проекта. Но это уже было после мая 1966 г. По некоторым данным часть команд  для сомалийских катеров прошла обучение кроме  СССР еще и в Объединённой Арабской Республике (ОАР).

Хотя с военно-морским сотрудничеством сомалийцев и египтян связаны несколько невероятных историй распространяемых в 60-х годах западными журналистами. Так издание “Area Handbook for Somalia” в 1969 г. поместило такую информацию: «В 1967 году военно-морской флот получил два советских эсминца из Египта в рамках передаточного соглашения, спонсируемого Советским Союзом. Согласно условиям соглашения о передаче, египетские экипажи пилотировали корабли, а сомалийский военно-морской персонал проходил подготовку в Египте. В 1968 году сомалийским вооруженным силам все еще не хватало военно-морского персонала, чтобы укомплектовать эти эсминцы.»  Естественно подобного не было, никаких военно-морских судов ОАР сомалийцам не поставлял.

На конец мая 1966 г. в составе сомалийского флота было 2 патрульных катера пр. 368П (НАТО - POLUCHAT) и  2 десантных катера пр.1785 (НАТО - T 4). Численность личного состава составляла 125 моряков. Ожидалась поставка еще четырех катеров до 1970 г., для них в Советском Союзе находилось на обучение еще 125 сомалийских моряков, а несколько советских военных моряков работали с сомалийскими военными моряками в Бербере.

Во второй половине 1966 г. для работы по строительству порта в Бербере, что велось с советской помощью, сомалийцам был поставлен водолазный бот. На нем работали советские специалисты. В меморандумах Центрального разведывательного управления США от 4 марта 1982 г. и марта 1985 г. посвященному состоянию вооруженных сил Сомали говорится о наличии в составе сомалийского флота одного водолазного бота класса NYRYAT II - это пр.1896.  Но об этом судне нет упоминания, ни в одном из справочников “Jane's Fighting Ships”, ни в интернет-справочнике RussianShips.info, ни в справочнике А.С.Павлова «Военные корабли СССР и России 1945-1995 г.».

Вместе с кораблями в Сомали отправили и советских специалистов. Так в Сомали от Ярославского судостроительного завода, который передавал катера проекта 368П, работали заместитель главного технолога Ю. М. Кабанов, мастера Б. Ф. Кулемкин, В. И. Морозов и другие. Все они, как правило, успешно справлялись с задачами окончательной передачи судов зарубежным заказчикам, вдали от родного завода с честью держали марку его, звание советского гражданина. Направленный в 1966 г. в составе команды из четырех человек в Кисимайо инженер ярославского судостроительного завода Александр Павлович Головников вспоминал: «Работать предстояло на заказе пр.368П в течение трех месяцев. Но целый месяц мы не могли попасть на катер: забастовала команда. Оказалось, что обученную у нас в Союзе команду там, в Сомали, заменили другими людьми, а подготовленную команду лишили званий и должностей.

Нам предстояло подготовить катер к испытаниям и провести их. Дело осложнялось тем, что заказы наши перевозились на сухогрузах, при этом часть оборудования снималась. Так что объемы работы были значительными, да еще надо было и команду обучить. Ушло на все эти дела четыре месяца…

По окончании работы в Кисимайо через Могадишо нас перебросили в порт Берберу, где находился еще один заказ. В Бербере команда катера была "наша" то есть обучение прошла в Баку, и потому работать с ними было легче.»

Сколько всего было поставлено катеров проекта 368П (НАТО - POLUCHAT) понять из широко распространенной информации довольно сложно. По двум разрозненным источникам американской разведки «BERBERA PORT FACILITIES» 22 FEBRUARY 1966 и «SOVIET NAVAL EXPORTS TO UNDERDEVELOPED COUNTRIES» WEEKLY SUMMARY 13 Jan 67 получается  6 катеров  - 2 в 1965 г. и 4 в 1966 г. А в меморандуме Центрального разведывательного управления США от 4 марта 1982 г. посвященному состоянию вооруженных сил Сомали говорится о наличии в составе сомалийского флота пяти катеров проекта 368П (НАТО - POLUCHAT), при этом там же говорится о наличии в составе сомалийского флота одного водолазный бот пр.1896 (НАТО - NYRYAT II),  который видимо и считали шестым катером. Не облегчает ситуацию и поиск информации по другим источникам, так в книге Frederic S. Pearson, Robert A. Baumann и Gordon N. Bardos «Arms Transfers: Effects on African Interstate Wars and Interventions» 1989 г. в информации о поставках вооружений Советским Союзом Сомали говорилось наряду с самолетами  о поставке двух катеров класса POLUCHAT в 1966 г., а в 1965 и 1967 гг. только о поставке самолетов и бронетехники. Так же,  к примеру, различается информация, по ним подаваемая в справочниках “Jane's Fighting Ships”:

-  Jane's Fighting Ships 1972-73“ -  6 катеров, два из них, как сообщали, были переданы из СССР в 1968 г.

- “Jane's Fighting Ships 1978-79“ и “Jane's Fighting Ships 1979-80“  - 6 катеров, два в 1965 г., четыре в 1966 г.

- “Jane's Fighting Ships 1981-82“ - 5 катеров, два в 1965 г., три в 1966 г.

- “Jane's Fighting Ships 1984-85“ - 6 катеров, три в 1966 г., два в 1967 г. и один в 1977 г.

- “Jane's Fighting Ships 1990-91“ - в строю 2 катера, списаны 3 катера получается 5, но в комментариях о поставке - три в 1966 г., два в 1967 г. и один в 1977 г. то есть шесть.

Понятно что катера невелики, о них даже не упоминается в современной базе данных посвященной поставкам Сомали Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute - SIPRI) ни в справочниках “SIPRI Yearbook” того периода. 

 

Вместе со сторожевыми катерами сомалийцам были поставлены десантные катера пр.1785 (НАТО - T 4). Всего было поставлено 4 единицы, согласно интернет-справочника RussianShips.info три из них построены на ССЗ «Красные баррикады» в Астрахани. Точных данных о сроках поставки всех пока не нашел, но два десантных катера по сообщению американской разведки были уже в составе сомалийского флота на конец мая 1966 г. А два оставшихся в период с 1975 по 1976 годы, вероятней всего в 1976 г.

В “Jane's Fighting Ships“ первый раз ДК упоминаются в “Jane's Fighting Ships 1978-79“ там сроки поставки указаны как 1968-1969 гг. Но уже с “Jane's Fighting Ships 1984-85“ и дальше сроки поставки были изменены - два в 1968 г. и два в 1976 г.  В справочнике RussianShips.info - 1968-1969 гг., а в справочнике А.С.Павлова «Военные корабли СССР и России 1945-1995 г.» Якутск, 1995 г. и в  базах SIPRI данных о поставке нет. В книге «Россия на мировом рынке оружия. Анализ и перспективы», издательства Военный парад, 2001 г. в таблице посвященной поставкам Советским Союзом  - Сомали со ссылкой на американского историка флота Полмара сообщается о поставке  4 ДК: 2 в 1968 г. и 2 в 1979 г. И это при том, что отношения между нашими странами в военной сфере прекратились в ноябре 1977 г.

 

Следующими боевыми кораблями, поставленными нами сомалийцам, уже после военного переворота в октябре 1969 г. когда к власти пришли прогрессивные офицеры сомалийской армии под руководством командующего армией генерал-майора Мохаммеда Сиада Барре и провозгласившие  строительство в своей стране социализма (замешанном на законах шариата), были большие торпедные катера пр.183 (НАТО - P 6).  Было поставлено 4 торпедных катера (ТКА). Корабли поставлялись в рамках четвертого военного контракта, заключенного в ноябре 1971 г. на общую сумму 24 миллиона долларов.

Информация из источников американской разведки сообщает о поставке 4 моторных торпедных катеров в 1972 г. и конкретно  одного ТКА класса "P 6" в ноябре 1972 г. на борту советского судна. О том, что поставка имела место в 1972 г. сообщил 9 апреля 1973 г. журналист William Beecher в своей статье «U.S. HEARS SOVIET HAS SOMALI BASE» опубликованной в газете  New York Times” - «В последние месяцы русские снабдили крошечные сомалийские вооруженные силы скромным количеством средних бомбардировщиков Ил-28, истребителей МиГ-15, торпедных катеров Р‐6, бронетранспортеров и зенитных ракетных комплексов.».

Однако в выпусках “Jane's Fighting Ships  с  Jane's Fighting Ships 1978-79“ сообщалось о передаче 4 ТКА класса "P 6" в 1968 г.  Но вот справочнике“SIPRI Yearbook 1969/70” под   информацией о поставке "P 6" CLASS была  приписка, не поставлено к концу 1969 года, правда там ошибочно говорилось о поставке 12 ТКА от СССР/ОАР. С издания “Jane's Fighting Ships 1984-85“ сообщалось о передаче 4 ТКА в ноябре 1972 г. Эта информация перекликается с современной базой данных посвященной поставкам Сомали Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) там говорится о поставке со стороны СССР 4 ТКА Project-183/P-6 в 1972 г., соглашение о поставке заключено предположительно в 1972 г., из состава флота.

Вообще в ранних выпусках “Jane's Fighting Ships“ -  Jane's Fighting Ships 1972-73“ и “Jane's Fighting Ships 1974-75“ настоящая путаница с тем, какие типы ТКА и сколько поставлялись. Так в “Jane's Fighting Ships 1972-73“ говорится о 4 ТКА класса "P 4" (пр. 123бис) и вероятной поставке 12 или большего числа ТКА класса "P 6" (пр.183) от СССР или ОАР. Кстати, информация о поставке 12 ТКА класса "P 6"  (пр.183) от СССР/ОАР правда с припиской не поставлено к концу 1969 года была в справочнике“SIPRI Yearbook 1969/70”.  Подобная информация имела широкое хождение, так в книге «Africa: a Bibliographic Survey of Literature: 1973» сообщалось, что Египет поставил Сомали 12 торпедных катеров "P 6".  А в “Jane's Fighting Ships 1974-75“ на странице флота Сомали говорилось о наличии у них 6 ТКА класса "P 4"  и 4 ТКА класса "P 6", а на страницах посвященным ВМФ СССР в абзаце о ТКА класса "P 6" написано о поставке Сомали 2 катеров этого класса, а в абзаце о ТКА класса "P 4" написано о поставке Сомали 4 катеров этого класса. С “Jane's Fighting Ships 1978-79“  ошибочная информация о поставке сомалийцам ТКА класса "P 4" (пр. 123бис) была уже исправлена, и с тех пор в справочниках сообщалось только о реальной поставке Сомали 4 ТКА класса "P 6" (пр.183). Но ошибочная информация пошла, гулять. О поставке сомалийцам катеров "P 4" CLASS сообщалось в военном справочнике “THE MILITARY BALANCE“ в выпусках за 1973, 1974 и 1976 годы, а  в справочнике А.С.Павлова «Военные корабли СССР и России 1945-1995 г.» Якутск, 1995 г. указывалось, что Сомали было поставлено 6 ТКА пр.123 бис (НАТО P-4),  и тоже в интернет-справочнике RussianShips.info. 

 

Всего согласно американским источникам до 1973 г. СССР поставил сомалийцам 4 торпедных катера и 8 вспомогательных  и десантных кораблей. Поставок, каких либо судов в 1973 г. и в январе-июне 1974 г. не было. С торпедными катерами все ясно - четыре пр.183 (НАТО - P 6) в 1972 г. А вот с оставшимися 8 кораблями получается вот что - до мая 1966 г. были поставлены 2 патрульных катера пр. 368П (НАТО - POLUCHAT) и  2 десантных катера пр.1785 (НАТО - T 4). Из оставшихся 4 катеров поставленных до конца 1966 г. - три патрульных катера пр. 368П (НАТО - POLUCHAT) и один водолазный бот пр.1896 (НАТО - NYRYAT II).

 

На втором этапе советско-сомалийского сотрудничества в военно-морской сфере были поставлены  более современные боевые суда - 2 ракетных катера пр.205У (НАТО - OSA II), 4 торпедных катера пр.205Т/ЭТ (НАТО - MOL) из них два как сторожевые катера без торпедных аппаратов, 1 средний десантный корабль пр.770МА (НАТО - POLNOCNY) и 2 десантных катера пр.1785 (НАТО - T 4). Этому способствовал заключенный 11 июля 1974 г. между СССР и  Сомали  Договор о дружбе и сотрудничестве на 20 лет. 

16-21 декабря 1974 г.  Сомали посетила советская делегация во главе с командующим  ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза С. Горшковым. В ходе визита были подписаны соглашения о поставках новых кораблей, в том числе ракетных катеров.

Первыми из новых боевых кораблей сомалийцам прибыли 2 ракетных катера пр.205У (НАТО - OSA II).

В январе 1975 г. приблизительно 50 сомалийских моряков начали обучение в Советском Союзе работе на ракетных катерах.

Первый РКА пр.205У (НАТО - OSA II) был доставлен с Черного моря гражданским буксиром пр.492 «Горделивый» (ЧМП ММФ СССР). Они 6 сентября покинули Черное море, прошли Суэцким каналом и 23 сентября прибыли в Берберу.

В течение октября 1975 г. по данным американской разведки, по крайней мере, 18 контейнеров с крылатыми ракетами П-20 (НАТО - SS-N-2 Styx) были поставлены СССР сомалийцам в дополнение к двум контейнерам, поставленным в Берберу весной 1975 г. Доставленные 18 контейнеров  разгрузили с советского грузового судна в Бербере. А всего согласно информации помещенной в книге Michael Brzoska, Frederic S. Pearson «Arms and Warfare. Escalation, De-escalation, and Negotiation» 1994, СССР поставил сомалийцам 48 крылатых ракет SSN-2 Styx , 2 ракетных катера класса OSA-2  и 4 пусковые установки для ракет SSN-2 Styx. 

21 декабря 1975 г. второй РКА пр.205У (НАТО - OSA II) был доставлен с Черного моря ледоколом в Берберу. В сомалийском флоте на январь 1976 г. ракетные катера несли бортовые номера - наименования 139 и 107.

В справочниках  Jane's Fighting Ships 1978-79” и  Jane's Fighting Ships 1979-80” на странице посвященной флоту Сомали говорилось о  трех РКА "OSA II" класса в сомалийском флоте переданных в декабре 1975 г.,  но при этом в “Jane's Fighting Ships 1978-79” на странице посвященной флоту СССР в абзаце о РКА "OSA" CLASS написано о поставке Сомали 5 катеров этого класса, а  Jane's Fighting Ships 1979-80”  там же написано о поставке 3 катеров этого класса. Информация о третьем РКА для сомалийцев упоминалась (как предположение) в Национальном Бюллетени разведки 13 и 22 декабря 1975 г., но она оказалась неверна, тот катер буксировался в Ирак куда прибыл в январе 1976 г.  Позже информация о скорой поставке третьего ракетного катера прошла в середине марта 1976 г. в сообщении сенатора Бартлетта (BARTLETT'S). Видимо оттуда эта информация попала и в справочники “Jane's Fighting Ships”. И только с  Jane's Fighting Ships 1981-82” ошибочная информация о поставке трех РКА была исправлена на два РКА, правда с той же датой поставки - декабрь 1975 г. С  Jane's Fighting Ships 1984-85“ дата поставки была исправлена по одному в сентябре 1975 и январе 1976 г.

Следом за ракетными катерами в страну были доставлены 4 торпедных катера пр.205Т/ЭТ (НАТО - MOL), два из них были без торпедных аппаратов.

В конце декабря 1976 г. первая пара сторожевых катеров пр.205Т/ЭТ (НАТО - MOL) была доставлена в Сомали. С Черного моря их по одиночке буксировали ледоколы «Афанасий Никитин» и «Владимир Русанов» 18 декабря 1976 г.  они, пройдя Суэцким каналом, вышли в Красное море. После доставки торпедных катеров. 12 января 1977 г. «Афанасий Никитин» выполняя  обратный рейс прошел через Суэцкий канал в Средиземное море, а  13 января это же сделал и  «Владимир Русанов».

В конце января 1977 г. вторая пара сторожевых катеров пр.205Т/ЭТ (НАТО - MOL) прибыла в Кисимайо (Сомали). Проект 205ЭТ был с глубинными бомбами вместо 533-мм торпедных аппаратов.

По этим катерам в “Jane's Fighting Ships  особых разночтений не было, с “Jane's Fighting Ships 1978-79“ сообщалось о передаче 4 единиц "MOL" CLASS в 1976 г., а с “Jane's Fighting Ships 1984-85“ уточнялись сроки передачи - один в декабре 1976 г., два в январе 1977 г. и один в феврале 1977 г. В справочнике RussianShips.info говорится о передаче 4 единиц в 1976 г., но там приводится разбивка по типам - пр.205Т (3 единицы), пр.205ЭТ (1 единица). Но ошибочно сообщается о номере одного из ТКА пр.205Т как «107».

Последними из поставляемых Сомали боевых кораблей был средний десантный корабль пр.770МА (НАТО - POLNOCNY) и 2 десантных катера пр.1785 (НАТО - T 4).

СДК пр.770МА (НАТО - POLNOCNY) был передан в конце 1976 г. По нему особых разночтений нет,  только с месяцем поставки - с “Jane's Fighting Ships 1978-79“ сообщалось о передаче в декабре  1976 г., а с “Jane's Fighting Ships 1984-85“ уже с  ноября 1976 г.

2 десантных катера пр.1785 (НАТО - T 4) были поставлены, видимо в конце 1976 г. после октября.

 

Отдельно вызывает вопросы разночтения в связи с якобы имевшей место поставке ВМС Сомали патрульного катера пр. 1400Э (НАТО - Zuck). Ни на одной из страниц посвященных флоту Сомали в справочниках “Jane's Fighting Ships“ нет данных о поставке этого судна, но при этом начиная с “Jane's Fighting Ships 1981-82“ на странице посвященной флоту СССР в абзаце о СКА класса "ZHUK" написано о поставке Сомали 3 катеров этого класса в 1977 г., а с “Jane's Fighting Ships 1982-83“ там же  на странице посвященной флоту СССР в абзаце о СКА класса  "ZHUK" написано о поставке Сомали 3 катеров этого класса уже в 1976-79 г. Павлов А.С. в справочнике «Военные корабли СССР и России 1945-1995 г.» Якутск, 1995 г. пользуясь данными “Jane's Fighting Ships“ тоже пишет о поставке Сомали 3 катеров этого класса в 1976-79 г. Не обращая внимания, что отношения между СССР и Сомали в военной области прекратились в ноябре 1977 г. и поставки не могли идти до 1979 г. никак.

Справочник RussianShips.info сообщает о поставке Сомали 1 единицы пр.1400Э в 1974 г. Но эта информация скорей всего взята из таблицы «Экспорт пограничных сторожевых катеров типа “Гриф”» размещенной в статье инженера-кораблестроителя В.Б.Прасникова «Пограничный сторожевой катер пр.1400М, 1400МЭ “Гриф”» опубликованной в военно-техническом альманахе «Тайфун» № 2 1998 г. Больше нигде пока информации о поставке сомалийцам катера этого проекта не нашел. Да его видимо и не было.

В принципе ничего необычного в неверной информации о поставке кораблей нет, все могут ошибаться. Во многих источниках сообщалось о поставке торпедных катеров пр. 123бис (НАТО - "P 4") чего в реальности не было, в ряде источников в том числе "THE MILITARY BALANCE 1974" сообщалось о поставке 2 противолодочных кораблей пр.201 (НАТО - SO-I) чего так же не было.

 

Базирование.

 

Военно-морской штаб расположен в Могадишо, корабли и катера сомалийского флота базировались на порты Могадишо, Бербера и Кисимайо которые в свою очередь были ответственны за оборону этих трех прибрежные районов. Береговая оборона была представлена двумя артиллерийскими батареями вооруженными 100-мм буксируемыми береговыми орудиями КСМ-65. Которые были размещены в Бербере и Могадишо. Операции сомалийского флота обеспечивали шесть радаров, четыре пункта береговой системы наблюдения и девять радиостанций вдоль побережья. Ремонтом судов занимались судоремонтные мастерские в Кисимайо и Бербере.

Два порта Бербера и Кисимайо фактически были созданы с нуля. Так до строительства Советским Союзом порта, Бербера имела  один пирс с одним пятитонным краном, а в  Кисимайо  суда и вовсе обслуживались на рейде, мелкие суда (баркасы и парусные лодки «дау») причаливали и отчаливали во время прилива, а разгружались в отлив. Портовые сооружения  были закончены в Бербере к 1969 гг. Советским Союзом, а в Кисимайо к 1970 г. США.

Потом группа советских специалистов-строителей,  по проектам 23 ГМПИ (головная проектная и научная организация в области создания береговой инфраструктуры и инженерного обеспечения базирования кораблей ВМФ СССР из Ленинграда) построила две отличные военно-морские базы: в Кисимайо и в Бербере.

В 1971 г. началось создание в порту  Бербера прообраза военно-морской базы - пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) - 527 ПМТО. Для обеспечения ремонта наших кораблей с октября 1971 г. по март 1972 г. там базировалась плавмастерская «ПМ-40», с апреля 1972 г. по ноябрь 1973 г.  «ПМ-140», с ноября 1973 г. по сентябрь 1975 г. плавмастерской там не было, только в марте 1974 г. заходила на несколько дней «ПМ-129», с сентября 1975 г. по ноябрь 1976 г. там была «ПМ-140» и с сентября 1976 г. по ноябрь 1977 г. - «ПМ-156».  В октябре 1972 г. туда была доставлена  плавказарма «ПКЗ-98», для размещения экипажей заходивших в порт на отдых кораблей, базировалась она  там по ноябрь 1976 г. В декабре  1972 г. а на берегу был развернут зональный узел связи «Палас». С января 1973 г. началось строительство жилых помещений в казарменном городке для личного состава на берегу, к 1975 г. в них могли размещаться 1200 человек. Там же была сооружена опреснительная станция на основе ионообменных элементов,  госпиталь. Отлично спроектированный, хорошо построенный и оборудованный госпиталь   был сдан в эксплуатацию в июле 1977 г. В конце 1973 - начале 1974 г. началось строительство комплекса для хранения и погрузки-выгрузки крылатых ракет. В феврале 1974 г. началось строительство новых хранилищ топлива в порту, их вместимость в дальнейшем была увеличена с 9500 тонн до 30200 тонн. В декабре 1975 г.  в Берберу с Черного моря был доставлен плавучий док «ПД-66» водоизмещением 8500 тонн. Док был способен принимать корабли вплоть до крейсеров. В апреле 1976 г. в док  на ремонт был заведен первый корабль -  плавказарма «ПКЗ-98», находившаяся в базе с 1972 г., ремонт занял более месяца.  Кроме того в 1974 г. началось строительство взлетной полосы в окрестностях Берберы длинной 4 км.

Данные о посещении портов Сомали советскими военно-морскими судами с 1968 г. по ноябрь 1977 г.  В схеме - число количество кораблей, в скобках количество дней проведенных ими в порту.

Порт/ год

1968

1969

1970

1971

1972

1973

1874

1975

1976

1977

Бербера

0

8 (27)

9 (74)

15 (87)

17 (153)

44 (806)

60 (851)

48 (1160)

75 (1433)

52 (938)

Кисимайо

0

2 (7)

0

2 (22)

0

0

0

5 (61)

9 (124)

9 (45)

Могадишо

3 (27)

8 (30)

4 (41)

6 (45)

13 (96)

3 (33)

7 (40)

3 (56)

6 (33)

3 (12)

 

И если Бербера использовалась совместно советским ВМФ и сомалийскими ВМС, то база в Кисимайо была небольшой и использовалась только сомалийским флотом.  

Работы, проводимые с советской технической помощью, по созданию военно-морской базы в Кисимайо были закончены в течение 1974 г. База патрульных катеров в Кисимайо была расширена, чтобы включать зону технического обслуживания-ремонта с судоподъемным механизмом, склады и казармы. Район базы обнесен ограждением и стеной, закрывающей  большую часть базы, но есть открытые участки между ней и старой частью базы и вдоль короткого участка пляжа. Есть двое ворот, одни рядом с высоким зданием, вторые на главном входе.  У главных ворот есть караульное помещение. Через задние ворота можно попасть в многоярусное здание-склад из расположения   ремонтной мастерской для катеров. Этот тип здания может вместить тяжелую технику и боеприпасы, такие как торпеды используемые на сомалийских патрульных катерах пр.183 (НАТО - P 6), которые требуют подъема для обслуживания. Если в будущем сомалийцы будут базировать ракетные катера  пр.205У (НАТО - OSA II) в Кисимайо, они вероятно будут использовать это здание для обслуживания крылатых ракет П-20 (НАТО - SS-N-2 Styx), хотя оно не является необходимым для этого. Оно может выполнять эту функцию. Тем более что оно похоже на советское ракетно-складское сооружение подобно тому что есть в Бербере на советской базе для "ракетной обработки и хранения". Однако в Кисимайо нет бункеров для хранения ракет, ни зоны заправки ракет - две особенности, которые помогли идентифицировать Берберу как объект ракетной поддержки.

Исследовательские работы по созданию военно-морской базы в Могадишо советскими специалистами были начаты в начале 1977 г. когда отношения между нашими странами  начинали осложняться, что не могло не сказаться на результатах работы. Группу специалистов возглавлял военный инженер флота Манойлин Виктор Иванович, он вспоминал: «Правительство Сомали обратилось к правительству Советского Союза с просьбой обследовать морской порт Могадишо с целью выявить возможность создания там военно-морской базы, чем я с группой специалистов и занимался в той командировке.  Работал я совместно с командующим флотом Сомали, его начальником штаба и начальниками главных управлений флота. Все они учились в Советском Союзе, прилично знали русский язык, поэтому в процессе работы мы все говорили на одном языке - русском. Как только начинались официальные переговоры, сразу переходили на итальянский - с советским переводчиком.

Результаты проделанной работы я совместно с советским главным военным советником в Сомали докладывал вице-президенту Сомали товарищу Самантару. Тогда они к нам, а мы к ним обращались со словом «товарищ».

Через пару дней Самантар через главного военного советника передал, что президент страны Сиад Барре по политическим мотивам изменил ранее принятое решение и просит рассмотреть возможность создания новой военно-морской базы в другом, удаленном от столицы месте. Я запросил центр и стал ждать решения…

… из Москвы пришло решение. Новое место посмотреть, никаких документов сомалийской стороне не оставлять, на словах сказать, что все пришлем из Союза. …

…Место обследовали основательно, составили обстоятельный отчет по установленному порядку, который представили в Москву. Перед отъездом вместе с главным военным советником я еще раз был на приеме у Самантара. Вице-президент сказал, что Сиад Барре ожидает ответа советской стороны, можно ли построить военно-морскую базу в обследованном нами районе и какова будет помощь Советского Союза в ее строительстве. Самантар посетовал на то, что объем помощи со стороны Союза меньше того, на что рассчитывала сомалийская сторона.»

 

Командование и личный состав флота.

 

Как и во всем информации о командующих ВМС явно недостаточно. Кто был первым командующим, не знаю. После переворота в октябре 1969 г. к власти пришли прогрессивные военные, в 1970 г. ими для управления страной был создан Верховный Революционный Совет, в его состав в звании майора  вошел Мохаммед Геле Юсиф (Mohamed Ghelle Yusuf) который в 1973 г. уже был командующим флотом в звании полковника. Когда он возглавил флот не ясно. Являясь командующим, по крайней мере, дважды посетил СССР, в сентябре-октябре 1973 г. и в 1975 г. Командующий военно-морскими силами Сомали одновременно являлся заместителем министра обороны. В 1975 г. Мохаммед Геле Юсиф возглавил Суд национальной безопасности, а флот возглавил Мухаммед Омар Осман или Мухаммед  Умар Усман (Muhammad Omar Osman или Muhammad Umar Usman) являвшийся племянником самой влиятельной  жены Сиада Барре. Родившись в 1940 г. в Огадене (поэтому в разных источниках место рождения и указывают  как Эфиопию или Сомали), военное училище закончил в Египте - Каирский военный колледж, обучался и в СССР. Находясь на должности командующего флотом являлся членом ЦК правящей Сомалийской революционной социалистической партии. Находился в должности комфлота до 80-х годов и вырос с полковника до генерал-лейтенанта (контр-адмирала). Его вероятно сменил адмирал  Саид Умар Абдаллах (Sa'id Umar Abdallah), с 1987 г. он уже называется командующим флотом, и возглавлявший флот видимо до конца правления режима Сиада Барре, крайнее упоминание о нем пока нашел на февраль 1990 г.

Командующий военно-морскими силами Сомали - заместитель министра обороны:

Мохаммед Геле Юсиф (Mohamed Ghelle Yusuf) полковник (1973)-1975

Мухаммед Омар Осман или Мухаммед  Умар Усман (Muhammad Omar Osman или Muhammad Umar Usman)  - полковник затем генерал-лейтенант 1975 - (1978, 1981, 1984)

Саид Умар Абдаллах (Sa'id Umar Abdallah в ряде публикаций встречается как Sa'id Abdullah Umar Sa'id Marino или даже Siad 'Marino' Ali) - адмирал (1987, 1988, 1989, 1990)

 

Изменение численности личного состава военно-морских сил Сомали шло по мере роста корабельного состава флота. В начале 1966 г. - 125 человек, затем по данным справочника “THE MILITARY BALANCE” к 1970 г. вырос до 250 человек, к  началу 1973 г. до 300 человек, к началу  1977 г. возрос  до 500 человек. Справочник “Jane's Fighting Ships” дает несколько иную картину по их информации  в 1978-1982 гг. (более ранних данных справочник не приводит) состав сомалийского флота насчитывал  - 350 человек, что сомнительно. 

После разрыва с СССР в ноябре 1977 г. все источники показывают резкое увеличение численности личного состава флота при неизменной численности корабельного состава который к тому же был в небоеспособном состоянии, видимо количеством хотели заменить качество подготовки личного состава.  По данным справочника “THE MILITARY BALANCE  в 1980-1981 гг. - 550 человек, 1986 г. - 700 человек, 1987-1989 гг. - 1200 человек,  1990 г. - 2000 человек. Данные справочника “Jane's Fighting Ships” перекликаются с “THE MILITARY BALANCE   за те же годы - 1984-1985 гг. - 700 человек, 1988 г. - 1200 человек,  1990 г. - 2000 человек. Данных основанных на источниках американской разведки нашел всего два по ним  в 1981 г. Персонал флота насчитывал 2860 человек, а в 1984 г. - 2000 человек.

Первоначально матросы вербовались во флот на 4 года. Обучение матросов велось в Советском Союзе экипажи поставляемых сторожевых катеров, примерно 200 человек. Затем матросов стали готовить уже непосредственно в Сомали, хотя для обслуживания сложного оборудования,  такого как ракетные катера их все равно обучали в СССР.  Начальное обучение призывников проводилось в военно-морском Учебном центре на острове Brava, а углубленная профессиональная подготовка шла на базах в Кисимайо и Бербере.

В свою очередь обучение сомалийских офицеров шло в военно-морских учебных заведениях СССР. В 1966/1967 учебном году на спецфакультете Военно-морской ордена Ленина академии среди 155 иностранных офицеров обучались 3 сомалийца. В 1975 г. командующий ВМС Сомали полковник Мохаммед Геле Юсиф (MOHAMED GHELLE YUSUF) находясь с визитом в Советском Союзе посетил Каспийское ВВМКУ им. С.М.Кирова где обучались сомалийские курсанты. В 1976 г. сомалийский курсант был среди 11 выпускников 4-го факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М.Кирова получивших диплом с отличием. Всего с 1965-1977 гг. для ВМС Сомали в СССР прошли обучение  450 человек, офицеров и матросов.

И непосредственно в Сомали наши военные моряки осуществляли помощь в строительстве флота. Так в 1971-1973 гг. капитан 1 ранга  Романенко Владимир Иванович был военным советником ВМС Сомали. Туда он прибыл с должности командира береговой артиллерийской батареи на островах Сахалин и Итуруп ТОФ. Он видимо организовывал береговую оборону.

 

Деятельность флота.

 

О деятельности кораблей сомалийского флота информации почти нет. Патрулируя территориальные воды с февраля 1970 г. по середину июня 1971 г. сомалийскими катерами четыре раза были задержаны суда под американским флагом. Под арестом суда оставались до нескольких месяцев. Так задержанная, катером и приведенная в Кисимайо 25 июня американское 125-футовое судно геологической службы «Midnight Sun» подозреваемое в работе на американскую разведку находилось под арестом шесть недель.

В июне 1971 г. Было два инцидента с задержанием американских судов. В начале месяца американское судно было ненадолго задержано в Могадишо, а затем отпущено, а 12 июня пять американских судов - 2 буксира, 2 баржи и  судно направлявшиеся в Персидский залив были задержаны за нарушение 12 мильной зоны территориальных вод Сомали, самолетом и патрульным судном, при этом по ним открывали огонь для остановки, и затем препроводили их в Могадишо. Переговоры об освобождении судов длились пару месяцев.

За нарушения задерживались суда и других стран. 24 апреля 1972 г. у северо-восточного побережья Сомали в Красном море в районе Зейла за перевозку 250 тонн взрывчатых веществ, бомб и боеприпасов различных калибров были задержаны два датских судна, одно из них  «Vogobroend». Экипажи обвинили в нарушении территориальных вод и попытке тайно ввести оружие и взрывчатку в страну.

В октябре 1974 г. В Бербере за мошенничество было задержано греческое судно «Lord Byron» прибывшее с грузом сахара из Бангкока. По факту оказалось, что там только часть из заявленного груза. Корабль долгое время стоял в порту, основную часть экипажа освободили через восемь месяцев, а капитана только в феврале 1976 г.

В начале 1977 г. французский самолет в Красном море был обстрелян ракетно-пушечным катером, принадлежащим сомалийским Военно-Морским Силам в открытом море. 25 марта 1977 г. два Миг-17 перехватили и атаковали разведывательный самолет французской военно-морской авиации Lockheed P-2II (P2V-7) Neptune над Аденским заливом, который следил за деятельностью сомалийских сил. Благодаря мастерству французского пилота инцидент закончился без жертв. МиГи исчерпали топливо и  им пришлось вернуться в Берберу. А через несколько недель во время аналогичной акции один сомалийский МиГ-17 разбился, при этом пилот погиб, в ходе попытки посадки в Бербере пассажирского Boeing 707 авиакомпании Air France. По мнению наблюдателей, "нервозность" сомалийской армии можно объяснить желанием Могадишо расширить свои территориальные воды и таким образом контролировать свое воздушное пространство.

В период разрыва отношений и эвакуации советских специалистов и их семей из Сомали с 14 по 20 ноября 1977 г. у Берберы ряд катеров сомалийского флота проводили демонстрационные действия, не приближаясь к советским кораблям и не идя на явное обострение.

Участие флота в ходе войны в Огадене состояло только в тыловой поддержке сомалийским вооруженным силам в северной части страны. Так 100-мм береговая батарея буксируемых орудий была перемещена из района базирования в Могадишо в район конфликта.  Из-за такого незначительного участия в конфликте, флоту уделялось немного внимания в последующие годы.

Часть 2.

Розин Александр.

На Главную.