На Главную.

 

Розин Александр.

 

Корейские эпизоды советского флота – Освобождение.

 

Часть 3.

Результаты деятельности ТОФ в войне с Японией.

 

Данные о результативности ТОФ в войне с Японией помимо действий в Корее включают операции на Сахалине, Курильских остовах и в морской акватории в зоне нашей ответственности.

 

Адмирал запаса Семен Егорович Захаров, бывший в 1945 г. членом Военного совета — начальником политуправления ТОФ писал: «Наши моряки в первые два дня кампании фактически прервали японские морские коммуникации. В результате интенсивных ударов авиации флота и дерзких набеговых действий торпедных катеров 9 и 10 августа была уничтожена и повреждена большая часть вражеских судов, стоявших в северокорейских портах. Господство в воздухе советской авиации, а также наличие у Тихоокеанского флота мощных подводных сил вынудило японское командование прекратить воинские перевозки между портами Японии и Северной Кореи. По той же причине оно не решалось использовать в районах боевых действий крупные надводные корабли.

Все это позволило Тихоокеанскому флоту сосредоточить свои усилия на содействии сухопутным войскам на приморских направлениях. Флот широко применял такой эффективный по опыту Великой Отечественной войны способ поддержки войск, как высадка морских десантов в тыл отступающего противника. Морские десанты в корейские порты Юки, Расин, военно-морскую базу Сейсин, в порт Этэтин (Одэчжин) и военно-морскую базу Гёнзан сорвали планы вражеского командования по организации промежуточных рубежей обороны на пути продвижения наших войск.»

Но за победу пришлось дорого заплатить.

 

Потери ТОФ в войне с Японией.

Данные о потерях ТОФ на данный момент  приведены в трех официальных источниках - «Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией. (9 августа — 3 сентября 1945 г.) М: Воениздат, 1949 г., «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» Под ред. Г.Ф. Кривошеева. М.: Воениздат, 1993 г. и самый свежий «Книга Памяти Краснознамённого Тихоокеанского флота: Советско-японская война 1945 года» / сост. В.Г. Островский; ред. кол.: С.И. Авакянц (общая ред.). – Владивосток: Изд-во «Русский Остров», 2015 г.

Согласно «Хронике боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией» Тихоокеанский флот в войне понес следующие потери: убито 39 офицеров, 69 сержантов и старшин, 174 рядовых, всего 282 человека. Пропали без вести 3 из состава сержантов и старшин и 11 рядовых, всего 14 человек. Ранены 16 офицеров, 78 сержантов и старшин, 278 рядовых, всего 372. Кроме того, из состава Петропавловской ВМБ были убиты 167 человек, пропали без вести 123 человека, ранены 384 человека.

В книге «Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» приводятся другие  цифры потерь: убиты и умерли на этапах санитарной эвакуации 195 офицеров, 201 сержант и старшины, 507 рядовых, всего 903 человека. Пропали без вести, попали в плен – 23 офицера, 12 сержантов и старшин, 60 рядовых, всего 95 человек. Ранено, контужено – 16 офицеров, 58 сержантов и старшин, 212 рядовых, всего 286 человек.

А вот самый свежий источник «Книга Памяти Краснознамённого Тихоокеанского флота: Советско-японская война 1945 года» дает существенно уточненные сведения по потерям. По ним  цифры безвозвратных потерь в Советско-японской войне таковы -  549 человек, что 1,8 раза меньше чем по данным книги «Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» - там было 998. Эти 549 человек делятся так – 69 офицеров, 124 старшин и сержантов, 356 рядовых. Как там отмечено «Считать эти цифры окончательными и не подлежащими изменениям было бы не правильным. Но следует отметить, что эти изменения могут быть очень незначительными и выражаться не более чем однозначными цифрами.»

Из этого количества почти половина погибла в боях за Сейсин - 238 человек убитыми и пропавшими без вести, 267 человек были ранены, в основном морские пехотинцы. И чуть больше в боях за оумшу - 290 человек  убитыми и 384 ранеными (личный состав кораблей потерял соответственно 134 и 213 человек) из общего числа погибших за Шумшу 1567 человек убитыми и ранеными.

Потери в корабельном составе ТОФ составили  12 судов:

1 подводная лодка «Л-19»

1 торпедный катер «ТК-565»

2 пограничных сторожевых катера «ПК-8», «ПК-9»

1 катер-тральщик «КТ-152»

5 десантных судов «ДС-1», «ДС-5», «ДС-9», «ДС-43», «ДС-47»

1 гидрографический моторный катер

1 мотобот.

Из них при действиях у берегов Кореи погибли торпедный катер и гидрографический моторный катер, оба на минах.

ВВС ТОФ и СТОФ потеряли 57 самолетов, из них 37 (2 - данные в кавычках - СТОФ) считались погибшими от боевых причин -  7(1) Як-9, 1 Як-7, 2 ЛаГГ-3, 6 Ил-10, 7(1) Ил-2, 5 Ил-4, 1 ДБ-3, 1 А-20, 3 Пе-2, 2 МБР, 1 PBN, 1 PBY.

25 (2) самолетов сбила зенитная артиллерия, 5 пропало без вести и 7 было уничтожено в различного вида авариях и катастрофах при совершении боевых вылетов.

Погибло 55 человек личного состава: 23 летчика, 9 штурманов, 8 радистов и стрелков-радистов, 14 стрелков и 1 механик.

 

В Японском море из-за боевых действий и минной опасности пришлось вводить систему конвоев, в том числе и в порты Северной Кореи. С 9 августа по 2 сентября 1945 г. военными лоцманами проведено 18 конвоев, из них в порты Расин — 3 конвоя и Сейсин — 5 конвоев. Всего в конвоях было задействовано 47 транспортных судов и 67 кораблей боевого охранения, общим водоизмещением более 405 300 т.

При этом наряду с кораблями ТОФ в перевозках активно использовали суда Дальневосточного пароходства, за время войны с Японией ими было перевезено в порты Северной Кореи 31 487 тонн различных грузов и тысячи солдат. В этих перевозках участвовали суда: «Сучан» (капитан В.И. Факторович),  «Ногин» (капитан А.Д. Могучий), «Дальстрой» (капитан В.М. Банкович), «Невастрой» (капитан Б.П. Хабур), «Лозовский» (капитан С.А. Марченко), «Караганда» (капитан Г.С. Белошапкин), «Саратов» (капитан Е.В. Веденский), «Харьков» (капитан А.П. Никольцев), «М. Ломоносов» (капитан Г.А. Семенов), «Хабаровск» (капитан Ш.Г. Асатиани), теплоходы «Комилес» (капитан А.Д. Бородин), «Севзаплес» (капитан И.С. Карасев), а также суда Кработреста.

За боевые отличия более 30 тыс. тихоокеанцев были удостоены орденов и медалей Советского Союза, причем 23786 человек из них коммунисты и комсомольцы. Медалью «3а победу над Японией» награждено 170 тыс. человек, 52 морякам присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них адмирал И. Юмашев, генерал-майор В. Трушин, капитан 1 ранга Д. Пономарев, полковник М. Барташев, капитаны 3 ранга М. Беспалов, К. Казачинский, Г. Терновский, капитан-лейтенант М. Малик, старший лейтенант И. Яроцкий, сержант К. Бируля, красновофлотец В. Моисеенко и другие.

19 кораблей, частей и соединений флота были преобразованы в гвардейские, 16 награждены орденом Красного Знамени, 13 получили почетные наименования.

В том числе среди ВВС ТОФ - 7 авиационных полков были преобразованы в гвардейские, 3 авиадивизии и 4 авиаполка награждены орденом Красного Знамени, 6 авиационных частей, отличившихся в войне с Японией, были удостоены почетных наименований: Сахалинской, Юкинской, Расинской, Сейсинской, Рананской и Порт-Артурской. Тысячи авиаторов были награждены орденами и медалями, а 15 офицеров удостоены звания Героя Советского Союза: М. Н. Барбашинов, М. В. Барташов, М. И. Буркин, Г. Д. Ильяшенко, И. Т. Карпенко, Я. И. Матвеев, А. М. Николаев, Г. Д. Попович, И. А. Серов, В. Ф. Трушкин, М. Е. Янко, Ф. А. Крапивный, В. Г. Лоскутов, И. Ф. Воронин, Н. И. Друздев.

 

Основная ударная сила ТОФ.

 

Авиация Тихоокеанского флота за время войны с империалистической Японией произвела 4724 боевых самолето-вылета с налетом 11095 часов (Иванов П. Н. Крылья над морем.М.: Воениздат, 1973 г. стр292) (в т.ч. 1174 вылета самолетов СТОФ, дальше данные в кавычках - СТОФ). Из них 640 ложатся на бомбардировщики Пе-2, 363 на ДБ-3, Ил-4 и А-20 2-й мтад, 337 (102) на штурмовики, 1940 (613) на истребители и 1060 (248) на разведчики.

По задачам вылеты распределились следующим образом: торпедные, бомбардировочные и штурмовые удары: по кораблям в море и портах – 615 (143), по войскам – 325 (176), по ж/д объектам – 409 (42), по аэродромам – 13 (0); на разведку – 835 (288); на сопровождение – 718 (103); на прикрытие ВМБ и кораблей в море – 868 (192); с др. целями – 941 (217), в т.ч. для высадки посадочных десантов 46 (7).

На врага было сброшено 786 т бомб (140) из них 292,6 т на северокорейские порты за 9-10 августа, 52 торпеды и 542 «эрэса».

Всего ВВС ТОФ (без СТОФ) израсходовали 50 ФАБ-1000, 210 ФАБ-500, 939 ФАБ-250, 1095 ФАБ-100, 222 ЗАБ-100, 64 ФАБ-50, 245 АО-50, 330 АО-25, 48 АО-15, 1126 АО-10, 1279 АО-2,5, 560 кг гранулированного фосфора.

В результате боевых действий военно-воздушные силы флота, по уточненным данным, потопили фрегат, 12-14 транспортов (в т.ч. 10 потоплено в Расине и Юки), уничтожили и разрушили бронепоезд, свыше 30 железнодорожных эшелонов, 6 депо, 4 моста, 22 зенитные и артиллерийские батареи, туковый завод, около 90 складов, 7 причалов и пирсов, вызвали свыше 170 пожаров. От ударов с воздуха враг потерял около 1000 солдат и офицеров. Летчики-тихоокеанцы 6 раз встречались с воздушным противником, провели 4 воздушных боя и сбили 3 самолета противника.

К примеру с 11 по 17 августа во время  проведения десантной операции с целью захвата порта Сейсин ВВС флота произвели 271 самолето-вылет, из них бомбардировщики —  180 и истребители — 91. На военные объекты и порт Сейсин было сброшено более 85 т бомб разного калибра. Были разрушены железнодорожная станция Сейсин, железнодорожные мастерские и депо, здание управления железной дороги, два нефтесклада, 16 различных служебных зданий, частично завод "Мицубиси" и уничтожено до 15 автомашин с войсками и грузом. Кроме того, было повреждено 4 железнодорожных эшелона, бронепоезд, разрушено несколько участков железнодорожного пути и вызвано несколько крупных очагов пожара.

 

Части ВВС ТОФ действовавшие на корейском направлении:

 

2-я минно-торпедная авиационная дивизия (2-я МТАД) ВВС ТОФ состояла из: 4-й МТАП, 49-й МТАП, 52-й (гв.) МТАП, 36-й МТАП (с июля), 27-й ИАП (с июля), 43-й ИАП (с июля), получила наименование Рананская.

Наиболее полный расклад по деятельности ударных соединений дивизии приведены в книге Мирослава Морозова «Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали “Смертниками”» 2011 г.

 

Дневные с/в, (в т.ч. с торпедами)

Ночные с/в

Всего с

Расход торпед

Потери боевые

Потери не боевые

Упр. 2-й МТАД

5 (2)

4

9

2

1 Ил-4

-

4 МТАП

63 (23)

53

116

20

4 Ил-4

-

36 МТАП

22 (-)

-

22

-

1 А-20

-

49 МТАП

75 (29)

-

75

23

1 ДБ-3

1 А-20

52 МТАП

103 (7)

38

141

7

-

-

Всего

268 (61)

95

363

52

7

1

Примечание: Кроме торпед самолетами минно-торпедной авиации сброшено 50 ФАБ-1000, 210 ФАБ-500, 192 ФАБ-250, 427 ФАБ-100 и 111 ЗАБ-100.

27-й истребительный авиаполк. К началу боевых действий против Японии 27-й ИАП не успел, 22.08.1945 г. он был принят в состав 2-й МТАД ВВС ТОФ с дислокацией на аэр. Новонежино в Приморском крае. На новом месте на полк была возложена задача истребительного прикрытия торпедоносцев дивизии. Но, так как на корейском направлении боевые действия против Японии к этому времени уже завершились, полк так и не успел выполнить ни одного боевого вылета.

43-й истребительный авиаполк. Входил в состав действующей армии, но фактически принять участие в боевых действиях не успел.

4-й, 49-й и 52-й минно-торпедные авиаполки были основными соединениями действовавшими в море. Так 49-й минно-торпедный авиаполк реально потопил 3 судна – два транспорта и СКР. Кроме того эти соединения участвовали в ударах по транспортам и объектам в портах Сейсин и Расин.

 

10-я бомбардировочная авиационная дивизия (10-я БАД) ВВС ТОФ состояла из: 33-й БАП, 34-й (17-й гв.) БАП, 19-й (гв.) ИАП.

 

33-й бомбардировочный авиационный полк - с 9 по 17 августа выполнили 209 вылетов с налетом 485 часов, по целям в городах Сейсин, Ранан, Фуней. Уничтожено 5 транспортов (данные по победам здесь и ниже, приводятся так как сообщалось тогда, в реальности цифры скромнее и фактические результаты приводятся ниже), до 40 вагонов, батарея ЗА, склад ГСМ, вызвано 5 очагов пожаров в п. Расин, 4 – в п. Сейсин, 3 – в п. Фуней.

34-й бомбардировочный авиаполк с 9 по 18 августа произвел 252 вылета, потопив два танкера, три транспорта общим водоизмещением 43 тыс. тонн и до 20 мелких судов. Кроме того, было повреждено 5 транспортов, уничтожено 4 портовых склада, 3 склада с горючим, 2 железнодорожных и один шоссейный мост, разрушены железнодорожное полотно, пакгаузы и складские помещения. Сбит 1 Пе-2, экипаж спасен.

19 истребительный авиационный полк  за период с 9 по 19 августа 1945 г. выполнили 26 боевых заданий по сопровождению бомбардировщиков и совместно с ними участвовали в уничтожении транспортов, боевой техники, живой силы противника, разрушении мостов и железнодорожных станций, при этом они так же вели визуальную разведну и аэрофотосъемку. Всего за время боевых действий против Японии полк выполнил 251 вылет с налетом 553 часа, сбили 2 самолета противника, потерян 1 истребитель Як-9 и 1 пилот.

 

12-я штурмовая авиационная дивизия (12-я ШАД) ВВС ТОФ состояла из: 26-й (гв.) ШАП, 37-й (гв.) ШАП, 14-й ИАП, 38-й ИАП. Самолеты дивизии совершили 532 вылетов, ей присвоено наименование Расинская.

 

26-й штурмовой авиаполк – совершили 120 вылетов, в результате которых потоплено 7 транспортов, уничтожено 3 склада с боеприпасами и 11 железнодорожных эшелонов. Летчики 26-го штурмового авиационного полка, на вооружении которого были новейшие самолеты Ил-10, совершили 132 вылета. При этом в результате двухдневных боевых действий 9-10 августа 26-й ШАП потерял безвозвратно 6 Ил-10, кроме того значительное число самолетов получило боевые повреждения.

 37-й штурмовой авиаполк - 83 вылета. Летчики полка в войне с империалистической Японией потопили 14 транспортов, 1 танкер, 1 эсминец, 1 сторожевой корабль, уничтожили 3 зенитные батареи, 4 железнодорожных эшелона и много другой военной техники и оружия.

14-й истребительный авиаполк – более 200 вылетов.

38-й истребительный авиаполк – 154 вылетов, потери 1 самолет и 1 пилот.

 

7-я истребительная авиационная дивизия (7-я ИАД) ВВС ТОФ состояла из: 6-й (22-й гв.) ИАП, 12-й ИАП, 17-й ИАП.

 

6 истребительный авиаполк с 9 по 27 августа 1945 г. произвел 187 вылетов. В первые дни войны полк прикрывал главную военно-мореную базу флота - Владивосток, ведя круглосуточное патрулирование. В последующем сопровождал и прикрывал корабли, транспорты, штурмовую и бомбардировочную авиацию, обеспечивал защиту своих коммуникаций.

12 истребительный авиаполк – 56 вылетов.  Нес боевое дежурство в системе ПВО, прикрывая с воздуха объекты флота и аэродромы со стороны Уссурийского залива. Боевых столкновений с самолетами противника в воздухе и потерь в своих самолетах и летчиков в полку не было.

17 истребительный авиаполк – 40 вылетов. В основном решал задачи ПВО Главной базы и прикрытие кораблей на переходе морем от залива Восток до м. Поворотный. Одной из боевых задач полка было прикрытие торпедных катеров ТОФ, выполнявших торпедный удар и высадку десанта в портах Юки и Расин.

 

Разведка.

Их работа была бы менее эффективной без разведданных. Ее выполняли в основном специализированные авиационные полки - 16-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк (16-й ОМДРАП), по окончании войны получил наименование Порт-Артурский, 50-й отдельный разведывательный авиационный полк (50-й ОРАП) - получил звание Гвардейский, 115-й отдельный морской разведывательный авиационный полк (115-й ОМРАП) - получил наименование Юкинский; 48-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк (48-й ОМДРАП) - получил наименование Сахалинский.

С начала и до конца войны разведывательная авиация обнаружила в море 17 конвоев, 5 подводных лодок, произвела 932 аэрофотосъемки местности. Общая площадь сфотографированной территории составила около 45 тыс. кв. км. Всего на воздушную разведку авиация флота совершила 835 вылетов (более 17 проц. общего количества) с общим налетом 3958 часов. 

Так к примеру с 9 по 23 августа летчики 50-го ОРАП выполнили 211 боевых вылетов, ведя разведку они сфотографировали 7 военно-морских баз противника, свыше 20 портов, 20 аэродромов, 42 железнодорожные станции и другие объекты на обширной территории, занятой войсками противника, и тем самым обеспечили аэрофотосъемкой все десантные операции флота и боевые действия бомбардировочной авиации. Было обнаружено 17 конвоев, 10 эскадренных миноносцев, 48 транспортов, 12 сторожевых кораблей, 142 тральщика. 818 мелких плавединиц. На аэродромах Кореи, Маньчжурии и Южного Сахалина выявлено 340 самолетов и 31 новый аэродром. На железнодорожных станциях и дорогах - 241 эшелон. В портах и базах разведка засекла до 50 батарей береговой и зенитной артиллерии. Одновременно полк наносил и штурмовые удары главным образом по железнодорожным перевозкам.

 

Спасательные операции.

Так как боевые действия проходили над морем на ТОФ были сформированы группы для спасения экипажей самолетов севших на вынужденную посадку в море.

Для этого на авиабазе Суходол, в бухте Ольга, дежурили самолёты типа ППБ и морской ближний разведчик МРБ-2, которые вылетали по приказанию оперативного дежурного ВВС в район, где был обнаружен выживающий в море экипаж. На самолёте имелся запас вина, спирта, тёплых одеял, курток, надувных жилетов, лодок. Помимо самолётов, на спасение приводнившихся экипажей выходили торпедные катера и тральщики. В результате за весь период боевых действий были подобраны с воды 18 лётчиков.

Как это было с экипажем штурмовика Ил-10 младшего лейтенанта Н.Сафонова (стрелок - радист старший матрос В.Харьковченко) который сбили 9 августа над Расином, было рассказано  18 августа 1945 г. на первой полосе газеты «Красная звезда» в заметке «Взаимная выручка в бою». Когда самолет подбили он сел на море, экипаж перебрался в резиновую лодку, гибель самолета видели  наши истребители, именно пилоты Воровский и Немтинов навели на лодку высланный для спасения экипажа торпедный катер мичмана Пахнушева, который и спас летчиков. 

Аналогично действовали  летчики С. Федоров и А. Егоров из состава 6-го истребительного авиаполка ТОФ, заметив в море резиновые шлюпки с энипажами двух подбитых штурмовиков Ил-2, они не имея возможности подобрать их, сообщили об этом на аэродром, и  люди были спасены.

 

Реальные результаты действий ТОФ против флота Японии.

 

11 сентября 1945 г. в газете «Известия» было опубликовано сообщение Совинформбюро о потерях японцев и трофеях Красной армии на Дальнем Востоке: «На Дальнем Востоке наша армия и Военно-морской флот с 9 августа по 9 сентября сего года нанесли противнику следующие потери в живой силе и технике.

Захвачено: самолетов — 925, танков — 369, бронемашин — 35, полевых орудий, в том числе и самоходных — 1226, минометов — 1340, пулеметов — 4836, винтовок — около 300 000, радиостанций — 133, автомашин — 2300, тракторов и тягачей — 125, лошадей — 17 497, складов с боеприпасами, вооружением, снаряжением и продовольствием — 742. Нашим войскам сдалось в плен более 594000 японских солдат и офицеров и 148 генералов, в том числе до 20 000 раненых. Японцы потеряли только убитыми свыше 80 000 солдат и офицеров. Таким образом общие потери японцев в людях, не считая погибших команд с потопленных японских кораблей, составляют: пленными и убитыми свыше 674 000 солдат и офицеров.

Кораблями и частями Тихоокеанского флота за тот же период времени потоплено следующее количество кораблей и плавсредств японцев: эсминцев — 2, транспортов — 28, танкеров — 3, катеров — 5, барж и шхун — 12.»

Из этого именно цифры потерь японского флота от действий ТОФ представляют интерес – «… потоплено… эсминцев — 2, транспортов — 28, танкеров — 3, катеров — 5, барж и шхун — 12.».

Часть из заявленных потерь нашло свое отражение в оперативных сводках Советского ИНФОРМБЮРО. Оперативная сводка за 11 августа. …Корабли и авиация Тихоокеанского флота, под командованием Адмирала ЮМАШЕВА, в течение 9 и 10 августа наносили удары по транспортам противника в портах СЕЙСИН, РАСИН и ЮКИ. В результате этих ударов потоплено одиннадцать японских транспортов. Оперативная сводка за 12 августа. …Корабли и десантные части Тихоокеанского флота с боем овладели морскими портами японцев в северной части Кореи—городами ЮКИ и РАСИН. В течение 10—11 августа корабли и авиация Тихоокеанского флота продолжали наносить удары по кораблям и транспортам противника в портах Северной Кореи и открытом море. В результате этих ударов, кроме ранее объявленных в сводке Совинформбюро за 11 августа, потоплено: два японских миноносца и 14 транспортов.

 

Александр Чернышов в своей книге «Триумф Тихоокеанского флота СССР. Реванш за Цусиму» 2015 г. приводит такие цифры потерь японцев  от действий ТОФ: «…Тихоокеанский флот вел активные боевые действия по нарушению морских коммуникаций противника. Для этой цели использовались разнородные силы: авиация, подводные лодки и торпедные катера, которые потопили и повредили в общей сложности свыше 40 кораблей и судов. Из них подавляющее число было потоплено или повреждено в портах Юки, Расин и Сейсин. Наибольшего успеха добилась авиация, на долю которой приходится свыше 30 единиц; 6 судов потопили торпедные катера и четыре – подводные лодки.»  (Александр Чернышов «Триумф Тихоокеанского флота СССР. Реванш за Цусиму» Москва, Яуза, 2015 г. стр121-122)

Естественно кроме крупных транспортов уничтожались и небольшие суда и прочие плавсредства. Так в публикациях журнала «Морской сборник» в материалах «Морские летчики – Герои Советского Союза» подготовленных в филиале Центрального архива Министерства обороны РФ (Архиве Военно-Морского Флота) Е.И.Воробьевым приводятся интересные данные. Так в материале о Карпенко Иване Трофимовиче помощнике командира 52 МТАП сообщается «Лично повредил два транспорта, потопил четыре десантных баржи…»  А в материале посвященном Лоскутову Виктору Георгиевичу сообщается: «9 августа 1945 г. участвовал в нанесении удара по пейсин (Чхончжин), в результате которого был поврежден транспорт, уничтожено до 200 баркасов и шлюпок… 10 августа участвовал в нанесении удара по п.Расин (Начжин), при этом был потоплен транспорт водоизмещением 5000 т; ударом с пикирования в группе уничтожил склады на южном пирсе и около 18 мелких плавсредств.»

 

Установить, кто конкретно потопил какое судно во время ударов по портам в Корее довольно сложно из-за того что по одному и тому же судну била как авиация так и торпедные катера, а оно пораженное и севшее на дно у причала все равно выглядело как цель и снова попадало под удар.

Так судно «Тэнсё Мару» (3035 брт) в Расине 9 августа во время второго налёта советской авиации получило попадание в борт авиабомбы "ФАБ-250", в трюмы судна стала поступать вода, поэтому, чтобы избежать гибели, оно  выбросилось на мель севернее северного причала. Утром 10 августа судно вновь подверглось бомбардировке самолётами Ил-10 и Пе-2. А 11 августа уже  торпедные катера выпустили по судну 10 торпед, добившись попадания. После занятия порта комиссия АСС ТОФ на объекте № 11,  установила, что в корпусе судна имеется торпедная пробоина, а также есть многочисленные пробоины от авиабомб. Так что не удивительно, что летчики записали его на свой счет несколько раз, а торпедные катера тоже обоснованно претендуют на него.

 

Крупнотоннажные японские суда потопленные в портах и в море за время боевых действий.

Суда потопленные в корейских портах.

Юки (ныне Унги).

В порту Юки аварийно-спасательной службе (АСС) ТОФ вместо «заявленных» 13 потопленных транспортов и танкеров общим тоннажем 35 000 тонн были обнаружены  только пять приблизительным тоннажем в 12 300 тонн.

Суда потопленные в Юки:

«Хэйю Мару» (Heiyu Maru, 973 брт, груз 1300 тонн гаоляна, сои и чумизы) 9 августа потоплено авиацией. При осмотре судна в нём были обнаружены три большие пробоины от авиабомб - в левом борту, в палубе и кормовом трюме.

«Рюва Мару» (Ryuwa Maru, бывшее британское «Kamo», продано Китаю, в 1937 г. продано Японии и с 1938 г. «Ryuwa Maru», 1244 брт, груз 1500 тонн сои и чумизы) 9 августа потоплено авиацией.

«Титибу Мару» (Chichibu Maru (так же правильно Titibu Maru), 884 брт, груз 1400 тонн сои и чумизы) Повреждено авиацией и 10 августа затоплено командой.

«Тика Мару» (Chika Maru (так же правильно Tika Maru), 1146 брт ) 9 августа подожжено в Юки самолётами, отбуксировано  в бухту Панова и посажено на мель.

«Хорай Мару № 14» (Horai Maru №14, 834 брт, танкер, без груза) 10 августа повреждено авиацией в Юки. Ушло в бухту Панова, где в тот же день было затоплено  командой. После войны судно было поднято советским ВМФ.

 

Расин (ныне Наджин).

За два дня по Расину ВВС ТОФ произвели 419 самолето-вылетов, из них бомбардировщиками 200, штурмовиками 61 и истребителями 158. Ими было использовано бомб: 129 ФАБ-500, 436 ФАБ-250, 323 ФАБ-100, 50 ЗАБ-100, 50 САБ-100, 80 АО-25 и 330 АО-10.

В порту Расин ВВС флота заявляла о потоплении одного «эсминца» и 18 судов (в т.ч. два – бомбардировщиками 2-й МТАД, 10 – пикировщиками 2-й МТАД, 5 – Ил-10 26-го ШАП). Кроме того о потоплении как минимум 3 транспортов 10 августа и 6 транспортов 11 августа рапортовали торпедные катера. 

Как и в Юки, после работы АСС ТОФ число потопленных судов оказалось меньше чем заявлялось. Из 12 судов, найденных в районе порта, лишь пять - тоннажем около 38 000 тонн, имели ярко выраженные повреждения от авиабомб, остальные семь судов тоннажем 55345 тонн затонули в результате подводных пробоин, полученных от торпед, мин или были затоплены экипажами.

Следует заметить, что после войны в статистику результативности действий были уже внесены коррективы. Так в книге Григория Михайловича Гельфонда «Советский флот в войне с Япониейиздания 1958 г. он сообщал: «После занятия этих портов было обнаружено: в Юки — четыре потопленных транспорта и танкер, в Расине – десять потопленных транспортов и буксир.», аналогичная информация и в книге Дмитрия Тимофеевича Пигарева «На торпедных катерах» изданной в  1963 г.:  «В итоге совместных действий воздушных сил и торпедных катеров только в Расине было потоплено 11 транспортов и других судов противника.» Что соответствует действительному положению дел.

Суда, потопленные в Расине:

«Мельбурн Мару» (Melbourn Maru (めるぼるん丸), 5423 брт, груз сои и рыбы) 9 августа потоплено авиацией.

«Эдамицу Мару» (Edamitsu Maru (枝光丸), 6872 брт) 10 августа поражено авиацией -  попадание не менее трех бомб, кроме того 11 августа дважды поражено торпедными катерами – пробоина 16х9 метров.

«Энпо Мару» (Enpo Maru (延宝丸), 6873 брт) 9 августа и 10 августа поражено авиацией, горело. Кроме того 11 августа получило 2 попадания торпед  от ТКА – пробоина 13х8 метров.

«Эримо Мару» (Erimo Maru (襟裳丸), 6890 брт) 10 августа потоплено авиацией.

«Тэнсё Мару» (Tensho Maru (天正丸), до 1921 г. британское «Melrose Abbey», 3035 брт, без груза) 9 августа тяжело повреждено авиацией, село на грунт и покинуто командой, 11 августа получило торпеду когда по нему стреляли 5 ТКА.

«Кари Го» (Kari Go (加利号), британское «Canadian Runner», в 1934 г. арестовано китайцами, и переименовано в «Kia Lee», в 1941 г. взято японцами, 3111 брт, груз чумизы) 10 августа поражено авиацией, 11 августа поражено торпедой ТКА пробоина 7х9 метров.

«Икуцу Мару» (Ikutsu Maru (毓通丸), норвежское «Eiger», с 1929 г. китайское «Yu Tung», с 1940 г. японское, в журнале боевых действий японского ВМФ оно называется «Икуцу Го», 1398 брт, на борту 1500 тонн чумизы) 9 августа потоплено авиацией.

«Ракудзан Мару» (Rakuzan Maru (楽山丸), китайское «Hsin Peking», захвачен японцами в 1941 г.,  2104 брт) 9 августа потоплено авиацией бомба попала в подводную часть судна, пробоина 6х5 метров. 

«Тёё Мару» ((Tyoyo Maru ( 長陽丸 ), до 1927 г. норвежский «Braaland», 2225 брт, груз сои и муки) находилось в Расине в повреждённом состоянии после подрыва на американской донной мине 22 июля 1945 г. пробоина 10 квадратных метров, в порту посажено на мель севернее северного причала. 10 августа  в связи с приближением советских войск затоплено командой.

«Кайдзюн Го» (Kaijun Go (海順号), бывшее китайское «Hai Shun», 1677 брт) 10 августа потоплено торпедой ТКА, пробоина 7х9 метров.

«Дайко Мару» (Daiko Maru, 6859 брт) 10 августа потоплено торпедой ТКА.

Буксир «Унсю-Мару» (Unshu Maru (雲州丸), около 150 брт) 10 августа затоплен командой.

Кроме того нашим трофеем стало японское судно «Мацуура Мару» (3185 брт.) которое 30 июля 1945 г. село на мель юго-западнее Расина в точке 42-03 N / 130-05 E. Японцы пытались снять судно с мели, но безуспешно. 7 августа гражданская команда покинула судно, оставшаяся на судне военная команда вела зенитный огонь 10 августа по советским самолетам. Позже и она оставило судно, которое осталось в советской зоне оккупации.

 

Сейсин (ныне Чхонджин).

В Сейсине авиация против японского флота больших успехов не имела. В ходе налетов на  порт Сейсин, бомбардировщики произвели 225 самолето-вылетов, а истребители - 107 самолето-вылетов. Всего было израсходовано бомб: 3 ФАБ-1000, 44 ФАБ-500, 187 ФАБ-250, 304 ФАБ-100, 245 АО-50-100, 64 ФАБ-50, 748 АО-10, 1296 АО-2,5, 74 ЗАБ-100 и 30 САБ-100.

10 августа экипажи 6 ТКА доложили о потоплении 6 транспортов. Однако, советское командование, не найдя в торговом порту Сейсина потопленных судов, заявило, что атака ТКА была безуспешной и все 11 торпед попали в мол торгового порта, который экипажи ТКА ночью не заметили. В книге «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота» 1988 г. говорилось уже что торпедные катера рапортовали о повреждении 7 транспортов в Сейсине. Реально в ходе этой атаки в заливе было потоплено только одно судно.

Суда, потопленные в Сейсине:

«Тайсюн Мару» (Taishun Maru (правильно так же Daishun Maru), 2857 брт) 10 августа торпедировано ТКА в заливе.

«Цусима Мару» (Tsushima Maru, 3516 брт, железнодорожный паром) на подходе к Сейсину 9 августа подорвался на американской донной мине, заведен в порт. 13 августа затоплен командой. АСС ТОФ подняла транспорт, после капитального восстановительного ремонта 07.09.1948 г. вошёл в состав 5-го ВМФ  как военный транспорт «Обь».

«Сейсин Мару» (Seishin Maru, 166 брт, буксир) 13 августа затоплен командой.

 

 

Суда, потопленные  торпедоносцами в море.

 

Боевые действия 2-й минно-торпедной авиадивизии на морских сообщениях продолжались четыре дня — 9, 10, 15 и 22 августа, пока противник удерживал порты в Северной Корее. Из 363 самолето-вылетов минно-торпедной авиации ТОФ, всего 66 были выполнены на нарушение коммуникаций противника. По другим данным для этого было совершено 68 вылетов самолетов ДБ-3 и Ил-4. Торпедоносцы произвели 22 групповые и индивидуальные атаки, использовав 52 торпеды. Данные приведенные в книге П. Н. Иванова «Крылья над морем» 1973 г. о использовании авиаторами 70 торпед не соответствует действительности.

В ходе атак они потопили 4 транспорта (16461 брт) и сторожевик:

СКР «№ 82»  10 августа потоплен торпедоносцем в 7 милях северо-восточнее мыса Болтина в точке 40-54 N / 129-47 E.

«Дайто Мару» (Daito Maru, 6859 брт, на борту 10 планеров) 9 августа торпедировано торпедоносцем ДБ-3 в  15 милях восточнее Дзиосина (ныне Ким-Чхэк). Затонуло в тот же день в ходе буксировки в 2 милях восточнее Дзиосина в точке 40-40 N / 129-15 E.

«Авакава Мару» (Awakawa Maru (阿波川丸), 6925 брт, на борту оборудование авиационного завода из Нагойи). 10 августа потоплено торпедоносцами ДБ-3 между Расином и Сейсином в точке 41-57 N / 130-05 E.

«Иссин Мару» (Isshin Maru, 1448 брт) 10 августа потоплено торпедоносцами ДБ-3 на подходах к Дзиосину (ныне Ким-Чхэк).

«Ноторо Мару» (1229 брт) 22 августа потоплено торпедоносцем между о. Сахалин и о. Хоккайдо в точке 45-39 N / 141-54 E.

 

Суда, потопленные у побережья Камчатки:

«Касато Мару» (Kasado Mary, 1900 г.. англ. Potosi, б. русский Казань, поднят японцами в 1905 г. в Порт-Артуре, 6003 брт) 9 августа повреждено 2 самолётами  МБР-2 2-го ОМАП ПВ и 10 августа затоплено командой.

«Рюхо Мару № 2» (Riuko Mary № 2, 2230 брт) 10 августа затоплено командой ввиду угрозы захвата.

 

Суда и корабли, потопленные и повреждённые подводными лодками.

В боевых действиях приняли участие 28 подводных лодок, они имели 13 контактов с противником и выполнили 7 атак -  6 торпедных и 1 артиллерийская.  Было потоплено 2 транспорта, мотобот и повреждена вспомогательная канонерская лодка. Погибла 1 лодка «Л-19».

21 августа «Щ-126» (капитан-лейтенант В.А. Морозов) на позиции № 5 артиллерией потопила мотобот.

22 августа «Л-12» (капитан-лейтенант П.З. Щелганцев) у порта Румои потопила кабельное судно «Огасавара Мару» (1403 брт), погиб 641 человек.

22 августа «Л-19» (капитан 3 ранга А.С.Кононенко) потопил в Японском море транспорт «Тайто Мару» (Taito Mary, 887 брт), погиб 667 человек.

22 августа «Л-19» (капитан 3 ранга А.С.Кононенко) в Японском море повредил вспомогательную канонерскую лодку «Синко Мару № 2» (Shinko Mary № 2, 2577 брт, вооружена: 3 – 120 мм орудия, 25 мм зенитные автоматы), погибло 400 человек.

В ряде источников утверждается, что 22 августа «Л-19» потопила артиллерийским огнём судно «Дайто Мару № 49».  Однако, ни такого судна, ни данного факта не было.  Появление  мифического судна «Дайто Мару № 49» было следствием неточного приёма второго донесения с судна «Тайто Мару», которое в этот момент уничтожалось артиллерийским огнём с ПЛ «Л-19».

Кроме того «Л-19» в советской литературе приписывалось потопление 23 августа СКР «№ 75», который у северных берегов Хоккайдо пропал без вести (а по другим данным, подорвался на американской мине).

 

Значимые трофеи в корейских портах.

 

Кроме того целый ряд японских транспортов был захвачен. В том числе, в порту Одецине 19 августа судно «Киндзан Мару № 6» (873 брт), в Отомари (о. Сахалин) 19 августа судно «Коцу Мару» (1541 брт), которое находилось в повреждённом состоянии после атак американской авиации 14 июля 1945 г. на Отару, в Гензане захватили 4 судна - «Ходзё Мару» (873 брт), «Кайсин Мару № 12» (873 брт), небольшой бункеровочный танкер, приписанный к военно-морской базе Гензан  и бывшее английское судно «Margaret» (248 брт), которое в составе японского торгового флота предположительно носило название «Сэйран Мару» - в советских источниках название этого судна записано как «Сын Лан». Так же в Гензане захватили 6 небольших кораблей японского флота: патрульный корабль «Pba-192», 2 вспомогательных тральщика «Тайан Мару» (Taian/Daian Maru), «Тайхэй Мару № 3 Го» (Taihei Maru №3), 2 вспомогательных морских охотника за подводными лодками «Бёрицу Мару» (Byōritsu Maru), «Хатисэн Мару» (Hassen Maru), дозорный корабль «Корё Мару № 11» (Kōryō Maru №11).

 

Результативность действий  1-й бригады торпедных катеров ТОФ в войне с Японией.

 

1-я бригада торпедных катеров - командир капитан 2 ранга Кухта Николай Фомич, начальник штаба бригады капитан 3 ранга Пантелеев Лев Николаевич, 1-й дивизион - командир капитан 3-го ранга Казачинский Константин Васильевич (19 катеров типа “Г-5”), 2-й дивизион  - командир капитан-лейтенант Малик Михаил Григорьевич (18 катеров типа “Воспер”), 3-й дивизион – командир капитан 3-го ранга Кострицкий Сергей Петрович (16 катеров типа “Воспер”).

2 дивизион ТКА капитан-лейтенанта М.Малика за время войны с Японией совершил 18 боевых выходов, как для атак транспортов, так и для участия в десантных операциях в портах Юки, Расин и Сейсин.

Всего с 10 по 15 августа 1945 г. 20 торпедных катеров ТОФ израсходовали 37 торпед.

По заявлению экипажей на счету катеров было полтора десятка потопленных судов противника. В сентябрьской публикации «Героическая победа» в журнале «Морской сборник» за 1981 г. писали «…группа ворвалась в порт Сейсин и уничтожила семь транспортов врага.» В книге «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота»  изданной в  1988 г. уже была сделана корректировка, там сообщалось о потоплении торпедными катерами в Расине 4 транспортов и повреждении 7 транспортов в Сейсине. И если в Расине по итогам обследования порта АСС ТОФ они торпедировали 6 судов, то данные о количестве побед в Сейсине явно завышены.

Достоверные успехи советских ТКА в войне с Японией были следующими:

9 августа на подходах к Расину была потоплена корейская шхуна.

10 августа  в Сейсине были потоплены транспорты «Тайсюн Мару» (2857 брт)

10 августа в Расине были потоплены «Дайко Мару» (6859 брт), «Кайдзюн Го» (1677 брт).

11 августа в Расине были потоплены транспорты «Кари Го» (3111 брт), «Эдамицу Мару» (6872 брт) и «Энпо Мару» (6873 брт). До этого, эти суда были повреждены советской авиацией и покинуты своими командами.

11 августа в Расине было торпедировано выбросившееся на берег судно «Тэнсё Мару» (3035 брт). До этого, это судно было повреждено советской авиацией и покинуто своей командой.

13 августа юго-западнее Сейсина было торпедировано выбросившееся на берег судно «Ходзугава Мару» (875 брт). До этого, это судно было повреждено советской авиацией и покинуто своей командой.

 

Устранение минной опасности у побережья Северной Кореи.

 

После завершения боевых действий советский флот приложил значительные усилия для устранения минной опасности у корейских берегов от американских мин.

Советская послевоенная позиция по этому вопросу звучала примерно так как ее озвучил полковник в отставке М.Реутов на страницах журнала «Морской сборник» в августе 1985 г.: «На сегодняшней встрече нелишне, мне кажется, упомянуть о том, как американское командование вместо содействия нашему фоту непосредственно перед началом боевых действий советских войск приказало произвести постановку минных заграждений в нашей зоне действия, в частности на подходах к Расину. Советское командование срочно запросило у американцев координаты и данные о характере выставленных ими минных заграждений. Однако морское министерство США этого не сделало, сославшись на то, что мины поставлены не флотом, а армейской авиацией. Позднее я узнал: в период с 12 июля по 11 августа самолеты Соединенных Штатов поставили у портов Гёнзан, Сейсин и Расин 780 неконтактных мин с индукционными, индукционно-гидродинамическими и акустическими взрывателями. Только на внешнем рейде и на подходах к порту Расин было сброшено 420 мин. На них подорвались тральщик ТЩ-279 и транспорт «Сучан», на котором я шел с десантниками в Расин. На ТЩ-279 погибли двое матросов, а 27 получили ранения. Из-за минной угрозы командование Тихоокеанского флота отказалось от использования Расина в качестве маневренной базы ...»

Согласно официальным данным в период 12 июля – 11 августа 1945 года самолеты-бомбардировщики 20-го авиакорпуса ВВС США поставили у портов на восточном побережье Кореи 1135 мин.

Это было сделано в рамках пятого заключительного этапа операции «Голод» начатой 1 апреля 1945 г. Во время нее самолетами В-29 планировалось поставить 13090 мин у портов Японии и на морских путях в метрополию для прекращения морского снабжения страны. Последняя минная поставка из 95 мин авиаторами в проливе Симоносеки, регионе НанаоФусики и Хамаде была проведена 15 августа. Тем самым «Летающие крепости» завершили сброс в имперские воды 12 135 мин. В тот день на минах затонули «Микасасан Мару», «Йоджо Мару» и «Касима Мару», ставшие последними жертвами операции «Голод». Понеся незначительные потери - 15 самолетов В-29, 21-е авиационное подразделение потопило или повредило 606 судов общим тоннажем 1 251 256 тонн. Еще 64 потопленных или поврежденных судна имели примерный тоннаж 147 900 тонн.

В ходе пятого этапа операции «Голод» американские «Летающие крепости» продолжали минирование пролива Симоносеки и водного пространства вокруг Хонсю и Кюсю. Кроме того, они выполнили ряд вылетов к побережью Кореи, заминировав Пусан, Масан, Вонсан, Хунгнам и Чхонджин. Минирование корейских портов осуществлялось с Иво-Джима. На пятом этапе были использованы 3746 мин всех типов. 24 июля в районе Кюсю на этих минах подорвался эскортный авианосец «Кайе», 28 июля он так же был тяжело поврежден английской палубной авиацией.

Из 1135 мин поставленных на восточном побережье Кореи, у берегов Южной Кореи поставлено 355 мин, в том числе у порта Рейсуй ( ныне Йосу) - 52 мины, Масан – 68 мин, Фузан (ныне Пусан) – 197 мин, в бухте Гейдзицу-ван – 38 мин. У берегов Северной Кореи 780 мин, в том числе на внешнем рейде и на подходах к порту Расин (ныне Наджин) - 420 мин, Сейсин (ныне Чхонджин) – 208 мин, Конан (ныне Сейкосин) – 19 мин, Гензан (ныне Вонсан) – 133 мины.

Показательно, что мины в акваторию Гензана американские летчики сбросили 11 августа 1945 года, когда Тихоокеанский флот высаживал десанты в базы и порты Северной Кореи. Это можно объяснить, только просчетом нашей дипломатии, которая не обеспечила интересов флота при заключении в Ялте соглашения о вступлении СССР в войну и допустила образование разрыва между зонами сухопутных войск и флота.

В связи с этим хочется отметить несостоятельность распространенного утверждения о том, что своими минными постановками американцы преднамеренно старались создать затруднения действиям ТОФ.

Во-первых до установления разграничительной линии между районами действий сил СССР и США (т.е. до 26.07.1945 г.) они имели право рассматривать в качестве района своих боевых действий весь Тихий океан за исключением советских территориальных вод.

Во-вторых после доведения двухстороннего соглашения (до советского ТОФ оно было доведено лишь 5 августа) постановки в советской зоне прекратились, но еще некоторое время продолжались у портов советской оккупационной зоны, но не в зоне морских действий ТОФ (например у Гензана).

В-третьих американцы предоставили данные о своих постановках после нашего запроса – 16 августа, хотя и не в полном объеме. А вот почему мы начали высаживать десанты в Корее не поинтересовавшись минной обстановкой у своего союзника нужно адресовать не американцам.

Американская авиация ставила мины Мк25 и Мк36 с комбинированными  индукционными взрывателями (М-9 и М-11), акустическими (А-3 и А-5) и индуционно-гидродинамическими (А-6). Самоликвидация мин должна была произойти через 140-200 суток после постановки.

Только у Расина на американских минах подорвались 6 японских судов: 15 июля «Сорати-Мару» (4107 брт) получило лёгкие повреждения, 22 июля «Тёё-Мару» (2225 брт) получило тяжёлые повреждения - пробоина 10 квадратных метров, 3 августа получило повреждения «Синэй-Мару № 3» (Shinei Maru № 3 (第三神影丸), 2220 брт), 4 августа «Тэнсё-Мару» (3035 брт) получило лёгкие повреждения, 7 августа подорвалось на мине «Авакава-Мару» (6925 брт) но каких либо повреждений у судна констатировано не было.

Были потери японцев и у других портов, 9 августа у Сейсина подорвался и получил повреждения средней тяжести транспорт – железнодорожный паром «Цусима Мару» (3516 брт), отбуксировали в порт. 24 июля у Гензана на мине подорвался и затонул транспорт «Койти Мару» (873 брт), 14 августа севернее порта Гензан в результате подрыва на мине затонул транспорт «Микасасан Мару» (865 брт), а 15 августа у Гензана на мине подорвался сторожевик «Кандзю», его взял на буксир СКР «Хотака» и повел в Японию, но перехватив ложную информацию о приближении советской эскадры, его затопили, сняв экипаж.

Тем не менее, в начале войны с милитаристской Японией считалось, что участки подхода к корейским портам заминированы японцами. Первые скупые сведения о выставленных американской авиацией минных заграждениях у северокорейских портов удалось получить только 16 августа.

Советское командование запросило данные о характере выставленных заграждений и их координаты. На это морское министерство США сообщило, что были выставлены мины Мк25 и Мк36 с комбинированными неконтактными взрывателями. Других данных оно не предоставило, сославшись на то, что постановки производились армейской авиацией. Так, когда о характере и районах минных постановок запросили военно-морского атташе США во Владивостоке Рулларда, он ответил: «Координаты минных постановок неизвестны, так как постановки производились армейской авиацией» На наш запрос о способах борьбы с их минами, снабженными гидроакустическими взрывателями, американцы также ответили отказом, мотивируя его незнанием проблемы в деталях. Как сообщило Морское министерство США, средств борьбы с минами, которые имели комбинированные взрыватели, не имелось.

Лейтенант-коммандер (Lt Cdr) Арнольд Лотта непосредственный участник тех событий в своей книге «Самое опасное море. Минная война в годы Второй мировойизданной в 1959 г., писал: «У советских моряков также имелись проблемы с минными полями у побережья Маньчжурии. Предполагали, что они вели траление мин у берегов оккупированной Кореи, но информация об этих операциях  отсутствует. Известно, что советские представители интересовались методом траления американских мин нажимного действия, на что адмирал Шарп заявил, что сам хотел бы это знать. Ответ адмирала был искренним, хотя ему, без сомнения, не поверили. Самый лучший способ траления американских мин нажимного действия — не трогать их и уйти. Желательно подальше.»

Более подробные сведения о выставленных минных заграждениях удалось получить от американского командования только 21 августа, когда все побережье Северной Кореи было занято советскими войсками.

№ ОУ-6/153 от 21.08.1945 г.: «Начальнику штаба ТОФ

По сообщению американцев Москве:

1. Авиация США заминировала следующие районы магнитными, акустическими минами и минами замыкателями давления и магнитными замыкателями, срок действия которых 12 января 1946 г. Мины не оборудованы приборами кратности. Район (а)…»

Американская сторона в самом конце войны еще несколько раз давала дополнительные сведения о своих минных постановках с воздуха. 21 августа начальник штаба ТОФ сообщал: «Дополнительно № МУ-322 сообщаю данные, полученные от американцев по минам, выставленным в портах Сейсин-Расин: магнитные мины имеют приборы кратности до 5 импульсов.

При тралении магнитных мин тральщиками УМС тралом типа М  марки — 6 (американское обозначение М 5/а/ М 5 /а/):

Сила тока в трале 2700 ампер в течение 5,5 секунды и пауза 9,5 секунды. Ширина протраленной полосы 110 ярдов на глубинах более 10 сажень, скорость траления 6 узлов. В начале траления рекомендуется на первом галсе давать ток в трал 320 ампер, затем 1200 и 2700 ампер.»

22 августа № ОУ-6/155 от 22.08.1945 г.: «Начальнику штаба ТОФ

Дополнение моему № ОУ-6/153

Американцы в Москве сообщили дополнительно минировании следующих районов: район Гензан — южнее Ш=39°25 и западнее Д=127°40 до Корейского побережья.

Район Хенан — севернее Ш=39°38 и западнее Д=127°50 до Корейского побережья.

Район Гейдзицу-Ван — между Ш=35°50 и Ш=36°15.

Район Фузан — между Корейским побережьем и Ш=34°55 и между Д=128°55 и Д=129°15.

Район Масан — между Корейским побережьем и Ш=34°50 и между Д=128°10 и Д=129°00.

Район Рейсуй — между Ш=34°34 и Ш=34°54 и между Д=127°38 и Д=127°58.

Кроме того, морское министерство извещает, что все имеющие какое-либо значение подходы к портам на западном побережье Хонсю, южнее Ш=40°00 заминированы магнитными, акустическими минами с замыкателями давления и магнитными замыкателями. Как полагают, эти мины не опасны для надводных кораблей на глубинах 30 морских сажень.

Американские мины не ставились в районах Восточного и Западного побережья о. Сахалин, пр. Лаперуза, в районе Западного побережья Хоккайдо, восточном и западном районах Курильских островах.»

В результате обобщенных данных получалась логичная картина действий американцев по минированию и неприятная для нас: американские мины были везде, где действовал или должен был действовать советский флот. Зато морских мин союзников не было там, где хотя бы временно пребывали американские корабли и где была зона американской оккупации.

При этом американцы передавали данные о минных поставках очень неохотно. Так 25 сентября 1945 г. для флотского руководства пришел ответ от МИД СССР об отказе американской стороны предоставить данные о минных заграждениях в Цусимском проливе: «По поручению тов. Вышинского сообщаю для Вашего сведения следующее:

Как сообщает из Владивостока дипломатический агент, находящийся там представитель морского отдела американской Военной миссии Руллард, к которому обратились за получением необходимых данных относительно того, где могут пройти наши суда в Цусимском проливе, чтобы не наткнуться на американские мины, отказался показать карты, заявив при этом, что пролив весь минирован.»

 

Американские мины являлись основной причиной потерь ТОФ время боевых действий с Японией. 

12 августа у Расина на минах повреждены два ТКА типа «А-1» «ТК-567» и «ТК-568» (погибло 4 и ранено 5 человек).

14 августа у Расина на мине подорвался и был поврежден тральщик «Т-279 (погибло 2 и ранено 27 человек).

15 августа подорвались на минах у Сейсина тральщик «Т-280», у Расина транспорты «Сучан», «Камчатнефть» и танкер «№ 1».

16 августа у Расина погиб на мине торпедный катер «ТК-565» (погибло 4 и ранено 10 человек), там же подорвались и получили повреждения СКА типа МО-4 – (по одним данным «МО-8» по другим «ПК-42»), и тральщик «Т-281», вторично транспорт «Сучан», у Сейсина подорвались и повреждены транспорты «Ногин» и «Дальстрой».

19 августа у Сейсина на мине подорвался и погиб трофейный моторный катер используемый гидрографической службой (1 член экипажа погиб и 1 ранен).

23 августа у Гензана подорвался тральщик «Т-277» (ранено 12 человек).

26 августа в третий раз подорвался транспорт «Сучан» у Расина.

 

Для борьбы с минной опасностью по указанию Военного совета флота от 15 августа был создан сводный отряд траления  под командованием капитана 1-го ранга А.Г. Капанадзе, в его состав вошли - пять тральщиков, два типа АМ «Т-272» (ст.л. Г.С.Иохвид), «Т-276» (ст.л. Г.П.Гузок), и три переоборудованные из траулеров «Т-15» («Патрокл»), «Т-93» (сейнер № 13), «Т-94» (сейнер № 14), 3 катера-тральщика «КТ-73», «КТ-81», «КТ-82», два сетевых заградителя «Зея» и «Бурея», электромагнитная баржа (трал-баржа) и самоходная станция размагничивания «СБР-36».

При этом в состав отряда траления были включены находившиеся в Расине тральщики типа “АМ” «Т-276» (ст.л. Г.П.Гузок), «Т-281» (ст.л. В.Г.Астахов).

17 августа из бухты Витязь в Расин перешел отряд траления в составе 5 тральщиков «Т-272»,  «Т-276», «Т-15», «Т-93», «Т-94», два сетевых заградителя «Зея» и «Бурея», электромагнитная баржа (трал-баржа) и самоходная станция размагничивания «СБР-36».

18-22 августа отряд из тральщиков типа “АМ” «Т-272», «Т-275», «Т-276» и «Т-281» из 2-й бригады траления производил траление гавани порта Расин. В этом же участвовали тральщики «Т-15», «Т-93», «Т-94», катера-тральщика «КТ-73», «КТ-81», «КТ-82», к 21 августа количество катеров тральщиков увеличилось на три за счет перешедших из порта Юки где пять из них проводили контрольное траление.

Окончательно очистили порт Расин только к 29 августа 1945 г. Здесь в период с 19 по 30 августа здесь было вытралено и уничтожено 65 мин, по другим данным уничтожено 116 неконтактных мин.

Специально для разминирования привлекался старейший корабль ТОФ «Красный Вымпел» (бывшая паровая яхта «Адмирал Завойко»), который с 1944 г. был переоборудован и использовался в испытаниях в качестве контрольной гидроакустической станции. Для разминирования побережья на корабле сформировали десантную группу минеров под командованием заместителя командира корабля по политической части старшего лейтенанта И.Н. Дрогина, начинавшего свою офицерскую службу на тральщиках Черноморского флота («Чека», «Подсекатель», «Щит» и др.). Кроме того, на «Красный вымпел» были присланы два офицера-минера из минно-торпедного отдела флота: инженер-капитан Бобковский (в прошлом доцент ДВПИ) и инженер-капитан Сурин. Перед входом в Расин используя ГАС проложили безопасный маршрут. По приходу в порт Расин командир СКР «Красный вымпел» Баранов дал гарантию старшему морскому начальнику капитану 1 ранга Полтавскому в том, что и по проложенному СКР маршруту могут спокойно идти корабли и транспорты. Первым по нему прошел транспорт «Сучан». За ним прошли и другие корабли Тихоокеанского флота.

 

В Сейсине 16 августа два тральщика «Т-335» и «Т-336» 2-й бригады траления под командой капитана 3 ранга Пивень, вооруженные специальными тралами, уничтожили за день 23 американские авиационные мины. Эти два корабля тралили здесь до 20 августа и уничтожили еще 9 мин. Правда в историческом журнале дается иное количество уничтоженных мин  группой тральщиков «Т-335» и «Т-336» (командир группы - капитан 3 ранга Пивень) в 45 мин.

19 августа сводный отряд приступил к тралению гавани порта Сейсин.

21 августа сразу после занятия порта Гензан начальник штаба флота информировал: «Район Канко ограничен от параллели 39°38 к северу и к западу от меридиана 127°50. Район Гензана ограничен к югу от параллели 39°25 и к западу от меридиана 127°40. Указанные районы считать опасными от мин. Организуйте траление фарватеров с обязательным обвехованием.

Учтите свои курсы при подходе к Гензану. Протраленный фарватер обвехуйте; точку встречи подходящих кораблей и транспортов донесите. Примите все меры к недопущению подрыва наших кораблей на минах. Потребуйте от командира базы Гензан карты, кальки и лоции.»

22-23 августа «Т-277» и «Т-282» выполняют траление гавани порта Гензан. При этом на мине подорвался «Т-277». В историческом журнале отмечены результаты траления в Гензане – на счету «Т-277» 2 неконтактные мины, у «Т-282» – 12.

24 августа вместо поставленного в ремонт «Т-277» в помощь «Т-282» для ведения траления порта Гензан были выделены «Т-335» (ст.л. Черкасов А.П.) и «Т-336» (к-л. И.Д.Данилкин). «Т-282» работал там до 17 сентября, примерно в это же время порт покинули и «Т-335», «Т-336».

В Гензане с 1 октября по 11 ноября работал «Т-332», в конце ноября он опять вышел в Корею вместе с «Т-281» с задачей траления портов Расин и Сейсин. В декабре 1945 г. они активно там работали.

В районе порта Гензан так же работал «Красный вымпел». На подходе к нему на остров Месами с него высадили десант минеров. Необходимо было обнаружить американские мины и обычные японские контактные морские мины. Одна из американских мин весом около тонны была обнаружена и обезврежена на острове 8-ю моряками и инженером Петриком под командованием инженер-капитана Бобковского. За проявленные действия во время боевых операций у берегов Кореи более двух десятков человек из 57 человек экипажа «Красный вымпел» были удостоены наград орденами и медалями.

 

В водах Северной Кореи вначале производилось траление, а в акваториях портов работали водолазы. Обнаруженные ими донные мины доставлялись на берег и разоружались группой офицеров минно-торпедной испытательной партии ТОФа. Для разоружения и изучения американских неконтактных мин в портах Северной Кореи работала 102-я Минно-испытательная партия, в том числе: начальник МИП инженер-капитан 3 ранга Лапковский Ю.А., начальник группы спецтехники инженер-капитан Кондратьев Л.И., начальник команды по разоружению капитан Полтавца Я.Ф., старший инженер-электрик техник-лейтенант Тимофеев Е.П., старший инженер-электрик инженер-капитан Бабковский С.А. Все вышеупомянутые офицеры были награждены орденами за разоружение мин в портах Кореи.

Но неконтактное траление оказалось недостаточно эффективным, так как американские мины имели не только комбинированные взрыватели, но и схемную противотральную защиту, а также приборы срочности и кратности. В связи с этим приняли решение о выполнении глубинного бомбометания в гаванях, на рейдах и на наиболее важных фарватерах, подобно тому, как это делали в Новороссийске в 1943 г.

Еще 14 августа старший морской начальник порта Расин капитан 1 ранга Е.Е. Полтавский после второго подрыва тральщика «Т-279» решил принять меры для борьбы с минной опасностью,  ограничиваясь своими силами и возможностями. Было решено провести бомбометание глубинными бомбами предполагаемого фарватера в бухте Расина. Для выполнения задачи были выделены первоначально шесть торпедных катеров, затем еще два катера, из состава 2 - го дивизиона под командованием капитана 3 ранга М.Г. Малика. Каждый  катер принял по четыре глубинных бомбы типа «Б-1», а всего было принято 32 бомбы. В 20 час. 30 мин  катера начали бомбометание на скорости хода 28 узлов, которое закончили через 10 минут, уничтожив четыре мины. Вслед за ними вышли еще четыре торпедных катера  из состава 1-го дивизиона под командованием старшего лейтенанта Семенова. К 21 часу они сбросили 16 бомб, взорвав также 4 мины. Но в отчете старшего морского начальника порта Расин капитана 1 ранга Е.Е. Полтавского отмечается что 14 августа торпедные катера отряда типа “Воспер” для устранения минной опасности на фарватере провели бомбометание, сбросив 132 большие глубинные бомбы, от которых взорвалось 8 мин.

Подобные бомбометания применялись и дальше. Так 16 августа в Расине для проверки сведений японского капитана с 17 часов до 21 часа 8 торпедных катеров сбросили 32 глубинные бомбы на указанном им фарватере, в результате произошла детонация 9 мин. Это свидетельствовало о недостоверности данных японского капитана.

Глубинным бомбометанием, продолжавшимся до конца 1945 г., обработали площадь в 16 квадратных миль, использовав около 32 тыс. глубинных бомб и трофейных авиабомб с подрывными патронами. В результате были уничтожены 180 донных мин.

 

Не смотря на активную борьбу с минной опасностью, флот не мог прекращать своей деятельности из-за минной угрозы. Поэтому потери от подрывов, к сожалению были. Сколько их было сложно сказать, открытых данных пока нет. Вот что известно.

19 сентября 1945 г. в заливе Юнг-Хинг (Корея) у Гензана подорвался на мине и затонул на глубине 14 метров катер тральщик «КТ-81» (бывший сейнер «Лахтак», мобилизованный в состав ТОФ в 1941 г.). В экипаже были погибшие - старшина 1 статьи Уфимцев Андрей Степанович (1915 г.), Букатто Леонид Антонович (1912 г.), Просолов Иван Герасимович (1908 г.), Комисов Анатолий Александрович (1914 г.), Стукалин Петр Васильевич (1915 г.), старшина 2 статьи радист Семенов Анатолий Георгиевич (1919 г.), Вовченко Александр Иванович (1910 г.), краснофлотец Яценко Владимир Филиппович (1926 г., с «КТ-87»), Шабров Александр Михайлович (1924 г.), Рябченко Александр Петрович (1927 г.), Момотов Иван Иванович (1913 г.), Захаров Леонид Александрович (1927 г.), Такасиенко Федор Спиридонович (1913 г.), Маминов Егор Константинович (1926 г.), Гусев Николай Иванович (1905 г.), минер Евтушенко Александр Макарович (1910 г.), Романец Петр Семенович (1924 г.).

4 ноября 1945 г. в порту Гензан при выбирании якоря под днищем судна «Партизан»  взорвалась мина, вызвавшая взрыв котлов, находившихся под парами. В результате этого  гидрографическое судно «Партизан» затонуло на небольшой глубине; мачты и часть надстроек остались над водой.

Виктор Михайлович Музычук бывший тогда юнгой на ГИСУ «Партизан» вспоминал: «Мы подорвались в 11.30 утра. Я стоял на верхнем мостике. Было уже прохладно, и боцман дал мне телогрейку. Взрывом меня выбросило за борт. Когда я вынырнул и огляделся, то от угля все вокруг было черным. Телогрейка и штаны намокли и тянули меня ко дну, я их сбросил и остался в одних кальсонах… А вокруг барахтались люди, цепляясь за все, что могло бы продержаться на воде. Мимо меня проплывала бочка, я попытался ее ухватить, но она была пустая и вертелась на воде, зацепиться за нее никак не получалось. Но потом все-таки мне удалось сделать это…»

Сразу погибли 18 человек, получили ранения 40 членов экипажа, в том числе начальник Геодезического отряда капитан 3 ранга А.Д. Козлов, командир судна капитан-лейтенант Е.П. Веревкин; старший помощник командира судна лейтенант В.С. Семенов был контужен. Из тяжелораненых пятеро впоследствии умерли, доведя общее число погибших до 23. В память о погибших гидрографах в Гензане установлен памятник. На нем увековечены имена только 20 погибших - инженер-лейтенант БЧ-5  Баранов Сергей Алексеевич (1920 г.), мичман Бондарь Иван Иванович (1912 г.), главный старшина  Кузнецов Михаил Степанович (1914 г.), Мурашков Трофим Иванович (1915 г.), старшина 2-й статьи Дегтярев Павел Захарович (1920 г.), Кузовчиков Михаил Петрович (1918 г.), Лаврентьев Александр Панфилович (1919 г.), Степанов Александр Николаевич (1922 г.),  Губкин Михаил Петрович (1914 г.),  Линюшин Петр Григорьевич (1912 г.), Муратов Иван Александрович (1912 г.), Рыжков Сергей Павлович (1920 г.), Хаматгалеев Абдул Ашмарович (1915 г.),  краснофлотец Андреев Анатолий Иванович (1922 г.), Абашев Газимузян Абашевич (1919 г.),  Аксенов Иван Григорьевич (1927 г.), Кузовлев Федор Павлович (1927 г.), Кондратьев Михаил Александрович (1910 г.), Путлин Алексей Сергеевич (1924 г.), Сысуев Константин Алек (1920 г.). Двадцать первый - старший краснофлотец Бараков Иван Денисович (1921 г.). Двадцать вторым был инженер-геодезист Я.В. Быков, а вот последнего пока не знаю.

Так же осенью 1945 г. на подходе к Гензану, при обследовании прилежащей акватории, подорвался гидрографический катер «ГОК-22» — погиб лейтенант М.С. Коротков.

В публикации капитана 3 ранга В.Торба  «Послевоенное боевое траление на Тихоокеанском флоте» опубликованном в 9 номере журнала «Морской сборник» за 1989 г. он писал: «После войны в зоне ответственности Тихоокеанского флота на донных минах подорвалась три судна – пароходы «Караганда», «Полина Осипенко» и танкер «Иосиф Сталин». Произошло это в сентябре-октябре 1945 г. в заливе Вонсан из-за нарушения капитанами этих судов режима плавания.» Подтверждения этой информации пока не нашел.

В 1945-1946 гг. тральщики Тихоокеанского флота очистили полосу прибрежных вод Северной Кореи от американских донных мин.

Тральщиками флота для обеспечения судоходства у корейских берегов пришлось пройти с тралами 16769 миль, а с учетом бомбометания – 26500 миль, сбросить 21372 глубинные бомбы. 

Количество уничтоженных мин и способы их обезвреживания у берегов Северной Кореи.

Район

 Расин (Наджин)  

 Сейсин (Чхонджин) 

 Конан (Сейкосин)

 Гензан (Вонсан)

Поставлено

 420

 208

 19

 139

Уничтожено

 184

 90

 4

 138

Из них:

Глубинными бомбами

Электромагнитными тралами

Взорвались от хода кораблей

Обнаружены на берегу

Самовзрывались

 

63

31

22

68

--

 

34

40

8

7

1

 

3

--

--

--

--

 

93

22

10

8

5

 

 

 

 

 

Деятельность аварийно-спасательной службы ТОФ после войны.

 

Подразделения аварийно-спасательной службы ТОФ наряду с другими подразделениями флота участвовали в войне с Японией. Специально выделенные аварийно-спасательные группы от 72-го, 73-го и 74-го аварийно-спасательных отрядов следовали за соединениями Тихоокеанского флота, и на месте оказывали помощь кораблям и судам, получившим повреждения. Их работа проходила реально в боевых условиях, так при заделке повреждений подорвавшегося в Расине на мине танкера «№ 1», водолазы работали при взрывах глубинных бомб, детонировавших на расстоянии 700—900 м от места работ, к счастью  последствий, за исключением лёгких контузий водолазов, зафиксировано не было.

 

По завершении советско-японской войны аварийно-спасательная служба ТОФ нашла и поставила на учет по меньшей мере 37 японских судов затонувших на мелководье или севших на мель. Самым маленьким среди этих судов был углеперегружатель водоизмещением 100 тонн найденный в порту Эсутору, а самыми большими были 4 судна типа 2А (от 6859 до 6873 брт), погибших на подходе и в самом порту Расин.

Однако не все из этих 37 обнаруженных судов относились к советско-японской войне. Часть судов погибла или потерпела аварию еще до ее начала. Так в порту Маока было обнаружено затонувшее на мелководье судно «Сэйдзан Мару» (2018 брт), которое было торпедировано американской субмариной 14 июня 1945 г., а примерно в 12 милях юго-западнее Расина (в точке 42-03 N / 130-05) с 30 июля 1945 г. находилось на мели судно «Мацуура Мару» (3185 брт), которое после начала войны было покинуто командой. Эти суда не были жертвами советско-японской войны, однако они стали советскими трофеями.

Из-за потопления авиацией и торпедными катерами большого числа японских судов перед АСС ТОФ встала необходимость выполнения существенного объема судоподъемных работ в портах Северной Кореи.

После окончания боевых действий с Японией постановлением Совета народных комиссаров СССР от 27.10.1945 г. № 2764-782с был утвержден план судоподъема на IV квартал, предусматривавший подъем 4 единиц общим водоизмещением 17.565 т. Остальные судоподъемные операции выполнялись по заявкам заказчиков или согласно отдельным приказаниям командования Тихоокеанского флота.

Так что основное место в деятельности АСС ТОФ в этот период занимали неплановые операции. Всего за 1945 г. аварийно-спасательные отряды по плановым и неплановым операциям, не считая судов водоизмещением менее 50 т (10 единиц общим водоизмещением 179 т), подняли 26 единиц общим водоизмещением 35.794 т, сняли с мели, камней, берега и т. д. 16 судов общим водоизмещением 25.362 т. Итого - 42 единицы общим водоизмещением 61.156 т.

Наиболее характерными операциями, проведенными в 1945 г., выступили:

- Подъем трофейных судов в порту Юки путем придания им дополнительной плавучести за счет установки деревянных коффердамов из щитов над фальшбортами и затем осушения объемов, образованных коффердамами и пропусками судов.

- Подъем крупного трофейного транспорта (объекта № 6) в порту Расин с заделкой больших торпедных пробоин общей площадью 9086 кв. м.

В порту Юки аварийно-спасательной службой ТОФ было обнаружено пять объектов:

Название

Водоизмещение

Пароход (объект № 1)

3000

Пароход (объект № 2)

2000

Пароход (объект № 3)

2200

Пароход (объект № 18)

3100

Танкер

2000

Это были транспорты «Хэйю Мару» (Heiyu Maru, 973 брт), «Рюва Мару» (Ryuwa Maru, 1244 брт), «Титибу Мару» (Chichibu Maru, 884 брт), «Тика Мару» (Chika Maru, 1146 брт) и танкер «Хорай Мару № 14» (Horai Maru №14, 834 брт).

Все суда в порту Юки были подняты АСС ТОФ в период с 18 по 28 сентября 1945 года.

15 сентября 1945 г. в порт Расин прибыли три водолазных бота и водолазный рейдовый бот «ВРД-114». На их базе 16 ноября 1945 г. был сформирован 173-й аварийно-спасательный отряд (АСО) в г. Сейсин Южного морского оборонительного района ТОФ.

В порту Расин спасатели застали такую картину:

1.  «Кари Го» (Kari Go, 3111 брт). Судно лежит на борту.

2.  «Эдамицу Мару» (Edamitsu Maru, 6872 брт). Палуба судна находится над водой.

3.  «Энпо Мару» (Enpo Maru, 6873 брт). Палуба судна находится над водой.

4.  «Ракудзан Мару» (Rakuzan Maru, 2104 брт). Судно лежит на борту. Объект № 8.

5.  «Икуцу Мару» (Ikutsu Maru, 1398 брт). Палуба судна находится под водой. Объект № 10.

6.  Кайдзюн-Го (Kaijun Go, 1677 брт). Палуба судна находится под водой.

7.  «Эримо Мару» (Erimo Maru, 6891 брт). Палуба судна находится под водой.

8.  «Тэнсё Мару» (Tensho Maru, 3035 брт). Палуба судна находится над водой. Объект № 11.

9.  «Мельбурн Мару» (Melbourn Maru, 5423 брт). Палуба судна находится над водой. Объект № 12.

10.  «Унсю Мару» (Unshu Maru, 153 брт). Палуба судна находится под водой.

11.  «Тёё Мару» (Tyoyo Maru, 2225 брт). Палуба судна находится под водой.

Двенадцатое судно «Дайко Мару» (Daiko Maru, 6859 брт) затонуло в 1-2 милях от входа в порт.

 

В городе Гензан была дислоцирована 84-я аварийно-спасательная группа (АСГ). Основное внимание АСС было направлено на несение аварийно-спасательной службы на флоте, спасение судов гражданских наркоматов и частично на судоподъемные работы в портах Северной Кореи: Юки, Расин, Сейсин и Гензан, которыми занимались 173-й АСО и 84-я АСГ во втором полугодии 1945 г.

Результатом проделанной работы АСС ТОФ большая часть судов была поднята, и часть получила вторую жизнь в составе нашего флота.

 

Литература.

·         Самая значительная часть о фактических сведениях была взята из материалов Кибардина Г.А. размещенных им на страницах «Цусимские форумы». Без этой информации работа была бы блеклой и обычной.

 

Часть 1. Часть 2.

 

Розин Александр.

На Главную.