На Главную.

 

Розин Александр.

Ганский поход – первый опыт использования ВМФ как инструмента давления.

 

Часть 6. Задержание советских траулеров.

 

Свергнутый президент Ганы Кваме Нкрума с 3 марта 1966 г. жил в Конакри, по предложению президента Гвинеи Секу Туре он был провозглашен вице-президентом. Взявшая власть военная хунта опасалась возможного выступления сторонников свергнутого президента и внимательно отслеживала все происходящее в Гвинейском заливе. Советские рыболовецкие траулеры время от времени заходили в порт Конакри и так как там жил свергнутый президент, то любое их появление у ганских берегов, по мнению хунты, таило в себе  потенциальную угрозу. А тут еще в октябре 1968 г. в Гвинейском заливе появилась рыбопромысловая плавбаза «Ветер» (капитан Николай Иванович Крылов) пришедшая из Севастополя для снабжения траулеров. Бывший в том рейсе дублером капитан-директора Игорь Тюфтерев вспоминает: «… промежуточная цель - Гвинейский залив. Там четыре рыбопромысловых судна ловят акул, и мы для них везем снабжение, продукты, воду. Буфетчица постирает постельное белье, у нас отличная прачечная и большие запасы пресной воды.

   И вот на рассвете показались два наших судна, идем на сближение, ложимся в дрейф, погода благоприятствует нашей стоянке. Договорились, что обо судна ошвартуются к нашей базе, с этой целью поставили надувные кранцы, типа «Иокогама».

   После швартовки судов началось общение экипажей, многие знают друг друга, другие знакомятся по должности, получают письма, корреспонденцию, приветы, посылки и прочее. Грузят снабжение, продукты, начали принимать нашу воду, главное для них - обмен кинофильмами.

   Я тоже встретил своего первого выпускника прошлого года - он 3-й помощник капитана - Осипов В.К. на судне «Холод»….

   В такой же последовательности и с теми же действиями обслужили и другие два судна и двинулись в путь уже под вечер около 18.00, а около 23.00 получили радиограмму. Что три (ошибка автора - два) судна из четырех арестованы в территориальных водах Ганы. Сразу об этом сообщили в Севастополь. Подробности этой истории я узнал только через полгода. И виной всему наш заход к нашим военным и невидимая рука «Янки». Это мое личное мнение.»

Возможно, причастность американцев к этой провокации могла иметь место, хоть и косвенно. Суда, обеспечивающие промысел были здесь частыми гостями, но «Ветер» попал под особый контроль, так как он  в Средиземном море передал на наши боевые корабли  военный груз, принятый на борт в Севастополе. Это не осталось не замеченным американцами, после передачи за кораблем некоторое время следовал американский эсминец. Вполне возможно, что информация о плавбазе транспортировавшей военный груз могла быть сообщена в американское посольство, а оттуда ее могли довести до сведения руководства Ганы. А те, опасаясь заговора и подозревая, что советские суда могли использоваться для транспортировки оружия взяли и захватили в октябре 1968 г. в своих территориальных водах два советских рыболовецких траулера, пришедших туда  в погоне за косяками рыбы с запада.  Тем более что и сами моряки этому косвенно содействовали.

Средний рыболовный траулер морозильный «СРТМ-1243» (тип Маяк, пр.502) из Севастополя которым командовал капитан Борис Черноколов, трижды осуществлял лов в пределах территориальных вод Ганы  30 сентября и 5 октября 1968 г. не имея лицензии. Кроме того моряки траулера неоднократно вступали в контакты с местными жителями. В 3 утра 2 октября три местных рыбака на небольшой лодке подошли  к стоящему на якоре траулеру «СРТМ-1243». Советские моряки приветствовали их и пригласили на борт. На языке жестов наши моряки попросили фрукты и экзотических  животных, в обмен они в виде аванса дали тунца  и уговорились встретиться через два дня. В назначенное время африканцы прибыли с бананами, апельсинами, кокосовыми орехами, сахарной свеклой, одной обезьяной и попугаем. За все они получили восемь акул. Торговлю решили продолжить и шесть дней спустя - 10 октября они доставили еще больше экзотических фруктов, вторую обезьяну и попугая. Тогда же их и заметили ганские военные. Пилот ганских ВВС выполняя учебный полет обнаружил СРТМ. В своем сообщении он радировал в штаб, что траулер явно нарушил 12-мильную зону тервод Ганы и находится на расстоянии в полмили от побережья, около крошечного острова Abukwa. Пилот также наблюдал шесть долбленых лодок, которые принимали  груз с траулера. Когда СРТМ заметил самолет, он резко снялся с якоря и поспешил отойти от берега. Посланные позже на поиск ганские самолеты,  обнаружили четыре советских  траулера в 12-мильной зоне, при этом рядом с одним из траулеров была долбленая лодка с двумя местными жителями, которые сразу отправились к берегу, а когда самолет, снизившись, пытался их рассмотреть, то они скрывали свои лица.

Ганский флот послал корвет «Kromantse» чтобы провести расследование. В 23.30 10 октября  корвет подошел к «СРТМ-1243» и новороссийскому траулеру «Холод» (бортовой 234), которые стояли на якоре в 12-мильной зоне. Другие траулеры были вне территориальных вод. «Kromantse» сигнализировал «СРТМ-1243» и «Холоду» идти в порт Такоради. Вместо этого они, подняв якоря, направились в открытое море. Корвет начал преследование и открыл предупредительный огонь из четырех дюймового орудия, только после 6 выстрелов траулеры остановились и с ганскими моряками на борту направились в порт. Радист «Холода» успел сообщить в Москву о захвате судна. Бывший старший помощник капитана траулера «Холод» Валентин Титков вспоминал: «Несмотря на крайне неприятную ситуацию, экипаж держался мужественно. На первых порах при захвате мы пытались уйти, но нас остановили выстрелы из орудий сторожевого корабля и последовавший за этим десант на резиновых надувных лодках. Всю ночь на судне шел обыск, искали оружие, которого у нас просто не могло быть. Вскоре поступило сообщение из Москвы: нам советовали мужественно держаться и постараться решить конфликт в море.» Но решить конфликт на месте не удалось.

Игорь Тюфтерев вспоминает: «Конечно, нарушение территориальных вод нашими судами было - они вошли в 12 мильную зону, но до нашего подхода они подходили там прямо к берегу, покупали маленьких обезьянок и прочее, и не было никаких проблем. А тут очевидно, что выжидали такого момента, когда они войдут в зону и сразу подскочили «наши торпедные катера», всех моряков избили «нашими прикладами» - вот что значит вооружать негров, арестовали суда и моряков и там они сидели около шести месяцев.»  

В порту Такоради  оба  арестованных советских рыболовных судна оказались рядом. На борт «Холода» прибыли высокие военные чины, которым капитан траулера Валентин Петрович Пархоменко вручил «Морской протест» и потребовал поставить в известность посла СССР.  В ответ военные  с применением силы загнали экипажи в армейские бараки на берегу. Наши моряки не стали отвечать на какие либо вопросы и отказались есть, опасаясь что в пищу могут быть добавлены какие либо препараты. Столкнувшись с таким поведением экипажей, после двухдневной голодовки, моряков вернули на корабли, позволив им там самим питаться.

Отступы между изображением и текстом СМРТ «Холод» под арестом в Такоради (Гана)

СМРТ «Холод» под арестом в Такоради (Гана)

Причины задержания судов долго не указывались, к морякам не допускались наши дипломаты. Только 17 октября послу разрешили встретиться с капитанами судов, подобные проволочки посол прокомментировал как «скандальные нарушения международного права и привилегий дипломатических миссий». Когда, наконец, рыбаки дождались посла  СССР, тот их успокоил, что «принимаются все меры для освобождения». Однако охрана не давала общаться с ним, а в образовавшейся сутолоке получил ранение штыком в плечо рыбак с севастопольского судна. После встречи посла с капитанами обоих судов их отвезли в столицу Ганы, где поместили в одиночные тюремные камеры. 18 октября советское посольство в Аккре выступило с заявлением, что суда попали в ганские воды случайно, на обоих траулерах возникли неполадки с двигателями и, в то время как экипаж «восстанавливал механизмы», они невольно «дрейфовали в ганские воды» и что ни один из них не ловил рыбу в это время. Так что траулеры не нарушали общепринятое международное право в территориальных водах и власти Ганы должны освободить траулеры.

Первоначально советские моряки подозревались в незаконной контрабанде оружия, позже в заговоре с целью восстановить власть свергнутого президента  Нкрума. Ситуация осложнялась тем, что побережье где находились и вели обмен наши моряки находилось под контролем племен откуда вышел свергнутый президент Нкрума. И как сообщала ганская разведка бывший президент тратил сотни тысяч долларов на обучение своих сторонников для свержения правящего режима. В этой атмосфере главный прокурор Ганы утверждал что есть связь между действиями траулеров и слухами о предполагаемом заговоре. Местная пресса в передовых статьях обвиняла наши  траулеры в «сомнительной и безобразной миссии, которая представляет большую угрозу нашей национальной безопасности.» Два бывших  сотрудника службы безопасности Нкрумы, которые находились в изгнание в Гвинее, но  затем возвратились в страну, сообщили, что эти два траулера были замечены в Конакри (Гвинея), где в изгнании жил Нкрума. Ганский сержант идентифицировал одного из членов команды как военного специалиста, который при режиме  Нкрумы читал лекции о безопасности. Второй советский  “'моряк” был опознан его прежним ганским водителем как представитель службы безопасности. Капитан «Холода» Валентин Пархоменко ранее в течение года жил  в Гане - якобы как рыбак, но фактически работая  океанографом.

Инцидент с нашими траулерами был использован для внутри политических разборок между бывшими союзниками. Маршал авиации Майкл Оту (M.A.Otu , командовал ВВС с июля 1963 г. по март 1968 г.) и его помощник лейтенант флота Квапонг (Kwapong), были арестованы 28 ноября 1968 г. Им было предъявлено обвинение в подрывной деятельности и планах по свержению Совета. Обвинения против этих двух чиновников были связаны с задержкой двух советских рыболовецких траулеров и их команды в октябре 1968 г. После долгого разбирательства военный суд оправдал обоих за отсутствием улик.

Задержание траулеров привели к осложнению отношений между нашими странами. Дипломатические усилия освободить корабли и команды были безрезультатны, ганское руководство отказывалось отпустить траулеры и команды. После этого было решено задействовать экономические рычаги. В конце января 1969 г. СССР прекратил поставки нефтепродуктов в Гану, хотя они были оплачены ганской стороной. 9 февраля 1969 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Викторович Подгорный передал послу Ганы в Москве ноту протеста в связи с задержанием советских траулеров.

 

Часть 5. Часть 7.