Розин Александр.
Ганский
поход – первый опыт использования ВМФ как инструмента давления.
Часть 6. Задержание советских
траулеров.
Свергнутый президент Ганы Кваме Нкрума с 3 марта 1966 г.
жил в Конакри, по предложению президента Гвинеи Секу
Туре он был провозглашен вице-президентом. Взявшая власть военная хунта
опасалась возможного выступления сторонников свергнутого президента и
внимательно отслеживала все происходящее в Гвинейском заливе. Советские
рыболовецкие траулеры время от времени заходили в порт Конакри и так как там
жил свергнутый президент, то любое их появление у ганских берегов, по мнению
хунты, таило в себе потенциальную
угрозу. А тут еще в октябре 1968 г. в Гвинейском заливе появилась
рыбопромысловая плавбаза «Ветер» (капитан Николай Иванович Крылов) пришедшая из
Севастополя для снабжения траулеров. Бывший в том рейсе дублером капитан-директора Игорь Тюфтерев вспоминает: «… промежуточная цель -
Гвинейский залив. Там четыре рыбопромысловых судна ловят акул, и мы для них
везем снабжение, продукты, воду. Буфетчица постирает постельное белье, у нас
отличная прачечная и большие запасы пресной воды.
И вот на
рассвете показались два наших судна, идем на сближение, ложимся в дрейф, погода
благоприятствует нашей стоянке. Договорились, что обо судна ошвартуются к нашей
базе, с этой целью поставили надувные кранцы, типа «Иокогама».
После швартовки
судов началось общение экипажей, многие знают друг друга, другие знакомятся по
должности, получают письма, корреспонденцию, приветы, посылки и прочее. Грузят
снабжение, продукты, начали принимать нашу воду, главное для них - обмен
кинофильмами.
Я тоже
встретил своего первого выпускника прошлого года - он 3-й помощник капитана -
Осипов В.К. на судне «Холод»….
В такой
же последовательности и с теми же действиями обслужили и другие два судна и
двинулись в путь уже под вечер около 18.00, а около 23.00 получили радиограмму.
Что три (ошибка автора - два) судна из четырех арестованы в территориальных
водах Ганы. Сразу об этом сообщили в Севастополь. Подробности этой истории я
узнал только через полгода. И виной всему наш заход к нашим военным и невидимая
рука «Янки». Это мое личное мнение.»
Возможно, причастность
американцев к этой провокации могла иметь место, хоть и косвенно. Суда,
обеспечивающие промысел были здесь частыми гостями, но «Ветер» попал под особый
контроль, так как он в Средиземном море
передал на наши боевые корабли военный
груз, принятый на борт в Севастополе. Это не осталось не замеченным
американцами, после передачи за кораблем некоторое время следовал американский
эсминец. Вполне возможно, что информация о плавбазе транспортировавшей военный
груз могла быть сообщена в американское посольство, а оттуда ее могли довести
до сведения руководства Ганы. А те, опасаясь заговора и подозревая, что
советские суда могли использоваться для транспортировки оружия взяли и
захватили в октябре 1968 г. в своих территориальных водах два советских
рыболовецких траулера, пришедших туда в
погоне за косяками рыбы с запада. Тем
более что и сами моряки этому косвенно содействовали.
Средний рыболовный траулер
морозильный «СРТМ-1243» (тип Маяк, пр.502) из Севастополя которым командовал
капитан Борис Черноколов, трижды осуществлял лов в
пределах территориальных вод Ганы 30
сентября и 5 октября 1968 г. не имея лицензии. Кроме того моряки траулера
неоднократно вступали в контакты с местными жителями. В 3 утра 2 октября три местных
рыбака на небольшой лодке подошли к
стоящему на якоре траулеру «СРТМ-1243». Советские моряки приветствовали их и
пригласили на борт. На языке жестов наши моряки попросили фрукты и экзотических животных, в обмен они в виде аванса дали
тунца и уговорились встретиться через
два дня. В назначенное время африканцы прибыли с бананами, апельсинами,
кокосовыми орехами, сахарной свеклой, одной обезьяной и попугаем. За все они
получили восемь акул. Торговлю решили продолжить и шесть дней спустя - 10
октября они доставили еще больше экзотических фруктов, вторую обезьяну и
попугая. Тогда же их и заметили ганские военные. Пилот ганских ВВС выполняя учебный полет обнаружил СРТМ. В своем сообщении
он радировал в штаб, что траулер явно нарушил 12-мильную зону тервод Ганы и находится на расстоянии в полмили от
побережья, около крошечного острова Abukwa. Пилот также наблюдал шесть долбленых лодок, которые
принимали груз с траулера. Когда СРТМ
заметил самолет, он резко снялся с якоря и поспешил отойти от берега. Посланные
позже на поиск ганские самолеты,
обнаружили четыре советских
траулера в 12-мильной зоне, при этом рядом с одним из траулеров была
долбленая лодка с двумя местными жителями, которые сразу отправились к берегу,
а когда самолет, снизившись, пытался их рассмотреть, то они скрывали свои лица.
Ганский флот послал корвет «Kromantse» чтобы провести расследование. В 23.30 10 октября корвет подошел к «СРТМ-1243» и
новороссийскому траулеру «Холод» (бортовой 234), которые стояли на якоре в
12-мильной зоне. Другие траулеры были вне территориальных вод. «Kromantse» сигнализировал «СРТМ-1243» и «Холоду» идти в порт Такоради. Вместо этого они, подняв якоря, направились в
открытое море. Корвет начал преследование и открыл предупредительный огонь из
четырех дюймового орудия, только после 6 выстрелов траулеры остановились и с
ганскими моряками на борту направились в порт. Радист «Холода» успел сообщить в Москву о захвате судна. Бывший старший помощник капитана траулера «Холод» Валентин
Титков вспоминал: «Несмотря на крайне неприятную ситуацию, экипаж
держался мужественно. На первых порах при захвате мы пытались уйти, но нас
остановили выстрелы из орудий сторожевого корабля и последовавший за этим
десант на резиновых надувных лодках. Всю ночь на судне шел обыск, искали
оружие, которого у нас просто не могло быть. Вскоре поступило сообщение из
Москвы: нам советовали мужественно держаться и постараться решить конфликт в
море.» Но решить конфликт на месте не удалось.
Игорь Тюфтерев
вспоминает: «Конечно, нарушение территориальных вод нашими
судами было - они вошли в 12 мильную зону, но до нашего подхода они подходили
там прямо к берегу, покупали маленьких обезьянок и прочее, и не было никаких
проблем. А тут очевидно, что выжидали такого момента, когда они войдут в зону и
сразу подскочили «наши торпедные катера», всех моряков избили «нашими
прикладами» - вот что значит вооружать негров, арестовали суда и моряков и там
они сидели около шести месяцев.»
В порту Такоради оба
арестованных советских рыболовных судна оказались рядом. На борт
«Холода» прибыли высокие военные чины, которым капитан траулера Валентин
Петрович Пархоменко вручил «Морской протест» и потребовал поставить в
известность посла СССР. В ответ
военные с применением силы загнали
экипажи в армейские бараки на берегу. Наши моряки не стали отвечать на какие
либо вопросы и отказались есть, опасаясь что в пищу
могут быть добавлены какие либо препараты. Столкнувшись с таким поведением
экипажей, после двухдневной голодовки, моряков вернули на корабли, позволив им
там самим питаться.
СМРТ «Холод» под арестом в Такоради (Гана)
Причины задержания судов долго
не указывались, к морякам не допускались наши дипломаты. Только 17 октября
послу разрешили встретиться с капитанами судов, подобные проволочки посол прокомментировал
как «скандальные нарушения международного права и привилегий дипломатических
миссий». Когда, наконец, рыбаки дождались посла СССР, тот их успокоил, что «принимаются
все меры для освобождения». Однако охрана не давала
общаться с ним, а в образовавшейся сутолоке получил ранение штыком в плечо
рыбак с севастопольского судна. После встречи посла с
капитанами обоих судов их отвезли в столицу Ганы, где поместили в одиночные тюремные
камеры. 18 октября советское посольство в Аккре выступило с заявлением, что
суда попали в ганские воды случайно, на обоих траулерах возникли неполадки с
двигателями и, в то время как экипаж «восстанавливал механизмы», они
невольно «дрейфовали в ганские воды» и что ни один из них не ловил рыбу
в это время. Так что траулеры не нарушали общепринятое международное право в
территориальных водах и власти Ганы должны освободить траулеры.
Первоначально советские моряки
подозревались в незаконной контрабанде оружия, позже в заговоре с целью
восстановить власть свергнутого президента
Нкрума. Ситуация осложнялась тем, что
побережье где находились и вели обмен наши моряки находилось под контролем
племен откуда вышел свергнутый президент Нкрума. И
как сообщала ганская разведка бывший президент тратил
сотни тысяч долларов на обучение своих сторонников для свержения правящего
режима. В этой атмосфере главный прокурор Ганы утверждал
что есть связь между действиями траулеров и слухами о предполагаемом заговоре. Местная пресса в передовых статьях обвиняла наши траулеры в «сомнительной и безобразной
миссии, которая представляет большую угрозу нашей национальной безопасности.»
Два бывших сотрудника службы
безопасности Нкрумы, которые находились в изгнание в
Гвинее, но затем возвратились в страну,
сообщили, что эти два траулера были замечены в Конакри (Гвинея), где в изгнании
жил Нкрума. Ганский сержант идентифицировал
одного из членов команды как военного специалиста, который при режиме Нкрумы читал лекции
о безопасности. Второй советский
“'моряк” был опознан его прежним ганским водителем как представитель
службы безопасности. Капитан «Холода» Валентин Пархоменко ранее в течение года
жил в Гане - якобы как рыбак, но
фактически работая океанографом.
Инцидент с нашими траулерами был
использован для внутри политических разборок между бывшими союзниками. Маршал
авиации Майкл Оту (M.A.Otu
, командовал ВВС с июля 1963 г. по март 1968 г.) и его помощник лейтенант флота
Квапонг (Kwapong), были
арестованы 28 ноября 1968 г. Им было предъявлено обвинение в подрывной
деятельности и планах по свержению Совета. Обвинения против этих двух
чиновников были связаны с задержкой двух советских рыболовецких траулеров и их
команды в октябре 1968 г. После долгого разбирательства военный суд оправдал
обоих за отсутствием улик.
Задержание траулеров привели к
осложнению отношений между нашими странами. Дипломатические усилия освободить
корабли и команды были безрезультатны, ганское руководство отказывалось
отпустить траулеры и команды. После этого было решено задействовать
экономические рычаги. В конце января 1969 г. СССР прекратил поставки
нефтепродуктов в Гану, хотя они были оплачены ганской стороной. 9 февраля 1969
г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Викторович Подгорный
передал послу Ганы в Москве ноту протеста в связи с задержанием советских траулеров.