Розин
Александр.
Ганский поход – первый опыт использования ВМФ как
инструмента давления.
Часть 3. Наши моряки в Гане.
Наш торговый флот проложил регулярные трассы в порты Ганы. Весной 1962
г. в Гану пришел первый советский пароход «Иван Павлов» доставивший советские
товары, в обратный рейс пароход взял груз какао-бобов. В том же году впервые
доставило в Ленинград 5 тыс. т какао-бобов и ганское судно «Оффин
Ривер». Количество наших торговых судов в портах Ганы возрастало, в 1963-1964 гг. их
было 40, а в 1965 г. уже 66. На борту их
было большое количество народно-хозяйственных грузов для строящихся с помощью СССР различных
предприятий и объектов. Так в марте 1965 г. советское судно «Трансбалт» доставило в порт Тема 10.500 тонн цемента. Наши суда были одними из
многих доставлявших или вывозивших грузы. Для сравнения - количество торговых
судов побывавших в портах Ганы.
Национальность/год |
1963-1964 |
1965 |
Гана |
81 |
111 |
Германия |
119 |
125 |
Панама |
43 |
45 |
Польша |
27 |
48 |
Дания |
18 |
19 |
СССР |
40 |
66 |
Воды Южной Атлантики и Гвинейского залива были богаты рыбой и СССР, для
которого морепродукты являлись важной составляющей продовольственного рынка,
имел со многими странами этого района, в том числе и с Ганой договоренность о
совместной добыче морских продуктов на взаимовыгодной основе. Участвовавший в
походе на борту тунцелова «Обдорск»
в 1962 г. сотрудник научно-исследовательского института рыбного хозяйства и
океанографии Юрий Николаевич Иванов рассказывал: «Мне вспоминается, как в прошлом году вместе
с нами пришло в Такоради судно «Очемчири».
Какую радостную и теплую встречу устроили советским рыбакам ганцы! Еще бы, «Очемчири» прислал в Гану Советский Союз, чтобы научить
смелых, сильных парней ловить рыбу не таким вот неводом или сетью-закидушкой,
а добывать ее при помощи современных орудий лова!
И какой
гордостью сияли глаза первой партии ганских парней, отправлявшихся в море в
свой первый рейс на настоящем, отлично оснащенном рыболовном тральщике! Многому
тогда научили их советские рыбаки. Наша страна помогает молодой африканской
республике в становлении ее народного хозяйства. Вот почему нас, советских
людей, везде на этой земле встречают с улыбкой.»
Советский Союз активно помог Гане в создании рыболовецкого флота и в
подготовке местных кадров. В марте 1963 г. в Теме состоялась
торжественная передача первого советского траулера национальной компании Ганы. Всего
в 1963-1965 гг. Гане было продано 21 рыбопромысловое судно. О том как проходило обучение, прекрасно было рассказано в
декабрьском номере 1961 г. журнала «Вокруг света»: «Это необычная школа. Здесь нет классов - их
заменяют машинное отделение и главная палуба. Нет здесь и учителей в обычном
смысле этого слова. Уроками служит самоотверженный рыбацкий труд, труд друзей -
граждан свободной Ганы и Советского Союза. На борту нашего траулера «Очамчире»
ганские юноши учатся управлять современным рыболовным судном, перенимают у
рыбаков калининградской флотилии их опыт добычи и обработки рыбы.
...Рано
начинается день у боцмана Владимира Гринкевича и его
помощника-дублера Томаса Окрана. К семи часам утра им
нужно подготовить к учебным занятиям промысловое вооружение. А тем временем
команда под руководством мастера добычи Прокопия
Ефимовича Говорина успевает выбрать первый трал. Он
никогда не приходит пустым. За первым подъемом рыбы следует второй, третий...
Из машинного
отделения выходит Годвин Сану.
- Много
рыба, - улыбаясь, говорит он по-русски. - Раньше надо много дней для столько рыба.
Сану
поднимает с палубы сардину, гладит ее.
Рыбу убирают
в трюм. И трал снова отдают морю. Можно приступать к занятиям.
Сану и его
земляк Айону внимательно слушают объяснения старшего
механика траулера Дмитрия Пьяных. Склонились над электрическими схемами судовой
электромеханик Алеша Макаренко и Николас Кафиди Этому ганскому юноше
приходится особенно трудно, ведь «Очамчире» - первая в его жизни школа.
Я смотрю на
их сосредоточенные лица и вспоминаю о встрече, происшедшей несколько дней
назад. Далеко в море рядом с нашим траулером оказался маленький моторный бот.
На борту его стояло шестеро африканцев. Они вытаскивали сеть и пели протяжную
песню.
- Джордж, -
спросил я Айону, - о чем они поют?
Он грустно
улыбнулся.
- Не знаю,
как перевести. Это старинная песня. Они просят море дать им больше рыбы. Они
поют о том, что сырые сети очень тяжелы для их обессилевших рук. Вот так наши
рыбаки добывали свой хлеб испокон веков. На парусных лодчонках выходили в
океан...
Джордж
отвернулся. Мне показалось, что за его спиной осталось все печальное прошлое
ганских рыбаков.»
Для ганского рыболовного флота, на Киевском ССЗ
«Ленинская кузница» было построено и
передано в 1963-1965 гг. 15 рыболовецких траулеров типа «Маяк» проект 502 (1963
г. - «Pioneer», «Bonsu», «Pioneer II», «Chemu», «Benya», 1964 г. - «Asukese», «Apapasu», «Sushien», «Kyerawe», «Kankrama», 1965 г. - «Nsaki», «Ankasa», «Domi», «Pasa», «Ehum») пять из них вошли в состав Mankoadze Fisheries Ltd,
а десять - Passer Maritime Ltd. Помимо траулеров 502 проекта Гане передали в 1965
г. БМРТ «Mankoadze», в 1966 г. РТМ «Тропик» (без
смены названия), восемь СЧС в 1965 г. : «Konfo II», «Konfo III», «Konfo IV» (брт 78, нрт 20) рейс
Николаев-Тема на буксире у «Зенита» до Гибралтара, «Konfo
V» шел в сопровождении траулера «Domi», а «Kokore I», «Kokore II», «Kokore III», «Kokore IV» (брт 78, нрт 20) шли в
сопровождении ПР «Agyasi Manko». Для обслуживания траулеров непосредственно в море в
1965 г. СССР осуществил поставку в Гану
транспортного рефрижератора проекта 582 - «Agyasi Manko» (1965). Помимо поставок судов было
решено направить 84 ганских стажеров в СССР для обучения,) но так как это
требовало значительного времени, советские моряки обучали местных рыбаков
работать на новых судах на месте. Так команда рыбаков под руководством
капитана В.Кучеренко, перегонявшая закупленный Ганой траулер «Chemu». После доставки корабля с января 1964 г. по январь
1965 г. - год обучала ганцев. Кроме того более сотни наших моряков остались
работать на переданных траулерах, покуда не будут подготовлены местные кадры.
Порты Ганы для наших рыбаков были тем местом, где они могли передохнуть
между путинами. Участвовавший в походе на борту тунцелова
«Обдорск» в 1962 г. сотрудник
научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Юрий
Николаевич Иванов вспоминал о своих ощущениях по прибытию в порт Тема после
трехмесячного плавания: «В то
утро я сделал замечательное открытие: узнал, что земля пахнет. Не горстка
земли, взятая в ладонь, а целый материк, громадный «Черный континент». Приезжая
из душного города на берег моря, мы замечаем, какой чудесный «морской» запах
исходит от него.
А когда
моряки после длительного пребывания в открытом океане приближаются к берегу,
они чувствуют, как чудесно, замечательно пахнет земля. Африка пахла разогретой
листвой, смолой, вытопившейся из древесных стволов, и цветами. И еще от нее
исходил крепкий, чуть горьковатый запах какао.»
28 июля 1965 г. были произведены перестановки в руководстве
вооруженными силами после того, как военачальники выразили недовольство
созданием президентской гвардии и уменьшением финансирования армии (в 1962 г.
на оборону истрачено - 29,8 млн. седи, в 1963 г. -
23,2 млн., в 1964 г. - 21,1 млн., в 1965 г. - 25,4 млн. седи).
Эти перестановки сорвали готовящийся переворот. Как говорилось в меморандуме
ЦРУ: «внезапная отправка сегодня в отставку начальника обороны Ганы Оту (Otu) и его заместителя Анкра
(Ankrah) эффективно нейтрализует двух потенциальных лидеров переворота. Оба
принимали участие в заговоре в течение нескольких месяцев, но колебались
слишком долго и дали Нкрума возможность действовать
первым».
Эти события происходили на фоне роста дефицита платежного баланса и
государственного долга, обусловленных резким падением мировых цен на какао и
нехваткой средств для финансирования грандиозных
проектов развития промышленности, субсидируемых за счет краткосрочных займов на
крайне невыгодных условиях. Так валютные резервы Ганы уменьшились с 200 мил. ф. ст. в 1957 г. до 40 мил. ф.
ст. в 1966 г. Прибегать к трате резервов правительство Ганы было вынуждено
из-за резкого снижения мировых цен на какао-бобы. Если в 1953 г. тонна
какао-бобов продавалась за 287 ф. ст., а наивысшая цена в последующие годы
поднималась до 467 ф. ст., то в 1963 г. она составляла 208 ф. ст., а в 1965 г.
– всего лишь 140 ф. ст. за тонну. Т.П.Омари писал: «Значительную часть вины за низкие
цены на ганские какао, можно было бы отнести на счет вмешательства и
манипуляции западного, в частности американского, неоколониализма». Все это привело к
жестким ограничениям импорта, увеличению налогов, нехватке товаров первой
необходимости и инфляции. Критики говорили о нерентабельности многих
предприятий государственного сектора. Но это признавало и само правительство. К.Нкрума оправдывал огромные вложения в госсектор, который
на первых порах не приносил прибыли, стремлением «обеспечить занятость для
народа». С точки зрения социальной такие расходы были необходимы. Они были
также необходимы для завоевания экономической независимости.
Трудности, с которыми сталкивалась страна, решались различными
способами, не всегда адекватными. Так первые забастовки 1961 г. вызванные
увеличением налогов, были подавлены «силовыми методами». Трудности усиливались
массированной враждебной пропагандой как внутри страны, так и вне ее. Используя действительные и
мнимые недостатки и ошибки правительства, искусственно сочетая правду, домыслы, а то и сознательную клевету, противники режима
стремились восстановить против НПК и лично К.Нкрумы
общественное мнение, как в самой Гане, так и за рубежом.